главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 58 («Естественное» и «искусственное» в семиотических системах») |
§ 83. (...) |
Ответы на вопросы |
§ 83. 2 (...) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ,11 мая 2012 года |
о лекциях на сайте Фонда предыдущей версии - https://www.fondgp.ru/old/projects/jointly/school/0.html |
лекция 58 | («Естественное» и «искусственное» в семиотических системах») |
§ 83/?? (1) (1.1)(2) | (...) |
Щедровицкий П.Г. Так, коллеги, мы с вами неуклонно приближаемся к финишу, сегодня у нас 58-я лекция. Перечитывая материалы предыдущей, я пришел к выводу, что вопросы и некоторые недоумения, которые возникали у слушателей в ответ на текст Георгия Петровича и на мои комментарии, вызваны одним пропуском, одной лакуной в нашем обсуждении-изложении, которая, как всегда, казалась мне достаточно очевидной, в том смысле, что тему эту мы дважды в ходе всего курса затрагивали, но вопросы показали мне, что эта тема недостаточно артикулирована, и поэтому мы сегодня в основном сосредоточимся именно на ней. |
Когда я поставил перед собой эту задачу, то есть задачу коротенько напомнить вам о категориях искусственного и естественного, то я понял, что придется делать это на растяжке между самыми исходными, первичными интерпретациями этих категорий, а, значит, обращаться к крайним статьям Георгия Петровича совместно с Лефевром и Юдиным, Эриком Григорьевичем, а не Борисом Григорьевичем, а именно к статье «Естественное» и «искусственное» в семиотических системах», которая, как вы, наверное, помните, вышла сначала в 1965 году в сборнике «Системы и структуры» в укороченном виде. Я буквально сейчас, десять минут тому назад, посмотрел этот текст, он, за исключением схематического ряда, практически дословно совпадает с более поздней версией этой статьи, которая вышла в 1967 году, и перепечатана в сборнике «Избранные труды», поэтому я буду пользоваться второй версией, более поздней, хотя отдельно, если у вас будет желание, посмотрите графику, которая использовалась в белом сборнике, это графика скорее лефевровская, чем щедровитянская, ну, и, на этой связке, может быть, какие-то ассоциации у вас возникнут Карастелев В. Белый сборник – это «Педагогика и логика»? «1. На первый взгляд, здесь даже нет проблемы: различие между «естественными» и «искусственными» языками кажется очевидным, и более глубокий анализ его не обещает по-новому осветить природу языка. На самом деле в нем лежит узел буквально всех проблем, связанных с социальной жизнью семиотических образований. |
Когда спрашивают: по каким законам идет развитие семиотических систем и существуют ли вообще такие законы, какую роль играет человек, его сознательные усилия в развитии языка, в какой мере научные трактаты или произведения искусств являются продуктом свободного творчества их создателей и в какой мере они предопределены социальным развитием общества, – во всех этих и многих других случаях затрагивается прежде всего указанная проблема. |
«В последние двадцать пять лет старая категориальная позиция «естественного» и «искусственного» обрела новую жизнь. Внутри ее, казалось бы, давно отработанных и жестко закрепленных значений появилась масса новых оттенков, они превратились в самостоятельные смысловые оппозиции, стали оформляться в виде новых понятий, и в конце концов, взорвали старую категорию, обессмыслив ее исходное значение. В результате мы должны говорить уже не об одном противопоставлении «естественного» и «искусственного», и не об одной категории, а сразу о многих, разных, которые используются в разных контекстах, нередко смешиваются и деформируют друг друга, что приводит ко многим недоразумениям и неточностям в мышлении. |
Таков вкратце смысл этой первой оппозиции, получившей, как я уже сказал, самое широкое распространение. Привычность ее мешает нам задуматься, и только благодаря этому, по-моему, избавляет нас от критики, но если задуматься и начать анализировать содержание и основания этой оппозиции, то без труда можно будет выявить массу неясных, весьма сомнительных, и даже внутренне противоречивых моментов. |
Но этот вопрос можно еще углубить. Дело, по-видимому, не только и даже не столько в том, были ли эти объекты произведены деятельностью, или же существуют независимо от нее как природные, а в том, существует ли и должно ли существовать различие в нашем отношении к этим объектам, будем ли мы ставить в отношении этих объектов одни и те же вопросы, применять одни и те же методы и процедуры анализа, или же различие естественных и искусственных объектов связано также с различием познавательных установок по отношению к ним. |
В историческом плане так и было. Когда в 14-16 веках формировалось понятие природы, и в связи с этим устанавливалось характерное для Нового времени категориальное противопоставление «естественного» и «искусственного», то в нем фиксировалось прежде всего различие познавательных установок. Природа выделялась из мира, сотворенного Богом, наделялась своими собственными процессами и законами жизни, независимыми от технологии их творения, и поэтому в отношении нее нельзя уже было задавать те вопросы, которые мы задавали в отношении мира Божьего, но точно так же и в отношении последнего нельзя было ставить вопросы, которые мы ставили в отношении природы. Таким образом, указание на способ происхождения было лишь основанием, а суть заключалась именно в различии познавательных установок. |
Но именно в этом пункте, как мне кажется, проявляется первое противоречие в современной позиции исследователей и инженеров: принимая оппозицию «естественного» и «искусственного» и широко пользуясь ею, они, вместе с тем, не хотят обсуждать вопрос, в чем же специфика искусственных объектов, какие вопросы они допускают, а какие нет, в чем принципиальное отличие средств и методов изучения искусственных объектов от средств и методов изучения естественных. Они хотят, и в подавляющем большинстве случаев именно так и делают, изучать искусственные объекты традиционно, естественными способами, ставить в отношении этих объектов естественнонаучные вопросы, и разрешать их естественнонаучными средствами и методами. Но при этом, опять-таки, они не очень задумываются над тем, что такое естественные объекты, каким образом мы выявляем естественнонаучные законы, и каким образом потом интерпретируем их объектно и натурально». Остановился. Какие здесь будут вопросы?
