главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH (РУТЦ)  
Виталий СААКОВ
Региональный учебно-технический центр: проектирование, организация, дизайн

2009-01-07
   
  региональные институты развития
  региональный учебно-технический центр
  интеллектуальное оснащение культурного предприятия
  группа территориальных стратегий
  образовательные проекты и разработки
   
содержание разделаш программирование
  аналитика
  организационное проектирование
   
     
     
 
Регионалный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH внимание !
здесь действующая ссылка на сайт "rytc.ru" до 20 апреля 2017
 
  Регионалный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH здесь действующая ссылка после 20 апреля 2017:
с 20 апреля 2017 материалы сайта "rytc.ru" в связи с его предстоящим закрытием переносятся в раздел сайта "priss-laboratory" -
http://priss-laboratory.net.ru/rytc/index
 
Регионалный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH Регионалный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH Регионалный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH
  проектирование и организация
  Региональный учебно-технический центр: проектирование, организация, дизайн  
 
  смотри также: http://rytc.ru/rutc_projects_project-works_2009-01-07_educ-tech-center_concept.htm  
 
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИОННОМУ И ДИЗАЙНЕРСКОМУ ПРОЕКТАМ
И организационный и дизайнерский проекты должны поспособствовать созданию регионального кейса и отработке модели принятия решения о выборе технологического ресурса для модернизации профессионального образования(1). Содержание проектов обусловлено настоящим и предстоящим взаимодействием пилотных проектов компании BOSCH и Ульяновской области(2).
Проекты основываются на двух взаимосвязанных режимах деятельности будущего Учебно-технического центра BOSCH: режиме функционирования и режиме развития.
Режим функционирования обеспечивается мероприятиями учебной и тренинговой программ, определяемых содержанием Договора о сотрудничестве от 19 декабря 2008г., включая периодические целевые экспозиции техники и регулярные демонстрации эксплуатационных параметров инструмента и оснастки. В целом режим функционирования диктуется положениями и статьями Договора о сотрудничестве. Из этого следует, что организационный и дизайнерский проекты в данном случае имеют настоящий Договор в качестве своего исходного технического задания.
Режим развития(3) задается целевыми специальными работами, связанными, с одной стороны, с регламентными мероприятиями учебно-тренинговой программы, с другой стороны, с мероприятиями по оценке положения дел в передаче технических компетенций (Примечание 1) в реальные ситуации учебных и строительных работ (что предполагается содержанием Договора). Данная оценка необходима, т.к. корректная передача технических - профессиональной и учебной - компетенций возможна только при полном (по крайней мере, достаточном) трансфере технологии (технологической культуры). А это, в свою очередь, требует затрат усилий и времени и, главное, выполнения нормативных и ситуативных условий технологического трансфера (Примечание 2).
Соответственно, режим развития в данном случае будет определяться необходимостью разрешения затруднений в задачах Центра по передаче учебных и профессиональных компетенций (Примечание 3).
Из этого следует, что организационный и дизайнерский проекты в данном случае нуждаются в разработке особого технического задания, которое требует специального согласования. Таким образом, организационный и дизайнерский проекты Учебно-технического центра BOSCH должны совместить в себе решения двух технических заданий - технического задания, вытекающего из предмета и условий Договора о сотрудничестве, и специального технического задания.
(дальнейшее содержание находится в работе)
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТАМ СО СТОРОНЫ ДОГОВОРА О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Основное требование к проектам - дополнять и поддерживать друг друга. При этом в первую очередь разработке подлежит организационный проект, в рамках которого разрабатывается дизайн среды для мероприятий и работ Учебно-технического центра. Но в любом случае главная идея дизайн-проекта - выразить в интерьере и среде Учебно-технического центра дух и миссию компании BOSCH. В соответствие с этапами утвержденного организационного проекта будет определяться дизайнерское решение символического и фактического представительства (репрезентации) компании BOSCH. Организационная и фактическая степень представительства (обоснованная необходимость в таковом) будет определять содержание дизайн-проекта. Соответственно, дизайнерское решение будет варьироваться от "представительства компании BOSCH в Профессиональном училище №2" до "представительства компании BOSCH в системе профессионального образовании России". Далее материал будет касаться требований преимущественно к организационному проекту. Разумеется, в ближайшие 1-2 месяца материал будет уточняться и дополняться.
 
