главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 45. (Итоги раздела "Схема акта деятельности - схематизация рефлексия - схема ОТС") |
§ 69. (Эволюция практик ММК и "переоткрытие" фундаментальных философских проблем) |
Ответы на вопросы |
§ 69.2. (ММК: интуиции понятия "управление") |
Ответы на вопросы |
§ 69.3. (схема охвата/ассимиляции как ключевая для рассматриваемого периода) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 18 марта 2011 года |
о лекциях на сайте Фонда предыдущей (до публикуемх лекций) версии - https://www.fondgp.ru/old/projects/jointly/school/0.html |
лекция 45 | (Итоги раздела "Схема акта деятельности - схематизация рефлексии - схема ОТС") |
§ 69/?? (1) | (Эволюция практик ММК: "переоткрытие" фундаментальных философских проблем) |
Щедровицкий П.Г. Так, друзья мои. Поскольку основная моя мечта – это закончить этот курс лекций, то я сегодня подведу итоги этого раздела. |
Чрезвычайно важным в этом контексте является утверждение о том, что в начале 60-х годов, ориентировочно в 1963 - 1964 году, когда начинается работа, прежде всего, с упомянутыми мною схемами, некой родовой практикой для методологии начинает мыслиться или начинает ожидаться, предвосхищаться, практика управления. Не важно, говорим ли мы об управлении в таком современном практико-ориентированном, менеджерском смысле, или мы говорим о культурной политике, семиотической инженерии, о том, чтобы создавать некие новые нормы и нормативные представления. И можно даже прочертить, всё-таки такую преемственность. Это наша дискуссия-разговор с Верой Леонидовной полутора или двухлетней давности, дискуссия о смене базовых практик. Я тогда говорил о том, что сначала такой базовой практикой на смену историко-критическим исследования текстов, следов научного или философского мышления приходит педагогика, потом инженерная психология и проектирование человеко-машинных систем, и потом, через шаг, семиотическая, и в частности, языковедческая инженерия, терминологическая работа, которая рассматривается в качестве одного из важных практических приложений методологии во второй половине 60-х годов. Все эти 3 очень локальных, очень специализированных практики – и педагогическая, и инженерно-психологическая, и… ну, инженерно-психологическая и дизайнерская, можно, так сказать, расширить чуть-чуть поле рассмотрения, и терминологическая работа – семиотическая инженерия – в следующем уровне рефлексии осмысляются как практики управления, управления и культуртехники. Создание соответствующих групп норм, нормативных предписаний буквально в схемах воспроизводства деятельности и трансляции культуры. Чрезвычайно важным является то, что в этот период фактически завершается оформление идеи методологии, методологической работы в терминах рефлексивного управления, организационно-технических систем и усиление и оснащение тех управленческих работ, которые можно рассматривать как некоторую сумму или некоторую общую категорию для упомянутых мною типов практик. Методология создаёт средства наиболее общего вида. Эти средства используются в тех или иных, конкретных управленческих задачах, или в тех или иных управленческих ситуациях для решения определённого класса задач. И в этом плане у методологии широкий фронт работ. Понятно ее предназначение, и понятный, своеобразный такой вызов – я не скажу заказ, скорее вызов, – который идёт со стороны осмысления и анализа, эволюции этих управленческих практик. Прежде чем сделать точку с запятой в этой первой преамбуле, я хочу вернуть вас к своему неоконченному выступлению на ежегодной игре деловой сети Школы культурной политики в январе этого года. |
Там я попытался прочертить более широкий контекст и связать друг с другом представления об акте деятельности в Московском методологическим кружке и представления об акте деятельности, которые возникли в философии и гуманитарных науках, прежде всего, в социологии, в начале ХХ века, в частности, в работах Макса Вебера, которые я цитировал. Исхожу из того, что все с текстами знакомы. Я уже говорил о том, что история Московского методологического кружка – это удивительная скоропись мысли ХХ века. Будучи культурно и социально оторванными от философского контекста, не имея возможности читать никакие реально актуально публикуемые работы, имея дело исключительно с философскими тетрадями Ленина, потому что Кантовы выдавали только в спецхране, эти люди вынуждены были для того, чтобы соответствовать рамке, то есть некоторой установке, ориентации на познание определённого класса мировых проблем, очень быстро и впопыхах пройти всю историю философии ХХ века. Переоткрыть её на коленке в условиях, когда в общем, ну, это были школяры, не получившие никакого специального образования в той или иной философской школе. Георгий Петрович часто говорил мне о том, что все преподаватели, не помню, упоминал я это или нет, что все преподаватели философского факультета Московского государственного университета, по уровню своего страха делились на тех, кто уже позволял себе мыслью доходить аж до Платона в своих историко-философских реминисценциях, и тех, кто оставался на уровне, так сказать, первых ранних досократиков – Анаксимандра, Анаксимена – и старался исключительно их цитировать, тем более, что цитировать их было возможно только по переводам Дильса со стороны Маковельского, ну а собственно установить подлинность всех этих текстов не представлялось никакой возможности. Дальше никто не заходил. Гегель был запретной темой. Поэтому тот факт, что с достаточно серьёзным опозданием с точки зрения мировой философской мысли, но с очень большим своеобразием в трактовке, Кружок переоткрыл теорию действия и теорию деятельности как в социологических версиях а-ля Макс Вебер и его последователи, так и в праксиологических версиях а-ля австрийская политэкономическая школа и дальше до позднего и скрывающего свои подлинные основания Тадеуша Катарбинского, который выдавал себя за марксиста. Вот само по себе это, конечно, является удивительным фактом. Никаким образом как действием Святого духа объяснить это невозможно. В этом плане их, конечно, волновал окружающий социальный мир, их волновало место человека в этом мире, в конце-концов, их волновала собственная судьба, и как я уже неоднократно говорил, возможность и способность сохранения личностного начала, в условиях той или иной, в общем-то, всегда достаточно жёсткой и унижающей человеческое достоинство социальной организации. |
