главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 52. (...) |
§ 77 . (...) |
Ответы на вопросы |
§ 77 . (продолжение) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 11 ноября 2011 года) |
о лекциях на сайте Фонда предыдущей версии - https://www.fondgp.ru/old/projects/jointly/school/0.html |
лекция 52 | (...) |
(1) (1.1) | Вопросы - ответы |
Щедровицкий П.Г. С вопросов начнем? Да? |
Ищенко Р. Еще вопрос можно? Там, где Георгий Петрович обсуждал роль коммуникации как связующего элемента между ситуациями деятельности и пространством мышления, он здесь так оговорился, и интересно понять, он говорит: |
Щедровицкий П.Г. Онтологически. |
То есть нужно было тогда из семиотики, из языкознания, из теории перевода, из педагогики заимствовать какие-то предметные представления о коммуникации при отсутствии онтологической схемы мыследеятельности, распредметить их и положить эти распердмеченные представления в пространство синтеза знаний о коммуникации. При этом схема акта коммуникации уже существовала, и она выступала – о чем он неоднократно подчеркивает – как эмпирическая зарисовка ситуации общения. Мы как бы взяли и попытались схематизировать, как это происходит в ситуации, не знаю, в классной комнате. Как выстраивается коммуникативное общение между учителем и учеником или разными учениками. Поэтому если мы берем 1970 год, то это, скорее, этап распредмечивания тех представлений, которые существовали у других. Потому что, например, 1968 год, это очень активное взаимодействие с Лотманом и Библером. Лотман, это одна традиция семиотическая, Библер – это традиция диалога. И вроде бы те и другие говорят о коммуникации и общении. |
Алейник В. То есть, старая картинка мира уже не канает. |
Щедровицкий П.Г. Да, с конца 60-х годов. Некто Чапмен, в котором есть фигурки. И Вера мне написала: «У них тоже фигурки, тоже человечки». |
Это в свое время, есть хорошая история, как Выготский приехал в Германию на международный психологический конгресс и рассказывал там про формирование языка и мышления у ребенка. И в моем языке двигался в чисто таких онтологических моделях. А поскольку перед ним сидели немецкие психологи с их типом работы, типом самоопределения, доказательности и т.д., и сидел Штерн напротив него. И он все время недоумевал на этот тип работы. Глядя на Штерна, Выготский все время говорил: «И это доказано эмпирическими исследованиями». Потом опять какой-то виток и говорит: «И это доказано…». В конце Штерн подошел к нему и сказал: «Лев, очень интересно, но пришлите исследования». Он приехал домой, никаких исследований нет, естественно, вытащил Сахарова Льва и заставил его, и оттуда родилась методика двойной стимуляции, которая тоже чисто онтологическое исследование. Не эмпирическое, а формирующее. Но нужно было это сделать, чтобы доказать сообществу психологов, что то, о чем они говорят, существует. Потому что онтологические гипотезы ученых не интересуют. Это удел либо философствующей публики, либо проходимцев. Мало ли что можно утверждать на онтологическом уровне! |
Алейник В. Шаг не случился, частицы… |
Алейник В. Я правильно понимаю, что вы говорите: «Итак, один шаг, есть онтологическая схема…» |
Щедровицкий П.Г. Знаете, тут я не хочу делать никаких обобщений. Мы не сильно отличаемся вообще от всего. Потому что в своих научно-исследовательских институтах «Росатома» я тоже почти не встречал исследователей. 20 тысяч человек, вроде бы, работают, а исследователей вот можно по пальцам перечесть. |
Ковалевич Д. А второй момент в позиции понимающего. |
Потому что понятно, что в случае, если человек не способен удержать себя в коммуникации с другим, то он, на самом деле, не может удержать себя в коммуникации с самим собой. Начинается шизофрения и распад личности. Поэтому здесь очень сильные такие базовые гипотезы, которые лежат в основе этой идеи. Поэтому взаимопонимание и коммуникация как единый процесс является Основным Фоновым процессом, противоречия здесь нет. |
Ковалевич Д. Либо по ячейкам так… |
Есть базовые процессы природные, они жестко отделяют одно от другого, в том числе в эмпирическом поведении. Никому в голову не приходило не лечь спать в определенное время и не встать рано-рано утром, чтобы идти. Особенно если это не страда или зима, которые стирают частично эту границу. И т.д. Поэтому есть некие базовые структуры, которые предсуществуют, возникают – мы это, кстати, обсуждали на предыдущей игре, а потом обсуждали на школе по предметизации. Да, такие простейшие конструкции, которые в том числе вырастают в опыте, частично связаны с влиянием среды, культуры, родителей и т.д., частично возникают из взаимоотношений человека с предметным миром. И у тебя целый ряд таких схем есть, они, конечно, определяют, конституируют понимание, задают для него систему ячеек. Каждая из ячеек может потом наполняться более артикулированным смыслом, опытом и т.д. Или менее артикулированным. Где-то есть размытые поля этого сознания, где-то, наоборот, все очень ясно, границы ясны между явлениями. |
