главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory
Щедровицкий Георгий Петрович
Щедровицкий Георгий Петрович, 23.02.1929 — 03.02.1994, философ и методолог, общественный и культурный деятель. Создатель научной школы, лидер основанного и руководимого им на протяжении 40 лет Московского Методологического Кружка (ММК) и развернувшегося на его основе методологического движения. Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности.
виталий сааков / priss-laboratory:
тексты-темы / тексты-годы / публикации
 
вернуться в разделш библиотека  
     
вернуться в разделаш г.п.щедровицкий
 
содержание разделаш Педагогика и логика
    Предисловие
    Воспроизводство и трансляция культуры
   
   
     
     
  Педагогика и логика формат Word версия для печати/ текст в формате Word версия для печати/ текст в формате Word
  1968 (в кн.: Педагогика и логика. - Касталь, М.: 1993)
http://lizard.jinr.ru/~tina/ritm/tanja/norma/gpm/gp_pl/index-pil_2.html
 
  Предисловие  
1. Сейчас деятельность по обучению и воспитанию подрастающих поколений уже становится, а в ближайшие десятилетия окончательно станет основной отраслью общественного производства; она будет отвлекать на себя значительную часть сил любой нации; непосредственно в ней и в обслуживающих ее сферах деятельности будут заняты десятки миллионов людей. Производство средств обучения и воспитания составит значительную часть от всего промышленного производства.
Но не только затратами сил народа определяется значение и "вес" этой сферы общественного производства. Еще более существенным является то, что от качества системы образования, от уровня и интенсивности обучения и воспитания во многом зависит будущее всякого государства, его судьба. От этого же в первую очередь зависит тот вклад в культуру человечества, который сможет сделать в будущем каждый народ.
Вместе с тем нет другой сферы социальной деятельности, которая была бы столь же архаичной, столь же неорганизованной и несовершенной, как деятельность обучения и воспитания. До сих пор она строится на традициях и привычках 250-летней давности, в нее не проникают современные принципы разделения труда, нет специализации с ее высокими производительными эффектами. Сама деятельность обучения и воспитания почти не анализируется научными методами.
2. С таким состоянием сферы образования можно было мириться еще двадцать-тридцать лет назад. А сегодня - в особенности потому, что мы обязаны думать о том, что будет через десять-двадцать лет - мириться уже нельзя. И это обстоятельство теперь в достаточной мере понято. В последнее время взгляды на существующую систему общего образования изменились кардинальным образом: общество уже прониклось мыслью, что как содержание, так и методы обучения и воспитания должны быть перестроены в корне.
Было бы наивно думать, что подобное изменение взглядов - результат чисто теоретического развития наших представлений о природе и сущности образования. Его действительную подоплеку составляют грубые "материальные" процессы: бурное развитие технического производства и науки в последние шестьдесят лет сделало невозможным сохранение существующей системы образования. И именно этот факт теперь все больше осознается.
3. Главной проблемой и тем стержнем, который должен направлять всю работу по перестройке существующей системы образования, является проблема содержания обучения и воспитания.
Еще недавно утверждения, что главное в современных педагогических проблемах состоит в определении содержания образования, а проблема методов является вторичной и подчиненной, встречали резкие возражения, и в первую очередь со стороны руководителей Академии педагогических наук...
больше>>>
вверх вверх вверх вверх
  Воспроизводство и трансляция культуры формат Word версия для печати/ текст в формате Word версия для печати/ текст в формате Word

В социальной системе, взятой как целое, основным процессом, определяющим характер всех ее структур, является воспроизводство. В него входят все другие социальные процессы, в том числе обучение и воспитание. Поэтому естественно начать анализ поставленной нами проблемы с анализа и изображения процессов воспроизводства и в их контексте определять место обучения и воспитания, их функции, строение и механизмы.
В самом простом и абстрактном виде один "акт" или "цикл" воспроизводства можно представить в структуре, изображенной на схеме-1. Это та "единица", в рамках которой мы дальше будем все время оставаться. Блоки Si Sj в ней изображают социальные структуры, являющиеся, соответственно, исходными и конечными в цикле воспроизводства; мы будем называть их состояниями. Для того, чтобы вторая структура действительно воспроизводила первую - а мы предполагаем, что это необходимо для нормального функционирования социума в целом, - между ними должны существовать определенные связи (их изображает ломаная стрелка) и должны быть определенные средства, которые эти связи реализуют.

