главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 57 (...) |
§ 82. (...) |
Ответы на вопросы |
§ 82.2 (...) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 23 марта 2012 года |
о лекциях на сайте Фонда предыдущей версии - https://www.fondgp.ru/old/projects/jointly/school/0.html |
лекция 57 | (...) |
§ 82/?? (1) (1.1)(2) (2.1) | (...) |
Щедровицкий П.Г. Так, ну что, кого-то ждём или начинаем? «Возникла эта схема лет двадцать тому назад при необходимости ответить на вопрос, что же такое развитие и как с ним надо работать. Поскольку не всякий объект имеет развитие, не всякое объектное представление будет адекватно задачам обсуждения развития. Что несла эта схема, которая называется сейчас схемой оргтехнической системы? |
Ну, дальше он говорит о том, что аналогичное понимание возникло и в Соединенных Штатах. …В середине семидесятых американцы в своей практике организационной работы получили примерно тот же самый результат. Они зафиксировали следующее. Развитие имеет место тогда, когда группа людей выделяется и начинает нечто развивать. Пока этой установки на то, чтобы развивать другое, внележащее (некую корпорацию, отрасль или что-то иное) – пока эта установка развивать и делать это целеустремленно отсутствует, до тех пор нет и развития. |
Теперь возвращаемся к той же линии. …Теперь, пользуясь этой схемой и этим примером, как Карл Маркс после первых своих неудачных годов жизни отправился в Лондон, в самый свободный буржуазный город. Живя там, как он сам выражается, «в порах общества», он начал писать «Капитал». Писать-то он начал, но, как недавно я прочел по счастливому случаю, у него всё время не хватало денег, и пока Энгельс не стал ему присылать со своих доходов с фабрики, он брался за любую работу. Маркса издатель в Германии попросил его написать популярную книжку, что такое капитал. Маркс пообещал за полтора года сделать это – и работал в полную силу, но заболел и не успел. Случай заставил его выйти по отношению к буржуазному обществу, в порах которого он жил, в рефлексивную позицию и начать искать законы жизни этого общества. Выйдя в такую позицию, Карл Маркс по своей мощи стал системой, соразмерной со всем обществом. Таки образом, я прорисовываю вот эту большую систему, которая развивается, и оставляю её неизменной, а все изменения как бы происходят внутри… Ну, логика понятна, да? То есть сначала рисуется внешняя позиция, от неё – воздействие на преобразуемую систему, и системой считается нижняя сдвижка, а потом системой называется всё вместе. У нас появляется одна большая система, которая включает в себя позицию развивающего, а вторая система – которая включена внутрь. Ну, по схеме «матрешки». …Таким образом, логика после прохождения этого круга, и, таким образом, я перерисовываю вот эту большую систему, которая теперь развивается, и оставляю её неизменной, и все изменения происходят как бы внутри неё. Представьте: там, где вы сомневались, мы начинаем подходить к марксистскому понятию развития, и чем ближе подходим – тем больше вы сомневаетесь. Если теперь всё это происходит внутри, то, как говорил Гегель, «развитие идёт в кулаке». Всё развивается изнутри. Но мы должны квалифицировать это как развитие, и тут появляется тезис, что развитие осуществляется за счёт внутренних противоречий. Такое понимание складывается из внешней позиции. |
Если я наблюдаю процесс развития со стороны, то я могу сказать по отношению к большой системе: эта система развивается. А за счёт чего? За счёт того, что в ней развиваются внутренние противоречия. Между чем и чем? Между верхней и нижней подсистемами… И, наконец, завершающий фрагмент. …Если верхняя схема (преобразующая) проникнута целями и ценностями нижней (преобразуемой) и начинает простраивать свои оргтехнические преобразующие воздействия с целью превращения естественной эволюции какой-либо системы в развитие, работает на неё, на нижнюю систему, вся работа идёт на нижнюю систему, то тогда для меня это развитие. Но может быть и совершенно другой случай, когда я, скажем, фокусируюсь на развитии верхней системы. Для меня развитие всей системы есть развитие верхней. Я буду ориентироваться на процесс совершенно другого типа, принимать другую стратегию. Я говорю: главное сейчас в развитии всей системы мыследеятельности сосредоточено в верхней части. Нужно развивать верхнюю часть, нужно развивать развивателей, чтобы потом развивать и нижнюю или подтягивать туда нижнюю. И это тоже есть процесс развития всей системы в целом, если вы это делаете ради последующего развития нижних систем, отраслей…» |
Ну, дальше – «КАМАЗа», потому что это игра на КАМАЗе, но КАМАЗ можно опустить. |
Вопросы - ответы |
Бахтурин Д. Так а вот этот второй сюжет, когда развивать развивателя – он здесь трактуется как нижняя часть какой-то другой системы? |
Щедровицкий П.Г. Как мышление. Методологическое мышление как самое лучшее, самое мощное, самое передовое мышление в мире. |
