главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разде лш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 46. (...) |
§ 70. (чтение курса лекций Г.П.Щедровицкого "Понятие и понятии") |
Ответы на вопросы |
§ 70.2 (продолжение) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 01 апреля 2011 года |
о лекциях на сайте Фонда предыдущей (до публикуемх лекций) версии - https://www.fondgp.ru/old/projects/jointly/school/0.html |
лекция 46 | (чтение курса лекций Г.П.Щедровицкого "Понятие и понятии") |
§ 70/?? (1) (1.1) | (...) |
Щедровицкий П.Г. Коллеги, сегодня мы с вами будем читать материалы курса лекций под общим названием «Понятие о понятии». Курс лекций стартовал 5 февраля 1969 года, а закончился 21 апреля 1969 года: «Наверно следовало бы начать с истории понятия о понятии, а потом выяснить затруднения и строить соответствующие модели. Из-за отсутствия школы мы вынуждены были пользоваться обыденными представлениями, которые выдавались в популярной литературе за философские представления. С этого мы должны были начинать, ибо ничего другого не знали. |
Другая линия работ развертывалась при изучении понятий физики. Сам анализ атрибутивных структур возник как работа по обоснованию тех эмпирических результатов, которые были получены при изучении в первую очередь истории физики и, кроме того, понятий химии и философии. Эмпирические результаты, которые получались в этих науках, нужно было обосновать систематически. Из этого родились специальные исследования по атрибутивным структурам. |
На вопрос: «Почему возникает антиномия?», мы отвечали: «Антиномия, выраженная этими знаниями, возникает потому, что Галилей пользовался неадекватными понятиями». Оба образования были представлены нами одновременно — в онтологической схеме. Мы различали суждения и понятия, но не организовывали их в единой системе и в одном представлении. |
То есть, утверждалось, что если мы сталкиваемся с антиномией, где оба знания достаточно обоснованы, то причиной антиномии являются понятия. Но для того, чтобы выйти из ситуации антиномии, надо соответственно изменить или видоизменить понятие и соответственно построить некую логику рассуждений. |
Но я, работая в традициях атрибутивных структур, относил его как к реальному объекту. А перед Зиновьевым тогда уже эта проблема стояла как отнесение знания, скорее, к идеальному объекту. В теоретическом плане Зиновьев уходил от решения этого вопроса за счет принципа параллелизма. Меня же эта самая проблема вытолкнула в психологию, так как я стремился выяснить механизм отнесения. |
Вполне вероятно, что он это заимствовал у Гегеля, когда последний утверждал, что атрибутивные структуры являются некоторой формой речевого выражения. И если мы хотим понять эту форму, то мы должны рассматривать структуру коммуникации. При этом оказывается, что понятие и существует в акте этой коммуникации. Сейчас я понимаю бесспорность этого тезиса, и дальше постараюсь показать его аргументированно. |
При этом фактически намечалось противопоставление модельной части, объектной части и понятийной части. Дальнейшее решение вопроса упиралось в проблему механизма осознания. Поскольку в теорию логики попадали принципы и понятия логики, т.е. вставал вопрос о формах осознания этого у теоретиков логики. |
Резюмирую. Мы не приняли этой схемы и не могли работать с ней, поскольку у нас была естественнонаучная идеология. И мы признавали существование только за моделями, имеющими естественную модальность. А это исходная схема не отвечала данным требованиям, так как в ней все ее составляющие имели двоякое существование. Мы не понимали, что понятие существует в некотором идеальном пространстве смысла, и были в этом смысле далеки от философского мировоззрения, оставаясь все время в рамках естественнонаучного подхода. А это значит, что одним из наших принципов должно стать понимание того, что если мы работаем с понятием, то нам не нужно пользоваться моделями. Из этого совершенно не следует, что работа по интерпретации моделей не должна происходить параллельно. Я сейчас подчеркиваю только различие в статусах существования, хочу разграничить понятие с естественнонаучным подходом. Но не более этого. |
17.02.69 |
противопоставленных друг другу элемента: некоторую маркировку объекта, позволяющую нам опознать и выделить объект; некоторые операции, приложимые к этому объекту; некоторое знание, фиксирующее что-то, касающееся первых двух элементов. Я рисую их рядом друг с другом, как элементы содержания нашего понятия. Важно подчеркнуть, что когда мы говорим «знание» или «форма знания», мы имеем дело с элементами содержания понятия. Я подчеркиваю особую природу первого элемента — это признаки, позволяющие выделить первую группу объектов как то, с чем мы действуем. Причем фактически я говорю не об объектах, а о маркерах. Но маркеры таковы, что за ними стоят некоторые объекты, объекты нашей деятельности. Эти объекты непосредственно данные. Под этим я понимаю самые разные формы данности объектов и их освоение, любые формы освоения, связанные непосредственно с объективностью. Типичный пример такой данности: а) данность через практическую деятельность, б) через чувственное отражение. Таким образом, я ввожу понятие обязательно в ситуации общения. У человека, участвующего в общении, имеется табло, через которое представлены три указанных элемента содержания понятия. |
