главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
региональные институты развития | |
региональный учебно-технический центр | |
интеллектуальное оснащение культурного предприятия | |
группа территориальных стратегий | |
образовательные проекты и разработки | |
содержание разделаш | программирование |
аналитика | |
организационное проектирование | |
|
|
институциональный и инфраструктурный подходы к модернизации "профтеха" |
журнальный вариант: Лутц Маршалл, Олег Мидленко, Виталий Сааков: ЦЕНТР НЕСТАНДАРТНЫХ РЕШЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ "ПРОФТЕХА" / Национальные проекты, 2009, №10 |
см. также на сайте Регионального учебно-технического центра - http://rytc.ru/rutc_about-centre_officially_2009-08_institute-infrastructures.htm |
из хроники |
19 мая 2009г. в Ульяновске был торжественно
открыт Региональный
учебно-технический центр компании BOSCH и Правительства Ульяновской
области. В этом учреждении, новом как для региона, так и для BOSCH, и
в этой дате, теперь значимой для обоих учредителей, сошлись три независимые
до того линии работ. Принадлежат эти линии, соответственно, трем субъектам
экономического развития: бизнесу, территориальной администрации и экспертному
(интеллектуальному) сообществу. Каждый из этих субъектов имеет, конечно
же, свое собственное имя. А наше указание на него - субъект экономический,
интеллектуальный или политический - в виде абстрактной категории вместо
предъявления конкретного имени, оправдано, как считаем, принципиальностью
решаемых и уже решенных задач. Принципиальностью - значит, вполне всеобщей
значимостью. А собственные имена чуть ниже будут тоже названы. В этом материале мы попытаемся осмыслить для себя, а также предъявить заинтересованным сторонам и читателям, два измерения нашего совместного опыта проектов и решений. Оба измерения - регионального масштаба и странового - самым тесным образом связаны со сферой профессионального образования, а точнее - с производственным обучением, и еще точнее - с его методами и технологиями. При этом мы оставляем за скобками т.н. внутрифирменную (корпоративную) подготовку, по определению всегда составляющую неотъемлемый элемент любой современной организации. |
Действительно, если внутрифирменная подготовка
значима как механизм внутриорганизационных изменений, то территориальные
системы обучения (пока чаще всего государственные) значимы в отношении
системных изменений на всей территории. Изменений экономических, социальных,
демографических, вплоть до культурных. Главным календарным событием и акцентом, который мы здесь ставим, служит именно 19 мая 2009г. Эта дата - своеобразный рубеж, достигнутый нами в определении роли производственного обучения как в идеологии и стратегии корпоративного развития, так и в развитии территорий, на которых "прописан" бизнес и любой другой хозяйствующий субъект. Мы имеем в виду производственное обучение самых различных форм, размера и принадлежности. И главное - имеем в виду в качестве системы, представляющей весьма действенный (пусть даже в потенции) механизм развития промышленного бизнеса и территории в целом. В этом своем системном виде производственное обучение, несомненно, служит одним из важнейших ресурсов территории. Подобный парк "машин обучения" должен как бы охватывать территориальные промышленные комплексы, побуждая и вынуждая их к позитивным изменениям. Следовательно, и к развитию территорий. Из этого следуют весьма высокие требования к устройству "профтеха" и к его роли в региональном и страновом хозяйственно-экономическом развитии. |
Не случайно Чрезвычайный и Полномочный
посол Германии в России доктор Вальтер Ю.Шмид заметил на открытии Центра,
что сегодня для России значимость среднего профессионально-технического
образования сравнима в этом плане со значимостью высшей школы. До 19 мая 2009г. корпоративное развитие, с одной стороны, и развитие территорий, с другой, рассматривалось нами в связи с двумя различными механизмами. Казалось очевидным, что принадлежат они как бы фундаментально разным институтам - государственному, с одной стороны, и частнокорпоративному, с другой. Это представлялось вполне нормальным и, более того, соответствующим духу времени. Действительно, региональный Департамент профессионального образования видел механизм развития своего ведомства и подотчетной ему территории, как это принято, во взаимодействии с государством. Взаимодействие, в свою очередь, выливалось по преимуществу в государственную помощь. Хотя установка на "сближение" с бизнесом уже достаточно проникла не только в повседневные разговоры руководителей образования, но и в его сознание. Компания "Роберт Бош" рассчитывала на свои силы, свои и международные финансово-экономические инструменты и, разумеется, на понимание со стороны российской дилерской сети. Иное в отношении бизнес-компании даже трудно было представить. При этом взаимодействие BOSCH с национальными системами профессионального образования являлось и является неотъемлемым элементом стратегии компании по всему миру. |
предпосылки |
Так обстояло дело, пока в центр нашего
внимания не был помещен Приоритетный национальный проект "Образование"
(ПНПО). Еще раз подчеркнем - нашего. Здесь уже стоит назвать имена всех
действующих лиц, составивших партнерство в проектах экспериментальной
модернизации региональной системы профессинально-технического образования.
