главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 42. (о кооперации и рефлексии) |
§ 65. 1 (чтение и разбор текста Г.П.Щедровицкого «Методология науки, логика, теория мышления») |
Ответы на вопросы |
§ 65. 2 (продолжение) |
Ответы на вопросы |
§ 65.3 (чтение и разбор главы текста Г.П.Щедровицкого «Методологический смысл и проблемы лингвистических универсалий») |
Ответы на вопросы |
§ 65.4 (чтение текста Г.П.Щедровицкого «Кооперации и оформляющие их организованности») |
Ответы на вопросы |
приложение: Г.П.Щедровицкий, В.Я.Дубровский «Научное исследование в системе «методологической работы» |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 10 декабря 2010 года |
о лекциях на сайте Фонда предыдущей (до публикуемх лекций) версии - https://www.fondgp.ru/old/projects/jointly/school/0.html |
лекция 42 | (о кооперации и рефлексии) |
§ 65/?? (1) | (чтение и разбор текста Г.П.Щедровицкого «Методология науки, логика, теория мышления») |
Верховский Н. …Вторая проблема, номер два, заключается в том, что… Если кому не видно, у этой книжки одна закладка вот здесь, а вторая вот здесь. Но читать не надо всю книжку, наверное. Я надеюсь, что я по ходу пойму, где закончить. |
Чтобы преодолеть эту остановку, нам кажется, целесообразно рассмотреть научное исследование как вид производственной, инженерной деятельности, а именно - как производство новых знаний. Такое представление - а оно вряд ли может вызвать возражения как одно из возможных при определенных задачах исследования - имеет то преимущество, что позволяет без особого труда выявить и описать те типы знаний, которые необходимы ученому-исследователю, чтобы осуществить свою деятельность. Действительно, предположим, что перед ученым поставлена определенная исследовательская задача. Это значит, при нашем способе подхода, что ему указан вид того продукта - научного знания, которое он должен получить, и те объекты - предметы деятельности, которые он должен «обрабатывать» и к которым должно относиться это знание. Кроме того, чтобы решить задачу, исследователь должен владеть определенными средствами решения и должен суметь построить из них процедуру, или процесс решения задачи. Совершенно очевидно, что избавиться здесь от обезьяньего пути чистых «проб и ошибок», можно только при условии, что существуют еще особые дополнительные положения, говорящие о том, какие средства нужно использовать и какие процедуры (или процессы) деятельности надо строить, чтобы решить задачи определенного типа. Эти положения и являются тем, что обычно называют «методом». Описанные выше элементы научно-исследовательской деятельности можно изобразить в блок-схеме вида: |
Анализ работ Аристотеля показывает, что именно такими, т.е. предписаниями к построению процедур деятельности со знаковыми выражениями, были первые формально-логические принципы и положения. И именно поэтому они составляли важнейшую часть «Органона», т.е. метода науки того времени. 2. Введенная нами схема является простейшей и изображает лишь самые элементарные типы деятельности с использованием «методических положений». Дальнейшее развитие деятельности и участвующих в ней «положений» идет по многим различным линиям. В частности, в ходе научного исследования могут быть поставлены такие задачи, для которых не будет необходимых средств. Тогда исследование естественным образом будет приведено к другой (а в общем процессе - вспомогательной) задаче: выработать новые средства и соответствующие им процедуры деятельности. Поскольку средства деятельности сами являются «положениями» или знаниями (в широком смысле этого слова), создание их будет особым процессом научно-исследовательской деятельности, для него понадобятся свои объекты, свои средства и процедуры, а следовательно - и свои особые методические положения. Таким образом, мы получим связку из двух структур деятельности, в каждой из которых будут свои методические положения, но, кроме того, очевидно, понадобится еще одна группа методических положений - как бы второго порядка, в которых будет отражена в качестве особых предписаний к деятельности сама связь этих двух структур. Схематически это можно изобразить так: |
К подобному же наращиванию «методических положений» более высокого порядка ведет и усложнение самой деятельности по применению предписаний; с какого-то момента она сама начинает нуждаться в управляющем и регулирующем механизме. На схеме этот случай будет выглядеть так: Кто-нибудь понимает, о чем идет речь? Ищенко Р. Пока не о рефлексии. Верховский Н. Пока не о рефлексии? Мне кажется, зря ты говоришь, что не про рефлексию. Ну, может быть дальше будет? Продолжим: …Особую линию развития «методических положений» задает необходимость строить процедуры (или процессы) решения задач. В этом случае само решение, оформленное в виде последовательности формальных соотношений между знаниями и переходов по этим соотношениям, выступает как продукт специальной деятельности, основывающейся на особых средствах и особом методе. Но, как и во всех предыдущих случаях, если отвлечься от специфических моментов, мы получаем усложнение общей структуры деятельности и обусловленное этим появление «методических положений» более высокого порядка. |
В частности, меняются функции и строение «методических положений» более низкого порядка: они перестают быть собственно «методическими» и превращаются в то, что мы называем «средствами» деятельности; соответственно этому и при анализе мы должны относить их уже не в блок «методических положений», а в блок «средств». Таким образом, этот процесс является, по существу, процессом «свертывания» структур деятельности: он все время как бы возвращает в прежнее состояние отношение «методических» и «неметодических» слоев «положений» в деятельности, хотя при этом происходит непрерывное усложнение общих структур как деятельностей, так и знаний. Примеры подобных превращений «методических положений» в «средства» деятельности описаны сейчас уже на материале ряда наук и поэтому мы не будем их здесь приводить и разбирать. Часть закончена. Коллеги, есть ли какие-то суждения в этой части? Хорошо, третья часть: 3. Специальный анализ «методических положений» показывает, что они не являются «знаниями» в точном смысле этого слова: они ничего не обозначают, не изображают и не описывают. Они, если можно так выразиться, лишь «включают» деятельность, составленную из строго определенных процедур, основывающуюся на определенных средствах, направленную на определенные объекты и дающую, в соответствии с этим, строго определенный продукт; они являются «предписаниями» в точном и прямом смысле этого слова. |
Сформулировав этот тезис, мы приходим к выводу, что «методические положения» - если они действительно образуются только таким путем - не могут быть научными положениями, а метод науки - не может быть продуктом научного исследования. Результат, по меньшей мере, грустный. Верховский Н. Не очень понимаю, о чем идет речь? Что значит, что мы разойдемся с бесспорными требованиями метода? Какого метода? |
Вопросы - ответы |
Муж. Такой вопрос. Методология – это то, что в рамках пунктира, или с учетом всего, того, что даже за пунктиром? Просто чем отличаются схема сверху и схема снизу, тем, что управление деятельностью вынесено за скобки, да? Ну и плюс дополнительные связи между историческим знаниями и предписаниями, там появляются? Флямер М. Тут схемы разные. Одна схема называется «метод», а другая – «методология». Муж. Методология – это то, что пунктиром? Задание пунктирной линии – оно как бы чем объясняется именно с точки зрения координат, что это? Верховский Н. Нет, ну здесь написано, вот «методология», над ней написано. Здесь написано «управление деятельностью». В этом смысле… Муж. Я стираю пунктирную линию – смысл исчезает какой-то? Верховский Н. Здесь вот мы очерчиваем собственно методологию. Здесь же было написано выше. Жен. Там верхняя схема и нижняя схема ничем не отличаются кроме парочки стрелочек и вот этой пунктирной линии. Он и спрашивает. Верховский Н. Слушай, вообще все схемы не отличаются друг от друга кроме парочки стрелочек и пунктирных линий. Муж. Мы принципиально, значит, допускаем(?). Жен. Нет, ну содержательно, словами. Содержание(?). Верховский Н. Там вон тоже, знаете, парочка стрелочек и пунктирных линий. Муж. Если методология внутри, тогда почему не уберем стрелочку и управление деятельностью не нарисуем? Верховский Н. Чего, прости? Здесь можно вот так вот очертить. Здесь схема метода; в этом смысле – схема какая-то, которая объективирует метод, создает метод как объект. А это, в принципе, схема процессная, и стрелочки здесь задают процессуальность и деятельность. Как я понимаю, опять же; я не готов, так сказать, биться об заклад. И в этом смысле метод и методология. Методология в точном смысле этого слова. Муж. Продуктом методологии являются методические предписания или методические знания? Вот на схеме это по логике похоже, что методические предписания, поскольку они выходят в управление деятельностью, как продукт. Ну, по крайней мере, вот так вот если посмотреть. Верховский Н. Продуктом? Методологии? Что-то здесь я не видел слов «продукт методологии». Я не знаю, здесь про это не написано. Муж. Ну, главной целью там. Главной целью методологии там – методические знания, да? По-моему. |