Зафиксировав акт коммуникации, я должен затем произвести сложные и тонкие членения, потому что я не могу сказать, что понятие принадлежит этим двум индивидам. После сделанных мной замечаний я не могу рассматривать понятие как принадлежащее индивиду, его субъективную принадлежность. Это утверждение было необходимо для рассуждения. Теперь же я должен сказать, что понятие принадлежит указанной ситуации. Но это не означает отказа от прежнего положения. Я ставлю перед собой задачу провести такой анализ, чтобы оба положения ему удовлетворяли. Мне важно, что все то, что мной нарисовано, в принципе создается обоими индивидами. Все то, что нарисовано мной внизу… Здесь схемы нет, но, судя по всему, нарисован верстак. … и что мы называем существующим на верстаке, существует именно так, а не иначе, благодаря наличию двух табло. Если мы не учитываем их, то нарисованное мной не существует. И объект, и операция, и текст существуют в своей определенности только по отношению к этим двум табло. Вне этих табло они как таковые вообще существовать не могут. Возникает естественный вопрос: каковы вклады этих табло в создание и определение этой ситуации? Этот вопрос требует специального обсуждения. Пока я утверждаю лишь одно: второй индивид, принимающий сообщение, участвует в формировании понятия первого индивида в такой же мере, как и сам первый индивид, а может быть и в большей. И хотя мы говорим, что понятие существует только у первого индивида, но существует оно именно потому, что есть второй индивид со своей специфической работой. Получается, что второй создает понятие первого, а не первый создает свое собственное понятие. |
Москаева. Ситуация общения — любая? |
Если бы могли начинать с мифа, то мы должны были бы задавать структуру деятельности: сам факт вспыхивания, умирания и успокоения деятельности в организованности, и из этого отношения между двумя формами существования деятельности выводить все типы организованности и осуществлять переходы от одних организованностей к другим. Для этого необходима твердая вера в то, что такое существует. Но мы сами в это не очень верим. Недавно к этому пришли. И начинали мы как все, с различных форм организованностей. Например, мы говорили, что мышления как непосредственной данности и понятия не существует, но зато как непосредственная данность существует речь и язык, выраженные в тексте. Перед нами стояла задача: начинать с анализа текстов и, препарируя их, переходить к той деятельности, которая лежит на следующих, более глубоких уровнях, т.е. вскрывать там понятия. Сейчас бы мы сказали, что мы начинали с одной организованности и искали в ней другую, не понимая того, что знаки, слова столь же реальны, как и понятия. В этом смысле понятия существуют в такой же материализованной форме, как знак, как речь и язык. Почему же мы тогда не анализировали понятия, если они даны как некоторая организованность? У нас их не было, хотя их имел Гегель. Смысл нашей работы заключался в выходе к деятельности. Мы создавали иерархию организованностей с тем, чтобы выйти к деятельности. Когда мы до нее дошли, эти ходы стали ненужными. Но это только в том случае, если бы мы имели онтологическую картину деятельности, если бы все ходы были изображены. Но мы этой картины не имеем, поэтому вынуждены прибегать к ходу 15-летней давности: я апеллирую к вашей интуиции, к чему-то непосредственно данному, и буду передвигаться от одной организованности к другой, имея в виду деятельность как всеобщий посредник. Москаева. Каким образом вы от этой организации перейдете к понятию? — Перейду. Второй методический момент. Рисунок, сделанный мной, представляет экстериоризацию понятия. С этой точки зрения изображение смысла понятия не является реально существующим — это не модель. Для того, чтобы использовать нечто как модель, я должен удовлетворить целому ряду требований и специально обсудить вопрос: каким образом рисунки, изображающие мои представления о некотором объекте, могут использоваться как изображение самого объекта. Для того, чтобы утверждать, что понятие существует, необходимо ввести дополнительные соображения. Все эти рисунки есть не что иное, как выражение моего представления. А за счет чего они достигают объективности — это особый вопрос. Об этом нужно все время помнить. С одной стороны, я провожу онтологизацию. Я говорю, что это действительно существует. Но на самом деле этого нет, и я это хорошо знаю. |
Дубровский В.Я. Нам предлагается провести специфическую работу по поводу второго индивида, про которого ничего не сказано? — Я надеюсь, что все здесь собравшиеся все время проделывали эту работу и знают как это делать. … Что такое текст? Он, во-первых, должен быть понят вторым индивидом. Что второй индивид понимает — сложный вопрос. Но меня интересует, как относится этот текст к понятию, которое я предписал первому индивиду. Для второго индивида этот текст является выражением понятия первого. Когда второй индивид, понимая текст, видит в нем выражение понятия первого индивида, он создает в своем представлении понятие, которое как бы принадлежит первому. Причем создает он его на том основании, что понимает этот текст. Представим, что я по-новому задаю ситуацию, и вы не знаете тех элементов, которые буду рисовать. И та ситуации, которую я буду рисовать, точно соответствует акту коммуникации. Перед вами другой человек — собеседник. Этот человек для вас строит некоторые тексты, которые бывают осмысленными, бессмысленными, ложными или истинными и т.