главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 8. (...) |
§ 18. (...) |
§ 19. Модели и функции моделирования |
Ответы на вопросы |
§ 20. Онтологическое представление содержания знания |
Ответы на вопросы |
Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
лекция 08 | (...) |
§ 18 | (...) |
Щедровицкий П.Г.: Ну что, друзья мои. Переходим к третьей лекции второго полугодия. Продумывая ряд вопросов, которые были сформулированы на прошлой лекции, я бы хотел в этом параграфе еще раз вернуться к попытке здравомысленного восстановления той ситуации, в которой находились ключевые участники МЛК в период 1953-1960 гг.. Вместе с тем в этот раз я бы хотел сконцентрировать свое внимание не столько на социокультурных аспектах этой ситуации, сколько на восстановлении какой-то очень грубой структуры исходных гипотез и установок. И я попытаюсь изложить это максимально кондовым языком, сознательно идя на загрубление. Итак, исходным эмпирическим материалом для анализа и проектирования техник организации мышления были работы К.Маркса, конкретно – «Капитал». И в силу сопричастности этим текстам – ряд работ других классиков политэкономии, которые работали либо непосредственно в исторический период, предшествующий появлению марксизма, либо параллельно с Марксом над тем же самым кругом проблем: над описанием капиталистической формации и выявлением логики экономических отношений. И если говорить очень грубо, то работы Маркса сопоставлялись с работами Риккардо, А.Смита, может быть, еще с более ранними работами Кенне, физиократов. И вопрос, который ставили перед собой участники логического кружка, прежде всего Зиновьев, грубо звучал так: «Почему одни из этих исследователей смогли реконструировать логику капитализма, а другие не смогли?». Имея дело, фактически, с одним и тем же набором фактов, в общем, анализируя одни и те же феномены, и не сильно отличаясь друг от друга – ни с точки зрения того исторического периода, в котором они находились, ни с точки зрения того объема знаний, которые существовали в тот момент об исследуемых явлениях. И если по отношению к физиократам можно было говорить, что за сто лет что-то там изменилось в понимании объекта, то по отношению к Риккардо, который работал практически одновременно с Марксом, всего тридцать лет разницы... И никакой ответ, очевидно, не давал понимания этого парадокса. И единственный здравомысленный ответ, который пришел в голову одновременно нескольким из этих людей, которые стояли у истоков Московского логического кружка, заключался в том, что разница состояла в техниках мышления. Что Маркс мыслил иначе, чем, например, мыслил Риккардо. И именно это отличие в техниках мышления и привело его к правильному результату, в отличие от Риккардо, которого привело к неправильному. |
Может быть любопытным второй шаг. Второй шаг заключался в том, что, сделав этот, казалось бы, совершенно очевидный вывод, они походя отказались от всей логической традиции. Потому что современная им логическая традиция, принимала фактически как непроблематизируемое основание тезис о том, что человеческое мышление исторически неизменно. Что меняется объект, а правила умозаключения, суждения, вывода остаются неизменными. Третий момент формулировал, так сказать, эти два тезиса, а именно – что правильное мышление от неправильного отличается набором технических приемов, которыми пользуется мыслитель. Тем самым, фактически, они рамочно (возможно, в этот период недостаточно рефлексивно, но на уровне как бы невыявленных рамок) положили тезис об историческом изменении и развитии мышления и, фактически, поставили знак равенства между «развитием мышления» и «развитием мышления через техники». И отвечая на вопрос, что же в мышлении развивается, мы должны тогда сказать, что развиваются техники. Они меняются, а поэтому Маркс мыслил иначе, чем мыслил Риккардо, и, строя изменения этих приемов, способов, техник – добился иного результата. И они попали в очень сложный парадокс, потому что у них не было никакого языка и никакой реальной традиции, чтобы ответить на вопрос: «А в чем же техники Маркса отличались от техник Риккардо?». Именно в силу того, что традиционная логика не замечала этого процесса и никак к нему не относилась. Несмотря на то, что уже в этот момент были широко развиты культурологические и квазиисторические исследования мышления (Дюркгейм, Леви Брюль). Т.е. феноменология того, что мышление не одинаково в истории, того, что мышление разное – она уже была. Грубо говоря, социологические исследования первобытных общин, начиная с Тревора, через Леви Брюля, Мосса, Маргарет Мид – это все шло безотносительно к логико-методологической традиции. Воздействие этой феноменологии, этих исследований на трансформацию подходов логики еще не произошло. Но постулировав, что изменение мышления происходит в технике, они получают закономерный вопрос от своих оппонентов-логиков: «А в чем же меняется техника мышления?». Они не могли ничего ответить, потому что это полагание носило чисто рамочный характер, никаких представлений о мышлении как совокупности технических приемов на тот момент не существовало. Ответ на этот вопрос, который они начали давать, начиная с 1953-го и так далее года, в определенном смысле носил ортодоксальный характер. |
