главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
и Елена СААКОВЫ ЗНАКОТЕХНИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ УЧЕБНОГО ДИЗАЙНА ДИЗАЙН КАК РЕСУРС ЭКОНОМИЧЕСКОГО, КУЛЬТУРНОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ дипломное проектировани |
диплом`2003 |
техническое задание
из договора, не заключенного между "Заказчиком", группой компаний "Сигма-СИ", и "Исполнителем", Ульяновским госуниверситетом: 1. Аналитическая проработка тематических заданий на основе хозяйственных и бизнес-проектов "Сигма-СИ": - "Перепроектирование законсервированного объекта в актуальных схемах городского поведения", - "Допроектирование действующего торгово-выставочного комплекса "Сигма-СИ", - "Вновьпроектирование "технодрома культуры" в сложившейся промышленно-складской среде" 2. Формулирование предварительных замыслов и дизайнерских предложений и их согласование с экспертами "СИГМА-СИ" 3. Разработка "УНИВЕРСИТЕТОМ" и "СИГМА-СИ" экспозиционного сценария 4. Изготовление УНИВЕРСИТЕТОМ экспозиции и ее передача "Сигма-СИ" |
комплексный
учебный проект ПЕРЕ-ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАКОНСЕРВИРОВАННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ОБЪЕКТА В АКТУАЛЬНЫХ СХЕМАХ ГОРОДСКОГО ПОВЕДЕНИЯ |
ГОРОДСКОЙ МИКРОЗАЛ ДЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
СООБЩЕСТВА © фото А.Ильясов |
ИНТЕНСИВНЫЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ГОРОДСКОГО
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА © фото А.Ильясов |
ЛОКАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТЕЛЕ- И МАСС-КОММУНИКАЦИЙ
ГОРОДСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА © фото А.Ильясов |
|
комплексный
учебный проект ДО-ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ПРЕДПРИЯТИЯ |
ДЕЙСТВУЮЩИЙ ТОРГОВО-ВЫСТАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС
"СИГМА-СИ" © фото А.Ильясов |
комплексный
учебный проект ВНОВЬ-ПРОЕКТИРОВАНИЕ "ТЕХНОДРОМА КУЛЬТУРЫ" В СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРОМЫШЛЕННО-СКЛАДСКОЙ СРЕДЕ |
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
ТРАНСФЕРА В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА © фото А.Ильясов |
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
ТРАНСФЕРА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА © фото А.Ильясов |
|
рецензии |
комплексный
учебный проект ПЕРЕ-ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАКОНСЕРВИРОВАННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ОБЪЕКТА В АКТУАЛЬНЫХ СХЕМАХ ГОРОДСКОГО ПОВЕДЕНИЯ |
Лесниковская Екатерина ГОРОДСКОЙ
МИКРОЗАЛ ДЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА руководитель Саакова Е.Ф. (УлГУ), консультант Сааков В.В. (PRISS-Laboratory) |
© фото А.Ильясов |
Художественно-проектная разработка Екатерины (дипломное название - "Проект городского клуба") должна быть воспринята с точки зрения социокультурного результата, проходящего по списку эволюции городской среды. Результат постольку, поскольку нам представлена идея первого для Ульяновска (не Симбирска) общественного здания, относящегося к предметно-пространственным явлениям именно городской культуры. Все послереволюционные постройки Ульяновска не являются исключительно городскими, в других (как правило, меньших) габаритах они входят в состав строений любого населенного пункта. Даже Мемориальный центр не является сооружением, выражающим и воплощающим городскую функции и миссию, он вполне мыслим для села Шушенского. С точки зрения этого результата и следует относиться к разработке Екатерины. | Найденная размерность "Городского
микрозала" (впрочем, как и "Оздоровительного центра" Антонины
Митиной, и "Медиацентра" Светланы Мосиной) убеждает в том, что
пора прекращать сельское и усадебное строительство в центральной части
города (Екатерина II запретила подобное более 200 лет назад, но нынешним
городским управленцам ничто не указ). Это, пожалуй, важнейший вывод, который
должен воспринять заказчик и владелец перепроектируемой пространственной
формы и схемы данного объекта недвижимости. Конечно же, вызывает относительное разочарование не состоявшийся простой, но важный прием по росту той или иной капитализации участка и его недостроя. Прием, казалось бы, очевидный и на первых этапах поисковых работ без затруднений достижимый в средствах экспозиционного дизайна. |
Например, в виде "провокационных"
объявлений в риэлтерской прессе или "спонтанных" миниэкспозиций
в публичной и деловой среде города. Для заказчика это был бы уже не только
результат, но и продукт. Этот прием мог бы быть включен в сценарий работ
