главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 49. (...) |
§ 74. (чтение и обсуждение статьи Г.П.Щедровицкого «Основной парадокс рефлексивной кооперации: невозможность взаимопонимания»...) |
Ответы на вопросы |
§ 74.2. (чтение и обсуждение статьи Г.П.Щедровицкого «Основной парадокс рефлексивной кооперации: невозможность взаимопонимания»...) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 02 сентября 2011 года |
о лекциях на сайте Фонда предыдущей версии - https://www.fondgp.ru/old/projects/jointly/school/0.html |
лекция 49 | (...) |
§ 74/?? (1) | (чтение и обсуждение статьи Г.П.Щедровицкого «Основной парадокс рефлексивной кооперации: невозможность взаимопонимания»...) |
Щедровицкий П.Г. Ну что, коллеги, с превеликим удовольствием я начинаю пятый – и, надеюсь, крайний – курс. |
Каковы основные вопросы, которые стоят перед самим Георгием Петровичем и частично перед членами Кружка, потому что вы помните: я рассказывал неоднократно о том, что часть социальных и социально-коммунальных процессов внутри Кружка была связана со сменой принципиальных схем. Люди уходили вместе со сменой схем, и уходили не сразу, потому что ещё какое-то время они продолжали вариться в том предыдущем котле смыслов и пониманий, которые сформировались на этапе их вхождения. А поэтому проработки самим Георгием Петровичем будущей схемы мыследеятельности с 1969 по 1980 год проходили на фоне того, что основная когорта учеников занималась представлениями о деятельности. |
«В самом общем виде суть этого парадокса состоит в том, что рефлексивный выход (или, что то же самое, отношение рефлексивного поглощения) превращает исходную деятельность даже не в объект, а просто в материал для рефлектирующей деятельности. Рефлектируемая и рефлектирующая деятельности не равноправны, они лежат на разных уровнях иерархии, у них разные объекты, разные средства деятельности, они обслуживаются разными по своему типу знаниями. И в силу всех этих различий между рефлектирующим и рефлектируемым деятелями не может быть никакого взаимопонимания и никакой коммуникации в подлинном смысле этого слова. |
Изложенные простые соображения тотчас же наталкивают на вопрос: а нет ли такого пути и способа понимания, который позволил бы первому индивиду восстановить подлинный смысл, заложенный в сообщение вторым, и при этом сохранить свою собственную деятельностную позицию и свою собственную точку зрения? Этот вопрос тем более оправдан, что в практике общения мы бесспорно сталкиваемся и с такими случаями, и теперь важно найти для них теоретическую модель. |
Не вступая сейчас в детальное обсуждение встающих здесь проблем, отметим лишь несколько наиболее важных моментов, задающих, как нам кажется, весьма интересные направления исследований. |
Там, где двумя или тремя абзацами выше говорили о сознании, есть сноска, которая звучит так: «Хотя сознание освободилось от первого состояния, оно все же не может свободно в него возвращаться. Оно может себя делать таким сознанием, причинность которого заключается только в его бытии. Это возвращение известно всякому под именем внимания. К первому бытию, которое продолжает существовать, не поглощая всецело бытия сознания, прибавляется второе, властвующее над первым. Это второе, раз появившись, не может быть уничтожено, но оно свободно может снова отдаваться первому». Фихте, 1914 год. 1914 год – это, наверное, «Основные факты сознания». |
Вопросы - ответы |
Подборнов А. А зачем вообще первому индивиду может потребоваться понимание? |
Верховский Н. С тем, кто не вышел. |
Ну, потому что ведь Вы начали-то со следующего: переход с позиции на позицию разрушает исходную, предыдущую деятельность, и в этом смысле это уже не она. Тогда, если мы всё-таки предполагаем, что в неё что-то должно быть встроено, для того чтобы понимать рефлектирующего, но за счёт чего остаться, ну, по аналогии с сознанием, остаться в предмете, ну или в исходной деятельности? |
Верховский Н. Ну, в смысле, и в верней, и в нижней? |
Щедровицкий П.Г. Кто? |
Гиренко Р. В тексте рефлексия упоминалась в общем, как рефлексия, потом там была смысловая допредметная рефлексия и предметная рефлексия. Вот можно как-то пояснить вот это различение? |
