главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации |
источник: | фонд
имени ГЕОРГИЯ ПЕТРОВИЧА ЩЕДРОВИЦКОГО |
Георгий Петрович Щедровицкий |
"Синтез знаний: проблемы и методы" |
Проблемы объединения и соорганизации знаний в единую систему (т.е. того, что обычно называют синтезом знаний ) являются ключевыми в исследовании природы знаний вообще и теоретических в особенности. И именно таким образом они понимались и трактовались со времен Э.Кондильяка и И.Канта [Кондильяк 1938; Кант 1948]. Но при этом, как правило, проблемы объединения и соорганизации знаний отождествлялись с проблемами построения единой теоретической системы знаний — философской или научной. | Причиной этого, по-видимому, было то, что в ХVIII и ХIХ вв. как философия, так и в особенности естественные и физико-математические науки развивались относительно автономно и независимо от практики организационно-управленческой деятельности, и поэтому проблемы «выхода» теории на практику и использования научно-теоретических знаний в практической деятельности стояли не так остро, как сейчас. | В результате этого из трех известных нам сейчас механизмов объединения и соорганизации знаний: систематизации в целях употребления в практической деятельности (схема 1а ), систематизации в целях трансляции и обучения подрастающих поколений (схема 1б), систематизации в целях создания многосторонней картины изучаемого объекта (схема 1в) - два первых уходили как бы на задний план, а в качестве важнейших и ключевых для всего круга проблем синтеза знаний выступали одни лишь проблемы организации научной теории, или, как сказали бы мы сейчас, проблемы построения и организации научного предмета. |
|
ХХ век кардинальным образом изменил фокусы
проблематизации и направления методологических и эпистемологических поисков.
Теперь все больший интерес вызывают случаи одновременного использования
знаний из разных научных предметов в ситуациях решения различных социотехнических
задач — при обучении и воспитании людей, управлении научными исследованиями
и разработками, планировании социального развития отдельных предприятий,
отраслей промышленности и регионов и т.п. Для всех этих случаев характерно,
что объект социотехнического действия не совпадает с объектами изучения
отдельных наук и поэтому в работе с социотехническим объектом не удается
опереться на знания о законах функционирования и развития какого-либо
одного научного объекта, а приходится говорить о «многостороннем» и «комплексном»
характере социотехнического объекта и на практических путях искать способы
связи и объединения различных разнопредметных знаний, описывающих его
с разных сторон. В результате объединения этих знаний должно получиться
одно целостное (или целостноорганизованное) представление о сложном «многостороннем»
объекте. Но в итоге этих практических поисков (в большинстве случаев эклектических) «комплексный», или «многосторонний», объект все равно не обретает единых законов жизни, ибо каждое научно-предметное знание так вырабатывалось и соответственно этому так организовано, что оно в принципе исключает всякую возможность органического и законосообразного объединения его с знаниями из других научных предметов. |
Например, так называемый биосоциальный
объект в принципе не может быть представлен как законосообразная связь
биологического и социального, хотя в рамках практического социотехнического
действия представление о биосоциальном объекте получается именно путем
механического сложения биологических и социальных представлений. И то
же самое придется сказать обо всех «комплексных», или «многосторонних»,
объектах. По логике своего образования они не могут быть законосообразными
и, следовательно, вообще не могут стать объектами научного рассмотрения.
Но это — явно парадоксальный вывод, ибо такие сложные «многосторонние», или «комплексные», объекты, очевидно, существуют и мы имеем с ними дело в практике нашей организационно-управленческой деятельности, и пока совершенно неясно, почему же эти объекты не могут быть представлены в единой научно-теоретической картине, получаемой путем объединения и синтеза разносторонних представлений(1). В силу этого сам процесс объединения и соорганизации различных знаний об одном объекте становится важной методологической и эпистемологической проблемой, требующей специального обсуждения и анализа. При этом, чтобы сделать анализ продуктивным, мы произведем предметное ограничение проблемы и в дальнейшем сосредоточимся только на одном механизме синтеза знаний - на систематизации и соорганизации их в целях создания многосторонней теоретической картины изучаемого объекта. |
При таком сужении проблемы анализ (во всяком
случае - в начале) может строиться на базе исходной эпистемологической
оппозиции «знание-объект»(2)
и предполагает в качестве основной методологической схемы (т.е. схемы,
в соответствии с которой будут строиться все рассуждения) схему «двойного
знания». В одном - будет фиксироваться представление об объекте как таковом, а в другом — представления об описывающих и изображающих его знаниях. И эти два знания будут объединяться и сниматься в онтологическом представлении отношений и связей между знаниями и их объектом. Лишь в дальнейшем, когда нам придется раскрывать реальные механизмы этих отношений и связей, мы будем постепенно вводить представления о мышлении и деятельности и таким образом трансформировать чисто эпистемологическую методологию в теоретико-мыслительную и теоретико-деятельностную [Щедровицкий, Алексеев 1957 b], а вместе с тем теоретико-мыслительно и теоретико-деятельностно развивать и обосновывать саму эпистемологию. Итак, начнем с самых простых представлений и постараемся проблематизировать их. |
Первая проблематизация |
Какое бы знание об объекте мы ни взяли, оно всегда является результатом решения каких-то определенных частных задач. И когда потом в ходе рефлексии мы хотим выяснить отношение этого знания к объекту, беря его относительно других знаний о том же самом объекте, то можем представить все дело так, что это знание (подобно всякому другому) описывает и фиксирует объект с какой-то одной стороны, выделяет в нем одно или небольшую группу свойств, необходимых для решения определенной практической задачи. | То, что важно для решения одной задачи, нередко оказывается неважным, несущественным для решения других задач. Поэтому появление новых практических или теоретических задач, во-первых, заставляет брать объект с новых сторон, выделять в нем новые свойства и соответственно образовывать новые знания, а во-вторых, выдвигает на передний план вопрос об отношении к уже имеющимся знаниям, заставляет выяснить, можно ли использовать их для решения вновь вставших практических задач или для получения новых знаний об объекте. | Когда накоплено достаточно большое число
таких, «односторонних» и частных знаний, возникает особая теоретическая
задача — объединить их в одном многостороннем знании об объекте. Решение
этой задачи имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое значение:
оно позволяет рационализировать, «уплотнить» накопленные знания и тем
самым ведет к экономии в работе с ними. Но как можно объединять в единой системе односторонние знания об объекте, полученные в связи с решением частных задач? Нередко их соединяют чисто механически. Тогда изучаемый объект выступает как сумма тех сторон, свойств, которые в нем раньше были выделены. В наглядном виде эта процедура представлена на схеме-2. |
|
Методологическое основание такого представления
объекта (хотя оно обычно не выражается в явном виде) состоит в том, что
каждое из зафиксированных в знании свойств трактуется как отражение субстанциальной
части объекта, а реальная система объекта понимается как «сложенная» из
этих частей. При этом формальные связи объединения, устанавливаемые в
плоскости знаний, просто переносятся «внутрь» самого объекта и объявляются
его структурными связями. Именно таким образом обычно пытаются строить теорию мышления как целого. При этом опираются, с одной стороны, на выработанные в истории логики и психологии представления о собственно мышлении, а с другой — на выработанное в лингвистике представление о языке. «Мышление» и «язык» в таком анализе рассматриваются как две «части» единого объекта, и задача состоит в том, чтобы определить характер объективной связи между ними. Но, несмотря на долгую историю исследований, дело здесь не пошло дальше формулирования самых общих положений, вроде того, что язык невозможен без мышления, а мышление - без языка. Подробнее об этой проблеме см. [Выготский 1934: 5-16]. Такое же положение характерно и для современной теоретической биологии. В ее состав входит огромное число разных дисциплин, и все они исследуют «жизнь», но «берут» ее каждый раз с какой-то одной стороны и на этой основе строят теоретические представления, частные по отношению к целостной картине «жизни». Когда речь заходит о такой целостности, то ее представляют как сумму частей, описанных в частных биологических дисциплинах, как сведение воедино различных «биологических уровней». При этом сами «уровни» понимаются чисто онтологически, т.е. как уровни самого биологического объекта, как его слои, а их логическая природа не принимается в расчет. Это пока не препятствует развитию исследований на каждом «уровне», но не позволяет построить целостную теоретическую концепцию «жизни». |
Наконец, укажем еще на семиотику. Попытки построить общую теорию знака стали особенно интенсивными с конца ХIХ в. и к настоящему времени породили целый ряд различных концепций -логических, логико-философских, логико-психологических, лингвистических, психологических. Но ни одной из них не удалось построить сколько-нибудь удовлетворительного (т.е. непротиворечивого и достаточно полного) теоретического представления знака, которое обеспечило бы решение стоящих в настоящее время практических задач. Такой итог, на наш взгляд, вполне закономерен. Ведь логика, психология, языкознание, антропология и др. науки всегда рассматривали знак не как самостоятельный предмет, а лишь как внешний материал, в лучшем случае как элемент других предметов изучения - знаний и науки, процессов вывода и процессов мышления, деятельности индивида по решению задач или общения с другими индивидами. При построении каждого из предметов достаточно было учесть лишь некоторые, а не все стороны знака. Соответственно и методы анализа, характерные для каждой из этих наук, позволяли понять лишь отдельные стороны знака и не давали возможности исследовать его в целом. Например, при выявлении логической структуры рассуждения достаточно было рассмотреть материал знаков в отношении к замещаемому в них объективному содержанию и совсем не требовалось учитывать отношение этого материала к генетически предшествующим видам деятельности индивида и их развитию. С другой стороны, многие закономерности речевой деятельности индивидов можно было определить, не обращаясь к анализу и описанию логического содержания и значений знаков. На том и строились все психологические концепции знака. | Но когда встала задача построения общей
теории знака, подобные методы «отказали». В самом деле, по своей объективной
природе знак может быть выделен в качестве самостоятельного предмета изучения
только в том случае, если он берется в единстве всех своих основных функций.
