главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 60 (Схемы шага развития и сферно-фокусная) |
§ 85. (...) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 22 июня 2012 года |
о лекциях на сайте Фонда предыдущей версии - https://www.fondgp.ru/old/projects/jointly/school/0.html |
лекция 60 | (Схемы шага развития и сферно-фокусная) |
§ 85/?? (1) (1.1)(2) (2.1) | (...) |
Щедровицкий П.Г. Так, друзья мои, прежде всего я хочу сказать, что я очень рад тому, что, наконец, сегодня я завершу этот курс. Курс, который я начал читать в сентябре 2007 года, курс, по отношению к которому у меня в настоящий момент нет никакого желания, точно нет никаких сил на резюме – ну, на рефлексию; при этом ни в плане интерпретации содержания основных схем системомыследеятельностной методологии, которые, как я считаю, в основном мы обсудили, так и в плане анализа самих процедур и техник схематизации. Я думаю, что это остается задачей на дальнейшую самостоятельную работу – как вашу, так и мою, ну и, наверное, даже через какое-то время я бы попробовал, во всяком случае, линию, связанную с изменением типа схем и процедур схематизации рассмотреть в отдельном докладе. Я пропустил целый ряд ссылок и сносок, особенно в последний год, потому что я предполагал исходно, что так же, как я разбирал, например, австрийскую политэкономическую школу, так же я разберу, скажем, Хабермаса и Лумана в разделе про коммуникацию. Но это тоже не состоялось и остается задачей на будущее. И единственное, что я могу и хочу сделать сегодня – это попробовать завершить весенний цикл лекций 2012 года, а именно – цикл, связанный со схемой шага развития и сферно-фокусной схемой. |
В этом плане я могу, конечно, даже согласиться с тем, что, Дима, ты прислал мне при подготовке этих лекций, а именно – тезис о том, что некая мифология или идеология развития заимствуется у Маркса и присутствует фундаментальным образом в работе Георгия Петровича с самого начала. Но и не только в работе Георгия Петровича. Вот сегодня мы с Верой Леонидовной обсуждали вообще в целом влияние этой идеологии на изменение стиля и характера мышления во второй половине XIX и первой половине XX века в целом, потому что, конечно, последствия и масштаб влияния этих идей на совершенно разные философские и гуманитарные, социально-гуманитарные мыслительные проекты и программы были очень сильными, серьезными. |
Потому что если представить себе, какую катастрофу пережила, так сказать, интеллектуальная Австрия в период распада империи, потом гитлеровского периода и потом восстановления, то понятно, что тот вызов, который стоял перед интеллектуалами, в общем, был не меньше тех проблем, которые стояли в России в двадцатые, тридцатые, сороковые и пятидесятые годы. Понятно, что исторический рисунок, наверное, был какой-то другой, но вот масштаб вопросительности к мышлению – он был где-то… ну, он был точно не меньше, и я бы сказал, что он где-то, в каких-то моментах был похожим. Он ставил аналогичные проблемные вопросы. Она содержит три, как принято говорить, «подсистемы» целого, которые мы будем трактовать в соответствии с современными методологическими представлениями более точно — как три временных пространства: прошлого, настоящего и будущего. |
Но во всех конкретных случаях надо разрабатывать реалистичные программы, ориентированные на имеющиеся в нашем распоряжении коллективы специалистов и учитывающие те системы административно-учрежденческих связей и зависимостей, в которых будет проходить разработка, — и именно эти аспекты дела учитываются в оргпроекте. Поэтому, как правило, программа и оргпроект разработки создаются одновременно и параллельно, при постоянных соотнесениях и «зашнуровках» друг с другом, хотя вместе с тем программирование имеет свою логическую и методологическую норму и свои особые средства, а оргпроектирование — свои, сильно отличающиеся от норм и средств программирования. В силу этого процедуры организации исследования и разработок могут осуществляться совершенно автономно и независимо друг от друга, а соотнесение и зашнуровка их будут в этом случае синтетической процедурой, привносящей в разработку новый смысл и новое содержание. Процесс же целеобразования (или целеопределения) в обоих случаях должен будет учитывать как контекст программирования, так и контекст оргпроектирования. 1.2. Общая схема программирования исследований и разработок1.2.1. Как показывают современные методологические исследования процессов программирования и планирования, они предполагают и включают в свой состав:(1) Анализ формулировки заказа-задания и перевод его в одну или несколько тем исследования и разработок. Сколько будет таких тематических формулировок и какой характер будет иметь каждая из них — зависит от того, как мы квалифицируем исходное задание, исходящее от заказчика, и тип необходимых в данном случае исследований и разработок. Эта часть работы программирования называется тематизацией. (2) Ситуационный анализ, переходящий затем (после прорисовки схемы ситуации на специальных оргдеятельностных планшетах) в анализ ситуации. Последний предполагает как анализ ситуации формирования и утверждения самого заказа-задания, так и анализ ситуации выполнения задания, причем сначала вместе, а потом раздельно для всех возможных в данном контексте работ — исследовательских, предпроектных изысканий, проектирования, экспериментальной или имитационно-практической проверки проектных предложений и т.д. и т.п. |
Анализ ситуации, таким образом, сам распадается на ряд работ — по числу формально выделяемых и фиксируемых в программе этапов и фаз разработки; здесь процесс программирования оказывается во многом зависимым от принятых эталонов и норм планирования. (3) Специальную фиксацию целей разработки. Эта часть работы программирования называется целеобразованием или целеопределением. Если в предшествующих шагах программирования уже выделены разные ситуации разработки и разные этапы и фазы самих работ, то цели должны определяться для каждой ситуации и каждого этапа отдельно; здесь проявляется зависимость программирования либо от следующего за ней этапа планирования, либо от принятых образцов, эталонов и норм планирования. Кроме того, цели разработки должны определяться отдельно для каждого ее участника, или для каждого позиционера; здесь проявляется зависимость программирования от параллельно осуществляющегося процесса оргпроектирования и его продуктов — оргпроектов разработки. Нередко, но совсем не обязательно, определение целей разработки связано с анализом ее назначения и анализом возможных и необходимых ее продуктов, поступающих различным потребителям (подробнее мы будем обсуждать эту сторону дела ниже). Для работы определения целей еще очень характерно, что она проводится постоянно — как в процессе программирования, так и в ходе выполнения программ — и, следовательно, должна еще включать в себя работу по корректировке и уточнению целей. (4) Обсуждение возможных позитивных и негативных последствий разработки по меньшей мере для всех областей и сфер деятельности, непосредственно ею затрагиваемых. Эта часть работы программирования в большинстве случаев сейчас просто не проводится, хотя имеет огромное значение для организации всех без исключения работ, в том числе для целеопределения. (5) Перевод полученного набора целей и их дифференцированных и детализированных структур (например, в виде графсхем или так называемых «деревьев целей») в наборы стандартных задач. Эта работа предполагает инвентаризационный анализ имеющихся в нашем распоряжении средств и методов работы, или, более точно, способов решения и способов мыследействия. Всякая цель, соотнесенная нами с определенным способом действия, переводится благодаря этому в задачу и как таковая может быть передана исполнителям. Если все цели, зафиксированные нами в процессе целеопределения, удается перевести в задачи, то мы заканчиваем работу программирования оформлением программы задач, можем принимать решение о производстве соответствующих работ и переходить к планированию их. |
