главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
ВиталийСААКОВ Эпистемологическая проблематика в разработках Сети методологических лабораторий I Методологический конгресс "Метод вчера и сегодня", 1994 |
программа I Конгресса: | текст в формате Word | |
http://www.fondgp.ru/lib/congress/congresses/0 |
презентация
проектов и программ методологических групп, 1994
22 март
Образовательная программа Сети методологических лабораторий http://www.fondgp.ru/lib/journals/vm/1994/3-4/v943vsr0/v943vsr.zip |
Тематика, о которой я буду говорить, и
некоторые проблемы, оформившиеся в ней, есть эпистемологическая трактовка
совокупности развернутых Сетью
работ, а также есть обозначение в них собственно эпистемологических фокусов.
Другими словами, за всем этим следует видеть сложение некоторого множества
действительностей (как необходимых, так и сопутствующих ведущимся работам). Я рассматриваю тему эпистемологии и принадлежащие ей проблемы не в качестве объемлющих, а в качестве формы для встречи мышления и понимания, своими полаганиями претендующих на самостоятельность и состоятельность целого. Работы, а главное, картина обстоятельств данной встречи презентированы предыдущими выступлениями. Не в качестве аналогии, а в качестве проекции формы, встреча понимания и мышления может рассматриваться как результат актуального соотношение/соотнесения метода и программы. Должный и возможный результат может может быть оформлен "до" и "после" соотнесения (если, конечно, подобную форму сконструировать и предъявить). Для эпистемологии эта форма без видимого для нее ущерба может быть свернута в формулу "трансляция в коммуникации". Так эпистемологически трактуется работа в рамке образования. Следовательно, одним из эпистемологических фокусов разработок в образовании является оснащение работ, развернутых в этой темой, специфическими операториками. |
Специфика задается обстоятельствами, в
которых осуществляются работы, перемноженности метрик двух пространств:
пространства метода и пространства программирования. Так видится пространство
образования , если смотреть на него глазами эпистемологии. Если же это проговаривать с тем пафосом, который задал А.Зинченко (командной борьбы и единоборств(1)), то "соперником", с которым ведется командная борьба или борется команда, является метод, а приемы "борьбы" с ним поставляются метрикой пространства программирования. Единоборство же со схемами и знаками происходит в пространстве метода. И в том, и в другом случае непредвиденными "жертвами борьбы" становятся знания, пытающиеся примирить "противников" или выступить на чьей-либо стороне со своими бесхитростными приемами. Что можно извлечь из того, что пространств "оказалось" два? Как минимум - две организованности: образовательную программу и метод образования, в глазах эпистемологии выступающих редукциями сложного, удвоенного пространства. Редукции производятся формулой и для формулы "трансляция в коммуникации", чтобы занять в этой формуле места, например, знаковой формы, процедур и операций. Приобретением эпистемологии здесь являются две логические единицы: организованность и образование, точнее, эпистемические организованности и эпистемологические образования. |
Можно указать на организованности, существующие
в деятельности (являющиеся ее, деятельности, организованностями), но которые,
будучи взяты в отношении к коммуникации, должны быть признаны ее, коммуникации,
образованиями. Можно указать на организованности, существующие в трансляции,
но являющиеся образованиями в отношении к мышлению (по сопричастности
к нему). Педагогической интерпретацией формулы "трансляция в коммуникации" является расхожее положение, что пространство мышления и пространство понимания рассматриваются как пространства образования, а "пространство деятельности" (область деятельности) и "пространство трансляции "(зона трансляции) - как "пространства организации". Важнее другое положение. Работы мышления и понимания, с одной стороны, ориентация на деятельность или трансляцию, с другой, - суть различно выраженные обстоятельства существования одной и той же по смыслу единицы, но ряда единиц в логике. Следуя жанру мероприятия, отмечу, что этими замечаниями репрезентируется ежегодный семинар по эпистемологии, в частности, тема очередного - "Эпистемологические проблемы трансляции и коммуникации"(1). |
Направления исследований, которые можно
обозначить в этой тематической рамке, являются и продолжением исследования
знака и схемы в мышлении и коммуникации (как исторической для СМД-методологии
темы), и последующими шагами, заявившими о себе как "знакотехника".
А направления эти такие: 1. Упомянутые обстоятельства существования двух типов единиц составляют тему "Эпистемические обстоятельства совершенности мысли". 2. Способ и форма выражения данных обстоятельств связываются со "Схематизацией как преодолением границ, устанавливаемых мысли языком и знаком". 3. Все возможные коллизии "столкновения" смысла (смыслообразования, смыслопорождения...) и логики (прежде всего нормы и критики), пересечения траекторий образований и организованностей, исходов взаимоотношения образования и организации и т.п. есть условия "мыследеятельностного практикования системной логики". |
Два слова о первом направлении. В эпистемических обстоятельствах совершенности мысли можно заранее выделить две группы требований: к полноте "состава" (некоторых содержаний), подводимого под понятие (представление, предположение, полагание...) "целого"; к состоятельности "целого", достаточно безразличного по отношению к "составу". Обе группы требований выдвигаются со стороны трансляции и коммуникации. Со стороны первой - в отношении процедур, и вообще порядка, объективации "содержания". Значение трансляции здесь есть лишь замещение санкционированной или несанкционированной временем или ситуацией цели обращения к " содержанию". Обращение должно состояться как воспроизведение акта исходного полагания "содержания". Со стороны коммуникации требования выдвигаются в отношении актуализации предпринимаемых "здесь и теперь" объективирующих процедур. |
|
|