Это, помимо компании "Роберт Бош" и Департамента профессионального образования
Ульяновской области, Группа компаний "СИГМА-СИ" и Лаборатория проектирования
и исследования социокультурных и социотехнических систем (PRISS-laboratory,
Ульяновский технический университет). Департамент по роду и факту своей
службы обязан был уделять ПНПО самое пристальное внимание. Для PRISS-laboratory
проблематика образования всегда являлась одним из ведущих рабочих направлений.
А со стороны "Роберт Бош" заинтересованное внимание к ПНПО проявилось
не в последнюю очередь благодаря Группе компаний "СИГМА-СИ". Произошло это в августе 2008г. Тогда "СИГМА-СИ" и PRISS-laboratory убедили Департамент профессионального образования проанализировать (в перспективе территориальных стратегий) потенциал одного из первых региональных победителей конкурса ПНПО - Профессиональное строительное училище. А именно, подтянуть училище до роли неотъемлемого элемента экономической инфраструктуры региона, превратить его в новый институт образовательного комплекса территории, увязанный с непростой жизнью ее промышленных активов. |
Средством подобного рассмотрения послужила
проектно-экспертная сессия, особый интеллектуально-коммуникативный формат
для поиска нестандартных решений. Решение, действительно, требовалось
нестандартное. В работу сессии был задействован весьма презентативный состав участников: из отраслей территориального хозяйства и контрольно-управляющих органов, из российских "продвинутых" бизнес-структур и профессиональных экспертов. В сессии, разумеется, приняли участие и сотрудники компании "Роберт Бош", которые проинформировали ее об одном из своих проектов на Украине. Проект был связан с техническим оснащением профессионального училища. Для ульяновской сессии украинский опыт "Роберт Бош" послужил катализатором разработки проекта с далеко идущими для региона целями. Цели эти - сборка необходимых ресурсов для методической и технологической модернизации региональной системы профессионального образования. Уже к середине осени PRISS-laboratory и "СИГМА-СИ" доработали проектные и организационные идеи сессии до той необходимой полноты, чтобы в конце года был заключен договор о сотрудничестве между Министерством образования Ульяновской области и компанией "Роберт Бош". Сухими строчками договора было зафиксировано тонкое понимание объективной и тесной связи, с одной стороны, состояния профессионального образования и, с другой, востребованности современной техники. |
Говоря просто и грубо, понимание того,
что чем хуже обстоят дела в национальном "профтехе", тем менее востребована
промышленностью страны современная техника. И наоборот. В мире везде так,
но Россия всегда вносит в любую типичную ситуацию свою изюминку: глобальные
поставщики техники встречают здесь "профтех", время рождения которого
датируется, как минимум, 50-ми годами прошлого века. За прошедшие полвека
структурных изменений в "профтехе" практически не произошло. Со всеми
вытекающими отсюда последствиями для его контрагентов. Таким образом, в конкретном сюжете ПНПО соединились две, до того независимые, линии стратегий - стратегия бизнеса (прежде всего как крупного технологического инвестора) и стратегия государства (прежде всего в лице его федеративных субъектов). Что это значит? Это значит, что компания "Роберт Бош", оказывается, имеет в России дело со специфическим и далеко необычным спросом, рыночная трактовка и рыночное измерение которого далеко недостаточны, если вообще состоятельны. Специфика данного спроса (а лучше сказать, хозяйственной необходимости) в том, что он состоит во взаимообусловленной модернизации "профтеха" и промышленности. Государство и его территориальные и экономические субъекты нуждаются сегодня в специфическом и комплексном ресурсе, который обеспечил бы скоординированную и определенным образом синхронизированную технологическую модернизацию профессионального образования и промышленности. |