(6) Определение основных затруднений, конфликтных точек и ситуаций, внутренних противоречий в концепциях исследований и разработок или внешних противоречий интересов и целей, возникающих между заказчиками и исполнителями или между исполнителями, представляющими разные подходы, разные профессиональные системы мышления и деятельности или разные научные предметы и направления и т.д. и т.п., исключающие чисто задачный подход и чисто задачную организацию разработки в целом; прорисовка конфликтных ситуаций, выявление их социальной и культурной общезначимости и квалификация их (на этом основании) как подлинно проблемных ситуаций, наконец, определение основного круга проблем, которые необходимо разрешить, чтобы выполнить тематическое задание на высоком уровне качества. Вся эта совокупность работ в целом называется проблематизацией темы. (7) Обсуждение основных путей и направлений перевода зафиксированных таким образом проблем и проблемных ситуаций в наборы типовых задач — оргуправленческих, методологических, проектных, научно-исследовательских, исторических, методических и т.д., разработка средств и методов, позволяющих реально осуществить этот перевод, инвентаризация и фиксация полученных таким образом новых способов решения и оформляющих их формулировок задач в общей и профессиональной культуре; обычно эта часть работы программирования обозначается как перевод проблем в задачи. (8) Вторичное построение программы новых задач, полученных на основе программы проблем, и соответствующей им программы работ, обеспечивающих их решение; вторичный выход на планирование системы работ. (9) Расчет сил и времени, необходимых для выполнения круга намеченных в программе работ. Совершенно очевидно, что этот расчет зависит от системотехнического состава группы исполнителей и, следовательно, предполагает обращение к соответствующим элементам оргпроекта, хотя в других случаях отношение может быть обратным и сам этот расчет сил и времени может служить функциональным заданием на оргпроект разработки. (10) Организационное проектирование коллектива исполнителей, способного выполнить эти работы — как по составу участников, так и по формам организации их мышления, коммуникации и мыследействования. |
(11) Планирование самих работ и, возможно, разработка вторичных проектов, которые в сфере строительства получили название проектов производства работ (ППР) и проектов производства строительства (ППС). 1.2.2. Первые восемь пунктов этого перечня составляют основное ядро программирования, и оно представлено в самом этом перечне достаточно детализированно. Пункт (9) фиксирует формальный переход от работ программного типа к работам оргпроектного типа и скорее всего должен быть отнесен к оргпроектным работам, если мы рассматриваем оргпроектирование как накладывающееся на программирование и следующее за последним, но нам придется отнести его к программированию, если мы будем рассматривать его как следующее за оргпроектированием и пристраивающееся к последнему — в реальной практике организации работ мы можем наблюдать как одно, так и другое; возможно также, что этот вид работ надо отнести к рефлексии программирования и оргпроектирования, и тогда он попадет в методологию оргуправленческой работы. В пунктах (10) и (11) зафиксированы два больших раздела оргуправленческой работы, каждый из которых по масштабу равен программированию и предполагает по крайней мере столь же детализированную проработку, какую мы произвели для программирования. В общем виде отношения между программированием, оргпроектированием и планированием представлены на схеме 1.3. Специально надо подчеркнуть, что связи, фиксируемые на схеме, являются логическими и существуют в логическом времени: их ни в коем случае нельзя рассматривать как изображающие, моделирующие или имитирующие реальную последовательность работ в процессе оргуправленческой подготовки разработок. Вопрос о реальной последовательности работ при программировании, оргпроектировании и планировании должен рассматриваться особо. Рис. 1.3. Принципиальная схема взаимоотношений программирования, оргпроектирования и планирования |
1.2.3. При постановке вопроса о реальной последовательности развертывания отдельных работ при программировании, нужно прежде всего подчеркнуть, что это развертывание происходит не в одномерном, а по крайней мере в двумерном времени, а если учитывать не только сами работы (в узком смысле этого слова), но и рефлексивные ходы соотнесения (замыкания и размыкания) разных линий работы, то по меньшей мере в трех временных измерениях. И это имеет принципиальное значение. Поэтому схема, изображающая программирование, будет иметь вид, подобный тому, в каком она представлена на рис. 1.4. Рис. 1.4. Принципиальная схема программирования Если же мы захотим изобразить на схеме и проанализировать взаимосвязи и взаимозависимости между программированием и оргпроектированием, нам придется использовать еще четвертое измерение, а если также и планирование — то и пятое. Может быть, именно это обстоятельство объяснит нам, почему оргуправленцы так не любят сочетать планирование с оргпроектированием и программированием. |
1.2.4. Чтобы предотвратить возможные недоразумения, отметим здесь еще, что перечисленные нами работы — программирование, оргпроектирование и планирование — не исчерпывают еще всех подготовительных оргуправленческих работ, которые необходимы для хорошей, высококачественной организации исследований и разработок. В число этих необходимых подготовительных работ обязательно должны войти по крайней мере следующие: =Методологические исследования и методологическая разработка средств и методов организации, руководства и управления (и в этом контексте — методологические разработки, обеспечивающие программирование, оргпроектирование, планирование и другие виды работ, которые войдут в обойму оргуправленческих и оргтехнических) =Научные исследования организации, руководства и управления = Прогнозирование в его различных видах = Сценирование (ситуационное, средовое, мыследействовательное, организационное и т.д.) = Эталонирование, нормирование и другие виды парадигматизации работ = Собственно онтологические разработки, дающие основания для всех видов прожектирования будущего. Наверное есть и другие виды и типы работ, о которых мы сейчас мало что знаем, и, следовательно, приведенный нами перечень остается открытым. 1.3. Дальнейшие шаги детализированного программирования и оргпроектирования разработки1.3.1. Рассуждения, проведенные нами в параграфе 1.2., представляют собой рефлексивно-нормативную проработку того, что мы начали делать в параграфе 1.1. и что составляет основную линию смысловой и содержательной проработки заданной нам темы. То, к чему мы с самого начала обратились, — детальный анализ формулировки задания — является с точки зрения схемы программирования не чем иным, как тематизацией. Но это было только начало ее, и эту работу надо продолжить, руководствуясь формальной схемой программирования.Реализуя пункты этой схемы, мы прежде всего должны углубить и уточнить наше понимание целевого задания и в первую очередь, как это уже отмечалось при анализе схемы программирования, определить тип самого задания, в частности, его принадлежность к проектным или исследовательским разработкам. |