Вообще-то, конечно, управлять можно любым процессом. Но если строить какую-то матрицу, иерархию этих процессов с ценностной точки зрения, то именно управление процессами развития является самым высоким пилотажем, и с этой точки зрения – вызовом методологическому мышлению. И методологическое мышление рассматривает процесс развития как управляемый процесс с ценностной точки зрения: что этим можно управлять. А вот как это управлять, какие технологии, чего, куда развитие, почему именно развитие, каким образом мы говорим, что именно этот процесс и это направление является развитием – это там много разных вопросов. |
Верховский Н. Там был один маленький кусочек, который меня заинтересовал в том смысле, что вопрос, в каком смысле о процессе развития можно говорить в терминах самодвижения, то есть… |
Щедровицкий П.Г. Ну, знаешь, я не знаю. У Георгия Петровича этого точно не было, потому что Георгий Петрович вёл игры специфическим образом. Первое, что он делал – он выпихивал из игры в первый же день, даже в первые два часа половину приехавших участников. Скандал он устраивал с первой минуты, и просто часть людей уходила, потому что им не нравился стиль ведения, сам Георгий Петрович, то, что он говорил и так далее. Оставались, так сказать… И на тот момент он считал это действие экологическим. |
Флямер М. Вот, значит, мы раньше читали другую статью Георгия Петровича «Проблемы методологии и терминологической работы». И там, в общем-то, довольно существенные есть абзацы, посвященные механизмам развития и той, можно сказать, схеме, в которой рассматриваются два этих понятия – происхождение и развитие – как отрезки истории или исторического процесса, и в этом его рассуждении достаточно выпукло представлен как раз контекст истории. А вот если предположить, что он как-то был последователен, Георгий Петрович, и эта схема, про которую сейчас речь идёт… |
Он говорил: «Зачем нужно историческое знание? Ответ: историческое знание нужно для того, чтобы вы помнили, кто что уже делал и наделал». И что он наделал. Да? |
И я им рассказал, как развивался Урал. Как туда попал Демидов, почему там начала развиваться именно металлургия, как там делался первый территориально-производственный комплекс металлургический, с какими проблемами они столкнулись. И вот как бы я вот так всё это описал и подошел к большевикам. Ну, точнее, я подошел к Менделееву, который написал по заказу Витте отчет о состоянии промышленности Урала в конце XIX века и дал свои рекомендации. Ну, в частности, он говорил о том, что ни в коем случае не надо развивать там дальше металлургию, на Урале. А после этого пришли большевики. А они этой работы не делали. Они не анализировали опыт Демидова. И в этом смысле они – ну, как? – решили… |
Щедровицкий П.Г. Ну, подожди. Для начала эта наша вложенная деятельность – ну, неважно, это схема «матрешки» или это схема рефлексивной самоорганизации – она разрезается пополам. Ну, то есть можно же как? Можно сказать, что вот первое состояние, вот второе. А можно сказать по-другому: что вот есть круг, сфера – и проводится разграничительная линия. Говорится: вот это – прошлое, вот это – будущее в этой системе. Вот ты, Флямер – это прошлое, а вот – будущее. Ну, вот я беру и режу. И вот в этом акте разрезания на прошлое и будущее, собственно, и рефлексия разрезается на так называемую ретроспективную, или историческую, и проспективную, или, так сказать, управленческую, проектную, программную и так далее. И каждый объект начинает нарезаться. Поэтому на самом деле не ты, Флямер – прошлое, а в тебе, Флямере, есть прошлое, а есть будущее. И в самой этой как бы процедуре мы распаковываем эту систему на две. Но провести границу всегда очень трудно. |
Верховский Н. И те последствия, которые мы предвидим, как-то с ценностной и с какой-то другой точки зрения приписываются как важные, значимые, даже такие, что приводят к отказу. |
Щедровицкий П.Г. Ну, если вы готовы сменить позицию и выступить в качестве механизма запуска процесса… |
Ну, это экстенсивное, так сказать, развитие, чем большевики и занимались в большом количестве. А вот порождение нового, чего ещё не было. Ну, новое изобрели, какое-то новое знание открыли, так сказать, эффект открыли, новый метод изобрели. Вот это; породили новое в результате. То есть, для этого какие-то условия, места для порождения нового, похоже, предполагаются вот в этом самом разрезании на прошлое и будущее, где в будущем указаны места, которых не было ранее. Так? |
Щедровицкий П.Г. Вы знаете, я думаю, что мы просто никогда… Знаете, как это вот у Стругацких был этот музей предметов неопознанного назначения, да? А вот нужно было бы, например, создать какой-нибудь музей, так сказать, наиболее бессмысленных предметов. Вот недавно в Интернете появилась очень интересная подборка «Десять наиболее бессмысленных предметов радиационной направленности». Например, зубная паста с радиоактивностью. Была распространена в начале XX века. |
Степанов В.Ф. Места для них как бы оставались всё время, и потом изобрели, и полетели, вот в таком случае? |
Данилова В.Л. Почему? По определению рефлексии он видит себя как часть. |
Аббасов С. Вопрос можно? |
Карастелев В. Ну, то есть, это не задокументированное свидетельство? |
|
§ 82.2/?? | (...) |
Образуются такие траектории передачи опыта. Причем, если работают методист и одновременно ученый-теоретик, исследователь, то происходит как бы двойное оформление, возникают две формы рефлексивной фиксации того, что было в первой ситуации, и они сюда спускаются (в новую ситуацию) – причем, предполагается, что в будущих ситуациях люди смогут ими воспользоваться. |