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТАМ
Требования к организационному замыслу и дизайн-проекту разбиты на три уровня(4) становления и развертывания Учебно-технического центра BOSCH. Они представлены, соответственно, тремя принципиальными организационными схемами (смотри соответствующие разделы 1, 2, 3):
(1) Схемой позиционирования Учебно-технического центра BOSCH как механизма трансфера западноевропейской технологической организации (культуры) работ в хозяйственно-экономическую ситуацию(5) России и ее регионов.
(2) Схемой становления Учебно-технического центра BOSCH в форме и в идее учебно-производственной ситуации, что предполагает соорганизацию на площадках Центра учебных и производственных задач(6).
(3) Схемой закрепления за Учебно-техническим центром BOSCH статуса экспериментальной площадки Минобразования РФ по оценке и выбору технологического ресурса и плацдарма компании "Роберт Бош" в продвижении своих технических идей и продуктов.
(...)
вверх вверх вверх вверх
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ
УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР BOSCH КАК МЕХАНИЗМ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ
Организационный проект Учебно-технического центра BOSCH исходит из двух доминирующих и соподчиненных целей - цели трансфера учебных и производственных технологий компании и цели передачи компетенций и квалификаций, необходимых для принятия и эксплуатации технологий BOSCH. При этом цель трансфера и последующей инсталляции и демонстрационного монтажа(7) технологий является исходной и конечной, а цель передачи компетенций и квалификаций "лишь" обслуживает цель технологического трансфера. Связка и подобное соподчинение двух отмеченных целей должны обеспечить оптимальный результат деятельности проектируемого Учебно-технического центра, а именно: региональный кейс и модель принятия решения о технологическом ресурсе.
Этот первый уровень предполагает организационный этап позиционирования компании BOSCH как ведущего мирового поставщика производственных технологий и компетенций для строительства. Чтобы подобное позиционирование имело рабочий эффект, Учебно-технический центр должен собрать вокруг себя (центрировать на себе) совокупность необходимых позиций из сфер образования и управления образованием, из строительства и строительного девелопмента, органов территориальных администраций и пр.
Представляется принципиальным, чтобы привлекаемые к Центру позиции(8) тем или иным образом влияли на принятие решения о выборе технологического ресурса для модернизации профессионального образования и строительного дела.
Как следует из схемы, трансфер технологий отталкивается от формы и содержания технологической организации работ, а нацелен на некоторую хозяйственно-экономическую ситуацию. Ее конкретизация зависит только и только от тех организационных шагов, которые организационные проектировщики решат предпринять на данном шаге (этапе). Тем не менее, даже до определения хозяйственно-экономической ситуации, возможно обозначить первые общие функции Центра. К таким будут отнесены, как минимум, две:
- аналитическая разборка (управленческий "демонтаж") технологии, предполагаемой к трансферу;
- аналитическая, проектная и организационная подготовка площадки трансфера в хозяйственно-экономической ситуации(9).
Ситуационная прорисовка данных функций должна быть проведена уже в ходе первых проектно-аналитических сессий на площадке пилотных проектов компании BOSCH и пилотных проектов Ульяновской области(10). Тем не менее, какое бы конкретное содержание не получили функции в первом организационном уровне, все они должны свестись к установлению рабочей, деятельной, функционирующей связи между технологической формой организации работ и работами, определяемыми содержанием хозяйственно-экономической ситуации. Эта функционирующая (в определенном смысле постоянно действующая) связь и должна на данный момент рассматриваться в качестве необходимого и достаточного условия технологического трансфера.
(...)
  УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР BOSCH КАК МЕХАНИЗМ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ
  PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Региональный учебно-технический центр/ проектирование, организация, дизайн/ 2009-01-07/ УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР BOSCH КАК МЕХАНИЗМ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Региональный учебно-технический центр/ проектирование, организация, дизайн/ 2009-01-07/ УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР BOSCH КАК МЕХАНИЗМ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ
вверх вверх вверх вверх
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР BOSCH КАК УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ
Второй организационный уровень предполагает, с одной стороны, определение и отстройку каналов трансфера технологий BOSCH и, с другой, назначение и задание направлений технологического трансфера. Исходя из положений Договора о сотрудничестве, учебные работы и тренинги составят основное содержание предстоящих мероприятий. Поэтому каналы трансфера должны определяться как квалификационный и компетентностный. Но ни квалификации, ни компетенции сами по себе не могут задать направлений трансфера. Они - важнейшее условие в передаче технологии, но они при этом не определяют направления передачи(11).
Следовательно, во втором уровне организационного приближения к будущему Центру необходимо:
