| 
      БИБЛИОТЕКА 
         тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory  | 
        
       | 
      
| виталий 
        сааков / priss-laboratory:  тексты-темы / тексты-годы / публикации  | 
    
| вернуться в разделш | библиотека | |
|  
         | 
      ||
| вернуться в разделаш | г.п.щедровицкий | |
| содержание разделаш | Педагогика и логика | |
| Предисловие | ||
| Воспроизводство и трансляция культуры | ||
| Педагогика и логика | формат 
        Word   | 
    
| 1968 (в кн.: Педагогика и логика. - Касталь, 
        М.: 1993)  http://lizard.jinr.ru/~tina/ritm/tanja/norma/gpm/gp_pl/index-pil_2.html  | 
      
| Предисловие | 
| 1. Сейчас деятельность по обучению и воспитанию 
        подрастающих поколений уже становится, а в ближайшие десятилетия окончательно 
        станет основной отраслью общественного производства; она будет отвлекать 
        на себя значительную часть сил любой нации; непосредственно в ней и в 
        обслуживающих ее сферах деятельности будут заняты десятки миллионов людей. 
        Производство средств обучения и воспитания составит значительную часть 
        от всего промышленного производства. Но не только затратами сил народа определяется значение и "вес" этой сферы общественного производства. Еще более существенным является то, что от качества системы образования, от уровня и интенсивности обучения и воспитания во многом зависит будущее всякого государства, его судьба. От этого же в первую очередь зависит тот вклад в культуру человечества, который сможет сделать в будущем каждый народ.  | 
      Вместе с тем нет другой сферы социальной 
        деятельности, которая была бы столь же архаичной, столь же неорганизованной 
        и несовершенной, как деятельность обучения и воспитания. До сих пор она 
        строится на традициях и привычках 250-летней давности, в нее не проникают 
        современные принципы разделения труда, нет специализации с ее высокими 
        производительными эффектами. Сама деятельность обучения и воспитания почти 
        не анализируется научными методами. 2. С таким состоянием сферы образования можно было мириться еще двадцать-тридцать лет назад. А сегодня - в особенности потому, что мы обязаны думать о том, что будет через десять-двадцать лет - мириться уже нельзя. И это обстоятельство теперь в достаточной мере понято. В последнее время взгляды на существующую систему общего образования изменились кардинальным образом: общество уже прониклось мыслью, что как содержание, так и методы обучения и воспитания должны быть перестроены в корне.  | 
      Было бы наивно думать, что подобное изменение 
        взглядов - результат чисто теоретического развития наших представлений 
        о природе и сущности образования. Его действительную подоплеку составляют 
        грубые "материальные" процессы: бурное развитие технического 
        производства и науки в последние шестьдесят лет сделало невозможным сохранение 
        существующей системы образования. И именно этот факт теперь все больше 
        осознается. 3. Главной проблемой и тем стержнем, который должен направлять всю работу по перестройке существующей системы образования, является проблема содержания обучения и воспитания. Еще недавно утверждения, что главное в современных педагогических проблемах состоит в определении содержания образования, а проблема методов является вторичной и подчиненной, встречали резкие возражения, и в первую очередь со стороны руководителей Академии педагогических наук... больше>>>  | 
    
| Воспроизводство и трансляция культуры | формат 
        Word   | 
    
|  
         В социальной системе, взятой как целое, основным процессом, определяющим 
          характер всех ее структур, является воспроизводство. В него входят все 
          другие социальные процессы, в том числе обучение и воспитание. Поэтому 
          естественно начать анализ поставленной нами проблемы с анализа и изображения 
          процессов воспроизводства и в их контексте определять место обучения 
          и воспитания, их функции, строение и механизмы.  | 
       Дальнейшая задача в линии развертывания 
        предмета анализа будет заключаться, очевидно, в том, чтобы определить, 
        во-первых, те элементы и компоненты состояний социальных структур, которые 
        должны воспроизводиться, и, во-вторых, механизмы, обеспечивающие их воспроизводство. 
        Теоретическое решение первой проблемы предполагает детализированное описание 
        и классификацию всевозможных составляющих исходного состояния социальной 
        структуры.  Для упрощения, вполне допустимого при методологическом анализе, предположим, что в него входят: орудия и предметы труда, условия и предметы потребления, сами Люди, отношения между ними и организационные формы их деятельности. Механизмы воспроизводства будут рассматриваться уже в зависимости от строения социальных структур, заданных в исходных состояниях. Исходная и простейшая форма среди многих разнообразных механизмов воспроизводства - это простое "перетекание" или простая "передача" функциональных элементов социальной структуры из одного, разрушающегося состояния в другое, складывающееся.  | 
      Так могут переходить из одного состояния 
        в другое орудия, предметы и продукты труда, так могут переходить отдельные 
        люди и некоторые организации людей. Подобная вещественная передача элементов 
        от одного состояния к другому, по существу, не требует восстановления 
        (или воспроизводства) в точном смысле слова, но является необходимым составляющим 
        процессом в нем; мы называем ее трансляцией элементов социума (см. [61,20]). Более сложным механизм воспроизводства становится в тех случаях, когда элементы первого, разрушившегося состояния не переходят сами непосредственно во второе состояние, не становятся его элементами, а служат как бы образцами, или эталонами, для воссоздания других, точно таких же образований, входящих во второе состояние социальной структуры (схема-2).  | 
    