Ясно, что каждая из этих групп может и будет дифференцироваться и расчленяться дальше; пока что в схеме выделены только важнейшие из всех тех позиций, которые включены в систему «заказ-разработка-использование», и во всех реальных ситуациях они действуют в более широком и значительно более сложном окружении. В особенности это относится к группам потребителей продуктов разработки и ее заказчиков: если учесть, что всякая реальная разработка в современных условиях обязательно создает не один, а множество разных продуктов — программы и планы, средства и методы разработки, научно-исследовательские и изыскательские знания, проекты и конструкции, оценки проектов и конструкций на реализуемость и эффективность — и каждый из этих продуктов (в этом особенность знаково-знаниевых организованностей) может использоваться многими потребителями и, вдобавок ко всему, многими разными способами, то нам для изображения возможных здесь отношений потребления и использования придется рисовать структуру с множеством пересекающихся связей. А заказчики разработки должны будут, что очевидно, отобразить и представить в формулируемом ими заказе-задании по крайней мере основные из этих направлений и способов использования продуктов разработки; для этого, по-видимому, тоже требуется как многопозиционная работа, так и проведение специальных предваряющих исследований. И здесь мы уже с неизбежностью переходим к обсуждению следующих этапов и фаз программирования, а именно — этапов анализа ситуаций и целеопределения, и одновременно к обсуждению сопровождающих их этапов и фаз оргпроектирования.
1.3.3. <…> В широком околонаучном и оргуправленческом окружении считается, что исследовать можно что угодно и как угодно — была бы охота. Это мнение укрепляется все больше и больше по мере того, как растет число фиктивно-демонстративных псевдоисследований, подтверждающих очень странное и парадоксальное, но тем не менее крепкое и живучее, широко распространенное среди практиков и оргуправленцев убеждение, что де научные, а вместе с ними и методологические исследования ровным счетом ничего не дают ни практике строительства, ни практике организации, руководства и управления. И все это существует по отношению к конкретным исследованиям и разработкам наряду с глубоким уважением к «науке вообще» и даже почитанием ее, в особенности той науки, которую производят «великие» ученые (как правило, уже умершие). |
Может быть, поэтому, а может по какой другой причине подлинного программирования данной разработки не было проведено, а вместе с тем не были проведены ни анализ ситуаций заказа и разработки темы, ни анализ ее целей и возможных употреблений и использований ее продуктов и последствий такого использования для сферы проектирования и изысканий. Если, скажем, такой анализ предполагалось включить в состав предпроектных исследований и изысканий, то это, наверное, должно было фиксироваться в задании и в рабочей программе. Но этого тоже не было. Между тем, именно этот анализ, как мы рискуем утверждать, имеет решающее значение в проектно-исследовательских разработках такого типа, какой инициируется заданием на разработку новой классификации категорий сложности изыскательских работ. И начинаться этот анализ должен с воспроизведения целей и ожиданий всех позиционеров, так или иначе заинтересованных в этой разработке, ибо эти цели и ожидания являются, по сути дела, функциональным заданием как на саму разработку, так и на ее продукты. 1.3.4. По идее, уже сам заказчик, формулирующий тему задания, должен отчетливо представлять себе общественную потребность в продуктах разработки и передать это свое видение и понимание разработчикам. Откуда заказчик берет это свое видение и понимание — из опыта собственной практической работы, путем опроса других заинтересованных позиционеров или на основе научных исследований — не так уж важно; принципиальное значение имеют лишь полнота и адекватность его представлений, и только это косвенно определяет пути и способы выработки его представлений...
|
Он должен быть маневренным, бронебойным, ездить со скоростью машины формулы-1 и т.д., но вот такого требования, то, что он должен предполагать возможность доступа и перевозок людей с ограниченными возможностями ни один человек не называет. … Но при этом заказчик формулирует отнюдь не цели работы для исполнителей — это в принципе невозможно: цели должны и могут формулировать только те, кто будет осуществлять сами работы, т.е. исполнители, — заказчик формулирует лишь задание на разработку, и в нем должны быть записаны не цели заказчика (хотя они тоже могут там фигурировать), а объективные основания для разработки, дающие достаточно ясное представление о том, что должно быть получено в результате. |
Если заказчик по тем или иным причинам не может этого сделать, то он может воспользоваться тремя достаточно традиционными способами организации начала работ: |
Каким образом дальше будут распределяться работы внутри коллектива разработчиков и кому, в частности, будут поручены предварительные исследования, разворачивающиеся в контексте программирования, — зависит от многих факторов, в частности от состава группы разработчиков, наличия в ней специальных методологических подразделений, административно-организационного выделения служб программирования и оргпроектирования исследований и разработок и т.д. и т.п. К более детализированному обсуждению этой стороны дела мы должны будем вернуться чуть позднее. |
1.3.5. Но и это общее целевое задание на разработку, сформулированное в специфической форме самими разработчиками, отнюдь не исчерпывает необходимого в данном случае целевого комплекса. Для каждого участника коллективной разработки эти общие цели остаются все же чем-то внешним и нормативно заданным, не приложимым непосредственно к его собственной мыследеятельности. |
И это является, по-видимому, принципом системного анализа каждого сложного образования: как только мы произвели какую-то дифференцировку и усложнение внутри одной из систем, входящих в целое, так сразу же необходимо обратиться к объемлющим ее системам и рассмотреть, какие влияния это изменение должно оказать на них и что, собственно, мы должны изменить в наших представлениях и схематических изображениях, чтобы привести их в соответствие с изменившейся (или измененной) частью всей системы. Здесь, следовательно, действует принцип соответствия части целому и целого части. 1.3.7. Отмеченное размножение целей разработки соответственно числу возможных в ней общезначимых продуктов является важным, но отнюдь не единственным механизмом развертывания системы целей… Ну, наверное, вам также понятно, что вот этот принцип, когда мы снимаем фокусировку с конечного продукта и переводим ее на самостоятельное существование промежуточных продуктов, включая методические или технологические условия реализации конечной цели, собственно, и создает инновационную экономику. Потому что суть инновационной экономики состоит не в том, чтобы совершенствовать линейный продукт, а в том, что мы получаем возможность использовать все продукты системы для неожиданного использования в других системах. Но для этого они должны быть специально оформлены. Если мы их не оформили специальным образом, то использовать их невозможно, и они остаются внутри только этого коллектива, и не предполагают заимствование и использование другими, в т.ч. для совершенно других видов деятельности. |
Щедровицкий П.Г. И представленности в общественном пространстве, даже не в общественном пространстве, а в последующих системах употребления. Т.е. в общественном пространстве можно просто заявить, что мы это делаем, и этого достаточно. А вот продать это, конечно, можно только если оформлены все необходимые договорные отношения.