Потому что, если сформулировать тезис, что отличие правильного мышления от неправильного состоит в технике, первый вопрос будет о том, а в чем же специфика этой техники. Они же давали ответ не в терминах техники, а в терминах содержания объекта. Что они утверждали? Они утверждали следующую вещь. Что вообще-то, конечно, и тот и другой мыслитель (исследователь) имели дело с одним и тем же. С одной и той же реальностью, с одной и той же феноменологией, в конце концов, пока в не рефлексивном плане, с одним и тем же объектом. Но вот обходили этот объект, т.е. выявляли в нем самом некоторые стороны и объекты, строили последовательность обхождения этих сторон и объектов, они по-разному. То есть, грубо говоря, правильная техника от неправильной отличается тем, какие именно аспекты выделяются в объекте, какова последовательность их анализа и учета в формировании знания. И как учитываются связи между этими аспектами и, грубо говоря, между этими сторонами объекта. Вот здесь можно было бы поставить восклицательный знак, потому что «они не знали, что говорят прозой». Уже сказав это таким образом, они фактически дали шаг целой линии, которая проходит сквозным образом через всю работу ММК, линии, связанной с системным анализом. Если разговор начинался в терминах расчленения сложного объекта на некоторые стороны, элементы, в терминах выделения связей между ними и последовательности воспроизведения этих сторон и связей между ними в мышлении, то фактически это и есть калитка в системный подход. Первый системный подход. Второй системный подход. Это уже не важно, мы это будем с вами разбирать. И одновременно, обратите внимание, вводилось и некоторое имплицитное представление, как скажет Георгий Петрович через много лет, о категории сложности объекта. Т.е. говорили, что то, с чем имели дело эти мыслители – это некая особая сложная реальность. Это некий сложный объект. И по традиции гегельянской он трактовался как объект меняющийся, или, как они тогда говорили, как объект органический. Еще раз. Каким образом выделяются эти стороны, части, элементы? Как между ними выстраиваются связи, и каким образом последовательность рассмотрения этих сторон влияет на правильный или неправильный вывод об устройстве этого объекта? И, фактически, наверх, то есть к мышлению, уходит тезис о содержательности логики. Или о том, что логика должна быть содержательной или содержательно-генетической. Отсюда вполне определенная трактовка диалектики, диалектического метода. |
А с другой стороны в объект уходит представление о том, что он особый, сложный, органический, который можно представить особым образом – системно. Отдельно, наверное, стоит рассмотреть вопрос антиномичности или парадоксальности мышления. Если вы помните, в прошлый раз я приводил вам цитату из более поздних заметок Георгия Петровича, в которой он буквально пишет следующее: «именно ситуация антиномичности или парадоксальности знания является для меня исходной. Именно она дает почву для появления методологической позиции. Именно она, эта ситуация, воплощенная в схеме многих знаний, является для меня фундаментальной оргдеятельностной схемой. Схемой организации моей деятельности и моего мышления». В данном случае не будем проводить различия, потому что в тот период деятельность понимается как своеобразная активность исследователя. Как некоторая работа исследователя, мыслительный процесс, который он осуществляет, и тезис о том, что возможно исследовать мышление как деятельность, имеет и обратную сторону. И деятельность здесь трактуется, как фактически во многом исследовательская активность данного конкретного мыслителя или группы мыслителей. Четвертый момент. Поскольку Маркс, или Риккардо, или еще кто-то были лишь эмпирическим материалом, а задача состояла в том, чтобы на основе именно этого конкретного опыта или этих конкретных следов мышления построить обобщенное представление о мышлении в техническом горизонте, то возникал довольно специфический вопрос. А именно: а каким же образом техники мышления, возникшие у того или иного конкретного мыслителя при работе с неким конкретным органическим объектом, сложным объектом, обобщить и перенести на другие типы ситуаций. Т.е. на другие объекты и на другие задачи. Можно было, безусловно, описать мышление Карла Маркса, но задача ведь заключалась не в том, чтобы описать мышление Карла Маркса, а в том, чтобы на основе описания мышления Карла Маркса построить представление о мышлении вообще и о техниках, применимых, в том числе, к другим объектам. Отсюда все эти элементы конструкции, сложный объект, выделение сторон, связи между ними, последовательность обхода этих сторон, выражение всего этого в знании, антиномичность ситуации… |