Верховский Н. «Для того, чтобы методические положения могли быть знаниями…» Мы можем так долго. «…должен быть выделен и развернут особый предмет изучения и должен быть найден особый эмпирический материал…» Ну, если я понимаю, это вот про этот кусочек в нижней части схемы. «…при обработке которого формируются знания. Вместе с тем за этим предметом и эмпирическим материалом должен стоять особый, реально существующий объект изучения или какая-то объектная область». Это всё вот про эту часть. «Этот предмет и объект должны быть такими, чтобы развертывание предмета и, соответственно, изучение объекта давали, с одной стороны, обоснование существующим предписаниям метода, а с другой, могли бы служить основанием для выработки новых предписаний». Не уверен, что можно показать, как это точно на схеме нарисовано. «Только в том случае, если так или иначе решается эта задача…» То есть, если знания дают основания для предыдущих предписаний и служат фундаментом для будущих предписаний. «…можно говорить о методологии в точном смысле этого слова». То есть что является… отвечая на Ваш вопрос, можно так сказать, я могу так сказать, свою версию дать: продуктом являются такие знания, которые, с одной стороны, обосновывают предыдущие методические предписания, а с другой стороны, служат основанием для следующих методических предписаний. Нет? Флямер М. Некорректно. Верховский Н. Некорректно? Ну, подскажи. Я же, видишь, мучаюсь. Флямер М. Нет, а что ты тут? В смысле, «подскажи»? Ищенко Р. Читай дальше. Флямер М. Я могу сказать, почему это некорректно. Потому что, чтобы обсуждать продукт методологии, нужно обсуждать его не в свете того, что вносит вот этот акт методологической работы в некое управление какой-то деятельностью, а обсуждать продукт и ее собственно цели и задачи, которые могут быть гораздо шире, чем эпизод с какой-то деятельностью, по поводу которой выстраивается управление. И что не нарисовано на этой схеме. Соколов А. Ну, в рамках этой схемы. Верховский Н. В рамках этой схемы не говорится о продукте. В рамках этой схемы говорится о типе знаний, которые получаются внутри методологии как… Жен. При развертывании объекта изучения. Верховский Н. …научной разработке положений метода и о собственно методических знаниях. Вот смотрите: методология – это научная разработка положений метода; здесь так цитируется. Научная разработка положений метода. Здесь мы не говорим о продукте в этом смысле. Научная разработка положений метода. |
В этом смысле: положения метода могут быть каким-то указанием. С другой стороны, здесь говорится о том, что собственно сутью этой научной разработки являются методические знания, которые – ну, читай дальше это самое. Муж. Просто вот эта стрелочка, которая вверх… Соколов А. Да, она смущает. Вот если ее убрать и убрать управление деятельностью, то всё. Муж. Вот стрелочка, которая ведет к управлению деятельностью – это как бы… Верховский Н. Вы такие лихие ребята, такие, знаете… Текст написал Георгий Петрович Щедровицкий. Они такие говорят: «Давайте стрелочку уберем, что-то не нравится она нам». Ну, я так вот как бы ставлю себя на его место и думаю… Муж. То есть, фактически управление деятельностью – это связка из методических знаний и методических предписаний, а не просто методические предписания, правильно? Флямер М. Конечно. Соколов А. Плюс еще каким-то образом объект там задан тоже в этой связке. Флямер М. Конечно. Это же не просто предписания, а научно обоснованные. Верховский Н. Научно обоснованные, потому что они, так сказать, получены от какого-то объекта на основе знаний и так далее. Муж. ***, значит, предписания, акцент на предписания методические будет, хоть они и научно обоснованные. Но фактически в деятельности используются методические предписания, а не исторические знания. Или и то и другое? Реплика. В предыдущих схемах методические положения были нескольких порядков. Потом сказали, что методические положения являются методическими предписаниями, и сейчас они ***. Верховский Н. Нет, здесь акцента нет. Здесь как раз акцент на знания. Вот в этом куске, суть, так сказать, этого куска в том, что он вводит… Ну, собственно какую задачу решает Георгий Петрович? Он же в предыдущем такте сказал. Он сказал, что получаем знания, которые… либо они так, понимаешь, не являются предписаниями, либо получаем предписания, а метод получения предписаний невозможен. Вот надо построить такой объект, который позволил бы получать предписания научным путем; в этом смысле с опорой на знания. И вот он строит эту связку и этот предмет. В этом смысле здесь нельзя вырвать один элемент и сказать: «Вот, предписания здесь – самое главное». |
Здесь главное – связка между вот этим, вот этим, вся тройная связка о том, что есть какой-то специально сконструированный объект, есть какие-то специальные знания, которые обосновывают предписания. А дальше это потом управление деятельностью – ну, они направлены, возможно, на него, но суть все-таки вот в этом пунктирном кружочке. Поэтому нельзя говорить о том, что это только методические предписания. Здесь не в этом… это, если хотите, методические предписания штрих, то есть это не те методические предписания, которые получены искусственным путем, а это вот особые методические предписания, обоснованные знаниями. Не знаю, так или не так, Миша? Давайте я продолжу; может, там есть ответы дальше? Флямер М. Смотря с чем есть желание разобраться, о чем вопрос. Мы с чем будем разбираться? Соколов А. Может быть, здесь главная стрелка, которая вот эта, выходит из методологии и упирается в управление деятельностью. На чем фокусироваться? Почему надо фокусироваться на том, что внутри пунктирной линии? Муж. Могу ли я внутри пунктирной линии всё убрать и просто написать большими буквами «МЕТОД»? Соколов А. Да. Или один квадрат оставить. Верховский Н. Знаете, я могу сказать… Вы можете всё, что угодно. Можете убрать, стереть, нарисовать цветочек можете, например, в этой штуке. Это пожалуйста, в этом смысле. Флямер М. Чтобы разобраться с чем, с каким вопросом, вы убираете, прибавляете? Соколов А. Ну, насколько я понял, вопрос был о стрелочке, которая выходит из методологии и направлена на управление деятельностью. Жен. Вопрос был о том, что такое методология на этой схеме. Соколов А. Да. Муж. Ну и, соответственно, да, то, что стрелочка. Что есть вот этот как бы… Что эта стрелка обозначает? Соколов А. Важно, неважно, к чему она? Верховский Н. Слушайте, ну здесь же, так сказать, вроде черным по белому написано. Соколов А. Мы не видим, что там написано черным по белому. Верховский Н. Синим по белому написано «методология», пунктирный обвод, а внизу написано «управление знаниями». Выше абзац был про методологию. Ну, не знаю, на уровне здравого смысла там не было… Вы хотите разобраться с тем, как методология с управлением деятельностью соотносится? |