Щедровицкий П.Г. Ты про схему говоришь? |
Щедровицкий П.Г. Правильно. Абстрактно так и было. Я иногда вначале 90-х рисовал и четырехслойную схему. Потому что тогда у меня появляется полагание пустых пространств, рамок, отсюда вся эта идея рамочного мышления, которая работает исключительно с границами, и в этом смысле оно чистое, потому что оно не работает с наполнением этих пространств. |
Ищенко Р. Про рефлексию еще. В тексте про коммуникацию Георгий Петрович обсуждает разделение, разграничение отражения и мышления, сводя отражение к рефлексии. И мы помним в начале курса обсуждение о трех ипостасях мышления, где у нас отражение, решение задач и воспроизводство. Правильно ли я понимаю, что, получается, первая ипостась отражение, она в этой онтологии мыследеятельности сводится к рефлексии? |
Алейник В. С соответствующим классовым происхождением. |
Еремеева Н. Понятно. Готовых сейчас нет, но можно над этим задуматься. Тогда у меня второй еще вопрос. Извините, если я в бытовых терминах немного буду, потому что я пока терминологией не особо владею. Я услышала, что мышление – это построение объекта для движения в нем. Если это построение происходит в виде загрузки готового объекта? Условно говоря, я понимаю, что мне нужно что-то, я не рожаю его сама, а я иду куда-то и пытаюсь найти уже готовое. Это мышление или нет? |
Щедровицкий П.Г. Слова где находятся? |
§ 77/?? | (...) |
Щедровицкий П.Г. Коллеги, сегодня мы с вами прочитаем еще один кусочек и на этом, я думаю, эту лекцию закончим. Итак, вы помните мою логику рассуждения. Новая онтологическая картина мыследеятельности. В рамках этой новой онтологической картины, которая пока даже не картина, а, скорее, эскизный набросок, заданный в том числе определенными рамочными установками, устремленностью к онтологическому синтезу, идет постепенная, последовательная переинтерпретация, переосмысление ряда ключевых представлений. Коммуникация, понимание и вот теперь возьмем текст – почему я, кстати, Вере говорил, что пораньше будет, – возьмем текст Киев, 18 апреля 1980 года. То есть всяко до схемы мыследеятельности. Называется «Об историческом развитии форм организации мышления» (Выступление на Всесоюзной конференции по искусственному интеллекту в г.Киеве. 1980 // Г.П.Щедровицкий. Мышление. Понимание. Рефлексия. М., 2005). «Первое, что мы хотели здесь продемонстрировать и показать, – это значительно большая сложность того, что принято называть мышлением и коммуникацией, чем утверждается в существующих ныне, во многом традиционных и широко распространенных лингвистических, логических, психологических и философских представлениях. |
Но времена меняются. И то, что, скажем, еще 70 или 80 лет назад могло казаться вполне удовлетворительным, и было таковым, сегодня за счет принципиальной смены интеллектуальной ситуации становится уже неприемлемым. |
И эти связи, эти отслоения и сослоения таковы, что разные процессы постоянно взаимно дополняют и компенсируют друг друга. И то, что мы вначале делаем на уровне деятельности, потом мы начинаем осуществлять в рефлексии и через рефлексию, и все это еще восполняется и возмещается пониманием. Через коммуникацию и понимание мы берем у других то, что уже не есть наше собственное мышление, и замещаем этим наше собственное мышление. Размышляя, мы постоянно пользуемся разными «костылями». И содержание, которое движется в нашей мыслительной работе, непрерывно и постоянно перетекает из одной формы в другую. |
Я бы еще на одном примере попробовал продемонстрировать то, о чем я говорю. Представьте себе, что я слушаю какой-то доклад здесь, на этой конференции. Я очень внимательно слежу за тезисами и стараюсь понять то, что мне говорят. Но при этом, поскольку я методолог и примерно представляю себе те схемы, которые только что рисовал С.В.Наумов, я не столько обращаю внимание на плоскость объектов, о которых рассказывает мне докладчик, сколько стараюсь понять, что он при этом делает – вытащить из его текста метод. Кстати, я хочу сказать, что для меня этот текст связан с некоторой ситуацией приблизительно того же периода, может позже года на два. Георгий Петрович, когда слушал докладчика, очень часто много записывал. В какой-то момент, поскольку я жил в архиве Кружка, мне попались записи, которые он делал во время доклада. Я с огромным для себя удивлением обнаружил, что там нет цитат докладчика. Он записывал совсем не то, что говорит докладчик, а что-то совершенно другое. Это было первое для меня удивительное событие. А второе было, когда я в 82-м или в 83-м году делал доклад. Георгий Петрович обычно брал лист бумаги, и на верху писал: число, доклад такого-то и т.д. |