Таким орудийно оформленным знанием является, например, инструкция, прилагаемая к любому техническому устройству; работник читает ее, воспринимает и по ней начинает строить деятельность. |
Давыдов. Учебная деятельность существует только в культурных формах, в формах культуры. Простое учение либо не доходит до культурной формы, либо использует превращенные формы культуры. Но это уже детали, все дальше ясно. |
Щедровицкий Г.П. Причем, обратите внимание, это справедливо. Ведь если он работает, то ему нужны именно такие формы. Кстати, не всякий человек, уже вышедший из ученического возраста, разрешит что-то делать с его представлениями, мировоззрением, методами. В этом смысле он уже не хочет учиться, он уже доволен собой, ему нужно лишь получать извне орудия и средства. Кстати, отсюда такое широкое распространение имеют методики Гезелла, например. С людьми, которые их берут, ничего не происходит, они их берут и по ним работают. |
И есть совершенно другой тип знания, с самого начала на другое ориентированный, – на то, чтобы при передаче его другим другие бы это усвоили (это предполагает, в частности, и запоминание), перевели в какие-то превращенные, субъективные формы, в свою способность, умение, может быть, навык действия и чтобы они там умерли как знания, перестали бы существовать как знания в этой самой способности, хотя все это тоже особая превращенная форма знания… Поскольку дальше они переругались на этом семинаре, то на следующем Георгий Петрович повторяет все заново: «Вторая схема, которую я ввел, является, по сути дела, развитием первой. Хотя, еще раз подчеркиваю, это не тождественные схемы. Это так называемая сферно-фокусная схема (рис 3). Мне здесь важно подчеркнуть, что, по сути дела, сферно-фокусная схема есть организационная форма фиксации схемы переноса опыта и что, собственно говоря, оформление сфер мышления, науки, проектирования, педагогики есть не что иное, как культурная и социальная фиксация именно процессов переноса опыта. Ибо они образуют суть и сердцевину всей мыследеятельности, без них она просто не может существовать. |
И третий момент состоит в том, что я ввел здесь особую сферу обучения и воспитания, которая как бы замыкает весь этот процесс (рис. 3). |
И по отношению к ней, к этой рефлексивной позиции, всегда существует только будущее и прошлое, но нет настоящего, настоящее есть в самой этой рефлексии. Собственно процесс рефлексирования задает настоящее – как миг настоящего, так и длительность настоящего. |
Щедровицкий Г.П. Почему же абстрагируются? Не абстрагируются, а учитывают их. |
И я теперь говорю, что каждый из этих каналов и каждая из этих траекторий фиксируются своим особым способом фиксации опыта и особым соотношением между проспективной и ретроспективной ориентациями. В каждой форме фиксации опыта, сказал я, есть проспективная и ретроспективная ориентация – в той или иной мере. И вот теперь я начинаю рассматривать разные культурно оформленные, зафиксированные, нормированные способы фиксации нашего опыта и говорю: смотрите, там есть практико-методическая форма, научная, историческая, проектная и т.д., – и начинаю их сопоставлять друг с другом. Я понимаю все то, что вы мне говорите по поводу развития. Я целиком с этим согласен и это принимаю, но с точки зрения марксистской философии. И когда вы мне говорите, что вне развития ничего нельзя рассматривать, я говорю: да, конечно. Но обратите внимание на мой метод. |
Щедровицкий Г.П. В 1965 г. сначала в Москве в Институте технической эстетики, а потом через некоторое время в Лос-Анжелесе («Университет-5») был создан проект образования проектировщиков, построенный на отрицании науки, научного подхода. Сейчас, когда прошло уже 15-17 лет этот проект «Университет-5» – как проект истинно проектировочного, антинаучного образования – реализован и дает потрясающие результаты. |
Ну всё, дальше начинается немножко другая линия; мы к ней ещё вернемся позже. Думаю, что здесь можно поставить три точки. Мысль, думаю, понятна. |
Вопросы - ответы |
Щедровицкий П.Г. Ну, конечно. Когда мы получаем в каналах передачи опыта те самые инновации, то, минуя трансляцию культуры и систему образования, мы, скорее всего, на следующем шаге столкнемся с кадровым дефицитом, и всё выигранное на коротком промежутке будет проиграно на длинном. Поэтому передача знаний непосредственно из канала переноса опыта в ситуации новой деятельности возможна, но с экологической точки зрения не рекомендуется. Потому что спешить-то нам некуда ведь. Это же гонка физического времени без изменения деятельностного, «День сурка». Флямер М. То есть, вот эти две схемы, вот слева и справа – они как бы относительно вот этого понятия развития принципиально разные? Щедровицкий П.Г. Как бы? Флямер М. Ну, вот на правой схеме рисуются эти каналы, но нет той части, которая связана с трансляцией культуры. Я сейчас не беру контекст, что она ситуативно там рисовалась Георгием Петровичем для пояснения какой-то мысли. В принципе, как вот такую схему. Щедровицкий П.