Соколов А. Да. Вопрос, я так понял, был туда. Верховский Н. Я не знаю, стоит ли здесь об этом говорить. Флямер М. Зачем ты говоришь, Саша, за других? Муж1. И мне тоже интересно. Я присоединился. Верховский Н. Но здесь не про управление деятельностью. Ну, во всяком случае, в тексте про управление деятельностью пока ничего не сказано. Нарисовано только, что… сказано только одно: что методические предписания развертывают деятельность. Соответственно, методология производит такой тип методических предписаний, который позволяет развертывать деятельность. Соколов А. Все-таки производит, значит, продукт. Верховский Н. Ну что Вы пристали к продукту-то? Что, хочется Вам быть продуктом? Вам свою схему хочется отстроить или эту понять? Муж. Понять эту. Верховский Н. Ну, так тогда давайте эту понимать, а не ту, которая все-таки как бы у Вас уже в голове есть, и Вы пытаетесь под нее подпихнуть всё остальное. Давайте разберемся, что здесь сказано, а не что как бы… а не подтвердим правоту Ваших размышлений. Я вот тоже не понимаю и разобраться хочу, но я вообще ничего не понимаю. Соколов А. Николай! А можно так понимать эту схему: понимать, что функция методологии заключается в управлении деятельностью; для этого она производит работу, которая внутри этого пунктира? Ищенко Р. Наверное, можно, но мне кажется – лучше перечитать кусочек. Соколов А. Ну это можно было бы сейчас просто зафиксировать, дальше как бы, то есть *** и идти дальше. Верховский Н. Я не могу этого зафиксировать. Я не могу этого зафиксировать, потому что единственное, что я могу сказать: вот я прочитал какое-то количество листочков. Да, очень небольшое. Их тут на самом деле четыре части, чтобы вы понимали. Соколов А. Давайте зафиксируем как вопрос и пойдем дальше, да и всё. Верховский Н. Зафиксируйте себе это как вопрос, запишите: является ли функцией методологии управление деятельностью? Замечательно. Поехали дальше. |
§ 65 | (продолжение) |
…Выделение предмета и объекта изучения – проклятый вопрос методологии... Верховский Н. Я же говорил: надо дальше читать. Кстати, к вопросу, на чем здесь акцент сделан, между прочим, обратите внимание: не на том, где управление деятельностью, а на том, где… Да. …Различные решения его определяют как основные вехи истории методологии, так и направления работы в настоящее время. По-разному выделяя предмет изучения, и определяя соответственно этому эмпирический материал для анализа, мы получаем логику, онтологию (метафизику), теорию познания, натурфилософию, генетическую эпистемологию или даже психологию в качестве собственно научных частей методологии. |
Как «логос» Аристотеля, так и «лекта» стоиков понимались как объективно-существующие вне головы человека, и поэтому их представления можно назвать «внешне-объектными» – условное обозначение, которым мы будем пользоваться в дальнейшем; если же прибегнуть к распространенной и привычной терминологии, то по-видимому, такое понимание можно охарактеризовать – тоже условно – как «ранний логицизм». |
При этом непрерывно смешиваются и переплетаются друг с другом объективно-логические и субъективно-психологические характеристики мышления: вопрос об его «экзистенциальном статуте» остается нерешенным. Интересно, что у Декарта отчетливо разделяются положения теории мышления и положения метода – «правила для руководства ума». Для Б.Спинозы, который, в общем, был конечно картезианцем, тоже характерны колебания между внешне-объектным и субъективно-психологическим пониманием мышления; но он был все же больше психологистом, и это, в частности, нашло свое отражение в том, что «мышление» и «материя» являются у него лишь двумя модусами единой субстанции. После Декарта и Спинозы утверждаются представления, что предмет методологических исследований – мышление. На основе этого понимания развертываются многочисленные попытки построить «содержательную логику» мышления, логику процессов исследования, поиска новых знаний, в противоположность традиционной школьной логике оформления в речи известных уже результатов (см. по этому вопросу хотя бы Шольца – предельного формалиста по своим исходным идейным установкам). Но все эти попытки заканчиваются неудачами. |
Рассмотрим это несколько подробнее. |
Долгое время эта трактовка логических положений казалась оправданной, так как все соглашались с тем, что значения знаков языка задаются человеческим пониманием и, следовательно, должны существовать в этом «понимающем аппарате». Так «психологизм» оказывался естественной и само собой разумеющейся формой «содержательной» логики, т.е. логики, ориентированной на значения и содержания знаковых выражений. Вместе с тем указывалась и особая область существования исследуемых явлений - «душа» или психика(5). |
Основания и методы выделения предмета психологии мышления у всех этих школ были различными, одни вложили в это меньше усилий, другие больше, но сейчас, рассматривая всю их работу ретроспективно, мы можем сказать, что у всех у них была одна судьба: ни одной из них, а также никому из представителей более мелких течений в психологии мышления так и не удалось сформировать этот предмет. |
Психологическое исследование знаков и мышления как особого знакового поведения оказалось зависимым от логических понятий; предмет психологической теории мышления, намечавшийся, казалось, столь естественно в первых работах, вдруг исчез и слился с предметом логической теории. |
На эту сторону дела указывают почти все исследователи; но более глубокий анализ показывает, что это только половина правды, а вся состоит в том, что в психологической концепции Ж.Пиаже вообще не оказалось психологии мышления как таковой: как и другим ему не удалось выделить то мышление, которое может быть предметом собственно психологического анализа. 5. До сих пор, говоря о линиях выделения предмета методологии, мы совершенно сознательно не касались, во-первых, многочисленных и весьма разнообразных исследований по так называемой «теории познания» (гносеологии, эпистемологии и т.п.), во-вторых, вырастающих на их основе онтологических систем и, в-третьих, всех «частных методологий» науки вообще и отдельных наук - математики, физики, химии, биологии и т.п. Мы сделали это не потому, что все эти направления не входят или не должны входить в теорию метода, а лишь для того, чтобы лучше решить стоящую перед нами задачу: резче и отчетливее представить схему основных тенденций развития методологии и таким образом сделать более наглядной суть проблемы. |
Мы имели право на такое упрощение благодаря целому ряду обстоятельств. Прежде всего потому, что рассмотренные выше направления логического и психологического анализа образуют полярные линии в разработке теории метода, а «теория познания» и «частные методологии» составляют как бы «середину» созданного ими угла. Начиная с Декарта и до наших дней все работы по «теории познания» - и «исследование человеческого разума» Дж.Локка, и «трансцендентная логика» И.Канта, и «теория духа» Г.Гегеля, и «феноменология» Э.Гуссерля - представляют собой смесь логических и психологических представлений, втиснутых в схему взаимодействия субъекта и объектов. Поэтому анализ логики и психологии и их отношения друг к другу есть вместе с тем анализ главного в «теории познания»(7). Вторым важным здесь моментом является то, что логика и «психологизм» представляют собой все же наиболее разработанные и систематизированные линии методологии, получившие в силу этого наиболее широкое признание. Наконец, в контексте нашего анализа особое значение имеет то обстоятельство, что ни одна из теоретико-познавательных или частно-методологических систем не стала научной теорией в точном смысле этого слова, описывающей свой объект расчлененным и во всех возможных деталях. По сути дела, как так называемая «теория познания», так и частные методологии - это совокупности методических проблем и попыток разрешить их с помощью отдельных понятий и принципов без создания широкой научной теории. Если бы мы имели здесь возможность более подробно обсудить различные направления «теории познания» и частные методологии, то без труда показали бы, что и им точно также не удалось выделить предмет научного изучения. Что касается систем онтологии, то они вообще имеют второстепенное значение, так как всегда возникают и развиваются в русле тех или иных логических разработок, как их вспомогательный элемент. Кроме того, онтологические системы не отражают структур человеческой деятельности и поэтому не могут составить ядра предмета методологии. Все эти соображения оправдывают произведенное нами упрощение; во всяком случае, известно, от чего и как мы отвлеклись. И тогда история проблемы предмета методологии предстает перед нами в следующем виде. |