Верховский Н. Главное, чтобы потом это методом не стало. |
Поэтому, мне кажется, можно по-разному это осмыслять. Можно осмыслять это в духе единства сознания, а именно – что установки, которые присутствовали в мыслящем сознании, с самого начала были вполне определенными. Они просто постепенно себя реализовывали, в том числе сквозь сопротивление различных оперативных систем и представлений, которые носили исторический характер. Ну, исходной была логика, исходной была эпистемология, исходными были представления о знании. На эти представления оказал определенное влияние операционализм Бриджмена, оказал определенное влияние прагматизм. Поэтому язык средств и схем заимствовался из текущей коммуникативной ситуации, рамки заимствовались, а установка была с самого начала на коммуникацию. Потом прошёл этап, сменился круг чтения, сменились люди, сменились задачи. Появился какой-нибудь Парсонс, который свою теорию социального действия написал раньше. Появился Мизес, вот которого Полина начала читать, который, опять же, свою теорию деятельности написал раньше, ну или праксиологию, науку о деятельности. Одновременно возник большой интерес у различных групп социологов к феноменам культуры, обсуждались вопросы воспроизводства. Ну, и в этом смысле сменился антураж и так далее. Можно и так говорить. |
Я думаю, что ни одна другая гипотеза, кроме как гипотеза существования некоего абсолютного содержания, которое себя таким образом проявляет через понимание отдельных людей, наиболее остро воспринимающих влияние, – наверное, ни одна другая гипотеза ответа на этот вопрос не даёт. А они как эти самые, у них антеннки там на голове какие-то – они улавливают. Получается, что, в общем, улавливают все очень близкие вещи, хотя экстериоризируют понятое по-разному. Если вы положите рядом эти тексты, начнете их сравнивать по понятийному аппарату, по терминологическому словарю – там очень много, конечно, различий. |
Они ходили, стреляли, там, воевали и так далее: проблема Хайдеггера. Хайдеггер фашист или не фашист? Ну, поддержал. Всю жизнь потом, так сказать, определенным образом страдал за это. Но это была другая повестка дня. А у этих людей не было этого, так сказать, реального опыта участия в этом. Но у них была проблема, так сказать, вот рефлексии в некотором смысле. |
Верховский Н. Условием коммуникации является запрет на рефлексию. |
§ 74.2 | (чтение и обсуждение статьи Г.П.Щедровицкого «Основной парадокс рефлексивной кооперации: невозможность взаимопонимания», продолжение) |
«Начало этой работы положили тезисы доклада «Методологические и логические аспекты построения научной терминологии», подготовленные мною к Ленинградскому совещанию по лингвистическим проблемам научно-технической терминологии (смотри тезисы докладов на совещании по лингвистическим проблемам научно-технической терминологии, 30 мая – 2 июня 1967 года, Ленинград, 1967 год) и сам доклад, прочитанный на совещании. В конце 1967 года стенограмма доклада была оформлена в виде статьи. За прошедшие с тех пор два года мне удалось несколько продвинуться вперед в понимании проблемы, поэтому текст статьи в самом начале 1970 года был существенно дополнен и еще раз переработан». Значит, начало я вам не читаю, а читаю собственно основную часть; называется «Пути и методы построения модели терминологической ситуации». Параграф называется «Предельно простая ситуация общения». «Чтобы построить изображение простейшей ситуации, которая будет служить нам в качестве клеточки при восхождении, нужно, прежде всего, представить себе обобщенного индивида, осуществляющего какую-либо практическую деятельность и сопровождающего ее словесным сообщением другому обобщенному индивиду. Последний должен принять участие в их совместной деятельности и соответственно этому как-то использовать это сообщение – либо в виде средства своей деятельности, либо в виде указания на объекты деятельности, либо в виде знания. Кем бы ни был первый обобщенный индивид – рабочим, имеющим дело с вещами, или ученым-теоретиком, движущимся в абстрактных объектах какой-либо идеальной