главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 48. Понимание и смысл |
§ 72. (заметка Г.П.Щедровицкого «План лекций», 22 февраля 1972 года) |
Ответы на вопросы |
§ 73 (фрагменты лекций Г.П.Щедровицкого «Понимание и мышление; смысл и содержание», 1972) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 03 июня 2011 года |
о лекциях на сайте Фонда предыдущей (до публикуемых лекций) версии - https://www.fondgp.ru/old/projects/jointly/school/0.html |
лекция 48 | Понимание и смысл |
§ 72/?? (1) (1.1) | (заметка Г.П.Щедровицкого «План лекций», 22 февраля 1972 года) |
Щедровицкий П.Г. Так, коллеги, у нас с вами с прошлой лекции прошло достаточно много времени, и я, конечно, опасаюсь, что ее содержание выветрилось окончательно из ваших голов. |
2. Эта единица чего? a) формальное задание элементов-фигур; b) задание правил оперирования с ними: сборки и композиции или преобразования; c) смысловые или денотативные интерпретации, позволяющие рассматривать эти элементы как знаки и содержательно определять правила их развертывания. В какой мере все эти предположения извлекаются из наших опытных представлений (здравого смысла) и в какой мере, наоборот, навязываются конструктивной процедурой? Все кажется очевидным (рис. 02): 1. Самое главное состоит в том, что процесс понимания (или просто «понимание») во многом независимо от значений и организации их в композиции. Точнее, понимание не сводится и не может свестись к организации значений, очень часто оно строится на оппозиции к фиксированному значению. 2. Этот момент объясняется, с одной стороны, многоплоскостностью нашего мышления и понимания – тем, что у нас всегда дан объект или дано объективное содержание, к которому осуществляется отнесение формы, а с другой стороны, множественностью систем значений и отсутствием прямой и непосредственной связи между определенным синтагматическим текстом и парадигматическими системами, с точки зрения которых он понимается. Проще говоря, синтагматический текст всегда построен в иной парадигматической системе, нежели та, с помощью которой он понимается (рис. 03). |
И в этой ситуации дополнительно введенное представление о ситуации и целостном смысле, который, по предположению, должен быть выделен, служит основанием для выявления значений или даже парадигматических систем значений. Другими словами, какие-то значения определяются или доопределяются за счет лакун в единой системе смысла. Поэтому мы можем выносить суждения примерно такого типа: «Ага, так вот что он имел в виду, когда говорил это. Вот, оказывается, какое у него понимание всей этой штуки» и т.п. Здесь представление о понятом или угаданном объекте служит основанием для суждения о значении или знании другого человека. Но нельзя забывать, что именно объект через его представление выступает здесь как характеристика или показатель значения или знания. 28 марта. Заметки к лекциям 1. Я рассматривал условия появления номинативного комплекса и превращение его в синтагму, т.е. в цепочку с предикативной связью. (Опыты Н.Х.Швачкина.) 2. Повторим это еще раз, более подробно. 1) Подведение под имя или образование знания (А) – (В) (рис. 04). 2) Конъюнкция или одновременное употребление; конъюнкция или связь операций 3) Появление нового сложного «класса» – развитие «средств» или новое знание (рис. 05). |
В сообщении с предикативной связью, т.е. в синтагме, объект создается и фиксируется первым знаком, и никакие дальнейшие развертывания сообщения не могут его изменить. Поэтому мы и говорим о запрещающей функции предикативной связи, а также о тех воздействиях и влияниях, которые она оказывает на компоненты значений и на общие суммарные значения всех знаков сообщения. Но весь этот смысл предикативной связи должен быть еще понят и осознан. И происходит это, во-первых, благодаря реальным отнесениям второго знака, к объектам, во-вторых, благодаря многочисленным ошибкам в этих отнесениях, в-третьих, благодаря выделению того (единственного или множественного) отнесения, которое не приводит к содержательным ошибкам (либо само по себе, либо с точки зрения дальнейшего развития языково-мыслительных форм), в-четвертых, благодаря выделению того содержания, которое соответствует предикативной связи, из всех других содержаний, в-пятых, благодаря фиксации свойств или признаков предикативного отношения либо в том плане, что оно меняет значения связываемых им знаков, либо в том плане, что оно само создает новый смысл. Отношение предикативности (2) 8 апреля. Метазаметки по поводу предикативной связи (2) |
При этом мои модели могут быть лингвистическими, семиотическими, деятельностными или даже «деятельностно-сознательными», и в зависимости от того, на какой модели я буду работать, будет получаться более или менее богатое описание предикативной связи. 12 апреля. |
Возможно, это надо изображать так (рис. 017) Но тогда устанавливается весьма характерная асимметричность (или расхождение) между тем смыслом, который может быть восстановлен индивидом, получающим сообщение, на основе имеющихся у него средств, и тем новым содержанием, которое было зафиксировано в сообщении первым индивидом, составившим его. И именно на сопоставлении этих двух планов – содержания сообщения и его смысла – мы и строим свой анализ. Находясь во внешней позиции исследователя, мы задаем определенные изменения в области объектов, операций (т.е. действий сопоставления) и содержании знаний, а затем смотрим, при каком наборе средств и какой организации знаковой формы сообщения возможно восстановление того же содержания и соответствующего ему смысла. Примечание. Из этого, между прочим, следует, что средства понимания и организация знаковой формы сообщения взаимно дополняют друг друга; организация знаковой формы исходит из наличных средств понимания и должна передать структуру содержания с учетом этих средств. Очень важно четко зафиксировать последовательность рассмотрения привлекаемых нами к анализу плоскостей: в какой-то мере они должны имитировать последовательность осознания ситуации тем, кто создавал новые средства. |