Ну, тоже понятно. Чтобы такую работу проделать, он должен из исполнителя основной разработки перейти в позицию, как минимум, рефлектирующего, а как максимум в управленца в своей части деятельности, рассматривая это не только, как часть этой деятельности, но и как самостоятельный продукт в других деятельностях. Поэтому появление на заводе Форда рабочих, которые превращают свое рабочее место в предмет управления, есть условие превращения любого участника кооперации в субъекта деятельности. По отношению к этой она есть частная, а по отношению к его она есть полная и самодостаточная. |
… Так, например, у организатора разработки, в силу того что он выступает в оргтехнической позиции, сразу же появляется вторичная (по отношению к общей цели разработки) цель — организовать саму эту разработку правильно, эффективно, экономично, рентабельно и т.д. и при этом удовлетворить всем общественно фиксированным культурно-историческим нормам и критериям как на разработки подобного типа, так и на формы и методы самой организации.
Это вообще, я хочу вам сказать, первый был из изгнанных. … При таком подходе, очевидно, целевые задания отдельным разработчикам будут устанавливаться в соответствии с их профессиональными возможностями. И это, бесспорно, правильно и эффективно. Но, с другой стороны, — и это тоже достаточно известно — рабочие возможности и, соответственно, продуктивные выходы каждого профессионала и специалиста во многом зависят от форм организации самой этой работы и тех взаимодействий между позиционерами, которые при этом задаются. Поэтому и цели отдельных разработчиков должны меняться (и, как правило, меняются) в зависимости от состава рабочего коллектива и форм организации коллективной работы, или, что то же самое, в зависимости от форм технической организации работ. А эта последняя, в свою очередь, во многом определяется тем, как мы квалифицируем тип и характер осуществляемой разработки и какие примеры берем в качестве социально и культурно значимых образцов и эталонов. |
Вопросы - ответы |
Верховский Н. А второй кружочек, не штрихованный и не пунктирный – это всё же образ далекого будущего или это идеальное состояние? Щедровицкий П.Г. Идеальное состояние. Верховский Н. То есть не образ далекого будущего? Щедровицкий П.Г. Ну, а идеальное состояние и образ далекого будущего – это что такое? Верховский Н. Это разное. Данилова В.Л. Это разное. Реплика. Это одно и то же. Щедровицкий П.Г. Ничего подобного. Верховский Н. Это разное. Щедровицкий П.Г. Ничего подобного. Нет, ну если вы – человек беспринципный, то для вас это разное. Верховский Н. Нет, неправда. Наоборот, если я – принципиальный человек, для меня это разное. Щедровицкий П.Г. Почему? Верховский Н. Потому что для меня идеальное состояние вообще в другом времени и в другом пространстве, и в этом смысле вне времени, я бы даже сказал, находится и требует отдельной работы по реконструкции. Щедровицкий П.Г. Подожди. И это вне времени. Верховский Н. А будущее – это вот как раз вот этот пунктирный кружок, которого никогда нет, который всегда становится на стыке идеального состояния и моих текущих условий. Вот это. Щедровицкий П.Г. Нет, ну подождите. Нужно же ещё одно усложнение ввести. Нужно же ещё нарисовать другого позиционера, который про развитие говорит не в этой действительности и не в этой действительности, а глядя на этого и всех других таких же. И у него вот такая получается конструкция (рисует). Ну и так далее. Бахтурин Д. Нет, Петр Георгиевич, Вы зачем опять эту тему вот как-то, извините, заметаете под ковер? Ведь различение между идеальностью и будущностью, ну, временностью и идеальностью – оно на самом деле должно быть, наоборот, выделено как не проработанный вопрос. Потому что, когда Вы его отождествляете, вот как Верховский спрашивал: идеальное – это, там, светлое будущее коммунизм или светлое будущее капитализм. Это одно и то же? Или это идеологическое ***. |
Щедровицкий П.Г. Нет, подожди. Это зависит от того языка, в котором вы формулируете представление об идеалах. От языка зависит. Бахтурин Д. Но будущность? Щедровицкий П.Г. Что это значит? Будущность – вот. Ну, или – вот это будущность. Верховский Н. Вы как говорите? «Научник» знает, что идеальная точка никогда не случится вообще. Но она ему нужна как некий оператор. Щедровицкий П.Г. Ну я поэтому и говорю: мы с вами говорим про разные идеализации или даже идеации. Данилова В.Л. Пётр, а можно сюда же? У меня вопрос немного более аксиологический. То есть, а ты не считаешь нужным иметь возможность формулировать идеал в таком виде, в каком он никогда не будет реализован? Щедровицкий П.Г. Ещё раз, услышь меня. Он и не будет никогда реализован по логике этой схемы, потому что Ахилл никогда не догонит черепаху. Верховский Н. Я к чему, Петр Георгиевич, вывожу здесь? Потому что это по способу работы. Если это далёкая будущность, то это значит – вот все поехали: форсайты, программирование, забрасывание туда, сюда и так далее. Данилова В.Л. Да-да. Щедровицкий П.Г. Нет. Ещё раз. Верховский Н. А это ведь другая деятельность. Щедровицкий П.Г. Вы путаете просто разные пространства существования. Что такое форсайт? Форсайт – это технический прием расширения временного горизонта этим действующим. То есть фактически в моей аналогии – это приём, который должен превратить обычного человека в инвестора. Вы, кстати, помните, что я ещё всё время вам ссылался (ну, не здесь, а параллельно) на то, что у этих ребят, у «австрийцев», очень специфическое понятие венчура, не то, которым мы сейчас пользуемся, поскольку они венчуром называют самофинансирование. То есть, они говорят, что есть три источника денег: налоги, кредиты и венчур. То есть что я делаю? Я сам искусственно начинаю раздвигать горизонт своего планирования и накапливать деньги для развития. Я не беру эти деньги в банке под проценты и не получаю их в том или ином виде у государства, которое искусственно стимулирует, так сказать, игру с временными горизонтами, а я сам двигаю свой горизонт. Бахтурин Д. Петр Георгиевич, но это идеальная модель или это то, что должно быть реализовано через два года? Вот будущность здесь в каком смысле? Щедровицкий П.