Г. Нет, ну подожди. Давай по-другому. Давай посмотрим это на схеме шага развития. Флямер М. Да. Щедровицкий П.Г. Вот как бы звучало это на схеме шага развития? Это звучит приблизительно так. Если ты хочешь быть успешным в шаге, обязательно займись культурной переработкой и подготовкой кадров, прежде чем сделать шаг в будущее. Не спеши. Флямер М. Но это Вы говорите не на схеме шага развития? Щедровицкий П.Г. На сферно-фокусной. Флямер М. Да. Щедровицкий П.Г. Да. Но подождите. Но я это же могу сказать… я же могу теперь обратно это перенести на схему шага. То есть, получается, что сферно-фокусная схема отвечает на вопрос, какова техника безопасности, когда ты ставишь задачу оестествления. Бахтурин Д. Оестествления шага развития? Щедровицкий П.Г. Ну, осуществления акта развития. Бахтурин Д. Да. Щедровицкий П.Г. Ты должен понимать, что всё очень медленно происходит в реальных процессах, и поэтому фиксация в культуре, которая, в частности, выполняет очень важную функцию, а именно – она страхует деятельность от вождизма. Ну, вождизма в широком смысле слова. |
То есть, она страхует деятельность от случайностей, связанных с перефокусировкой каких-то уникальных способностей и качеств на отдельном человеке, которые не будут воспроизведены, если с ним что-то случится. Ну, вот грубо говоря, значит, полетел самолет у нас. На нём было несколько работников ответственных инженерного корпуса. Самолет упал. Выясняется: заменить некем. Некем, потому что все качества собраны на отдельном индивиде. Ни в какой другой форме они не хранятся, никакой систематической работы по «овнешнению», объективации, экстернализации этой работы нет. Ну, просто в культуре, так сказать, она отсутствует. Он, в конце концов, зарплату свою получает за свои уникальные знания и твёрдо знает, что пока они уникальные, у него гарантированная зарплата, а как только кто-то может делать так же, как он, то его могут и подвинуть. А это уже проблематика, так сказать, социально-коммунальных систем. Теперь, людей, которые несут полноту этой деятельности, ни индивидуально, ни коллективно, других – нет. Поэтому что происходит с деятельностью, когда человек исчезает, а культурной фиксации нет? Она разваливается. И не надо строить иллюзии по поводу того, что мы там как-то легко её восполним, заменим. Да, конечно, деятельность и мыследеятельность обладают огромными компенсаторными возможностями. Поэтому как-то, ну, замещается это. Но до первого поворота. Загваздин М. А правильно я понял или нет то, что культура – это как общая доска, где сборка происходит? Щедровицкий П.Г. Объективация. Она не общая. Она может быть точно так же иерархирована по каналам трансляции. Но там опыт превращается в определенные знаковые формы, фиксируется в различного рода нормативных описаниях и нормативных предписаниях и обслуживает процесс отделения деятельности от её носителя. Или, как я сказал на предыдущей лекции в «Сколково», впервые расщепляет деятельность на функциональные и морфологические структуры. Потому что фактически культура является способом трансляции функциональных структур, а следовательно, потом эти функциональные структуры могут вообще-то накладываться на другой материал. Для этого, правда, нужно, чтобы ещё этот материал как-то транслировался отдельно от функциональных структур, потому что могут наступать разрывы, связанные просто с тем, что эту функциональную структуру не на что посадить. Ищенко Р. Функциональная структура суть норма? |
Щедровицкий П.Г. Ну, скажем так, она лежит в основе нормировки. Да? Бахтурин Д. А я к схеме всё-таки. Щедровицкий П.Г. К красненькой? Верховский Н. К разноцветненькой. Бахтурин Д. К их соединению. Потому что, ну, смотрите, первое, что здесь получается, что схема мыследеятельности не имеет отношения к шагу развития. Щедровицкий П.Г. Наоборот. Бахтурин Д. Нет, так, как Вы нарисовали. Щедровицкий П.Г. Наоборот. Бахтурин Д. Она фиксирует ситуацию просто, полноту ситуации. Щедровицкий П.Г. Ещё раз. Схема мыследеятельности есть схема-принцип. Бахтурин Д. Но к шагу развития не имеет отношения. Щедровицкий П.Г. Наоборот. Бахтурин Д. Извините, но вот у Вас же нарисовано. Вот ситуация. Там было, ну, прошлое, будущее. Эти двое, вот эти – они ж у Вас, ну, не очень понятно – как, но они все соотнесены с прошлой ситуацией. Поэтому Вы пока так, как нарисовали, если читать, это просто развертка ситуации, ну, грубо говоря, прошлого и, может быть, настоящего. Щедровицкий П.Г. Ну слушай, ну ты… Я же, видишь, её косой нарисовал. Ты можешь вот так теперь нарисовать вторую. Ну, вот так вот. Данилова В.Л. Шалашиком. Верховский Н. Нет, ну можно шалашиком, можно даже ***. Щедровицкий П.Г. Но ещё раз, но не в этом. У тебя переход осуществляется через занятие участниками процесса мест в схеме мыследеятельности. Они коммуницируют друг с другом. Бахтурин Д. По поводу будущего? Щедровицкий П.Г. Ну, в том числе. Флямер М. По поводу разделения, что будет прошлым, а что будет двигаться. Щедровицкий П.Г. Ну, например. Бахтурин Д. Но там нарисовано ***. Щедровицкий П.Г. Ну подожди, опять тебе. У тебя сколько было по… Бахтурин Д. Пять. |