действительности, – во всех случаях он будет иметь перед собой предметы деятельности, и чтобы построить словесное сообщение, направленное второму индивиду, будет применять к ним какие-то познавательные операции или процедуры. Реальная работа и реальное движение первого индивида происходит в том предмете, с которым он имеет дело. В словесном тексте этот индивид фиксирует свою работу, те содержания, которые он создает или выделяет в объекте, и те преобразования, которые он с ним производит. Вместе с тем он выражает в этом тексте то видение предмета и своих собственных действий, которое возникает при этом у него в сознании. Первому индивиду не нужно понимать создаваемый им словесный текст, потому что он с самого начала в непосредственно предметном виде знает и сознает, что он делает и как он это делает. В этом плане текст есть лишь форма фиксации его деятельности, след от неё. |
Словесный текст, созданный первым индивидом, поступает ко второму (схема 20)». Словесный текст, созданный первым индивидом, поступает ко второму. Положение второго существенно отличается от положения первого. Он имеет только текст и во многих случаях не имеет того предмета деятельности, с которым имел дело первый индивид. Именно в тексте и только в нем он должен увидеть как предметы и объекты, с которыми имел дело первый, так и деятельность, в том числе – мышление первого. Второй индивид должен суметь перейти от данного ему словесного текста к той реальной ситуации деятельности, которая была у первого. Он может сделать это либо практически, вещественно создавая или воспроизводя новую предметно-объектную ситуацию, либо же только в сознании, в подразумевании этой предметно-объектной ситуации, но во всех случаях он должен понять текст и соответственно этому выделить его смысл и объективное содержание. Вопрос заключается в том, как и с помощью каких средств он это делает(3). Бесспорно, прежде всего, что такие системы средств существуют. И только с помощью их второй индивид может понимать то, что ему передает в своем сообщении первый. Бесспорно также, что в процессе понимания второй индивид должен произвести в своем сознании или в окружающем его материале что-то, отличающееся от самого заданного ему материала текста. Чем именно это будет – мы сейчас не обсуждаем; очевидно, разным при разных формах понимания, но нам эти различия пока не существенны. |
Названные элементы деятельности понимания представлены в схеме: ромб «табло сознания» изображает сознание второго индивида, на котором появляются те или иные видения ситуации и смысла(4), а фигурный прямоугольник – средства, используемые вторым индивидом для деятельности и понимания словесного текста. Теперь, учитывая структурные элементы, введенные нами в схему для объяснения возможной деятельности второго индивида, мы можем вернуться к деятельности первого индивида, дополнить ее элементами, которые не были введены нами на первых этапах нашего рассуждения. Чтобы осуществлять свою деятельность, первый обобщенный индивид точно так же должен иметь не только сознание с образами и смыслами, но и определенные средства. В некоторых случаях можно представить себе, что средства деятельности первого и второго индивидов совпадают, и иногда так бывает реально. Но в принципе так не бывает, и более того – этого не нужно, чтобы первый и второй индивиды могли осуществлять свою специфическую деятельность, заданную их положениями на нашей схеме. Это очевидно, ибо первый индивид должен иметь такие средства, чтобы на основе их осуществить определенное преобразование и исследование данных ему предметов и параллельно зафиксировать эти преобразования в словесном тексте. А второй индивид должен иметь такие средства, чтобы на их основе особым образом обработать данный ему текст, понять его и каким-то образом восстановить его смысл и объективное содержание. Именно это мы должны зафиксировать при самом абстрактном подходе к рассматриваемой ситуации. При более конкретном подходе нам придется ввести в систему средств, принадлежащих первому и второму индивидам, еще целый ряд дополнительных элементов. Так, в частности, при создании