Потому что, обратите внимание, у Карла Маркса в первом томе товары продаются по стоимости, во втором они продаются не по стоимости – фиксируется некоторая парадоксальность мышления. Эта парадоксальность схватывается и конституируется как важнейший элемент мышления вообще. Но задача заключается в том, чтобы оторвать все это от эмпирического материала и перенести на другой материал. Сформировать обобщенную технику. Следовательно, все эти понятия стремятся к обобщению. Отсюда, на мой взгляд, достаточно объясним переход к установке на перевод этих технических приемов мышления из одной области в другую. С целью построения общих представлений о мышлении. В какой-то момент воспроизведение и реконструкция специфических схем и принципов содержательного описания политэкономической формации капитализма превращается в анализ и описание общих характеристик этих объектов и способов разложения и собирания знания. Поэтому, когда Георгий Петрович говорит, что: «схема многих знаний является для меня основополагающей», и фиксирует базовую ситуацию антиномичности мышления, то вслед за этим становится совершенно понятно и объяснимо, что принцип обхода сторон сложного объекта и собирание результатов этого обхода в системе теории и оказывается ключевым вопросом технологии мышления. То есть, грубо говоря, то, что впоследствии получило название синтеза знаний, в тот более ранний период – конец 50-х годов – получило название «конфигурирование», как ключ к обобщенной технике мышления. Маркс удачно осуществил процедуру разложения на части этого объекта, обхода этих сторон и установления связи в теоретической действительности по отношению к одному объекту, но это с таким же успехом применимо к любому другому мыслителю, достигшему результата, по отношению к любым другим объектам. Кстати, здесь же лежит и вот эта странность метода восхождения от абстрактного к конкретному, о котором вы меня когда-то спрашивали. Фактически, что утверждается? Что, имея дело с особым классом объектов, вот этими органическими сложными объектами, мышление проделывает работу по разложению этого объекта на части-элементы-единицы, или, как любил говорить Выготский, клеточки. А потом, выстраивая последовательность обхождения этих частей и собирание их уже в образе этого объекта, мышление движется от наиболее абстрактных характеристик к все более и более конкретным. Слова «абстрактное» и «конкретное» здесь употребляются несколько иначе, чем в обыденном языке. |
Потому что конкретное представление отличается от абстрактного тем, какой объем этих процедур пройден от отображения отдельных сторон объекта к сторонам, все более и более соответствующим именно этому объекту. К синтезу, схватывающему его разные стороны. И в этом смысле более конкретному, потому что – отражающему его специфику. Не буду сейчас говорить о развитии. Потому что, скорее всего, придется поговорить об этом еще попозже, остановлюсь еще на одном, пятом, моменте, который мне кажется важным. Ковалевич Д.: Вы имеете в виду о развитии мышления? Щедровицкий П.Г.: О развитии вообще. О том, как оно там эволюционировало в понимании кружка в этот период. Хочу затронуть еще один пятый аспект. Просто обращу на это ваше внимание. А именно на то, что само представление о форме и содержании, которое не является ноу-хау ММК и достаточно последовательно используется в философской традиции много столетий, при таком заходе сильно усложнялось. Поскольку от простой оппозиции форма-содержание, фактически, они вынуждены были перейти к такой сложносоставной конструкции, при которой форма рефлексивно схватывала содержание. То есть получалось, что это не какая-нибудь форма, а форма, фактически отображающая и схватывающая тип того содержания, с которым они имели дело. А вот вторая сторона, объектная часть, с самого начала рассматривалась, как содержащая в себе некую форму. Ну, как минимум, форму исходного разложения сложного объекта на части или элементы. И получалось, что форма и содержание существуют не как голая оппозиция, а как, с одной стороны, содержательная форма или содержательно ориентированная форма, а с другой стороны – как уже оформленное в любой точке содержание. Или уже структурированный объект. Объект, структурированный той или иной первичной процедурой мышления. Мне кажется, что вот эта специфика теснейшим образом связана с последующей интерпретацией объекта как элемента системы предмета – о чем мы говорили в конце прошлой лекции, когда фактически предмет (или предметная организация в широком смысле слова) охватывает объект и включает его внутрь себя в качестве некоей организованности. Эта идея, гораздо более поздняя с точки зрения истории ее возникновения, конечно, появляется раньше, и появляется она раньше в силу такой многослойности отношения формы и содержания. |
Я прочитал между этими лекциями статью Розина(1), в которой он указывает на то, что представления о конфигурировании нельзя рассматривать в отрыве от эволюции системных представлений ММК. Я, в общем, склонен с ним согласиться, что в некотором смысле системный подход в ММК, возникает во многом именно из техник конфигурирования, из задач конфигурирования и сам по себе является своеобразной метатехникой, отвечающей на вопрос: «Как работать с разрозненными знаниями. | Как соотносить друг с другом разрозненные знания, полученные на основе разных средств, в разные исторические периоды и по определению отражающие разные стороны объекта?». Т.е. фактически системный подход, это метатехнология, отвечающая на вопрос, каким образом маркировать в некоем поле знания, различные знания, с самого начала относящиеся и относимые нами к разным сторонам и разным способам «поворачивания» объекта. |
§ 19 | Модели и функции моделирования |