|
Вопросы - ответы |
Алейник В. У меня правильное ли ощущение, когда в последнем куске говорится о различении искусственных и естественных объектов, то предполагается, что, например, естественные объекты... Ну, что в этом различении, в его рамках, фраза, что один и тот же объект можно рассмотреть как искусственный и как естественный, это бессмысленная, потому что искусственный объект, он, во-первых, порождается внутри такой конструкции, как природа, и является конструктом, и механическое его перенесение в область рассмотрения как искусственного просто невозможно, или так, бесконтрольно невозможно, потому что, скажем, чтобы рассмотреть объект как естественный... Ну, там, наверное, есть какие-то требования, сейчас я про них ничего не говорю, что значит рассматривать объект природный. И в общем, идеальный объект, который мы построили как природный, его просто механически перемещать в область рассмотрения... |
Щедровицкий П.Г. Ну, да. Но мы с вами помним о том, что онтология при этом есть фактически миры существования определенных классов объектов, которые меняются не единомоментно, а собственно процесс переинтерпретации деятельности и мира в терминах этой онтологии занимает определенный промежуток времени. Ну, так, как бы вот глядя назад, можно сказать, что по нескольку тысяч лет. |
Бахтурин Д. Сейчас я скажу. Поскольку мы кладем объект как естественный, как искусственный... |
Щедровицкий П.Г. Почему? Никакое это не лукавство. Но если я положил этот объект на место объекта, то он объект естественный. А если я положил это на место средства, то он искусственный. |
Якименко А. То есть, отнесение объекта к категории искусственного или естественного зависит от нашей позиции по отношению к этому объекту? |
Карастелев В. А вот метафора разрезания объекта, это связано с процедурами распредмечивания и опредмечивания? Или здесь что-то другое? |
Щедровицкий П.Г. Ну, неважно. Ну, она рисовалась против проектного энтузиазма, она размещалась против, так сказать, инженерного и социального проектирования. |
А если наоборот, да, эта система воспроизводства и трансляции разрушается, как, например, произошло в России в известные события революции 1917 года и контрреволюции 1917 года, в этот момент культура разрушается, каналы трансляции разрушаются, люди исчезают, без которых, так сказать, эти единицы культуры вообще не могут воспроизводиться, и все ввергается в хаос, который, скорее всего, не может быть преодолен за короткий промежуток времени, он чрезвычайно длителен по своим последствиям. |
Щедровицкий П.Г. Ну, смотрите, онтология ведь выполняет другую роль, она создает пространство для коммуникации. Она создает пространство для взаимопонимающей коммуникации держателей разных позиций. То есть, ты занимаешь в системе трансляции другую позицию, чем я, но нам есть с тобой, о чем поговорить. Мы не настолько не похожи, чтобы коммуникация стала невозможной, но мы и не настолько похожи, чтобы она стала ненужной. А поэтому я всегда говорю, что помимо, и, так сказать, всерьез, помимо картинных форм онтологии существует рамочные онтологии, собственно, они-то и удерживают эти картины. Даже сам термин «картина мира» или трактовка онтологией картины мира плоха тем, что это та картина, которая висит на стене, но внутри которой я нахожусь. Представляете, такая картина, на которой ты же и нарисован. |
Верховский Н. Потому что, если там приводить тот же пример истории России, про который вы говорите, то феноменально можно зафиксировать, что ситуация вообще дырявая, потому что после того, как закончился советский этап, закончился всякий этап, и никакой формат коммуникации вообще, в принципе, не был установлен. |
И когда вы назвали свой курс «Синтаксис и семантика языка», то, в общем, базовая претензия была формальная, ну, формальное знание. А теперь вот эти отсылки, например, к объектам, которые могут дать по морде... |
То есть к оргтехнической схеме, которая фиксирует принципиальную связку между мышлением и деятельностью, потом от нее к схеме мыследеятельности, а от схемы мыследеятельности – к схеме шага развития. И в этом плане это одна линия. |