д. Вы стараетесь в них разобраться, и вы их понимаете. Происходит так, как об этом говорил Ойзерман. Если среди сообщений собеседника попадается текст, который с вашей точки зрения осмыслен и правильно отражает суть дела, то вы говорите, что он имеет понятие. У первого индивида возникает понятие за счет того, что вы поняли тот текст, который он вам дал. Он передал свое понимание. У вас возникло понимание, но вы говорите, что у него есть понятие, и этот текст выражает это понятие. И на самом деле только это и происходит. Серов. Это может быть от того, что у меня есть понятие того, что я понял, т.е. у меня было уже это понятие. И я могу сказать, что у него нет этого понятия. — Хорошо, я поправляюсь: этот текст выражает это понятие, поскольку вы его поняли. Дубровский. Есть акт коммуникации, есть текст, в котором выражены понятия, — объекты и т.д., т.е. все, что необходимо для понятия. И вы говорите, что есть акт понимания. Предполагается ли вообще такое утверждение на этой схеме или здесь уже заложено какое-то соответствие этих табло? — Ничего не заложено, я все это забыл и подвергаю критике. Введя ситуацию общения и предположив первоначально, что первый создает понятия, я теперь поправляюсь и говорю, что он может иметь понятие или не иметь его, и нам это неизвестно. |
Но единственным фактом является то, что имеется текст, предположительно созданный первым индивидом. Вы его понимаете и говорите, что этот текст выражает некоторое понятие и, следовательно, вы строите новый текст хотя бы в утверждении того, что этот текст выражает некоторое понятие. При этом вы переходите в безличную плоскость, т.е. вы можете сказать, что это понятие принадлежит индивиду или нет, но можете сказать, что этот текст выражает некоторое понятие, не принадлежащее ни одному индивиду. Своим утверждением, что текст выражает понятие, вы создаете эту субстанцию — понятие. При этом «выражены» означает «не изображены», «не представлены», «не описаны», вы на основании этого текста утверждаете, что есть какое-то понятие или что у первого индивида было понятие. Умение первого индивида выделять некоторый объект, совершать процедуры и создавать текст или знание выражено только в этом тексте. И ни в чем другом оно внешне не существует и не может существовать на этом уровне. Я исхожу из того, что первый имеет понятие, но оно является его тайной, и сам он не знает, что оно у него есть. А поэтому у него никакого понятия нет, поскольку все то, что мы имеем, но о чем не знаем, его нет. Понятие порождает второй и порождает он его своим непониманием. Не понимая, он задавал вопросы и заставлял первого развертывать его тексты. Но текст есть единственное выражение понятия, как то, в чем понятие существует для другого, а, следовательно, и вообще, поскольку другой в этой ситуации есть мера существующего. Поэтому можно сказать, что второй «вытягивает» из первого понятие. При этом первый порождает, создает понятие, но не берет, не черпает его ниоткуда. Фактически первое, что он порождает, есть форма выражения понятия. По-моему, в области мышления всегда сначала появляется форма, а потом ее содержание, но не наоборот. В этом смысл основного принципа содержательно-генетической логики. Нельзя ничего выявить в объекте, не создав предварительно формы. Поэтому главное — выяснить, как сначала форма создается из общения двух индивидов, не выражая ничего, что могло существовать у первого вне его сознания. Она должна быть создана вне системы сознания ее как формы выражения чего-то и сознания, она должна быть создана как форма, но форма, которая лишь потом наполнится соответствующим содержанием. А содержание ей приписывается за счет коммуникации и в этой коммуникации. Поэтому сказать, что в тексте выражено понятие, это в принципе сказано неверно. Но люди сказали это и начали за счет этого развиваться, так как это было именно то, что обеспечило их действительность. |
Я утверждаю, что мышление никогда не присуще отдельному индивиду, понятие также не присуще отдельному индивиду. Мышление возможно только в коллективе людей, в котором каждый занимает определенное место и имеет свое представление об объективности, каждый выполняет свою особую работу, отличную от работы другого, каждый является частично созерцателем, частично деятелем. Все объекты, которые каждый из них видит — разные, так же как процедуры и структуры коммуникации. И только это обеспечивает возможность мышления. Москаева. Ваше представление о понятии предполагает предварительное представление об объекте и процедуре? — Нет, не предполагает. Все, что я здесь обсуждаю — это не понятие. Я стараюсь задать этапы генетической процедуры, и вместе с тем — это понятие. Серов. Второй коммуникант вытягивает понятие из первого? — Да, он вытягивает понятие из первого, но это не значит, что у первого есть нечто такое, что у него можно было бы вытащить. Второй, задавая вопросы, точно так же, как и первый, отвечая, апеллирует к ситуации своей деятельности, создают нечто общее – понятие, которое лежит как бы между ними. Поэтому можно сказать, была деятельность, был первый, у него было табло. Причем он может писать, делать и т.д. Поэтому на вопрос, откуда берется понятие, я отвечаю: из ничего. Я показываю, как из ничего возникает понятие, пользуясь для этого генетическим механизмом и позиционными представлениями из теории деятельности. На данном этапе я задал только один блок той машины, в которой возникнет понятие. Пока этот блок не ухватывает всего целого, но он является необходимым в машине, и без него бы не было понятия. Я выделил три элемента, которые развертываются в тексте. В той мере, в какой они развертываются, происходит развитие знаний, в том числе и научных, заданных в операциональном направлении. Там, где задаются изображения объекта и соответствующих привязок процедур, там реализуются все эти структуры и дают формы существования понятия. Есть еще и другая форма: когда мы начинаем задавать вопросы, касающиеся обоснованности связей между маркировкой объекта и процедурами, и между формой знания и изображением объекта. Если рассмотреть атрибутивные структуры, то там выражается эта линия развития форм знания и понимания». |