Уже в Древней Греции в совокупности методологических дисциплин наиболее систематическую и строгую разработку получает «логика», сначала как система «методических предписаний», а потом как описания (или схемы) различных рассуждений, в частности, формальных выводов. Это превращение логических положений из методических предписаний в знания ставит вопрос о выделении и определении предмета логики. Постепенно, в борьбе различных точек зрения и установок, под большим влиянием других методических проблем и понятий, не входящих в систему логики, выделяется в качестве такого предмета и занимает господствующее положение «мышление». Параллельно с разработкой логики начинается разработка теории мышления; она всегда остается под влиянием логических понятий и принципов, но одновременно содержит много внелогических компонентов. И чем дальше продвигается разработка теории мышления - пусть в форме отдельных идей, понятий, фрагментов системного представления, - тем больше обнаруживается расхождение между ней и логикой, можно даже сказать, несовместимость их. Ведущие логики XX столетия объявляют об этом во всеуслышание: они отдают «мышление» психологам. Те готовы взять его, но им это не удается. Мышление ускользает от них, не поддается их методам, а когда им кажется, что вот, наконец, они охватили его, что «мышление» у них в руках, то это оказывается лишь призраком, это уже не то «мышление», с которым в течение веков имели дело логики и философы, это не то «мышление», которое нужно методологии науки и которое должно составить предмет ее изучения. Такова картина. И, глядя на нее, мы должны поставить основной, решающий вопрос: можно ли выбиться из этой дурной альтернативы - формальная логика или «психологизм»? Возможна ли непсихологистическая теория мышления? Чем должно быть и чем является «мышление» как предмет изучения действительной методологии науки?» Верховский Н. Точка. Не могу не спросить, есть ли здесь вопросы. |
Вопросы - ответы |
Ширшов А. Непонятно, как это связано вот с этим. Весь этот кусок про логику и психологию как связан с тем, что было до этого про методические предписания? Там перехода же вообще никакого не было. |
Флямер М. У меня был другой вопрос. Предположим, что идет поиск ответа на вопрос о собственном предмете методологии. В какой-то момент делается предположение, что таковым может быть мышление или должно быть мышление. После чего уместно рассматривать историю этого вопроса: о том, как мышление изучалось, кем, какими школами и с какими результатами. Это уже на третьем шаге. |
Муж. Там проблема в определении предмета или все-таки с объектом? То есть предмет по-разному определялся? |
Реплика. Оно в методологии. |
Верховский Н. И он не говорит про то, какой метод правильный. |
Соколов А. Ну и что? |
Верховский Н. Вот давайте сделаем такую штучку. Здесь вот на самом деле не очень большой текст. Называется он «Методология языковедения, представленного как практика особого рода». Может, мы его прочитаем (это вторая часть), и он какие-то вопросы прояснит? «Методология языковедения, представленного как практика особого рода». |
А с другой стороны, если он вводит методологию как решение некоей проблемной ситуации, которую фиксировал до этого вот здесь, с другой стороны, внутри самого этого введения существует вопрос: что является собственно предметом и объектом. На чем можно эти знания получать. Но… я могу как бы еще разочек. Сейчас сам скажет. |
§ 65 | (продолжение) |
«Методология языковедения, представленного как практика особого рода» Работа по созданию языковых программ, конечно, должна обслуживаться специальными знаниями. Но уже первый, самый поверхностный анализ показывает, что объекты и содержание этих знаний бывают весьма различными; в частности, языковеду-инженеру нужны знания о самой программе и принципах ее работы, о речевых цепочках, которые строятся и понимаются с помощью этих программ, наконец, знания о рече-мыслительной деятельности в целом. Кроме того, знания о каждом из этих объектов могут иметь разную логическую форму: практико-методическую, конструктивно-техническую или собственно научную (см. [Щедровицкий 1966а]). Поэтому, чтобы разобраться во всем многообразии возможных и необходимых здесь знаний, нужна определенная система анализа. Один из возможных вариантов такой системы был предложен нами вместе с В.Я.Дубровским для развертывания схемы методологической работы (см. [Щедровицкий, Дубровский 1967d]); выполненный на абстрактной модели любой методологической работы, он без труда может быть перенесен и на языковедение. Здесь мы изложим лишь самые существенные пункты развертывания этой схемы, надеясь, что читатель дополнит пропущенные звенья или обратится к указанной выше статье. При некоторых упрощениях деятельность языковеда-инженера может быть представлена как вариант «практической деятельности»; отличия будут заключены прежде всего в типах знаний, используемых инженером и «практиком», и в характере их целей, но эти моменты пока не будут для нас существенными. Практическая деятельность изображается рядом схем, фиксирующих с разной полнотой ее элементы и структуру. В качестве исходного мы можем взять изображение, представленное на схеме 3. |
Оно содержит как бы два «узла». В правой нижней части изображена «объектная» часть деятельности: Пр - продукт деятельности, Исм - исходный материал, из которого этот продукт получается, Д1... Дк - действия, Ор - орудия и другие внешние средства, используемые в этих действиях. В левой верхней части схемы изображена «субъектная» часть деятельности: сам индивид, цель, стоящая перед ним, треугольник - интериоризованные средства, прямоугольник - способности, необходимые для оперирования средствами и осуществления действий. Надо заметить, что эта схема отнюдь не полна и не имеет единого и однородного принципа своей организации. Эти недостатки, весьма существенные в других аспектах, при нашем способе рассуждения не будут иметь значения. Введя таким образом единицу практической деятельности, мы можем затем построить ситуацию, в которой у индивида, получающего определенный продукт (в нашем случае - языковую программу), возникают затруднения. Для этого мы поставим рассматриваемого нами индивида в положение, когда перед ним появляется другая цель, заставляющая его получать новый продукт, а для этого в свою очередь строить новую систему действий. (Иначе говоря, мы предположим, что до этого данный индивид никогда не выдвигал подобной цели и не получал аналогичных продуктов). Таким образом, индивид должен осуществить определенную деятельность, но у него нет для этого средств и способностей; можно сказать, что он не знает, как это сделать. Будем считать, что таким образом мы задали ситуацию с «разрывом», т.е. ситуацию, в которой индивид не может выполнить деятельность, которую от него ожидают. Выход из трудного положения был бы найден, если бы кто-то рассказал ему, что именно и как нужно делать для достижения данной цели, дал бы ему «подсказку», по которой он мог бы построить нужную ему процедуру деятельности и получить нужный продукт (схема 4). Подобная подсказка называется «методическим положением». Она дает возможность первому индивиду выбирать из запаса, накопленного человечеством, недостающие ему средства и построить соответствующие действия. |
Здесь естественно возникает вопрос: откуда второй индивид берет эту подсказку? Самым простым будет случай, когда он сам или кто-то другой уже осуществили деятельность, направленную на достижение подобной цели, и, следовательно, у него уже есть образцы ее. Тогда «методическое положение» будет простым описанием соответствующих элементов, отношений и связей этой деятельности, лишь переведенным в форму указания или предписания к построению ее копии. Более сложным будет случай, когда деятельность, которую нужно осуществить первому индивиду, еще никогда никем не строилась, и, следовательно, нет образцов ее, которые могли бы быть описаны в методических положениях. Но методическое указание все равно должно быть выдано, и оно создается вторым индивидом, теперь уже не просто как описание ранее совершенной деятельности, а как проект или план предстоящей деятельности. Но сколь бы новой и отличной от всех прежних ни была проектируемая деятельность, сам проект или план ее может быть выработан только на основе анализа и осознания уже выполненных раньше деятельностей и полученных в них продуктов-текстов. Каким должен быть этот анализ и фиксирующие его описания и каким образом проект новой деятельности, выражаемый методическими положениями, будет опираться на подобные описания - все это вопросы, которые должны обсуждаться особо (и частично они будут затронуты дальше). Ясно, что чем больше будет разница между деятельностью, которую надо построить, и теми деятельностями, которые уже осуществлялись раньше, тем больше будет в методических положениях собственно проектировочных моментов. Но главное в том, что при всех условиях выработка методических положений предполагает со стороны второго индивида два существенно различных отношения: одно - к предстоящей деятельности, другое - к уже построенным процедурам (схема 5). |