И вот я делаю доклад, заглядываю ему через плечо, у него лежит лист бумаги и он пустой. И так я проговорил весь доклад – лист остался пустой. На нем было написано: доклад П.Щедровицкого, такое-то число, институт психологии и т.д. Я остановился после доклада, пауза и в кои-то веки Георгий Петрович никаких вопросов мне не задавал. И потом я ему говорю: «Совсем не интересно?» - он отвечает: «Совсем не интересно, совершенно все правильно». …ведь мне надо ему что-то сказать, поставить «правильный» вопрос, раскрывающий суть дела. Но при этом надо ведь еще обязательно прикинуть, а как этот человек будет воспринимать мой вопрос. Его, скажем, можно обидеть. Или, наоборот, если он верит своим взглядам и верит в свое содержание, то ему можно задавать любые вопросы по существу. Значит, я еще должен «прицениться» к этому человеку. |
И из этого идеального представления его как объекта я делаю свои выводы. Потом я еще вернусь к материалу рефлексии и буду проверять свои идеальные выводы и допущения. Но это – потом. |
Если с этой точки зрения рассмотреть первый доклад С.В.Наумова, то в каком-то смысле он, на мой взгляд, неудовлетворителен. Прежде всего, потому что Наумов не смог донести до нас свои собственные трудности и свои собственные переживания. Поэтому я оцениваю его доклад как непроблематизированный. И я полагаю, что в этой оценке я сойдусь со многими. |
Здесь я напоминаю вам известное положение Ульдалля: правильное мышление встречается так же редко, как и танцы лошадей; этому надо очень долго учиться; и даже тот, кто сумел осуществить это четыре или пять раз, никогда не может быть уверен в том, что осуществит это и в шестой. Я часто напоминаю это положение Ульдалля, потому что никогда не встречал ничего более точного о мышлении и его распространении в человеческом обществе. Но далее приходится отвечать на вопрос, почему так происходит. |
И именно с этой точки зрения я попробовал бы рассмотреть сейчас один аспект, характеризующий развитие мышления. Когда мы берем, скажем, греческое мышление VI–V вв. до н.э. (я просто не рискую двигаться в другие времена и другие эпохи), то обнаруживаем, что перелом, который характеризует жизнь греческого полиса в тот момент, проявился, среди прочего, в создании того, что мы сейчас называем понятийной организацией мышления, а параллельно с ней – особой логики рассуждения, или диалектики, как ее тогда называли. Вы знаете эту работу. Она переиздавалась. Работа 27-го года Лосева про античную науку. …Математика, наряду с философской, категориальной формой организации мышления, создала, как мы это сейчас понимаем, еще одну форму организации, или соорганизации, мышления и деятельности, которая в дальнейших рефлексивных исследованиях получила название предметной. |
Эти две формы организации мышления и деятельности – категориально-понятийная и предметная – долгое время взаимодействовали друг с другом и, вместе с тем, определяли характеристичное лицо европейского мышления в целом. Этим я отнюдь не хочу сказать, что в это время не существовало никаких других форм организации мышления. Наоборот, я уверен, что они были. Скажем, существовала еще со времен Древнего Египта (все, что мы знаем, дает основание утверждать это) методическая форма организации знаний и мышления. Большую роль всегда играли так называемые «мифологические» формы организации мышления и деятельности. Они были очень сложны и разнообразны. И их было много разных. В принципе нам, конечно, надо их лучше знать. Но мы до сих пор очень плохо представляем себе, что там было. Лучше исследованы методические и научные формы, поскольку они получили дальнейшее развитие, и мы их изучаем. Я повторю еще раз: я уверен, что таких форм организации мышления и деятельности в каждую эпоху было много разных, они взаимодействовали друг с другом и взаимно друг друга обогащали, и определяли. И дальше я утверждаю, что все эти формы находились в антагонистическом отношении друг к другу. Между ними постоянно шла борьба. И, собственно говоря, именно это обеспечивало их развитие и богатство человеческих форм мышления. Для полноты картины я бы еще раз подчеркнул, что математика как особая предметная форма организация мышления и деятельности делала ненужной традиционную древнегреческую логику. Иначе говоря, математика как совокупность принципов организации мышления и деятельности делала ненужной логическую организацию, во всяком случае – вытеснила последнюю. Поэтому слова И.