Щедровицкий П.Г. Остановился. Какие будут вопросы? Еще раз подчеркиваю, это 1969 год, а совсем не 1979, как некоторые почему-то думают. |
Вопросы - ответы |
Алейник В. Понятие, оно что держит? Щедровицкий П.Г. Еще раз, пока не про понятие. Вам было сказано следующее, что иметь понятие, это значит иметь интуицию объекта, отнесенность или соотнесенность с этой интуицией объекта, соответствующего набора адекватных, применимых операций и процедур, и возможность выразить результаты этого оперирования и формирующиеся представления об объекте в тексте, содержащем в себе формальную конструкцию для передачи знаний. Вот если у вас эти три вещи есть в хотя бы каком-то предварительном виде, то будем считать, что у вас есть понятие. Алейник В. Складывается ощущение, что это какая-то интуиция понятий, а не схема. Щедровицкий П.Г. Ты скачешь. Ты перескакиваешь и начинаешь обсуждать другой рефлексивный уровень. Это интуиция понятия! Но в любой интуиции чего-то заложен ответ на вопрос, что это в принципе. Поэтому понятие – это не знание. Вот когда мы говорим, что диагональ прямоугольника равна 10 см, – это знание. Но в этом знании присутствует понятие прямоугольника. Иначе бы мы не могли отличить прямоугольник от другого угольника. Вот наличие понятие прямоугольника как объемлющей структуры по отношению к знанию о том, что у этого прямоугольника диагональ равна 10 см, – это и есть та структура, о которой я сейчас говорю. Да, конечно, это интуиция этой структуры. Потому что понятия бывают разные, начиная от обыденных, как показал еще Лев Семенович Выготский и до него еще многие люди, и кончая теоретическими. И прочее. Георгий Петрович очень часто описывает эту ситуацию на примере ребенка, которому дают задание перед куклами, сидящими за столом, накрыть приборы. Я много раз приводил этот пример. В чем отличие ребенка, у которого есть понятие числа, от ребенка, у которого нет? Когда у ребенка этого понятия нет, он действует эмпирически. Он идет в другую комнату, где лежат соответствующие игрушки в виде чашек, тарелок, ложек, вилок и т.д., берет сколько-то, приносит, расставляет перед куклами. Дальше он видит, что чего-то не хватило, идет снова, опять приносит. Приносит больше, чем нужно. Лишнее уносит, потом также поступает с вилками, ложками. И все это может занимать 2 часа. А ребенок, у которого понятие есть вместо того, чтобы носить вилки, ложки, тарелки и все остальное, пересчитывает кукол. То есть, с точки зрения здравого смысла осуществляет идиотическое действие: его попросили принести тарелки, а он считает куклы. Но потом благодаря этому он идет и набирает ровно столько тарелок, ложек, вилок и всего остального, сколько нужно, и ходит всего один раз. |
Вот так люди, обладающие понятием, отличаются от других, у которых понятия нет. Никакой разницы между вами, взрослыми, и детьми нет! Вы иногда справляетесь с задачами накрытия на стол, и то не всегда. Если вы себя поймаете на этом, то очень часто вы много раз ходите от стола к шкафчику, в котором лежат вилки и ложки. А уж когда вы строите атомную станцию, то тут дети просто гении по сравнению с вами: сначала поставили стенку, потом снесли, потом опять поставили на этом же месте, опять снесли. И так по 64 раза. На вопрос, не легче ли было посмотреть в чертеж, вы говорите: «Так его же нет!». А на вопрос, а на хрена вы строите, когда у вас нет чертежа, вы говорите: «Нам ведь сказали строить!» Понимаете, вот нет понятия. Да, Роман. Ищенко Р. Вы, начиная этот раздел «Коммуникация», и начиная с понятия… Щедровицкий П.Г. Это не я, это Георгий Петрович. Ищенко Р. В нашем курсе. У нас сегодня начался новый раздел. Щедровицкий П.Г. Да, я начал с первого текста, в котором вводится схема акта коммуникации. Но если не считать доклада 1959 года, который я вам отдельно зачитывал, помните, там был такой сюжет, когда мы обсуждали смысл, там эта конструкция в общем виде была проговорена, но там не было схемы. А здесь уже она есть в виде двух человечков, в виде двух табло сознания, общего верстака и обмена. Ищенко Р. Вы используете «понятие» как то, что просто позволяет для нас ввести акт коммуникации? Щедровицкий П.Г. Да. Я ввожу апелляцию к организованности под названием «понятие» как той, которое не описывается в схеме акта деятельности, и которая для своего объяснения требует другой объемлющей схемы. Вот если знание, кажется, что можно объяснить в схеме акта деятельности, во всяком случае, по употреблению. Не по происхождению! По происхождению она в схеме знания, а по употреблению в схеме акта деятельности. Но вроде бы ее достаточно, схемы акта деятельности для объяснения знания. То понятие нельзя объяснить в схеме акта деятельности, нужно обязательно наличие двух индивидов, находящихся в коммуникации друг к другу. И только такое пространство и его схематизация позволяет объяснить организованности некоторого вида. Ковалевич Д. И это происходит в силу второго и третьего пункта в структуре понятия. Щедровицкий П.Г. Да. |