И поэтому прямые параллели между постановкой вопросов, которые характерны, например, для австрийской политэкономической школы или для Толкотта Парсонса, можно спорить по поводу того, был ли Толкотт Парсонс частично или полностью учеником Питирима Сорокина или, наоборот, вырос именно благодаря тому, что находился в оппозиции ученикам Сорокина в Америке, но совершенно понятно, что вот эта нить размышлений о социальном действии и основании социального действия проходит через всю историю ХХ века наряду с другой тематикой, которую мы начнём обсуждать в следующем условном семестре, и которая проходит лейтмотивом философских и социально-гуманитарных дискуссий в этот период. Итак, первое: эволюция практик. Слово «практик» можно пока поставить в кавычках. Некий общий индекс этих практик как управленческих и через это специализированное осмысление методологии и её роли как содержательного основания управления. Смена схем, в частности, фокусировка на схемах акта деятельности, представление о рефлексии и рефлексивном выходе и организационно-технических схемах. И, наконец, совершенно понятное жизненное основание, которое двигало этими людьми в процессе дискуссий 60-х годов независимо от того, что было предметом этих дискуссий – теория управления Норберта Винера или первые социологические исследования их товарища и друга Бориса Грушина, который в этот момент твёрдо занял свою позицию в «Комсомольской Правде» в отделе аналитики и социологических обследований, или вопросов, связанных с самоопределением дизайнеров новой профессии. Помните этот советский анекдот, когда приходит человек в проектный институт, приходит к заместителю директора, и говорит: «Слушайте, мне вообще хотелось бы понять, а где Рейсфедер?» Он говорит: «Давно уехал в Израиль». – «А Кульман?» Он говорит: «И Кульман уехал». – «А Ватман?», - Он говорит: «И Ватман уехал». Он говорит: «Да я дизайнер» – «Да видно, что не Иванов». Какие тут вопросы? |
Вопросы - ответы |
Чичаев И. Действительно получается мистический характер возникновения такого движения? |
Я сейчас не обсуждаю, может быть среди не философов было то же самое, но совершенно понятно, что в этих условиях человек начинает искать более глубокие основания. Если он в этом процессе переоткрывает то, что нашли такие же, как он, в другие эпохи развития человечества, ничего странного, на мой взгляд, в этом нет, потому что, наверное, такие основания, наверное, одни и те же по большому счёту. Они могут облекаться в разные слова, выражаться, так сказать, в разном языке, в силу этого подвергаться какой-то специфической обработке, интерпретации, но по сути они похожи, по функции в человеческой жизни. Давайте-давайте, спрашивайте, а что? У нас сегодня текстов нет. Ковалевич Д. А вот скажите, пожалуйста, вот эта такая последовательность смены… Щедровицкий П.Г. Случайность. Ковалевич Д. Амплуа, ну то есть, предмета деятельности… Щедровицкий П.Г. Случайность. Ковалевич Д. От семиотики к … Щедровицкий П.Г. От педагогики к семиотике, через инженерную психологию и дизайн. Случайность. Ковалевич Д. А потом управление, да? Щедровицкий П.Г. Нет, не потом. Ковалевич Д. А как? Щедровицкий П.Г. А вот всё время. Педагогика есть особый вид управления, инженерная психология есть особый вид управления. Скорее, от такой эпистемологической к культурно-технической, к нормативно-деятельностной трактовке. Ковалевич Д. Ну да, но во всех случая это такое всё большее и большее погружение в ткань реальности. Щедровицкий П.Г. Почему? Ковалевич Д. Ну, вот с этих вот последних шагов всё большее влипание вот в эту сложность социального мира и так далее, и тому подобное. И каждым следующим шагом вызов на себя всё большего и большего количества сопротивления, да и той самой проблемы, о которой мы говорим. Нет? Нет того? В чём?.. то есть такое как будто бы специальное усложнение ситуации себе на каждом следующем шаге. Щедровицкий П.Г. Но поэкспериментировать же интересно. Ковалевич Д. И в итоге, в конце-концов, оргдеятельностные игры, которые ввели уже управление в прямом смысле слова. Щедровицкий П.Г. Нет, ну ещё раз. Если вы задаёте мне этот вопрос как к историку, я вынужден буду сказать, что, скорее всего, это в основном дань случайным обстоятельствам. |
Если бы группа людей не пришла на психологический факультет Московского государственного университета. Если бы Алексей Николаевич Леонтьев не пробил через ЦК Компартии необходимость создания психологического факультета для гуманитаризации традиционных педагогических и других практик, если бы к этому времени… хорошую книжку издали – протоколы заседаний ЦК КПСС, почитайте, это вставляет… значит, если бы в этот момент Никита Сергеевич Хрущёв не отдал своего внука в школу, и не был бы озабочен состоянием школы, то, скорее всего, ничего бы этого не было. Но Алексей Николаевич создал психологический факультет, дальше возник вопрос, будут ли там заниматься чем-то иным, кроме как педагогической психологией? Сказали: «Конечно да, ну, у них же там, на Западе занимаются, чем мы хуже?» Создали лабораторию инженерно-психологического проектирования, тем более что оказалось есть довольно много заказчиков из военно-промышленного комплекса, которые в этот момент вдруг начинают выяснять простую вещь, что от интерфейса взаимодействия оператора и машины зависит качество системы, и если интерфейс плохой, то извините, он не ту кнопку нажимает, подлец. Ракета же может взлететь, и не дай бог, поскольку она же улететь далеко не может, то она, скорее всего, взорвётся прямо здесь, так лучше, чтобы не нажимал. Стечение обстоятельств. Владимир Петрович Зинченко любит рассказывать байки про этот период. Как вот возникала, становилась эргономика, инженерно-психологическое проектирование в отношениях с тогда самоопределявшейся промышленностью, которая впервые поставила перед собой целый ряд вопросов, связанных с внешним видом изделий, их удобностью, функциональностью и прочее и прочее и прочее. Ну, военный период кончился, слушайте, ну в конце-концов, ну, сколько же можно делать так сказать то, что, наверное, очень функционально, но не удобно? Создали лабораторию, она начала этим заниматься. Продолжалось это всё, слушайте, ребята – 5 лет, 4 года. Потом лафа кончилась, хотя оставались там авиационщики, заказывали работы, потому что огромная проблема с пультом управления там самолётов или ещё… тем более там тренажёры для обучения… и я ещё застал конец этой ситуации. Случайность. Если вы задаёте вопрос из такой определённой персонологии, то я вам хочу сказать на своём же опыте: конечно, интересно более сложную игрушку разобрать. Знаете, вот это вот у ребёнка. Вот в 3 года ребёнок игрушку разбирает, потом собирает, и выясняется, что часть деталей остаётся, а игрушка все равно ездит. Это же страшно интересно, как же так? То есть они что, лишние что ли были? |