словесного сообщения первый индивид должен учитывать, как правило, возможности понимания этого текста другими людьми, должен учитывать различие их средств и мощность каждого типа. Это значит, что как на табло у первого, так и в системе его средств должны быть элементы, в той или иной форме отражающие строение картины мира на табло других индивидов и используемые ими средства. Но точно так же и у второго, очевидно, должны быть средства не только для того, чтобы он мог понимать представленный ему словесный текст, но также средства, позволяющие ему строить деятельность, которую от него хочет получить первый. Но тогда и эти средства должны каким-то образом учитываться на табло и в системе средств и так далее. |
Мы попадаем здесь в очень сложную и вместе с тем очень реалистическую двухстороннюю игру взаимного отражения и учета друг друга двумя взаимодействующими индивидами, которая в определенных аспектах описывается теорией рефлексивных взаимоотношений Владимира Александровича Лефевра. Для наших дальнейших рассуждений важны не столько конкретные особенности и специфические признаки тех или иных средств деятельности, сколько тот общий факт, что такие средства, с одной стороны, должны существовать, а с другой, что они образуют свои достаточно сложные системы. Важно различать (а для терминологической работы это имеет особое значение) сообщения, создаваемые в процессе общения (мы обозначили их словом «текст»), и системы средств, обеспечивающие построение этих сообщений. Несколько изменяя и обобщая известные лингвистические различения, мы называем первые синтагматическими, а вторые – парадигматическими системами. Построенная таким образом структурная схема может считаться простейшей контурной моделью акта общения и одновременно контурной моделью акта речи-мысли, поскольку мысль существует всегда только в общении и через общение. Функции контурных моделей в процессе исследования, их логический и онтологический статус (в частности, их отношение к другим моделям объекта) – сложные и интересные вопросы, требующие специального обсуждения, в которое мы сейчас не можем входить. Нам важно напомнить здесь лишь один момент: многие схемы, закрытые относительно какого-либо процесса, являются вместе с тем открытыми относительно механизма этого процесса. Это в полной мере относится к схеме акта речи-мысли. Какой бы развернутой… Напоминаю, это текст 1967 года. …и подробной она ни была, любая обобщенная схема акта будет оставаться неполной и открытой относительно ее возможных механизмов и, в частности, относительно языковых и мыслительных средств, которые могут войти в эти механизмы». |
Это послание Алиеву. «Общеизвестно, что в актах коммуникации возникают взаимные непонимания между участниками. Для нашей схемы это значит, что второй индивид не будет понимать сообщения первого. Когда взаимное непонимание возникает, его стараются как-то преодолеть, а это значит, что, с одной стороны, стараются выработать какие-то новые средства, которые бы обеспечили взаимопонимание, а с другой, стараются выяснить, почему вообще непонимание появляется, чем оно обусловлено и каким образом его можно избегать или преодолевать. С того момента, когда первый и второй индивиды, попав в ситуацию непонимания, начинают вырабатывать новые средства для изменения её и обеспечения взаимопонимания или же начинают ставить собственные познавательные и исследовательские вопросы о самой этой ситуации, в системе деятельности появляется еще одна или несколько профессиональных позиций. А вместе с тем нарисованная выше ситуация переходит в другую, более сложную, с одной стороны, снимающую в себе всё то, что было в прежней, а с другой стороны, содержащую новые элементы и новые системы связей, переплетающиеся с прежними и видоизменяющие их. |