Итак, мы рассматриваем ситуацию, в которой заданы определенные отношения объектов и операции мышления (1-я плоскость), знаковая форма сообщения (2-я плоскость), средства понимания (3-я плоскость) и вся ситуация рассматривается с точки зрения процедуры понимания (рис. 018). Два вопроса могут здесь обсуждаться. 1. В какой организации знаковой формы можно и лучше всего зафиксировать различие всех содержаний, существующих в данной группе объектов и при данных операциях. 2. Как могли быть произведены (и даже сконструированы) эти знаки и структуры их организации «производящей службой»… Здесь надо понимать, что одновременно пишется большой отчет о структуре терминологической работы. …В связи с этим важно также отметить, что синтагматические структуры приводятся в соответствие с содержательной плоскостью ситуации, а «рост» и «развитие» в точном смысле этого слова происходят в парадигматике. 14 августа Фокусы функционального мышления. Форма. Материал. Знак. 1. Потерялось объективное содержание. 2. Что остается у синтагмы (А) – (В)? 3. На деле синтагме должно быть подсунуто новое объективное содержание – тот идеальный мир, который был сконструирован, в частности, Аристотелем. 4. Знаковая форма осуществляет, опосредует связь между объектами, сопоставление их, и ничего не обозначает, ибо объективное содержание есть кинетика сопоставлений. 5. Материал становится знаковой формой, когда он начинает знаково функционировать, т.е. вставляется в соответствующее место. |
6. Идея разнородности ломает традиционную логику. 7. Ход анализа: 17 августа Атрибутивные структуры (1) 1. Система коммуникации с включенным в нее пониманием и вторичным мышлением (по восстановлению объекта знания) представляет собой своеобразную «машину» по переработке операций мышления и выявляемого посредством них операционального содержания в форму развернутых знаковых текстов (рис. 027). Таким образом, именно понимание – его процессы, механизмы и средства – составляют и задают требования к тексту, определяют его состав и структуру. Это, следовательно, машина по переводу мышления в речь и язык (точнее – часть машины). Мышление имеет свой независимый вектор развития: оно изменяет и развивает свои операции, средства, объекты, дифференцирует и усложняет миры и т.д. А коммуникация переводит все это в усложнение и развитие текстов и языка. При этом между речью и языком, с одной стороны, и мышлением, с другой, устанавливаются своеобразные отношения и взаимодействия. Во-первых, предметы, создаваемые в коммуникации (и обслуживающих ее сферах деятельности), включаются затем опять в мышление в качестве объектов сопоставлений. |
Это значит, что тексты, созданные для коммуникации, вновь ассимилируются мышлением. Во-вторых (и это уже отмечено в понятии вторичного мышления), тексты, созданные в процессе коммуникации, должны быть переведены в объекты и операции воспроизводящего мышления. В-третьих, развитие речи-языка как составляющих коммуникации зависит от развития мышления и им определяется». Читать вам раздел, который называется «По поводу синтаксической концепции Эмиля Бенвениста» я не буду. Ну, практически все. Других графем значимых здесь нет, хотя здесь довольно много разных разделов. Ну, например: «К проблеме предложения», «Условие появления понятия предложения», «Системный подход в синтаксических исследованиях», «Противопоставление предикативности и атрибутивности», «Что значит рассматривать генезис тюркского предложения» ну, и так далее, почему тюркского я не знаю. Остается сделать паузу. Есть ли вопросы в этой части? |
Вопросы - ответы |
Данилова В.Л. Последняя заметка, которую ты прочитал от 17 августа. «Мне померещилось одно утверждение», в этом смысле, во-первых, я хочу услышать твой ответ был на вопрос: как ты считаешь, «померещилось» или автором действительно было сказано? А, если было сказано, то может быть твои комментарии? Что померещилось? Что предметы складываются в коммуникации, а затем вторично отображаются в мышлении в качестве объектов соотнесения? Вроде тогда в мышлении живут объекты, они заданы операцией соотнесения, а предметы складываются и живут в коммуникации. |
Данилова В.Л. В этом смысле, когда он обсуждает типы мышления, фактически связывая их с типом деятельности – там проектное мышление, исследовательское мышление – то надо понимать вот эти мышления с такими предикатами, как разные формы редукции... Щедровицкий П.Г. С маленькой буквы. И даже, если помнишь, это мы еще будем обсуждать в следующем учебном году, в базовых зарисовках схемы мыследеятельности, в слое мыследеятельности «м» писалось с маленькой буквы. Оно писалось «мД», «м» маленькое, «Д» большое. Данилова В.Л. А у меня до сих пор пишется, в смысле в черной книжке, по-моему, сохранено. Щедровицкий П.