главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
ВиталийСААКОВ
Эпистемологическая проблематика в разработках
Сети методологических лабораторий

I Методологический конгресс "Метод вчера и сегодня", 1994
московский методологический кружок / priss-laboratory:
методологические съезды и конгрессы
методологические школы
конференции по схематизации
организационно-деятельностные игры
совещания по смд-эпистемологии
сеть методологических лабораторий
совещания по знакотехнике
       
     
  программа I Конгресса: текст в формате Word текст в формате Word
http://www.fondgp.ru/lib/congress/congresses/0
  презентация проектов и программ методологических групп, 1994 22 март
Образовательная программа Сети методологических лабораторий
http://www.fondgp.ru/lib/journals/vm/1994/3-4/v943vsr0/v943vsr.zip
 
Тематика, о которой я буду говорить, и некоторые проблемы, оформившиеся в ней, есть эпистемологическая трактовка совокупности развернутых Сетью работ, а также есть обозначение в них собственно эпистемологических фокусов. Другими словами, за всем этим следует видеть сложение некоторого множества действительностей (как необходимых, так и сопутствующих ведущимся работам).
Я рассматриваю тему эпистемологии и принадлежащие ей проблемы не в качестве объемлющих, а в качестве формы для встречи мышления и понимания, своими полаганиями претендующих на самостоятельность и состоятельность целого. Работы, а главное, картина обстоятельств данной встречи презентированы предыдущими выступлениями.
Не в качестве аналогии, а в качестве проекции формы, встреча понимания и мышления может рассматриваться как результат актуального соотношение/соотнесения метода и программы. Должный и возможный результат может может быть оформлен "до" и "после" соотнесения (если, конечно, подобную форму сконструировать и предъявить). Для эпистемологии эта форма без видимого для нее ущерба может быть свернута в формулу "трансляция в коммуникации". Так эпистемологически трактуется работа в рамке образования. Следовательно, одним из эпистемологических фокусов разработок в образовании является оснащение работ, развернутых в этой темой, специфическими операториками.
Специфика задается обстоятельствами, в которых осуществляются работы, перемноженности метрик двух пространств: пространства метода и пространства программирования. Так видится пространство образования , если смотреть на него глазами эпистемологии.
Если же это проговаривать с тем пафосом, который задал А.Зинченко (командной борьбы и единоборств(1)), то "соперником", с которым ведется командная борьба или борется команда, является метод, а приемы "борьбы" с ним поставляются метрикой пространства программирования. Единоборство же со схемами и знаками происходит в пространстве метода. И в том, и в другом случае непредвиденными "жертвами борьбы" становятся знания, пытающиеся примирить "противников" или выступить на чьей-либо стороне со своими бесхитростными приемами.
Что можно извлечь из того, что пространств "оказалось" два? Как минимум - две организованности: образовательную программу и метод образования, в глазах эпистемологии выступающих редукциями сложного, удвоенного пространства. Редукции производятся формулой и для формулы "трансляция в коммуникации", чтобы занять в этой формуле места, например, знаковой формы, процедур и операций. Приобретением эпистемологии здесь являются две логические единицы: организованность и образование, точнее, эпистемические организованности и эпистемологические образования.
Можно указать на организованности, существующие в деятельности (являющиеся ее, деятельности, организованностями), но которые, будучи взяты в отношении к коммуникации, должны быть признаны ее, коммуникации, образованиями. Можно указать на организованности, существующие в трансляции, но являющиеся образованиями в отношении к мышлению (по сопричастности к нему).
Педагогической интерпретацией формулы "трансляция в коммуникации" является расхожее положение, что пространство мышления и пространство понимания рассматриваются как пространства образования, а "пространство деятельности" (область деятельности) и "пространство трансляции "(зона трансляции) - как "пространства организации".
Важнее другое положение. Работы мышления и понимания, с одной стороны, ориентация на деятельность или трансляцию, с другой, - суть различно выраженные обстоятельства существования одной и той же по смыслу единицы, но ряда единиц в логике.
Следуя жанру мероприятия, отмечу, что этими замечаниями репрезентируется ежегодный семинар по эпистемологии, в частности, тема очередного - "Эпистемологические проблемы трансляции и коммуникации"(1).
Направления исследований, которые можно обозначить в этой тематической рамке, являются и продолжением исследования знака и схемы в мышлении и коммуникации (как исторической для СМД-методологии темы), и последующими шагами, заявившими о себе как "знакотехника". А направления эти такие:
1. Упомянутые обстоятельства существования двух типов единиц составляют тему "Эпистемические обстоятельства совершенности мысли".
2. Способ и форма выражения данных обстоятельств связываются со "Схематизацией как преодолением границ, устанавливаемых мысли языком и знаком".
3. Все возможные коллизии "столкновения"
смысла (смыслообразования, смыслопорождения...) и логики (прежде всего нормы и критики),
пересечения траекторий образований и организованностей,
исходов взаимоотношения образования и организации
и т.п.
есть условия "мыследеятельностного практикования системной логики".
Два слова о первом направлении.
В эпистемических обстоятельствах совершенности мысли можно заранее выделить две группы требований:
к полноте "состава" (некоторых содержаний), подводимого под понятие (представление, предположение, полагание...) "целого";
к состоятельности "целого", достаточно безразличного по отношению к "составу".
Обе группы требований выдвигаются со стороны трансляции и коммуникации. Со стороны первой - в отношении процедур, и вообще порядка, объективации "содержания". Значение трансляции здесь есть лишь замещение санкционированной или несанкционированной временем или ситуацией цели обращения к " содержанию". Обращение должно состояться как воспроизведение акта исходного полагания "содержания". Со стороны коммуникации требования выдвигаются в отношении актуализации предпринимаемых "здесь и теперь" объективирующих процедур.
 

Добавление 2011-08-22
(1) - В начале 1994г. именно так мной формулировалась тема очередного - IV совещания по эпистемологии. Окончательная формулировка - "Эпистемология и эпистемотехника в мыследеятельности".  
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, Москва, 1994 20-21 март
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 01 апрель 2005

последнее обновление
23 ноябрь 2014
22 август 2011