главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 54 (чтение и обсуждение статьи Г.П.Щедровицкого "О специфических характеристиках логико-методологического исследования науки") |
§ 78. (...) |
Ответы на вопросы |
§ 78-2 (продолжение) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 23 декабря 2011 года |
о лекциях на сайте Фонда предыдущей версии - https://www.fondgp.ru/old/projects/jointly/school/0.html |
лекция 54 | (...) |
§ 79/?? (1) (1.1) | (чтение и обсуждение статьи Г.П.Щедровицкого "О специфических характеристиках логико-методологического исследования науки") |
Щедровицкий П.Г. Сегодня у нас будет некоторый аппендикс, но важный. Мы поговорим о том, что в сленге методологическом называлось представлениями о пространстве организации мыследеятельности, в частности, о так называемой – все время буду оговариваться – ортогональной организации этого пространства. У меня заготовлено четыре текста, но, наверное, до четвертого мне не удастся дойти, что, собственно, может, и разумно, хотя удлинит на такт нашу работу над темой девятого семестра, то есть над темой, посвященной схеме мыследеятельности. |
Перед исследователем стоит задача выделить в тексте и за текстом, а вместе с тем в деятельности и за деятельностью такие «объекты», или, иначе, такую «действительность», которой можно было бы приписать законы «естественной» жизни. Это должна быть такая «действительность», которая бы объясняла определенные моменты строения текстов как «необходимые». К обсуждению самой этой проблемы мы тоже подходим с позиций науки о деятельности и таким образом получаем возможность не только решить ее, но и объяснить историю предшествующих попыток решения (см. [Щедровицкий, Дубровский - Научное исследование в системе «методологической работы» - 1967d] о «замыкающем» характере науки о деятельности). Суть этого подхода состоит в том, что «текст», являющийся продуктом научного исследования, берется в системе «объемлющих» его деятельностей, и прежде всего, с точки зрения дальнейших употреблений его отдельных элементов или в целом. Благодаря этому появляется возможность говорить о строении текста, обусловленном или созданном этими употреблениями [Щедровицкий - О методе семиотического исследования знаковых систем - 1967a; Лефевр, Дубовская 1965; Москаева 1966; Розин - Анализ знаний, образующих систему - 1965a, 1966, 1967b]. Хотя возможные в настоящее время употребления текста или его элементов весьма разнообразны, их можно разбить на две группы, описываемые существенно различным образом. В одном случае текст или его элементы, взятые в том виде, как они уже сложились, употребляются в качестве исходного материала или средств в последующей деятельности совершенно безотносительно к тем объектам, которые в них описываются. Когда мы складываем два числа, то нам безразлично, какое количество и каких именно объектов они выражают. Важны лишь их формальные свойства, соответствующие той системе деятельности, в которой они употребляются. При таком подходе текст или его элементы напоминают деталь машины, которая по своей «форме» и строению должна подходить к остальным деталям и соответствовать процессу работы машины. Можно сказать, что в этом случае структура текста должна как бы «вписываться» в структуру какой-то другой системы, в форме которой мы представляем употребления текста в деятельности, быть частью ее; это обстоятельство обусловливает функциональный и обязательно однородный характер соответствующих описаний структуры текста и объемлющей ее структуры деятельности. В другом случае текст или его элементы употребляются в последующей деятельности в качестве «замещений» изучаемого объекта, в частности ¾ как его «модели». Это заставляет рассматривать структуру текста (заданную определенным употреблением) в отношении к структуре объекта (тоже заданной определенными преобразованиями его). |
И хотя, по сути дела, здесь анализируются отношения между двумя деятельностями, все выглядит так, как будто анализируются две объектные структуры (это неудивительно, ибо сами структуры есть не что иное, как «отпечатки» преобразований на объектах), причем структура текста берется в ее зависимости от структуры объекта. Таким образом, текст, являющийся продуктом научно-исследовательской деятельности, как бы проецируется на два «идеальных пространства»: в одном его структура выступает как часть или фрагмент какой-либо функциональной структуры деятельности, в другом - как замещение или копия структуры объекта (точнее - «следа» определенного движения по объекту). Эти две проекции создают две новые «действительности», каждая из которых особым образом представляет структуру текста (см. схему) и вместе с тем выступает как та «сущность», которая определяет эту структуру, или как то, с помощью чего ее объясняют [Щедровицкий 1966f]. Изображение, расположенное на этой схеме справа, мы будем называть «формальным», а изображение, расположенное внизу, ¾ «объектно-онтологическим». Нетрудно заметить, что их различие соответствует различию тех вопросов, которые ставит перед методологом науки «ученый-практик». 