Ресурс этот в необходимых своих параметрах и объемах рынок предложить не в состоянии. Можно спорить, пока не может или не может в принципе, но это не меняет сути дела. Также можно спорить, что именно этот рынок не может или не может другой. Это также не меняет сути. Суть в том, что далеко не все хозяйственные и технологические цели достигаются через рынок, особенно цели достаточно масштабные и определенно сложные. А модернизация - цель, несомненно, масштабная и сложная. И эта цель указывает нам, что модернизация, необходимая сегодня, должна была бы начаться, как говорится, еще вчера. | Следовательно, ставка на "непредсказуемые"
рыночные процессы здесь рискованна. Итак, мы почти подошли к главному вопросу. Каким образом решаются подобные задачи? Как совместить в одном решении, казалось бы, несовместимые по своей природе подходы? |
перспективы |
Мы понимаем, что Приоритетные национальные
проекты закладывают лишь стартовые условия модернизации. Также понимаем,
что для решения вставшей задачи модернизации важнейшим условием является
перспектива, в которой ей предстоит решаться. Таковой перспективой, по
нашему убеждению, выступают программные положения президентской доктрины
"Россия-2020". Четыре аспектных "И" доктрины - институты, инфраструктуры,
инновации и инвестиции - это и есть направления необходимых решений. Дело теперь состоит в точной расстановке перечисленных аспектов: что из четырех "И" в нашем случае должно послужить в качестве механизма, а что - в качестве результата. Мы остановились на следующей расстановке: завтрашние институты и инфраструктуры должны послужить механизмами для последующих инноваций и инвестиций, как результатов институциональных и инфраструктурных проектов. Ясно, что принятие для себя подобной перспективы четырех "И" потребовало и особой расстановки своих сил для наработки конструктивных и практических решений. И такая расстановка сил была зафиксирована в апреле 2009г. новым, уже более высоким договором о сотрудничестве: между Правительством Ульяновской области и BOSCH GmbH. Как и предыдущий договор 2008г., новый договор изначально не был "пустой" формой-заготовкой для того или иного наполнения содержанием сотрудничества, а имел основательный задел - проект Регионального учебно-технического центра (с открытия которого мы начали представление своего опыта). |
Проект Центра исходил из идеи управления
ресурсами, требующимися для модернизации. А это значит изыскания, сборки
и применения организационных, интеллектуальных и технических средств и
возможностей, необходимых для - взаимной!!! - технологической модернизации
учреждений "профтеха" и промышленных предприятий. И если в части учреждений
профессионально-технического образования была вполне определенная ясность
о "кандидатах" на модернизацию - это победители конкурса ПНПО, то в отношении
промышленных предприятий не все так просто. Здесь цена модернизации не
сопоставима с финансовыми средствами, выделяемыми "профтеху" по линии
ПНПО. Следовательно, наша задача усложнилась еще одним привходящим условием: поиском, а правильнее сказать, конструированием и созданием формы, в которой можно было бы свести вместе два несоизмеримых масштаба к одному и далее показать принципиальную возможность скоординированной модернизации. Еще раз уточним условия нашей задачи. В условия вошли, помимо многого прочего, два механизма из разных систем (социально разных, экономически и даже, без преувеличения, исторически). И потому по-разному устроенных, и, разумеется, производящих совершенно различные продукты и результаты, а следовательно, преследующих различные цели. Не говоря уже о том, что различным образом финансируемых, требующих различных компетенций, различного технического оснащения и т.д. и т.п. |
Требуется же скоординировать их для усиления
друг друга - усиления в плане организационной и технологической модернизации.