Дальнейшая задача в линии развертывания предмета анализа будет заключаться, очевидно, в том, чтобы определить, во-первых, те элементы и компоненты состояний социальных структур, которые должны воспроизводиться, и, во-вторых, механизмы, обеспечивающие их воспроизводство. Теоретическое решение первой проблемы предполагает детализированное описание и классификацию всевозможных составляющих исходного состояния социальной структуры.
Для упрощения, вполне допустимого при методологическом анализе, предположим, что в него
входят: орудия и предметы труда, условия и предметы потребления, сами Люди, отношения между ними и организационные формы их деятельности. Механизмы воспроизводства будут рассматриваться уже в зависимости от строения социальных структур, заданных в исходных состояниях.
Исходная и простейшая форма среди многих разнообразных механизмов воспроизводства - это простое "перетекание" или простая "передача" функциональных элементов социальной структуры из одного, разрушающегося состояния в другое, складывающееся.
Так могут переходить из одного состояния в другое орудия, предметы и продукты труда, так могут переходить отдельные люди и некоторые организации людей. Подобная вещественная передача элементов от одного состояния к другому, по существу, не требует восстановления (или воспроизводства) в точном смысле слова, но является необходимым составляющим процессом в нем; мы называем ее трансляцией элементов социума (см. [61,20]).
Более сложным механизм воспроизводства становится в тех случаях, когда элементы первого, разрушившегося состояния не переходят сами непосредственно во второе состояние, не становятся его элементами, а служат как бы образцами, или эталонами, для воссоздания других, точно таких же образований, входящих во второе состояние социальной структуры (схема-2).
схема 1 схема 2 схема 3
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ библиотека/ Г.П.Щедровицкий/ Педагогика и логика/ Воспроизводство и трансляция культуры
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ библиотека/ Г.П.Щедровицкий/ Педагогика и логика/ Воспроизводство и трансляция культуры PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ библиотека/ Г.П.Щедровицкий/ Педагогика и логика/ Воспроизводство и трансляция культуры
© Педагогика и логика, 1968
©
priss-laboratory, 2013 июль
схема 4
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ библиотека/ Г.П.Щедровицкий/ Педагогика и логика/ Воспроизводство и трансляция культуры
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ библиотека/ Г.П.Щедровицкий/ Педагогика и логика/ Воспроизводство и трансляция культуры
 
Образцы, или эталоны, имеют совершенно особую функцию в социуме: они должны как-то запечатлеть в себе то, что содержится в первом состоянии, чтобы затем по ним можно было "отпечатать" то, что пойдет во второе состояние. Следовательно, сами образцы, или эталоны, "живут" уже вне этих состояний; они движутся как бы параллельно им, постоянно обеспечивая восстановление социальных структур (схема-3). Так мы приходим к необходимости выделить внутри социума два разных слоя, - собственно производства и культуры; последняя, грубо говоря, - это совокупность тех средств, которые обеспечивают восстановление производственных (или каких-либо иных) структур. (Заметим сразу же, что выделение этих образований, заданное таким образом, справедливо лишь для данного уровня абстракции, а при дальнейшем усложнении модели требует уточнений).
При таком механизме восстановления состояний мы получаем воспроизводство в точном смысле этого слова. Но непременным условием его является деятельность: образцы, или эталоны, смогут выполнить свою функцию только в том случае, если рядом будет человек, который может создать по эталонам новые образования, входящие в производственные структуры (схема-4). Значит, подобный процесс трансляции имеет смысл лишь в том случае, если параллельно ему непрерывно передается деятельность.

Деятельность, как мы уже говорили, занимает совершенно особое положение в системе социума. Именно она является тем фактором, который превращает все его элементы (и вещи и отношения) в одну или несколько целостных структур. Вне деятельности нет ни средств производства, ни знаков, ни предметов искусства; вне деятельности нет самих людей. Точно так же и в процессе воспроизводства социума именно деятельность занимает основное место - и как то, что воспроизводится, и как то, что обеспечивает воспроизводство.
Самая простейшая форма трансляции деятельности - это переход из одной производственной структуры в другую самих людей - носителей деятельности. Здесь не возникает никаких особых затруднений и проблем, так как нет воспроизводства самой деятельности; сложные ситуации возникают только тогда, когда ставится задача действительного воспроизводства ее.
Как и при трансляции других элементов социума, простейшим случаем здесь будет тот, когда определенные деятельности выталкиваются в слой культуры и служат в качестве образцов для осуществления такой же деятельности в производственных структурах.
Реальный механизм этого - приобретение некоторыми людьми особой функции, позволяющей им формировать привычки, поступки, деятельность других людей.
Знаменитый дуэлянт и игрок, крупный политический деятель, кинозвезда часто являются семиотическими, культурными образованиями социума по преимуществу, поскольку служат образцом для подражания ("волосы, как у Брижжит Бардо", "свитер, как у Жана Маре"). Деятельность образцового рабочего, известного новатора и т. п. неизбежно приобретает особую "культурную" функцию, поскольку она становится образцом для подражания. В определенных условиях эти люди перестают работать в собственно производственной сфере, их деятельность становится только образцом и вместе с тем чисто культурным образованием. Так, в частности, происходит с рабочими-мастерами, обучающими в школах и училищах. Педагог вообще по многим параметрам совершенно независимо от его воли и желания выступает как элемент культуры; но с точки зрения сознательно формулируемых требований одна из важных его педагогических функций - быть живым носителем определенных деятельностей и разворачивать их в качестве образцов для подражания при передаче другим людям (схема-5).
схема 5
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ библиотека/ Г.П.Щедровицкий/ Педагогика и логика/ Воспроизводство и трансляция культуры
© Педагогика и логика, 1968
© priss-laboratory, 2013 июль
схема 6
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ библиотека/ Г.П.Щедровицкий/ Педагогика и логика/ Воспроизводство и трансляция культуры
© Педагогика и логика, 1968
© priss-laboratory, 2013 июль
 