или хотя бы в итоговую экспозицию для заказчика. Тем не менее, разработка несет в себе и ощутимый ресурс. Представляя собой т.н. топику пространства, она ставит перед нами целостный не разорванный круг вопросов. Первый из них - пространство, среда, интерьер, оборудование, расположенные к городскому стилю поведения, размышления и действия. Второй - субъекты, пользователи, посетители, клиентура подобного рода услуг и занятий. Третий - содержание и эксплуатация подобных функций, воплощаемых в строениях, пространствах, средах города. © Виталий СААКОВ, PRISS-Laboratory, май 2003 |
Поликанова Антонина ИНТЕНСИВНЫЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ГОРОДСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА руководитель Саакова Е.Ф. (УлГУ), консультант Сааков В.В. (PRISS-Laboratory) |
© фото А.Ильясов |
Дизайнерская разработка
Антонины (дипломное название - "Проект городского оздоровительного
центра") достигла главной цели - проблемы актуализации схем городского
поведения. Поэтому я начну с этого. Практикующиеся оздоровительные мероприятия,
гарантированные нам Конституцией РФ, уже до принятия данной конституции
потеряли для здравосмысленного населения страны всякую актуальность. Более
того, множатся поистине злободневные болезни на почве потери личной, групповой,
конфессиональной, профессиональной и прочей идентичности. В этой связи
интенсификация оздоровления имеет два аспекта - технологический и культурологический:
применять оздоровляющие методы (техника) можно только к тому, что идентифицировано
(культура). Ульяновск - населенное место в Поволжье, следовательно, и место взаимодействия двух начал - восточного и западного. Взаимодействия, имеющего все мыслимые тона и цвета: от гармоничных через противоречивые до антагонистичных. Это и привело Антонину к мысли о культуротехническом и культуроэкологическом назначении проектируемого центра. |
Без преувеличения
можно сказать, что сегодня мало кто из профессиональных и культовых дизайнеров-проектировщиков
работает с такого рода назначениями, хотя тема идентичности сегодня весьма
конъюнктурна и политкорректна. Вряд ли имеет смысл возражать тому, что
современный конфликт культур может быть в пределе разрешен, а сегодня
смягчен в т.н."общечеловеческих" формах, расположенных как к
одной, так и другой культурам. Эти формы, как говаривает О.И.Генисаретский, есть формы антропологического воображения. Вот я бы и акцентировал в находках Антонины момент антропологического воображения. Именно на его основе получены все средовые, объемно-планировочные и предметно-вещные решения, начиная от их композиционного строя и кончая функционально-технологическим. Добавил бы, что пространственное и композиционное решения гарантируют от консервации отдельных культурно-средовых явлений (что всегда ведет их к деградации и вырождению) и внушает надежду на их синергетический эффект и коэволюцию. |
Антонина достигла,
в том числе, и прагматической цели, которой придерживается заказчик разработки
- понимания уровня сложности той деятельности в проектируемом пространстве,
которая только и адекватна нынешнему времени, статусу города и месту постройки
в городе. Мне представляется, заказчик получил то, что надо. Во-первых,
найден минимальный масштаб новой/старой постройки/достройки/перестройки.
Во-вторых, найдена структура и механизмы будущей деятельности в данном
сооружении и прилежащей территории. Это идентификационная структура и
идентификационные механизмы как таковые. Далее можно только предполагать,
для какой деятельности они могут служить службу - какой-либо профессиональной,
какой-либо социальной, какой-либо культурной. Главное - понят механизм
вовлечения невостребованных человеческих ресурсов в локальное городское
пространство. Как будет использоваться этот механизм - также зависит от
того, как и в каком культурном пространстве протекает процесс самоидентификации
заказчика. © Виталий СААКОВ, PRISS-Laboratory, май 2003 |
комплексный
учебный проект ДО-ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ПРЕДПРИЯТИЯ |
Митин Сергей ДЕЙСТВУЮЩЩИЙ ТОРГОВО-ВЫСТАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС "СИГМА-СИ" руководитель Саакова Е.Ф. (УлГУ), консультант Сааков В.В. (PRISS-Laboratory) |
© фото А.Ильясов |
Разработка Сергея (дипломный проект "Интерьеры
торгово-выставочного комплекса "Сигма-Си") выполнялась в рамках
бизнес-проекта, имеющего многоцелевое практическое значение для двух сторон
- так называемых исполнителя (Сергея Митина) и заказчика (руководство
фирмы). Вне этих моментов можно говорить только о теме и адресности т.н.
"дипломного проектирования", предполагающего в соответствии
с гособразовательным стандартом в первую очередь квалификационный формат.