Этим мы лишний раз подчеркиваем, что и формы вполне современные, например,
"работодатель и учебное заведение" или "социальное партнерство", не говоря
уже о предшествующих формах, например, "базовое предприятие и подшефное
учебное заведение", и даже в каком-то смысле формы кооперации (на основе
отдельных, как правило, несложных производственных операций) оказываются
здесь совершенно недостаточными. Здесь не место приводить всю аргументацию в поддержку данного тезиса, но, надеемся, что и в других местах России, где серьезно ставится задача промышленной модернизации (и в техническом плане, и в квалификационном), сталкиваются с такого же рода проблемами. Мы, тем самым, лишь подчеркиваем специфику проектных требований на ресурс модернизации. Мы подчеркиваем также, что дело далеко не в технике. Рынок, особенно глобальный, сегодня готов предложить не просто любой ее вид, но и любую техническую сборку и в любой организационной конфигурации. Девиз BOSCH - разработано для жизни - свидетельствует только и только об этом. Так может быть, дело в платежеспособности "профтеха", а равно его учредителей или попечителей? Это также, долго ли коротко, но в принципе дело решаемое. Также, как и финансовое обеспечение модернизации промпредприятий. |
Оно рано или поздно, но все же решается за счет инвестиционных проектов различной сложности и длительности. Дело, как мы уже неоднократно отметили, в спросе на специфический ресурс. Специфика спроса, а, следовательно, и специфика пресловутого предложения, лежат не только в текущей конъюнктуре, но и в исторической перспективе. | Ведь должен быть удовлетворен спрос государства, его государственных и стратегически значимых субъектов экономики на позитивные сдвиги в технологической модернизации, которая исторически следует за эпохой промышленной индустриализации России ХХ века. Но поскольку речь идет о другой исторической эпохе, речь должна идти и о других, соответствующих эпохе, подходах к трансферу технологий и, что не менее важно, о других методах их освоения. |
обстоятельства |
Отличие нынешнего трансфера, начала ХХI
века, от трансфера технологий первой половины и середины ХХ века в том,
что он осуществим только с учетом важнейшей составляющей современной хозяйственной
ситуации - экономики знаний. А так как экономика знаний акцентирует решающую
значимость организационного и интеллектуального (знаниевого) ресурсов,
то Региональный учебно-технический центр должен вписаться в территориальный
каркас складывающегося (с учетом глобализации и макрорегионализации) национального
хозяйства. Больше того, стать как бы причиной его необходимой составляющей
- экономики знаний. В противном случае речь о технологической модернизации
будет только речью о ней. Или, хуже того, действием с обратным эффектом
(с ущербом для всех сторон сотрудничества). Вопрос, следовательно, в своей окончательной формулировке должен звучать так: что же и как должен "причинить" Центр существующей хозяйственной ситуации, которая пока еще с большой натяжкой и только в очень редких своих фрагментах может рассматриваться с точки зрения экономики знаний? Ответ звучит следующим образом. Формой, которая с достаточной долей уверенности (для нас) совместила бы (в себе) все необходимые исходные условия задачи и обозначила бы все необходимые требования на ресурсы для ее решения, выступают пилотные проекты, содержанием которых служат учебно-производственные ситуации, а в перспективе и учебно-производственные предприятия (в учрежденческом и организационно-проектном смысле). |
Именно, в идее учебно-производственной
ситуации - а не ситуации учебного заведения в чистом виде, и не ситуации
производства как такового, а вместе с тем и того и другого вместе - мы