По сути дела, само возникновение семиотики, начиная с первых идей, выдвинутых
еще Локком, Лейбницем и Кондильяком, было продиктовано необходимостью
преодолеть односторонность, свойственную логике, психологии или языкознанию,
в подходе к анализу знака и синтезировать методы всех этих наук. Однако
такая тенденция получила совершенно извращенное представление, в первую
очередь - в лингвистических исследованиях, а также в логике и психологии.
В каждом из этих подходов семиотика мыслится как простое расширение соответствующей
науки, как применение ее понятий и методов в новой области объектов [Симпозиум...
1962; Труды... 1965-73]. В результате сложились самостоятельные, обособленные
друг от друга логический, лингвистический и психологический подходы к
разработке семиотики, и каждый из них стремится охватить всю область знаковой
действительности. В конечном счете картина получается такой же, как и в других приводившихся нами примерах. Отдельные, частные знания об объекте пытаются свести в общую теоретическую систему чисто механически, рассматривая содержание этих знаний как части самого объекта. При этом система объекта всегда, в конечном итоге, рассматривается как изоморфная той системе знания, которая может быть получена путем непосредственного объединения уже существующих, полученных независимо друг от друга частных знаний [Солнцев 1971: 90-139; Папуш 1974]. |
Если же учесть специфическую природу знаний
и их отношений к объекту изучения, то подход к проблеме синтеза знаний,
относимых к одному объекту, может (а на наш взгляд, и должен) быть совершенно
иным. Ведь абстракции далеко не всегда выделяют части изучаемого объекта.
Как правило, они образуются иначе. Содержание знаний, вырабатываемых при
решении частных практических задач, можно уподобить проекциям, которые
«снимаются» с объекта при разных его «поворотах». В наглядной форме понимаемое таким образом отношение между несколькими разными знаниями и объектом изучения представлено на схеме-3. |
Круг с заштрихованными секторами изображает
сам объект; линии (А), (В), (С) - знания, фиксирующие разные «стороны»
объекта; заштрихованные секторы — «объективное содержание», которое выделяется
и фиксируется этими знаниями. Если такое представление абстракций справедливо (а против него принципиальных возражений нет) и существующие знания действительно могут быть уподоблены проекциям, снятым с объекта, то, очевидно, чисто механическое объединение этих проекций не может дать представления о действительном строении объекта. |
Попытки такого объединения с последующей
формальной объективацией полученной подобным образом системы знаний столь
же бесперспективны, как и попытки получить представление о структуре детали
путем простого присоединения друг к другу ее чертежных проекций. Но как же в таком случае должен осуществляться синтез различных односторонних знаний об одном объекте? |
|
Различение предмета и объекта знания |
Обоснованный методологический подход
к названной выше проблеме требует прежде всего четкого и резкого разграничения
понятий объекта и предмета изучения. Такое разграничение имеет принципиальное
значение в любом методологическом анализе, а в методологии системного
исследования оно особенно значимо, являясь, по сути дела, исходным пунктом
всей работы. Не имея возможности обсуждать здесь эту тему в деталях и подробностях, мы лишь наметим основные из тех различений, которыми мы пользуемся в анализе проблемы синтеза знаний. |
Понятие объекта (кроме того, что оно и
само по себе крайне сложно) употребляется в настоящее время весьма недифференцированно.
По сути дела, никак не различаются: 1) объект оперирования, 2) объект
подразумевания (или объект отнесения — это выражение фиксирует то, что
к нему относят знаковые формы) и 3) объект изучения. Объясняется это, на наш взгляд, тем, что обычно в эпистемологическом анализе не учитываются уровни оперирования, приводящего к образованию знания, и знание берется как бы в своем «последнем срезе», т.е. в конечном отнесении к объекту изучения. Если же мы, напротив, специально выделяем процессы порождения знаний [Щедровицкий, Алексеев 1957 b] и начинаем рассматривать входящие в них операции (или действия сопоставления) относительно тех объектов, к которым они приложены, то нам приходится организовывать их по уровням [Щедровицкий, Ладенко 1959 a], как это представлено на схеме-4. |
А из этого уже автоматически вытекают все названные выше различия, ибо уже во втором слое знания (объединяющем второй и третий уровни) объекты оперирования (А), (В) отличаются от объектов возможного отнесения Х или О1, а необходимость связывать между собой много таких слоев (каждый из которых имеет свой объект отнесения - на нашей схеме это объекты Х, О1 и О2) заставляют выделять еще объект изучения, к которому в конце концов относятся все характеристики, полученные на разных уровнях порождения сложного знания, и в котором все они как бы объединяются и снимаются. На схеме-4 это объект [Оо](2a) . |
|
На базе этого же многоплоскостного представления
сложного знания (но уже по другому основанию) должны быть различимы и
противопоставлены друг другу: 1) идеальный объект и 2) реальный объект.
На нашей схеме идеальные объекты - это [О1],
[О2] и снимающий их объект [Оо],
а реальный объект (или объекты) - он обозначен как [R] - это, с одной
стороны, то, что подразумевается за идеальными объектами и рассматривается
как существующее само по себе, а с другой стороны, то, к чему эти идеальные
объекты относятся в процессах практического приложения и использования
знаний. Анализ обоих этих понятий (в особенности понятия реального объекта или «реальности») крайне сложен, и здесь мы не можем на нем останавливаться. Достаточно отметить, что реальный объект, или «реальность», задается как то, что существует само по себе, осваивается практикой, может исследоваться в науке и фиксируется с помощью знаний, но при этом всегда остается более богатым, чем любая сумма полученных к этому историческому моменту знаний, и открывает неисчерпаемое множество возможностей для новых направлений анализа. Как писал В.И.Ленин, «электрон неисчерпаем» (Ленин 1961: 277). В натуралистической традиции и в обосновывающих ее философских концепциях объект изучения рассматривается обычно как нечто изначально данное и противостоящее исследовательской деятельности. В этом случае он по сути дела отождествляется с реальностью. С точки зрения введенной нами выше схемы сложного знания такая трактовка означает либо прямое склеивание идеального объекта с реальным, т. е. [Оо] с [R], либо погружение идеального объекта в реальный и структурное объединение их, сопровождающееся, как правило, склеиванием и объединением двух типов существования - идеального и реального. |
Но даже, если мы примем противоположную,
антинатуралистическую точку зрения(3)
и будем считать, что всякая данность объекта изучения есть результат деятельности
человека - либо познавательной, либо инженерно-конструктивной и практической(4),
то все равно это не лишает нас права в контексте рефлексивного методологического
исследования рассматривать противопоставленность знаний и их объекта как
нечто реально существующее и весьма существенное для многих процедур и
приемов современного научного и философского мышления. Понятие предмета изучения строится именно на этом отношении между знаниями и их объектом и «берет» его в двух планах -обстоятельство, которое в дальнейшем приводит к дифференциации самого этого понятия. Первый план фиксирует саму связь между знанием и объектом. Соответственно этому создается представление о системе, которая охватывает объект и знание в качестве своих элементов и за счет этого порождает в них такие свойства, которых до этого не было и не могло быть. Такая система, включающая объект как бы внутрь себя, и есть то, что называется «предметом» в чистой эпистемологии. Второй план анализа того же отношения, точно так же выражаемый в понятии предмета, фиксирует не сам факт связи объекта со знанием, а обусловленную этим данность объекта в знании, или иначе, «видение» его через знание. В этом случае содержание знания как бы склеивается с объектом, и объект выступает со стороны того содержания, которое зафиксировано в знании. Поэтому можно сказать, что здесь понятие предмета фиксирует ту или иную определенность видения объекта через знание. В этом употреблении термин «предмет» выделяет уже не столько эпистемологическое, сколько специальное научно- предметное содержание. |
Для методологии имеют существенное значение
оба плана понятия «предмет» и связь между ними. В естественнонаучной традиции
и в соответствующей ей философской рефлексии используется в первую очередь
вторая компонента понятия «предмет». Считается, что, если объект независим
от исследования и противостоит ему, то предмет изучения, напротив, формируется
самим исследованием. Это конструкция, созданная мышлением или наукой,
существующая лишь постольку, поскольку есть знание об объекте. Исследователь,
приступая к изучению какого-либо объекта, берет его с одной или с нескольких
сторон; выделенные и зафиксированные в знании стороны объекта становятся
«заместителем» всего объекта в целом. Поскольку это знание об объективно
существующем, оно всегда объективируется и как таковое образует «предмет»,
который в зависимости от задач исследования и точек зрения рассматривается
то как предмет науки, то как предмет знания, то, наконец, как предмет
деятельности, практической или теоретической(5).
