| ...Итак, выделился ученый, который производит 
        знания по принципу инвариантности. Он эти знания передает учителю. Учитель, 
        создавши определенные ситуации обучения, вкладывает эти знания в ученика 
        и формирует его способности, опять-таки исходя из идеи, что ситуации неизменны, 
        поскольку ему это задал ученый. И выученный таким образом инженер (или 
        кто-то другой) со всем своим запасом научных знаний, которые он получил 
        - а они все построены как универсальные принципы, - начинает работать 
        практически. Он имеет дело с непрерывно меняющимися ситуациями, с разной 
        обстановкой и должен как-то выкручиваться. И получается, что наука с самого 
        начала оказывается неадекватной ситуационному характеру деятельности практика, 
        любого практика - в том числе организатора, руководителя, управленца. 
        Это очень важный тезис. И вы уже можете догадаться, почему мне это нужно. 
        Я ведь ставлю вопрос так: может ли быть профессия организатора и руководителя? 
       | 
       А чтобы была профессия нужно, чтобы его 
        учили определенным образом, давали ему соответствующие знания. Наверное, 
        в том числе и научные знания. Но организатор работает все время в меняющихся 
        ситуациях, а наука постоянно ориентируется на универсальные законы происходящего 
        в мире, в том числе в объектах, с которыми имеет дело организатор, руководитель, 
        управляющий.  
        Спрашивается: может ли профессионализм организатора, руководителя, управляющего 
        быть построен на научных знаниях? Что будет делать организатор, руководишь 
        и управляющий с научными знаниями? Вот давайте возьмем такую простую вещь, 
        как магнитофон. Существует ли «закон магнитофона»? Существуют ли законы 
        конструкций?  
        В воздухе происходят колебания - они подчиняются законам природы? Вот 
        стоит микрофон, там есть мембрана, она колеблется. Воздушные колебания 
        переводятся в форму электрических колебаний, потом их надо усилить, перевести 
        в электромагнитные, потом возникает электромагнитное поле, остается на 
        магнитной ленте остаточный магнетизм.  | 
      Каждый кусочек подчиняется своему закону 
        природы. А какой закон есть на конструкцию магнитофона, на структуру всего 
        этого? 
        ...Скажите, а магнитофон в природе был? До того как его инженер изобрел? 
        Причем целиком? 
         
         
        источник:  
        [Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология: Курс 
        лекций: архива Г.П. Щедровицкого. Т. 4. М., 2000. С.15-30 ]  |