Вот теперь я позволю себе прочитать вам длинный текст, который по моей просьбе нашел Русаков в библиотеке. По всей видимости, это самое развернутое изложение принципа конфигурирования, и в нем содержится ряд схем, которые будут мною использоваться в соответствии с движением по этому тексту. Это материал 1964-го года. Называется «Доклады участников симпозиума по проблемам игры». Текст называется «К методологии педагогического исследования игры»(2). Этот текст большой, в нем 75 страниц. В нем есть развитая первая часть, которая занимает 12 страниц. Я их вам все прочту, это называется: «Специфические задачи и место методологического анализа в исследовательской работе». «Как особое и относительно обособленное подразделение в исследовании, методологический анализ становится возможным лишь после того, как накоплены уже сравнительно обширные и разнообразные знания об объекте. Можно сказать, что они и появляются, потому что они накоплены, потому что с ними надо особым образом работать, потому что они дают возможность исследовать объект иначе, чем раньше. Но, тем самым, определяется тот специфический предмет, в котором идет методологический анализ. Он направлен на эти знания, на их взаимное отношение. На задачи исследования и исследовательские процедуры. Наконец, на отношения знаний, задач и процедур к объектам», – имеется в виду, а не на сам объект. – «И таким образом методолога интересует не объект как таковой, а другое значительно более сложное образование: система отношений между объектом, задачами его изучения, знаниями и действиями исследователя. Но зато благодаря этому методолог может давать рекомендации в отношении будущих процедур исследования объекта. Одна из важнейших задач, которую должны решить методологические исследования – это синтез в единой системе различных знаний об одном объекте (или группе объектов). Каждое знание об объекте вырабатывается в связи с определенными практическими задачами, оно отражает объект с какой-то одной стороны. Выделяет в нем небольшую группу свойств, необходимую для решения именно этой практической задачи. То, что важно для решения одной задачи, оказывается чаще всего неважным для решения других. |
Поэтому при появлении новых практических задач, это, во-первых, позволяет брать объект с новых сторон, выделять в нем свойства и образовывать новые знания, а во вторых, ставит вопрос об отношении к уже выработанным, уже имеющимся знаниям и заставляет выяснять, можно ли использовать их для решения вновь вставших практических задач, или для получения новых знаний об объекте. Когда накоплено, достаточно большое число таких односторонних частных знаний, возникает особая, теоретическая задача: попробовать объединить их в одном, многостороннем знании об объекте. Она имеет не только абстрактное, но и сугубо практическое значение: позволяет рационализировать, уплотнить накопленные знания, и тем самым ведет к экономии в работе с ними. Но как можно объединять в одной системе односторонние знания об объекте, полученные в связи с решением частных, практических задач? Обычно их соединяют чисто механически союзом «И». И тогда изучаемый объект выступает как сумма тех сторон, свойств, которые в нем раньше были выделены. Схематически эту процедуру можно представить так. Схема 1 Второй принцип является по сути агностическим, он просто отрицает возможность постановки вопроса о структуре объекта, отличный от связи его феноменологически выявляемых свойств. |
И утверждает, что позитивно-научная постановка проблемы не должна идти дальше вероятностно устанавливаемой сетки свойств, и это и будет система объекта. Второй принцип, очевидно, не может удовлетворить нас по общим философско-гносеологическим основаниям. Но и ложность первого понимания обнаруживается повсеместно, что заставляет нас (схема 2) ставить вопрос по-новому, хотя имеется еще масса исследований, которые настаивают на прежнем, чисто механическом понимании абстракции как разложения объекта на части. Схема 2 |
Схематически идея такого движения в исследовании может быть изображена так: Схема 4 На наш взгляд, это значит ввести в систему совокупного знания особое образование – структурную модель объекта. Это будет вторым необходимым шагом в решении задачи синтеза необходимых знаний об объекте. Подобная модель объекта имеет совершенно особую функцию в системе теорий. Она является изображением объекта, созданным специально для того, чтобы объединить существующие знания. Исходя из этого можно говорить, что именно набор объединяемых знаний реально и задает характер вводимой модели. |
Одновременно, эта модель объединяет существующие уже знания и служит логическим описанием произведенных абстракций, своего рода их обоснований. Фиксируя выделенные таким образом логические функции этих моделей, мы, вслед за Лефевром, будем называть их конфигураторами. Соотнесение уже существующих знаний об объекте с вновь построенным конфигуратором ведет к перестройке этих знаний, часто очень существенной. И это является одной из важнейших целей всей работы и дает возможность затем, на основе этого, объединить существующие представления в том числе и непосредственно в плоскости исходных описаний. Схематически это может быть представлено так: Схема 5 |