Если воспользоваться изображениями такого типа, какие приведены на схеме 3, то два указанных выше аспекта содержания понятия предмета можно будет представить соответственно в схемах-5а и 5б. |
|
Различие этих двух изображений соответствует, с одной стороны, различию отношений эпистемолога и «универсального естественника» к предмету, а с другой - разным этапам совокупного общественного исследования объекта. На многих этапах специального научного исследования предмет рассматривается как «адекватный» объекту. Это правильно, вполне обоснованно, пока исследовательское движение идет в рамках данного предмета. Когда же относительно одного объекта построено несколько различных предметов исследования (как показано на схеме-3), или когда этот объект выступает в предметах различных наук, такая позиция становится препятствием к синтезу этих различных предметов, порождает парадоксы, или противоречия, в развитии и систематизации знаний. | Единственным средством избежать их является
специальный эпистемологический анализ, который рассматривает предмет исследования
как результат и продукт деятельности, как продукт человеческого мышления,
не тождественный объекту и несводимый к нему, существующий в особых средствах
науки и как особое создание человеческого общества подчиняющийся особым
закономерностям жизни, не совпадающим с закономерностями жизни самого
объекта. Характер предмета зависит не только от того, какой объект он отражает, но и от того, зачем этот предмет сформирован, для решения какой задачи. |
Задача исследования и объект являются теми двумя факторами, которые определяют (но не детерминистически, а телеологически), как, с помощью каких средств - приемов и способов исследования - будет сформирован необходимый для решения данной задачи предмет. |
Общее условие синтеза разных знаний об объекте |
Разобранные выше особенности формирования
предметов изучения и, соответственно, знаний об объектах приводят к тому,
что системы знаковых изображений в принципе не совпадают и не могут совпадать
с реальной структурой объектов. Это расхождение не следует считать каким-то
аномальным, недопустимым явлением. Наоборот. Всякая формальная (знаковая)
система изображений объекта является особой оперативной системой, в которой
и с которой действуют совершенно иначе, нежели действовали бы с самим
объектом. Как известно, оперативные системы именно так и именно для того
и создаются, чтобы оперирование с ними существенно отличалось от непосредственного
оперирования с объектами. Поэтому в принципе мы не можем и не должны стремиться
к тому, чтобы системы изображений обязательно совпадали со структурами
объекта. Очевидно, нужно прямо противоположное, чтобы это несовпадение
было осознано как принцип и чтобы из него исходили при решении методологических
проблем. Чертежные проекции не являются изображениями частей детали, но это нисколько не мешает их использованию, поскольку существуют особые процедуры, позволяющие переходить от одних проекций к другим (например, к аксонометрической проекции) или от проекции к самой детали в процессе ее изготовления. То же самое можно сказать о различных типах радиотехнических схем (блок-схемы, принципиальные схемы, монтажные схемы), где заданы жесткие правила перехода от одной схемы к другой. Следовательно, главное в том, чтобы существовали процедуры переходов между различными представлениями и знаниями, а это будет означать одновременно возможность установления между ними определенных связей. |
Нетрудно заметить, что эти процедуры могут
существовать и «работать» только в том случае, если имеются подходящие,
специально для этого приспособленные «проекции», хотя отнюдь не для всех
и всяких произвольно взятых «проекций» можно установить процедуры связи.
Следовательно, всякий способ синтеза знаний оказывается жестко связанным
со специфическим способом их получения. Мы можем переходить от одних чертежных
проекций к другим и «строить» по проекциям объект именно потому, что сами
эти проекции получены особым образом, так, как этого требуют последующие
процедуры связи. Иначе можно сказать, что процедуры абстракции и процедуры
синтеза, полученные посредством абстракции представлений и знаний, должны
быть органически связаны между собой, должны образовывать единый познавательный
механизм. Сформулированный выше принцип может быть применен к любым теоретическим знаниям и представлениям, которые мы хотим объединить. Учитывая его, можно сделать такой вывод: сам по себе факт наличия нескольких теоретических представлений, полученных независимо одно от другого при решении разных задач, еще не дает достаточных оснований для постановки вопроса о возможной связи между этими представлениями. Поясним это на графическом изображении многопредметного исследования объекта (см. схему-3). Предположим, что проекции (А), (В), (С) «снимались» с объекта без всяких строгих правил, определяемых «природой» объекта и процедурами последующего синтеза полученных проекций (в общем виде такая ситуация довольно типична для ряда отраслей современной науки). При таких условиях одни части и элементы объекта будут отражены несколько раз в разных проекциях и, следовательно, в разном контексте. Это приведет к «удвоению сущностей», к запутыванию характеристик объекта, поскольку одни и те же «точки» его будут изображаться по-разному, с различной функциональной нагрузкой в этих системах. С другой стороны, некоторые элементы и стороны вообще не будут воспроизведены, а это создаст существенные «пустоты» в наших представлениях. |
Совершенно очевидно, что при таком анализе и описании объекта, по сути дела, никакая процедура объединения не может дать необходимых результатов. Нечто подобное происходило в домарксовой политической экономии, когда В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо и другие исследователи пытались построить общую экономическую теорию, механически связывая уже имеющиеся понятия, такие, как товар, труд, капитал, стоимость и т.д. Все попытки объединить эти категории ни к чему не приводили и не могли привести, поскольку определенные стороны экономики как объекта исследования «проходили» через несколько понятий и описаний, а другие существенные аспекты вообще не были «схвачены». В том виде, как они существовали до К.Маркса, эти понятия и описания не могли быть сведены в единую систему, так как они были выработаны безотносительно к задаче синтеза. Успех Марксова анализа, напротив, с методологической точки зрения может быть объяснен тем, что Маркс построил принципиально новую исходную позицию, которая позволила ему с самого начала развертывать единую структуру предмета исследования и именно в этом контексте представить все понятия как систему, связанную в целое. Методологической основой исследования явился, как известно, метод восхождения от абстрактного к конкретному, в котором были связаны в единое целое способы образования абстракций со способами их синтеза в процессе восхождения. |
Пути и средства синтеза разных знаний об объекте |
В приведенном выше примере по сути дела уже содержится ответ на вопрос
о том, каким образом должен осуществляться синтез различных теоретических
представлений и знаний, если они получены «хаотично», вне связи друг
с другом и без всякой ориентировки на последующий синтез. Очевидно,
в такой ситуации первый шаг должен состоять в том, чтобы перестроить
сами исходные представления и знания, освободить их от одинаковых, многократно
повторяющихся элементов содержания, дополнить другими представлениями,
которые окажутся необходимыми с точки зрения задачи синтеза. |
Иначе говоря, построение сложного системного
знания об объекте предполагает в качестве своего предварительного условия
знание структуры этого объекта. На первый взгляд кажется, что это требование содержит в себе противоречие. Но другого способа решить задачу не существует, а более детальный анализ ситуации убеждает: обнаруживаемое здесь противоречие - мнимое. Прежде всего потому, что исходное структурное представление объекта еще не есть теоретическое представление или теоретическое знание структуры этого объекта, оно лежит в особой плоскости представлений об объекте - методологической - и выполняет особую методологическую функцию в процессе исследования, являясь лишь средством для построения теоретического знания. Такой вывод означает очень многое в плане анализа. Он задает линию того движения, которое должно быть осуществлено для синтеза уже существующих знаний об объекте. Прежде всего он подчеркивает, что нельзя получить решения этой проблемы, оставаясь в плоскости одних лишь уже имеющихся знаний. |
Он показывает, что в это движение обязательно
должен войти анализ тех абстракций, говоря более широко - всех тех процедур,
посредством которых были получены существующие знания. Он показывает также,
что нужно будет - и это непременное условие осуществления предыдущего
требования - проделать особую работу по воссозданию структуры того объекта,
проекциями которого являются уже имеющиеся знания. Идея такого движения в исследовании изображена на схеме-6. Знак К означает на ней новую знаковую форму, представляющую структуру объекта. Группа сплошных стрелок должна символизировать теоретико-методологическое движение по построению этой знаковой формы, исходя из уже существующих знаний (А), (В) и (С), а группа штриховых стрелок - характеристику и объяснение этих знаний (А), (В), (С) как «проекций» объекта (или, что то же самое, его нового представления К). |
|
Схема наглядно показывает, что, решая задачу синтеза различных знаний
об одном объекте, нужно, вместо того чтобы искать какие-то связи между
ними в их собственной плоскости, воспроизвести каким-то образом структуру
объекта, а затем, исходя из нее, восстановить те «повороты» абстракции,
которые привели к имеющимся знаниям. И только таким путем можно получить
необходимую связь между разными знаниями и представлениями одного объекта.