5. А. Представление текста в двух проекциях открывает принципиальную возможность для поиска изображений порождающей его деятельности в трех разных направлениях. 1) Правая, «формальная» проекция берется независимо от нижней, «объектно-онтологической». Деятельность выступает как процесс, связывающий элементы и единицы той «действительности», которая выражена в проекции. |
Этот процесс подчиняется общим и «необходимым» законам, независимым от строения объекта, изображаемого в нижней проекции; в нем «естественным» образом репрезентируются либо преобразования ИсМ в Пр, либо же ¾ более сложные зависимости, существующие между Ср и ИсМ, Ср и Пр, Ср и преобразованием ИсМ в Пр. 2) Нижняя, «объектно-онтологическая» проекция берется независимо от «формальной». Деятельность, порождающая текст, выступает как «необходимое» движение по объекту (точнее ¾ по его структуре, представленной в системе имеющегося изображения), не связанное с тем, что изображено в «формальной» проекции. В зависимости от характера употреблений изображений объекта в научно- исследовательской и методологической деятельности (эти употребления сами требуют специального и подробного анализа) движение по объекту и его «необходимость» получают двоякое толкование: а) как движение по самому объекту, переходы от одних его «сторон» к другим, имеющие необходимый характер в силу «природы» самого объекта; б) как движение в особых средствах представления объекта, имеющее необходимый характер в силу «природы» материала этих средств. 3) «Формальная» и «объектно-онтологическая» проекции берутся в связи друг с другом. Это самый сложный случай, включающий ряд существенно разных вариантов. Связь между проекциями может устанавливаться: а) путем фиксации зависимости движения в одной проекции от строения «действительности» в другой проекции; б) путем эклектического соединения элементов и единиц разных проекций при описании одного движения или процесса (например, ИсМ изображается как элемент «объектно-онтологической» плоскости, а Ср и Пр ¾ как элементы «формальной» плоскости, или же ИсМ описывается как элемент «формальной» плоскости, а Пр ¾ одновременно по «объектно-онтологическим» и «формальным» характеристикам); в) путем объединения изображений из разных проекций в одну целостную систему, обладающую своими собственными «естественными» и необходимыми процессами. Уже в «Органоне» Аристотеля существует отчетливое разделение «формальной» и «объектно-онтологической» систем: первая представлена в «Аналитиках», вторая ¾ в «Метафизике»; их связи друг с другом Аристотель, по сути дела, не признавал. Подобное же противопоставление «формального» и «объектно-онтологического», хотя и при других представлениях «действительности» этих двух проекций, сохранилось до наших дней; оно резко выражено в современной символической логике и во всех исследованиях по «метафизике» и «натурфилософии». |
Вместе с тем со времен Аристотеля шла непрерывная критика этого противопоставления, указывалось на неадекватность его реальному положению дел (см. в этой связи [Серрюс 1948; Ильенков 1965; Копнин, Крымский 1965]) и делались разнообразные попытки связать эти представления друг с другом; сюда, в частности, должны быть отнесены все попытки создания «теории категорий». Б. Характер той «действительности», которая вводится и изображается в каждой проекции, характер составляющих ее элементов, единиц и процессов, определяется среди прочего особенностями той исследовательской деятельности, которую осуществляет «ученый-практик», и теми вопросами, которые он ставит в связи с этим методологу. Если, к примеру, ученый решает частную задачу по поводу какого-либо достаточно определенного объекта и движется в рамках уже сложившейся науки, но при этом все равно вынужден спрашивать методолога, как это делать, то исследователь-методолог, чтобы дать научно обоснованный ответ, должен построить в «формальной» проекции такую «действительность» и такую систему в ней, чтобы решение задачи ¾ будь оно «экспериментом», «рассуждением», «выводом» или «доказательством» ¾ выглядело бы как «естественный» процесс, приводящий к нужному результату в