Вторая специфическая задача методологического анализа состоит в формулировании рекомендаций относительно предстоящих процедур исследования и описания объекта. Здесь методолог исходит из вновь вставших или намечающихся практических и теоретических проблем и должен ответить на вопрос, какие предметы изучения можно сформулировать и как в них нужно двигаться, чтобы эти проблемы были решены. Образно говоря, методолог еще до начала специального исследования объекта должен построить планкарту этого исследования, наметить все его узлы и подразделения, определить метод работы в каждом из них. При этом он должен двигаться в особом методологическом слое знаний. Картина выглядит так, как будто мы начинаем строить здание с верхнего этажа и к нему затем подвешиваем все остальное вплоть до фундамента. Схематически это можно изобразить так: Схема 6 |
Так ученый, осуществляющий специальный анализ, описывает объект исследования, но берет его не со стороны его специфических качеств, функций, отношений, а со стороны общих свойств. Это могут быть предельно общие, собственно логические характеристики объекта. Например, сложное двух- или трехструктурное образование. Развивающееся образование и т.п. Или специально общие, ну, например, общепедагогические характеристики. И то, и другое по отношению к непосредственно изученному объекту, т.е. в нашем случае к игре, будет выступать как методологические знания. В частности, мы можем применять в качестве методологических знаний при изучении игры принципы понятия и процедуры анализа, выработанные нами при изучении учебной деятельности. При этом мы будем сопоставлять уже имеющиеся у нас модели изучаемого объекта игры с моделями уже изученных объектов, новые задачи относительно этого объекта – с теми задачами, которые решались для других объектов, и на основе этого будем вводить новые расчленения изучаемого объекта, достраивая и развертывая его далее. Схематически это можно изобразить так: Схема 7 |
Это своеобразная блок-схема объекта, она фиксирует все те предметы изучения, которые мы должны образовать, чтобы решить поставленную проблему, и, главное, последовательность их рассмотрения. Если модель-конфигуратор должна представить нам объект как таковой как единое целое, безотносительно к задачам его изучения, то планкарта или блок-схема, напротив, должны быть разложены на целый ряд предметов, причем само это разложение и способ связи его элементов определяется задачами, которые должны быть в данном случае решены. В каком-то смысле планкарта является уже не столько изображением объекта, сколько схемой или правилом, определяющим (регулирующим) деятельность самого исследователя. Планкарта основывается на структурной модели объекта, возникает в результате особым образом построенного соотнесения этой модели с вновь встающими задачами. Планкарта является вторым продуктом методологического анализа, она задает общую схему выстраиваемой теории, и на основе ее затем может развертываться третья часть методологического анализа, направленная на выяснение процедур исследования и описание каждого из выявленных предметов. Таким образом, методологический анализ имеет свой особый аппарат понятий, опирающийся на общую логическую теорию мышления, на свои особые знаковые средства для изображения объектов, предметов знания и знаний. Применение этих средств даст возможность конструировать знаковые абстрактные объекты, выступающие в качестве моделей реальных объектов и строить такие схемы рассуждений, которые не могли быть получены при анализе описаний непосредственных эмпирических проявлений объекта изучения». Какие вопросы? |
Ответы на вопросы |
Ковалевич Д.: Несколько раз звучали слова: правила, определенные природой объекта… Начальная гипотеза о природе объекта. Еще раз... |
Сейчас бы мы сказали, что это кентавр-объект. Или развивающиеся образования. |
Вопрос.: (неразборчиво) |
А если вы еще представите себе, что процесс мышления размазан по разным людям и историческим периодам, то один, к примеру, сделал предположение и помнил, что это предположение. А другой взял у него напрокат результаты и забыл про это. Или даже про это не знал. И решил, что это истина. Любимое выражение в научных кругах: «на самом деле». А на самом деле, вот там что-то на самом деле. Чего на самом деле? Откуда он знает, что на самом деле? |
Верховский Н.: Именно сбой здравомысленных в анализе объектов приводит к необходимости… |
Поэтому еще раз: если возвращаться к моей короткой реплике по поводу статьи Розина, я согласен, что, не реконструируя аспект зарождающегося системного подхода и продолжая эту линию, не реконструируя зарождающуюся линию методологии, которая здесь уже пышным цветом цветет, о которой ты спрашивал в прошлый раз, мы не поймем, что происходило с эволюцией логических представлений о знании. Потому что уже в этот момент развертывание этого поля представлений во многом двигалось интуицией системности, имеется в виду – системного строения объекта, системности его представления и интуицией методологической позиции, которая надстраивается над исследованием, обеспечивает исследование средствами работы и превращает логико-эпистемологическую действительность из рамки в предмет работы. Потому что для предметника логика – рамка. Он не рефлектирует свои средства. А для методолога – это предмет. Тогда сразу возникает вопрос, что для него рамка? Ответ: развитие мышления, или, иначе, представление о том, что мышление разное, что оно эволюционирует. Что мышление есть нечто, что называется техниками, приемами и способами. И что подается и может быть представлено как развивающееся, превращается в рамку и задает подход к самому мышлению. А значит, и к разложению этого мышления на составные части, выделению приемов, способов мышления и т.д. Что, собственно, дальше характеризует методологический дискурс. |