Ковалевич Д. Потому что, для того, чтобы иметь интуицию, второе не нужно. А второе нужно для того, чтобы иметь операцию и знание. Щедровицкий П.Г. Да. Но смотри, на самом деле, и для того, чтобы иметь интуицию. Потому что проблема заключается в другом, что если интуиция разная, предельно разная, то нельзя построить общую деятельность. Поэтому фактически акт коммуникации предполагает сверку этих интуиций. Почему я, частично перефразируя схему мыследеятельности, а частично продолжая линию обсуждения коммуникации у французских экзистенционалистов, говорю, что объект суть контракт? Потому что это то, о чем мы договариваемся. Верховский Н. Тем самым схема акта коммуникации вводит еще один уровень, собственно, уровень существования понятий, отделяя понятия от текста. Щедровицкий П.Г. Это и привело потом к появлению третьего этажа в схеме мыследеятельности. То есть, схема акта коммуникации от схемы мыследеятельности отличается в том, что у нее нет третьего этажа. У нее есть нижний этаж, который на первоначальных прорисовках фиксировался как верстак, а потом начинает фиксироваться как две ситуации. Ковалевич Д. Два верстака. Щедровицкий П.Г. Нет, один верстак. Ковалевич Д. Общий для них? Щедровицкий П.Г. Да. А потом начинает фиксироваться как две ситуации, две позиции и табло сознания. Вот так рисуются первые схемы акта коммуникации. В нем нет третьего уровня. Верховский Н. Но в тексте, когда он говорит, что оно образуется между… Щедровицкий П.Г. Слушайте, если бы я был такой умный, как моя жена после… Верховский Н. Что, кстати, не следовало из схемы акта деятельности, имеется в виду, что оттуда акт коммуникации, вроде бы не высвечивался. Щедровицкий П.Г. Это другая схема. Но обратите внимание, из анализа педагогической ситуации. Потому что, обратите внимание, мы ведь с вами обсудили педагогику, влияние педагогики на возникновение схемы воспроизводства как объемлющей онтологии. Но одновременно есть наличие представлений о ситуации обучения, учения как разных и о взаимодействии между учащимся и учеником в учебном процессе, при котором учитель ставит перед собой задачу управления формированием деятельности ученика за счет коммуникации. |
Поэтому там не было схем коммуникации, еще не было. Были схемы такие, без коммуникативных структур. Но когда рисовались отношения двух ситуаций учения-обучения как взаимообъемлющих друг друга, то уже напрашивалась схема коммуникации. Поэтому я-то, честно говоря, думаю, что первоначально схемы коммуникации появились в анализе процессов решения задач, формировании у ребенка способов… как такие первые зарисовки, которые просто эмпирически схватывали эту ситуацию. Кстати, вы помните, что именно в этом тексте по решению задач присутствует проблема понимания способов деятельности, как они формируются и т.д.? И самое главное, как преодолевается непонимание: за счет дополнительных средств, которые учитель передает ученику. Верховский Н. Получается, что исторически линия существования параллельна, потому что из схемы акта маячит еще в самом-самом… Щедровицкий П.Г. Параллельно. Еще раз, ребята: одна схема, едрена мать! Сколько раз вам говорить! Одна схема. Верховский Н. Схема одна, а линий проработки… Щедровицкий П.Г. Правильно. А линий проработки несколько. И у них, с одной стороны, меняется прагматический контекст, меняется класс задач, которые решаются, и высвечиваются благодаря этой смене разные аспекты обсуждаемой тематики. Идет фокусировка сначала на проблематике воспроизводства, потом на проблематике акта, а потом на проблематике коммуникации. Но это все со сдвижкой в 1-2 года друг по отношению к другу. С постепенным кумулятивным эффектом переинтерпретаций, которые возникают при переносе содержаний из одних форм схематизации в другие. Самый интересный вопрос, к которому мы и движемся, это – что лежит в центре, какая схема является базовой. Верховский Н. В смысле, собирающей все остальное? Щедровицкий П.Г. Базовой. Понимаешь, собирающей – это какой-то естественный… ядерный остров. Ковалевич Д. В смысле лежит и лежало всегда? Щедровицкий П.Г. Да, лежит и лежало всегда. Правильно. Еще вопросы? Верховский Н. А со всей линией про управление, про всю эту тематику, они пока также параллельны? На этом историческом этапе это пока два разных сюжета? Щедровицкий П.Г. Еще раз задай вопрос по-другому. |
Верховский Н. Мы прошли схему акта через рефлексию, и вышли в схему управления. Собственно, вот на обсуждении, которое мы делали в курсе лекций. Вроде бы каждый раз была одна или не схема… рисовка. Из схемы акта высвечивалась схема управления, рефлексии и т.д. Это как комплекс – очевидно мыслился. Но, при этом эта линия про понятие, про обмен, про текст и коммуникацию там практически нигде не присутствовала вообще в этом куске. А когда вы ее касались, когда про мышление… Щедровицкий П.Г. Подожди, нельзя сказать, что она не присутствовала. Потому что тема смысла присутствовала? Присутствовала. Верховский Н. Вы ее туда так хитро… да. Щедровицкий П.Г. Тема общения, взаимодействия между двумя индивидами с помощью речи присутствовала? Присутствовала. Верховский Н. Но не в этом же куске. Щедровицкий П.Г. Почему? Обсуждение между языком и речью присутствовало? Присутствовало! Языковое же мышление с самого начала! Верховский Н. Да, это все присутствовало, в теоретико-мыслительном куске, но не в теоретико-деятельностном. Щедровицкий П.Г. Опять… знаешь, примысливалось. Почему в схеме воспроизводства слой реализации трактуется как ситуативное, а не как акторное. Почему там обычно рисуется несколько индивидов, находящихся то ли в кооперации, то ли в коммуникации, а может быть, и в том, и в другом одновременно. Верховский Н. В основном, наверное, в кооперации. Щедровицкий П.Г. Схема управления присутствует с самого начала в схеме знания как отношение между вышележащими этажами и нижележащими. И, собственно, даже есть подозрение, что Лефевр к представлениям об управлении пришел из анализа отношений между более высокими этажами замещения и более низкими. И собственно, впервые это отношение протрактовал как управляющее, что знаки более высокого порядка управляют знаками более низкого порядка. А знаки как особый тип организованности используются для управления деятельностью, в частности, оперированием. А перерисовка этого как обвода, это такое гегельянство, потому что это пан-интеллектуализм, это приписывание мышлению неких достаточно широких функций, фактически, порождающих по отношению к деятельности, поведению и т.д. |