Г. Ещё раз. Два года ни при чём здесь. Послушай меня. Здесь два года ни при чём. То, что будет реализовано через два года в твоём примере… Бахтурин Д. Через двести лет. Щедровицкий П.Г. А это неважно. Оно вот здесь. Данилова В.Л. Пётр, но ты же фактически говоришь так, вроде бы, как мы тебе и предлагаем, потому что фактически ты говоришь, что у тебя вот этот последний заштрихованный кружочек принципиально отличен от всех других, и неважно, там, через двести, через две тысячи и так далее. ***. Щедровицкий П.Г. Ещё раз. Вне какого времени? Вне какого? Ты… Верховский Н. Вне времени того, в котором ***. Бахтурин Д. Вне времени, в котором говорят о будущем, в отличие от настоящего. Щедровицкий П.Г. Ещё раз, услышьте меня. Я не знаю, кто о чём говорит. После Хайдеггера все эти разговоры не стоят гроша ломаного, поскольку Хайдеггер сказал одну важную вещь, и советую вам её запомнить на всю жизнь. Он сказал, что способ мышления, при котором мы один раз кладем объект, а потом начинаем говорить про его время, про время этого объекта – бессмыслен. Нельзя производить такую процедуру, поскольку время этого объекта и есть сам объект. |
Бахтурин Д. Петр Георгиевич, но это так Вы уверены, что это прямо так стыкуется с теоретико-деятельностным представлением? Щедровицкий П.Г. Сто процентов. Потому что формой жизни объектов деятельности является их жизненный цикл. Никакого другого объекта, кроме жизненного цикла, не существует. Бахтурин Д. Но тогда надо ввести два времени и соотносить время жизненного цикла с ... Щедровицкий П.Г. Ещё раз. Когда ты говоришь «ввести два времени», ты время мыслишь не из этой парадигмы. Бахтурин Д. Я мыслю его из жизненного цикла другого объекта. Щедровицкий П.Г. Услышь меня. Ты категорию времени употребляешь не по понятию, потому что, то время, о котором говоришь ты, придумано вот этим парнем для синхронизации деятельности. Мы говорим, что лекция начнется в семь часов, для того чтобы, когда я начал её читать, вы бы уже пришли её слушать. Понимаешь? И это другое пространство. Это пространство, в котором люди ездят на поездах, отводят детей в детские сады и так далее. Оно создано для синхронизации наших разных вот таких вот траекторий. Бахтурин Д. Точно так и выглядит, нужно два времени. Щедровицкий П.Г. Да не два, а тридцать три. Бахтурин Д. Время идеальное. Щедровицкий П.Г. Их тридцать три. Бахтурин Д. Но не одно? Щедровицкий П.Г. Да. Бахтурин Д. Вопрос ведь в том, что не одно. Щедровицкий П.Г. Так и я говорю, что не одно. Их тридцать три. Бахтурин Д. То есть Вы их просто различили? Щедровицкий П.Г. Нет, мы ничего пока не различили. Бахтурин Д. Как минимум два. Щедровицкий П.Г. Мы пока ничего не различили. Я говорю: много разных времен. Но позиции не путайте. Поэтому для вот этого деятеля, ну, в зависимости от масштаба его действия, для одного через два года будет бесконечность, для другого – через двести. Это всё находится вот здесь. Поэтому я всегда говорил, что никакого развития вне примысливания ценности, то есть идеального, не бывает. А шаг всегда конкретен. Он всегда конкретен, шаг, потому что он обусловлен совершенно другими вещами. Он обусловлен состоянием системы, которую я двигаю, моими силами, моими ресурсами, волей, случайными обстоятельствами. Ищенко Р. А к заштрихованному кружочку категорию «должное» можно применить? Щедровицкий П.Г. Можно, конечно. Верховский Н. Просто почему Вы его почему-то не треугольником и не вот так? Если он там всегда, ну, то есть… Щедровицкий П.Г. Потому что в данном случае это состояние берется в аспекте вот этого. Оно берется не вообще. Ну, потому, что если перед вами поставить задачу описать идеальное будущее, ну, идеальное вот это состояние – ну и что вы про него скажете? Да ничего. У вас языка нет. Вы всегда будете про него говорить как про обратную сторону Луны. Бахтурин Д. У физиков есть четкое представление, о, там, идеальной точке... Щедровицкий П.Г. У физиков нет. Поскольку я был в течение трех лет начальником над всеми физиками, у них нет никаких представлений. Они давно запутались в собственных артефактах. И Переслегин говорит то же самое. |
Данилова В.Л. «Прелесть моя». Щедровицкий П.Г. «Прелесть моя». Верховский Н. Горлум. Щедровицкий П.Г. Потому что все тюремщики внутри нас самих. И, собственно, уж тогда понятно, какую роль выполняет механизм игры. Механизм игры вот здесь вырезает ещё одно пространство, в котором люди могут попробовать сложить новую кооперацию, новую коммуникацию и кооперацию, чтобы проверить зазор, возможный для шага. То есть они как бы… и они имитируют шаг развития, тем самым убеждая самих себя, что он возможен. Верховский Н. Ну, то есть да, я об этом тогда и спрашивал, когда показывал, что, заходя сюда, он вообще принял решение о том, чтобы говорить про развитие, сюда – он сымитировал позицию, столкнулся вот примерно с этой историей и дальше сказал: «Хорошо, а давайте попробуем ввести другую или переоформить эту позицию, для того чтобы посмотреть…». Щедровицкий П.Г. А давайте попробуем для игры. Не так, как в реальных обстоятельствах, в которых масса ограничений, а как будто бы этих ограничений нет. И как бы после этого производится вот это искусственное, ситуационно ограниченное самоопределение, некая проба: а давайте по-другому. Давайте сделаем не так, как принято. У нас нет этого позиционера, давайте вот его, который им не является, мы знаем про это, здесь в игре назначим этим позиционером, пусть он попробует проимитировать эту позицию в игровом взаимодействии. Но обрати внимание: игра же может быть не только оргдеятельностная, да? В конце концов, чем ситуация, при которой я создаю новый департамент под новую функцию, которой у меня не было, и сажаю туда старых людей, отличается от игры? Ничем. Эти люди не умеют это делать, и я это знаю, и они это знают. Но мы создали функциональную оболочку, приписали этому департаменту в структуре кооперации такую функцию, и теперь они начинают пробовать. Бегают по Интернету, собирают кусочки от этой деятельности, начинают что-то пытаться делать, там. Ну, простой пример: в «Росатоме» создали подразделение, которое занимается производственной системой «Toyota». Кто из них знает, что такое производственная система «Toyota»? Никто. Кто из них умеет производственно делать? Никто не умеет. К ним раз в три месяца приезжает японец, им рассказывает, как это делать, а они пробуют. Он приезжает в следующий раз и говорит: «Это выкиньте, а это правильно, а это то». |