Г. До сих пор... Сейчас вообще не пишется, понимаешь, но тогда писалось. Так. Еще вопросы. Я этот кусок начитывал вам в основном ради схем. Обратите внимание на любопытный синкретический характер этих схем, где одновременно в схеме уживаются графемы этапа содержательно-генетической логики, привязанные к знакам позиции, но и к некоторым графемам, которые уже в большей степени соответствуют схеме акта коммуникации: полукруги, которые дальше символизируют ситуации, черточки, которые, в общем, похожи на будущие графемы текстов коммуникации, и так далее. Флямер М. Можно вопрос? Как раз про одну из схем, я имею в виду от меня правая доска, на самом верху центральная схема там, где две позиции, справа от этого обведены. Значит, вопрос у меня стоит следующий. Если смотреть вот как раз на эту схему и на рядом расположенные с точки зрения вот этого перехода к схеме мыследеятельности, то, то, что в схеме мыследеятельности является вот этой горизонтальной осью, в какой-то протоформе, возможно, есть здесь. Но, когда мы буквально пробуем читать эту схему, про которую я спрашиваю, я скорее здесь вижу не коммуникацию, а так вот, чтобы выделить другое и сделать перефункционализацию. Есть некоторая организованность в одном пространстве и в одних функциях, а потом происходит перефункционализация. Да? То есть с одной стороны номинативный комплекс, с другой стороны синтагма. |
Щедровицкий П.Г. Но только давай еще раз прочитаем, что написано в заметках перед этой схемой. Написано: «Две ситуации, сообщение связывает их в одну ситуацию. Объект дан только первому и не дан второму». Флямер М. Ну, да. Я спрашиваю, где это в схеме? Щедровицкий П.Г. Ну, в схеме это Х дельта-1, дельта-2 – это, так сказать, графема, фиксирующая операционально взятый объект. А у второго этого нет, у него одна, так сказать, синтагма, один знак, без объекта. В отличие от первой схемочки, в которой объект дан им обоим. Флямер М. Слышу, и в этом месте как раз и спрашиваю. На самой этой схеме единство ее в первую очередь представлено через одну и ту же организованность, а именно вот эта связка (А)-(В). Но при этом, при обсуждении, функционировании этой организованности берется, конечно же, ситуация работы с объектом в одном случае, а в другом случае не берется. Тем самым схематизируется перефункционализация, а не коммуникация. Щедровицкий П.Г. Ну смотри, коммуникации здесь впрямую, конечно же, нет. Флямер М. И отсюда мой вопрос: где же там протоформа, которая в схеме мыследеятельности, становится ее собирающей осью? Щедровицкий П.Г. Ну, схема акта коммуникации, безусловно, в каком-то виде это протоформа есть, через интерпретацию вот этой стрелочки, протыкающей стеночку, уже как текста коммуникации. Да? Есть. Но, мне кажется, в этой схеме более интересно другое, а именно, что эта схема намекает на третий уровень, которого нет в схемах акта коммуникации, а именно на уровень мышления. Потому что, собственно, на что она указывает? Что, если у второго понимающего нет непосредственного оперирования с объектом и нет того объекта, который есть у первого, то для него возникает проблема понимания. Он может непосредственно взять этот знак, но для того, чтобы понять, он должен отнести его (ну, дальше переносимся через несколько лет уже в период появления схемы мыследеятельности), он может либо восстановить понимание за счет реконструкции ситуации первого, ситуации деятельности, либо за счет реконструкции того объекта, с которым он имел дело. В одном случае там действуют одни механизмы понимания, в другом случае он должен выходить в некий следующий уровень и привлекать то самое мышление, не знаю, то ли вторичное, то ли третичное, которое обслуживает понимание, и передает понимающему соответствующие конструкции объектов. |
Поэтому на твой вопрос я говорю, что у меня он не вызывает каких-то трудностей. Я, так сказать, вижу как на следующем шаге появляются символические изображения текстов коммуникации вместо стрелочек. И более того, как в логике одного текста, так и в логике двух текстов, связывающей их, вот этой вот дополнительной стрелочкой, которая на этой схеме зафиксирована как знак разделения двух пространств – пространства первого и пространства второго. А вот более интересным, мне кажется, уже намек в этих заметках, хотя в дальнейшем в схеме не будет уровня мышления, но уже намек на то, что это мышление подразумевается и предполагается, как важнейший элемент соорганизации процесса на полюсе второго. Флямер М. Я понимаю, просто, на мой взгляд, одна из готовых коммуникаций, которая до схемы мыследеятельности была, это как бы выделение организованностей, включенных в эти процессы, мышления, понимания, и попытки нарисовать такие схемы, в которых это все в целом бы начало бы рассматриваться, то есть и эти организованности и эти процессы. Мой вопрос был не об этом. Потому что то, что вы сейчас сказали, это касается как раз разрешения трудностей осуществления понимания с другим. И в этом смысле, это в той же идет линии. А то, что нам при этом позволяет полагать все это, как коммуникацию, или мыслекоммуникацию, здесь как бы нету. Поэтому, может быть, эта схема неудачная, может быть, какая-то другая схема удачная? С точки зрения данного вопроса о протоформе этой коммуникации. Щедровицкий П.Г. Ну вот, эта штучка между двумя… Флямер М. А что там такое вообще? Щедровицкий П.Г. Как что? Текст, текст. Флямер М. Ну, текст... почему же он сразу вдруг коммуникация? Щедровицкий П.Г. Функционально или морфологически? Конечно, морфологически ни про какой текст ты не можешь сказать, что он текст коммуникации. А функционально любой текст, даже если он не является текстом, предуготовленным и предназначенным для коммуникации, является текстом коммуникации. То есть, его морфологические характеристики не играют роли. Более того, можно даже сказать, что судьба любой коммуникации строится на неадекватных морфологических конструкциях. Поскольку ни говорящий, ни понимающий не ориентированы на коммуникацию, но находится в ситуации коммуникации. Говорящий не предполагает, что будет процесс понимания и последующей коммуникации. А понимающий вынужден работать с вот этим явно неадекватным семиотическим материалом. Поэтому, мне кажется, в этих двух установках будут разные ответы. |