Данилова В.Л.: (неразборчиво) |
Теперь с нами происходит то самое, о чем я и рассказываю. Как только у вас возникает возможность мышления чего либо, вы туда проваливаетесь. |
Ковалевич Д. : (неразборчиво) |
§ 20 | Онтологическое представление содержания знания |
Щедровицкий П.Г.: Я возвращаюсь к работе «Проблемы методологии системного исследования»(4). Работа 1964-го года. Напоминаю вам фрагмент, который мы обсуждали позапрошлый раз, когда мы обсуждали связку Предмет-Объект. И для того, чтобы продолжить линию, связанную с многими знаниями, зацепляю маленький кусочек того, что я цитировал в прошлый раз. |
Тогда для него строят специальное знаковое изображение, которое «встает между знаковой формой знания и эмпирически данными объектами». Если обратиться к приведенной выше схеме предмета, то ситуацию, в которой вновь полученное знание не удается отнести к объекту, можно будет изобразить так. Записано Х ?1, ?2, во втором слое, А – В λ1, λ2, А ?1`, ?2`. В третьем – d,e,f,v1,v2 ?1``, ?2``. В следующем k,l,m,n,f1,f2 и стрелочка, и такой нарисован квадратик, где написано «О». Здесь, в очерченном пунктиром прямоугольнике, там «О» написано в прямоугольнике с пунктиром, изображен разрыв. Возникший из-за того, что мы не можем отнести результаты, полученные при оперировании в четвертой плоскости знания, непосредственно к объекту Х. Для ликвидации этого разрыва строится особая знаковая конструкция (на схеме она изображена с маленьким квадратом с буквой «О» в середине), которая должна определенным образом представить предмет как таковой. Исходя из этой специфической функции, о подобных изображениях можно говорить как об онтологических представлениях содержания знания. Это точно выражает специфическую познавательную роль таких знаковых конструкций. Они должны так представить объект, чтобы обеспечить его связь с вновь полученными знаниями. Именно таким путем появляются так называемые идеальные предметы. Тяжелая точка, идеальный рычаг, абсолютно упругое тело, математический маятник и другие. Рассмотрим в качестве примера математический маятник. Уравнение его колебаний содержит знаки m – массы маятника и z – его длины. Представим себе, что перед нами реальные маятниковые часы, с массивным диском и длинным стержнем. Можно ли применить это математическое уравнение колебания маятника для описания реального движения маятниковых часов? Оказывается, что если мы будем измерять его действительные параметры: длину стержня или массу диска, мы получим неправильные результаты. Математическое уравнение колебания маятника может быть отнесено непосредственно лишь к особому идеальному предмету, математическому маятнику, а он, в свою очередь, может быть представлен только в знаках. Чтобы применить математическое уравнение колебания маятника к реальному маятнику, последний нужно свести к математическому маятнику, а это значит – с помощью особых, специально задаваемых процедур измерить и рассчитать так называемую приведенную длину и приведенную массу реального маятника. |
Аналогичная картина с онтологическими представлениями обнаруживается и у всех других научных знаний. Онтологическое представление дает вторую форму существования предмету знания. Оно как бы сплющивает его многоплоскостную структуру в одном изображении». Вопросы есть? |
Ответы на вопросы |
Данилова В.Л.: Правильно ли я поняла, что в это время слова «Онтология», «онтологические представления», «идеальные объекты» используются фактически как синонимы? Щедровицкий П.Г.: Да, но как мы выясним с вами на следующей лекции, многие вещи уже различаются. Алейник В.: Где здесь функция онтологии собирать разные представления об объекте и удерживать их? Щедровицкий П.Г.: Нет, ты не понял. Собирать разные представления и знания это функция конфигуратора, а не онтологии. А функция онтологии, читаю еще раз. Онтологическое представление дает вторую форму существования предмету знания. Оно как бы сплющивает его многоплоскостную структуру в одном изображении. Данилова В.Л.: Еще, по-моему, функцией можно назвать то, что было выше, когда мы говорили про разрыв между знаниями высоких этажей замещения и фактическим объектом. И онтологию, как то, что позволяет соотносить между собою верхние этажи с начальным «Х». Ковалевич Д.: Можно пояснить связь предыдущего параграфа с этим? Щедровицкий П.Г.: Хороший вопрос. У нас конфигуратор, по отношению к системе знаний, где лежит на схеме? Давайте прочитаем еще один кусочек. Статья называется: «О различных планах изучения моделей и моделирования»(5), 1966 год. «Рассматривая вопрос о моделях и моделировании, необходимо различать: первое решение специальных предметных, научных задач путем построения моделей, и второе получение различных знаний, обслуживающих моделирование. Самое примитивное моделирование может совершаться без всяких специально выработанных средств. На основе одних лишь способностей исследователя и в ходе содержательного анализа самого объекта. При этом моделирование не выделяется еще в особую задачу. С выделением моделирования в особую познавательную задачу начинается разработка специальных обслуживающих его средств. Сначала это дело самих исследователей предметников, но потом это точно так же оформляется в особую специальную деятельность. И даже порождает особые профессии. Возможны две исследовательские позиции при выработке средств, обслуживающих моделирование. |