|
Но так дело будет выглядеть лишь с традиционной точки зрения, знающей только один тип эпистемологических единиц - знания, выраженные в предложениях или суждениях. Если же мы встанем на современную точку зрения, учитывающую множественность эпистемологических единиц и различие их функций как в системах современного мышления, так и в порождаемых ими «организмах» науки, то наш вывод и заданная им установка получат значительно более глубокий смысл. Они будут означать не просто то, что мы должны получить новое знание об объекте, отличное от прежних, а то, что мы должны будем создать в системе предмета, воспроизводящей этот объект, совсем новую по своему типу эпистемологическую единицу. Вновь создаваемое представление объекта, как мы утверждаем, не будет уже знанием, во всяком случае, в том смысле, в каком были знаниями предшествующие образования, оно будет лежать в ином функциональном месте системы научного предмета и будет иметь другие структурные и морфологические определения. | Именно в этом состоит смысл сделанных выше
утверждений о необходимости нового и особого представления, воспроизводящего,
как было сказано, сам объект и вместе с тем дающего основание для объединения
всех уже существующих знаний об объекте. Но тогда мы, естественно, приходим к вопросу: в каких именно типах эпистемологических единиц может и будет строиться это новое представление объекта, предназначенное для того, чтобы осуществить объединение уже имеющихся частных и односторонних знаний о нем. |
Структура научного предмета и разные планы описания процессов синтеза знаний |
Структура научного предмета и разные планы описания процессов синтеза
знаний |
В число единиц первого уровня входят: 1) «факты», называемые также «единицами эмпирического материала»; 2) «средства выражения» (весьма условное название, используемое из-за отсутствия другого, более подходящего), среди которых окажутся «языки» разного типа (описываемые в методологии и логике), оперативные системы математики, системы понятий, заимствованные из других наук или созданные специально в качестве средств в рамках этой же науки, представления и понятия из общей методологии и т.п.; 3) методические предписания или системы методик, фиксирующие процедуры научно-исследовательской работы; 4) онтологические схемы, изображающие идеальную действительность изучения; 5) модели, репрезентирующие частные объекты исследования; 6) знания, объединяемые в систему теории; 7) проблемы; 8) задачи научного исследования. | В системе научного предмета, в соответствии
с разными процессами функционирования и развития его, эти единицы организуются
еще в связанные друг с другом агрегаты и образуют ряд сложных функциональных,
а затем и материально-организационных структур. В настоящее время, изображая эти единицы в рамках одной системы — обычно в рамках того, что называется «научным предметом», принято зарисовывать их в виде блок-схемы, представляющей состав, а иногда также функциональную или материально-организационную структуру этого целого(6). В одном из возможных вариантов состав научного предмета представлен на схеме-7(7). |
|
Любой достаточно развитый научный предмет
может быть представлен в таком наборе блоков: если этот предмет уже сложился,
то блок-схема будет служить его изображением, а если он только еще складывается,
- выражением конструктивных требований к нему или его проектом. В зависимости от задач исследований и, естественно, способов употребления самой схемы на нее будут накладываться «сети» из различных связей и отношений, а параллельно этому в плоскости теоретического описания научного предмета будет строиться фиксированная иерархия разных системных представлений. Основная трудность, возникающая при решении этой задачи, связана с тем, что между всеми блоками, входящими в систему научного предмета, существуют отношения и связи рефлексивного отображения. Средства для распутывания этих отношений и связей дает анализ процедур и механизмов научно-исследовательской деятельности, отображаемых на этой блок-схеме, в частности в виде процессов функционирования и развития научного предмета. В зависимости от того, какой процесс мы выделяем, блок-схема и стоящий за ним предмет выступают либо в виде искусственно преобразуемого объекта, либо в виде естественно меняющегося целого, либо в виде «машины», перерабатывающей некоторый материал. Так, если мы выделим из системы научного предмета блоки «эмпирический материал» и «теоретические знания» и будем считать, что цель и назначение науки состоят в переводе «фактов» в форму «теоретического знания», то вся система научного предмета выступит в виде «машины», осуществляющей эту переработку [Розин, Москаева 1967; Розин 1967 a, c; Самсонова, Воронина 1967]. Но точно таким же образом мы сможем выделить задачи преобразования или конструирования блоков «модели», «методики», «онтология», «средства выражения», приводящие их в соответствие с «фактами», поступающими в блок эмпирического материала. Тогда внутри системы научного предмета мы должны будем выделить еще несколько «машин», осуществляющих эти конструирования и преобразования. |
Особое место в системе научного предмета
занимают проблемы и задачи. Они фиксируют отношения несоответствия между
наполнениями других блоков системы научного предмета и определяют общий
характер и направление процессов научно-исследовательской деятельности,
перестраивающих эти наполнения. Кроме того, каждый научный предмет существует и изменяется в широком окружении: других научных предметов, математики, общей методологии и философия [Москаева 1967; Розин, Москаева 1967; Симоненко 1967]. Из этого окружения он может получать эмпирический материал, онтологические представления и схемы, а также средства выражения для содержаний, образующих наполнение всех блоков. Некоторые из элементов окружения - например, философия и методология (но не математика!) - управляют функционированием и развитием научных предметов(8). В частности, определяющим для всех научных предметов является изменение и развитие категорий мышления, осуществляемые в рамках и средствами философии и методологии. Системы, образующие наполнение всех блоков научного предмета, построены в соответствии с определенными категориями. Можно сказать, что категории задают строение систем наполнения, а также управляют всеми мыслительными движениями внутри них и переходами от одних систем к другим в рамках общей структуры предмета. Поэтому всякое принципиальное изменение в способах фиксации и описания какого-либо объекта средствами науки означает вместе с тем изменение аппарата категорий, характеризующих наше мышление. И наоборот, смена основных категорий, определяющих уровень и способы нашего мышления, должна привести и приводит к перестройке наполнений всех блоков научного предмета. После этой краткой характеристики строения научного предмета и перечисления входящих в него основных функциональных элементов (а вместе с тем и основных эпистемологических единиц) мы можем вернуться к главному (с точки зрения линии наших рассуждений) вопросу: какие именно элементы научного предмета представляют объект как таковой и используются в качестве основного средства объединения разных частных знаний об объекте. |
Специальный методологический и эпистемологический
анализ показывает, что в процессах объединения и синтеза знаний участвуют
многие, если не сказать все, элементы (единицы) научного предмета и многие
единицы из более широких охватывающих его систем методологии и философии.
Поэтому если бы мы хотели описывать механизмы синтеза знаний во всех необходимых
деталях, то должны были бы охватить в своем анализе всю систему научного
предмета и все влияющие на него элементы методологии и философии. Но так
как наша задача состоит не в анализе и описании механизмов такого рода(9),
а лишь в постановке самой проблемы синтеза знаний и изложении основной
идеи объединения их через посредство специального изображения объекта,
и поскольку, следуя логике этой задачи, мы выделили из всех процессов
синтеза, захватывающих полный набор элементов предмета, один лишь момент
представления «самого» объекта как такового в противоположность тому содержанию,
которое фиксируется в уже имеющихся знаниях, то вполне естественно, что
на передний план в нашем анализе должны выйти именно те блоки научного
предмета, которые изображают сам объект, - онтология и модели. В них мы можем надеяться найти средства для воспроизведения структуры объекта как такового. Подобное ограничение области анализа, переход от научного предмета в целом к отдельным его функциональным подсистемам, может пониматься и трактоваться двояко: с одной стороны, как очень сильное упрощение реальной ситуации, сведение ее по сути дела к другой, идеальной ситуации, заведомо ей неадекватной, а с другой стороны - как описание одной части или одного момента в реальном процессе синтеза. В принципе обе трактовки допустимы, но у них совершенно разные условия «истинности» и «практической приемлемости», и поэтому выбор одной или другой из этих трактовок требует от исследователя разных средств и методов анализа. |
Описать функциональную часть (или момент) какого-то сложного процесса - значит рассмотреть ее в контексте целого и в зависимостях от других частей. Но в данном случае мы в принципе не можем ставить перед собой задачу описать процесс синтеза знаний в целом и поэтому выбираем из названных выше трактовок, полагая, что сама задача изложения основной идеи объединения знаний через посредство изображений объекта (а не механизмов и норм этого процесса) оправдывает наши упрощения. Чтобы эффективно функционировать в качестве идеи или задачи, некоторое знание или представление о деятельности совсем не нуждается в точном соответствии с этой деятельностью. | Более того, эта же установка позволяет нам произвести еще одно упрощение: оставить в стороне онтологические схемы и свести все дело к одной лишь модели объекта. Действительно ли взятые со стороны только одного требования или одной функции - воспроизводить «сам» объект знания - онтологические и модельные схемы совершенно равноправны? Их различия по форме и содержанию становятся существенными лишь после того, как мы переходим к описанию конкретных механизмов синтеза знаний. | Вместе с тем для передачи и описания самой идеи - идеи синтеза знаний через посредство особого изображения объекта - модель оказывается значительно более удобным и более выгодным элементом научного предмета, нежели онтология, в силу своей относительной простоты. Поэтому в дальнейшем анализе мы ограничимся только модельными схемами, показав, как процедура синтеза знаний использует их специфические функции и строение. |
Модель-конфигуратор |
Итак, коротко напомним основную линию
наших рассуждений и одновременно поясним их смысл с точки зрения введенных
выше представлений о научном предмете. Обсуждение условий объединения в одну систему нескольких разносторонних знаний об объекте привело нас к выводу, что в общем случае эти знания должны быть перестроены в соответствии со структурой предполагаемого объекта. Из этого, в свою очередь, следовало, что структура объекта должна быть каким-то образом представлена и изображена еще до того, как мы начнем работу по перестройке и синтезу имеющихся знаний. Исходя из зафиксированной таким образом формальной необходимости специальных изображений объекта, мы предположили, что они реально существуют в мышлении и в научном исследовании, и ввели их в свои схемы. Так как подобные изображения объекта не могли быть получены без опоры на уже существующие знания об этом объекте, мы связали знания и специальные изображения объекта двусторонними переходами - 1) получения изображения объекта на основе знаний и 2) объяснения знаний исходя из полученного изображения объекта (см. схему-7). |
Но такая схема фиксировала лишь один момент
в «жизни» гипотетически введенного нами изображения объекта и совсем не
учитывала других моментов, по сути дела уже заданных нашей установкой
на объяснение процессов синтеза уже имеющихся знаний. Ведь для того чтобы
такой синтез произошел, эти знания должны быть перестроены и объединены
в их собственной плоскости. А об этом у нас пока речь вообще не шла. Поэтому
сейчас мы должны как бы вернуться назад и зафиксировать в анализе и описании
основное назначение изображения объекта и его функции не только в отношении
исходных знаний об объекте, но также и в отношении результата всей работы
- системы перестроенных и объединенных знаний. После того как специальное изображение объекта получено, начинается новый этап мыслительной работы - использование изображения уже непосредственно для синтеза знаний в единой теоретической системе. Мы уже говорили, что сам по себе факт наличия нескольких знаний об одном объекте, полученных независимо друг от друга, не дает еще оснований ставить вопрос об объединении их. Чтобы связать и действительно объединить подобные знания, их нужно еще предварительно перестроить. Именно эта работа и осуществляется на втором этапе. Начинается новое, вторичное соотнесение уже существующих знаний с полученным на их основе изображением объекта в свете специальной целевой установки: сделать их теоретически однородными и объединяемыми. |
И это всегда ведет к перестройке знаний,
часто настолько существенной, что она выступает как процесс замены одних
знаний другими. И так до тех пор, пока нам, наконец, не удается свести
исходную совокупность разрозненных знаний к единому сложному знанию, выводимому
из имеющегося у нас изображения объекта. При этом очень трудно, по сути
дела даже невозможно, ответить на вопрос, что же мы делаем «на самом деле»
— объединяем исходные разрозненные знания, сводим их к новому целостному
знанию или выводим это последнее из имеющегося изображения объекта. Практически
в большинстве случаев превалирует последнее. В наглядной форме такие отношения и функции схемы, изображающей объект, представлены на схеме-8. Линия (А'В'С') символизирует в ней систему перестроенных и объединенных знаний, а двойная стрелка - процедуру получения этой системы на основе специального изображения объекта. Все остальные элементы схемы совпадают с тем, что было представлено на схеме-6. |
|
Подобное объединение знаний имеет неоспоримую
практическую ценность: его итогом является своеобразное «сплющивание»
всех представлений и знаний об объекте, расположенных как бы в разных
планах и проекциях и потому непосредственно не сводимых одно к другому.