И второе – собственно познавательное, исследовательское отношение человека, который хочет представить себе то, что происходит в ситуациях общения, и для этого описать их или построить их изображения. В исходных пунктах эти два отношения появляются вместе и, как правило, объединяются в одной позиции, но затем они начинают всё более расходиться и дифференцироваться, всё более обособляются друг от друга и оформляются в самостоятельные деятельности со своими особыми предметами деятельности, особыми средствами и методами. Параграф третий: «Единство ситуации. Многообразие предметов исследования». «Приступая к анализу собственно познавательных или исследовательских ситуаций, возникающих вокруг ситуации общения, мы должны прежде всего отметить сложность того объекта, с которым имеет дело исследователь, стоящий в четвертой позиции. Эта ситуация содержит ряд принципиально различных составляющих. |
Седьмое – орудия и средства, необходимые второму индивиду для осуществления практической или познавательной деятельности. «В одном случае это были взаимодействия объектов, устанавливаемые деятельностью, в другом – изменения объектов, производимые ей, а в третьем – сам текст, взятый в отношении к порождающей его деятельности или к объектам преобразований. В четвертом – текст, как он выступает для понимающего его человека, в пятом – парадигматические системы средств, сами по себе или в отношении к тексту, и каждый раз у исследователя получается особый предмет изучения, а нередко даже специальная наука. |
Какие именно элементы и части ситуации выделит исследователь, и какие именно предметы он построит, зависит от того, какую практическую или инженерно-конструктивную работу он хочет обслуживать, а, следовательно, опосредованно также и от того, какой путь исправления и перестройки сложившейся ситуации общения будет выбран практиком или инженером. Таким образом, два отношения, возникающие в третьей позиции и приводящие в дальнейшем к двум позициям – исследовательской и инженерно-конструкторской, различие которых мы специально подчеркиваем, оказываются связанными друг с другом, причем исследовательская работа в ряде существенных пунктов непосредственно зависит от задач и установок инженерно-конструктивной. Поэтому при объяснении различий, возникающих внутри исследовательской работы, мы вынуждены во многих случаях обращаться к анализу инженерно-конструктивной работы, которая определяет и детерминирует эти различия». Следующий параграф: «Единство ситуации. Многообразие предметов, преобразования и конструирования». «Нетрудно показать, что обобщённый индивид, вставший в рефлексивную позицию по отношению к некоторой ситуации речи-мысли, может взять на себя решение разных практических и инженерно-конструкторских задач. Например, инженер-конструктор, стоящий в третьей позиции, может полагать, что взаимное непонимание между первым и вторым индивидами возникло из-за различий в их парадигматических системах, и в этой связи поставит перед собой задачу построить новую, тотальную парадигматическую систему и наделить ею всех членов данного языкового мыслительного коллектива. Но точно так же, считая причиной взаимного непонимания расхождения в парадигматических системах общающихся индивидов, он может поставить перед собой другую задачу: выработать и передать первому и второму индивидам некоторые общие нормы, в соответствии с которыми они сами будут строить свои системы парадигм. Это будет принципиально иная практическая и инженерно-конструкторская задача, стоящая как бы на уровень выше первой. |
Рассуждая таким образом, можно ввести здесь и другие практические инженерные задачи, но мы не будем сейчас этого делать, дабы не загромождать рассуждения лишними подробностями. Нам важно иметь в виду, что в одной и той же ситуации могут быть поставлены разные задачи, и каждая из них будет задавать свой особый тип практической или инженерно-конструктивной деятельности. А далее каждый тип конструктивного решения будет определять и опосредованно задавать особый тип познавательной, исследовательской деятельности, и соответственно – особый тип познавательных задач и особый тип предметов и объектов изучения». Следующий параграф: «Многообразие линий развёртывания исходной ситуации». «Применяя аналогичные схемы и методы рассуждения, можно сказать, что при решении каждой уже вставшей инженерно-конструктивной и исследовательской задачи будут возникать свои специфические затруднения в процессах мышления и общения. Каждое из