силу внутренних и «необходимых» законов жизни этой системы. Соответственно в нижней, «объектно-онтологической» проекции он должен построить такую структуру объекта, которая задавала бы объективные основания для определенного по своему строению эксперимента, рассуждения или вывода. Примечательно, что начиная, по крайней мере, с Александра Афродизийского умозаключение рассматривалось именно как «естественный» процесс, хотя оставалось неясным, в какой именно «действительности» оно существует (см., например, [Лукасевич 1959; Зиновьев 1962]), и та же самая идеология «естественного» подхода сохраняется во всех современных работах по построению понятия «следования», несмотря на то, что вопрос о «действительности», в которой могут существовать подобные сущности, до сих пор не решен [Зиновьев 1962, 1965]. Может быть, именно этим объясняются многие из возникающих здесь затруднений. Если «ученый-практик» строит целую научную теорию и спрашивает, как это делать, то исследователь-методолог, чтобы ответить ему, должен представить в «формальной» проекции сначала структуру теории, а потом, в виде «естественного» процесса, ее возникновение в системе какого-либо более широкого целого (например, науки или системы наук), функционирующего по своим внутренним законам. |
Соответственно в «объектно-онтологической» проекции он должен сконструировать объект такого типа, специфическая структура которого объясняла и оправдывала бы определенное строение теории. И так происходит в каждом случае: изменение типа исследовательских задач, стоящих перед «ученым-практиком», меняет вид и характер той «действительности», которая строится в обслуживающих это исследование разделах методологической теории. В. «Естественнонаучный» подход при описании исследовательской деятельности оправдан и, наверное, не только в историческом плане. Ничто не дает оснований считать, что в ней вообще нельзя выделить таких конструкций, которые бы выступали в роли «естественных» объектов особого рода; но он ограничен в ряде весьма существенных для методологии пунктов и не может дать там необходимых средств. Когда «ученый-практик» должен построить какое-то новое знание, а методологи проводят исследования и строят для него методические предписания, то они всегда принимают какую-то систему за неизменяемую, независимую от деятельности людей и подстраивают проектируемую ими деятельность (прежде всего производимые ею преобразования) под законы функционирования или развития этой системы. Так, при выработке того или иного понятия мы будем считать неизменяемыми и подчиняющимися «естественным» законам системы теории, при построении новой теории ¾ системы данной науки или других наук и т.д. Выбираемые таким образом системы могут быть весьма различными ¾ более широкими, более «узкими» или просто разными. В зависимости от того, какая из систем будет выбрана, примут разный вид «естественные» законы, на которые будут ориентироваться «методисты», и изменятся те методические предписания, в соответствии с которыми будет строиться исследовательская деятельность. Но во всех случаях продукт деятельности будет выступать в роли элемента уже существующей системы и его характер и строение будут во многом и заранее определены характером и строением этой системы. Именно для фиксации этого проводятся все методологические исследования. Но наряду с этим существует и другое. В определенных условиях такой подход и связанная с ним точка зрения могут и должны быть заменены на прямо противоположные. Нередко в процессе научного исследования появляется необходимость построить понятие, не соответствующее объемлющей его системе, или же сохранить стихийно сложившееся понятие несмотря на то, что вся остальная система теории или даже науки противоречит ему. |
Тогда приходится перестраивать теорию в соответствии с отдельным понятием, науку ¾ в соответствии с новым фрагментом ее теории. В этом случае теория и наука выступают уже не как «естественные» системы, законы жизни которых мы ищем, а как искусственно создаваемые, конструируемые нами системы. «Ученый-практик» постоянно сталкивается с такими ситуациями в ходе своих исследований и, естественно, хочет получить от методиста рекомендации, какую из названных позиций он должен занять в том или другом случае, и далее, если ему предлагают занять инженерно-конструктивную позицию, то что именно в ней и какими средствами он должен делать. Чтобы выработать основания для подобных методических рекомендаций, нужна совершенно особая система научных знаний, отличная от всего того, что может дать система двух независимых друг от друга проекций ¾ «формальной» и «объектно-онтологической». Такую систему знаний, как мы говорили в [Щедровицкий, Дубровский 1967d], дает наука о деятельности. Она как бы замыкает извне всю систему методологической работы, в том числе и методологию науки, и является для нее последним научным основанием». В 69-м году, т.