Я отмечу оба - содержательный и формальный - моменты представленной к
рассмотрению работы. Формальный момент. Квалификация участника дипломной работы (см. материалы университетской конференции "Качество дизайн-образования") может оцениваться, к примеру, по параметру "тема" и параметру "адресность". Если дипломант выдержал один из параметров, то ему может присваиваться учрежденная госстандартом квалификация. |
Шкала оценок (от 2 до 5) уже имеет второстепенное
для стандарта значение, так сказать, внутреннее дело кафедры. Работа Сергея
имеет тему, адрес, тема адресна, адрес тематичен. Что решено по параметру"тема"? Решен главный пункт для успешного функцио-нирования торгово-выставочных пространств: Сергеем увидены основные процессы данной функции (бизнес-процессы) и созданы оптимальные условия их протекания в виде объемно-планировочного решения и состава оборудования. Отмечу, как специалист, сложность подобной задачи, а также тот момент, что объемно-планировочное решение принято за основу для составления проектно-сметной документации, а Сергей назначен разработчиком сценария и плана реализации. Тем самым, я отметил и параметр "адресность". По обоим параметрам проект заслуживает по кафедральной шкале самой высокой оценки и, разумеется, присуждения искомой квалификации. |
Содержательный момент. Профессионал в дизайне,
в отличие от специалиста, организует и направляет работы по пяти фронтам
или горизонтам: интуитивно-образному горизонту (художественное проектирование),
горизонту культуры и техники (художественное конструирование или техническая
эстетика), горизонту оестествления техники и обыскусствления культуры
(дизайн-проектирование), го-ризонту культуроэкотехники (дизайн-экспертиза)
и "открытому" горизонту (дизайн-аналитика). Работа Сергея интересна
также в этом профессиональном плане. Он, как мне представляется, угадывает
и отчасти видит весь круг профессионализма, и потому, начав его обхождение,
он как бы замыкает его интуитивно-образными предвосхищениями и аналитическими
работами. В этом, я думаю, сегодняшний залог его будущего профессионального
становления и роста. фото А.Ильясов © Виталий СААКОВ, PRISS-Laboratory, май 2003 |
комплексный
учебный проект ВНОВЬ-ПРОЕКТИРОВАНИЕ "ТЕХНОДРОМА КУЛЬТУРЫ" В СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРОМЫШЛЕННО- СКЛАДСКОЙ СРЕДЕ |
Кавкаева Наталья ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСФЕРА В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА руководители Саакова Е.Ф. (УлГУ), консультант Сааков В.В. (PRISS-Laboratory) |
© фото А.Ильясов |
Дизайнерская разработка Натальи (название
дипломного проекта - "Проект экспо "Мир инструмента" для
строительства") выполнена в рамках комплексного проекта восстановления
хозяйственной и экономической роли значительного фрагмента городской территории.
В данном восстановлении заинтересован целый круг абстрактных и конкретных
субъектов - от так называемого городского и губернского управления до
хозяйствующих на этой территории юридических и физических лиц. Это необходимо отметить, чтобы обозначился тот круг задач, который пришлось решать дипломанту, неискушенному в хозяйственной и экономической проблематике города (даже нынешняя мэрия во всей полноте продемонстрировала свой дилетантизм). Обозначился в первую голову для двух сторон - заказчика темы и, разумеется, нынешнего соискателя звания "дизайнер". |
Я рискну утверждать, что художественно-проектные и художественно-конструкторские находки Натальи могут быть уподоблены масштабной вычислительной машине и гигантскому конструктору "лего". Не только в смысле своей "хай-тек" образности, но и смыслов, идей и решений, вытекающих из прочтения представленных художественно-пространственных образов. Вытекающие следствия весьма ресурсны для всех, кто сколь нибудь заинтересован в развитии территорий, деятельностей и хозяйственных укладов. Подобные следствия можно прочесть уже в плане "виртуального" и "натурального" технодромов. План скоординирован, с одной стороны, идеями строительных отраслей, ранжированными по степени их удаленности/приближенности к стройплощадке, с другой, идеями средств строительного производства, ранжированными по степени их материальности/знаниевости. Объемно-пространственное решение позволяет переносить акценты на одних и тех же "вещах" с их экспонатности и экспозиционности (среда и ее наполнение) на их явленность и демонстрационность и (события и сюжеты). | Даже вне предположений и мечтаний о возможной реализации данной художественной идеи, даже в этом ее - художественно-изобразительном - виде, она способна стать (при небольшом преувеличении) резервуаром технологических, экономических и бизнес-идей. Полагаю, что в этом заключена самая ценность данной разработки. Поэтому предлагаю Наталье наряду с хранением дипломной работы в ГЭК-формате, демонтировать слитный образ, произвести его декомпозицию и собрать по-новому с тем, чтобы результатами проекта могло бы воспользоваться как можно большее число персонажей городского управления и бизнеса. А перечень результатов дипломного проекта охватывает объекты от графического дизайна до средового. © Виталий СААКОВ, PRISS-Laboratory, май 2003 |
|
|