Ковалевич Д. Это же более сложная ситуация, как бы сложность скорее характеризует опять персоналии, персоналистически. Сложная для человека ситуация. Не сложная, так сказать, с точки зрения там объекта или ещё чего-то или темы, а с точки зрения самоопределения более сложная. Щедровицкий П.Г. Нет, потом, знаешь, и немножко набрались смелости, понимаете. Потому что, когда в 1953 или в 1954 году Костеловского сажали в тюрьму за, ну, мелкие высказывания по сути правящего режима, это была ситуация. А вначале 60-х уже не сажали, была оттепель, обличили культ личности, типа можно. И если раньше говорили: «Какая социология? У нас есть исторический материализм», – то тут начали пробиваться росточки какого-то эмпирического исследования социологического. Люди начали анализировать, например, тогда были большие исследования по социологии труда, как вообще люди на рабочем месте, как они вообще это всё воспринимают, что им нравится, что им не нравится. Грушин же не случайно в этот момент начинает тот цикл работ, который оформлен в этой его, эпохальной 4-х томной книжке. Да, ещё слышали, что там, на Западе ещё что-то есть такое, открывается железный занавес частично, начинается какая-то коммуникация, начинается проникновение новых идей. Про экономику начинают говорить, спустя 30 лет после того, как расстреляли всех экономистов. Поэтому сочетание этих моментов, оно и даёт, так сказать, какое-то напряжение. В конце-концов, вы поймите, люди ведут достаточно публичную деятельность, да, они семинарят в узком кругу, но они ещё постоянно ездят на конференции, выступают и так далее. Нельзя быть неадекватным ситуации. Нельзя не отвечать на какие-то, хоть какие-то вопросы текущей повестки дня. Ну конечно, тебя не спросят из зала, когда ты стоишь на трибуне, как ты относишься, там к чешским событиям, но иметь в виду будут. Когда я Георгия Петровича спрашивал, зачем он подписал письмо в защиту этих пацанов, в 68-ом году, я говорю: «Это же противоречило твоим установкам и принципам. Ты же хотел вырастить школу мышления, по возможности не подставить эту работу под этот социальный вызов». Он сказал: «Ну, все же люди подписывали, как я мог не подписать?! Я думал, – сказал он мне, – что когда они увидят весь список людей, деятелей культуры, науки и так далее, они ну к этому как-то отнесутся». Ну, вот они и отнеслись. Ковалевич Д. Неожиданно… Щедровицкий П.Г. Ну, я ему так и сказал. Я ему говорю: «Папа, неужто ты был тогда таким наивным?» Он говорит: «Да», – 1968 год. 40 лет человеку. Несмотря на то, что прошёл всю историю, и дедушка ему все рассказывал. Слава богу, слушайте, я считаю, что всё хорошо прошло. Даже никого не расстреляли. |
Верховский Н. Зато теперь по телику показывают. Щедровицкий П.Г. Кого? Верховский Н. Георгия Петровича. А если бы не подписал, то не показывали. Щедровицкий П.Г. Тоже бы показывали, только в другой рубрике. Это же дело не в этом. Поэтому, Денис, боюсь, что никакого общего ответа на этот вопрос нет. Есть удивительное стечение разных обстоятельств, и определённый круг людей, среди которых ты ищешь своё место. Были люди более приближенные к власти, а были люди менее приближенные. Дискуссия с Мамардашвили, в основном, шла не по содержательным основаниям. Они спорили не о том, сознание или мышление, они спорили – инструктором в ЦККПСС, это вообще… Верховский Н. Оппозиция. Щедровицкий П.Г. Ну конечно. Это, ну как – это западло? Ковалевич Д. Ну, собственно, такая же, как и с Пятигорским, такая же история. Щедровицкий П.Г. Да, западло или нет. А дальше начинается вопрос: что это? шаг для того, чтобы прийти в журнал «Вопросы философии» и там, наконец, заняться содержанием? Ну, только неизвестно, ты когда придёшь туда, это будешь ты или уже не ты. Ещё вопросы, друзья мои? Верховский Н. Пётр Григорьевич, с одной стороны, я понимаю тезис про случайность, в том смысле, почему бы нет. Но, с другой стороны, если высвечивается такая схема, которую эти люди считают рабочей, все равно ты должен, ты должен найти место, где эту схему можно опробовать. Она же не может висеть в качестве иконы на стене и обсуждаться? Ты будешь пытаться её воплотить в жизнь. В этом смысле, если схема про мышление, вот этот Х – решение задач и так далее, надо найти место, где решаются задачи. Но, поскольку в серьёзные места, где решаются серьёзные задачи не пустят, скорее всего, то пойдём в школу – там решаются задачи, можно прокрутить эту схему. Щедровицкий П.Г. Ну, подожди. Верховский Н. Но чем дальше, тем больше серьезных мест. Щедровицкий П.Г. Или наоборот. Подожди, или наоборот, ну или с точностью до наоборот. То есть, оформляем схему в тот момент, когда на какой-то период времени сложилась общность у людей, занимающихся одной и той же практикой в широком смысле слова или просто одним и тем же видом деятельности. Понимаете, давайте ещё раз: окончил философский факультет, – что делать-то, ядрёна мать? Идёт преподавать в школу, потому что больше некуда податься, в Институт философии его не возьмут, на факультет философии МГУ его не возьмут, потому что он умудрился, так сказать, себя заявить уже как в общем… ну и был бы не 1951 год, а, условно, 1946, посадили бы. Но уже, так сказать, понятно, что как-то всё меняется. |
В 1948 году Иосиф Виссарионович решил ввести капитализм. По-моему, мало кто из вас знает. Интересная история. Поскольку было понятно, что надо отвечать на взятые у населения обязательства. Понимаете, это же моральная проблема. Люди гибли на фронтах, отдавали жизнь, а живут в говне. И это все понимали, ни у кого сомнений по этому поводу нет. Даже ВОХРАвцам, которые в лагерях служили, надо что-то дать, потому что нельзя же так, в общем, всё время людей эксплуатировать?! Поэтому ВОХРАвцам дают Калининградскую область, а так, всем остальным, ну надо какой-то, надо какой-то социальный шаг. Он вызывает экономистов и говорит: «Давайте-ка вы, ребята посчитайте, как нам корзину товаров народного потребления, так сказать, он что-то слышал про это, вот надо её, значит, обеспечить. Вот, давайте, посчитайте, сопоставьте с американцами, в частности вот там, курс валют. Как вот покупательная способность?» 