И так там за три года они чему-то научаются. При этом обратите внимание: когда японец приезжает и смотрит на них, он им говорит, обратите внимание, совсем не то, что они плохо выстроили какой-то производственный участок в цеху. Он им говорит следующее: «Вы не понимаете ценности производственной системы «Toyota». Вы неправильно их сквозь призму своего дурацкого постсоветского опыта трактуете. У нас система построена…» - и каждый раз на конкретных примерах он им воспроизводит элементы идеального состояния, и не более того. А убирать тряпкой рабочее место, визуализировать производственное задание и так далее может научиться каждый дурак. Заимствовать технические компоненты легко. Ищенко Р. Рабочую онтологию не берут. Щедровицкий П.Г. Ну, конечно. Не берется основание, идеальное не берется. Бахтурин Д. Я пока думал, вот версия всё-таки к этой дискуссии про времена. Может быть, так можно вот эту как бы сдвижку сделать, что внутри каждой профессиональной позиции есть не представление об идеальном, а о направлении развития, которое для них в рамках их парадигмы и считается как бы логично естественным, то есть вытекающим из их парадигмы… Щедровицкий П.Г. Подожди, сейчас. До тех пор, пока ты не разобрал пример с местами для инвалидов и системой захода в автобус для инвалидов. В том-то и вся проблема, что все эти студенты, ну, условно… Бахтурин Д. Здоровы. Никто из них не инвалид. Щедровицкий П.Г. Нет, не поэтому. Они все – автомобилисты. А требования к автомобилям, самолетам, сантехнике, мебели, учебному процессу вытекают не только и не столько из их внутренней логики движения. Когда я говорю, что они несут на себе элементы идеологии, этики и ценностей профессионального цеха – это не значит, что они несут на себе элементы идеологии делания того, что они делают. Бахтурин Д. Ну, не знаю. Щедровицкий П.Г. Почему? Это важно. Бахтурин Д. Это важно, просто я про другое говорю сейчас. Что вот это будущее и идеальность – она просто характерна для развивающихся систем, у них есть модель того движения, которое они считают, приняли как истинное, идеально правильное. За счёт этого для них будущее идеальное соответствует их идеальной модели. |
Ну, например, физики в какой-то термодинамической картине мира будут обсуждать и будут говорить, что будущее идеальное вот такое-то, всеобщий хаос или, там, энтропия, равномерно распределенная по… это пример. И тогда можно говорить, что для них будущее совпадает с идеалом, в смысле, с будущим их идеальной модели, то есть с развитием их идеальной модели. Тогда можно ***. Щедровицкий П.Г. Смотри. С точностью до несогласия с употреблением некоторых терминов – да, ты говоришь то же самое, что я говорю Вере. Я говорю: схема, при которой развитие есть усложнение, добавление новых элементов к некоторой целостности и вообще вот эти модельки «клеточка ставшее состояние» и так далее – это модельки из логики процессов развития. И они нам нужны для того, чтобы мы для себя признали возможным превращение X в Y. Бахтурин Д. А вот тут извините, Петр Георгиевич. Вот тут-то как раз… Это как раз ситуация, когда их собирай хоть тучу, автомобилистов, а никто из них автобусу не приделает вот этот вот пандус. Щедровицкий П.Г. И я о том же самом. Бахтурин Д. Подождите, а ситуация-то здесь в другом. Ведь вся логика развития мышления, которая, вот пока читалась за тем, что Вы сказали – это пресловутая филиация идей. Собрались... Щедровицкий П.Г. Не без этого. Бахтурин Д. Нет, подождите. Не то что не без этого, а ничего другого. То есть мы как бы собираем, все друг с другом поговорили и сложили из наших этих вот кубиков, ну, вот то, что было, а потом то, что было, то и полюбили. Нигде вот этого, понимаете, вот этого, ну, скачка вверх по вот этому ***. Верховский Н. Предмет заботы других позиции. Бахтурин Д. Они ниоткуда не берется из этого после суммирования позиций. Щедровицкий П.Г. Не знаю. Верховский Н. Там просто… Ещё ведь там у нас на схеме хитрее нарисовано, потому что то, что в среднем слое, то есть, грубо говоря, когда идеальное стало ***. Бахтурин Д. Я про другое сейчас вообще говорю. Это уже тот принцип, когда Георгий Петрович различал: пялиться в объект – это ещё ***. |
Щедровицкий П.Г. Ну, хорошо. Подожди. Давай я тебе на другом примере приведу. Я когда-то его, там, в начале девяностых годов, когда население страны изучало вопрос, что такое рынок, экономика, приватизация и так далее на собственном опыте, у меня был один из любимых примеров в лекциях. Я рассказывал историю. Ну, реальную историю в Канаде, когда леспромхоз и местное индейское поселение. Леспромхоз вырубает деревья на их землях. Ну, у них там, условно, есть лицензия, они там получили её когда-то, вот сорок пять лет, и, так сказать, вот вырубают. В какой-то момент жители приходят к выводу, что им не нравится, как они вырубают. Значит, они перегораживают дорогу и не пускают леспромхоз. Понимаешь, вот и тупик. Приезжают, там, представители штата, собирают их, ну, конфликт, и всё. Они говорят: «Нет, они плохо рубят, нам не нравится. Мы же знаем, что они вырубают больше, чем надо, что они губят лес». Те говорят: «Да нет, мы вырубаем только вот там, где отведено, там деревья уже старые». Всё, тупик. Теперь, как решается этот тупик? Тупик решается следующим образом. Предлагается в этом бизнесе, в котором есть леспромхоз, который вырубает лес, есть местные жители, которые получают, там, например, 25% доходов от этой деятельности, ввести третьего участника. Поделить прибыль. Этим участником предлагается сделать местный университет. И местный университет создаёт подразделение, которое проводит исследование этого региона, рассчитывает оптимальную конструкцию вырубки и показывает её местному сообществу, заручается их поддержкой и отдает это леспромхозу как план их работ. И у тебя появился третий участник с другими ценностями, который, войдя в эту кооперацию, её поменял. Верховский Н. А мышление туда впервые привнесли? Щедровицкий П.