Это «сплющивание» является непременным условием построения сложного теоретического знания об объекте. Такая «линейная», или «плоскостная», организация существенно облегчает оперирование системой знаний, и в частности обеспечивает ее формализацию. Попробуем теперь охарактеризовать функции и природу того изображения объекта, которое мы гипотетически ввели и анализировали. Во-первых, оно собрало и объединило в себе все то объективное содержание, которое было зафиксировано в уже имевшихся ранее знаниях. Во-вторых, его структура была введена как «основание» и «источник» всех проявлений объекта, обнаруживаемых в прямом познавательном оперировании с этим объектом. Наконец, в-третьих, на основе особого познавательного оперирования с самим этим изображением и выраженным в нем предметом знания выводились и обосновывались новые сложные знания об объекте. Все эти моменты: сначала?-?особое назначение этого изображения, затем - специфика процедур его создания и, наконец, - специфика процедур его употребления, задают ему совершенно особое место в системе научного предмета. Поскольку именно из этого изображения выводятся потом все уже существовавшие знания об объекте, и оно (вместе с эпистемологическими описаниями произведенных абстракций) либо служит их основанием, либо же заставляет их перестраивать, поскольку именно на его основе строится новое синтетическое знание, которое затем используется в практической работе с реальностью, постольку это изображение является моделью объекта [Генисаретский 1966 a; Розин 1966; Москаева 1966]. Смысл такого утверждения наглядно отражен на схеме-8. Изображение объекта в ней является очевидным функциональным замещением объекта как в отношениях к знаниям (А), (В), (С), так и в отношениях к знанию (А`В`С`). |
Поскольку эта модель объекта создается
в проанализированной нами ситуации с совершенно особым назначением - специально
для того, чтобы объединить уже существующие знания, она имеет специфический
набор функций и совершенно особые характеристики формы и содержания, которые
должны быть особым образом обозначены. Мы называем изображение объекта,
создаваемое в целях описанного выше объединения и синтеза разных знаний,
«конфигуратором», а процедуру этого объединения и синтеза, основывающуюся
на специально созданном для этого изображении объекта, - «конфигурированием»
[Тез. докл. симпозиума... 1962: 26-27]. Анализируя историю естественных наук, мы можем встретить простейшие конфигураторы во всех задачах, решение которых требовало оперирования не с одним, а с двумя или многими представлениями объекта. В тех случаях, когда создавалась систематическая теория объекта, конфигуратор, естественно, принимал более сложный вид, становясь весьма разветвленной и детализированной системой системных представлений объекта. Само построение такой системы выступало как особая и очень сложная задача теоретического исследования, причем от ее успешного решения в первую очередь зависел успех всей работы. Если с этой точки зрения рассмотреть уже упоминавшиеся исследования в области биологии, семиотики, теории мышления и других наук, то можно утверждать, что развитие их в настоящее время упирается именно в отсутствие адекватных «конфигураторов». Бесспорно, попытки строить их предпринимаются практически всюду, притом с возрастающей интенсивностью. Но из-за отсутствия соответствующего эпистемологического осознания и специально выработанных для этого логических средств исследователи нередко с самого начала избирают методологически бесперспективный путь: вместо того чтобы строить конфигуратор, онтологически обосновывающий и объясняющий существующие разнообразные знания об объекте, они принимают одно из имеющихся системных представлений объекта за исходное и уже одним этим закрывают себе дорогу к выявлению действительной структуры объекта. |
Именно так, на наш взгляд, обстоит дело
в современной семиотике: при исключительной развитости отдельных направлений
в исследовании знака она не может нормально развиваться из-за отсутствия
обобщающей структурной модели, в которой были бы объединены знания и представления
о знаке, выработанные в логике, психологии, лингвистике, социологии и
эстетике. Только путем построения особого конфигуратора может быть решена, по всей видимости, и проблема объяснения «жизни», стоящая сейчас перед теоретической биологией. Она точно так же выступает как проблема синтеза различных уровней описания биологической действительности. Именно так ее понимает, например, А.Сент-Дьердьи [Сент-Дьердьи 1964: 16]. В последнее время уже многие биологи приходят к выводу, что объяснить сущность жизни, взяв за исходный какой-то из существующих уровней описания, вряд ли удастся. В общем виде можно сказать, что необходимая биологам структурная модель должна возникнуть, фигурально выражаясь, как «перпендикулярная» по отношению к существующим уровням описания. Это значит, что для построения ее необходим специальный эпистемологический анализ появления и развертывания каждого из имеющихся в настоящее время уровней описания. Такой анализ и явится предпосылкой создания конфигуратора, а последний выступит как исходный пункт в построении общей теории жизни. Аналогичные методологические проблемы стоят сейчас перед педагогикой. Проводимые в ее рамках научные исследования до сих пор, как правило, имеют психологическую ориентацию. Но ведь обучение представляет собою сложный многоаспектный объект и заведомо не ограничивается процессами психологического развития индивида. Поэтому необходимо расширить предмет педагогических исследований: он должен охватывать проблемы целей обучения и воспитания, моделирование человека будущего, динамику малых групп, содержание обучения и воспитания, стимулы учебной деятельности и т.д. |
Чтобы охватить в рамках единой системы научных предметов столь широкий круг проблем, необходимо особым образом синтезировать представления и методы ряда научных дисциплин - социологии, логики, психологии, лингвистики, этики, эстетики, возрастной физиологии и т.п. Но такая постановка задачи вновь приводит к проблемам построения конфигураторов. | Подобные иллюстрации можно было бы продолжить, обратившись к другим отраслям современной науки и техники, например к исследованию и проектированию больших систем, к эргономике, криминологии, лингвистике, к социальной психологии и т.п. Но смысл дела, очевидно, не в обилии примеров. Ведь единственное, что мы хотим здесь показать, это новые возможности, которые открывает применение моделей-конфигураторов при решении задачи объединения и синтеза разных знаний, относящихся (как мы предполагаем) к одному объекту. А реальность таких возможностей может быть подтверждена и доказана только практикой будущей работы по созданию и использованию конфигураторов. | При этом, конечно, было бы большим упрощением представлять дело так, будто сама по себе идея модели-конфигуратора решает все вопросы, связанные с созданием сложного многоаспектного знания об объекте или целостной и однородной системы знаний. И построение такой модели, и последующая работа с ней потребуют преодоления многих трудностей, но сам этот путь, на наш взгляд, делает работу значительно более перспективной. |
Структурные модели и формальные знания - принципиально разные элементы научного предмета |
В итоге описанной выше работы по конфигурированию
знаний (см. схему-8) появляются
две группы принципиально различных образований: одну составляют структурные
модели объекта, другую — собственно теоретические знания, полученные на
основе структурных моделей и синтезирующие набор исходных разрозненных
знаний об объекте. Строение и функционирование теоретических знаний отличаются большой сложностью и, можно даже сказать, внутренней противоречивостью. Полученные на основе структурной модели, они являются подлинными знаниями лишь в отношении к представленному в модели идеальному объекту, и если процедура выведения теоретических знаний из модели была осуществлена правильно, т.е. в соответствии с существующими мыслительными нормами, то в этом отношении они всегда будут истинными и необходимыми. |
По сути дела это означает, что структура,
составленная из знаковой формы теоретического знания и идеального объекта,
при выполнении этих условий будет замкнутой и не будет иметь внутри себя
рассогласований содержания. Но отношение к идеальному объекту является отнюдь не единственным отношением, в котором живет и функционирует знаковая форма теоретического знания. Теоретические знания должны употребляться, и эти употребления осуществляются уже не в отношении к идеальному объекту (что было бы бессмысленным, поскольку идеальный объект включен в знание и является одним из его конституирующих элементов), а в отношении к множеству различающихся между собой объектов практики. При этом происходит очень своеобразное преобразование структуры теоретического знания: его знаковая форма сначала как бы вырывается из смысловой связи с идеальным объектом, а затем переносится, или как бы опрокидывается, на объекты практического оперирования, образуя в связи с ними новые структуры знаний (схема-9). |
Таким образом, одна и та же знаковая форма оказывается элементом сразу многих структур знаний и соответственно этому она несет в себе различные смыслы. В одном случае, как мы уже сказали, она выступает в качестве формы выражения знаний об идеальном объекте, в других случаях - в качестве формы выражения знаний о единичных объектах практической деятельности. В противоположность теоретическим знаниям, которые являются необходимо истинными, знания о единичных объектах практики, если они получены путем такой трансформации теоретических знаний, всегда являются лишь гипотетическими и вероятно истинными(10). |