Канта о том, что логика за 1,5 тысячи лет не сделала ни шагу вперед, хотя и не отступила назад, легко объясняются тем, что логика в этих своих традиционных формах была просто не нужна. И это можно считать совершенно общим принципом: предметные формы организации мышления и деятельности не нуждаются в логике, ибо математические оперативные системы, включенные в состав предметов, модели и онтологические схемы функционально заменяют логику. Математику логика нужна только в том случае, когда он работает в области метаматематики, а когда он работает в области собственно математики или решает задачи, ему логика не нужна. Это красиво выразил Л.Эйлер, сказавший: «Мы не спорим и даже не рассуждаем – мы вычисляем». |
Вот что нужно было математику, и он развивал структуры, необходимые ему для такого технологизированного мышления и деятельности. В результате сложилась особая иерархия форм организации мышления: 1) как бы внизу находились различные области практической деятельности и практического мышления, в которых реализовывались те или иные формы организации чистого мышления и коммуникации; 2) над этим надстраивались различные типы предметной организации мышления и деятельности (для упрощения я здесь опускаю все допредметные, квазипредметные и псевдопредметные формы организации, взаимодействовавшие и боровшиеся с предметными формами); 3) еще выше располагались, во-первых, все отслаивавшиеся от предметных форм организации мышления и деятельности системы чистых средств и методов (например, все «математики» в современном смысле слова), а во-вторых, все категориально-понятийные формы организации мышления и коммуникации, а через них и деятельности. К этому надо добавить, что содержания предметно организованных форм мышления и деятельности все время переводились в категориально-понятийные формы и в них снимались. Но это была уже особая форма организации – так сказать, распредмеченная. Поэтому, распредмечивание, которое мы сегодня обсуждали, осуществлялось через понятия и категории и, можно сказать, в формах понятий и категорий. И все предметные формы организации мышления и деятельности были формами организации мышления и деятельности специалистов, а понятийно-категориальные формы – формами организации обыденного и массового мышления. При этом содержание, развитое в предметных формах, за счет понятийной и категориальной работы все время поднималось на обыденный, популярный уровень. И раньше этого вроде бы было достаточно. Я прекрасно понимаю, что с теоретической точки зрения, сформулированные мною тезисы невероятно бедны. Бедны в смысле проработки деталей, демонстрации материала и методов. И бессмысленно сейчас это как-то пытаться обогатить и фундировать, хотя на деле за всем тем, что я сейчас говорю, стоят достаточно большие разработки и представления, проверенные на материале истории науки. Поэтому, если стремиться что-то действительно показать, то там много чего надо показывать и более детально все разбирать. |
И, может быть даже, на материале многое из того, что я сейчас говорю, приобретет совсем иной вид. Но мне это сейчас не важно; важно, чтобы вы зафиксировали: во-первых, не единственность указанной категориально-понятийной формы организации мышления и деятельности. Во-вторых, оппозиционность ее предметным формам организации мышления и деятельности, в том числе – научной форме организации, обслуживаемой, скажем, математикой. И, в-третьих, мой тезис – что раньше взаимодействия и взаимосвязи этих форм организации было достаточно, чтобы обеспечить правильные пропорции в соотношении предметных форм и распредмеченных форм, а теперь мы подошли к принципиально новой ситуации, в которой этого уже недостаточно. Во-первых, оказалось, что в мире предметов развились такие формы предметной организации, для которых традиционные формы категорий и понятий стали слишком бедной оболочкой. Иначе говоря, традиционные понятийно-категориальные формы стали дефициентными по отношению к новым, недавно возникшим формам научного и квазинаучного мышления. И этим объясняется тот разрыв между наукой и философией, который сложился в XIX в. и который Маркс и Энгельс очень резко фиксировали как конец традиционной философии. То же самое потом, уже в XX в., зафиксировали неопозитивисты. Правда, правильная интерпретация смысла и содержания неопозитивистских концепций – достаточно трудное дело; сами эти концепции очень неоднозначны и противоречивы. Здесь приходится фиксировать, что это