10 экономистов-академиков в течение года проводят сопоставительные анализы, там даже за границу их отправили, провели обследования, приехали, говорят: «Покупательная способность рубля 1 к 10 к доллару, вот, значит, приблизительно надо вот такой курс ввести, и вот, потихонечку там начинать как-то конвергенцию какую-то определённую проводить». Иосиф Виссарионович на докладе академиков-экономистов пишет: «Хватит им и 4-х». Что вы смеётесь-то, вы что думаете, сейчас иначе, что ли? Вот уровень так сказать, понимания проблемной ситуации. Никакой разницы между Никитой Сергеевичем, который послал на 3 буквы Картера, который был вице-премьером Соединённых Штатов на выставке 1959 года, и Иосифом Виссарионовичем образца 1946-1947 года нет. Но начинается экономическая реформа в их понимании. Вот они окончили, куда им идти-то? Чем заниматься? Он идёт в школу, учителем, поскольку в школе в этот момент учителей-мужчин нет, потому что война только что закончилась, то он вообще там читает все предметы от физкультуры до логики, ну мужик же в классе, слушайте, это же диковинка, это же надо прийти просто посмотреть. Мужиков вообще мало. Всех перестреляли, сначала один раз, потом второй. И потом он сбегает из школы, ну потому, что невмоготу, в издательство «Педагогика». И чем он начинает заниматься, ёлки-палки? Он начинает издавать запрещённого Блонского, готовит к изданию вот этот пухлый 1961 года том, или там какого 1960. Вот этот пухлый, зелёный том работ Блонского, который обвинён по специальному решению 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Мучается: включать ли туда работу о философии Плотина? Потому что понимает, если её включить, всё, трындец, вообще не издадут. |
Выбрасывает её из содержания тома. Издаёт только педагогические работы. И вместо того, чтобы написать, значит, педология. Ну, у него там, Блонский то издал педологические работы, он пишет – педагогические. Исправляет слово, иначе не издадут, готовит к изданию и издаёт. Главного редактора вызывают на ковёр и говорят: «Ты что, сука, это что такое вообще? Ты что себе позволил?» – «А это вот не я, это там значит у меня редактор Щедровицкий такой». Ребята, я не знаю как это всё... Какая тут большая теория? Когда-то, я помню очень хорошо, Георгий Петрович рассказывал мне хорошую байку по этому поводу. Он когда работал, значит, в издательстве, у них был такой принудительный рабочий день. Он говорит: «Ну а дел много – надо уходить». Он говорит: «Запомни один принцип: захочешь уйти, никогда не отпрашивайся. Будешь отпрашиваться – не отпустят. Просто уходи». Дальше говорит, история: «Спускаюсь по лестнице в рабочее время, на встречу директор издательства. Всё понятно. Я ухожу, он приходит». Я говорю: «И что?» – «Ничего. Он меня не заметил. Ну а что, он скажет: «Куда ты идёшь?» Ну, неприличность какая-то». Вот до таких мелочей. Верховский Н. Ну, просто у вас там другой кусок был про смену поколений, которые параллельно с определенным типом схематизации, с тем представлением, которые развивались, там же оставались, а он шёл дальше. Собственно, его это движение, движение дальше. Оно же ведь в этом смысле не случайно. Он бы остался. Щедровицкий П.Г. Нет, понимаешь, нет этого. Есть движение от. Есть движение от. Есть готовность порвать с предыдущим. Есть понимание того… Знаете, это же очень смешная вещь. Пока ты находишься на определённом месте, у тебя существует иллюзия, что ничего другого нет. А что я буду делать? А вдруг там вот не сложится? И ещё чего-то. Да это всё полная фигня! Как только ты… пока ты сидишь на определённом месте, кольцо ожиданий вокруг тебя сфокусировано на этом месте. Как только ты с него вышел, у тебя вдруг появляются новые возможности. Если ты думаешь, что они уходили из педагогики для того, чтобы прийти в инженерную психологию и дизайн, – да ничего подобного. Не было такого! Они просто уходили из. А дальше возникает ситуация, потому что, когда он приходит, грубо говоря, в Институт дошкольного воспитания к Запорожцу, Запорожец ему говорит: «Вот будешь заниматься, у тебя хорошо получается, будешь заниматься аспирантами». И он начинает заниматься аспирантами, так сказать, воспитывать, появляется часть людей, которые сегодня принимают даже активное участие в Кружке, в сегодняшнем состоянии Кружка, и прочее. Вот, возникает некая ниша. Запорожец – это человек, который прошёл огонь, воду и медные трубы и может позволить себе прикрывать эту молодёжь. |
Но он ему говорит: «Юра, можешь критиковать кого угодно, кроме меня». Понятная ситуация? Но при этом, друзья мои, Запорожец – это человек, который вышел из харьковской школы Выготского, это человек, который прошёл гонения на Выготского. Это человек, который рассказывал непосредственно как в 1936 году выводили людей из зала в наручниках… ну, так сказать в «воронок» сразу после доклада. То есть, ты выходил делать доклад, а закончить мог доклад в «воронке». Я ему говорю: «Александр Владимирович, как вы значит выпутались?» Он говорит: «Я просто. Я стакан водки выпил – и пошёл». И точно также Соловьёв, который был первым директором НИИТ. Реплика. И что, если бы он не выпил стакан водки, то не пошёл бы? Щедровицкий П.Г. Ну, может и не пошёл бы. Может, знаете, у меня есть такая кассета, где мой старший сын и один его приятель прыгают с тарзанки во Франции в горах. Павел Петрович так подходит и стоически прыгает. А второго несут 4 человека, потому что бабки он уже заплатил, и надо его скинуть. Поэтому по-разному бывает, по-разному просто. Но Соловьёв, Директор НИИТ, он получает новое назначение. Ничего нет, ну как бы пустота, нет никакого дизайна и технического проектирования в стране нет. Он начинает набирать людей думающих. Кстати, между прочим, даже не уволил Георгия Петровича после того, как его выгнали из партии после подписания письма. Сказал: «Юра, ёлки-палки, – сказал он ему, – ну сиди ты тихо!» Не, он умудрился статью написать в «Известиях» или там где-то. Верховский Н. Потому что не мог по-другому. Щедровицкий П.Г. Не знаю, почему? Слушайте… Верховский Н. Нет, но вот это вот верхнее движение самих идей, потому что вот как вот рассказываете, верхнее движение самих идей происходит по сопричастности с той исторической случайностью, которая происходит. Щедровицкий П.Г. Да. Верховский Н. А не наоборот. Щедровицкий П.Г. Происходит актуализация. Происходит актуализация определённого круга идей в определённой культурно-исторической ситуации. Ещё раз: идеи нужны для того, чтобы получить основание. В том числе и самообоснование поступка. И в этом плане, понимаете, забегая вперёд, можно сказать, что схема акта деятельности – это не теория действия, это теория поступка. Ищенко Р. Вы тем самым придаете такой субъективированный характер? Щедровицкий П.Г. Ну, подождите, во-первых, не я придаю, а я вам про это долго и нудно читал текст. Да. |