|
Подобное преобразование теоретических
знаний в практические (или, что то же самое, перенос знаковой формы с
идеального объекта теории на реальные объекты практики) и есть, по сути
дела, основной процесс жизни знаний, то, в чем они существуют как знания,
и то, ради чего мы их, собственно говоря, создаем. Но из этого с необходимостью
следует, что сама знаковая форма теоретических знаний должна быть так
устроена и так организована, чтобы обеспечить это преобразование (или
перенос формы). В частности, если знаковая форма переносится из системы
теоретического знания в многочисленные и разнообразные системы практических
знаний и при этом выступает в качестве элемента, конституирующего смысл
(а тем самым во многом и содержание) этих знаний, то она должна иметь
такое устройство и такую организацию, которые бы обеспечивали ее относительную
самостоятельность и сохранение собственного смысла и содержания независимо
от того, берется ли она в системе теоретического знания или вне ее. Другими
словами, знаковая форма знания и сама по себе, вне системы знания, должна
существовать как организованность, несущая определенный смысл, а возможно,
и содержание. Анализ знаковых форм в этом плане [Щедровицкий, Алексеев, Костеловский 1960 c] показывает, что подобная смыслонаполненность и содержательность «чистых» знаковых форм достигается прежде всего за счет того, что связи замещения и отнесения, характерные для «полных» знаний, как бы переносятся внутрь знаковых форм и воспроизводятся (или имитируются) там их функциональной структурой, так или иначе фиксируемой в материале (морфологии) входящих в нее отдельных знаков и выявляемой затем в процессе понимания этих форм. Благодаря этому знаковые формы знаний выступают как бы в виде полных знаний особого рода; мы называем их «формальными знаниями». |
Различные формальные знания сильно отличаются друг от друга по структуре знакового материала. Характер ее зависит от типа того объективного содержания, которое фиксируется в этих знаниях, от «уровня» той плоскости замещения, на которой было получено и употребляется соответствующее знание (cм. схему 4), от отношений и связей его с другими знаниями системы, а также от процедур преобразования в другие знания. В одном случае это будут арифметические соотношения вида 1+1=2, 1+2=3 и т.д. 2х2=4, 2х3=6 и т.д.; в другом - общие утверждения вида «Диагонали ромба взаимно перпендикулярны» или «Вещество, окрашивающее лакмус в красный цвет, есть кислота; кислота содержит электроположительный водород, замещаемый металлом с образованием соли, электропроводна, при нейтрализации щелочами дает воду и соли и т.д.»; в третьем - уравнения, включающие коэффициенты и знаки переменных и т.п. Но во всех случаях в структуру формальных знаний будут входить специфические связи, позволяющие использовать их в качестве средств образования реальных знаний о единичных объектах практики. Независимо от того, как будут использоваться формальные знания - будут ли они непосредственно соотноситься с объектами, как бы «накладываясь» на них, или же будут включаться в структуру рассуждения, эти связи должны дать возможность приписывать объектам практики свойства, непосредственно эмпирически в них не выявленные, или же, минуя эмпирический анализ, переходить от одних признаков объекта через посредство других к третьим. Покажем, как это происходит, на одном из самых простых примеров. | Предположим, что перед нами в колбе находится
какое-то жидкое вещество и необходимо выяснить, какими свойствами оно
обладает. В решении этой задачи мы можем пойти двумя путями. Первый путь
- чисто эмпирический: мы будем применять к заданному нам веществу различные
процедуры физического и химического анализа и постепенно практически выявлять
его свойства. Мы узнаем таким образом, каков его удельный вес, в какие
реакции с другими веществами оно будет вступать, на какие вещества разлагается
и т.п. Но есть еще другой путь, на котором мы можем получить не менее
разностороннее знание об этом объекте: это путь использования уже имеющихся
формальных знаний. Мы можем, например, опустить в данное нам вещество
лакмусовую бумажку, и если она окрасится в красный цвет, то мы сможем
утверждать, что это вещество - кислота, и припишем ему те свойства, которые
зафиксированы в общем формальном знании о кислоте. В наглядной форме эта процедура изображена на схеме-10. |
|
Знак Х означает на ней данное нам вещество,
- (дельта) - операцию, в которой устанавливается действие вещества на
лакмусовую бумажку. Знак (а) обозначает знаковое выражение, фиксирующее
эмпирически выявленное свойство объекта Х - «окрашивает лакмус в красный
цвет». Знак (А) обозначает слово «кислота», вертикальная стрелка, направленная
вверх, символизирует замещение содержания, выявленного благодаря применению
операции - к объекту Х. Вместе знаковые формы (а) и (А) обозначают то,
что принято называть «определением». Двусторонняя стрелка, соединяющая
их, символизирует связь, характерную для определения (равенство объемов
выражений (а) и (А) и возможность оборачивания без ограничений: «все,
что окрашивает лакмус в красный цвет, — кислота» и «все кислоты окрашивают
лакмус в красный цвет»). Стрелка, ведущая от (А) к Х, завершает мыслительную
процедуру, называемую обычно «подведение объекта под понятие» [Зигварт
1908 а: 415-416], знак ||| обозначает отождествление выражений «кислота»
в двух относительно автономных организованностях формального знания -
«определении» и «развернутом формальном знании». Знаки (В), (С), (D),
(Е)... обозначают знаковые формы, фиксирующие все другие общие свойства
(или признаки) кислоты; эти свойства как бы «выносятся» на объект Х, приписываются
ему - соответствующая стрелка, ведущая к Х, - и становятся характеристиками
объекта Х в структуре реального знания. Операция «приписывания свойств»
завершает процесс образования реального знания посредством процедуры соотнесения
общего формального знания с единичным объектом. Первый путь - непосредственного эмпирического исследования объекта Х - дает всегда непосредственно достоверные знания, но он очень сложен и нуждается в особых условиях, средствах и методах; для отдельного индивида они часто просто недоступны. Второй путь предполагает всего лишь одну операцию эмпирического исследования - она специально выбирается очень легкой, а все другие операции носят сугубо формальный характер: «Если Х есть (а), то Х есть (А)», «Если Х есть (А), то Х есть (В) (С) (D) (E) и т.д.». |
Все это совершается на основании формальной
связки между признаками (а) и признаками (В) (С) (D) (E)... через специальный
знак-посредник (А). Благодаря своему формальному характеру второй путь
образования знаний о единичных объектах является значительно более выгодным
и экономным, а поэтому в практической деятельности, если есть соответствующие
формальные знания, он всегда вытесняет первый, эмпирический путь. На основе анализа этого простейшего примера мы можем еще раз, теперь с несколько иной стороны, охарактеризовать сами формальные знания. Их назначение как раз в том и состоит, чтобы в разных слоях и на разных уровнях мышления обеспечивать второй путь образования реальных, используемых в практике знаний. Именно этим всегда определяется их структура и формы организации: они должны содержать связи и операции, позволяющие на основе одних эмпирически выявленных свойств приписывать единичным объектам другие свойства. Нередко формальные знания существуют в сфере науки и философии в виде отдельных, совершенно автономных единиц - тогда их обычно (хотя и не совсем правильно) называют понятиями, но по сути дела это еще преднаучная форма организации знаний. По мере возникновения и развития науки отдельные формальные знания во всех областях вытесняются системами формальных знаний. В структуре научных предметов систематизация формальных знаний неразрывно связана с систематизацией идеальных объектов и организацией их в единую онтологическую картину. В этом плане история формирования античной математики, ньютоновской механики, молекулярно-кинетической теории вещества и максвелловской электродинамики дает нам ряд совершенно единообразных и прозрачных образцов [Щедровицкий 1967 b; Галилей 1934: т. 1; Максвелл 1938; Гуковский 1947; Больцман 1956; Розин 1964 а; Москаева, Розин 1966; Лакатос 1967; Степин, Томильчик 1970; Алексеев И. 1974 a, b]. |
В силу этого только вместе с этой онтологией и, можно даже сказать, в неразрывном единстве с ней систематизированные формальные знания образуют систему теории. Однако в традиционной эпистемологии с начала ХIХ столетия и до наших дней система теории, как правило, отождествляется с множеством так или иначе систематизированных формальных знаний. Такой подход имеет два основания. Одно из них — методологические трудности описания системы теории как составленной из двух совершенно разнородных системных образований — системы формальных знаний и системы идеальных объектов, представленных в обобщенной онтологии. Другое основание — реальная обособленность и автономность систем формальных знаний в современном мышлении и в организации научных исследований и разработок. Благодаря интенсивному развитию в ХIХ в. философии математики и математической логики над системами формальных знаний (систематизированных первоначально путем систематизации идеальных объектов и построения обобщенных онтологических картин) были построены новые знания методического и методологического типа, отображающие структуру исходных формальных знаний, отношения между разными формальными знаниями и процедуры преобразования одних знаний в другие [Brower 1928; Carnap 1929, 1934; Morgan 1847; Boole 1847, 1854; Schrцder 1877; Frege 1879; Peano 1889]. Благодаря этому системы формальных знаний были как бы подвешены к метазнаниям, фиксирующим правила конструктивного развертывания и преобразования одних формальных знаний в другие, а связь их с онтологией была ослаблена или совсем разорвана [Щедровицкий, Алексеев, Костеловский 1960 c; Гейтинг 1936; Гильберт 1948]. Многие системы формальных знаний превратились в формализованные системы [Гейтинг 1936; Гильберт 1948]. |
