Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory
Попов Сергей Валентинович
виталий сааков / priss-laboratory:
тексты-темы / тексты-годы / публикации
 
вернуться в разделш библиотека  
     
  с.в.попов
технологическая и инфраструктурная формы организации
   
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ И ИНФРАСТРУКТУРНАЯ
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Технологическая организация
С конца XIX века стал формироваться иной тип общественного производства - технологический. Такая организация предполагает возможность воспроизводства процесса производства в другом месте и в других условиях по его описанию. Возможность такого описания существующего процесса производства отнюдь не очевидна , особенно для сложных производств. Оказалось, что в это описание кроме описания производственных операций, параметров используемого сырья, станков и машин, должны входить, например, квалификационные требования к рабочим местам (если технология новая, то может оказаться, что необходимых специалистов нет, а тогда в передачу технологии должно входить описание системы подготовки кадров или поставка уже подготовленных кадров), структура организации и управления производством и т.п. Следовательно, критерием производства, кроме количества продукции, стал критерий его воспроизводимости.
Следующим шагом в оформлении технологического типа организации была смена требований на продукт производства. Оказалось необходимым включать в технологическое описание еще и способы эксплуатации и обслуживания произведенной продукции. Ремонт и обслуживание продукции стали включаться в технологические цепочки. Возникло понятие "качества" продукции.
Оно включает в себя не только инженерные параметры изделия (например, для автомобиля - мощность или скорость), но и "неинженерные параметры" - такие, как его функциональность в использовании, удобство в обслуживании и ремонте, товарное удобство, красота, социальные параметры (соответствие социальной символике: например, возможность использовать изделие как символ социального положения). Требования к качеству изделий стали изменять производственный процесс: критериями оценки производства стали не количество произведенной продукции, а ее качество.

Здесь мы имеем еще один пример "понятийного замещения", описанного в гл. 2. Производство в СССР организовано в основном промышленным образом, но веяния с Запада идут, и мы стали называть технологией станки, поставленные в цепочку (обыкновенное производство), а качеством - набор технических параметров изделия. И это совсем не безобидная вещь: КАМАЗы, в которых через 500 км надо менять масляные фильтры в двигателе, оказываются "убийцами" на северных дорогах, где нет автосервиса и в 40-градусный мороз водитель вынужден менять этот фильтр голыми руками. А все потому, что в сознании наших конструкторов качество есть синоним набора технических параметров, и если в "лучших" европейских грузовиках масляный фильтр меняется через 500 км пробега, то и у нашего "лучшего" должно быть так же.
Еще хуже с атомными станциями: они проектировались под количество продукта (мегаватт-часов электроэнергии) - стереотип промышленной организации - но не под эксплуатацию, ремонт и утилизацию. Они предполагались вечными - и мы получили Чернобыль.


Именно замещение стереотипов промышленной организации словом "технология" приводило к огромному количеству "ошибок", когда закупали станки и оборудование, но "забывали" купить необходимую оснастку (я уже не говорю о системах управления технологическим процессом - сами наладим! - или о ремонте и обслуживании произведенного изделия). Технология, купленная таким образом, не работала или работала как-то странно, "по-советски", а на ее освоение уходили годы (квалификацию никому и в голову не приходило "покупать").
Быстрое изменение технологических узлов и требований на качество изделий привело к разделению в технологической организации функциональных блоков и их материального наполнения. Стали возникать "гибкие технологии". Критерий, который они привнесли в оценку производства - стабильность производства при изменении изделий и технологических блоков.

схема 1
С.В.Повов: Технологическая и инфраструктурная организация / Технологическая организация производства. Главная цель: качество и стабильность

С.В.Повов: Технологическая и инфраструктурная организация / Технологическая организация производства. Главная цель: качество и стабильность