Верховский Н. Наблюдение чисто графическое. Схема акта деятельности имеет обводы, а схема акта коммуникации обвода не имеет практически ни в одной из рисовок. Там обвод является принципиальным, и вы это показывали, то у обвода есть смысл, а это открытая схема. |
§ 70.2/?? | (...) |
24 февраля 1969 года: «Уже в первых схемах, которыми мы пользовались, фиксировалась множественность отношений, которыми мы характеризуем знания: с одной стороны отношения к обозначаемому, с другой, формальные связи внутри знаковых смысловых структур. Поэтому, когда Генисаретский определял отношение «знать» (не знать), он по сути дела не дошел до уровня атрибутивных структур, ибо если исходить из того, что отношение «знать» мы характеризуем как некое многокомпонентное отношение, то вся его логика не срабатывает. То есть неизвестно, что там с нею делать. И тем более, если мы взяли эту сложную многокомпонентную звезду, мы не можем пользоваться его двойными отношениями и таблицами… Ну, это спор с типологическими структурами Генисаретского. …Станет большая проблема того, какие пары брать вначале, какие потом. И если мы захотим объяснить реальную структуру, мы неизбежно приходим к проблеме генезиса. Действительно, наше обращение к генезису было следствием того, что мы не могли производить структурно-функциональное разложение сложных систем. И если бы тогда существовали методы разложения структур (в отличие от разложения организованности), то никакие псевдогенетические методы не были бы нужны. Сами генетические методы и метод восхождения от абстрактного к конкретному — есть лишь решение разложения и синтеза системы. Если мы предполагаем, что знание предполагает некоторую сложную звездчатую структуру и если мы фиксируем такие две формы существования знания (о которых говорил Генисаретский) — существование в деятельности и существование в виде статической структуры, фиксирующую эту деятельность в некотором срезе; и если знание, с одной стороны, есть внешнее по отношению к деятельности (тема и продукт деятельности), а с другой стороны, является элементом деятельности, внутренне присущим ей, т.е. рассматривая эту ситуацию в нашем языке, мы приходим к парадоксу, когда Х2 знает Х1 и в то же время Х2 тождественен Х1, то, фиксируя все эти проблемы и парадоксы, относящиеся к знанию, нам необходимо построить такую логику рассуждения, в которой мы снимем все эти парадоксы, обусловленные отношением нашего языка к объекту. |
Здесь мы, естественно, столкнулись с проблемой рефлексии. Но Генисаретский, определяя отношение рефлексии, не счел нужным сказать, что само отношении «знать» многокомпонентно, и поэтому оно учитывает разные типы рефлексии: как рефлексивный выход, так и рефлексивное вхождение в структуру. Мы вынуждены включать всю эту проблему, т.е. фиксацию знания, во-первых, как деятельность, и во-вторых, как отношения. Мы должны включать в проблему генезиса деятельности, развертывать такую круговую структуру, в которой волнами идет развертывание и обогащение деятельности, от зарождения нового в сознании, фиксации его в знании, фиксации этого знания в культуру, потом в учебном предмете, потом этот цикл завершается или идет новый цикл распространения волны. А в результате все это снимается в старом отношении, которое в простейшем случае можно представить как два компонента: Х2 и Х1, т.е. рефлексивный выход фиксируется в одной стрелке, в переходе от Х1 и Х2, а рефлексивное вхождение фиксируется в стрелке от Х2 к Х1. Все это берется в контексте развития деятельности. |
Исходя из принципа, что деятельность порождает знания, выражаемые в текстах и соответствующие пониманию текстов, я задавал схему, где индивид 1 нечто сообщал индивиду 2. Индивид 2 соответственно понимал или не понимал текст в отношении той деятельности, которую он должен осуществить (см. работу исследования мышления детей на основе решения математических задач). Между индивидами 1 и 2 наслаивались тексты в ту и другую сторону с соответствующими вопросами. Я утверждал, что таким образом развертывалось знание, фиксируемое в текстах. |
Раппапорт. Я предполагал, что сама деятельность или кооперация деятельности будет вам задавать специфику понятий и развертывающихся знаний. Но пока на данной схеме совершенно непонятны те линии развертывания, о которых вы говорите. |
Собственно, дальше мы уже с вами, наверное, этот текст читать не будем, а будем читать текст лекций более позднего периода. Они опубликованы в трехтомнике «Знание и деятельность». Потому что логика обсуждений из этого куска понятна, а более развитая форма этой многоуровневой позиционной структуры, внутри которой начинают рассматриваться различные типы организованностей, в развернутом виде изложена в трехтомнике. Поэтому мы перескочим через 10 лет… ну, не 10, наверное, меньше, и в следующий раз будем смотреть тексты из «Знания и деятельности», а потом сразу тексты по схеме мыследеятельности. |
Вопросы - ответы |