(1) Оборудовать квалификационный и компетентностный каналы трансфера, тем самым "демонтируя" определенную (или принципиальную) технологию BOSCH. Сам способ "демонтажа" должен быть найден на предыдущем организационном уровне (этапе). Поэтому на предыдущем уровне должна быть поставлена соответствующая задача.
(2) Далее необходимо учесть три момента последующей передачи - собственно учебный, а также производственный (исполнительский) и управленческий. Исключение какого-либо исключает и саму возможность предстоящего "монтажа"(12) (смотри также Примечание 4).
В определении собственно рабочих направлений трансфера должна использоваться т.н. учебно-производственная ситуация, собирающая в себе, совмещающая все три отмеченных момента хозяйственно-экономической ситуации работ. Предполагая решающую роль учебно-производственной ситуации в трансфере, мы, тем самым, указываем на недостаточность для трансфера "чистых" адресных ситуаций - сугубо учебных, сугубо производственных, сугубо управленческих. Учебно-производственная ситуация не возникает сама собой, что было только что отмечено, а организуется как бы с двух сторон - с учетом используемых каналов трансфера и в ориентации на типичную хозяйственную ситуацию.
Отметим здесь организационные требования со стороны каналов трансфера.
Учебно-производственная ситуация в лице своих представителей должна быть квалификационно и компетентностно восприимчива и вменяема. Другими словами, быть способной реагировать на уровни допуска к различным классам технологий (квалификационная вменяемость) и быть готовой к смене исполнительских задач и организационных полномочий (компетентностная вменяемость).
(...)
вверх вверх вверх вверх
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ
УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР BOSCH КАК ПЛАЦДАРМ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Для этого - третьего - уровня организационного проектирования представляется принципиальным разведение (разотождествление) в линии трансфера следующих звеньев:
- технологической инстанции,
- поставщика технологии,
- хозяйственной ситуации.
Как следует из данной схемы "технологическая инстанция" ответственна за квалификационные и компетентностные стороны (условия) трансфера технологии.
Эти стороны трансфера нуждаются в плацдарме, чтобы осуществить планируемую технологизацию или технологическую модернизацию (хозяйства, отрасли, территории, отдельных производственных и хозяйственных единиц). Плацдарм технологизации представляет собой помимо принципиальных и теоретических условий трансфера его самые что ни на есть практические, реальные обстоятельства. В соответствие с данной схемой таковым плацдармом выступает "технологический поставщик" (Примечание 5). Организационная связь и взаимодействие этих двух позиций (механизмов) трансфера образует первую составляющую канала трансфера. Вторая составляющая образуется за счет организационной связи и взаимодействия "технологического поставщика" и адресата трансфера - "хозяйственной ситуации", взятой со стороны ее технологических дефицитов и разрывов.
Также в соответствие с данной схемой сочленение двух составляющих канала трансфера не может представлять собой достаточно однозначного (алгоритмического) решения. Здесь будет присутствовать поле, по крайней мере, из шести вариантов. Не все они будут равнозначны.
(...)
  УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР BOSCH КАК УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ
  boratory/ Виталий СААКОВ/ Региональный учебно-технический центр/ проектирование, организация, дизайн/ 2009-01-07/ УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР BOSCH КАК УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ boratory/ Виталий СААКОВ/ Региональный учебно-технический центр/ проектирование, организация, дизайн/ 2009-01-07/ УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР BOSCH КАК УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ
  УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР BOSCH КАК ПЛАЦДАРМ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
  PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Региональный учебно-технический центр/ проектирование, организация, дизайн/ 2009-01-07/ УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР BOSCH КАК ПЛАЦДАРМ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Региональный учебно-технический центр/ проектирование, организация, дизайн/ 2009-01-07/ УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР BOSCH КАК ПЛАЦДАРМ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
вверх вверх вверх вверх
ПРИМЕЧАНИЕ 1
Идея "компетенции" возобладала на неопределенное время в системе образования России. Как бы то ни было, даже в форме идеологической кампании, представление о "компетенция" будет присутствовать в процессах подготовки и принятии решения в сфере образования, а также будет являться определенной "стоимостью" на рынке труда.
При этом мы выделяем и сугубо позитивную роль идеи "компетенции". Эта роль состоит в переосмыслении значения и содержания "квалификации", ранее безраздельно господствовавшей в качестве оценки результатов образования.
Сегодня придется рассчитывать на самые общие определения "компетенции", разрабатываемые Российским союзом промышленников и предпринимателей. Учебно-технический центр BOSCH мог бы внести свою лепту в доопределение компетенций, требующихся сегодня экономике и хозяйству России.
<<<назад