Коммуникация – это судьба. А каждый из участников, будет стараться сделать все от него зависящее, чтобы ее не состоялось. В том числе и потому, что коммуникация несет с собой риск проблематизации, остановки деятельности. Ну, даже не проблематизации, для начала разрывности. Проблематизация – это как раз способ последующего, рефлексивной организации уже ситуации с разрывами. Флямер М. И в этом какой-то функциональный оттенок есть. Да? Щедровицкий П.Г. Да. Верховский Н. Петр Георгиевич, там упоминается, по-моему, на левой доске, схема, которая вообще без значков, имеется только запись и две фигурки с черточкой. В его тексте упоминается термин, понятие, словосочетание – единая система смысла. Что имеется в виду, где это развертывается дальше или это так вот прямо только конкретно для этой системы приведено? Потому что она вроде является условием той самой коммуникации. Щедровицкий П.Г. Непосредственно в тексте – я здесь ничего про это не вижу. Хотя, может быть, тот раздельчик, который я читал про атрибутивные структуры, я не рисовал схему, вот помните, где он рассуждает о том, что возникают многоуровневые системы отнесения, что в тот момент, это то, что я когда-то пытался обсуждать через проблему двойного полагания. Так, что как бы мы всегда производим, так сказать, сложную операцию. Мы, с одной стороны, крепим гипотетический объект, и в сложном тексте всегда существует часть этого текста, функционально ориентированная на прорисовку хотя бы пунктирной границы обсуждаемого объекта. И одновременно, в том же тексте, существуют фрагменты, которые к этому гипотетическому объекту уже привязывают более сложные системы характеристик, признаков и так далее, и тому подобное. Движение идет в двух плоскостях. Они взаимно дополняют друг друга. Ни мышление, ни рассуждение, ни понимание не может идти в ситуации полного отсутствия объекта. Объект всегда предполагается. Вопрос в том, насколько гибкими или наоборот, так сказать, жесткими являются эти формы. И в этом смысле, если уж говорить о предметности и не предметности в мышлении, то, скорее всего, границы лежат на некой шкале, на которой мы должны оценивать степень гибкости этих исходных предположений. Понимающий по определению должен стремиться свести к минимуму разночтение. И в этом смысле для того, чтобы понять, он должен как можно быстрее сделать фундаментальное предположение о характере того объекта, который описывается и фиксируется в тексте. |
Иначе ему нужно проделывать чрезвычайно сложную процедуру, удерживая процедуру отнесения, то, что Гуссерль называл «epohe», воздержание от суждения. Но, на фокусе понимающего, он должен выкладывать эти смысловые фрагменты, не собирая их в какую-то понятную конструкцию. Но это очень сложно. Это специальное какое-то искусство, какая-то отдельная самоорганизация, которая позволяет удерживать процесс понимания и включенности в коммуникацию с непонятным или с, так сказать, меняющимся объектом, с плывущими границами этого объекта. А поскольку мы еще пользуемся естественным языком, который внутри себя содержит мощнейший уровень денотативных предположений, то каждое употребляемое слово тяготеет к объекту. Проблема начинается тогда, когда они тяготеют к разным объектам, тогда, когда невозможно, так сказать, произвести прямое отнесение, мы вынуждены останавливаться и находится в процессе своеобразного ожидания объективации. Поэтому, например, практически все философы, которые работают в жанре проблематизации, они вводят новые понятии и термины. В пределе они отказываются от существующих языковых конструкций и вводят новые представления именно для того, чтобы не позволить слушателю и понимающему производить привычные объективации. Верховский Н. Что бесит слушающих. Щедровицкий П.Г. Ну, кого-то бесит, кто-то кайф ловит. Я помню в одном немецком университете, где я читал лекции, я обнаружил там группу студентов, которые читают Хайдеггера, и они друг другу хвастались до какой страницы они дошли. Одни говорили: «Я вот уже на 7 странице...» А на втором курсе они говорили: «Я уже на 14-й...», ну и так далее. Почему нет? Тоже такое хорошее упражнение. Данилова В.Л. Вот эта схема, которую ты сейчас обсуждал (задание рамочного объекта), вообще-то, эта проблематика очень хорошо пересекается с методологией гуманитарных практик Грегори Бейтсона. Это я в смысле, может быть интересно и, возможно, еще один партнер по диалогу, и еще один автор и его работа, которую имеет смысл рассмотреть. Там, в частности, он построил очень работающую модель шизофрении через дисфункции верхнего уровня. Щедровицкий П.Г. Да. У меня сегодня с моим сыном состоялся такой сложный разговор, поскольку я зашел в квартиру, он говорит: «Папа, это ты?» Я говорю: «Это не я». Он остановился и так довольно зло пошел в комнату, и говорит: «Не он, не он...» |