 
        
  | 
      
        
  | 
      ||||||||||||||
|  Образцы, или эталоны, имеют совершенно 
        особую функцию в социуме: они должны как-то запечатлеть в себе то, что 
        содержится в первом состоянии, чтобы затем по ним можно было "отпечатать" 
        то, что пойдет во второе состояние. Следовательно, сами образцы, или эталоны, 
        "живут" уже вне этих состояний; они движутся как бы параллельно 
        им, постоянно обеспечивая восстановление социальных структур (схема-3). 
        Так мы приходим к необходимости выделить внутри социума два разных слоя, 
        - собственно производства и культуры; последняя, грубо говоря, - это совокупность 
        тех средств, которые обеспечивают восстановление производственных (или 
        каких-либо иных) структур. (Заметим сразу же, что выделение этих образований, 
        заданное таким образом, справедливо лишь для данного уровня абстракции, 
        а при дальнейшем усложнении модели требует уточнений). При таком механизме восстановления состояний мы получаем воспроизводство в точном смысле этого слова. Но непременным условием его является деятельность: образцы, или эталоны, смогут выполнить свою функцию только в том случае, если рядом будет человек, который может создать по эталонам новые образования, входящие в производственные структуры (схема-4). Значит, подобный процесс трансляции имеет смысл лишь в том случае, если параллельно ему непрерывно передается деятельность.  | 
      
        
        Деятельность, как мы уже говорили, занимает совершенно особое положение 
        в системе социума. Именно она является тем фактором, который превращает 
        все его элементы (и вещи и отношения) в одну или несколько целостных структур. 
        Вне деятельности нет ни средств производства, ни знаков, ни предметов 
        искусства; вне деятельности нет самих людей. Точно так же и в процессе 
        воспроизводства социума именно деятельность занимает основное место - 
        и как то, что воспроизводится, и как то, что обеспечивает воспроизводство. Самая простейшая форма трансляции деятельности - это переход из одной производственной структуры в другую самих людей - носителей деятельности. Здесь не возникает никаких особых затруднений и проблем, так как нет воспроизводства самой деятельности; сложные ситуации возникают только тогда, когда ставится задача действительного воспроизводства ее. Как и при трансляции других элементов социума, простейшим случаем здесь будет тот, когда определенные деятельности выталкиваются в слой культуры и служат в качестве образцов для осуществления такой же деятельности в производственных структурах. Реальный механизм этого - приобретение некоторыми людьми особой функции, позволяющей им формировать привычки, поступки, деятельность других людей.  | 
      Знаменитый дуэлянт и игрок, крупный политический деятель, кинозвезда часто являются семиотическими, культурными образованиями социума по преимуществу, поскольку служат образцом для подражания ("волосы, как у Брижжит Бардо", "свитер, как у Жана Маре"). Деятельность образцового рабочего, известного новатора и т. п. неизбежно приобретает особую "культурную" функцию, поскольку она становится образцом для подражания. В определенных условиях эти люди перестают работать в собственно производственной сфере, их деятельность становится только образцом и вместе с тем чисто культурным образованием. Так, в частности, происходит с рабочими-мастерами, обучающими в школах и училищах. Педагог вообще по многим параметрам совершенно независимо от его воли и желания выступает как элемент культуры; но с точки зрения сознательно формулируемых требований одна из важных его педагогических функций - быть живым носителем определенных деятельностей и разворачивать их в качестве образцов для подражания при передаче другим людям (схема-5). | 
 
        
  | 
      
        
  | 
      
|  Но подобное выражение образцов деятельности 
        в живых людях, олицетворение их - лишь один из видов фиксации деятельности 
        в процессе трансляции. Другим средством фиксации и передачи деятельности 
        служат любые ее продукты (как вещественные, так и знаковые), они сохраняют 
        и переносят свойства и строение деятельности.  Особый вид трансляции образует передача тех знаковых образований, которые использовались при построении деятельности в качестве средств или орудий (схема-6: П - любые продукты данной деятельности, ЗС - ее знаковые средства, ВС - вещественные средства).  | 
      На первых этапах вещественные и знаковые средства деятельности передаются в тех сочетаниях и связях, в каких они были употреблены при решении задач (см. (38J). Так, по-видимому, возникают тексты, представленные сейчас в собственно научной литературе. | Но в каком бы виде ни передавалась деятельность 
        - в виде ли живых образцов, или в виде предметов-продуктов знаковых средств, 
        - вопроизведение ее другими людьми в новых состояниях социальной системы 
        возможно только в том случае, если эти люди умеют это делать, т. е. если 
        они умеют копировать деятельность других людей или восстанавливать деятельность 
        по ее продуктам и примененным в ней знаковым средствам. Если же такой 
        способности нет, то в процессе воспроизводства, несмотря на трансляцию 
        деятельности, возникает разрыв. Именно как средство преодоления этого разрыва исторически сложилась и развилась сфера обучения. больше>>>  | 
    
|   
        Щедровицкий Георгий Петрович (23.02.1929 - 03.02.1994), философ и методолог, 
        общественный и культурный деятель. Создатель научной школы, лидер основанного 
        и руководимого им на протяжении 40 лет Московского Методологического Кружка 
        (ММК) и развернувшегося на его основе методологического движения. Разрабатывал 
        идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности. - - - - - - - - - - - - - - - - смотри сайт Фонд "Институт развития им.Щедровицкого" http://www.fondgp.ru/ - - - - - - - - - - - - - - - -  | 
        
        
       | 
    
 
        
 
  | 
    
 
        
  |