Это структурное изображение можно считать задающим специфику «методологической» деятельности, ее простейшую и вместе с тем всеобщую форму. Оно содержит множество относительно замкнутых актов практической деятельности, ставших затем объектами анализа, и незамкнутый акт практической деятельности, который должен быть построен с помощью методических положений; все это объединяется в одну сложную единицу элементами «собственно методологической деятельности» с ее двумя отношениями - описательным и проектировочным. Если рассматривать все это с точки зрения генезиса и происходящего при этом изменения положения действующего индивида, то можно сказать, что для выработки методических положений, обеспечивающих построение новых процедур деятельности, индивид как бы выходит за пределы существовавших до этого структур своей деятельности и становится к ним, а вместе с тем и к своим прежним позициям в рефлексивное отношение. Этот признак точно также можно считать специфической функциональной характеристикой «методологической» деятельности; на уровне описаний и признаков он повторяет то, что изображено на схеме». |
Вопросы - ответы |
Щедровицкий П.Г. Второй кусочек закончили? |
Верховский Н. А объект управления… |
Верховский Н. Просто откуда возник вопрос, потому что в предыдущем куске, который собственно кусок номер один, была большая часть, где Георгий Петрович рассуждает или проблематизирует представление о мышлении – психологическое и логическое. |
И в этом смысле идет некая критика существующих теоретических объектов, представлений о мышлении, которые не помогают решать народнохозяйственные задачи. И обратите внимание: эта линия проходит до упора там, до девяностых годов. Но это мы увидим на схемах оргтехнической системы и схемах управления и так далее чуть позже. |
Верховский Н. Нет, ну, тут Петр Георгиевич ответил. Коль скоро там под деятельностью научные исследования и разработки, то здесь мышление. |
§ 65/?? | (чтение текста Г.П.Щедровицкого «Кооперации и оформляющие их организованности») |
VII. Кооперация и оформляющие ее организованности
Анализ механизмов воспроизводства деятельности очень скоро приводит нас к необходимости рассматривать акты индивидуальной деятельности (схема 7 в, г, д, е) и разнообразные формы кооперации их в сложные системы (схема 7 ж, з, и, к)(8). При этом (в соответствии с общими принципами анализа полиструктурной системы) структуры кооперации выступают как механизм, обеспечивающий процесс воспроизводства деятельности, потом - как самостоятельные структуры и процессы функционирования деятельности, которые должны быть воспроизведены. Чтобы изобразить и проанализировать структуры кооперации, приходится вводить особое представление акта деятельности (схема 9), отличное от введенного выше представления его в виде «разборного ящика» (см. схему 3). |
В левой верхней части схемы изображена «субъектная» часть деятельности: сам индивид, «табло» его сознания, внутренние (интериоризованные) средства и способности, необходимые для оперирования всеми средствами и осуществления действий (два связанных друг с другом прямоугольника); особое место занимает цель деятельности, которая может рассматриваться и как «объектный», и как «субъектный» элемент деятельности. Принципы сборки схем-единиц в сложные системы весьма разнообразны (одна из исследовательских задач теории деятельности состоит в том, чтобы описать их возможно полнее), они соответствуют типам и видам кооперативных связей, которые реально существуют (или существовали) в человеческой деятельности. По сути дела, каждый внешне выраженный, или «объектный», элемент акта деятельности или даже вся его система в целом могут стать тем, что поступает в другие или из других единиц деятельности и, таким образом, конституирует ту или иную связь кооперации. Но могут быть и принципиально иные способы связи единиц деятельности, не предполагающие переноса материальных элементов. |
Чем более сложными становятся акты деятельности, чем большее число разнообразных элементов включают они в свой состав, тем более разнообразными становятся связи кооперации и, соответственно, возможные линии и способы конструирования сложных систем кооперации. Чтобы как-то организовать эту работу конструктивного развертывания и вместе с тем обеспечить наибольшее правдоподобие или даже истинность создаваемых таким образом схем, вводят определенные формальные правила и содержательные принципы, группирующие шаги развертывания как бы в «направления»; для этих направлений (вместе с определяющими их принципами) находят те или иные естественные генетические основания [Щедровицкий 1967a]. Разумеется, эти отношения между формальными правилами и естественными основаниями обратимы: если существующие (достаточно обоснованные) исторические и логико-генетические знания подсказывают иные группировки «шагов развертывания» в направления или иные формальные правила, то они вводятся. В ряде специальных работ, как уже упоминалось, были намечены и достаточно подробно проанализированы несколько направлений естественного развития форм кооперации и создаваемые ими типы кооперативных связей [Щедровицкий 1966a, 1969b, 1970a; Щедровицкий, Дубровский 1967d; Лефевр, Щедровицкий, Юдин 1967g; Якобсон, Прокина 1967]. Важно, что во всех проанализированных случаях системы кооперации развертывались не только и даже не столько «горизонтально», сколько «по вертикалям», создавая многослойные структуры: «вертикальное» структурирование было условием и предпосылкой расширения систем кооперации «по горизонтали»(9) (более подробно этот момент мы будем разбирать в следующем разделе Приложения). Среди прочего опыт этих исследований привел нас к убеждению, что вертикальное и горизонтальное развертывание структур кооперации лежит в основании всех других процессов развития деятельности. Но последние ни в коем случае не могут быть сведены к одному лишь развертыванию кооперативных структур. |
|
|
|
Дело в том, что процессы кооперирования очень скоро делают системы деятельности слишком громоздкими и с общей точки зрения малоэффективными. Любая система деятельности, имевшая достаточно времени, чтобы развернуться, включает «инженерию», создающую программы деятельности, обучение этой деятельности и конструирование соответствующих учебных предметов, методологию, обслуживающую обучение и инженерную деятельность, научные исследования, возникающие внутри каждого направления методологических разработок, и, наконец, разные направления методологии научного исследования и обслуживающие их логические теории. По сути дела, каждая разрывная ситуация создает свой особый «пакет» деятельностей, в который входят и своя особая инженерия, и своя особая методология, и своя, непохожая на другие научная система. Но такое членение деятельности по «пакетам», каждый из которых соответствует каким-то определенным практическим затруднениям, создает массу дополнительных затруднений социального порядка, приводит к дублированию одних и тех же по сути разработок, мешает использованию результатов одной деятельности для построения других и т.п. Для преодоления неурядиц такого рода внутри всей этой системы расчлененных на «пакеты» деятельностей вводятся (или возникают сами собой) «организованности» разного типа. Они могут строиться по самым различным основаниям и объединять в одну систему однородные или разнородные элементы из разных «пакетов» деятельности. В одном случае таким основанием может стать случайно возникший обмен продуктами деятельности, который потом оформляется в постоянно действующую производственную связь. В другом случае основанием будет единство специально созданного поля из объектов, преобразуемых в одноименных деятельностях из разных «пакетов»; например, так объединяются ученые-исследователи, создавая себе общий идеальный объект изучения. В третьем случае основанием для организации будет служить искусственно созданное единство системы средств, используемых в деятельности, и т.д. |