Щедровицкий П.Г. А у меня ничего не было, потому что я не изучал этого предмета. Да? Карастелев В. Петр Георгиевич, а когда деятельность отделяется от носителя, разве опыт не превращается в знание? Щедровицкий П.Г. Превращается. Карастелев В. Но тогда… Щедровицкий П.Г. Сейчас, секундочку. Превращается. Но обрати внимание: превращается в разные знания. Карастелев В. Ну, да, Вы сказали о двух типах знаний. Щедровицкий П.Г. Ну, двух типов или, там, шестнадцати видов, тридцати четырех, так сказать, категорий и так далее. Ну, да. И что? Карастелев В. Ну, как бы просто в разговоре для меня как бы идёт склейка постоянно между опытом, который вроде бы не транслируется (это то, что переносится с телом, да?), и знанием, которое может быть транслировано и, соответственно, оформлено в схемы трансляции. Щедровицкий П.Г. Ну, понимаешь, это вот, на мой взгляд, рассудочные противопоставления. Потому что выясняется, что знание тоже транслируется только вместе с телом. А когда оно вот совсем без тела, без какого-либо, то оно и не знание. Степанов В.Ф. Дуализм такой? Щедровицкий П.Г. Хуже, хуже! Хорошо шизофренику: у него всего две личности, да, раздвоение. Карастелев В. Тогда о какой технологизации может идти речь? Щедровицкий П.Г. Хороший вопрос. Карастелев В. А как же все школы на технологии мышления? Если всё это с телами вместе. Щедровицкий П.Г. С телами. С телами. И знание – оно ваше знание, понимаете? А у другого человека другое знание. Хотя мы могли начать построение своего знания с некоего общего знания. Но в итоге у вас будет одно знание, а у него будет другое знание. Карастелев В. Но ведь есть письменная и видеофиксация культуры человечества. Щедровицкий П.Г. И что? Карастелев В. Разве через эту фиксацию не транслируется знание? Щедровицкий П.Г. Не знаю. Кому-то транслируется, кому-то – нет. Но оно всё равно собирается. |
Карастелев В. Чтобы транслировалось, достаточно, чтобы транслировалось кому-то одному. Щедровицкий П.Г. Ну подождите. Но оно всё равно собирается на вас. Карастелев В. Понятно, сборка индивидуальная. Щедровицкий П.Г. Отлично. Ну и всё. Значит, вы сказали, что узнав… Да, там граница может меняться между объективированными и субъективированными компонентами. Но Георгий Петрович специально подчеркивает, и подчеркивает это именно на схеме шага, что знание включено внутрь этой структуры. А раз оно включено внутрь этой структуры – оно прилажено к этой структуре. У вас – один горизонт действия, у другого – другой горизонт действия, значит, и знания разные. У вас – одно прошлое, у него – другое прошлое, значит, и знания у вас разные. Знание – это элемент в системе мыследеятельности и, как элемент в системе мыследеятельности, оно выполняет определенный набор функций, как с точки зрения своей формы, так и с точки зрения своего содержания. При этом, чем более растянуто пространство коммуникации, чем больше дистанция, чем больше анонимность этой коммуникации, тем большее количество вспомогательных знаний разного типа вам нужно привнести для передачи чего-либо, что в общей ситуации может передаваться за счёт простых намёков на контекст, включая просто жесты, там, выражение лица, какие-то элементарные сигналы. А как только вы вынуждены передавать человеку из другой культуры, с другим языковым опытом, с другим опытом деятельности, а ещё важнее – через промежуток времени, то выясняется, что, если вы хотите ему что-то передать, вам приходится рисовать огромную объемлющую систему вот этих вспомогательных костылей знаний, только часть из которой сработает и станет знанием этого человека, то есть выполнит эту функцию поддержки и дособирания действия. В этом смысле системы знаний избыточны, потому что чем больше эта дистанция, тем больше эти системы знаний делаются по принципу дурака. Понимая, что степень усвоения и, так сказать, присвоения этого знания будет минимальной, нужно их вот турусами и передавать. Что сработает – непонятно. Карастелев В. А тогда можно трактовать вот эти слои, которые на зеленой схеме, как не только… Ну, допустим, первый уровень как перенос индивидуального опыта, а все остальные, там, допустим, исторического опыта, или так нельзя? |
Щедровицкий П.Г. Можно и так. Индивидуального, группового, профессионального, классового, этнокультурного, конфессионального, семейного. Понимаете? Карастелев В. Ну, то есть это возможно? Щедровицкий П.Г. Возможно. Только вы поймите, ведь опять: над чем размышлял Георгий Петрович? Он размышлял над ситуацией. Взяли страну, тряханули, разрушили всё, уничтожили и разбили семейные стратегии, уничтожили целые классы людей, выгнали из страны целые профессиональные группы, расстреляли и убили огромное количество людей, несущих определенные знания. Ну, вплоть до простого: корову доить. В колхозах вот эти новые образованные не умели доить корову, потому что никто не умел этого делать, всех, которые умели, расстреляли. Понимаете? И теперь вам нужно… Ну, либо вы должны обладать, вот вы, как теперь индивид, вырванный из всех этих систем, либо вы должны обладать какими-то уникальными характеристиками, которые позволят вам всё это восстановить, либо вы превращаетесь непонятно во что. У вас нет, так сказать, ни истории семьи, ни религии, ни профессиональной позиции, ни места жительства. Понимаете? Вы ничего не… Вы вообще вне контекста какого-либо. Есть очень хорошая книжка одного из французских авторов, который говорит, что в истории России только одна из четырех семей сохраняла своё положение на протяжении двух поколений, и только одна из пятнадцати – на протяжении трёх. Флямер М. В смысле, в статусной структуре общества? Щедровицкий П.