е. спустя два года после публикации этого текста, Георгий Петрович пишет еще одну работу «Методологический смысл проблемы лингвистических универсалий», в которой последний раздел так и называется: «Два типа универсалий, объектно-онтологический и формальный». Я пропускаю часть текста и, собственно, останавливаюсь только на аналогичной схеме: «Специальный анализ проблемы в рамках общей методологии (см. [Щедровицкий - О специфических характеристиках логико-методологического исследования науки - 1967b]) показывает, что методические функции удовлетворяются наилучшим образом, если всякое общее знание нормируется двумя отношениями: в первом оно выступает как необходимое следствие строения (или структуры) объекта, а во втором - как необходимое следствие строения (или структуры) науки, мышления и вообще человеческой деятельности. Практически эта нормировка осуществляется за счет того, что параллельно всей совокупности общих знаний (представленных в текстах научной литературы) строятся еще две системы изображений (иногда представленных также в этих текстах). Одна представляет объект изучения как таковой, в его собственной, имманентной структуре, отличной от структуры знаний, описывающих этот объект, и их смысла. |
А другая представляет знание как таковое, в его имманентной формальной структуре, отделенной от объективного содержания и как бы противостоящей ему (схема 12), а затем содержание и форма всякого конкретного научного знания как бы выводятся из этих двух систем. Схема 12 ... Значит, схема-12 это та же самая схема, только в ней несколько квадратиков со словом текст, но при этом, сразу обращаю ваше внимание, что в тексте, который мы будем читать следующим - обсуждение схемы ортогональной организации в поезде на пути из Новой Утки, - ссылаясь на этот текст Георгий Петрович рисует матрицу, в которой на этом месте написано «знание», а не «текст». Что собственно больше соответствует писанной версии. … Иначе, дело можно представить еще так, что всякое научное знание (или выражающий его осмысленный текст), уже существующее или еще только создаваемое, проецируется на два «идеальных пространства». В одном его структура выступает как фрагмент какой-либо функциональной структуры деятельности или входящей в нее системы знаний, в другом ¾ как замещение или копия структуры объекта (точнее ¾ как копия «следа» движения по объекту, имитирующего его внутреннее устройство). Эти две проекции создают две новые «действительности», каждая из которых особым образом представляет структуру конкретных знаний и вместе с тем выступает как та сущность, которая ее определяет. Систему и, соответственно, «действительность», изображенную на схеме справа, мы будем называть формальной, а систему и «действительность», расположенную слева внизу, ¾ объектно-онтологической. |
В формальной проекции знание или его элементы берутся как детали машины, которые по своей форме и строению должны подходить к остальным деталям; и соответствовать всему процесса работы машины. Можно сказать, что в этом случае структура знания должна как бы вписываться в структуру какой-то другой системы, быть частью ее; это обстоятельство обусловливает функциональный и обязательно однородный характер соответствующих описаний структуры знания и объемлющей ее структуры деятельности. В объектно-онтологической проекции структура знания берется как замещение или выражение структуры объекта. И, хотя, по сути дела, здесь выделяется и фиксируется отношение между двумя деятельностями (ибо сами структуры есть не что иное, как отпечатки преобразований и движений, производимых нами на объектах), все выглядит так, будто сопоставляются и соотносятся друг с другом собственно объектная и материально-знаковая структуры. |
Но все сказанное автоматически переносится и на проблему лингвистических универсалий». Вы видите, что текст практически идентичен, но с некоторыми маленькими сдвижечками любопытными. Особенно они будут любопытны после того, как мы с вами прочтем следующий текст. Все в целом можно рассматривать как ответ на твой вопрос по поводу того, что ты так и не поняла, чем черненькие головки отличаются от беленьких. Ты помнишь, на предыдущей схеме мыследеятельности? В этой части, я думаю, нет особых вопросов. Мысль кажется банальной, еще Аристотель про это писал. Одно в «Аналитиках», другое в «Метафизике». Есть онтологическая проекция… |