Верховский Н. Теперь он будет искать отца все время... Вопрос. Где-то в этот период или позже, графика эпохи содержательно-генетической логики еще используется Георгием Петровичем? Грубо говоря, вот вам начало этой публикации, вот вам внутренние… Щедровицкий П.Г. Нет, это внутренние заметки. Вопрос. Он сам еще работает… Щедровицкий П.Г. Именно этим, мне кажется, это и интересно. Что это так сказать, схемы внутреннего рассуждения, которые еще не апеллируют к графике схемы мыследеятельности, а работают в таком синкретическом типе знаков. А потом эти графемы исчезают и замещаются довольно стандартными схемами акта коммуникации, потом схемой мыследеятельности, но при этом в них частично исчезает то содержание, которое до этого выражалось в графемах этапа содержательно-генетической логики. И это, кстати, отдельный разговор, потому что, думаю, что для большинства из вас проблематика предикативности, традиционная семиотическая проблематика с трудом вычитывается из схемы мыследеятельности. Потому что она сама по себе не содержит никаких знаков, указывающих на преемственность тематического содержания, между эпохой содержательно-генетической логики и эпохой теории мыследеятельности. Георгий Петрович ставил задачи программным образом, все время обозначал на следующем этапе, что очень важно заново переосмыслить внутри схемы мыследеятельности традиционную проблематику – проблематику знания, знака, замещения, отнесения и так далее, и тому подобное. Еще вопросы? |
§ 73/?? (1) (1.1) | (фрагменты лекций Г.П.Щедровицкого «Понимание и мышление; смысл и содержание», 1972) |
Если нет вопросов, тогда, собственно, сложная задача, потому, что подчеркивал я текст давно... но попробую чего-то вам начитать из текста лекций, как я уже сказал, конца осени 1972 года под названием «Понимание и мышление; смысл и содержание». «Я должен, прежде чем перейти к систематическому введению представлений и понятий, соответствующих названной теме, сделать ряд методических замечаний, с одной стороны, характеризующих методы и план предстоящего движения, а с другой – помогающих разделить и обособить друг от друга разные проблемы. § 1 Первое замечание: особенности нынешнего подхода в сравнении с тем подходом, который мы осуществляли в цикле исследований прошлого года. Как вы помните, я задавал в качестве отправной точки, приступая к обсуждению темы «мышление и язык», схему акта коммуникации (рис. 1): При этом – и я прошу вас обратить на это внимание – мы обсуждали не понятия «смысл» и «конструкции значения», а как бы природу самого смысла и конструкций значения. Мы рассматривали их не как понятия – лингвистические, логические, теоретико-деятельностные или методологические, которые принадлежат нам, проводящим эти анализ и рассуждение, – а как объекты, данные нам непосредственным и очевидным образом. Конечно, при этом я пользовался схемами и представлениями теории деятельности, я изображал объект в средствах этой теории, но это было понятно только человеку, занявшему рефлексивную позицию по отношению к нашему движению, а сами мы рассматривали это изображение как точную и непосредственную копию объекта, а поэтому – как сам объект. Иначе говоря, мы исходили из того, что в нарисованной мною схеме представлен, или репрезентирован, сам объект рассмотрения – акт коммуникации, и он дан нам в своей непосредственности. Именно на этих схемах, совершенно не затрагивая вопрос об особенностях языковедческих, логических или психологических понятий, я обсуждал природу смысла как такового и природу конструкций значений. |
Вы понимаете, что это были определенный прием анализа и определенный прием мышления, ибо эта схема была получена (и только и могла быть получена) в результате схематизации смысла и содержания лингвистических, логических и психологических представлений и понятий. Но все равно мы должны были отвлечься от этого и трактовать схему как чисто онтологическое образование и по своему происхождению, и по своей природе. |
Это вообще некоторый принцип, или правило: чтобы анализировать какое-то понятие, надо сначала иметь схему его содержания и смысла, трактуемую в качестве онтологической схемы объекта, к которому это понятие относится. Конечно, это могут быть самые разные схемы, полученные в разных философских и методологических традициях, но какую-то схему нужно иметь обязательно. Между содержанием рассматриваемых понятий и схемами, принятыми за онтологические картины объекта понятия, не должно быть точного совпадения и соответствия. Наоборот, чем больше будут расходиться между собой одно и другое, тем больше возможностей и шансов у нас выявить подлинную структуру и подлинное содержание рассматриваемых нами понятий. Тогда мы будем говорить о «действительности» рассматриваемых нами знаний и понятий, с одной стороны, и об объекте, к которому эти знания и понятия относятся, – с другой. Фиксируя это различие «действительности» и «объекта», изображая одно и другое в схемах, и сопоставляя эти схемы друг с другом, мы и будем действовать в соответствии с принципом, или приемом, двойного знания. В данном случае, следовательно, я должен буду, зафиксировав онтологическую схему акта коммуникации, с одной стороны, фиксировать каждый раз действительность тех или иных семантических понятий, с другой, и сопоставлять одно с другим. Исторический анализ понятия, конечно, не исчерпывается этим: он содержит и другие специфические моменты, но сопоставление онтологической схемы объекта со схемами действительности разных понятий (или разных состояний одного и того же развивающегося понятия) будет постоянным и непременным моментом этого анализа. § 3. Как только мы зафиксировали этот момент, так тотчас же оказывается, что сама проблема взаимоотношения языка и мышления встает перед нами по-новому и приобретает ряд таких поворотов и оттенков, которые раньше оставались совершенно в тени и не фиксировались нами. Когда логик или психолог рассматривает некоторый текст, в котором, как он предполагает, выражена и зафиксирована какая-то мысль, тогда он сталкивается с проблемой взаимоотношения языка и мышления в ее первом варианте. Исследователь фиксирует, что в речевом тексте выражена определенная мысль. Но, кроме того, в этом тексте зафиксирован определенный смысл и реализованы определенные конструкции значений, которые относятся уже не к мысли и мышлению как таковым, а к речи и языку, и фиксируются, соответственно, не в логике и психологии, а в науке о языке. |