Г. Ну, вообще, да, вообще, какую-то позицию. Теперь как бы вот… и это была та проблема, над которой он рассуждал, потому что он рассуждал над проблемой, что делать в ситуации, когда разорваны все эти связи трансляции культуры, профессиональной самоорганизации передачи опыта по вот этим профессиональным каналам, ну и всех остальных идентичностей. А вы, кстати, вот как на этот вопрос отвечаете? Причём мы же как бы как эти, мы же неоднократно это делаем. Нам же одного раза мало. Степанов В.Ф. Каждый раз сначала приходится, с первобытного состояния. Щедровицкий П.Г. Вы говорите – знание, знание. Ну какое знание без ситуации его передачи, без культуры и опыта его получения и присвоения, без людей, которые это передают? А также заодно ещё без книжек. |
Потому что я, например, не могу сказать, что хуже: когда книжек не было вообще, когда даже философско-экономические рукописи Маркса, когда их в 1932 году или в 1939-м нашли, перевели и так далее, выдавались исключительно в спецхране. Вы должны были прийти, зарегистрироваться, что вы это берете, вас спрашивали, на хрена, переписывали и сразу отправляли эти данные в соответствующий, так сказать, орган слежки, для того чтобы понять, не являетесь ли вы врагом, который аж самого Маркса вдруг решил зачем-то почитать. До, наоборот, нашей сегодняшней ситуации, при которой за десять или пятнадцать лет всё переведено, издано, причём 90% - в ужасающем переводе, всё наводнило огромное количество литературы, в которой невозможно сориентироваться. Человеку, у которого нет элементарной культурной матрицы, просто невозможно сориентироваться. Да? Бахтурин Д. Правильно я понимаю, что вот эти две схемы вместе можно интерпретировать как… Щедровицкий П.Г. Эти две? Бахтурин Д. Ну, вот опять, красную и зеленую. Щедровицкий П.Г. А, ты про свои? Просто все про другие две спрашивают, да. Ну? Бахтурин Д. Ну, как Ваш тезис о том, что схема мыследеятельности нарисована на истории. Щедровицкий П.Г. Да. Именно это я и говорю, что схема мыследеятельности нарисована на истории, и история берется в двух проекциях: один раз как историческое действие или как действие, претендующее на исторический статус; это схема шага развития. А второй раз она нарисована на истории как на многообразии каналов трансляции опыта, погруженных вот в эту культурно-образовательную как бы рамку, да? Или в рамку воспроизводства деятельности и трансляции культуры и образования или, там, образования и подготовки. При этом Георгий Петрович подчеркивает: и вот эта вот хреновина – она на самом деле задаёт величину шага. Потому что, если она у вас не работает, вы широко шагнуть в принципе не можете, в принципе. Вы всегда будете шагать на полшажочка, потому что у вас недостаток квалификации, способностей и готовности людей будет определять масштаб этого; ну, так сказать, чтобы штаны не порвались. |
Бахтурин Д. Ну, и тогда схема истории в этом смысле является – ну, как? – онтологической по отношению к… ну, схема мыследеятельности по отношению к ней является… Ну, как сказать? Оргдеятельностной, оргмыслительной, всё равно. Ну, организационной. Щедровицкий П.Г. Схема мыследеятельности – схема-принцип. Бахтурин Д. Схема-принцип она там в другом курсиве. Я здесь по отношению к схеме истории. Употребляется в функции… Щедровицкий П.Г. Механизма. Бахтурин Д. Ну, например. Ну, механизма. Щедровицкий П.Г. Но обрати внимание: но именно… Но как бы она пунктиром там нарисована. Ну, то есть как бы предполагается, что вот между этими позициями происходит коммуникация. Наверное, коммуникация происходит и внутри позиций, потому что, в общем, никто не мешает нам говорить о том, что есть какая-то внутри, так сказать, канальная коммуникация. Бахтурин Д. Если я говорю о том, что это регулятивная схема – это о том, как это мыслить. Ну, понятно. В этой функции – понятно. Щедровицкий П.Г. Да? Гиренко Р. Можно вопрос по поводу одного тезиса такого достаточно мощного, по-моему: «Культура – способ трансляции функциональных структур». Но структур. Вот до этого была критика научного подхода с его законами и так далее, детерминизмом и так далее, и тут ещё критика структурализма с его инвариантами. Вот что придаёт динамику вот этим структурам изменений на уровне культуры? Щедровицкий П.Г. Ну, во-первых, никакой критики у меня не было. Гиренко Р. Нет, не критики. Это по тексту, который мы слышали. Щедровицкий П.Г. Это очень хорошо – работать с инвариантами. Просто надо знать о том, что ты работаешь с инвариантами. Гиренко Р. То есть, его ещё выделить нужно? Щедровицкий П.Г. Да нет, ну эта отдельная как бы научная позиция очень важна в системе воспроизводства, и тем более по отношению к процессам развития. Никто никого не критикует. Да, а про структуры и морфологию – это просто такой, может быть, эвристический приём, что как бы вам же нужно при трансляции отделить важное в деятельности от преходящего. Материал очень часто – преходящий. Ну, материал меняется. |