Г. Нет, почему. Ну, не надо так играть на понижение. У этих своё мышление, у тех своё мышление. Бахтурин Д. А стало ли оно, можно ли сказать, что оно стало, например, более совершенным, более… Щедровицкий П.Г. Нет, ну подожди. Хорошо, давай другой тебе пример. Давай следующий пример. Вот я – пенсионер, я свои деньги вложил в пенсионный фонд. Пенсионный фонд мне говорит: «Мы обеспечим вот такую рентабельность». Теперь, дальше я, как пенсионер, прихожу и спрашиваю: «Скажите, а вы вкладываете деньги в Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат?» Они говорят: «Да, это даёт хорошую доходность». |
Я говорю: «А я не хочу получать доходность с этого бизнеса, потому что я – пенсионер, и мне важнее, чтобы я мог с внуками поехать на Байкал и ловить там рыбу». Они говорят: «Но тогда ты не получишь доходность 7%, а получишь доходность 3%». Я говорю: «Да. Более того, мы вот все объединимся, нам достаточно 3%, но мы не будем, мы против того, чтобы вы вкладывали ресурсы в такие проекты». Бахтурин Д. Петр Георгиевич, но… Щедровицкий П.Г. Сейчас-сейчас, ты недооцениваешь масштаб проблемы. Я тебя уверяю, это меняет всю конструкцию. Данилова В.Л. А о чём вы сейчас спорите? Щедровицкий П.Г. Он говорит мне о следующем: что когда ты находишься в профессиональной позиции, то ты никогда не поднимешься вверх, ты всегда можешь идти только прямо, по прямой, в одной плоскости. Бахтурин Д. Да. В этом смысле ***. Данилова В.Л. Слушай, если на твоём пенсионере не сидит откуда-то ценность экологии, то последнего сюжета просто не будет. Щедровицкий П.Г. Слушайте, не выдумывайте. Ну, не выдумывайте. Данилова В.Л. Потому что пример «я хочу ездить на Байкал и ловить рыбу», извини, не канает совершенно. Щедровицкий П.Г. Это у вас не канает. Бахтурин Д. Если Вы считаете, что развитие мышления есть развитие количества подумавших людей, вот пенсионер подумал, совершил некоторый акт и выбор осуществил, так же, как индейцы. Ну, там для них посчитали на калькуляторах эти университетские, индейцы подумали и сказали: «Да, два плюс два лучше, чем один плюс ноль». Поэтому подумавшие индейцы увеличили количество подумавших людей на этой земле. Щедровицкий П.Г. Ну, и что? Бахтурин Д. И это есть как бы, ну, вот такой ***. Щедровицкий П.Г. Ещё раз, подожди. Отлично! Но тогда я тебе и говорю: из какого пространства я черпаю ролевой репертуар? Бахтурин Д. Из филиации идей. Щедровицкий П.Г. Нет. Ну, ещё раз. Вот у меня замкнутая ситуация. У меня есть три участника процесса, и они такие, какие они есть. Теперь я говорю: нет, парень, ты вот сейчас должен двигаться в другую сторону. Или нам нужен ещё один, который будет делать другое. |
Бахтурин Д. Версия понятна. Ну, извините, просто понятно, что Вы сказали. Добавляем участников в ситуацию, что изменяет представление других участников о ситуации, совершается у каждого из них некоторый, там, сдвиг гештальта. Щедровицкий П.Г. Или убираем участников из ситуации. Бахтурин Д. Ещё раз. Что-то там у него, короче, в мозгу подумалось. То есть индеец впервые посчитал, сколько будет два плюс два. И это есть как бы, ну, такая... В этом и ценность развития состоит. Алейник В. Да нет, ну это дело же не в том, чтобы эмпирического участника туда добавить, а дело в том, какого идеального участника нужно добавить в эту ситуацию. Попробуй это скажи заранее. Верховский Н. Ты сюда систему средств определенную добавляешь и оперирования. Данилова В.Л. Володя, по-моему, ты теряешь остроту противопоставления, потому что у Петра добавляется эмпирический участник. Щедровицкий П.Г. Так нет, ну эмпирический в том… Данилова В.Л. И по этому поводу Дима всё время ***. Верховский Н. Нет. Щедровицкий П.Г. Сейчас, ещё раз. Я же вам говорю: у нас же два пространства. У нас оргпроект реальный и у нас оргпроект, ну, если хотите… А ты мне что в этот момент говоришь? Ты говоришь: и вот эти как бы идеи, которые про вот то, как надо, должно и так далее – они носят случайный исторический субъективный, ну или пробный. Ну да. Да, ну слушай, так сказать, конкретный человек, какой-нибудь Френсис Бэкон, родившийся в конкретное время в конкретной семье, написал роман «Новая Атлантида», в котором описана вся последующая организация идеального общества, в котором есть исследователи, инженеры, проектировщики даже, и государство там им помогает в этом процессе. Написал, сам будучи лорд-канцлером, кое-что поделал в этом направлении, в результате чего вроде бы Англия раньше других создала целый ряд институтов, типа академии там и так далее. Потом помер. Откуда он это взял? Мы не знаем, где он это взял. Бахтурин Д. Петр Георгиевич, хорошо, вот это же такой… |