Гиренко Р. Вы на этой схеме говорили, что там как раз идет речь о кооперации. |
Верховский Н. Потому что – это свободный человек. Щедровицкий П.Г. Да. А отношения старшинства, они тоже не учитываются. Отвечаю на Ваш вопрос или нет? Хорошо. Еще есть вопросы? Степанов В.Ф. Коммуникация, конечно, необходимое условие для построения понятия, но явно… Щедровицкий П.Г. Не для построения понятия. Степанов В.Ф. Для выработки понятия из набора знаний имеющихся и т.д. Щедровицкий П.Г. Не для выработки. Георгий Петрович о другом говорил. Степанов В.Ф. О создании, порождении. Нет? Щедровицкий П.Г. Нет. Степанов В.Ф. А о чем тогда речь? Щедровицкий П.Г. Вот о том, о чем я читал 1,5 часа. Степанов В.Ф. Но понятия не было, его надо создать, породить. Щедровицкий П.Г. Понятие – оно возникает, оно не создается. Степанов В.Ф. Возникает, значит рождается. Щедровицкий П.Г. Подождите. Смотрите, как… Есть, конечно, такие специальные люди, которые утверждают, что они могут делать понятия. Степанов В.Ф. Оно рождается в результате деятельности. Щедровицкий П.Г. Нет, я сейчас про другое. Давайте слово «делать» заменим на другое. Есть такие специальные люди, которые утверждают, что они могут понятия конструировать. Степанов В.Ф. Это неправильно? Щедровицкий П.Г. А я не знаю. К сожалению, я, когда с этими людьми сталкиваюсь в реальной ситуации, то обычно оказывается, что они не то, что конструировать понятия не умеют, они даже понимать ничего не могут. То есть, у них деятельность по якобы конструированию якобы понятий подменила даже простые функции понимания. Они уже настолько сложно организованы в своей голове и настолько индивидуалистичны в этой своей конструктивной жизни своего сознания, что они даже ничего не понимают, что им говорят другие. Все силы у них уходят на конструирование того, что они считают понятием, а по сути, является белибердой в их голове. Поскольку понятия – это инструменты взаимопонимающей коммуникации. Если человек в коммуникации не умеет участвовать, другого понимать и свое представление до другого доносить, то у него нет понятия. Хотя он при этом может думать, что он их конструирует. Степанов В.Ф. Это один момент. Но ведь нужны еще какие-то условия для этого образования понятий. Щедровицкий П.Г. Еще раз, забудьте вы про порождение понятий. |
Степанов В.Ф. Только в коммуникации? Если там первоклассник начнет коммуницировать, они не родят ведь понятия относительно… Щедровицкий П.Г. Родят. Степанов В.Ф. Такие, высокие... Щедровицкий П.Г. А причем здесь высокие? А кто?.. У Вас что за линейка такая? То есть Вы считаете, что Вы рождаете высокие, а они невысокие. Вот это один из первых симптомчиков вот той шизы, о которой я говорил. Степанов В.Ф. Необходимые, решающие проблемы. Щедровицкий П.Г. Еще раз, услышьте меня. Дети, коммуницируя друг с другом, выстраивают нужные им для взаимопонимания понятия. И если они на их основе дальше выстроили взаимодействие, то это хорошее понятие. А когда вы приходите к ним и говорите, что я придумал хорошее понятие, даете им, а они им воспользоваться не могут, и единственное, к чему это приводит, это к стрессу, то это плохое понятие. Хотя, наверное, когда вы его конструировали, вы очень благими намерениями руководствовались. Степанов В.Ф. Это понятно. Тогда ученые собрались решить проблему, и тоже через построение новых представлений или понятий… Щедровицкий П.Г. Еще раз: если эта организованность смысла и знания выполнила функцию обеспечения их взаимопонимающей коммуникации, то это понятие. А не выполнило – не понятие. Степанов В.Ф. Коммуникация была, а может не получиться? Щедровицкий П.Г. Нет, если коммуникация была, значит, что-то было. Степанов В.Ф. Не обязательно решить проблему? Щедровицкий П.Г. Слушайте, что за проблема такая? Степанов В.Ф. Проблема разрешения парадоксов из теории относительности или там дуализма. Щедровицкий П.Г. Ну, наверное. Степанов В.Ф. Спасибо. Щедровицкий П.Г. Да, пожалуйста. Верховский Н. Тезис следующий. Если я правильно понимаю, понятие существуют внутри коммуникации или выявляются внутри коммуникации, оформляются в результате коммуникации, можно так сказать. Щедровицкий П.Г. Да. Верховский Н. А вне коммуникации оно… Щедровицкий П.Г. Оно не живет, оно дохнет. |
Верховский Н. В какой форме? Условно говоря, есть понятие… Щедровицкий П.Г. Смотря где. Если вне коммуникации в очень сложных процессах исторической эволюций мышления, то, скорее всего, в форме категорий. Но туда дотягиваются очень немногие. Там мужское-женское, ночь и день… это же ясно. Это вот организует наше с вами коллективное взаимодействие, и не только какую-то конкретную коммуникацию, а все возможные акты и ситуации коммуникации. А то, которое в коммуникации возникло, потом коммуникация закончилась, оно из нее вывалилось и ничего наверх не всплыло, оно тонет. Получается ерунда. И в этом смысле понятие – это в некотором смысле временные ситуативные конструкции в большинстве своем. Верховский Н. Понятно. Я просто думал, что категории… просто вспомнил, что следующая лекция будет про слой смысл-значение-содержание и в этой форме тоже это является строительным материалом… Щедровицкий П.