В результате всех этих процессов систематизации
и формализации многие из формальных знаний, входящих в систему теории,
неизбежно теряют непосредственную операциональную связь с единичными объектами
практики (см., в частности, обсуждение этого вопроса в работе [Гильберт
1948]). Однако сама теория оправданна и может существовать в системе культуры
лишь до тех пор, пока в ее составе остается достаточно большое число формальных
знаний, непосредственно выносимых на объекты практики, и, по сути дела,
сама теория всегда существует и развертывается лишь ради них. Но вернемся несколько назад. Итак, нетрудно заметить, что свойство структуры формальных знаний непосредственно никак не связано с требованием изображать охватываемые в формальных знаниях объекты. Наоборот, можно показать, что если бы мы наложили это требование на формальные знания и при создании их стремились к тому, чтобы они в своем строении всегда изображали бы реальное строение объектов, их подлинную природную структуру, то во многих случаях мы не получили бы формальных связок и не смогли бы использовать формальные знания как способ обобщенной фиксации нашего опыта и средство образования реальных знаний о единичных объектах(11). |
Совершенно иначе обстоит дело со структурными моделями объектов. Они не содержат формальных связок следования, и поэтому их нельзя использовать для того, чтобы, выявив эмпирически какое-либо свойство в объекте, формально приписывать ему другие свойства, «необходимо» связанные с первым. В системе научного предмета структурные модели предназначены для другого - они должны изображать объект как таковой, в целом, безотносительно к тем или иным частным возможностям его познания и практического использования. Если структурные модели и соотносятся с объектами, положенными вне их, — практическими или идеальными, представленными в онтологии, - то при этом обязательно должны накладываться на них в целом, во всей совокупности зафиксированного в них содержания, и между различными элементами или частями этого содержания не может быть того различия между эмпирически выявляемым и гипотетически приписываемым, которое было характерно для формального знания. Можно было бы, наверное, сказать, что структурная модель вся в целом «выносится» на объект, но совершенно по другим основаниям и в иных процедурах, нежели те, которые мы наблюдали и фиксировали в формальном знании. И именно этим определяется основной принцип в подходе к моделям: их структура, несмотря на парадоксальность такого подхода, оценивается прежде всего с точки зрения соответствия ее структуре объекта [Генисаретский 1966 a; Розин 1966]. | Итак, структурные модели объектов отличаются от формальных знаний буквально по всем эпистемологическим характеристикам. По структуре и материалу знаковой формы, по отношению к объектам и, наконец, что является для нас самым главным, по способам употребления в научном исследовании. И если бы мы хотели продолжить анализ по той схеме, которая была реализована выше при разборе формальных знаний, то должны были бы здесь подробно и во всех деталях описать различные способы употребления структурных моделей в научном исследовании. Но это, естественно, совершенно особая тема. |
Методологическая «планкарта» исследования |
Хотя модели строятся всегда исходя из уже имеющихся знаний об объекте
и в принципе должны «объяснять» только то, что уже известно, практически
в процессе построения конфигуратора мы «угадываем» и как-то выражаем
в структурной модели еще целый ряд дополнительных свойств объекта, не
содержащихся в исходных знаниях. Модель всегда богаче свойствами, нежели
сумма знаний, по которым она строилась. Она изображает объект в целом
и, подобно объекту, может рассматриваться как бы с разных сторон. При
этом мы исходим из того, что модель должна соответствовать объекту и
это соответствие распространяется на все ее свойства. |
К тому же на их основе развертывается целый
ряд новых «органов» науки, и в частности вся ее методическая часть. Формулирование рекомендаций относительно предстоящих процедур анализа и описания объекта изучения является важнейшей и специфической задачей методологической работы. Здесь методолог исходит из вновь вставших или намечаемых им практических и теоретических проблем какой-то области деятельности и должен ответить на вопрос, какие предметы изучения нужно сформировать и как в них нужно двигаться, чтобы эти проблемы решить [Пробл. иссл. структуры... 1967: 109-190]. Образно говоря, методолог должен еще до начала специального научного исследования объекта достроить планкарту этого исследования, наметить все его узлы и подразделения, определить средства и метод работы в каждом из них. |
При этом он должен двигаться в особом,
методологическом слое мышления и знаний. Картина выглядит так, будто мы
начинаем строить все здание науки с «верхнего этажа», с методологии, задающей
план и программу всех исследований, а затем «подвешиваем» к ним все остальное,
вплоть до системы формальных знаний теории. В наглядном виде идея этого
движения для одного из фрагментов научного предмета представлена на схеме-11.
Знаки (D) и (Е) изображают в ней новые специально-научные знания об объекте,
получаемые по заранее составленному методологическому плану. В этом движении может быть два разных варианта. В первом случае мы получаем знания (D) и (Е), исходя из планкарты и оперируя с одной лишь моделью, а уже затем интерпретируем полученные знания в отношении к объекту и фиксирующему его эмпирическому материалу. Во втором случае планкарта определяет не сами знания, получаемые на модели, а лишь процедуры эмпирического анализа объекта. В наглядном виде второй случай представлен на схеме-12. |
|
|
Предваряющее описание процедур исследования объекта, сопровождающее обычно планкарту, возможно благодаря тому, что методологический анализ всегда имеет большую общность, нежели соответствующий специальный анализ. Он переносит понятия, принципы, схемы расчленений из одной, уже исследованной области в другие, еще не исследованные. | При этом методолог апеллирует как к общим методологическим принципам и понятиям, в которых отложился весь опыт человеческой мыслительной деятельности, так и к специальным, как правило более общим, научно-предметным знаниям. В этом контексте как одно, так и другое выступает по отношению к непосредственно изучаемому объекту не как теоретическое предметное знание, а как методологическое или даже методическое. | Обязательным элементом такого движения является сопоставление имеющейся модели изучаемого объекта с моделями уже изученных объектов, а новых проблем, встающих относительно этого объекта, — с теми проблемами, которые решались для других объектов (для этого, конечно, сами проблемы должны быть представлены в достаточно расчлененном виде). В наглядном виде складывающиеся при этом отношения изображены на схеме-13. |
|
Если результаты сопоставления указывают на сходство проблем и объектов - уже изученного и изучаемого, то мы можем перенести на новый объект те схемы расчленения и анализа, которые были разработаны или применены при работе с изученным объектом. Характерно, что модель объекта выступает по функции как сам объект. Она соотносится с различными средствами и методами анализа и при этом как бы «поворачивается» разными сторонами и с нее «снимают» разные проекции, подобно тому как их раньше «снимали» с самого объекта. Однако есть и существенное отличие от того, что делалось раньше, так как мы уже знаем структуру модели и потому при каждом «повороте» сами задаем те ее составляющие, которые будут отображены в соответствующей проекции. Итак, сопоставление модели объекта с проблемами и соответствующими им средствами анализа может проводиться как расчленение модели на структурные компоненты. Кроме того, так как нам известна структура модели и мы задаем ей строго определенные процессы и механизмы жизни, появляется возможность определить ту последовательность, в которой должны вычленяться разные компоненты модели, чтобы можно было правильно понять каждый из них и получить систему знаний, с самого начала связанных между собой и описывающих объект в целом [Розин, Москаева 1967]. Именно эту сторону дела - совокупность возможных предметов изучения и последовательность их рассмотрения - должна фиксировать методологическая планкарта исследований. |
Построенная на основе структурной модели,
планкарта относится затем к самому объекту и представляющему его эмпирическому
материалу: она как бы переносит на них все те расчленения и связи, которые
были получены на модели. Поэтому, подобно структурной модели, планкарта
(как это и изображено на схеме-13)
представляет собой особое изображение объекта, а вместе с тем и особый
предмет в науке, со своими особыми принципами и методами построения и
развертывания. Планкарта, по сути дела, тоже «конфигуратор», но с иной
функцией и соответственно иным строением, нежели модель-конфигуратор.