Поэтому исследователь, анализируя текст, должен разделить в нем то, что принадлежит мышлению, и то, что принадлежит языку, соответственно – логико-психологическое и лингвистическое. Именно в этом контексте исследователь говорит о взаимоотношении языка и мышления и обсуждает эту проблему. Но когда мы начинаем анализировать понятия лингвистики, логики и психологии, перед методологически рефлектирующим исследователем проблема взаимоотношения языка и мышления выступает совершенно иным образом. Ведь и лингвист, и логик, и психолог имеют дело не с объектами как таковыми, не с языком и мышлением в их непосредственности, а с разнообразными знаниями о языке и мышлении. Все они начинают именно со знаний, с ними каким-то образом оперируют и их преобразуют, а уже затем от них идут к объектам как таковым и выражающим их онтологическим схемам. Между тем знания – это, прежде всего, мыслительные образования, они создаются мышлением и включены в мышление, можно сказать, что они принадлежат ему. Поэтому язык как содержание и действительность знаний (точно так же, как мысль в качестве содержания и действительности знаний) принадлежит научному мышлению, в нем он существует для исследователя, работающего со знаниями. Но это означает, что язык как действительность дан нам в знании и через знание, а, следовательно – в мышлении и через мышление ученого. Но тогда перед нами еще раз встает проблема взаимоотношения языка и мышления, но уже теперь в перевернутом виде – как проблема взаимоотношения мышления и языка – и в специфической методологической ориентации. Чтобы прорваться к языку как объекту, чтобы выделить из действительности наших знаний и мышления объект, в данном случае язык как объект, мы должны особым образом решить проблему взаимоотношения мышления и языка. Сначала может показаться, что я совершил чисто словесную подмену, что суть этой проблемы должна характеризоваться через идею отношения действительности знания и объекта, в ее предельно общем виде, и не должна переводиться в специфическую и частную проблему взаимоотношения мышления и языка. Но так может показаться только при первом подходе и в том случае, если мы совершенно не учитываем специфику лингвистического и логического исследования, если мы трактуем эти исследования по образу и подобию всех других естественнонаучных исследований. |
Если же мы вспомним о специфике лингвистического и логического исследования, если мы учтем, что смыслы и значения вообще не могут быть даны лингвисту в виде объектов изучения в натуралистическом смысле, а существуют первоначально лишь через понимание текста и в виде понимания и лишь затем переводятся в форму знаковых моделей, то нам придется существенно уточнить и изменить наше первоначальное представление о проблеме…
Дальше идет раскрытие этой темы и фиксируется проблематика понимания. § 4. Дальше опять же развивается эта линия сопоставления двух подходов и используется следующая схема, сейчас до нее дойдем. |
…Дальше, если мы перейдем в позицию теоретико-деятельностного методолога и начнем в средствах и с точки зрения этой позиции определять и описывать смысл и роль этих схем, то мы должны будем сказать, что они представляют собой не что иное, как содержание логических знаний, или схему. Но это только содержание знаний, полученных в определенной профессиональной позиции, но никак не сам объект, описываемый в этой позиции. |
Но ведь мы можем и должны использовать все эти схемы для описания реального положения дел, и поэтому мы как бы накладываем их на реальность, представляя реальность через них, и тогда говорим, что реальность такова, как мы ее представили. Следовательно, мы должны сказать: во-первых, в самом акте коммуникации нет объективного содержания; во-вторых, человек, принимающий сообщение, чаще всего не видит и не знает в понятом им смысле объективного содержания; и, наконец, в-третьих, этот человек будет видеть и знать объективное содержание как таковое (и квалифицировать то, что он знает, как объективное содержание) только в том случае, если в ходе понимания текста он будет использовать знания из содержательно-генетической логики, т.е. даже не просто логические знания, а логические знания особого типа. Я специально хочу подчеркнуть, что это тонкая проблема и ее можно понять по-настоящему только тогда, когда мы будем проводить детализированные различия в организации прямого и рефлексивного знания. В частности, здесь нужно различать: 1) «знание содержания», 2) «знание о содержании», 3) «знание содержания, организованное знанием о содержании». Эти три момента легко спутать, тем более что сейчас нет еще достаточно точной терминологии для их обозначения. Для того, чтобы знать некоторое содержание, или, иначе, чтобы получить знание некоторого содержания в процессе понимания некоторого текста, достаточно каких-то специальных знаний – физических, химических и т.п., но чтобы знать, что знаемое нами есть объективное содержание, нужно иметь еще специальные логические знания. В этом последнем случае происходит объединение знания содержания со знанием о содержании, и все это выступает как особое знание содержания. В подобных словесных выражениях трудно отграничить одно от другого и понять, в чем суть их различия. Нужны специальные схемы и модельные изображения, специальный язык, который показывал бы и фиксировал зависимость нашего знания от позиции и склейки знаний из разных позиций. Выработать такой язык – вот в чем одна из важнейших задач сегодняшнего дня в этой области. § 8. Наконец, я хочу еще напомнить, что «человечки» из моих схем и картинок не могут и не должны непосредственно отождествляться с конкретными действующими людьми; во всяком случае процедура наложения этих схем на реальные ситуации или интерпретация этих схем через реальные ситуации является достаточно сложной и предполагает в качестве своего условия выяснение, с одной стороны, целостности схемы, а с другой, целостности реальной ситуации. |