Верховский Н. То есть, поступок следует раньше, чем его обоснование? Щедровицкий П.Г. Ну, с точностью до того, что вам всегда нужно набрать критическую массу. Чтобы что-то сделать, особенно выламывающееся из привычной колеи вашей собственной деятельности и ожиданий других, нужно набрать определённую критическую массу, чтобы как минимум объяснить этого выламывание самому себе. Объяснить другим – это не самая большая проблема, в конце-концов, можно этим пренебречь. А вот самому себе это объяснить и в этом смысле приобрести устойчивость другого рода – это действительно проблема. Помните, как у Черчилля в комментариях к Фултонской речи на полях написано: «содержания мало – добавь интонации». Реплика. Отличный приём. Хорошо. Соколов А. А всё-таки, кроме случайного и движения от себя, наверное, они… Щедровицкий П.Г. Приносили пользу народному хозяйству. Да. Соколов А. На современном языке: как-то устраивали какую-то повестку дня, которая интересует всех, которая окружает тебя в мире? Щедровицкий П.Г. Думаю, что нет. Думаю, что повестка дня как тип рефлексии просто образование более позднего периода. Нет, безусловно, они прекрасно чувствовали и понимали определённый контекст социально-психологический, и ожидания, и так далее, и тому подобное. И интенсивность коммуникации и общения, частые поездки, участие в различных конференциях, взаимодействие с различными социокультурными группами, достаточно полярными, и как минимум не встречающимися друг с другом, потому что общество разделено на определённые зоны специализированной коммуникацией. Да, это давало определённую свободу. То есть, формат важен. Формат важен, никому и в голову не приходило в тот момент заниматься тем, что сегодня называется междисциплинарными работами, междисциплинарной коммуникацией, а они естественно прошивали собой несколько разных таких социальных групп, достаточно отделённых друг от друга институциональными барьерами. Соколов А. Сама вот эта потребность собираться, вот это возникновение Кружка... Щедровицкий П.Г. Потребность собираться есть у всех, у моей жены, например, есть потребность с кем-то собираться, она вот регулярно с кем-то собирается. Соколов А. Нет, можно собраться по разным поводам, да, распить бутылку, а ведь они же собирались не для этого… Щедровицкий П.Г. Как? Ты что! |
Реплика. А в чём разница? Щедровицкий П.Г. Сан Саныч Зиновьев просто не мог без этого. Соколов А. Это ради Бога. Щедровицкий П.Г. Чуть не умер. Соколов А. Это ради Бога. Но окромя, как говорится, кухонных разговоров, ну, наверное, ведь и – ну как, один же человек все равно не может жить. Щедровицкий П.Г. Там просто была демократия – он пил, а остальных не заставлял. Реплика. Кто? Щедровицкий П.Г. Зиновьев. Соколов А. Ну, уберём эту как бы тему… Щедровицкий П.Г. Почему? А куда же ты её уберёшь-то? Ничего себе... Соколов А. Просто она смазывает то, что я хотел спросить. Щедровицкий П.Г. Может, и, слава Богу. Соколов А. Может быть. Щедровицкий П.Г. А ты хотел излишнюю долю серьёзности придать, что ли? Соколов А. Нет, нет, но насколько я понимаю, что, кроме того, чтобы там выпить бутылку чего-то, люди ещё встречаются для того, чтобы обсудить какую-то мысль, да, или ну я не знаю, что-то – нечто больное, с чем он один не может жить. Щедровицкий П.Г. И? Соколов А. Ну и в этом смысле эта коллективность, она как обратная сторона того, что … в ней ищется то, что окружает тебя. Что могут окружать несколько, а не один. Это же можно же – не обсуждать, а писать книжку. Щедровицкий П.Г. Ну, это да. Но есть и обратная, есть и обратная сторона, что у всякой такой коммуникации есть некий лидер, и если он эту тематизацию привносит в коммуникацию, ты вынужден ей соответствовать. Ну, недавно Чернышев рассказывал мне хорошую историю, как он пришёл к Спартаку Никанорову в семинар, потому что ему много кто советовал, и что-то ему стал про физику там рассказывать и так далее, а ему Никаноров говорит: «Молодой человек, это конечно всё здорово, но у нас есть правило. Я вас буду слушать, когда вы нарисуете функциональную схему спички. Вот идите, нарисуйте, приходите, расскажите – если да, то ходите к нам на семинар, будем вас слушать» – и так далее. Но перед тем, как Чернышев ушёл, он ему говорит: «Понятно, но имейте в виду, вот предыдущий, он ушёл, и вот уже 6 месяцев его нет, а так в среднем 3 месяца уходит». Я эту историю рассказал Кучкару, он говорит: «Точно, говорит, у меня была та же история. Один к одному. Я тоже пришёл в семинар к Никанорову, он меня отправил рисовать функциональную схему спички». |
Чернышев говорит: «Я трое суток не спал. Ну что такое, 3 месяца, это не серьёзно же!» Нарисовал и пришёл. Тот говорит: «Ходите». А вы, кстати, можете нарисовать функциональную схему спички? Соколов А. А зачем? Если понадобится... Щедровицкий П.Г. Ну, вот в этом всё и дело. Так что тогда спрашивать? Другое поколение. Для них это был реальный вызов. У них не было вопроса «Зачем?», они понимали, что это и есть способ вхождения в братство, такое же, как для какого-нибудь соискателя места в школе восточных единоборств является там драение пола там тряпкой в течение нескольких месяцев. Соколов А. Нет, ну это потом уже, когда коллективность создаётся, образуется кружок там. А до этого… Щедровицкий П.Г. Да-к вот и я вам отвечаю до этого. Соколов А. До этого ничего этого нет. Даже спички нет. Щедровицкий П.Г. Ещё есть вопросы? Ищенко Р. Получается из Ваших же тезисов, что есть какие-то исходные, перинатальные, исходящие у человека, ну то ли из детства, то ли, я не знаю, вплоть до генетических оснований установки, которые, если он честен перед собой и искренен в своём движении, он всю свою жизнь их и реализовывает. Щедровицкий П.Г. Вы знаете, слово «генетические» я бы только поставил в кавычки, поскольку никто про это ничего не знает, и поскольку в современной там науке уже показано что, вся эта штука про спираль Уотсона-Крика, всё на самом деле не так, то я бы вот позакавычил бы всё это и просто говорил, что это некая метафора того, что нам не очень понятно. В этом смысле в отличие от Георгия Петрович я готов гораздо большее внимание уделить этому вопросу. Потому что я вот смотрю на своих детей многочисленных, и я прекрасно понимаю, что они очень сильно отличаются друг от друга, и это отличие начинается с очень раннего возраста, заведомо с того возраста, где ещё нельзя объяснить это различие теми или иными воспитательными воздействиями. Они просто принципиально разные. Что это такое? Ну, с учётом того, что мама-папа, вроде бы, одни и те же, понимаешь, даже нельзя назвать это генетикой. Реплика. А что же это? Щедровицкий П.Г. А что же? Не знаю. Но есть. Ищенко Р. В ситуации Георгия Петровича – он всю свою жизнь, последовательно разворачивал… Щедровицкий П.Г. Да, он, я же про это говорил – он, как его назвали, так он и был. Ищенко Р. Да-да-да, начиная с Краскома. |