Но во всех случаях суть организации деятельности заключается в том, что на уже существующую систему кооперации деятельности как бы «накладываются» новые, дополнительные отношения и связи, объединяющие уже не акты, не единицы деятельности, а те или иные материальные элементы, входящие в их состав; таким образом создаются материальные условия для изменения и дальнейшего развертывания самой деятельности. Кроме того, большую роль в появлении и оформлении этих организованностей играет то обстоятельство, что почти всегда в лице одного реального ученого соединяются специалисты разного рода и, следовательно, происходит объединение разных средств, чаще всего синкретическое, но организованное в рамках одной субъективной системы «видения» мира и частных предметов изучения. В плане наших структурных схем это означает объединение (и организацию в рамках единой системы) средств, характерных для разных позиций и слоев деятельности. Ко всему этому надо еще добавить, что введение обобщенных идеальных объектов или общих полей средств дает возможность перестраивать системы кооперированной деятельности и значительно упрощать их. При этом очень часто происходит как бы сплющивание расположенных «друг над другом» слоев сложно организованной деятельности, при котором системы знаний из второго или даже третьего слоя как бы накладываются на системы первого слоя деятельности. В дальнейшем уже на этой основе происходит новое развертывание систем кооперации, опять появляются слои второго и третьего порядка, которые затем организуются по такой же схеме и снова сплющиваются в одну систему на базе новых идеальных объектов и общих полей средств». |
Вопросы - ответы |
Верховский Н. Вопросы какие? |
Щедровицкий П.Г. Которая привела к акту деятельности. |
Кстати, аналогичный текст, чуть-чуть с изменениями, есть в «Педагогике и логике». Там тоже есть раздел про методологию, разделение методических, научных и прочих знаний, а потом есть такой маленький раздельчик – он так и называется «Методология и теория деятельности». Ну, для современного прочтения можно вставить термин «мыследеятельности», хотя это требует отдельного обсуждения. |
Тогда нам нужна онтология, потому что нам нужно ответить на вопрос, что может существовать. Не что существует, а что в принципе может существовать. |
Верховский Н. А, во! Ну, это ***. |
Щедровицкий П.Г. Да. По этому поводу мне хорошую историю рассказал Пископпель, как ему позвонили и позвали в военное училище, строительное, на экзамен. Он очень удивился, но пошел. Пришел; курсант выходит, говорит: «Билет номер шестнадцать», – и начинает что-то тарабанить такое. На третьем курсанте он почувствовал: что-то до боли знакомо. Думает: «Что происходит?! Откуда я знаю этот текст?!» И только на пятом он понял, что они наизусть шпарят книгу Пископпеля и Щедровицкого «Инженерно-психологическое проектирование», которую их заставили разучивать; разбили на билеты, заставили разучивать. Так что... |
Приложение: Г.П.Щедровицкий, В.Я.Дубровский «Научное исследование в системе «методологической работы» https://www.fondgp.ru/old/lib/chteniya/xvi/text/concept/2.html |
I. Чтобы ответить на вопрос «Что такое наука как предмет логико-методологического исследования», нужно решить ряд весьма сложных вопросов, в том числе – уточнить специфику самих характеристик «методологического» и «логического», а для этого, в свою очередь, определить средства и способы, позволяющие сделать это научно и строго. |
Общее решение на первый взгляд кажется парадоксальным: «научное исследование» и «наука» выступает в качестве элементов «методологической работы». Чтобы показать, как это возможно, мы должны представить саму «методологическую работу» в средствах теории деятельности. 2. Как и многое другое в органических объектах, методологическая работа постоянно усложняется или просто меняется по мере развития мышления и наук; сегодня по материалу и внутреннему строению она иная, чем была в XVII столетии или во время Платона и Аристотеля. Поэтому, чтобы охарактеризовать ее, нужно найти структурную схему, с одной стороны, изображающую простейший вид методологической работы и, вместе с тем, – ее всеобщую форму, а с другой, – дающую возможность развернуть схемы всех других, более сложных видов ее.Сейчас нередко понятия «метода» и «методологии» противопоставляют понятию «теории». Это тотчас же обнаруживает свою неадекватность реальному положению дел, и поэтому начинают говорить о «методологических функциях» теории ( см., например, [17: стр. 27-31]). Мы предлагаем в качестве исходного различения противопоставление понятий «метода» и «методологии» понятию «практической деятельности»; говоря, что исходным будет противопоставление этих понятий друг другу, мы имеем в виду, что они будут определяться функционально относительно друг друга. Но из этого, в частности, следует, что в виде «практической деятельности» может выступать любая деятельность, в том числе и научное исследование любой сложности. «Практическая деятельность» изображается рядом схем, фиксирующих с разной полнотой ее элементы и структуру (см. [14, 13, 6-9, 10]). мы можем взять схему вида: |
Она содержит как бы два «узла». В правой нижней части изображена «объектная» часть деятельности: ИсМ – сходный материал объектного преобразования, Пр – продукт его, Ор – орудия преобразования, д1 … дk действия, осуществляемые человеком (взятые вместе с орудиями они образуют процедуры деятельности). В левой верхней части схемы изображена «субьектная» часть деятельности: сам индивид, цель, стоящая перед ним, ср – интериоризованные средства, а сп – способности, необходимые для оперирования средствами, осуществления действий и построения соответствующих процедур, производящих преобразование Исм в Пр. Надо заметить, что эта схема отнюдь не полна и не имеет единого и однородного принципа своей организации. Эти недостатки, весьма существенные в других аспектах, при нашем способе рассуждения не будут иметь никакого значения. Вводя таким образом единицу «практической деятельности», можно затем построить ситуацию, делающую необходимой специальную «методологическую работу». Для этого мы поставим индивида, обладающего теми же самыми субъективными средствами и способностями, в положение, когда перед ним появляется другая цель, заставляющая его получать новый продукт, а для этого – искать новый исходный материал, новые орудия преобразований и строить новую систему действий; мы предположим также, что до этого данный индивид никогда не выдвигал подобной цели и не решал аналогичных задач. Таким образом, индивид должен построить определенную процедуру, но у него нет для этого средств и способностей; можно сказать, что он не знает, как это сделать. Выход из положения был бы найден, если бы кто-то посторонний рассказал ему, что именно и как нужно делать для достижения данной цеди, дал бы ему «подсказку», по которой он мог бы построить нужную процедуру (схема 2). |
Подобная подсказка и является первой формой «метода», первыми «методическими положениями». Здесь, естественно, возникает вопрос: откуда второй индивид берет эту подсказку? Самым простым будет случай, когда он сам иди кто-то другой уже осуществляли деятельность, направленную на достижение подобной цели, и следовательно, у него уже есть образцы ее. Тогда «методические положения» будут простым описанием соответствующих элементов, отношений и связей этой деятельности, лишь переведенными в форму указания иди предписания к построению ее копии. 3. Более сложным будет случай, когда деятельность, которую нужно осуществить первому индивиду, еще иногда никем не строилась, и следовательно, нет образцов ее, которые могли бы быть описаны в методических положениях. Но методическое указание все равно должно быть выдано. И оно создается вторым индивидом теперь уже не просто как описание ранее совершенной деятельности, а как проект или план предстоящей деятельности. Но сколь бы новой и отличной от всех прежних ни была проектируемая деятельность, сам проект или план ее может быть выработан только на основе анализа и осознания уже выполненных процедур деятельности. Ясно, что (схема 3). |