была попытка развить в сфере философии и методологии собственно научные, предметные концепции – и в этом плане неопозитивисты шли, на мой взгляд, вразрез с основными тенденциями исторического развития. Одновременно, это была антиметафизическая тенденция, и в этом пункте они подрывали основы своего научно-предметного подхода. Наука неразрывна с метафизикой, опирается на последнюю, и без нее просто невозможна. И, наконец, в силу своей антиметафизической, или антионтологической, направленности неопозитивистская концепция представляла собой попытку развить дальше собственно логические и, в этом смысле, квазипонятийные и квазикатегориальные формы организации современного мышления и деятельности. Но это – уже детали. А мне важно зафиксировать признаваемый многими и с разных сторон разрыв между предметными и понятийно-категориальными формами организации мышления. |
Это первый важнейший момент. Во-вторых, мы поняли тот факт, что этих форм организации мышления и деятельности очень много – много разных предметных форм и много разных логик. В-третьих, мы вынуждены были зафиксировать факт их взаимодействия. Это представление отбрасывает в сторону традиционный методологический принцип, что мышление у людей всех времен и народов одинаково. Это было кредо собственно научной точки зрения в логике: ведь наука только так может рассматривать свой мир – как вечный и неизменный; другого ей не было дано, поскольку только на этом принципе до последнего времени могли строиться научные предметы. И в этом смысле неокантианцы были правы. Между номотетическими дисциплинами и идеографией действительно существует непроходимый барьер, если иметь в виду традиционные науки и традиционную историю: они не сопоставимы друг с другом. И чтобы научно схватить историческое развитие, надо создавать супернауку. Это – четвертый момент, который мы здесь должны зафиксировать. Значит, эти формы организации мышления и деятельности не только весьма разнообразны, они еще и непрерывно исторически меняются и эволюционируют. Более того, мы в своем мышлении и в своей деятельности, по сути дела, только тем и заняты, что изменяем и развиваем их. Здесь раскрывается невероятно широкая, на мой взгляд, область анализа разных форм организации мышления, понимания и рефлексии, причем – как в естественнонаучном, так и в техническом плане. Необходимо, с одной стороны, описать и зафиксировать все эти формы организации мышления и деятельности, а с другой – разработать для каждой из них свою логическую и герменевтическую технику. Уже сейчас мы знаем целый ряд принципиально различных типов такой организации – мифологические формы организации мышления и деятельности, диалогическую форму организации коммуникативного мышления, категориально-понятийную форму организации коммуникативного и действенного мышления, методическую форму организации мышления, научно-предметную форму и др. Меньше мы знаем и меньше говорим о таких формах, как задачная и проблемная формы организации мышления. |
И хотя мы давно уже изучаем процессы решения задач, мы не дошли еще до понимания, что задача – это особая форма организации мышления и деятельности. И в этом плане она не понятийно-категориальная. Она – задачная. И как особая форма организации мышления и деятельности она должна быть поставлена в один ряд со всеми другими формами. Сейчас очень много внимания привлечено к онтологической форме организации мышления. Гегелю казалось, что онтологии в будущем мышлении не будет, что она совпадет с гносеологией или логикой как наукой. Но это была ошибка. И сейчас мы все больше и больше понимаем, что эта ошибка лишила нас возможности программировать наши мышление и деятельность и обоснованно проектировать наше будущее. А без этого мышление и деятельность вообще не могут нормально развиваться и функционировать. Сейчас мы зафиксировали это и начинаем судорожно работать в этом направлении в разных областях науки и техники. В биологии, геологии, географии, кибернетике всюду пытаются сейчас строить свои онтологии, поскольку философия и методология не выполняют этой своей функции. Эта работа наверняка будет продолжаться, и в разных точках и фокусах сферы мышления будут формироваться особые структуры онтологического мышления. Но точно так же мы должны зафиксировать проектные формы как особые предметные формы организации мышления и деятельности. Ведь это даже смешно: у нас существует и за последние 100 лет невероятно развилось проектирование, оно буквально захватывает все сферы деятельности, а мы до сих пор верим лишь в науку и кроме науки ничего видеть не хотим. И практически никто, как у нас в стране, так и за рубежом, если