главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 56 (лекции Г.П.Щедровицкого на философском факультете МГУ, февраль 1968 года) |
§ 81. (...) |
Ответы на вопросы |
§ 81. (...) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 02 марта 2012 года |
о лекциях на сайте Фонда предыдущей версии - https://www.fondgp.ru/old/projects/jointly/school/0.html |
лекция 56 | (лекции Г.П.Щедровицкого на философском факультете МГУ, февраль 1968 года) |
(1) (1.1)(2) (2.1) | (...) |
Щедровицкий П.Г. Ну что, поехали? Уважаемые коллеги, друзья, как вы, наверное. Помните, у нас с вами начался последний семестр нашей работы по этому проекту. Это 56 лекция. Честно говоря, завершение цикла оказалось для меня очень непростой задачей прежде всего потому, что на предыдущих этапах было обозначено очень много различных линий рассмотрения, каждая из которых с точки зрения принципов построения лекционных курсов должна быть тем или иным способом завершена или, по крайней мере, на этих линиях должны быть поставлены какие-то флажочки. Но поскольку я за период, прошедший с момента переноса второй лекции этого семестра на две недели насчитал таких линий 37, то вероятность того, что я сумею решить эту задачу, она близка к нулю. Поэтому я бы хотел, чтобы, может быть, вы проделали аналогичную работу, и мы бы с вами провели мягкое ранжирование этого перечня тематических и проблемных линий, и выбрали из них две или три для того, чтобы подвести по ним какие-то промежуточные итоги. |
В этом плане я наметил этот вопрос на своих выступлениях на нашей семейной игре 2012 года, завершающей игре цикл игр по онтологии. И единственное, что могу добавить к этому своему докладу, это квазицитату, которую мне подарил один из моих слушателей в Красноярске. Якобы в работе Бенедикта XVI есть такая фраза, что история – это пространство диалога человека с Богом, и, к сожалению, мы вынуждены констатировать, что пока ему есть мало что сказать. В смысле, человеку. Если это правда, я просто не нашел в этой толстой книге Ратцингера эту цитату, мне не сказали страницу и приходится читать все, то это, на мой взгляд, хороший штрих к завершению нашей дискуссии в последний день семейной игры. По крайней мере, для меня такая трактовка является совершенно приемлемой и, наверное, проводит ту самую линию связей между онтологией мыследеятельности и теологической онтологии, на которую я намекал, собственно, на своем заключительном докладе. «Осенью 1945 года американские бомбардировщики сбросили атомную бомбу над городом Хиросима. Взрыв бомбы по сути дела уничтожил город и вызвал гибель многих тысяч людей. Попробуем описать взрыв этой бомбы с нескольких разных точек зрения и, соответственно, в разных языках. Спросим себя: чем вызваны и обусловлены эти разрушения и гибель людей? Является ли это делом человеческих рук или, наоборот, результатом действия законов природы? Кто уничтожил людей? |
Мы можем сказать, что это вызвал или произвел кусок металла, перешедший свою критическую массу распада. Но сказав так, мы тотчас чувствуем некую неловкость. Этот кусок металла с большим трудом сделали люди, они превратили его в машины, они доставили его от Америки к Японии, и они же сбросили над городом. Именно люди хотели уничтожить город и уничтожили его. Но кто именно? Летчик, который вел самолет, штурман, который нажал на кнопки бомбосбрасывателя? Президент США, который принял решение? Инженеры-физики, делавшие саму бомбу? Физики-теоретики, изучавшие законы радиоактивного распада атома? Может быть, и Эйнштейн, создавший теорию относительности? Как нам поделить ответственность между ними? Никто из них не признает себя виновным в разрушении города и уничтожении людей. Все они сошлются на бомбу, на кусок металла, атомы которого начали распадаться и произвели все эти страшные действия. Вопрос, который я ставлю, это вопрос о соотношении между человеческими действиями и естественными процессами природы. Говоря о том или о другом, мы принимаем одну из возможных точек зрения на все то, что происходит в человеческом мире. И в зависимости от того, какую из этих точке зрения примет говорящий, он будет объяснять происшедшее, так или иначе. Я мог бы привести другой пример. Мы можем спросить, почему работает сейчас магнитофон, чем обусловлено то, что мои слова или, точнее, звуки речи принимаются микрофоном, передаются в виде электрических колебаний к катушкам, создающим электромагнитное поле, застывают в виде полос разной намагничиваемости на пленке и затем могут быть вновь воспроизведены в виде звуков речи. Являются ли все эти процессы делом рук людей или же они производятся силой законов природы? |