Первая: исследователь видит объекты своей деятельности, изменение и преобразование их материала. Или отношение к другим объектам. Второе: исследователь видит саму деятельность. Функции объектов деятельности и их смену, средства и процедуры деятельности. В зависимости от позиции, исследователь будет по-разному видеть модель и моделирование. Выделять в них разные составляющие и давать им разные определения. При решении некоторых задач, например, конфигурирования, необходимо сочетание этих двух позиций. Особое объединение обоих способов видения изучаемого объекта. Общее определение понятия модели может быть дано только с позиции два. Оно будет фиксировать функции модели в деятельности. Как специфическую, так и производную от нее. В одной из систем методологического описания, специфическая функция модели может быть изображена схемой 3. На схеме 3 написано следующее: M, ?1, ?2, а, b, дальше стрелочка О. О и m – это разные образования. Словесно эта функция выделяется так: если свойства, выявленные в каком-то объекте M, могут быть приписаны другому объекту О, то первый объект является моделью второго. С позиции один можно рассматривать и характеризовать лишь сходство и различие модели и ее натуры. Это возможно только в тех случаях, когда исследователю актуально дана как модель, так и сама натура. В реальности такие случаи бывают крайне редко и делают ненужной саму модель. Но подобные ситуации могут создаваться искусственно в методических целях и называются приемом двойного знания. Реальное моделирование может производиться как в тех случаях, когда исследователь-предметник устанавливает какое-либо отношение между M и О в ходе моделирования, так и в случаях, когда такое отношение не устанавливается, а связь между M и О задается лишь тем, что свойства, выявленные в M , приписываются О. В последнем случае после того, как моделирование осуществлено, оно должно оцениваться либо путем специального теоретического анализа, либо же экспериментально. При этом акцент может ставиться либо на знания, полученные из моделей, либо на самой модели. В наиболее развитых случаях конструируемая модель рассматривается как в связи с моделируемым объектом, так и в связи с последующими процедурами, использования ее в качестве модели». |
Следующий параграф пока не буду читать. Крыша поедет. Данилова В.Л.: Петр, ты не мог бы пояснить, что ты пояснял вот в этом кусочке? Щедровицкий П.Г.: Я продолжаю правильную вопросительность Алейника. А именно, что конфигуратор – это конфигуратор. Когда мы говорим: модель-конфигуратор, мы говорим о двух совершенно разных функциях. Одна функция – это функция конфигурирования, а другая – это моделирование, при котором конфигуратор, построенный для того, чтобы синтезировать имеющиеся знания, одновременно рассматривается как модель некоего другого объекта. А вот это соотношение между функцией конфигурирования и функцией моделирования определено характером онтологической картины. И теперь я могу тебе ответить. Ну да, конечно, проводится знак равенства. Что мы говорим? Мы говорим: во-первых, это конфигуратор. Во-вторых, это такой конфигуратор, который есть модель. А в-третьих, это такая модель, которая есть идеальная модель или идеальный объект. Но могут быть и другие отношения. Вопрос.: (неразборчиво) Щедровицкий П.Г.: В смысле, идеальный объект, конечно. А поэтому, действительно, если мы не будем растягивать разные функциональные отношения, ну хотя бы с помощью использования схемы ортогонали, оргдеятельностной и онтологической то, конечно, оно все запутается, потому что это все не в одной плоскости. Ковалевич Д.: И мы к идеальным объектам отнесем наши результаты какого-то другого процесса? Щедровицкий П.Г.: Да. Данилова В.Л.: Тогда мы еще конфигуратор положим на оргдеятельностную доску… я так понимаю, в конфигураторе они склеены. Щедровицкий П.Г.: Нет, подожди. Ничего подобного, что значит они склеены? Наоборот, конфигуратор это способ синтеза знаний. Конфигуратор всегда функционально ориентирован на ту группу знаний, синтез которой и является задачей данного момента. Данилова В.Л.: (неразборчиво) Щедровицкий П.Г.: Здрасьте, что значит приписывается? Может приписываться, а может не приписываться. «Когда подобное объединение знаний осуществлено, конфигураторы становятся ненужными и могут быть опущены в системе теории. |
Но они, как правило, остаются и даже, более того, начинают жить и развиваться в своей собственной логике, становясь особым слоем теории или даже особой научной дисциплиной. Это объясняется тем, что модели, построенные с целью синтеза существующих знаний об объекте, могут использоваться и очень часто используются и в других методологических функциях, в частности, как модели объекта, позволяющие намечать пути и схемы решения вновь встающих практических и теоретических задач». Алейник В.: (неразборчиво) Щедровицкий П.