схема 1
С.В.Повов: Технологическая и инфраструктурная организация / Инфраструктурная организация: 1 - пользователи (индивидуальные производители; предприниматели; государственные структуры; население); 2 - узлы инфраструктуры (переходы от одних сетей к другим); 3 - службы сервиса
С.В.Повов: Технологическая и инфраструктурная организация / Инфраструктурная организация: 1 - пользователи (индивидуальные производители; предприниматели; государственные структуры; население); 2 - узлы инфраструктуры (переходы от одних сетей к другим); 3 - службы сервиса
Развернувшееся в 70-х годах экологическое движение и разразившийся энергетический кризис привели к окончательному формированию технологического типа организации: к изделиям стали применяться требования их утилизации после использования, а к производству - чтобы оно было максимально малоотходно.
Цепочка замкнулась: технологическая организация предполагает соорганизацию всех сфер возникновения (добыча сырья и промышленное производство), существования (формирование потребности в продукте, реклама и распространение, использование потребителем, обслуживание и ремонт, замена другим изделием такого же типа) и исчезновения (утилизации, уничтожения или вторичного использования) производимой продукции. Требования соорганизации всех этих сфер сворачиваются в требования к организации производственного процесса. Он должен быть организован так, чтобы: а) стабильно функционировать, б) воспроизводиться в любом месте только по описанию, в) производить качественную продукцию, г) быстро перенастраиваться на другой вид продукции и заменять морально устаревшее оборудование, д) его продукция могла быстро и безболезненно утилизоваться.
Инфраструктурная организация
С середины XX века стал формироваться инфраструктурный тип организации. Он связан с тем, что стали появляться сети, обеспечивающие любые производства и технологии. Принцип постоянно функционирующих сетей, обеспечивающих общие потребности, известен давно. Так были организованы некоторые системы транспорта и связи, энергосети, водоснабжение, коммунальные службы. Но с середины века с развитием систем связи и информации эта форма организации стала распространяться с неимоверной скоростью. Оказалось, что выгоднее иметь постоянно функционирующую систему грузового транспорта по всему миру и продавать "места", чем организовывать разовую перевозку по заказу , даже если при этом суда и самолеты будут полупустые.
Для организации производства это означал новый шаг: разделив конкретные производства и общие для них потребности, можно менять производства "как перчатки". Для этого необходимо ввести единую систему стандартов и типологию продукции.
После этого у развитых стран не стало проблем с производством: оставляя у себя науку и технологические разработки и образование, конкретные производства можно переносить куда угодно и продавать кому угодно, тем более, что технологическая организация производства это позволяет. При этом производство никуда не исчезает (из США, например): мировые инфраструктуры транспорта, торговли, финансов обеспечивают контакты производства и всех потребителей, где бы они ни находились. Сменился тип мирового господства: не производитель конечной продукции и даже не создатель технологии "имеет все", а "держатель" мировой инфраструктуры.

Инфраструктурный тип организации быстро становится господствующим, но пока его распространение ограничено материальными пределами (географией и ресурсами), и в мировом хозяйстве возникают регионы. Региональные образования, естественно, конкурируют между собой за "право владения" инфраструктурами.
[Методологическое отступление. Понятие инфраструктуры выводит нас за пределы классического системного анализа. Инфраструктура - это материализованная возможность существования нескольких разнородных и разнокачественных систем на одном материале. Проблема сосуществования нескольких систем, которые нельзя представить как подсистемы одной системы, обсуждалась многократно: В.А.Лефевр обсуждал это как "системы, нарисованные на системе" /5/, Г.П.Щедровицкий пытался построить категорию "полисистемы" /14/. Понятие инфраструктуры не решает, наверное, всех аспектов этой проблемы, но дает нетрадиционный ход: специальная организация материала (как инфраструктуры) позволяет существовать на нем нескольким системам одновременно (дороги и транспорт дают возможность сосуществования множества систем, не предопределяя ни одной из них). Кроме того, понятие инфраструктуры позволяет решать вопросы соорганизации процессов функционирования и развития: избыточные инфраструктурные сети одновременно обеспечивают функционирование существующих систем и создают условия для развития других. Именно поэтому формирование новых регионов развития начинается с создания избыточных (по отношению к актуальным потребностям) инфраструктурных сетей.
Эта способность понятия инфраструктуры происходит из его транс-системного характера. Задача развития и прояснения этого понятия лежит где-то близко к "переднему краю фронта методологических исследований", как мне кажется.
]
< . . . >

источник: С.В.Попов. Идут по России реформы. - М.: Кентавр № 2, 3, - 1992
 
Сергей Валентинович Попов, профессор, Заведующий кафедрой методологии корпоративного принятия решений ИКП ГУ-ВШЭ, Член Независимого Экспертного Совета при Совете Федерации РФ, Президент Международной Методологической Ассоциации (ММАСС), Директор института политической инженерии при ММАСС, Ректор Национальной Академии интеллектуальных и социальных технологий
- - - - - - - - - - - - - - - -
смотри сайт:
http://www.mmass.ru/
- - - - - - - - - - - - - - - -
источник фотографии
http://smi2.ru/ozonika/c507571/?comm_id=1081287
Сергей Валентинович Попов, профессор, Заведующий кафедрой методологии корпоративного принятия решений ИКП ГУ-ВШЭ, Член Независимого Экспертного Совета при Совете Федерации РФ, Президент Международной Методологической Ассоциации (ММАСС), Директор института политической инженерии при ММАСС, Ректор Национальной Академии интеллектуальных и социальных технологий Сергей Валентинович Попов, профессор, Заведующий кафедрой методологии корпоративного принятия решений ИКП ГУ-ВШЭ, Член Независимого Экспертного Совета при Совете Федерации РФ, Президент Международной Методологической Ассоциации (ММАСС), Директор института политической инженерии при ММАСС, Ректор Национальной Академии интеллектуальных и социальных технологий
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-Laboratory
вверх вверх вверх вверх

    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 27 июнь 2011
последнее обновление
22 ноябрь 2014
02 август 2011
Попов Сергей Валентинович