Щедровицкий П.Г. Кстати, в этом плане тоже понятно – 2 брата в семье, там младший брат заболел туберкулёзом, потому что родился на 3 года позже, всё хорошее отдавали ему, как больному. Я не знаю, что это такое. Это некоторая совокупность обстоятельств, проявляющаяся в формировании характера. Чичаев И. Можно такой вопросик, можно сказать, не очень нашей тематики. Люди, которые в Кружок входили, наверняка испытывали нагрузки там интеллектуальные, психофизические, то есть там какие-то техники отрабатывались для того, чтобы скажем, эффективнее мозгом работать, или … мне вот просто интересно, было ли такое или нет? Щедровицкий П.Г. Не знаю, наверное. Не готов здесь давать никаких советов, очень индивидуальная вещь. О’кей, друзьями мои, я думаю, что вопросы по первой части исчерпаны. |
§ 69.2 | (ММК: интуиции понятия "управление") |
Значит, ещё один важный проход связан с интуицией понятия управления. Вот тот факт, что моё действие направлено не только на меня, но и на других людей, тот посыл, который связан с трактовкой условий деятельности в качестве материала деятельности и некая общая установка на возможность превращения окружающих условий, не устраивающих тебя по тем или иным целевым или ценностным причинам, в иные, в большей степени соответствующие твоим целям и ценностям, он присутствует тоже как достаточно важная, фундаментальная онтологическая гипотеза. Что вообще-то мир можно переделать, что вообще-то можно привести в соответствие своё окружение и вот непосредственные условия своей деятельности в тот вид, который в большей степени соответствует твоим представлениям и твоим целям. Вот вообще-то, по большому счёту – это, можно сказать, то единственное, что Кружок берёт из марксизма. Вот эту базовую гипотезу, что он не задан раз и навсегда однозначно, что он не, как сказать, не неизменен, что можно достичь такого уровня действия, которое превращает окружающую среду в предмет управления, изменения, и может привести эту среду к другому виду. И мне кажется, именно в этой точке можно провести, с одной стороны, связь, а с другой стороны, оппозицию между марксизмом и австрийской политэкономической школой. Потому что из марксизма они берут романтическое начало. И если австрийская политэкономическая школа при всей её методологической изощрённости по большому счёту исходит из того, что люди всегда ставят перед собой свои корыстные цели, то Методологический кружок исходит из того, что некоторые люди, по каким-то причинам ставят пред собой общечеловеческие цели и готовы пренебречь своими личными целями ради достижения целей более высокого порядка. Ну, в некотором смысле совершенный романтизм, но романтизм, замешанный на марксистском представлении на роли личности в истории. |
По-моему, Николай Верховский тогда задавал этот вопрос, чем же, всё-таки, теория действия и теория деятельности в смысле Московского методологического кружка отличается от теории действия и теории деятельности в смысле австрийской политэкономической школы и праксиологического подхода? Ответ: содержанием цели, типом содержания, которое рассматривается как содержание цели. В некотором смысле ничем не обоснованный аксиологический посыл, потому что, конечно, вы можете схему акта деятельности проинтерпретировать очень прагматически. Она сама по себе никаких ограничений на такую трактовку не содержит. Там ничего не сказано о том, что это такое действие, которое в обязательном порядке предполагает постановку более широких целей, претендующих на изменение. Ну, вот там всего этого нет, это всё в примечаниях, это всё в колонке редактора. |
Конечно, эта возможность посредственна, поэтому такой интерес к средствам, потому что возьмёшь негодное средство – не сможешь решить эту задачу, но в принципе сфера человеческой деятельности, созданная человечеством в процессе его исторического развития, доступна за счёт наиболее сильных, наиболее мощных, наиболее хорошо организованных средств. И именно поэтому я говорил о том, что принцип деятельности и принцип свободы – это одно и то же для этого этапа развития Кружка. Просто пишется сразу об этом. Поэтому такой гигантский интерес к Фихте. Не к Канту, не к Гегелю, а именно к Фихте. Филиация идей, наукоучение, фихтеанская трактовка знания. |
Вопросы - ответы |
Чичаев И. Пётр Георгиевич, извините, а можно вопрос? |
А с другой стороны, схема акта деятельности взрывает и разрывает схему воспроизводства, в том числе за счёт того, что имплементирует в себя схему знания. Поскольку мы разрываем эти рамки воспроизводства за счёт некоего знания, которое в него не вписывается. |
Якименко А. Но тогда воспроизводства по норме в точности не происходит. |
Ищенко Р. Ещё раз: если хочешь поменять себя, начни с того, чтобы поменять обстановку. |
Ищенко Р. А вот в предпоследней лекции вы уже начали фиксировать тезис о мыследеятельности, когда говорили о том, что оргтехническая система – это элемент, простейший атом мыследеятельности. |
Да, мы конечно предполагаем, что такое знание в большинстве случаев образуется по определённым процедурам и скорее всего некоторая, хотя бы пунктирная граница того предмета, что происходит, она есть. Ну, значит, он есть или нет. Методология в общем на разоформление предметных… на распредмечивание – смотри там вся эта гегельянская шелуха. Я Шопенгауэра начитался. Он говорил: «Вот балабол, понимаешь, это Гегель». У меня – просто, я пошёл в магазин и решил купить книги по философии на CD-дисках, и выяснилось, что ничего, кроме Ницше и Шопенгауэра, нет. То есть, систематическую философию почему-то на CD-диск не производят. Поэтому я купил Шопенгауэра «Мир как воля и представление», а переключать я не умею, поэтому я всё время слушаю первую главу. Мне как раз первых двух глав хватает, чтобы доехать от дома до дачи. |
Верховский Н. Маркс за 90 минут. |
§ 69.3 | (схема охвата/ассимиляции как ключевая для рассматриваемого периода) |
Ну, собственно, вы предвосхитили частично своими вопросами и замечаниями то обобщение, которое я хочу сделать, а именно, что ключевой схемой в этот период становится схема охвата или ассимиляции. От схемы предметной организации объект внутри предметной ассимиляции, через схему норма-реализация, в которой мы совершенно спокойно можем трактовать ситуацию реализации как подсистему нормативной организации. Как только мы примысливаем к схеме воспроизводства деятельности и трансляции культуры культуротехнику, мы вынуждены рассматривать ситуацию как организм или орган, возникающий внутри более сложного, объемлющего контекста нормативной организации. И к схеме охвата деятельности мышлением, при которой деятельность рассматривается как организованность мышления – схема оргтехнической системы, намекающая, как я и говорил, и на что был направлен один из вопросов только что, на будущие представления о мыследеятельности. То есть, мы имеем вот эту последовательность представлений. |