Никакой прагматики у меня нет. У меня только нарастает возможность переинтерпретации, я начинаю ходить от раздела к разделу, и устанавливать между ними пунктирные связи, которые для вас призваны выполнить роль сети интерпретаций, и в этом плане я рассчитываю, что за счет этого переброса рефлексивных содержаний из раздела в раздел, из схемы в схему у вас появляется голографическое видение, и вы начинаете видеть каждую схему не как плоскую, а как отражающую вот эту сторону сущности мира. Может быть, когда ты сидишь, тебе кажется, что это более прагматично, но для меня это не более прагматично, это просто более целостно, ну, более объемно. Ну, и, конечно, уже в таком объемном мире, знаешь, не сильно-то покрутишься, в том плане, что рамочки, они-то расставлены уже все. То есть, если ты принимаешь это как онтологию, то, в общем, твой способ самоопределения в каком-то смысле предрешен. В каком-то смысле предрешен. Жить достойно в этом мире, в так нарисованном мире, вот можно определенным образом. |
Но мы до этого не сильно-то дошли, ну, то есть, мы это постулировали, так сказать, использовали ряд протосхем из арсенала ММК для фиксации этой ситуации, но мы... не думаю, что мы всерьез имеем сегодня какие-то четкие представления об этом процессе онтологизации как таковом, особенно с учетом различных его таких историко-культурных оснований и следствий. |
Карастелев В. Но это же вызов не только к наукам, да? |
§ 83.2/?? | (...) |
«Итак, мы рассматриваем формирование идеи истории. Я особо подчеркнул, что история как таковая и историческое исследование возникают лишь тогда,когда у нас есть совокупностькаких-то текстов, рассказов, они имеют то или иное объективное содержание, что-то описывают, и начинается особая критика этих текстов сточки зрения соответствия их содержанию или выяснение того, какое же содержание они несут, и насколько мы можем рассматривать их как правдоподобные, истинные, описывающие некое реальное положение дел. И для того, чтобы такая критика или исследование, - а это и есть первоначальный смысл слова "история", - была оправданной и эффективной, нужны определенные основания. И когда начинают обсуждать эти основания, принципы и методы критики, то вот тогда и возникает из всего этого вместе то, что мы называем историей. |
Я подчеркнул прежде всего, что как правило, текст включен в нашу деятельность и описывает элементы нашей деятельности. Так строится вообще любой текст. Человек начинает что-то по-другому в связи со своей деятельностью, по поводу своей деятельности, желая организовать определенную кооперацию. Точно так же и первые истории это есть рассказы о человеческих действиях, о разного рода поступках, мы уже обсуждали нормативные и идеологические функции рассказа, и к этому я больше возвращаться не буду. Важно подчеркнуть главный тезис, что первоначально принцип построения текста и выбор содержания задаются структурой самого действия. Текст содержит рассказ о тех элементах, которые были существенны для действия, он рассказывает об определенных сцеплениях действий. И поэтому это первоначально действие, просто рассказ о том, что делали те или иные герои - реальные или мифологические. |
В первом случае мы говорим об истории вообще, здесь нельзя спрашивать история чего, это просто история, история событий. А во втором случае мы каждый раз говорим, какая это история - история греческого народа, история греко-персидских войн, история античной математики, история германского государства и т.д. Происходит предметизация, история приобретает предметный характер. |
Все то, что находится вне - содержание моего рассказа, слушатели, которые на него реагируют, - все это относится к непосредственной составляющей сознания. Но я, кроме того, какой-то частью моего сознания должен все время рефлектировать, т.е. глядеть на себя как бы со стороны и все время задавать себе вопрос: что я делаю? правильно ли я это делаю? как я строю свое действие? насколько адекватен мой рассказ ситуации, которая складывается? и т.д. Я т.е. все время фиксирую в своем сознании не только противостоящие объекты, но и механизм построения и осуществления моей собственной деятельности. И в каждом действии, у каждого человека всегда присутствуют эти две компоненты. |
Здесь нельзя применить категорию "часть-целое", это такая часть, которая фактически захватывает целое. За счет рефлексивной компоненты человеческое действие как бы выворачивается наружу. Это как с костюмом, который выворачивают и завертывают в собственную подкладку: мы нечто берем изнутри и в это заворачиваем всю структуру. Я вот сейчас, в этот момент, действую и вижу всю свою деятельность, как если бы я стоял в стороне. Фактически рефлексивная компонента дает нам возможность стоять в стороне собственной деятельности и глядеть на нее как бы со стороны. Человек как бы раздваивается, и он может осознавать некоторые элементы своей деятельности, на которые направлено его сознание, а может охватывать всю деятельность со всей ее структурой. |