Обычно считают понятной и естественной первую точку зрения. Но вторая имеет свои, не менее мощные основания. Ведь до того, как люди произвели атомную бомбу, в мире людей не существовало атомных взрывов и природа Земли не могла их сотворить. Таким образом, есть два принципиально разных подхода и две точки зрения. Мы можем выбрать любую из них и строить свои рассуждения в ее специфической логике. Я приму последовательно монистическую точку зрения, основанную на представлении всего как деятельности. Я отсеку все вопросы о происхождении деятельности, я буду рассматривать все в срезе уже сложившихся систем социальной деятельности, и это позволит мне утверждать, что для людей нет никакой иной природы, кроме той, которую они создают и выделяют благодаря своей деятельности и особым формам фиксации ее объектов. Это значиёх=-0т, что я все время буду исходить из тезиса Маркса о том, что исходным в анализе – в философском анализе – должны быть предметы практической чувственной деятельности. Я буду говорить, что в мир людей входит лишь то, что в той или иной мере схвачено деятельностью. Я буду говорить, что все, не схваченное деятельностью, есть просто ничто. Такова будет моя позиция, которую я выбираю, хотя, как я вам уже говорил, возможна другая позиция, берущая в качестве исходного представления о природе. |
Лишь потом, развертывая эти принципы, мы должны будем и сумеем объяснить существующий строй знаний о природе как о чем-то, существующем вне человеческой деятельности и независимо от нее. Таким образом, мы постараемся вывести принцип независимости существования природы из самой деятельности, механизмов ее существования и воспроизводства. Если мы сумеем это сделать, то тогда наша монистическая точка зрения окажется всеохватывающей, а значит целостной. |
В эту вторую часть деятельности должны войти определенные орудия или средства. Кроме того, там должны быть сами действия. Если мы будем рассматривать действия в отношении к орудиям или средствам, и будем предполагать, что получающиеся в результате образования организованные системы, то мы будем говорить об операциях и системах операций. Но кроме того, в деятельность входит сам человек. Мы приписываем ему, хотя и изображаем отдельно вне него, во-первых, определенные интериоризированные средства, во-вторых, способности производить определенную деятельность, в-третьих, план образов сознания или, как мы будем говорить, табло. На табло у человека имеется картина того, что происходит вокруг него, и в его собственной деятельности, как мы говорим, на верстаке. |
При этом они не нарушают законов природы, они действуют, как мы говорим, в соответствии с ними. Но, тем не менее, они реально и актуально создают то, что не могла бы сама по себе создать природа. После того, как критическая масса достигнута, начинается чисто естественный процесс распада вещества. Это и есть то, чего стремились достигнуть люди, что соответствует их замыслу. |
Взрыв бомбы вызвал радиоактивное заражение атмосферы, многие американские физики, напуганные масштабом разрушения, отказались впредь работать в военных областях. Оппенгеймер был отставлен от руководства атомными исследованиями, Советский Союз сформировал свои работы в области атомной физики и для этого очень быстро подготовил огромное количество кадров, тем самым обеспечив себя с избытком физиками, работавшими дальше в разных областях промышленности и науки. Заражение атмосферы и воды вызвало общественные волнения и создало мощнейшее движение борьбы за мир. Были стимулированы биологические и медицинские исследования, связанные с радиоактивными процессами и т.д. Я мог бы несколько часов перечислять те последствия, которые были обусловлены взрывом бомб над Японскими островами. Почти все из этих последствий не были предусмотрены в то время, когда планировался взрыв бомбы. Больше того, в принципе они никогда не могли быть зафиксированы и спланированы при формулировании целей. |