Не случайно я вам в начале онтологической серии читал Гартмана. Не Эдуарда фон, а Николая, который в своей онтологии последовательного проводит принцип слоёного пирога или принцип многоуровневой Организации мира - с большой буквы, - в котором между уровнями существуют прямые или подразумеваемые отношения управления и связанные с этим отношения уровней сложности. Кстати, если вы помните эти мои тезисы «Об изложении системы мыслительно-деятельностного подхода как системы принципов», то я там аналогичный подход вижу в неотомизме, в частности, в работах Тейяра де Шардена, который пытается перевести на светский язык современный неотомизму, ну современные ему неотомистские представления. |
Вопросы - ответы |
Верховский Н. Красивая была бы картинка, если бы не коммуникация. |
Алейник В. В каком смысле реализация есть элемент нормы, что мы можем, например… Щедровицкий П.Г. Реализация есть элемент нормативной организации, а не нормы, той организации, внутри которых нечто становится нормой, а что-то становится реализацией этой нормы. Это же функциональные понятия. А конечно, когда вы морфологически растягиваете норму и реализацию, у вас никогда реализация не будет частью нормы. Да и не важно, вы никогда не построите такую норму при морфологическом подходе. А вот когда вы норму трактуете один раз как пространство, в котором что-то становится нормой для чего-то, а другой раз как морфологию этой конкретной нормы с определённым артиклем, у вас возникает растяжка, и вы понимаете, что реализация является частью этого пространства, возникает внутри. Алейник В. Каким образом? Щедровицкий П.Г. Но при этом норму охватывает. Сложная норма всегда содержит в себе как норму продукта, так и норму процесса. Просто это в этой схеме не детализировано всё. Потому что, если я просто указываю на то состояние, к которому мне нужно прийти, я не могу сказать что это норма, потому что я не знаю, как туда прийти. Алейник В. Почему не работает? Может быть норма-результат. Щедровицкий П.Г. Слушайте, может быть всё, что угодно. Я пока утверждаю одну простую вещь, что в основе всего рассуждения или переинтерпретации лежит схема охвата или ассимиляции. В ней знание и отношение знания становится основой трактовки отношений между мышлением и деятельностью. И на вопрос, благодаря чему мышление охватывает деятельность, мы говорим: благодаря знанию об этой деятельности, которая есть мыслительная организованность. А после того, как это отношение между мышлением и деятельностью стало основой конструирования оргтехнического отношения – мы говорим, что оно завершается отношением нормировки. Алейник В. Мыслительная организованность – в смысле организованность мышления, протрактованного как деятельность? Щедровицкий П.Г. Ещё раз. Алейник В. Знание есть мыслительная организованность. Щедровицкий П.Г. Знание есть мыслительная организованность. Знание есть особая организованность мышления о деятельности, ну или мышления поверх деятельности. Алейник В. В смысле схемы знания или в смысле?.. Щедровицкий П.Г. И в том, и в другом. |
Алейник В. А в другом, это в смысле, если мышление помыслить как акт мышления? Щедровицкий П.Г. Ну, или разрезать акт деятельности по какой-то оси, в которой сверху будут более мыслительные элементы акта, а снизу – более деятельностные. И каждую организованность тоже порезать: чем ближе к низу, тем больше нижняя часть, а чем ближе к верху, тем больше верхняя. Чего? Ну, мы понимаем, что если мы движемся по схеме акта вверх, то у нас мыслительная компонента возрастает. И у нас в этом смысле непосредственное орудие, с помощью которого какой-то исходный материал преобразуется в продукт, они носят очень материальный, деятельностный характер, а средства – уже более мыслительное. А проблемы уж совсем мыслительные. Ну да, у тебя просто такой рычажок, и ты его водишь – туда-сюда, туда-сюда. Да. Соколов А. Ну, хорошо, допустим, знание – это то, что позволяет мышлению охватывать деятельность, или понятие… а вообще – понятие… Щедровицкий П.Г. Это – эпистемические формы организованности. Я слово знание употребляю в наиболее общем смысле. Соколов А. А, понятно. Эпистема. Щедровицкий П.Г. Да. Причём, в таком, дохайдеггеровском смысле, в целом – как класс. Верховский Н. Но при этом знания и нормы надо различать? Щедровицкий П.Г. Да, нормы – это нормы, а знания… Верховский Н. А справочно – круг чтения по отношению к норме, переходы друг с другом... Щедровицкий П.Г. Я знаю единственную книжку Чарльза Морриса «Типология норм», 1946 года. Но, во всяком случае, я с тех пор ничего не читал. Верховский Н. А место, в котором вы выросли, я имею архив ММК, может там что завалялось? Щедровицкий П.Г. Ну, я почти уверен, что есть достаточно широкая литература про все эти нюансы, но ещё раз: конкретно я не могу ничего сказать. |
Верховский Н. Ну, я понимаю. Можно тогда такой вопрос: на серии игр по онтологии, одной из таких существенных характеристик онтологии являлось сочетание внутри, то есть, во время сущего представления о должном. Можно ли трактовать знание и норму в этой?.. Щедровицкий П.Г. Можно. Собственно, книга Чарльза Морриса, это и есть книга о модальностях. Но это такой, семиотический подход, поэтому это немножко, так сказать, сбоку взгляд. Главное – не требовать от меня ничего несбыточного. Я это дать не смогу. Верховский Н. Сказали задавать вопросы, я и спрашиваю. Щедровицкий П.Г. Да. Соколов А. А логика тоже как эпистема представлена? Щедровицкий П.Г. Нет, как раз логика и есть способ перевода знания в норму. Типичная, так сказать, нормативная дисциплина, опирающаяся на определённые представления о знании. Соколов А. Ну, то есть не эпистема. Щедровицкий П.Г. Ну, ещё раз: логика – это название для некоторого раздела. Соколов А. Чего? Щедровицкий П.Г. Не знаю чего, общей философии. Соколов А. Раздела как знания? Знания? Щедровицкий П.Г. Ну, так нельзя сказать – это у вас какая-то путаница в голове. Соколов А. Вот я и хочу понять, логика здесь… Щедровицкий П.Г. Не знаю, нарисуйте несколько квадратиков и попробуйте погрузить одни в другие, и когда несколько раз попытаетесь, может быть, что-то получится. Соколов А. Мелким так которое нарисовано… Щедровицкий П.Г. Где? Соколов А. Ну вот, сверху и снизу. Щедровицкий П.Г. Ну? Соколов А. Не следы логики, нет? Щедровицкий П.Г. Вы меня переоцениваете. Осовский М. Пётр Георгиевич, а такой вопрос: значит, у вас прозвучало сейчас разделение теорий управления на менеджеральные и с точки зрения теории мыследеятельности. Щедровицкий П.Г. Угу. |