не считать небольшой группы дизайнеров, не занимается изучением специфики проектного мышления. Но точно так же никто практически не занимается изучением организационного мышления, которое тоже имеет свои особые формы и требует (мы сегодня начали обсуждать эту сторону дела благодаря вашим вопросам) совершенно особых средств и особой методологии. В Новой Утке мы еще раз обнаружили для себя значимость таких форм организации мышления, как ситуационные формы. Вот уже несколько раз я просил организаторов этих совещаний, воспользовавшись их популярностью и присутствием многих заинтересованных лиц, пригласить Клыкова, Поспелова, Мартемьянова, Загадскую и др. и устроить круглый стол по поводу понятия «ситуация». |
Пусть, наконец, люди, которые говорят о ситуациях, расскажут, что это такое. Мы бы с удовольствием приняли участие в таком круглом столе; на наш взгляд, уже назрела необходимость разобраться в том, что такое ситуация и в чем особенность ситуационного подхода, ситуационного анализа и ситуационного управления. За этими словами, по нашему глубокому убеждению, стоит совершенно особая форма организации мышления и, соответственно, особые его средства, методы и техника. Это один из видов распредмеченного мышления. И сюда же – в ситуационное мышление – попадает проблемное, или проблематизирующее, мышление. Поэтому, когда мы начинаем говорить о проблеме в ее отличии от задачи, то мы упираемся, по сути дела, в это различие ситуационных и неситуационных форм организации мышления. Резюмируя этот предпоследний кусочек моего заключительного выступления, я хочу еще раз повторить: перед нами огромная область различных форм организации мышления и деятельности, и изучать ее можно только методами, соразмерными самому объекту, т.е. историческими и типологическими. Если онтологическая картина мышления и деятельности действительно такова, как я ее обрисовал, то дальше мы должны искать такие дифференцированные подходы и методы анализа, которые соответствовали бы объективному устройству самой этой области и могли бы адекватно ухватить как разнообразие форм организации мышления и деятельности, так и факт их исторического становления, развития и эволюции. С этой точки зрения, мы, наверное, могли бы предъявить счет языковедам: они больше всего продвинулись в типологическом анализе – пусть расскажут, что такое типологическая организация мышления, и таким образом продвинут нашу общую методологию. И закончить я хотел бы ответом на два вопроса из числа тех, которые были мне заданы. Это в каком-то смысле провокационные вопросы – не в том смысле, что они задавались с провокационной целью, а в том, что я их так воспринимаю. Один из них: «Каковы результаты вашего эксперимента по распредмечиванию, поставленного на нас?». И другой: «Как вы представляете себе дальнейшую форму нашей коллективной работы?». |
Конечно, можно было бы не обратить внимания на эти два вопроса, но я хочу ответить на них всерьез. На мой взгляд, первым принципом должен стать старый библейский принцип: «Пусть мертвые хоронят своих мертвецов, а надо жить и давать жизнь другим». Смысл этого принципа не в том, чтобы жить спокойно, не вмешиваясь в чужие дела, не мешая другим жить, а в том, чтобы действительно организовывать новую жизнь. А мертвецы – они похоронят друг друга. В этом смысле надо понимать мой тезис, что задача такого эксперимента состоит, прежде всего, в том, чтобы посмотреть, как строятся организации, которые могли бы создавать системы, двигающие нас вперед. Необходимо, во-первых, практически создавать новые формы мышления, во-вторых, рефлексивно анализировать и описывать их, в-третьих, нормировать и распространять. В этом я вижу дальнейший смысл нашей коллективной работы». |
Вопросы - ответы |
Щедровицкий П.Г. Какие вопросы? |
Но для того, чтобы возникла мифологическая форма организации мышления, должно было быть кое-что еще, что эти предпосылки превращало, собственно, в форму организации мышления. Чичаев И. А что это? Щедровицкий П.Г. Что-то еще. В каждой форме мышления что-то свое. Вы когда готовите блюда, вы ведь не одной приправой все посыпаете, я надеюсь? Вы когда винегрет делаете, хлеб печете и мясо делаете, вы разными ингредиентами пользуетесь? Или у вас просто один такой – все солите? Чичаев И. Вообще, да. Щедровицкий П.Г. Тогда мне трудно вам объяснить вкусовые различия разных блюд. Чичаев И. Тогда получается, это форма некого эксперимента, которые порождают… Щедровицкий П.Г. Может, где-то и эксперимента. Если вы говорите об историческом эксперименте, то может быть да, где-то исторического эксперимента. Ищенко Р. А можно еще раз уточнить место этого текста в контексте последних лекций? Щедровицкий П.