Это своеобразная блок-схема объекта. Если модель-конфигуратор должна представить
объект как таковой, как единое целое, безотносительно к различным задачам
его изучения, то планкарта, напротив, должна представлять объект разложенным
на ряд предметов, причем само это разложение и способ связи составляющих
его элементов определяются задачами, которые должны быть в данном случае
решены. В этом смысле планкарта является уже не столько «изображением»
объекта, сколько схемой или «программой», определяющей (регулирующей)
деятельность исследователя. Важно подчеркнуть, что эти два типа образования в системе науки тесно связаны. Структурная модель строится на основе существующих частных знаний и соответственно частных предметов исследования данного объекта и является по отношению к ним своеобразным «метапредметом», охватывающим объект в целом. Но, поскольку он не может быть изучен сразу как целое, «в одном измерении», его необходимо расчленить на отдельные «узлы», образующие особые предметы исследования. Это новое расчленение, основанное на особом соотнесении структурной модели с вновь вставшими проблемами, и реализуется в планкарте. |
Следовательно, расчленение в планкарте
не воспроизводит членения на прежние предметы изучения. Наоборот, оно
обязательно должно быть новым, подчиняющимся логике развертывания новых
предметов в соответствии с новыми задачами исследования. Из описания тех процессов, в которых создается, а затем используется методологическая планкарта исследования, должно быть уже ясно, что каждому ее блоку будет соответствовать своя особая система формальных знаний. Она будет развертываться независимо от других систем, оформляя то содержание структурной модели объекта, которое «снято» в проекции соответствующего блока. Таким образом, теория объекта будет складываться из ряда независимых или зависимых друг от друга систем, но во всех случаях они с самого начала будут соотнесены друг с другом и связаны благодаря своему отношению к структурной модели объекта и планкарте исследований. Планкарта, фиксирующая предметы изучения, их последовательность и процедуры анализа в каждом предмете, является чрезвычайно эффективным методологическим средством, позволяющим организовать исследования в определенном направлении, подчинить их согласованному движению к единой цели. |
Литература |
Алексеев И.С. Возможная модель структуры
физического знания // Проблемы истории и методологии научного познания.
М., 1974.
Алексеев И.С. Принцип детерминизма и физическая картина реальности // Философия и естествознание. М., 1974. Больцман Л. Лекции по кинетической теории газов. М., 1956. Вейлъ Г. О философии математики. М.; Л.. 1934. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психол. исслед. М.; Л., 1934. Галилей Г. Беседы и математические доказательства // Соч. М.-Л., 1934, т. 1. Гейтинг А. Обзор исследований по основаниям математики. М., 1936. Генисаретский О.И. Логический смысл моделей и моделирования // Тез. докл. и выступлений на симпоз. «Метод моделирования в естествознании», 23—28 мая 1966. Тарту, 1966. Генисаретский О.И. Методологическая организация системной деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (Теория и методология). М., 1975. Генисаретский О.И. Специфические черты объектов системного исследования // Проблемы исследования систем и структур. М., 1965. Грязное Б.С., Никитин Е.П. и др. Теория и ее объект. М., 1973. Гильберт Д. Основания геометрии. М.; Л., 1948. Гуковский М.А. Механика Леонардо да Винчи. М.-Л., 1947. Гущин Ю.Ф., Дубровский В.Я., Щедровицкий Л.П. К понятию «системное проектирование» // Большие информационно-управляющие системы. М., 1969. |
Дубровский В.Я., Щедровицкий Л.П. Проблемы модификации в системном проектировании // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (Теория и методология). М., 1975. Дубровский В.Я., Щедровицкий Л.П. Проблемы системного инженерно-психологического проектирования. М., 1971. Зигварт Х. Логика, т. 1. СПб. 1908. Кант И. Критика чистого разума. М., 1948. Кондилъяк Э.Б. Трактат о системах. М., 1938. Кузнецов И.В. Структура физической теории // Вопр. философии, 1967, № 11. Лакатос И. Доказательства и опровержения: Как доказываются теоремы. М., 1967. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч., т. 18. Максвелл Дж.К. Избранные сочинения по теории электромагнитного поля. М., 1938. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 26, ч. III. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3. Методология исследования проектной деятельности // Всесоюз. науч. конф. «Автоматизация проектирования как комплексная проблема совершенствования проектного дела в стране», 22—24 мая 1973. М., 1973. Сб. 2. Москаева А.С. Математика и философия // Проблемы исследования структуры науки. Новосибирск, 1967. |
Москаева А.С. Об одном способе исследования употребления моделей // Тез. докл. и выступлений на симпоз. «Метод моделирования в естествознании», 23—28 мая 1966. Тарту, 1966. Москаева А.С., Розин В.М. К анализу строения систем знания типа «Начал» Евклида. Сообщ. I—II // Новые исследования в педагогических науках. М., 1966, вып. 8, 9. Проблемы исследования структуры науки. Новосибирск, 1967. Проблемы прогнозирования материально-предметной среды // Труды ВНИИТЭ. Техн. эстетика, 2, 1972. Проблемы теории проектирования предметной среды // Тр. ВНИИТЭ. Техн. эстетика, 8. М„ 1974. Пупуш М.В. Проблема единства семиотики и схема «семиозиса» Ч. Морриса // Проблемы семантики. М., 1974. Раппапорт А.Г. Проектирование без прототипов // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (Теория и методология). М., 1975. Раппапорт А.Г., Сазонов Б.В. Проблемы будущего и трансформация проектирования // Техн. эстетика, 1972, № 1. Розин В. М. Семиотический анализ знаковых средств математики // Семиотика и восточные языки. М., 1967. Розин В.М. Анализ знаковых средств геометрии // Вопр. психологии, 1964, № 6. Розин В.М. Логический анализ происхождения функций моделей, употребляемых в естественных науках // Тез. докл. и выступлений на симпоз. «Метод моделирования в естествознании», 23—28 мая 1966. Тарту, 1966. Розин В.М. Об изображении структуры науки // Проблемы исследования структуры науки. Новосибирск. 1967. |
Розин В.М. Структура современной науки // Проблемы исследования структуры науки. Новосибирск, 1967. Розин В.М., Москаева А.С. Предметы изучения структуры науки // Проблемы исследования структуры науки. Новосибирск, 1967. Садовский В.Н. Аксиоматический метод построения научного знания // Философские вопросы современной формальной логики. М.. 1962. Сазонов Б.В. Методологические проблемы в развитии теории и методики градостроительного проектирования // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (Теория и методология). М., 1975. Самсонова Е.Г., Воронина Л.А. Анализ строения эмпирической науки (на материале исследования физики) // Проблемы исследования структуры пауки. Новосибирск, 1967. Сент-Дьердьи А. Введение в субмолекулярную биологию. М., 1964. Симоненко О.Л. Особенности строения «технических» наук // Проблемы исследования структуры науки. Новосибирск, 1967. Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Тез. докл. М., 1962. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М., 1971. Степин В.С., Томилъчик Л.М. Практическая природа познания и методологические проблемы современной физики. Минск, 1970. Тарский А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук. М., 1948. |
Тезисы докладов симпозиума «Логика научного исследования» и семинара логиков. Киев, 1962. Труды по знаковым системам. Тарту, 1965—1973. Т. II—VI. Щедровицкий Г. П., Алексеев Н.Г. О возможных путях исследования мышления как деятельности // Докл. АПН РСФСР, 1957, № 3. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование рече-мыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974. Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г., Костеловский В.А. «Принцип параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных логических и психологических исследований. Сообщ. I—IV // Докл. АПН РСФСР, 1960, № 2, 4; 1961, № 4, 5. Щедровицкий Г.П., Дубровский В.Я. Научное исследование в системе методологической работы // Проблемы исследования структуры науки. Новосибирск, 1967. Щедровицкий Г.П., Ладенко Н.С. О некоторых принципах генетического исследования мышления // Тез. докл. на I съезде О-ва психологов. М., 1959, вып. 1. Щедровицкий Г.П., Надежина Р.Г. О двух типах отношений руководства в групповой деятельности детей // Вопр. психологии, 1973, № 5. Boole G. Investigation of the Laws of Thought. L., 1854. Boole G. The Mathematical Analysis of Logic, Being an Essay toward a Calculus of Deductive Resoning. Cambridge; London, 1847. Brouwer L.Е.J. Intuitionistische Betrachtungen uber den Formalismus // Sitzungsber. Preuss. Akad. Wiss. Phys.-math., Berlin, 1928, |
Carnap R. Abriss der Logistik. Wien, 1929. Carnap R. Logische Syntax der Sprache. Wien, 1934. Frege G. Begriffsschrift, eine der arithmetischen nachgebildeten Pormelsprachen des reinen Denkens. Halle, 1879. Morgan A. de. Formal Logic or the Calculus of Inference, Necessary and Probable. L., 1847. Peano K. Arithmctices principia, nova methodo exposita. Torino, 1889. Schroder E. Der Operationskreis des Logikkalkuls. Leipzig, 1877. |
Примечания |
(2a) - Здесь я поменял греческий символ "сигма" на символ "о", т.к. не все браузеры отображают первый (Виталий Сааков). |
Щедровицкий Георгий Петрович (23.02.1929 - 03.02.1994), философ и методолог,
общественный и культурный деятель. Создатель научной школы, лидер основанного
и руководимого им на протяжении 40 лет Московского Методологического Кружка
(ММК) и развернувшегося на его основе методологического движения. Разрабатывал
идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности. - - - - - - - - - - - - - - - - смотри сайт Фонд "Институт развития им.Щедровицкого" http://www.fondgp.ru/ - - - - - - - - - - - - - - - - |
|
|