Если мы берем структуру акта деятельности, то в нем никакого исторического содержания попросту нет. Наивно думать, что история существует как объективный процесс - как река, как солнце и т.п. Такого процесса не существует, его особым образом творят, созидают. И вот спрашивается, каким образом, за счет чего, откуда берется история? За счет особого рода работы сознания. Здесь мы структурируем, организуем ее. Причем мы можем ее организовывать в непосредственной составляющей или в рефлективной составляющей. И в зависимости от этого у нас получаются разные типы истории. |
Точно так же я могу пользоваться магнитофоном, но интересуясь, как он устроен, достаточно знать, как и на какие кнопки нажимать. Но вот я его включаю, а он не работает. Тогда мне нужна иная точка зрения, иной подход. Я должен спросит: как этот объект устроен и как он живет. Пока природа или окружающие нас вещи не сопротивляются нашим действиям, и выполняли все, что мы с ними делали, до тех пор мы их рассматриваем как чисто искусственные образования, как вещи - условия наших действий. Но как только они начинают сопротивляться, мы применяем какие-то действия и не получаем тот продукт, который рассчитывали получить, так мы ставим вопрос, как же живут эти объекты сами по себе, почему у нас что-то не получилось. |
Ведь первоначально в логосе и содержался рассказ о том, что и как делали люди, что из этого происходило, как реагировали боги на поступки людей, как человеческие страсти и их борьба приводили к лишениям, возвышениям, гибели одних, победам и возвышению других и т.д. Это каждый раз были длинные цепи действий и их предусмотренных или непредусмотренных последствий. Но поскольку это каждый раз были разные действия и действия разных людей, то очень проблематичной была сама связь - никогда не было известно, какого рода действия надо соединить в одном рассказе, и точно так же не было ясно, как связаны эти люди, предметы и действия в человеческой деятельности. Но нужно было из них организовывать определенные цепи. |
Но на те же самые вопросы физик будет отвечать принципиально иначе. Он скажет, что предмет падает потому, что действует закон силы тяжести, а в угол предмет летит потому, что действует закон инерции, закон силы тяжести и закон сопротивления среды. В первом случае я буду сводить изменения объекта к своему действию, во втором случае я буду искать сам процесс и закон внутри этого объекта. |
Нельзя представить дело таким образом, что нечто есть результат только естественного течения событий или только человеческих действий. И это - основная и исходная проблема, как для Геродота и Фукидида, так и для современного историка. |
Мало того, мы действуем через посредство дубильного вещества, но можно дело представить так, что это дубильное вещество действует через посредство нас, оно заставляет нас следить и вынимать кожу в определенное время. Вопрос в том, как мы сумеем это разделить. |
Но может ли делать такую вещь историк с его специфическими задачами? Представьте себе на минуту, что он такого делать не может, тогда как же и что он должен описывать? В частности, может ли он говорить о необходимости. Если он будет описывать не то, что происходит само собой, по естественной компоненте, а искусственную компоненту, то мы приходим к сознательному действованию людей и к полнейшему произволу и случайности событий. Какие вопросы? |
Вопросы - ответы |
Верховский Н. А там отвечать надо? |
И, таким образом, на растяжке двух интерпретаций возникает вопрос восстановления исторического содержания, и у этого восстановления есть несколько разных, так сказать, слоев, потому что есть слой, условно назовем его археологическим, потому что можно раскопать останки, проверить их радиоактивным методом, выяснить, что между персами и греками существовало различие в вооружениях, и так далее, и так далее, и тому подобное, а есть идеологическое, потому что понятно, что Геродот писал свою «Историю» для того, чтобы способствовать дальнейшему самоопределению и росту греческого общества, а если бы он стоял на другой позиции, то, может быть, он писал бы чуть-чуть по-другому, и так далее. И все это приходится растаскивать и чрезвычайно усложнять эту картину. |
Верховский Н. Получи гражданскую войну. |
Теперь ты можешь меня спросить, в духе своих предыдущих вопросов, так что, тот факт, что Георгий Петрович эти представления начал развивать именно в конце 80-х годов, на фоне начавшейся Перестройки и выхода системы из управления, это он рефлектировал текущую ситуацию, и отвечал на злобу дня? Я тебе скажу – ну да, в каком-то смысле да. 25 мая мы с вами встречаемся в предпоследний, а 15 июня – в последний, крайний раз. |
Сноски и примечания |
(2) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
|
|