этих затруднений будет требовать нового выхода действующего индивида в рефлексивные позиции, а, следовательно, каждый раз – нового усложнения ситуации деятельности, новой ассимиляции прежних ситуаций новыми деятельностями и нового расщепления рефлексивных позиций на инженерно-конструктивные и собственно исследовательские. Эти процессы будут образовывать некоторый внутренний принцип развития человеческой деятельности – практической, инженерной и научной, точнее – один из ряда принципов, определяющих последовательность появления новых видов деятельности, а вместе с тем и новых объектов практики, инженерии, науки. Кроме того, в противовес этому процессу все большей дифференциации и усложнения деятельности будет идти противоположно направленный процесс: объединение одноименных деятельностей, то есть практических, инженерных и исследовательских, и интеграция связанных с каждой из них объектов, создаваемых на разных уровнях рефлексии. Будут создаваться различные организованности деятельности. |
Чтобы рассмотреть этот процесс не случайным образом, вырывая отдельные деятельности из общего контекста их происхождения и функционирования, а систематически, последовательно задавая переходы от одних к другим и связывающие их процессы объединения и интеграции объектов, нужно применить двойной метод. Первое, дедуктивного, псевдогенетического развертывания моделей, изображающих эти деятельности, и второе, эмпирической проверки получаемых таким образом схем и понятий на материале истории человеческой производственной практики, инженерии и науки. |
Следующий параграф: «Языковедение. Инженерия и наука». «То, что сегодня называется языковедением, объединяет массу различных деятельностей – практических, инженерно-конструктивных, методологических и собственно научных. Ядро и основной стержень языковедения составляет инженерно-конструктивная деятельность, направленная на создание средств и норм речемыслительной деятельности – того, что в самом широком смысле слова может быть названо языком. В зависимости от того, на какую именно речемыслительную деятельность – построение речевых цепочек, понимание текстов, перевод с одного языка на другой – ориентирована работа языковедов, строятся разные системы средств и норм. Они организуются в целостности и фиксируются в разных формах; одной из них являются грамматики языка. Таким образом, грамматики лишь косвенным образом и вторично являются знаниями, а по своей основной функции, как мы уже сказали, это – форма, в которой существуют сам язык, средства и нормы речемыслительной деятельности. |
Другой принципиальной ошибкой, возникающей по тем же причинам, являются попытки строить языкознание по образцам и канонам естественных наук. Раньше было хорошо известно, что лингвистика, даже в тех случаях, когда речь идет не о грамматиках языка, а о знаниях, обслуживающих построение этих грамматик, отличается от естественных наук. Это был принцип, полученный языкознанием и всеми другими гуманитарными науками из большого и трудного опыта аналитических разработок; можно сказать, что он был достаточно выстрадан языкознанием. Поэтому лингвистика, как и все другие гуманитарные науки, искала свои собственные образцы знаний, как практико-методических и конструктивно-технических, так и собственно научных. Именно в этом плане мы должны рассматривать дискуссии о границах естественнонаучного образования понятий и о различии естественного и исторического знаний, которые были особенно острыми в конце прошлого, начале нынешнего столетия и продолжаются сейчас. Но как бы ни поворачивались сами дискуссии, различие естественнонаучных и гуманитарно-исторических знаний было аксиомой. А сегодня почему-то все хотят (и это в полной мере относится к современным лингвистам), чтобы работа по созданию нормативных систем и получению непосредственно обслуживающих их знаний обязательно была похожа на научное исследование такого типа, какое проводится в физике и химии. |