Позиционная схема задает его место в функционально-ролевой структуре коллективной работы. А технологическая схема характеризует средства и методы его мыследеятельности. Но все это, то, что мы знаем и видим, находясь в метапозиции. А теперь, чтобы перейти от этих как бы проекционных представлений о деятельности к самой деятельности, чтобы представить ее как таковую, мы должны совершить условную процедуру – состыковать эти три проекции ортогонально, и тогда мы сможем говорить, что в созданном таким образом пространстве существует и разворачивается сама деятельность. И, опять-таки, говорим мы это в метапозиции, но теперь уже не в действительности мышления о деятельности, а как бы непосредственно созерцая саму эту деятельность, разворачивающуюся в пространстве… Еще раз? Итак: У нас есть три схемы: позиционная, схема действительности и технологическая. И мы считаем, что эти три схемы задают нам достаточно полное представление о деятельности всякого позиционера. При этом схема действительности задает его мышление, а, следовательно, и осмышленность его деятельности. |
Позиционно задает его место в функционально-ролевой структуре коллективной работы, а технологическая схема характеризует средства и методы его мыследеятельности. Но все это то, что мы знаем и видим, находясь в метапозиции. А теперь, чтобы перейти от этих как бы проекционных представлений о деятельности к самой деятельности, мы должны совершить условную процедуру - состыковать эти три проекции ортогонально, и тогда мы сможем говорить, что в созданном таким образом пространстве существует и разворачивается сама деятельность. Это мы, опять-таки, говорим в метапозиции, но теперь уже не в действительности мышления о деятельности, как бы непосредственно созерцая эту деятельность в пространстве. Если же теперь вы хотите начать что-то говорить про метадеятельность, чего вы и начали, то должны, во-первых, перейти в мета-метапозицию, а во-вторых, ввести в метапозицию схему ортогонально организованного пространства…
|
Вопросы - ответы |
Я добавлю от себя: другую, чем у исходной, позиции. Алейник, не засыпай, а то ты не сможешь написать лекцию про соотношение мышления и деятельности. Итак, пропускаю большой кусок дискуссии, который представляет из себя попытку Георгия Петровича заставить двигаться самих участников, самих жителей купе №8. |
Чичаев И. Поле зрения, поле внимания... Понятно. А вот получается, как бы деятельность, она отражается на каждой из этих плоскостей. Если мы говорим, что человечек распадается… Щедровицкий П.Г. Он не распадается. Он то ли распадается, то ли собирается. Чичаев И. Любая деятельность обязана быть отражена на… Щедровицкий П.Г. Как минимум на этих трех плоскостях. Чичаев И. И это задает особое описание деятельности или ее объективирует каким-то особым образом? Щедровицкий П.Г. По сравнению с чем? Ищенко Р. Например, с актом деятельности. Щедровицкий П.Г. Не знаю. Может быть, это… Знаете как? Если вы смотрите на акт деятельности, то я вам много раз говорил, что акт деятельности - это многоуровневая структура. Может быть, это самый базовый уровень. А там поверх может еще что-то надстраиваться. Но понимаете, ведь каждая схема выражает какой-то свой определенный смысл и свой определенный фокус трактовки деятельности и мыследеятельности. Поэтому схема акта, она для одного, а эта схема, она как бы для другого. Ищенко Р. Вот да, еще бы понять… Щедровицкий П.Г. Тренировки. Фокусировки-расфокусировки. Ковалевич Д. Вот эта метаметапозиция, это ведь не в плоскости технологии? Щедровицкий П.Г. Нет. Ковалевич Д. Это вы случайно так близко нарисовали, а на самом деле она даже пониже? Щедровицкий П.Г. Да. Я даже не нарисовал к ней еще табло сознания и тоже такие стрелочки. Ковалевич Д. И стрелочки от нее идут наверх по отношению к метапозиции… Щедровицкий. К метапозиции и к этому, да. Чичаев И. Вопрос на понимание. Вот эти схемы, которые слева, где текст, и схема, которая справа, они не взаимосвязаны? Щедровицкий П.Г. Наоборот, это одна и та же схема. Чичаев И. Тогда представление объекта, это у нас какие плоскости? Щедровицкий П.Г. А догадайтесь с трех раз. С трех раз ведь можно догадаться! Загваздин М. Там случайно стрелочка вниз направлена, где технологии? Щедровицкий П.Г. Без разницы. Верховский Н. Это - символ. Щедровицкий П.Г. Ну что, двинулись? |
§ 79/?? | (продолжение) |
И во всех тех проблемах, с которыми мы сейчас столкнулись, эти рефлексивные вхождения в различные мышления-коммуникации и в различные мыследеятельности требуют специального анализа».