Г.: Смотри, еще раз: в мыследеятельности действует принцип, который я много раз вам называл. Это принцип множественности форм существования любой организованности в мыследеятельности. Когда там Выготский рассматривает феномен игры в своей известной лекции об игре, которую он читал в Ленинградском педагогическом институте студентам, в числе которых был Даниил Борисович Эльконин, то он там говорит, что когда мы рассматриваем феноменологию детской игры, у нас возникает первичное ощущение, что все может быть всем, а на седьмой странице он пишет: «Если внимательно приглядеться, то в какой-то момент мы обнаруживаем, что далеко не все может быть всем. Поскольку материал накладывает ограничения на возможные функции использования его в деятельности или в игре, не важно. В том числе такими ограничениями на использование какой-либо организованности в той или иной функции являются уже случившиеся способы ее использования, отпечатывавшиеся в самом ее материале». Поэтому, если мы стоим на точке зрения чистого листа, то мы можем сказать: да, все может быть всем. И микрофоном можно убить человека. Но при этом деятельность устроена таким образом, что она преимущественное или желательное функциональное использование данной организованности маркирует в форме организации материала этой организованности. Намекая тем самым на допустимые или недопустимые способы использования. Возвращаемся к нашему сюжету. Итак, далеко не всякий конфигуратор может выступать в качестве модели объекта. А то содержание конфигурирования, которое было за счет него выполнено, собственно, совокупность тех знаний, которые оказались конфигурированы за счет этого приема, может быть таким, которое не позволяет дальнейшего использования конфигуратора в иной функции, кроме как функции синтеза знаний. |
Попытка выдать этот конфигуратор за модель другого объекта будет неудачной. И наоборот, далеко не всякая модель, то есть эпистемологическая организованность, претендующая на то, что знания, полученные с ее помощью, могут быть отнесены к некоему другому объекту (а именно в этом состоит функция моделирования), может быть хорошим конфигуратором при совокупности имеющихся у нас и подлежащих объединению и синтезу знаний. А функция онтологии это вообще третья функция. И, конечно, существуют такие случаи, при которых на одной и той же организованности сплющены и собраны все три функции. И мы говорим: модель-конфигуратор-онтология. Но нужно понять, какова же эта дополнительная характеристика, которой должен обладать конфигуратор, чтобы стать моделью, а модель-конфигуратор онтологией. Онтологическое представление дает вторую форму существования предмету знания. Оно как бы сплющивает его многоплоскостную структуру в одном изображении. Ковалевич Д.: А первая форма? Щедровицкий П.Г.: Какая первая форма? Первая форма допуска? Ковалевич Д.: Вы сказали, что онтология дает вторую форму существования предмету знания. А какая первая? Щедровицкий П.Г.: Сам предмет. Да. Ковалевич Д.: А вторая форма – онтология? Щедровицкий П.Г.: Да. При этом смотри: мы же до этого о чем говорили? Что это не просто предмет, а многоуровневый предмет. Потому что для одноуровневых предметов не нужно другой формы существования, достаточно одно уровня, то есть предмета. А есть такие сложные предметы, многоуровневые и многосоставные, для которых существование другой сплющенной формы существования является необходимым, является единственным транслируемым способом существования. Ковалевич Д.: А в целом 20-й параграф по отношению к 19-му называется «помни об онтологической интенции конфигурирования». Щедровицкий П.Г.: Нет, 20-й параграф называется: «Модели и функции моделирования». 19-й называется: «Онтологическое представление содержания знания». А 21-й, который я буду читать в следующий, раз называется: «Машина науки». Ковалевич Д.: А почему 19-й называется: «Онтологическое представление содержания знания»? …Смех |
(1) - В.М. Розин: «Конфигурирование: проектирование или методологическая стратегия?» - см. http://www.fondgp.ru/lib/mmk/56 |
(2) - К методологии педагогического исследования игры // Материалы к симпозиуму. Ротапринт (Библиотека имени В.И.Ленина). М., 1963 |
(3) - См. также о конфигураторе у Лефевра: Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: Изд-во «Советское радио», 1973. — 158 с. с ил., стр. 66 http://www.koob.ru/lefevr_v_a/konfliktuyushie_strukturi |
(4) - Проблемы методологии системного исследования. М., 1964 [Г.П. Щедровицкий. Избранные труды. М., 1995]. - http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/12 |
(5) - О различных планах изучения моделей и моделирования // Метод моделирования в естествознании. Тарту, 1966 [Г.П. Щедровицкий. Избранные труды. М., 1995] |
Щедровицкий Петр Георгиевич. Родился в семье русского советского философа
Г.П. Щедровицкого. С 1976 года начинает активно посещать Московский методологический
кружок (ММК), организованный Г.П. Щедpовицким. В ММК специализируется
в области методологии исторических исследований, занимается проблемами
программирования и регионального развития. С 1979 года участвует в организационно-деятельностных
играх (ОДИ), специализируется в сфере организации коллективных методов
решения проблем и развития человеческих ресурсов. В настоящее время занимает
должность заместителя директора Института философии РАН, Президент Некоммерческого
Института Развития "Научный Фонд имени Г.П.Щедровицкого" - - - - - - - - - - - - - - - - смотри сайт "Школа культурной политики": http://www.shkp.ru - - - - - - - - - - - - - - - - источник фото: http://viperson.ru/wind.php?ID=554006 |
|
|
|