Г. Итак, мы с вами обсудили про коммуникацию, про понимание, теперь про мышление. И обратите внимание, каждый из этих текстов по-своему рисует схему мыследеятельности. Потому что в этом тексте нарисована схема мыследеятельности. Но она нарисована как этажи разного мышления. О чем я тоже много раз в дальнейшем высказывался в своей последующей интерпретации схемы мыследеятельности за прошедшие 30 лет. Что схема мыследеятельности схематизирует разные формы мышления. В схеме мыследеятельности схематизированы разные формы организации мышления и их сосуществование. Ищенко Р. А разные, это значит все? Щедровицкий П.Г. Разные. Чичаев И. Можно так сказать, что есть общее мышление, и форма организации мышления есть некая композиция общего? Щедровицкий П.Г. Вам это что даст? Чичаев И. Я все пытаюсь понять, зачем необходимо именно искусственное проектирование форм организации мышления? В чем острота этой задачи? |
Щедровицкий П.Г. Я не знаю. Вам какой ответ больше нравится? Слово «зачем»? Люди это делают из любопытства. Это ответ? Чичаев И. Нет, конкретно в рамках Кружка. Щедровицкий П.Г. Еще раз, возникли пифагорейцы, они были немного тронутые, стукнутые по голове, они занимались тем, что они выкладывали, искали определенной величины фигурки животных и присваивали этим животным числовые имена количества этих камешков. Вот спросите, зачем они это делали? В вашей онтологии зачем? Чичаев И. Это, вероятно, красиво было. Щедровицкий П.Г. Ну вот, и я то же самое вам говорю. Им было любопытно. Чичаев И. Но здесь идет вопрос о том, чтобы поставить, может быть, на поток проектирование этих форм мышления? Инженерная задача. Щедровицкий П.Г. Смотрите, спокойнее. Поставить на поток ничего не получится. 99,9 % людей в лучшем случае за свою жизнь осваивают одну форму организации мышления. Некоторые не осваивают никакой. Когда вы говорите, что поставить на поток, думаю, что это не реалистично. Думаю, что возникновение той или иной формы организации мышления, на примере проектирования – это 350-400 лет. При этом мы всегда можем найти ростки этой формы мышления задолго до… Вот недавно Володя Алейник, производя историческую реконструкцию появления проектирования, сказал, что проектирование возникло из чувства самосохранения архитекторов при взаимодействии с царями. Потому что, когда им говорили построить замок такой, такой и такой, и они начинали строить, а потом царь приходил и говорил: «Что вы мне построили?! Казнить». То уже следующий архитектор, прежде чем строить, приходил к царю с проектом и говорил: «Вот это построить?» И чем дольше он водил пальцем и глазом царя по этим комнатам и рисовал вензеля, орнаменты и т.д., тем больше у него было шансов остаться в живых. В тот момент, когда это потом будет материализовываться. Это в вашем смысле отвечает на вопрос зачем? Тогда и будьте довольны. Для меня это не ответ, это такая хорошая эвристическая объяснительная гипотеза. Если мы берем длинный период времени, то, конечно, здесь какая-то другая логика появления этих форм. Масса различных механизмов, каждый из которых влиял на ее эволюцию, становление, заимствование этой формы других каких-то ставших форм, втягивание их внутрь или, наоборот, распада на разные формы. |
Например, сейчас в силу массовизации и падения качества образования мы видим, как цветут и бурно развиваются мифологические формы организации мышления. Их становится больше. Казалось бы, мы их изжили когда-то, а оказывается нет, они жили-жили, и теперь, наоборот, становятся все более массовыми. Чичаев И. Это не хорошо и не плохо… Это конкурирующие как бы. Щедровицкий П.Г. Верно. Не хорошо и не плохо. Еремеева Н. Пример можете привести мифологической формы? Щедровицкий П.Г. Все кругом. Вот газету откройте, это все сплошная мифологическая форма. Еремеева Н. Я их не читаю. Щедровицкий П.Г. Телевизор смотрите? Еремеева Н. Нет. Щедровицкий П.Г. Вам тоже повезло. Вы тогда вне этой формы, вам хорошо. Еремеева Н. Да, но я читаю ЖЖ. Щедровицкий П.Г. А! Хорошо, туда тоже что-то выливается. Еремеева Н. Хочется понять, что там является мифологической формой… Щедровицкий П.Г. Все! Гиренко Р. Три слоя: категориально понятийная форма, предметная форма и практическая. Трехслойка традиционная. Щедровицкий П.Г. Почему практическая я только не понимаю. Гиренко Р. Практическая или деятельностная. Внизу. Практическая деятельность. И идет речь о процедуре распредмечивания с привлечением категорий, понятий и т.д. И дальше идет перечислений таких форм: проектная и т.д. И в конце тезис звучит: создавать, нормировать и описывать. Правильно я понимаю, что фактически речь идет об опредмечивании тех самых форм мышления, которые перечислялись, и при создании новых? Щедровицкий П.Г. Как один из вариантов. Гиренко Р. Фактически, каждая из этих форм, которые здесь есть. Она может существовать в опредемеченом виде. Не знаю мифологическую, конечно, но проектная наверное. Щедровицкий П.Г. Нет. Это разные формы организации мышления. Если вы что-то, какое-то содержание из одной формы организации через распредмечивание перевели в другую, то у вас другая форма организации для этого содержания. Но иногда этого сделать нельзя. То есть нельзя перевести из одной формы в другую. Гиренко Р. Она распредметилась, но… |