начали разработку пилотных проектов. Здесь, как нам кажется, требуется пояснение про отличие учебно-производственной ситуации от привычных форм взаимодействия учебных и производственных организаций (вроде производственной практики, стажировки, наставничества…). В противном случае не будет понятна "пилотность" наших пилотных проектов. В самом грубом виде учебно-производственной ситуацией (как условием взаимной технологической модернизации !!!) может считаться только та, в которой главными выступают два следующих момента. Первый. Чему и где учиться производственной деятельности? Учиться нужно решению производственных задач. Но не в текущей производственной деятельности, ибо такие задачи всегда встают вне и помимо производственных планов, производственных заданий и тому подобного, что уже есть прямое свидетельство решенной задачи в жизни производства. Научиться решению производственных задач можно только там, где эти задачи встают, там, где требуют, но не находят своего разрешения. Задача технологической модернизации в данном контексте является именно такой задачей, а потому приоритетной. |
Второй момент. Где и как искать решения производственных задач? Вовсе не на производстве, где царят производственные планы и производственные задания, а главное, где заняты производственной деятельностью. Искать решения следует в системах подготовки и безопасности производства. Этим мы утверждаем, что источник задач, а другими словами, сбои в выполнении производственных планов и заданий, их срывы и т.п. лежат в системе подготовки и безопасности производства (речь здесь в последнюю очередь об авариях производственного оборудования, нарушениях производственной дисциплины и пр.). Поэтому производственную подготовку (производственно-трудовое обучение и воспитание) мы считаем составной частью подготовки производства. Следовательно, организаторами производственного обучения должны быть представители служб подготовки производства. И, соответственно, формы и содержание второго должны стать формой и содержанием первого. |
установки |
Именно в такой установке Региональным центром разрабатывался ряд пилотных проектов, лучшим из которых мы считаем проект для "Авиастар-СП" и Ульяновского технического колледжа, очередного победителя конкурса ПНПО 2009г. И это притом, что пока выполнена лишь первая его часть - проектная взаимоувязка, с одной стороны, новой педагогической технологии и, с другой, организационно-производственных технологий, приходящих на смену технологиям времен запуска авиастроительного комплекса (это и составило ядро проектной заявки колледжа на конкурс ПНПО). Данный аспект пилотного проекта крайне важен. Нам необходимо учитывать, что стратегия развития Ульяновской области сегодня связывается с формированием авиационно-промышленного кластера, все активы для которого, казалось бы, под руками. | Несомненно, данная идея полностью лежит в плоскости организационно-технологической и кадрово-квалификационной модернизации, вне которой не только бессмысленна какая-либо конкурентоспособность регионального авиапрома, но и вне которой невозможно возвращение российскому авиапрому его былых позиций. В этой большой хозяйственно-производственной и промышленно-политической ситуации пилотному проекту предстоит выполнить пусть пока и небольшую, но свою часть задач. Мы отчетливо понимаем, что одного проектно-экспертного решения будет явно недостаточно. Требуется и организационно-политическое. Приблизиться к нему мы будем пытаться в формате организационно-проектной сессии. Как говорится, был бы кворум. | Координационный комитет по реализации государственной
кадровой политики в Ульяновской области поддержал идею сессии, а это значит
и участие в ее работе представителей групп разработчиков профессиональных
и образовательных стандартов (по линии ФИРО и РСПП), представителей различных
организаций авиапрома (в структуре ОАК и ее отраслей), предыдущих и будущих
участников конкурса ПНПО, территориальных администраторов в промышленности
и образовании. В заключение укажем на рамки сессии, которые мы определили для себя и в которых будем разрабатывать вторую часть пилотного проекта, и приведем выдержки из программных положений деятельности Регионального учебно-технического центра "BOSCH - Ульяновская область". |
основные оппозиции темы |
КРИТИКА МАССОВЫХ (РАСХОЖИХ) ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИННОВАЦИЯХ |
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В "ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ" (В ПОСТАВКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ) |
|
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВОСПРОИЗВОДСТВО КАДРОВО-КВАЛИФИКАЦИОННОГО РЕСУРСА: КЛЮЧЕВАЯ РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ИДЕИ КОМПЕТЕНЦИИ |
|
ПРОГРАММНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ЦЕНТРА |
Проект Центра и его организационное развертывание
ориентируются практическими приложениями философии техники, промышленной политики и инженерии образования. Центр, будучи международным и междисциплинарным проектом, наряду с целевыми направлениями и задачами деятельности в своей работе призван преодолеть языковые, профессиональные и административные ограничения. В этом видится его главный потенциальный ресурс для участников, вовлекаемых в решение программных задач, ставящихся перед Центром |
1. сфера деятельности и направления работ |
Сферу деятельности Центра составляют два типа организационно-технических ситуаций: производственно-технические и учебно-технические. Ситуации заключают в себе идею "жизненного цикла" техники и технических систем. "Жизненный цикл" берется в различной сложности и различном масштабе своего организационно-технологического осуществления. | Общее направление работ задается организационной оценкой технологических осложнений в "жизненных циклах" техники и технических систем, возможных к разрешению в специально создаваемом учебно-производственном формате деятельности Центра. |
Частные направления определяются: - спецификацией учебно-производственных форматов относительно характера осложнений, возникающих в "жизненном цикле" техники и технических систем, включаемых в вeдение Центра, - специальным отбором "циклов" с точки зрения сопровождающих его транзакций и организационных схем. |
2. принципы и порядок постановки задач |
Постановка задач диктуется принципами учебно-производственного формата
работы Центра и нацелена на подбор и/или организацию производственных
и учебных ситуаций по схеме: (а) "производственно-техническая ситуация > учебно-техническое решение", (б) "учебно-техническая ситуация > производственно-техническое решение". |
Данная схема определяет порядок постановки задач перед Центром: - приоритетными являются задачи по схеме (а), - задачи по схеме (б) являются факультативными, |
Состав задач Центра подчинен идее организационно-технологического ресурса, необходимого для оптимизации "жизненного цикла" техники и технических систем. В состав задач входят: аналитика ресурса, его конструирование и предъявление, инсталляция и последующее возобновление. |
3. основания и механизмы оперативного управления |
Основанием для оперативного управления Центром служат: (а) делегирование на то полномочий Сторонами, соединяемыми в договорах наиболее высокого статуса и уровня, заключаемых в результате развертывания проекта Центра, (б) компетентность в отношении стратегий, целей и задач Сторон договора, (в) квалифицированность в отношении действий с ресурсами Сторон договора, управляющих на данный момент Центром. |
Механизмом оперативного управления выступают экспертные и проектно-аналитические сессии. Сессии организуются Департаментом профессионального образования Министерства образования области, ГК СИГМА-СИ (BSS-дилером BOSCH) и лабораторией Проектирования социотехнических и социокультурных систем Ульяновского государственного технического университета (PRISS-laboratory)(2). Результаты оперативного управления в виде экспертных и проектно-аналитических отчетов направляются в адрес Сторон действующих Договоров. | Текущий надзор за помещением, оборудованием и мероприятиями Центра устанавливается по согласованию участников оперативного управления. |
4. перспективные темы и планирование работ |
Перспективными темами Центра приняты: - создание и ведение реестра производственно-технических и учебно-технических ситуаций, субъекты которых формально и личностно связаны с оптимизацией "жизненных циклов" технических систем, - учет типологически различных "жизненных циклов" технических систем, размещаемых на территориях, в отраслях, ведомствах и корпорациях, |
Тематическое планирование работ Центра исходит из: - обеспечения и обслуживания "жизненных циклов" технических систем, способствования оптимизации "жизненных циклов", - необходимости санации "циклов", препятствующих поколенческой смене и модернизации технологий, - пилотных проектов, уточняющих и расширяющих исходные рамки и форматы деятельности Центра, - культивирования организационно-технологических компетенций у персонала, задействованного Центром |
|