БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации |
вернуться в разделш | библиотека | |
|
|
с.в.попов | |
технологическая и инфраструктурная формы организации | |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ И ИНФРАСТРУКТУРНАЯ
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ |
Технологическая организация С конца XIX века стал формироваться иной тип общественного производства - технологический. Такая организация предполагает возможность воспроизводства процесса производства в другом месте и в других условиях по его описанию. Возможность такого описания существующего процесса производства отнюдь не очевидна , особенно для сложных производств. Оказалось, что в это описание кроме описания производственных операций, параметров используемого сырья, станков и машин, должны входить, например, квалификационные требования к рабочим местам (если технология новая, то может оказаться, что необходимых специалистов нет, а тогда в передачу технологии должно входить описание системы подготовки кадров или поставка уже подготовленных кадров), структура организации и управления производством и т.п. Следовательно, критерием производства, кроме количества продукции, стал критерий его воспроизводимости. Следующим шагом в оформлении технологического типа организации была смена требований на продукт производства. Оказалось необходимым включать в технологическое описание еще и способы эксплуатации и обслуживания произведенной продукции. Ремонт и обслуживание продукции стали включаться в технологические цепочки. Возникло понятие "качества" продукции. |
Оно включает в себя не только инженерные
параметры изделия (например, для автомобиля - мощность или скорость),
но и "неинженерные параметры" - такие, как его функциональность
в использовании, удобство в обслуживании и ремонте, товарное удобство,
красота, социальные параметры (соответствие социальной символике: например,
возможность использовать изделие как символ социального положения). Требования
к качеству изделий стали изменять производственный процесс: критериями
оценки производства стали не количество произведенной продукции, а ее
качество. Здесь мы имеем еще один пример "понятийного замещения", описанного в гл. 2. Производство в СССР организовано в основном промышленным образом, но веяния с Запада идут, и мы стали называть технологией станки, поставленные в цепочку (обыкновенное производство), а качеством - набор технических параметров изделия. И это совсем не безобидная вещь: КАМАЗы, в которых через 500 км надо менять масляные фильтры в двигателе, оказываются "убийцами" на северных дорогах, где нет автосервиса и в 40-градусный мороз водитель вынужден менять этот фильтр голыми руками. А все потому, что в сознании наших конструкторов качество есть синоним набора технических параметров, и если в "лучших" европейских грузовиках масляный фильтр меняется через 500 км пробега, то и у нашего "лучшего" должно быть так же. |
Еще хуже с атомными станциями: они
проектировались под количество продукта (мегаватт-часов электроэнергии)
- стереотип промышленной организации - но не под эксплуатацию, ремонт
и утилизацию. Они предполагались вечными - и мы получили Чернобыль.
Именно замещение стереотипов промышленной организации словом "технология" приводило к огромному количеству "ошибок", когда закупали станки и оборудование, но "забывали" купить необходимую оснастку (я уже не говорю о системах управления технологическим процессом - сами наладим! - или о ремонте и обслуживании произведенного изделия). Технология, купленная таким образом, не работала или работала как-то странно, "по-советски", а на ее освоение уходили годы (квалификацию никому и в голову не приходило "покупать"). Быстрое изменение технологических узлов и требований на качество изделий привело к разделению в технологической организации функциональных блоков и их материального наполнения. Стали возникать "гибкие технологии". Критерий, который они привнесли в оценку производства - стабильность производства при изменении изделий и технологических блоков. |
|
|
Развернувшееся в 70-х годах экологическое
движение и разразившийся энергетический кризис привели к окончательному
формированию технологического типа организации: к изделиям стали применяться
требования их утилизации после использования, а к производству - чтобы
оно было максимально малоотходно. Цепочка замкнулась: технологическая организация предполагает соорганизацию всех сфер возникновения (добыча сырья и промышленное производство), существования (формирование потребности в продукте, реклама и распространение, использование потребителем, обслуживание и ремонт, замена другим изделием такого же типа) и исчезновения (утилизации, уничтожения или вторичного использования) производимой продукции. Требования соорганизации всех этих сфер сворачиваются в требования к организации производственного процесса. Он должен быть организован так, чтобы: а) стабильно функционировать, б) воспроизводиться в любом месте только по описанию, в) производить качественную продукцию, г) быстро перенастраиваться на другой вид продукции и заменять морально устаревшее оборудование, д) его продукция могла быстро и безболезненно утилизоваться. |
Инфраструктурная организация С середины XX века стал формироваться инфраструктурный тип организации. Он связан с тем, что стали появляться сети, обеспечивающие любые производства и технологии. Принцип постоянно функционирующих сетей, обеспечивающих общие потребности, известен давно. Так были организованы некоторые системы транспорта и связи, энергосети, водоснабжение, коммунальные службы. Но с середины века с развитием систем связи и информации эта форма организации стала распространяться с неимоверной скоростью. Оказалось, что выгоднее иметь постоянно функционирующую систему грузового транспорта по всему миру и продавать "места", чем организовывать разовую перевозку по заказу , даже если при этом суда и самолеты будут полупустые. Для организации производства это означал новый шаг: разделив конкретные производства и общие для них потребности, можно менять производства "как перчатки". Для этого необходимо ввести единую систему стандартов и типологию продукции. |
После этого у развитых стран не стало проблем
с производством: оставляя у себя науку и технологические разработки и
образование, конкретные производства можно переносить куда угодно и продавать
кому угодно, тем более, что технологическая организация производства это
позволяет. При этом производство никуда не исчезает (из США, например):
мировые инфраструктуры транспорта, торговли, финансов обеспечивают контакты
производства и всех потребителей, где бы они ни находились. Сменился тип
мирового господства: не производитель конечной продукции и даже не создатель
технологии "имеет все", а "держатель" мировой инфраструктуры.
Инфраструктурный тип организации быстро становится господствующим, но пока его распространение ограничено материальными пределами (географией и ресурсами), и в мировом хозяйстве возникают регионы. Региональные образования, естественно, конкурируют между собой за "право владения" инфраструктурами. |
[Методологическое отступление. Понятие инфраструктуры выводит нас за пределы классического системного анализа. Инфраструктура - это материализованная возможность существования нескольких разнородных и разнокачественных систем на одном материале. Проблема сосуществования нескольких систем, которые нельзя представить как подсистемы одной системы, обсуждалась многократно: В.А.Лефевр обсуждал это как "системы, нарисованные на системе" /5/, Г.П.Щедровицкий пытался построить категорию "полисистемы" /14/. Понятие инфраструктуры не решает, наверное, всех аспектов этой проблемы, но дает нетрадиционный ход: специальная организация материала (как инфраструктуры) позволяет существовать на нем нескольким системам одновременно (дороги и транспорт дают возможность сосуществования множества систем, не предопределяя ни одной из них). | Кроме того, понятие инфраструктуры позволяет
решать вопросы соорганизации процессов функционирования и развития: избыточные
инфраструктурные сети одновременно обеспечивают функционирование существующих
систем и создают условия для развития других. Именно поэтому формирование
новых регионов развития начинается с создания избыточных (по отношению
к актуальным потребностям) инфраструктурных сетей. Эта способность понятия инфраструктуры происходит из его транс-системного характера. Задача развития и прояснения этого понятия лежит где-то близко к "переднему краю фронта методологических исследований", как мне кажется.] < . . . > источник: С.В.Попов. Идут по России реформы. - М.: Кентавр № 2, 3, - 1992 |
|
© Виталий Сааков, PRISS-Laboratory |
оставить сообщение для PRISS-laboratory |
|
|
с 27 июнь 2011 | |
последнее обновление 22 ноябрь 2014 02 август 2011 |