Осовский М. Правильно ли я понял, что ключевое отличие именно вот введения понятия рефлексии и в принципе в мировых теориях управления через призму рефлексии организация никогда не рассматривалась? Щедровицкий П.Г. Угу, можно так понять, хотя это очень грубый тезис. Думаю, что он эмпирике не соответствует. И наверняка были такие теории управления в истории последних 100-120 лет, когда она стала формироваться, в которой уделялось внимание рефлексии. Но грубо можно понять так, что в основном современные теории управления оперируют социальными статусно-ролевыми моделями в качестве основания для того, чтобы выделить отношения управления. А отношения знания не рассматриваются в качестве фундаментальных для установления отношений управления, а в мыследеятельностных представлениях – наоборот. Отношения знания первичны, а статусно-ролевые отношения – вторичны. Осовский М. То есть, они смотрят на организацию, видят социально-статусную структуру… Щедровицкий П.Г. Ну, они смотрят на разные вещи, понимаете, кто-то в большей степени ушиблен политикой и понятием власти, кто-то в меньшей степени, иногда происходит интерпретация в контексте конкретного анализа организации, ну разные есть подходы. Ещё раз. С точностью до того, что диапазон достаточно широкий, и эмпирически вы всегда найдёте тех, кто ближе к мыследеятельностному подходу, кто понимает вот эту специфику и пытается её выделить в эмпирическом материале. Вот если бы я выступал не перед вами, а перед управленцами, я бы, конечно, мягче говорил. Я бы говорил: ну да, там они тоже это понимают по-своему, но они не придают этому фундаментального онтологического статуса, они не рассматривают это в качестве первичного основания отношений управления, они рассматривают это в качестве, ну, сопутствующего фактора. А ММК рассматривает это в качестве фундамента и выводит из него всё остальное. Более того, он выводит из этого сами ролевые структуры. Типичные ролевые структуры, возникающие в обществе с точки зрения ММК есть проекция систем знания. А как туда перетекает человеческий материал – это вообще вопрос девятый. Осовский М. Они вам скажут, что в жизни всё хорошо. Щедровицкий П.Г. В смысле, они – кто? Осовский М. Менеджеры. Щедровицкий П.Г. А нет, менеджеры обычно со мной не разговаривают. И я с ними тоже. Да. |
Данилова В.Л. У меня вопрос о критериях, помню в попсовой книжке «Космическая опера» я обнаруживаю, что… Щедровицкий П.Г. Вера, когда ты успеваешь всё это читать? Данилова В.Л. Ты знаешь, мне кажется, это мне даже профессионально помогает, …герой своему сыну заявляет… ну космическая опера, там империя, всё это весьма ***, герой своему сыну заявляет, что людьми управляет тот, кто управляет их воображением. И дальше на протяжении всего романа сын реализует вот эту штуку, вот там через много всяких... Щедровицкий П.Г. Российский автор или зарубежный? Данилова В.Л. Америка. Щедровицкий П.Г. Жалко. Потому что обычно все, кто в России пишут об этом, они ушиблены Ефимом Островским. Данилова В.Л. Нет, это совершенно другая ветка, меня совершенно… Щедровицкий П.Г. Ну, там тоже свои есть такие пацаны. Данилова В.Л. Ага, я решила, если что-то докатилось до космических миров, то раньше оно было представлено в виде теоретических и достаточно обсуждаемых концепций. Не обязательно, но *** Щедровицкий П.Г. Ты знаешь, я хочу тебе сказать, что это старая история. Значит, вот я, конечно, не претендую на какое-то полноценное знание эмпирии, но я могу тебе сказать, что Тимоти Лири – идеолог хиппи движения – он всё это описал в теоретической форме, и это было в начале 60-х годов. Фактически он совершенно в другом языке развил совокупность представлений о – в нашем понимании – рефлексивном управлении. Кстати, эмпирическим материалом для него, обрати внимание, являлись 2 любопытных феномена: спорт и шоу-бизнес. Поскольку, собственно, начинал он с рефлексии одного простого момента, а именно: как простой, чернокожий парень, пойдя либо в баскетбол, либо в бокс, зарабатывает миллионное состояние и входит в элиту. И он на этом примере.., но для него знание неотъемлемо от человеческого качества, то есть, он рассматривает знание в терминологии субъективного знания в схеме акта деятельности, не объективированного, а именно припаянного к человеческой морфологии. И он на очень интересном, собственно социологическом материале показывает, что институционализация этих каналов вертикального движения социального, была связана с достаточно жёсткой структурой, которая возникла к началу ХХ века в Соединённых Штатах, и противоречила их базовым ценностям. |
Данилова В.Л. Любопытно, почитаю обязательно, к нему не относилась достаточно… Щедровицкий П.Г. Если вдруг не найдёшь ничего подобного, то помни про Маркса и Георгия Петровича. Данилова В.Л. Думаю, что интересное найду, вообще-то Лири – человек не тривиальный. Щедровицкий П.Г. Не тривиальный, да. Думаю, если бы ещё меньше кололся, то вообще был бы супер. Ну хорошо, хорошо. Коллеги, давайте близиться к концу. Надо заканчивать. Вопрос. Можно ли как-то связать *** о понятии управления в ММК вот с тем романтизмом, который был изначально у человека по отношению к знанию. Чувство такое же преобладает, как и в деятельности, что каждый человек может войти в мир знания, и в этом смысле он причастен, а может быть причастным к управлению. Щедровицкий П.Г. Да, я говорил уже по этому поводу, что Георгий Петрович – это протестантская революция в мышлении. Да, не нужны посредники, возможно прямое вхождение, и через самоорганизацию мышления пройти в этот слой. Но поймите, Советский Союз – это же было предельно демократическое общество. Поэтому его проблемы демократии не волновали, они были решены, в тот момент. Его волновали проблемы, скорее нахождения социального места, которое бы позволяло осуществлять управление, не занимая позиции в административных системах. Но и то, это понимаете, я немножко преувеличиваю, потому что, конечно, так он вопрос не ставил. Его интересовало, скорее, влияние на научные круги, на научную общественность, на определённые профессиональные сферы и прочее. |
Я всегда люблю рассказывать историю по поводу того, как я пришёл к Александру Николаевичу Яковлеву перед Байкальской экспертизой, это был, соответственно, 1988 год, самое начало, значит, и я к нему пришёл и говорю: «Александр Николаевич, вот мы тут придумали такую вещь – провести первую в стране социально-экологическую экспертизу на озере Байкал. Значит, хочу, вот типа, согласовать». Вот, он суп хлебает, потому что меня Толя Яковлев, сын его, значит, пропустил в точку встречи. Вот и говорит мне: «Явочным порядком». Я говорю: «В каком смысле?» Он говорит: «Не надо ничего согласовывать, явочным порядком». Вот. И тут я говорю ему следующую вещь, я ему говорю: «Александр Николаевич, но вы же понимаете, мы же ни на какую политику не претендуем». Тут он перестаёт хлебать, поднимает голову, и говорит: «Да вы, Щедровицкие, ни на какую политику никогда не претендуете!» Ладно, разбежались. |
Сноски и примечания |
(2) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
|
|