Это структурное изображение можно считать задающим специфику «методологической деятельности»; ее простейшую и, вместе с тем, всеобщую форму. Оно содержит множество относительно замкнутых актов «практической деятельности», ставших затем объектами анализа, и незамкнутый акт «практической деятельности», который должен быть построен с помощью методических положений, все это объединяется в одну сложную «единицу» элементами «собственно методологической деятельности» с ее двумя отношениями – описательным и проектировочным. Для выработки методических положений, обеспечивающих построение новых процедур деятельности, индивид как бы выходит за пределы существовавших до этого структур своей деятельности и становится к ним, а вместе с тем, и к своим прежним позициям в рефлексивное отношение. На основе введенной схемы мы выделяем «методические положения» и рассматриваем их на пересечении трех отношений. В первом они берутся как средства построения новой деятельности, и это дает возможность определить необходимое в этом аспекте строение их содержания и формы. Во втором отношении они выступают как обобщенные знания, фиксирующие «опыт» уже осуществленных деятельностей, в том числе и опыт анализа их как объектов особого рода; здесь прежде всего выясняется, знаниями о чем и какими знаниями могут быть «методические положения». Сопоставление того, что необходимо должно быть в «методических положениях» как средствах построения определенных деятельностей, и того, что в них может быть как в обобщенных знаниях из прошлой деятельности или о ней, позволяет выявить некоторые из специфических преобразований, которые осуществляются в ходе методологической работы. Наконец, в третьем отношении «методические положения» берутся как продукт специфически методологической деятельности, как порождение ее средств и способов мышления; здесь, исходя из уже зафиксированных в двух других отношениях обязательных свойств «методических положений», можно определять (или конструировать) необходимые для их выработки структуры методологической деятельности, а затем, наоборот, исходя из тех или иных уже зафиксированных структур методологической деятельности, определять тот тип «методических положений», которые посредством них могут быть получены. Эта линия анализа особенно важна для нас, потому что она позволяет выяснить место научных исследований в методологической работе. |
4. Чтобы построить новую процедуру «практической» деятельности, индивид (в общем случае) должен знать: 1) вид и характер требующегося ему продукта, 2) вид и характер исходного материала преобразований, 3) необходимые для преобразования орудия и средства, 4) характер отдельных действий, которые нужно совершать, и их порядок. Знания о действиях, в свою очередь, должны учитывать два их отношения: а) к объектам преобразований и б) к орудиям (или средствам) деятельности. Соответственно этому «методические положения» должны содержать указания на все эти элементы деятельности и, вместе с тем, представлять их в связке друг с другом. Отсюда характерная форма «методических положений», отличающая их от собственно научных знаний: «Чтобы получить продукт вида А, надо взять исходный материал В и с помощью орудий (машин или вообще средств) С, D, E произвести действия α, β, γ», или «Чтобы произвести преобразование исходного материала В в продукт А, надо взять орудия (машины, средства) С, D, Е и осуществить с их помощью действия α, β, γ» (см. [13: стр. 102-109]). Сначала подобные положения являются не чем иным, как фиксациями прошлого опыта деятельности, чисто механически опрокинутыми на будущее. Но мы с самого начала предположили, что рассматриваемый нами индивид должен строить новую деятельность, отличную от всех ранее осуществленных. Это приводит нас к вопросу: что именно и каким образом должно быть выделено в прежних структурах деятельности, чтобы это давало возможность создавать обоснованные методические предписания к построению новых видов деятельности? Для этого недостаточно категории «осуществленного»; сами знания, фиксирующие прошлый опыт должны строиться в категориях «возможного» и «необходимого». Но тогда это не будут уже знания о прошлом опыте; это будут знания о «существующем», о «бытии» или о «сущем». Выработка подобных знаний начинается с того момента, когда в рамках методологической деятельности складывается так называемая «естественная» точка зрения, когда изменения, происходящие с объектами в ходе преобразований, начинают рассматриваться как независимые от человеческой деятельности, как происходящие в силу внутренней «природы» объектов и присущих им объективных законов (см. [13: стр. 102-106]). |
Появление этой точки зрения знаменует собой начало науки (в собственном смысле этого слова); оно связано с формированием особых «предметов» изучения и конструированием особых «идеальных объектов», отличных от «эмпирических объектов» практической деятельности и обладающих «вечными» законами жизни (см. [13: стр. 106-117]). Первые «методические положения», выступающие одновременно в роли знаний, фиксировали сосуществование элементов в уже произведенных актах деятельности. Научный анализ должен выявить «необходимые» или «возможные» связи между ними. Для этого он прежде всего расчленяет «действительность», зафиксированную в методических положениях, на фрагменты. Так появляются идеальные объекты, моделирующие в виде «естественных процессов» изменения ИсМ в Пр в ходе различных преобразований. Точно также появляются идеальные объекты, моделирующие «естественным» образом связи между воздействиями орудий и происходящими при этом переходами ИсМ в Пр. Все преобразования объектов, осуществленные «практикой», втягиваются раньше или позже в сферу естественных наук и получают в том или ином научном предмете свое обоснование в категориях «возможного» или «необходимого». Благодаря этому все методические предписания, рекомендующие устанавливать в деятельности эти связи между объектами, получают научные основания для своей интенции в будущее. Но, вместе с тем, в «методической действительности» остается еще один элемент, который упорно не поддается естественнонаучному анализу и описание. Это – действия людей и связь действий с преобразованиями объектов. Они фиксировались в особой форме – исторически меняющихся «норм» деятельности, а сама работа по описанию этих «норм» – в инженерии, архитектуре, военном деле, педагогике и т.п. – стала особым видом методологической деятельности. Таким образом, собственно «методологическая деятельность», которую мы ввели как деятельность по выработке методических положений (схема 3), превратилась у нас в очень сложную структуру. Она содержит теперь по меньшей мере три типа разных деятельностей: 1) научное исследование, имеющее своим продуктом «естественные» знания, 2) исторически сменяющееся описание «норм» деятельности, 5) собственно «методическую деятельность», непосредственно вырабатывающую методические предписания (схема 4). |
Продукты двух первых деятельностей становятся средствами третьей. 5. Но и такая, более сложная система методологической деятельности не образует еще замкнутого целого. Каждая из входящих в нее частных деятельностей нуждается в дополнительных средствах, в частности – в методических предписаниях, а это значит также, – в особой деятельности, создающей их. Различные направления и способы поиска этих средств, а вместе с тем, порождающей их деятельности, образуют линии дальнейшего разворачивания системы методологической работы. При этом, все три введенных нами деятельности несмотря на то, что они образовывали единую систему – ведь и описание «норм», и естественнонаучное исследование возникли для обслуживания методической деятельности, – обособляются и начинают развиваться дальше относительно самостоятельно и независимо. |