Это идеальное пространство действий и их последствий. Можем считать, что сфера поведения, несмотря на свой генетический характер, существует в постоянной меняющейся среде. Я не обсуждаю сейчас вопрос о том, как это можно и нужно описывать структурным образом – это сложный вопрос. Я хочу подчеркнуть лишь глобальный результат. Все последующие процессы организованы таким образом, что они приводят к тому же состоянию среды поведения, которое было до начала поведения. Поэтому мы говорим, что между всеми этими процессами существует уравновешенность. Если жизнь и поведение каких-либо животных выходит из этого режима, то во всей биосфере начинаются процессы, которые либо гасят сам исходный процесс, либо же превращают всю биосферу в новое состояние, характеризующееся другим режимом уравновешенности. |
Если мы хотим понять специфическую особенность человеческой деятельности, то должны постулировать в качестве основного конституирующего ее отношения принцип, что люди уже при осуществлении и организации самой деятельности учитывают значительные ряды последствий своей деятельности. В течение некоторого времени я буду утверждать. Что этот признак задает отличие социального от биологического. |
В другом случае первая серия действий с самого начала строится таким образом, чтобы последствия не были разрушительными, а это означает, сохраняли отношения равновесия или квазиравновесия между сферой деятельности и средой. Муж. Какая из них радикальная, какая консервативная? Еще раз. |
Именно здесь обнаруживается четкая зависимость характера знаний от характера той деятельности и отношение ее к окружающему пространству природы. Здесь же отчетливо обнаруживается социально-стратовая природа всех знаний. Это происходит потому, что членам коллектива в зависимости от их деятельности нужны разные типы знаний, то есть разная степень учета последствий их действий. Феодалу нужны одни знания, крестьянину другие. И точно так же в буржуазном обществе: военному одни, буржуа другие, пролетарию третьи, а дипломату и политику четвертые. |
Надо сказать, что решение этой задачи представляет значительно большие трудности, чем создание правильного отношения к природе. Все то, что я сейчас сказал, не устраняет основного тезиса, сформулированного выше. В пределе мы должны стремиться к упорядочиванию и уравновешению деятельности во всех аспектах. Человеческая деятельность, очевидно, должна развиваться таким образом, чтобы это отношение нескольких организмов друг к другу просто исчезло, чтобы они все слились в одну систему деятельности. Деятельность, осуществляемой разными коллективами, должны при этом превратиться в согласованные части единой машины деятельности, и это значит, что они должны приобрести единую организованность и единую организацию. |
Первоначально это миф, который еще никак не связан с историей, он одинаково соотнесен с настоящим, прошлым и будущим. Но затем в силу определенных изменений деятельности он превращается в историю. Необходимость такого перехода очень легко показать на предельно простом примере. Представьте себе, что какой-то коллектив занят скотоводством и непрерывно перемещается в пространстве и который не имеет границы. Постоянство своего отношения к среде такой коллектив обеспечивает за счет того, что он непрерывно перемещается. Скот съел всю траву в одном месте, отношение к окружающей среде нарушено, весь коллектив снимается с этого места и переходит на другое, где можно найти, опять же, такое же отношение. Он вернется на прежнее место не раньше, чем естественные процессы природы сами собой восстановят нужное ему окружение. Можно сказать, что коллектив таким путем отделил себя от тех изменений в среде, которые он производит. Совершенно очевидно, что здесь не нужны компенсирующие деятельности, о которых я говорил выше. Нетрудно показать также, что для ведения хозяйства таким способом нужен всего один тип знания. В частности, не нужно учитывать последствия связей деятельности и принимать их во внимание при организации последующей деятельности. Если же мы предположим, что коллектив не может оставить свою среду и что вместе с тем он производит в ней такие изменения, которые не могут быстро и естественно компенсироваться, то тогда этому коллективу придется, либо производить специальные действия, компенсирующие изменения в среде, вызванные его первыми, либо же так изменить свою деятельность, чтобы она была приспособлена к новым изменившимся условиям. |