В силу этих и ряда других обстоятельств языкознание так и не смогло до конца освоить идею структурного и неоднородного существования своего объекта, по сути дела выдвинутую Фердинандом де Соссюром, и сделать из этого необходимые методические выводы. А суть этих выводов, если попытаться выразить их предельно кратко, состоит в том, что исследование такого объекта, каким является речь-язык, строится по принципиально иным канонам, нежели традиционное естественнонаучное исследование. |
Мы, естественно, сделали лишь самые первые шаги в различении возможных предметов изучения и при этом для упрощения (так как наша цель состояла лишь в иллюстрации основной идеи) отвлеклись от различий средств исследования, которые на деле реально определяют характер и конституирование научных предметов. Но даже этой упрощенной схемы достаточно для того, чтобы объяснить многие зигзаги на путях развития языкознания. Нетрудно показать, что вся история языкознания была по сути дела историей непрерывных смешений этих предметов, наложений их друг на друга, переноса свойств одних предметов на другие и так далее. Для этого были свои объективные основания, ибо любая единица рече-языковой действительности существует и проявляется дважды: один раз в системе речи, а другой – в системе языка. Поэтому лингвист, описывающий грамматики языка и задававший себе в связи с этим вопросы об онтологическом статусе языка, как правило, благодаря неадекватности его методологических и теоретических представлений, отвечая на них, указывал на речь. Он говорил: описанные им элементы языка существуют в цепочках речи. Внешнее правдоподобие и кажущаяся очевидность таких объяснений объективного статуса языка долгое время затрудняли выяснение действительной природы речи, языка и речевой деятельности. |
Существует ли реально он сам или то, что в нем фиксируется и изображается, и как будет относиться это реально существующее к речевым цепочкам? Дискуссия 1967 года по теме «Язык как знаковая система особого рода»; основные положения доклада Уфимцевой: элементы языка — виртуальные знаки. А что это значит – виртуальные знаки? Существуют ли они актуально, на самом деле, как особая и самостоятельная реальность? Виртуальный – это возможный знак, но существует ли он? На все эти вопросы мы не находим ответов в современной лингвистике и никогда не найдем, если с самого начала и очень определенно не примем идеи множественного существования всех элементов речи-языка. То есть, другими словами, наличие в речи-языке совершенно специфических и неизвестных естественным наукам связей: «норма-реализация», «форма-материал», - создаваемых человеческой конструктивной деятельностью и определяющих специфический характер знаний об объектах такого типа». Следующий параграф: «Логика. Конструктивно-нормативная и исследовательская дисциплина» «Все определения, какими мы характеризовали отношение между речью-мыслью и языком, в полной мере приложимы и к отношению между речью-мыслью и мышлением. То, что мы называем мышлением, – такая же программа для речемыслительной деятельности и такая же система средств и норм, как и язык. Подобно ему она создается инженерно-конструктивным путем для обеспечения речемыслительной деятельности, и соответственно этому сама логическая работа оказывается тогда в своих истоках конструктивно-технической работой, а потом превращается в сложную сферу деятельности, включающую в себя как инженерное конструирование, так и научное исследование. Мы не будем здесь развивать эту тему дальше, ибо надеемся, что читатель без труда перенесет на мышление и логику все, что мы говорили выше по поводу языка и языкознания. Единственный пункт, на котором мы хотим остановиться специально, касается природы и видов тех систем, в которых реально существует мышление. |
Они не только могут рассматриваться как синтагматические, но и реально, на самом деле, могут ими становиться. Поэтому по отношению к ним будет справедливым все то, что мы говорили выше по поводу исходных синтагм. К ним и над ними точно так же будут надстраиваться новые системы средств, нормирования, как языковые, так и мыслительные». |
Вопросы - ответы |
Щедровицкий П.Г. Ещё не устали? |
Вопрос. Но фактически вот эта течь, которую дал реактор, – это… лежит на поверхности, то есть не требует глубокой рефлексии. |