Нет смысла критиковать мои схемы, а вместе с тем и полученные на них утверждения, указывая на то, что в реальности те или иные индивиды делают не так, как я это рассказывал. Я каждый раз буду отвечать, что, следовательно, эти индивиды не соответствуют моим отдельным позициям, а объединяют в себе сразу несколько позиций и соответствующие им знания. Мне важно разделить, с одной стороны, тот идеальный обобщенный факт, что в процессе понимания и образования смысла используются те или иные конструкции значений и знания, а с другой, те разнообразные случаи, когда эти конструкции значений и знания различаются между собой и приводят к выявлению того или другого конкретного содержания». Ну, и чтобы добить эту ситуацию, я прочитаю начало следующей лекции. Это вторая лекция, 19 сентября 1972 года. Она называется: «Резюме содержания предшествующей лекции». «Я рассказывал сначала о том, какое значение для современной науки имеет анализ взаимоотношений между смыслом и содержанием. Я утверждал, что когда мы рассматриваем деятельность носителей языка, то мы работаем и должны работать, используя, прежде всего, оппозицию «смысл - конструкции значений». Понимая какой-то текст и создавая соответственно ему определенную ситуацию, любой человек пользуется определенными конструкциями значений и с их помощью восстанавливает или создает смысл текста (а вместе с тем и смысл ситуации). |
Но, кроме того, возможны непосредственные практические воздействия на объект, непосредственные преобразования его как минующие знание. Следовательно, существует разница между «иметь дело с объектом через знание» и «иметь дело с объектом непосредственно и практически, минуя знание». Именно для того, чтобы разделить и противопоставить друг другу эти два смысла, я и говорю, что лингвист, начиная свою работу, имеет дело со знаниями, а не с объектами. И только в рамках этого противопоставления мое утверждение имеет смысл. Кроме того, когда я говорю, что лингвист имеет дело со знаниями и анализирует их, такое выражение фиксирует, в общем, довольно непонятную процедуру, которая может трактоваться, по меньшей мере, многозначно: ведь анализировать знания – означает анализировать их объективное содержание, их знаковую форму, а может быть – отношения и связи между тем и другим. Поэтому само выражение: «имеет дело со знаниями» требует пояснений и уточнений. |
Можно также сказать, что этот индивид использует содержание имеющихся у него знаний в качестве подсобного средства для образования смысла текста и для создания новой плоскости содержания, соответствующей этому смыслу. |
Описав эту ситуацию – прежде всего на примере лингвиста, понимающего текст, – я сделал затем общий вывод, что подобное взаимодействие между конструкциями значений и знаниями будет иметь место всегда, независимо от того, кто будет понимать текст – лингвист, физик, логик или человек, просто понимающий. И поэтому исследование этих взаимоотношений и взаимодействий представляет одну из важнейших общих проблем в теории понимания и мышления. В этом контексте я определил проблему взаимоотношения языка и мышления и показал, что она встает дважды и в двух совершенно разных видах. Один раз – когда мы анализируем процесс понимания текста: в этом случае мы должны ответить на вопрос, как мышление выражается в речи-языке. Другой раз – когда мы рассматриваем работу лингвиста: речь и язык предстают перед ним в знаниях и через знания и поэтому нужно, рассматривая природу знаний, их действительность и их объект, ответить на вопрос, как язык в качестве объекта изучения относится к мысли о языке. II. Понимание и смысл § 1 Всю работу по введению понятий «понимание» и «смысл» я буду делать, используя сразу несколько разных схем, в частности схемы теории деятельности и схемы теории коммуникации, и при этом постоянно буду применять уже названный выше прием двойного, или множественного, знания, который характеризует системное методологическое мышление. Это означает, что одной из нарисованных мною схем я буду приписывать на определенных этапах анализа свойство быть точным или адекватным изображением объекта, иначе говоря – представлять сам объект. Исходя из такого видения, или «непосредственного знания», изучаемого объекта, я буду затем обсуждать, какого рода знания об этом объекте можно получить, находясь в разных познавательных и деятельностных позициях вокруг этого объекта. Для начала я возьму самую простую схему акта коммуникации (обратите внимание на то, что это не схема деятельности) и буду вводить на ней понятия понимания и смысла (рис. 4). |