Вместе с тем мы получим возможность вводить понятие пространства и времени социального действия. Мы должны будем точно так же специально выделить те условия и моменты, которые должны быть зафиксированы в знаниях, чтобы можно было сохранить преемственность в деятельности и обеспечить нормальное дальнейшее существование коллективов. Я надеюсь показать вам, что историческое знание становится [необходимым] людям лишь тогда, когда они должны учитывать изменения отношений между деятельностью и средой, а следовательно, непрерывное изменение самой этой среды под влиянием деятельности и приспособление деятельности к среде. Должен вам сказать, что анализ проблем этого типа представляет исключительный интерес для всех разделов социологии и экономики». |
Вопросы - ответы |
Точка. Для тех, кто интересуется, можно взять и прочитать книгу, которую я вчера цитировал Бодаляна и Криворотова, которые проделали работу, которую Георгий Петрович им порекомендовал. |
Поэтому либо у вас очень хорошо развито ночное зрение, либо вы пользуетесь фонариком или каким-то малым светом для того, чтобы посмотреть, как пройти по этому пространству. Но в пространстве все есть уже. Вы можете высветить какой-то определенный фрагмент этого пространства, но функциональная структура пространства задана. |
Бахтурин Д. Петр Георгиевич, честно говоря, я удивлен, что вы схему развития начали с 1968 года. Мне казалось, что это все сказано в 1954 в лекции о задачах развития логики. Во всяком случае, первое слово об этом, о том, как там идет познание и как развивается… но это частное суждение. Ваше право. Но другой вопрос, он как бы потрясает. Если воспользоваться этой трехуровневой схемой, как вы ее положили в основу курса, практика, представление о схематизации… понятно. То эта схема, которая размазана, по сути, по всему периоду, вы ее как-то позиционируете в этом пространстве? Она к какой практике будет относиться, к каким представлениям о схематизации? |
Щедровицкий П.Г. Да. |
И ничего кроме ненависти она вызывать не могла. Поскольку собралась куча жалких людишек и уничтожили огромную страну. Ничтожества, бандиты! И это было фактом. |
Бахтурин Д. Это они и подсмотрели идею у норильских комбинатов, и теперь возят это по всему миру. |
Щедровицкий П.Г. Это не они не закончились, и доклад не закончился, понимаете. Хотя, у нас есть товарищ один, не буду показывать пальцем, но один наш товарищ говорит: «Если бы на Чернобыль операторов с Фукусимы, то не было бы Чернобыля. А если бы на Фукусиму наших парней с атомной станции, не было бы последствий на Фукусиме». |
Щедровицкий П.Г. Просто мне кажется, что, собственно, то, что вы обсуждаете как самолет, это очень допотопная версия основного летательного аппарата, который всем известен, метлы. |
Почему я сказал, что нельзя использовать схему Шага развития для обоснования проектирования. Потому что она направлена против проектирования и одновременно она задает пространство для проектирования. Но только потому, что она утверждает, что проектирование невозможно! А вы так, ничтоже сумняшеся, высказываетесь о схеме акта деятельности, что он какой-то кусочный, чего еще у него? Я, например, так не считаю. Более того, я специальный построил целый годовой курс на том, чтобы показать вам, в чем кардинальные различия между схемой акта деятельности в трактовке ММК и схемой акта деятельности в различных социологических, психологических и прочих традициях. |
Щедровицкий П.Г. Не знаю. Поскольку я слабо знаком с этой традицией, то я бы рискнул для начала сказать, что вряд ли. Думаю, что если это был действительно продукт интеллектуальной работы, то и там вы найдете эту внутреннюю проблематичность. И только благодаря наличию этой проблематичности вообще все это существует. Вот вам пример, обсуждение места и роли понятия пустоты у Джордано Бруно, Галилея и т.д. Конечно, когда Торричелли выкачал и создал пустоту в виде вакуума, все просто! А если вы к основаниям начинаете двигаться, то ничего не просто. И только такие схематизации проблемной ситуации, с моей точки зрения, могут выполнять роль идеальных объектов. |