Поэтому, когда вы начинаете предуготавливать деятельность для трансляции в культуре, вам нужно её расщепить на то, что ситуативно, особенно, уникально и так далее и на то, что может передаваться другим. Поэтому механизм трансляции культуры выполняет в деятельности функцию расщепления её на функциональный уровень и морфологический. Там дальше сложная вещь, в какой степени функциональные структуры определены типом материала, и на этом много построено в культурологии и культуртехнике, много разных парадоксов, но это отдельный круг вопросов. Задача воспроизводства выслаивает в деятельности функциональные структуры и именно их транслирует прежде всего. Карастелев В. Вы имеете в виду формы организации? Щедровицкий П.Г. В том числе и формы организации как один из вариантов упаковки представлений о функциональных структурах. О функциях. Флямер М. Ещё такой вопрос есть. Щедровицкий П.Г. Да. Вопросов много есть, да. Флямер М. Ну, я про эту схему ещё, про зеленую. А почему так нарисовано, что вот эта трансляция культуры загнана в самый топовый уровень, а, например, не наоборот. Щедровицкий П.Г. Не посредине? Флямер М. Нет. Ну… Как тот, не знаю, фильтр, который опосредует прохождение организованностей вниз из этих скобочек. Щедровицкий П.Г. Ну, я думаю, по схеме воспроизводства просто, и всё. Ну, схема воспроизводства, просто у тебя как бы в данном случае, если свести к схеме воспроизводства, у тебя просто очень сложная ситуация. Ну, то, что в схеме воспроизводства называется ситуацией деятельности, – здесь это ситуация вот, собственно, развития, и она развернута, схематизирована во всю остальную схему. А этот канал обучения и воспитания на самом деле в педагогике и логике вписывали в схему воспроизводства, поэтому это не является каким-то нововведением. Ну, не знаю, я подумаю ещё. Реплика. Воспроизводство и есть развитие. Щедровицкий П.Г. Ну, да. В этом смысле это вот старая проблема про воспроизводство развития, что само по себе развитие не является проблемой, а как бы, когда мы говорим об управлении развитием, одна из проблем управления развитием – это воспроизводство развития. Реплика. Ну обычно под воспроизводством понимают ***. |
Щедровицкий П.Г. Ну, я не знаю, кто что понимает, но когда я говорю о воспроизводстве и о развитии, я, в общем, даже понимаю, о чём я говорю, вот эмпирически. В том числе это вот спрашивали по поводу того, то есть, снимаете оргдеятельностную форму, а что там происходит? Так как бы… в этом смысле, что оестествляется? Способность к развитию. Способность дальше проделать ещё один шаг. Аббасов С. А оестествляется? – вопрос. Реплика. Оестествляется. Щедровицкий П.Г. Ну, знаешь, ещё не вечер. Реплика. Ну, да, вот в этом вопрос. Щедровицкий П.Г. Так, Ваш крайний вопрос, давайте завершать. Верховский Н. У меня на понимание. В то же время, так сказать, к ответу на Ваш вопрос. Правильно ли я понимаю, что, рефлектируя эту ситуацию, в итоге вывод может быть только один? Ну, ситуацию, которую Вы говорили про страну: тряхнули, развалили, разорвали и так далее. Вывод может быть только один: что культурный слой этот плодородный – его, как и всякий слой, нужно делать. То есть, вот этот компенсаторный механизм восстановления культурного слоя нужно включать. При этом никогда в истории в таких масштабах не включался. Опыта нет. Щедровицкий П.Г. Ну, почему. Включался. Тёмные века. Да нет, много было таких ситуаций. Верховский Н. Ну или, да, можно было набрать из ***. Щедровицкий П.Г. Много было таких сюжетов. Верховский Н. В этом смысле выводится эта позиция культуртехника, она же – методолог, она же – этот… Щедровицкий П.Г. Да. Верховский Н. И выводится в этой функции мышления собственно специальное мышление, которое отвечает за… для которого создание, наращивание этого культурного слоя становится деятельностью, извините уж за такой… такая работа. Щедровицкий П.Г. Да. Верховский Н. Ну, другого-то выхода нет, кроме как создать, сделать это предметом практики. Щедровицкий П.Г. Ну, подожди. Ну да, но только вот возникает, почему я как бы в крайних лекциях в течение всего этого года всё время обсуждаю вот эту проблематику: там, индустриализация, дальше шаг назад, роль мышления и вообще, с чего всё началось. Потому что очень трудно уцепиться за что-то устойчивое. Понимаешь, непонятно, где точка устойчивости. |
Верховский Н. Там масса возникает всяких вопросов. Там, с одной стороны… Щедровицкий П.Г. И со временем тоже непонятно, с физическим временем непонятно. Верховский Н. И с этической частью. Щедровицкий П.Г. Поэтому – да, Георгий Петрович в тот момент самоопределялся таким образом. Он сказал: самое главное – это восстановление вот этой рефлексивной способности, которая является производительным инструментом для интеллектуальной работы по восстановлению истории, анализу кейсов, микроэкспериментам всякого рода и прочее. И он считал, что, и гнал себя и всех остальных через эту игровую практику восьмидесятых и девяностых, гнал именно для того, чтобы как можно шире заронить вот эти семена самоорганизации на основах и элементах методологического мышления, рассчитывая, что эта штука взрастёт. Бахтурин Д. Взрастёт в культуру? Щедровицкий П.