Верховский Н. С точностью до Бэкона и его «Новой Атлантиды», если позволен будет такой ход, то вмещение «Новой Атлантиды» вот в тот кружочек, в тот горизонт создало в верхнем контуре тех с красными головами. Щедровицкий П.Г. Подожди, это по-другому давай. То есть, ведь когда он говорит: Новая Атлантида – то за этим стоит определенный культурный, так сказать, стереотип, что была когда-то Атлантида, что это было идеальное место для жизни, что это были умные красивые богатые жизнерадостные люди. Потом случилось несчастье – то ли землетрясение, то ли извержение вулкана, то ли ещё что-то, всемирный потоп – и они исчезли. Берется вот эта как бы совокупность идеальных представлений, которая, конечно, разная, всё зависит от того, кто это пишет. И выносится, то есть и оживляется в форме романа-утопии. И в этом смысле он говорит: а почему они были такие добрые, богатые, жизнерадостные и так далее? Потому что у них исследования поощрялись. В какой мере это является проекцией неудовлетворенности сегодняшним состоянием дел? Не знаю, в какой. Наверное, была и определенная неудовлетворенность. Верховский Н. Нет, меня заинтересовал другой переход, когда Вы сказали, что, сказав «Новая Атлантида», он в верхнем пунктирном обводе нарисовал несколько позиций, которые потом прогулялись до ядра. Щедровицкий П.Г. Точно! Именно так. Поэтому вот по схеме можно было бы сказать так: Атлантида – ну, Новая Атлантида, вот её жители. А дальше вот репертуар, вот шажочек, который удаётся сделать. Ну, например, через введение того же самого патентного права, когда человек, который что-то придумал, имеет право закрепить это как свою собственность. Если раньше считалось, что собственностью могут быть только материальные вещи, то признается, что идеальные результаты, выдумки, изобретения тоже являются собственностью. К ним нужно применять те же самые правила неприкосновенности, тыр-тыр-тыр, развивать правовую систему. Данилова В.Л. Ты знаешь, а я ведь сообразила, чем отличается «Новая Атлантида» от схемы переноса опыта. Ну, в смысле, кейс Бэкона от кейса Георгия Петровича, где эта схема переноса опыта. Назвав свою конструкцию Новой Атлантидой, Бэкон ведь действительно вставил её в огромный временной интервал, то есть там с отсылкой, соответственно, к Платону, кто там ещё, Плутарх об Атлантиде писал. |
И, соответственно, к многовековым попыткам построить вот это самое общество. Когда мы говорим: схема переноса опыта – мы никуда не отсылаем. Мы отсылаем к эмпирическим ситуациям. Вот, там, к этим самым людям всяким: смотрите, вот у вас, вы, когда проводите лабораторное занятие, вы что должны сделать? Щедровицкий П.Г. Ты знаешь, что? Мне кажется, это во многом следствие не того, что это не лежало в горизонте действия самого Георгия Петровича. Данилова В.Л. Это не было прописано. Я же не говорю, что это лежало у него. Щедровицкий П.Г. Я бы даже иначе сказал: что дело даже не в том, что это не было прописано, а дело в том, что социокультурные условия были такими, что такая задача не ставилась. Поэтому Георгий Петрович вынужден был ссылаться на Гессе с его «Касталией», которая, безусловно, не про то, вместо того, чтобы написать, как тот же самый Богданов Александр Александрович наряду с «Тектологией» написал ещё роман об инженере (ну, тогда – авиаторе), создав образ, в том числе и литературный, вот этого самого персонажа. И так же, как Жюль Верн современную ему перспективу инженерного мышления выводит во вполне литературных персонажах. То есть недостаток инструментария, понимаешь? Потому что в это время, к сожалению, пишут, значит, ну, эти литераторы, как это там был этот, поэт Безымянный, да, или как там он, Безродный? Бахтурин Д. Производственный роман. Верховский Н. Если хотите новых инженеров, показывайте всем фильм «Железный человек». Бахтурин Д. Но при этом, смотрите, Жюль Верн писал фантастику. Щедровицкий П.Г. Согласен, да. Потому что понимал важность вот этого вот действия в другом метафорическом ряду. Данилова В.Л. Это важно, действительно. Чтобы задать вот этот разрыв. Щедровицкий П.Г. Разрыв в том числе, конечно. Бахтурин Д. И заполнить его при этом. Щедровицкий П.Г. И заполнить его. Верховский Н. Вот тут крайняя точка совмещения идеального и будущего. В этом смысле, когда там функциональные места, связи, ну, какой-то язык, чисто каркасный приземляется, ну, пусть на культурных и несуществующих персонажей, и им приписываются в том числе и новые функции и так далее. И в этом смысле оживляется не за счёт реальных людей действующих, а за счёт вот культурной функции. |
И тогда идеальное будущее вот в том горизонте, про который Вы говорили, оно начинает по-новому существовать. Это вот, собственно, та другая работа, кроме идеации, вот в таком смысле научном, она гуманитарно-технологическая. Щедровицкий П.Г. И на этой высокой ноте. Выпить бы мне, конечно… Ребята, я вас поздравляю с тем, что вы меня не будете видеть больше какое-то время! Верховский Н. От нашего скромного коллектива мы Вам коробку дряхлую такую нашли на дороге и решили подарить. Но в коробке по случаю была вот эта бутылочка. Бутылочка, собственно, с тех пор как Вы начали читать, созрела. Оно было в 2007 году виноградом, а сейчас оно вот это. Бахтурин Д. Подождите, Петр Георгиевич. А это было спиртом примерно в те же годы, когда Вы начали читать. Щедровицкий П.Г. Хорошо. И это приятно. Так, открывать не будем. Сейчас я приду домой, в одиночестве открою. Ребята, успехов вам! Материал пока некоторое время посуществует в таком виде, в каком он есть. Потом мы с Верховским решили, что мы напишем поверх короткую выжимку, как будто бы Георгий Петрович написал книгу про свою концепцию, соберем из его кусочков, добавим необходимые переходники и расположим в определенном порядке. Планировал я это сделать к дате, то есть к февралю 2014 года; не знаю, успею ли. Но вы можете открыть вокруг этого материала «Facebook», и желающие к каким-то разделам, главам и прочему написать либо цитаты подтверждающие, либо цитаты опровергающие, могут это сделать. Потому что, безусловно, задача прочитать всего Георгия Петровича – она даже для меня невыполнима, а особенно – удержать всё это в голове, поэтому я думаю, что такой коллективный разум, во-первых, подвигнет вас на то, чтобы читать более внимательно, а во-вторых, не лениться и какие-то цитаты, грубо говоря, «про» и «контра», но привязанные к тем или иным главам, лекциям или сюжетам, схемам будет давать, и я думаю, что не вы одни поучаствуете в этом процессе. Так что подумайте, как это организационно сделать. Современные средства связи это позволяют. А вам всем – успехов! |
Сноски и примечания |
(2) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
(2.1) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
|
|