Есть еще один маленький кусочек, но я его, наверное, прочту после того, как мы что-нибудь обсудим по поводу этого большого. |
Вопросы - ответы |
Аббасов С. А можно уточняющий вопрос? Вот эта схемка, где слева от вас, позиционер вы, у него голова заштрихована? И у того внутри заштрихована? |
При этом какие-то из них имеют транслятивные механизмы, скажем, через систему образования и подготовки, они позаботились (в каждой математике свой Песталоцци), а какие-то не позаботились. Какие-то живут 20 лет и умирают вместе с распадом коллектива и группы, как, скажем, определенное направление логики в Венском кружке, а какие-то живут столетиями, имеют устойчивые контуры воспроизводства, понятные институты и т.д. |
Щедровицкий П.Г. Здесь употребляется оппозиция действительных и реальных. |
Щедровицкий П.Г. «Облегченный» лучше, чем «утилитарный». В этом смысле да. |
Та схема мыследеятельности, которая описана в статье про игру, содержит в себе массу позиций. В том числе позиций с заштрихованными головами, которые описываются как рефлексивные. И эти рефлексивные позиции нумеруются через указание, какие позиции базовые в схеме мыследеятельности они скрепляют. Помните, нет? И в этот момент Полина задает мне вопрос: а в чем разница между заштрихованными и пустыми? И что их так много, этих позиций? Я вам отвечаю, почему их так много. |
И начал строить правила, как правильно надо коммуницировать. И так всю жизнь и строил. |
А других относит к другому вектору. Зинченко, например. Строит на уровне искусства все эти сложные взаимодействия. А фокус, вроде, в том, что эти два вектора друг друга поддерживают и обуславливают. Если нет сложного взаимодействия, то сложные логики полилога бессмысленны и редуцируются, в конце концов, наблюдаем. Если нет поддержки за счет логик, о чем Петр говорил, все начинает разваливаться, и приходится эту сложность вручную как-то там предельно упрощать, редуцировать и прочее. Вот, вроде бы, наша ситуация в том, что есть два эти тренда, и они не очень друг с другом дружат. Как ты отнесешься к такой интерпретации, Петр? |
Более того, Георгий Петрович всегда писал, что целый ряд проблем, поставленных в предыдущие этапы, не могли быть решены на этих предыдущих этапах в силу дефициентности тех базовых схематизмов и онтологических представлений, которые тогда использовались. Вот там, не знаю, мыследеятельностная социология не могла быть построена до появления схемы мыследеятельности, также как мыследеятельностная психология. Но, наверное, не только. |
А реально – я всегда по этому поводу говорю, я вводил это когда-то, когда ты учился, я вводил это представление о данах или поясах рефлексии, - а сколько ты можешь реально осуществить таких переходов, не теряя вот эту возвратность? Потому что абстрактно сказать, что я в мета-мета-мета-метапозиции, пожалуйста. Только что является основанием такого утверждения? Только возможность двигаться по этой этажерке сверху вниз и снизу вверх. А, по сути, давайте будем честными, все это быстро ломается. Ломается, вы просто не можете осуществить это движение! Вы не способны развернуть полноценно позицию нижележащего уровня в своем мышлении, не говоря уже о необходимости этой интроекции, когда это не просто первый позиционер, а это позиционер в какой-то производной. Значит, нет никаких метапозиций! Это - пустая, она не нарисована. Она нарисована на доске, но ее нет, никто ее не может занять. Ломка идет на переходе из этой черненькой позиции внутри вообще в рефлексию какую-либо. Даже в рефлексию аспектную, например, место в кооперации ролевых отношений. |
Речь идет не об объектах и действительностях их мышления, а о некоторых теоретических объектах, приписанных этой позиции непонятно на каких основаниях. Поэтому трудности начинаются на самом первом уровне рефлексии, что там про третий выделять! |
Верховский Н. Спасти какое-нибудь отечество. |
Хорошо, теперь смотрите, про эту позицию. Ведь с учетом того, что мы обсудили, получается, что здесь есть еще вопрос… потому что чем она отличается от первой? Первая, вроде бы, инвентаризировала аспекты, а вторая их должна собрать в проект… Я ведь могу сказать, что это не имеет... |
Алейник В. Я просто понимаю. Медленно… |
Сноски и примечания |
(2) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
(2.1) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
|
|