§ 81/ | (...) |
Есть еще один момент, который мне очень важен (тут я, с одной стороны, отношусь к работам Миллера, Галантера и Прибрама, считая их достаточно важными и значимыми в этом плане, с другой стороны, даю свои интерпретации и вношу свои коррективы). Я утверждаю следующее: прожективная установка в процессе образования знаниевых форм, направленная на организацию будущих действий, является ведущей; ретроспективная ориентация, в смысле фиксации объективных знаний с выходом на объект, является вторичной, производной. И, более того, я утверждаю, и в этом плане я проводил много и теоретических, и экспериментальных исследований и разработок, что все ретроспективно ориентированные знания являются порождением прожективно ориентированных. Это положение будет для меня крайне важным в объяснении конструктивно-нормативных форм в любых их функциях. |
И третий очень важный момент: каналы непосредственной, субъективно-психологической передачи опыта и передачи опыта через знания являются взаимно дополняющими, и одни без других немыслимы. |
Вопросы - ответы |
Щедровицкий П.Г. иЯ бы тоже. Есть вопросы? |
И рассматривал разные формы переноса опыта: (1) непосредственный перенос опыта, происходящий за счет перехода человека с его способностями, умениями, навыками в другую ситуацию, или движения человека по ситуациям, и (2) опосредованные формы, когда происходит как бы рефлексивный выход из ситуации, образование определенной семиотико-эпистемической единицы – либо знания в точном смысле этого слова, либо проекта, либо плана будущей деятельности, – спуск его вниз, в будущую ситуацию, и построение уже реальной, практической мыследеятельности в соответствии с этим знанием. |
Что из этого следует? Для меня очень многое. Я говорю: если вы выделили только ситуации деятельности, пусть даже с их организацией, знаниевым обеспечением, но не рассматриваете эту ситуацию вот в такой схематической форме, учитывающей движение в будущее – непосредственное, за счет как бы трансляции самих людей, и опосредованное, за счет перетекания знаний от одного к другому, из прошлого в будущее, – если это не учитывается, то никакой подлинной мыследеятельной единицы не будет». Все, точка. |
Бахтурин Д. Нет, извините. Это же какая, 56-ая лекция! Ну, и просто не интересно. Все равно, вопрос, вроде бы, простой. Если это теоретико-деятельностный период, с которого вы начали, 1968 год лекция, с соответствующими нормальными представлениями об истории, о деятельности. Прошлое, настоящее, будущее. Задумали, соотнесли, запроектировали, учли прошлое, посчитали последствия, вот в таком почти духе исторического материализма. Но тогда выпадает эта история с развитием в смысле всяких этих восхождений, нисхождений. |
Щедровицкий П.Г. Да нет, просто вы же что делаете? Вы вырываете частное упражнение из контекста. Вы поступаете, апеллируя к этому примеру, вы поступаете приблизительно так же, как девушка на моей лекции для РУСа, которую я читал, которая спрашивает: «Вы мне, все-таки, скажите, кто прав, Шумпетер или Кейнс? Кто прав?». |
Бахтурин Д. Между временностью и деятельностью, даже мыследеятельностью, привязанной к деятельности, и мышлению, которое символически я вытаскиваю из первого периода и показываю, что в схемах отнесения/замещения, времени нет. То есть нельзя сказать, что я сначала отнес, а потом заместил. Или наоборот. Вот, собственно, пока о чем я думаю. |
Можно выйти на площадь и развернуть свои тезисы, и стоять, выслушивая всякие нелесные слова, которые о тебе произносят прохожие, или получая от них тычки и плевки, а можно 20 лет сидеть и читать Аристотеля. Правда, в данном случае мы имеем дело со сложным, распределенным ролевым составом такого перехода. Это мы понимаем из схемы мыследеятельности, что ролевой состав, что механизмом вот этого является мыследеятельность. Чтобы попасть туда, в ту позицию, надо сначала центрифугу мыследеятельности запустить. |
Сноски и примечания |
(2) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
(2.1) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
|
|