Вопрос. Фактически это можно свести к базе данных, которая содержит все эти исследования, а инженер-конструктор просто выбирает. |
Вы что думаете, что эти ребята, которые затыкали дырку в земле, ну, в смысле, в воде, под водой, чтобы из неё не била нефть, ставили ТЗ исследователям? Ждали пока те происсследуют что-нибудь, а потом результаты их работы использовали для затыкания дырки? Они просто затыкали дырку всем, чем могли, потому что им сказали: «Не заткнёте, суки, дырку – задом вас туда забьём!» Ну и они так поняли, что да, могут их забить, поэтому они решали этот вопрос эмпирически. Когда вам показывают, как пять пожарных заливают кипящий, в смысле, расплавленный реактор на «Фукусиме» - ничего кроме полного изумления это не может вызвать. Из брандспойта, да? И ещё сбрасывают с вертолёта воду на такой высоте, что явно видно, что вода туда не попадает. Ну, когда смотришь, так сказать, видеозапись. Что ты думаешь, они ставят исследователям задачу и спрашивают: «В каком состоянии у нас находится топливо в реакторе? Оно уже как расплавилось? Исследуйте, пожалуйста!» Да ничего подобного! |
Верховский Н. Нет, но здесь-то мы разговариваем про схему. |
А вот, например, когда вы приезжаете в Японию на реактор «Манжу» натриевый, который стоит (ну, сейчас работает, а до этого стоял там двадцать лет почти), то там стоит специальная комната, в которую приводят посетителей – американцев, французов, японцев, итальянцев. Они приезжают, и им показывают, что происходит, если заливать водой, а потом предлагают разные способы, там специальная камера, надевают на тебя такой костюм, заходит туда человек один из этой группы, все остальные стоят, а там разбросаны разные инструменты. И он пытается закрыть этот пожар другими способами. И ты знаешь, я тебе хочу сказать: их тоже не учили этому в школе. Они так удивляются! Поэтому если, понимаешь, представить себе, что человек, не имеющий определенного набора паттернов, попадает в новую для него ситуацию, – он с высокой вероятностью будет поступать, перенося образец действий из старой ситуации. |
Верховский Н. Я про это же и говорю. Если я правильно понимаю все вопросы этой третьей позиции, он же её вводит над актом коммуникации. |
То есть абстрактные разрывы, описанные на схеме, например, акта деятельности, и конкретные разрывы, которые решали инженеры в истории, например, процессов индустриализации в Европе с IX по XIX век, – они совершенно разные, потому что люди решали конкретные задачи. Они решали задачи использования энергии воды для создания мельниц и других аппаратов. Они использовали вопросы, связанные с машинизацией каких-то элементов труда; заменой, например, какой-то рабочей функции машинной, и потом интеграцией этого инструмента машины в более сложные системы кооперации. Они решали задачи, обрати внимание, например, взаимодействия и коммуникации, потому что первичные формы проекта появляются именно как попытка задать единую ситуацию, пока ещё объект не построен, между заказчиком, например, и исполнителем. И из этого вырастают, так сказать, все формы визуализации, в том числе проектирование, и прочие. И понятно, что одно дело – вот такое формальное движение, которое может казаться – и вот здесь мы это видим – такой как бы игрой в какие-то там, не знаю, кубики. |
Бахтурин Д. Теперь, Вы вводите во втором фрагменте, цитируете Георгия Петровича, который ввёл третью позицию – рефлектирующую, ещё более сложную. |
Поэтому в этом смысле – ну какая тут коммуникация? Ну, никакой. Тут просто драка не на жизнь, а на смерть, и никакого взаимопонимания. И особо даже, значит, инженерные средства не нужны, потому что, если в эту ситуацию придёт третий и скажет: «Ребята, ну вы что тут махаетесь? Я хочу вас помирить, дайте разберем языковые средства, которыми вы пользуетесь. Слово «жид пархатый» на самом деле ничего обидного в себе не содержит!» - думаю, что он получит так же, от обоих причём. Ну, то есть от обеих команд. |
Щедровицкий П.Г. Ну, почему? Ну, слушайте, по-разному. Новообразования могут носить совершенно разную… |
Сноски и примечания |
(2) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
|
|