Но подобное выражение образцов деятельности в живых людях, олицетворение их - лишь один из видов фиксации деятельности в процессе трансляции. Другим средством фиксации и передачи деятельности служат любые ее продукты (как вещественные, так и знаковые), они сохраняют и переносят свойства и строение деятельности.
Особый вид трансляции образует передача тех знаковых образований, которые использовались при построении деятельности в качестве средств или орудий (схема-6: П - любые продукты данной деятельности, ЗС - ее знаковые средства, ВС - вещественные средства).
На первых этапах вещественные и знаковые средства деятельности передаются в тех сочетаниях и связях, в каких они были употреблены при решении задач (см. (38J). Так, по-видимому, возникают тексты, представленные сейчас в собственно научной литературе. Но в каком бы виде ни передавалась деятельность - в виде ли живых образцов, или в виде предметов-продуктов знаковых средств, - вопроизведение ее другими людьми в новых состояниях социальной системы возможно только в том случае, если эти люди умеют это делать, т. е. если они умеют копировать деятельность других людей или восстанавливать деятельность по ее продуктам и примененным в ней знаковым средствам. Если же такой способности нет, то в процессе воспроизводства, несмотря на трансляцию деятельности, возникает разрыв.
Именно как средство преодоления этого разрыва исторически сложилась и развилась сфера обучения.
больше>>>
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ библиотека/ Г.П.Щедровицкий/ Педагогика и логика/ Воспроизводство и трансляция культуры
     
вверх вверх вверх вверх
     
Щедровицкий Георгий Петрович (23.02.1929 - 03.02.1994), философ и методолог, общественный и культурный деятель. Создатель научной школы, лидер основанного и руководимого им на протяжении 40 лет Московского Методологического Кружка (ММК) и развернувшегося на его основе методологического движения. Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности.
- - - - - - - - - - - - - - - -
смотри сайт Фонд "Институт развития им.Щедровицкого"
http://www.fondgp.ru/
- - - - - - - - - - - - - - - -
Щедровицкий Георгий Петрович, 23.02.1929 — 03.02.1994, философ и методолог, общественный и культурный деятель. Создатель научной школы, лидер основанного и руководимого им на протяжении 40 лет Московского Методологического Кружка (ММК) и развернувшегося на его основе методологического движения. Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности. Щедровицкий Георгий Петрович, 23.02.1929 — 03.02.1994, философ и методолог, общественный и культурный деятель. Создатель научной школы, лидер основанного и руководимого им на протяжении 40 лет Московского Методологического Кружка (ММК) и развернувшегося на его основе методологического движения. Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности.
     
     
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
с 14 сентябрь 2009

последнее обновление/изменение
08 апрель 2018
11 ноябрь 2017
23 сентябрь 2017
12 февраль 2017
20 май 2015
22 ноябрь 2014
10 сентябрь 2014
08 сентябрь 2014
02 июль 2013
01 август 2011
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ библиотека/ Г.П.Щедровицкий/ Педагогика и логика/ Воспроизводство и трансляция культуры PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ библиотека/ Г.П.Щедровицкий/ Педагогика и логика/ Воспроизводство и трансляция культуры
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ библиотека/ Г.П.Щедровицкий/ Педагогика и логика/ Воспроизводство и трансляция культуры PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ библиотека/ Г.П.Щедровицкий/ Педагогика и логика/ Воспроизводство и трансляция культуры PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ библиотека/ Г.П.Щедровицкий/ Педагогика и логика/ Воспроизводство и трансляция культуры