ПРИМЕЧАНИЕ 2
Акцент на технологической стороне означает противопоставление маркетинговой стратегии, более того, ее альтернативу. Действительно, инструмент и техника лишь отчасти обращаются на рынке в соответствии с маркетинговыми идеями и схемами. Более органичным для обращения инструмента и техники является реальность хозяйствования и технологии. Поэтому решающим выбором для приобретения инструмента и техники в подавляющем большинстве случаев является не столько рыночная конъюнктура, сколько хозяйственная и технологическая рациональность.
И если в маркетинговой стратегии "цена/качество" и "ассортимент" служат основным средством влияния на обращение инструмента-как-товара, то в стратегии хозяйственной (и технологической) рациональности таковым средством выступает компетенция - профессиональная и учебная. Поэтому в линии развития Учебно-технического центра BOSCH идее и схемам компетенции должно уделяться особое внимание.
<<<назад
 
ПРИМЕЧАНИЕ 3
С организационной точки зрения задача может быть перевернута: условием трансфера служит обеспеченность принимающей стороны компетенциями, специфическими как в отношении данной технологии, так и в отношении той технологической платформы, к которой принадлежит конкретная технология. Но и в решении прямой задачи, и в перевернутой ее постановке будут неизбежно возникать затруднения, т.е. отсутствие отработанного алгоритма решения. Объяснение лежит в различии технологических платформ передающей и принимающей сторон. А это обусловливает значительную неопределенность условий решения задачи трансфера.
Пока можно утверждать, что "полный" (достаточный) трансфер должен быть связан с "жизненным циклом" инструмента или техники (тактами овладения техникой работ, налаживанием ее эксплуатации и обслуживания, утилизацией). Следовательно, трансфер технологии невозможен в "один прием".
<<<назад
ПРИМЕЧАНИЕ 4
Исключение составляют разве что технологии, предназначенные к глобальному распространению и употреблению. Другими словами, технологии массового пользования. Какая-то часть техники и инструментария BOSCH является таковой, но, как правило, это элементарная техника и инструмент. Если иметь ввиду более-менее сложные строительные работы, то они и требуют относительно (или достаточно) сложного инструмента или относительно (или достаточно) сложных инструментальных комплексов.
Здесь имеет смысл привести в качестве иллюстрации итоговые документы конференции "Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики", прошедшей в Москве 11 декабря 2008г. в Академии народного хозяйства под эгидой Президента Российской Федерации:
(начало цитаты)
ВЫВОДЫ КОНФЕРЕНЦИИ:
> Собственная технологическая база исчерпана.
> Российский сектор исследований и разработок в ближайшие 10 лет не сможет поставить на рынок продукт в виде готовых к использованию технологий.
> Задача технологической модернизации может быть решена только за счет расширения импорта технологий. > Основной инструмент: адаптация и освоение приобретаемых импортных технологий.
> Есть недостаток квалифицированных кадров, способных реализовать проекты масштабной технологической модернизации.
ИНСТРУМЕНТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОТСТАВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ:
> покупка лицензий >
покупка активов за рубежом > внешняя торговля
> сотрудничество с иностранными специалистами
> обновление технологического образования.
ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
> Обучение работе с современными технологиями, даже если они не пока используются в России
> Основной акцент: проекты по заимствованию и адаптации технологий
> Работа с научной и технологической диаспорой
> Приглашение иностранных ученых и преподавателей
(конец цитаты)
Обращаем особое внимание на пункт Выводов "адаптация и освоение импортных технологий". Как нам представляется, этот пункт непосредственно коррелирует с нашими соображениями относительно условий и обстоятельств трансфера технологий.
<<<назад
 
ПРИМЕЧАНИЕ 5
Это непреложный факт, если имеется ввиду т.н. территориальный поставщик. При этом экстерриториальным поставщиком выступает по нашей схеме (и в принципе) "технологическая инстанция", т.е. инстанция, репрезентирующая технологические горизонты и перспективы (как говорится, чистые потенции). Но эти горизонты и перспективы еще должны быть превращены в ресурсы для территории (или хозяйства). Эту работу превращения потенциального ресурса в актуальный и производит позиция (механизм) под названием "территориальный поставщик". Именно таким поставщиком должна быть представлена данная позиция (инстанция).
PRISS-laboratory и ее Группа территориальных стратегий данной проблематике территориальных ресурсов уделяет пристальное внимание. С методическими материалами можно ознакомиться по адресу http://priss-laboratory.net.ru/priss_main/strateg-group.htm.
<<<назад
вверх вверх вверх вверх