Щедровицкий П.Г. Но не опредметилась. Не переорганизовалась в другую форму. Вы ее вынули из старой формы. Мне кажется, у вас слово «распредмечивание» здесь дважды употребляется. Один раз как именно работа с предметной формой, и цикл жизни предметной формы. А второй раз как аналог слова «разделение», «деконструкция», «разоформление». Гиренко Р. Хорошо, нормировать и описывать – в какую форму это облекать? Щедровицкий П.Г. Вы знаете, это лозунг. Повышать удойность! Нормировать и описывать! Если мы занимаем конструктивную позицию по отношению к миру мышления, то конечно мы должны как можно лучше понимать, что это за формы организации, как они возникли, как они устроены, каков их алфавит и т.д. Такая определенная инженерно-методическая установка, характерная для Георгия Петровича и Кружка. Не в том смысле, что мы все теперь хотим превратить в одну форму мышления, а в том смысле, что мы хотим сориентироваться в этом многообразии и как-то описать эти разные формы организации. Карастелев В. Я правильно услышал, что текст называется «Об исторической форме организации мышления»? В единственном числе. Щедровицкий П.Г. Нет. «Об историческом развитии форм организации». Карастелев В. Тогда вопрос снят. Спасибо. Алейник В. Был такой сюжет, если я точно запомнил, когда Георгий Петрович описывает тип понимания, который он использовал. Когда он восстанавливает метод работы докладчика, потом он говорит, что как-то сообразно докладчику, чтобы не обидеть, но есть возможность войти и разговаривать с докладчиком на его площадке, а можно переместить его на другую. Вопрос: на какую? Ищенко Р. На свою. Алейник В. Сейчас, подождите, ребята. На ту, с которой восстанавливали метод? Как вы думаете? Или же на какую-то третью? Щедровицкий П.Г. В чем задача? Можно сделать все, что угодно. Можно сконструировать третью площадку и переместиться туда всем вместе. Алейник В. То, как он понимал, он описывает способ работы… Щедровицкий П.Г. Еще раз. Конечно, у Георгия Петровича по отношению к тем, кто самоопределялся, скажем, как ученики его, была одна стратегия коммуникативная, а по отношению к внешним людям - другая. Можно сконструировать общую, третью площадку, предложить всем переместиться на нее. |
Алейник В. Хорошо, еще вопрос. Когда он говорит, как должен был сработать Наумов, он говорит о том, что он должен был взять онтологию игры и в ней переинтерпретировать те сложности, которые у него возникали при работе программирования. Так вот, что за онтология игры, что он имел в виду? Щедровицкий П.Г. Поэтому это и есть мой разговор с Верой Леонидовной. Потому что совершенно очевидно для меня, что весь этот текст произносится уже при наличии схемы мыследеятельности. Алейник В. Которую он так назвал. Щедровицкий П.Г. Нет, которой он пользуется (он – Георгий Петрович), а издевательство над Наумовым выглядит примерно в следующем: «Что же ты, Сережка, не додумал! Тебе бы надо было выйти, нарисовать онтологию мыследеятельности, а потом на ней произвести рефлексию, переинтерпретацию, а ты вот не потянул». И поэтому я говорю, у него она уже фактически есть. Остается там несколько месяцев до того, как она появилась на «Игре 3». Но по факту реально мы должны понимать, что она уже складывается, прорисовывается, в том числе, в рефлексии «Игры 1». Последний вопрос. Зерминов А. Георгий Петрович упоминает ситуационное мышление и не связанное с ним проблематизирующее мышление. Предполагается, что другие формы мышления развиваются вне зависимости от проблемы или у них какая-то своя проблематизация как движущая сила? Щедровицкий П.Г. Хороший вопрос. Но, в общем, я думаю, что есть такие формы организации мышления, в которых проблемы сознательно устранены. Они мешают, они разваливают эту форму организации. Зерминов А. При этом остается мышление? Щедровицкий П.Г. Да. Успехов! Следующая лекция 2 декабря. |
Сноски и примечания |
(2) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
(2.1) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
|
|