Важно обратить внимание также на то, что понятия понимания и смысла с самого начала берутся и вводятся мною как соотносительные (в дальнейшем вы увидите, что для этого у меня есть свои весьма глубокие основания). Забегая вперед, я даже могу вам сказать, что, по существу, понимание и смысл суть если и не одно и то же, то во всяком случае нечто единое, хотя я убежден, что сейчас, на этом этапе моего рассуждения, вы не поймете ни смысла, ни содержания моего утверждения. Но вы должны понять и запомнить то, что я беру их как соотносительные понятия, и что я буду определять понимание через смысл, а смысл через понимание. Хотя, вместе с тем, одновременно они будут вводиться и задаваться мною на схеме акта коммуникации и через эту схему, трактуемую как адекватное изображение объекта или как непосредственная репрезентация самого объекта в действительности моего методологического мышления)…
Ну, я думаю, что дальше надо читать последовательно вам, потому что будет идти соответствующая детализация текста. Мы уже один раз с вами это проходили, поэтому я прочту вам соответствующее начало параграфа 2, чтобы вы поняли, что это другой способ изложения того, что мы обсуждали на позапрошлой лекции. § 2. Дальше, собственно, реконструкция этого процесса понимания, как работы, производимой индивидом-2 при понимании текста. Схема, которая приведена, детализируется относительно вяло, т.е. много текста мало графики. Просто в нее врисовываются последовательно основные организованности, конституирующие эту работу. Особо прошу обратить ваше внимание на странице 123 завершение этого раздела четвертой лекции, которая называется «Понимание и мышление, новое представление». Собственно, новое представление, это вот та схема, в которой мышление рассматривается как организованность понимания, а понимание, как более широкая и фактически объемлющая мышление, и придающая ему соответствующие функции внутри процессов понимания, сфера или некоторый момент. |
Итак, работа понимания оснащается разными типами средств. Грубо говоря: понял – смысл образовался, средств не нужно. Не понял – нужны средства. Какие средства помогут? Смотрим в чем суть непонимания, вводим самые простые средства. Введение конструкции значения помогло понять? Точка. Процесс понимания состоялся. Не помогло понять – нужно использовать более сложное. На место лингвистических значений приходят культурные значения. Не помогли культурные значения – приходят знания. Не помогли знания – приходят понятия. Не помогли понятия – приходит категория. Не помогли категории… |
Вопросы - ответы |
Верховский Н. Вот есть такие книжки «Кант за 90 минут», у вас же за 90 секунд – три тома «Знак и деятельность». |
Поэтому он вынес из этого своего опыта все представления базовые о собранности восприятия окружающего пространства на позицию человека и такой искаженной перспективы. Фактически мы всегда окружающий ландшафт видим, так сказать, из этой позиции. Ну, такая, достаточно жесткая конкретность пребывания его, молодого человека после ВУЗа в окопах, она придала этому определенную витальность. |
Но, еще раз. Мы можем нарисовать сколь угодно сложную этажерку уровней организации понимания. В ней будет такой инструментарий, который специально предуготовлен, заточен на реконструкцию ситуаций твоего визави. И на учет этих ситуаций их специфики при понимании тех текстов или действий, которые осуществляет этот твой партнер. |
Соколов А. Я как бы с намеком того, что обязательно ли нужна одна ситуация, чтобы это происходило? |
Тут поднимается рука с задней парты и встает один из этих дебилов, он дольше пишет – гений из дебилов – и говорит: «Сэр, правильно ли я понял, что это ненастоящие яблоки?» Он, еще не понимая до конца, говорит: «В каком смысле?» «Это яблоки из задачи». «Ну, да, это яблоки из задачи». «Сэр, ну, тогда все просто»... |
Теперь, и поэтому, с моей точки зрения, второй курс, он более выпуклый. Он сосредоточен именно на онтологической схеме и ее прорисовке на ключевых силовых линиях, которые заданы этой схемой. При этом мы уходим от организованности, и в этом смысле вот эти нотные азбуки содержательно-генетической логики, они как бы нам не нужны, потому что они лежат на следующем уровне детализации. Они как бы скорее объясняют частные механизмы и преобразование отдельных организованностей и их циклов жизней. |
Сноски и примечания |
(1) - Нумерация параграфов дана в виде дроби. В ее числителе - сквозной номер параграфа в соответстсвии с данной интернет-публикацией. В знаменателе - номер параграфа в соответствиии с текстом лекций, который у меня на руках (Виталий Сааков). |
(1.1) - В исходной расшифровке лекций большинство ссылок привязано к "старой", времен чтения лекций, версии сайта фонда им.Г.П.Щедровицкого. Нынешняя версия сайта на эти ссылки не отвечает. Поэтому ссылки на "Фонд Г.П.Щедровикого" заменены ссылками на другие ресурсы. В данном случае интернет-ресурсов не найдено (Виталий Сааков) |
(2) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
Щедровицкий Петр Георгиевич. Родился в семье русского советского философа
Г.П.Щедровицкого. С 1976 года начинает активно посещать Московский методологический
кружок (ММК), организованный Г.П.Щедpовицким. В ММК специализируется
в области методологии исторических исследований, занимается проблемами
программирования и регионального развития. С 1979 года участвует в организационно-деятельностных
играх (ОДИ), специализируется в сфере организации коллективных методов
решения проблем и развития человеческих ресурсов. В настоящее время занимает
должность заместителя директора Института философии РАН, Президент Некоммерческого
Института Развития "Научный Фонд имени Г.П.Щедровицкого" - - - - - - - - - - - - - - - - смотри сайт "Щедровицкий Петр Георгиевич" - https://shchedrovitskiy.com/ - - - - - - - - - - - - - - - - источник фото: http://viperson.ru/wind.php?ID=554006 |
|
|
|