(1) - Таковым ресурсом предполагаются учебные (образовательные) и производственные технологии компании BOSCH, а также инструмент и техника марки BOSCH, ориентированные на строительство.  
(2) - Первый из данной серии пилотных проектов Ульяновской области - "Организационные основания новых форм профессионального обучения в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" (Министерство образования, Региональное отделение Российского союза промышленников и предпринимателей, Ульяновская Ассоциация деревообработчиком и производителей мебели).  
(3) - Подразумеваются неизбежные и необходимые изменения деятельности Центра во времени: его рост, модернизация, диверсификация и пр.  
(4) - Эти уровни на данный момент и в первом приближении могут рассматриваться и в качестве организационных этапов (шагов) становления будущего Центра.  
(5) - Мы предполагаем, что синонимия названий работ в переводах с немецкого на русский и обратно, лишь отчасти свидетельствует о фактическом совпадении вида, организации и технологической формы работ (и в образовании и в строительстве). Хозяйственно-экономическая ситуация как адресат трансфера принадлежит в своей основной массе другой, не западноевропейской культуре, следовательно, за одними и теми же терминами могут стоять различные смыслы и явления.
Здесь крайне важно различать организацию и ситуацию. Их неразличение или неправильное различение исключает трансфер технологии именно как технологии, например, выливаясь в экспорт ее отдельных составляющих, преимущественно относящихся к так называемому hard`у. Так, Россия создала в свое время исторический прецедент нарушения норм трансфера при строительстве АвтоВАЗА. Это один из самых ярких и масштабных примеров. Сотни, если не тысячи более мелких примеров мы можем фиксировать буквально ежедневно.
 
(6) - В соответствие с пилотным проектом Ульяновской области на площадке ПУ-2 будет отрабатываться комплексная форма подобной соорганизации в виде экспериментальных "учебных производств" и "производственных обучений".  
(7) - И прежде всего демонстративного, наглядно-убедительного с хозяйственной и организационной точек зрения.  
(8) - В конечном итоге персонифицированные в должностях и лицах деятелей образования и строительства.  
(9) - Смотри здесь наши предыдущие материалы, в различное время представленные для фирмы "Роберт Бош":
- Организационные и аналитические основания к Соглашению о взаимодействии Министерства образования Ульяновской области и компании "Роберт Бош",
- Дополнения и предложения к предстоящему Соглашению,
- Организационные схемы к этим материалам,
- а также материалы сайта http://priss-laboratory.net.ru, так или иначе касающиеся темы BOSCH в России.
 
(10) -Одну из первых сессий обозначил со своей стороны Министр образования Ульяновской области при подписании Договора о сотрудничестве. В ее повестку включены следующие темы:
- механизмы продуктивного взаимодействие с бизнесом по разработке и внедрению новых форм и содержания профессионального образования,
- организационные, экономические и правовые аспекты создания на базе ресурсных центров предприятий инновационной и инвестиционной направленности,
- разработка и апробация профессиональных моделей для образования,
- адаптация российских предприятий и их персонала к импортируемым технологиям,
- и другие.
 
(11) - Не указывают, в какую ситуацию передается технология, кто ее адресат, каким образом будет предпринята инсталляция передаваемой технологии и на какой срок предполагается ее эксплуатация. Последнее является весьма принципиальным, т.к. вне контура воспроизводства технология перестает быть технологий (целостностью), а распадается на отдельные блоки, живущие по различным законам. В этом смысле, контур воспроизводства технологии, обеспечивающий ее проектно-нормативное функционирование, на данном уровне требований к организационному замыслу Центра может быть принят за основное направление трансфера, подчиняющее себе совокупность частных направлений, обусловленных сложностью как самих технологий, так и сложностью хозяйственно-экономических ситуаций.  
(12) - Другими словами, не учет одного из моментов нарушает целостность хозяйственной ситуации работ. А игнорирование хозяйственной ситуации аналогично попытке заселить экзотическим видом животного неизученную территорию. Здесь нет преувеличения, технология, импортируемая из другой культуры, из другой хозяйственной ситуации будет экзотикой до тех пор, пока не ассимилируется местным хозяйственным укладом. Но ассимилированная технология уже не является исходной, оригинальной технологией.  
 
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 07 января 2009
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 11 июнь 2010

последнее обновление
30 ноябрь 2014
21 сентябрь 2011