...Итак, выделился ученый, который производит
знания по принципу инвариантности. Он эти знания передает учителю. Учитель,
создавши определенные ситуации обучения, вкладывает эти знания в ученика
и формирует его способности, опять-таки исходя из идеи, что ситуации неизменны,
поскольку ему это задал ученый. И выученный таким образом инженер (или
кто-то другой) со всем своим запасом научных знаний, которые он получил
- а они все построены как универсальные принципы, - начинает работать
практически. Он имеет дело с непрерывно меняющимися ситуациями, с разной
обстановкой и должен как-то выкручиваться. И получается, что наука с самого
начала оказывается неадекватной ситуационному характеру деятельности практика,
любого практика - в том числе организатора, руководителя, управленца.
Это очень важный тезис. И вы уже можете догадаться, почему мне это нужно.
Я ведь ставлю вопрос так: может ли быть профессия организатора и руководителя?
|
А чтобы была профессия нужно, чтобы его
учили определенным образом, давали ему соответствующие знания. Наверное,
в том числе и научные знания. Но организатор работает все время в меняющихся
ситуациях, а наука постоянно ориентируется на универсальные законы происходящего
в мире, в том числе в объектах, с которыми имеет дело организатор, руководитель,
управляющий.
Спрашивается: может ли профессионализм организатора, руководителя, управляющего
быть построен на научных знаниях? Что будет делать организатор, руководишь
и управляющий с научными знаниями? Вот давайте возьмем такую простую вещь,
как магнитофон. Существует ли «закон магнитофона»? Существуют ли законы
конструкций?
В воздухе происходят колебания - они подчиняются законам природы? Вот
стоит микрофон, там есть мембрана, она колеблется. Воздушные колебания
переводятся в форму электрических колебаний, потом их надо усилить, перевести
в электромагнитные, потом возникает электромагнитное поле, остается на
магнитной ленте остаточный магнетизм. |
Каждый кусочек подчиняется своему закону
природы. А какой закон есть на конструкцию магнитофона, на структуру всего
этого?
...Скажите, а магнитофон в природе был? До того как его инженер изобрел?
Причем целиком?
источник:
[Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология: Курс
лекций: архива Г.П. Щедровицкого. Т. 4. М., 2000. С.15-30 ] |