Г. Да. Поэтому Георгий Петрович, уже проделав тот цикл работ, который мы будем читать в следующий раз, он говорил, что то, что написано в учебнике логики, что понятие есть единица мышления, это неправильно. Понятия являются единицами понимания. И употреблял этот известный термин «бэграйф», немецкий, который дословно означает схватывание. Вот если нам вдвоем в коммуникации что-то удалось схватить как единый для нас общий смысл, то это понятие. Поэтому, в частности, для воспроизводства понятий нужно воспроизводить коммуникацию. И поэтому гимназическая форма обучения и вообще критикуемая сегодня часто гумбольдтовская педагогическая формация, она и была построена на том, что воспроизводились не только понятия, но и структуры коммуникации. Они были институционализированы, отнормированы, и их нужно было специализированным образом обеспечивать. Тогда внутри них происходило воспроизводство, трансляция и использование соответствующего набора понятий. И в тот момент, когда структуры коммуникации порушились, традиционные для общества XVII-XIX века, естественно, и понятия эти посыпались. А так вообще надо сказать, что лет несколько в европейских, во всяком случае, странах система социальной организации поддерживалась с помощью образования. Тиражировалась, в ней тиражировались соответствующие ключевые позиции с их культурными архетипами. И коммуникация между этими позициями поддерживала существование определенного слоя понятий, стандартизованная коммуникация. |
Верховский Н. А правомерно ли утверждение, что может быть коммуникация с использованием понятия или с опорой на понятие, которое позволяет текст произвести, и есть коммуникация по поводу понятий? Щедровицкий П.Г. Наверное. Принцип многоуровневости применим в том числе и по отношению к коммуникации. То есть, может быть рефлексивная коммуникация, коммуникация по поводу коммуникации. Может быть. Главное, не усердствовать очень сильно в этом. Верховский Н. Понятно. Часто то, что на играх разворачивалось, собственно говоря, давайте проговорим, какими понятиями мы пользуемся, когда говорим о… Выход в этот слой считался каким-то базовым переходом к другим. А до этого мы могли не говорить: «Давайте определим понятия». Просто поговорили… Щедровицкий П.Г. Да. Есть индивидуалистическая трактовка того же самого тезиса. Что значит, что у меня есть какой-то набор понятий? Это значит, что я прошел длинную историю стандартных коммуникативных ситуаций и считаю, что все вопросы, которые могут возникнуть по отношению к данному классу объектов и ситуаций, я уже просто знаю. Я уже столько раз видел людей конкретных – не важно, позиционно определенных, не позиционно – в разных культурах, которые воспроизводили один и тот же набор вопросов, что я в голове имею всю конструкцию. Я имею в виду ядро понятия и весь набор этих коммуникативных конструкций. Поэтому, когда я в 1980 году читал свой курс лекций под названием «Понятие о понятии», то я в итоге нарисовал вот такую штуку. Вот что такое понятие. Понятие – это некая ядерная конструкция, прежде всего, объектного типа, а вокруг нее совокупность стандартных коммуникативных топов. А вот это представление я вытащил из топики Аристотеля. Что Аристотель пытался описать? Он пытался описать стандартные структуры коммуникации. И вот эти вопросительности к тем или иным видам объектного содержания, ответы на которые и фиксируются в этих квадратиках. Чисто технически это означает так, что если я какую-то тему начинаю обсуждать, то с высокой вероятностью 90% тех вопросов, которые будут мне заданы, я знаю заранее. И поэтому, когда какой-то человек в зале поднимает руку, то, глядя на него, я уже знаю, что он меня спросит. Потому что я таких, как он, в своей жизни видел по каждому вопросу человек 100. Самое интересно, что люди одного фенотипа обычно задают одни и те же вопросы. Чем это объяснять, я не знаю. Верховский Н. Организованность деятельности человека. Щедровицкий П.Г. Отразилась, да. В том числе и на роже тоже. Но, в общем, набор этих вопросов достаточно стандартный. |
Верховский Н. В разных языках? Щедровицкий П.Г. Да. Это вы сейчас и проходите, пытаясь перевести слово «деятельность» на английский язык, и «проект». Может быть после того, как вы отработаете с иностранцами из «Евраза» по поводу проекта, у тебя возникнет более ясное понятие проекта. Ты уже вспомнил английский язык? ОК, разбежались. |
Сноски и примечания |
(1) - Нумерация параграфов дана в виде дроби. В ее числителе - сквозной номер параграфа в соответстсвии с данной интернет-публикацией. В знаменателе - номер параграфа в соответствиии с текстом лекций, который у меня на руках (Виталий Сааков). |
(1.1) - В исходной расшифровке лекций большинство ссылок привязано к "старой", времен чтения лекций, версии сайта фонда им.Г.П.Щедровицкого. Нынешняя версия сайта на эти ссылки не отвечает. Поэтому ссылки на "Фонд Г.П.Щедровикого" заменены ссылками на другие ресурсы. В данном случае интернет-ресурсов не найдено (Виталий Сааков) |
(2) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
(2.1) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
Щедровицкий Петр Георгиевич. Родился в семье русского советского философа
Г.П.Щедровицкого. С 1976 года начинает активно посещать Московский методологический
кружок (ММК), организованный Г.П.Щедpовицким. В ММК специализируется
в области методологии исторических исследований, занимается проблемами
программирования и регионального развития. С 1979 года участвует в организационно-деятельностных
играх (ОДИ), специализируется в сфере организации коллективных методов
решения проблем и развития человеческих ресурсов. В настоящее время занимает
должность заместителя директора Института философии РАН, Президент Некоммерческого
Института Развития "Научный Фонд имени Г.П.Щедровицкого" - - - - - - - - - - - - - - - - смотри сайт "Щедровицкий Петр Георгиевич" - https://shchedrovitskiy.com/ - - - - - - - - - - - - - - - - источник фото: http://viperson.ru/wind.php?ID=554006 |
|
|
|