Это в особенности касается научно-исследовательской деятельности, которая порождает свое собственное методологическое «обслуживание», образует вместе с ним относительно изолированную систему и развивается дальше по имманентным законам этой системы (см. [16]). Но все это – только одна линия развертывания «методологической работы». Другую образуют специальные исследования по теории деятельности. 6. Хотя «методическая деятельность» уже получила в качестве средств естественнонаучные знания и исторические описания «норм» деятельности, их, как мы уже говорили, недостаточно для проектирования новых типов действий; третий вариант «методической работы» остался по сути дела без социализированных средств. Этот недостаток может быть частично восполнен с помощью науки о деятельности – специальной методологической дисциплины, изучающей всю область «методической действительности»; т.е. полные структуры деятельности со всем набором их элементов и связей. Эта наука во многом отличается от «естественных» наук, хотя, как и они, должна устанавливать внутренние законы жизни своего объекта; но это будут уже не столько «вечные» и неизменные инварианты деятельности, сколько законы и механизмы ее исторического развития (более точные и подробные характеристики см. в [2, 13, 6, 11]). |
Любые дифференциации методологической работы (в том числе в научных исследованиях и обслуживающей их методологии) должны, следовательно, идти как бы внутри области, охватываемой теорией деятельности, а затем «отражаться» в этой теории (или, наоборот, сначала планироваться в теории деятельности, а затем «отражаться» на структуре самой деятельности (ср. с идеями и схемами рефлексивных отношений в [7]). |
Сноски и примечания |
(1) - Нумерация параграфов дана в виде дроби. В ее числителе - сквозной номер параграфа в соответстсвии с данной интернет-публикацией. В знаменателе - номер параграфа в соответствиии с текстом лекций, который у меня на руках (Виталий Сааков). |
(1.1) - В исходной расшифровке лекций большинство ссылок привязано к "старой", времен чтения лекций, версии сайта фонда им.Г.П.Щедровицкого. Нынешняя версия сайта на эти ссылки не отвечает. Поэтому ссылки на "Фонд Г.П.Щедровикого" заменены ссылками на другие ресурсы. В данном случае интернет-ресурсов не найдено (Виталий Сааков) |
(2) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
(3) - На наш взгляд, концептуализм был величайшей и самой значительной по своим последствиям научной ошибкой в последнюю тысячу лет. | |
(4) - В этом плане очень характерна дискуссия, происходившая в 1961 году на Всероссийской межвузовской конференции по теме «Современный позитивизм и диалектический материализм». Возражая против основных тезисов докладов И.С.Ладенко, В.Н.Садовского, Б.В.Сазонова, В.С.Швырева и Г.П.Щедровицкого, Е.К.Войшвилло и В.А.Смирнов говорили: «Из неудач неопозитивистской “логики науки” вы делаете вывод, что понятия современной формальной (т.е. “математической”) логики не могут служить основанием для методологии науки. Между тем неудачи и ошибки этого направления обусловлены совсем не применением понятий современной логики, а его идеалистическими основаниями. Поэтому ваши утверждения неправомерны». Им отвечали: «Вывод о причинах краха неопозитивистской “логики науки” делается не из самого факте неудач и ошибок этого направления (да и где это видано, чтобы из факта делали вывод о его причинах?), а из анализа исходных принципов и понятий современной формальной (в том числе и “математической”) логики, из анализа лежащих в ее основе абстракций, а тем самым – и границ их возможностей. Если вы считаете, что этот анализ неудовлетворителен, то именно это и нужно разбирать, или, во всяком случае, об этом нужно сказать. Когда же вместо действительного анализа и разбора этих тезисов, начинается борьба с иными, совершенно бессмысленными положениями, то это только наводит на подозрения, что действительно обоснованных возражений нет». Кстати, надо заметить, что вывод о неправомерности использования понятий современной формальной (т.е. и «математической») логики в качестве теоретического основания методологии науки нисколько не умаляет значения самой математической логики: это очень важная и полезная наука, находящая все более широкий круг практических приложений. Но есть области, где она по природе своей не может быть применена, где она уже не может помочь в анализе объектов, и все попытки применить ее там во что бы то ни стало приведут, в конечном счете, только к дискредитации самой математической логики. | |
(5) - Здесь надо заметить, что это понимание естественным образом привело к постановке вопроса, что же такое «душа», или «психическое», каков ее статус, а дискуссии по этим вопросам ¾ к очень интересной гипотезе «психического» как отношения, которая была развита в конце XIX и начале XX столетия в целом ряде психологических и логических исследований. | |
(6) - Одни исследователи его работ считают, что это был отказ от использования логических понятий вообще и собственно так и звучат эти положения у Пиаже, другие, опираясь на Э.Клапареда, считают, что это надо понимать только как отказ от традиционных, фактически, школьных и устаревших логических понятий, а не от логики вообще. | |
(7) - Интересно сравнить с современной точкой зрения Ж.Пиаже: логика и психология образуют основу генетической эпистемологии. |
(8) - «Живые» процедуры деятельности индивидов (а вместе с тем умение осуществлять эти процедуры) являются необходимым условием воспроизводства, ибо без них сейчас невозможно производство объектов по заданным эталонам как образцам [Щедровицкий 1966a] (заметим мимоходом, что так происходило до сих пор и так происходит сейчас, но это не значит, что такое необходимо и будет происходить всегда). Если же индивид не может произвести необходимые процедуры (либо потому, что у него нет соответствующих средств, либо потому, что он просто не умеет осуществлять адекватные действия), а процесс воспроизводства тем не менее должен осуществляться, то основной путь и средство, к которому он может прибегнуть, - обращение за помощью к другим и создание с ними систем кооперации. В зависимости от того, в чем была причина и источник затруднений у первого индивида, назначение и функция деятельности других индивидов, привлекаемых в кооперацию, будут состоять либо в том, чтобы дать первому необходимые для деятельности средства, либо в том, чтобы научить его соответствующей деятельности. И соответственно этому будут развертываться одни или другие структуры социальной кооперации [Щедровицкий 1966a, 1970a; Лефевр, Щедровицкий, Юдин 1967g]. | |
(9) - Ср.: «Под техникой понимают последовательное применение научных и иных видов систематизированных знаний для решения практических задач. Наиболее важное следствие применения современной техники, по крайней мере с точки зрения экономической науки, заключается в том, что она заставляет разделить любую такую задачу на ее составные части. Таким и только таким образом можно добиться воздействия систематизированных знаний на производство. Если говорить конкретнее, не существует никакого способа, с помощью которого систематизированные знания могли бы оказать воздействие на производство автомобиля в целом или даже изготовление его корпуса или шасси. Они могут быть применены только тогда, когда задача разделена таким образом, что каждая ее часть укладывается в рамки определенной области научных или инженерных знаний... ...Почти все следствия применения современной техники и в значительной мере характер функционирования современной промышленности определяются прежде всего этой потребностью расчленения возникающих производственных задач. Они определяются, далее, необходимостью использования знаний для решения этих частных задач и, наконец, необходимостью свести воедино элементы задачи в виде законченного цельного продукта» [Гэлбрейт 1969: 47-48]. |
Щедровицкий Петр Георгиевич. Родился в семье русского советского философа
Г.П.Щедровицкого. С 1976 года начинает активно посещать Московский методологический
кружок (ММК), организованный Г.П.Щедpовицким. В ММК специализируется
в области методологии исторических исследований, занимается проблемами
программирования и регионального развития. С 1979 года участвует в организационно-деятельностных
играх (ОДИ), специализируется в сфере организации коллективных методов
решения проблем и развития человеческих ресурсов. В настоящее время занимает
должность заместителя директора Института философии РАН, Президент Некоммерческого
Института Развития "Научный Фонд имени Г.П.Щедровицкого" - - - - - - - - - - - - - - - - смотри сайт "Щедровицкий Петр Георгиевич" - https://shchedrovitskiy.com/ - - - - - - - - - - - - - - - - источник фото: http://viperson.ru/wind.php?ID=554006 |
|
|
|