Г. Да. Станет фактором восстановления культуры и так далее. Да, именно так, конечно. Верховский Н. Но поэтому, если чуть развернуть всю ситуацию, то мы можем сказать, что у него уникальный кейс, когда тряхнули, но в принципе мы всегда можем помыслить себя в той ситуации, когда ещё нет тех структур, нет тех связей и элементов, которые ещё будут, и должны быть, и должны сложиться как единый мир. В этом смысле семьи в Америке – ну, они позже, им всего триста лет – семьям, живущим в Америке. Европейские семьи – семьи в Америке помыслить не могли. То есть, создание другой, ну, там, я не знаю. В этом смысле мы каждый раз можем сказать, что мы и находимся, когда прочерчиваем эту границу между прошлым и будущим, мы и находимся в той ситуации как раз ***. Щедровицкий П.Г. Сейчас, секундочку. Я же вам говорю про тот ответ, который давал Георгий Петрович. Я же вам не говорю, что он а) давал правильный ответ. Второе, так сказать, его нужно повторять. Я просто указываю на то, что ему было важно, чтобы появилось, там, несколько десятков человек, работающих, самоопределяющихся по схеме шага развития. Верховский Н. Я понимаю. Но тогда вопрос… Щедровицкий П.Г. Считая, что они потом вокруг себя начнут восстанавливать какой-то этот самый контекст. А дальше совершенно нет никакой уверенности, что единственным способом восстановления подобного самоопределения является методологический. Ну, одним из. |
Тем более, давайте тоже хорошо понимать, что для многих, знаете, он был одновременно и курсом философии, и учебником прикладной этики и так далее и тому подобное, то есть решал целый комплекс разных задач. Верховский Н. Я немножко в другую сторону вопрос задаю, потому что я Вас как бы спрашиваю, вынимается ли теперь оттуда позиция методолога и переносится ли в другую ситуацию, или это вот специфическая история ***. Щедровицкий П.Г. В данном случае методология – это такая машина времени, понимаете? Верховский Н. Да. Я и говорю: она ситуативна? Вот ровно, там, вот эти семьдесят лет советского разрушения, и как всё затянется, ну, и её не надо будет, и она схлопнется ***. Щедровицкий П.Г. Ну, в принципе, всё прямо противоположное происходит. То есть… Верховский Н. Либо… Щедровицкий П.Г. Сейчас, подождите. В мире методологическая рефлексия и методологическая позиция только расширяются. Верховский Н. Потому как эта ситуация, случившаяся в Советском Союзе, есть базовая характеристика этого мира, он так устроен, он без методологической позиции не может? Щедровицкий П.Г. Не знаю. Я не знаю, почему. Это надо обсуждать в рамках содержательного обсуждения темы «Институты методологического мышления», которую вы упорно не обсуждаете. Вы уже всё обсудили, что можно, уже инженерное мышление. Знаете, как это? Только чтобы не обсуждать методологическое мышление. Мы даже готовы перепахать, так сказать, всю историю инженерной мысли коллективно, но вот главное, так сказать, не дергайте нас по основному вопросу. Потому что, с моей точки зрения, предыдущий расцвет методологии был в XVII веке. Ну, собственно, почему мы говорим о том, там же до Декарта ещё была целая группа, там, методологов французских. Верховский Н. Эпоха великих географических открытий,,. Щедровицкий П.Г. Ну да, смена, так сказать, пространства жизни человека. Наверное, методологи были очень распространены в XII веке в эпоху викингов, только пока мы не обнаружили. Ну, собственно, это и были схоласты первые, то есть, наверное, первые схоласты, вот ранняя схоластика – это и есть тогдашняя методология. Обсуждали несколько простых там вещей, да? Кстати, в определенном смысле методологами были софисты. |
Это Платон их критиковал за то, что, там, им истина безразлична, что им только технические приёмы и прочее. Но вообще, если так подробнее читать о софистах – да нет, в общем, понятно, что происходило в тот момент, что за методология, близкая скорее к риторике, чем к логике, была востребована, почему, какие практики в этот момент востребовали эти способности человека. В массовом масштабе, обратите внимание, потому что юридическая процедура стала массовизироваться, и, в общем, человек должен был иметь возможность представлять себя и в суде, и в политическом процессе на Агоре, и в школе, ну и так далее и тому подобное. Поэтому можно сказать: вот была одна методологическая революция, потом была вторая методологическая революция – ранняя схоластика, потом третья – Декарт, сейчас четвертая. Когда неожиданно именно методологическое становится востребованным для самоорганизации. В этом плане Георгий Петрович просто – ну, как? – выстрелил и попал. Разбежались? Значит, следующая у нас встреча будет 11 мая. Ищенко Р. А мы за весну не закончим, да? То есть мы на осень уйдем? Щедровицкий П.Г. Нет, почему. Мы дважды встретимся. У нас осталось всего три лекции. Поэтому мы дважды встретимся в мае и один раз в июне и благополучно закончим. |
Сноски и примечания |
(2) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
(2.1) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
(3) - (здесь непонятно – прим. П.Г.Щедровицкого) | |
(4) - (это в скобках там где-то в ответ на вопрос – прим. П.Г.Щедровицкого) |
|
|