главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH (РУТЦ)  
Виталий СААКОВ
Программирование развития технологического колледжа в Приоритетном национальном проекте "Образование"
   
  региональные институты развития
  региональный учебно-технический центр
  интеллектуальное оснащение культурного предприятия
  группа территориальных стратегий
  образовательные проекты и разработки
   
содержание разделаш программирование
  аналитика
  организационное проектирование
   
     
     
 
Регионалный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH внимание !
здесь действующая ссылка на сайт "rytc.ru" до 20 апреля 2017
 
  Регионалный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH здесь действующая ссылка после 20 апреля 2017:
с 20 апреля 2017 материалы сайта "rytc.ru" в связи с его предстоящим закрытием переносятся в раздел сайта "priss-laboratory" -
http://priss-laboratory.net.ru/rytc/index
 
Регионалный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH Регионалный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH
  программирование  
  проектно-эскпертная сессия/ предварительные материалы
  подготовлено:
Виталий СААКОВ, руководительPRISS-laboratory,
проектировщик и проектный аналитик РУТЦ,
saakov@list.ru, priss-laboratory.net.ru,
2009-08-10
формат microsoft word версия для печати
тема сессии
ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(становление инфраструктуры производства и поставок кадрово-квалификационного ресурса на основе партнерства "ГК СИГМА-СИ - PRISS-laboratory" и проектной идеи производственно-образовательной технологии УТК-6)
тематизация
Критика массовых представлений об инновациях в образовании (ИОП)
Методические основания программирования инновационных процессов в "образовательном производстве"
Учебно-производственная технология: ключевая роль "компетенции" в воспроизводстве кадрово-квалификационного ресурса
Цели, задачи и организационные проекты нового типа "образовательного предприятия"
Возможные практические решения
сценарий сессии
Сессия проводится в три такта: (1) подготовительный, (2) основной и (3) заключительный.
В работе сессии принимают участие, очно и заочно, по возможности все представители позиционного расклада темы
(1) подготовительный (заочный) такт "основные положения темы":
доведение до участников сессии основных положений темы (развернутых тематизмов),
материалы доводятся, минимум, за 1 неделю до сессии,
вызов реакции участников на положения темы, ее сбор и анализ
(2) рабочий (очный) такт "развитие и конкретизация темы":
продолжительность - 1 рабочий день,
регламентация:
- установка для участников работ
- самоопределение и дифференциация участников в составе рабочих групп сессии, а также исходя из их реакции на положения темы,
- работа в группах по теме сессии и тематизму группы, подготовка сообщений к общему заседанию,
- общее обсуждение: фиксация результатов в сообщениях групп
(3) итоговый (заочный) такт "организационно-практические решения":
продолжительность от одной недели,
методологическое (организационно-техническое), практико-методическое и рецептурное оформление результатов сессии,
передача результатов участникам сессии и держателям необходимых ресурсов.
вверх вверх вверх вверх
  основные положения темы сессии
 
критика массовых (расхожих) представлений об инновациях
инновации в неинновационной экономике (в социалистическом и постперестроечном хозяйстве России)
инновации в хозяйственно-технологических укладах, содержащих инновационную экономику
дефицит новаций и избыток "изобретений", любое "изобретение" считается новацией
в разной степени развернутая инфраструктура организационных технологий постоянного "производства" инноваций
печальная судьба "изобретений" в связи с т.н. проблемой внедрения, выливающаяся в их тотальное отторжение системами воспроизводства деятельности
подчиненность механизмов и институтов "производства" инноваций организационно-технологическим и экономическим требованиям структур "сбыта"
в качестве заместителей механизмов инноваций - клубные формы и государственный институт рационализаторства и изобретательства, идеология которого не изжита со времен социалистического хозяйства
разнообразие социальных сред, институтов и механизмов инновационной экономики (исследования в вузах и технопарки, венчурные предприятия и фонды, площадки "бизнес-ангелов", экономические кластеры и технополисы…)
"изобретения" и инновации в образовании не могут выйти за организационные и содержательные рамки существующей системы обучения в силу предметной и классно-урочной организации учебного процесса
несовпадение административной и учебной организации учреждений образования составляет исходные условия к инновациям различной глубины, масштаба и социальной значимости
образовательные инновации в социалистическом и постперестроечном хозяйственных укладах невозможны по принципу, т.е. нормативно,при этом поощряются разной степени модификации оргформ и содержания обучения
различная и непрерывная инновационность является необходимым условием "выживания" и развития образовательного предприятия
 
методические основания программирования инновационных процессов в "образовательном производстве" (в поставках квалификаций)
традиционное производство и поставка профессиональных квалификаций инновационное образовательное предприятие
зависимость параметров процессов обучения в образовательных учреждениях от устройства производственных систем (производственных - в строгом и широком смыслах)
организационно-технологическая связь образовательного предприятия с производственным и экономические отношения с агентами рынка труда
в схеме "производство - образование" последнее, как правило, функционально (а в некоторых случаях и организационно) включено в первое
образовательное предприятие, принадлежащее рынкам труда инновационной экономики, как правило, опережает в своем развитии учреждения и организации производственных систем
если производственная система "архаична", то образовательная система неизбежно деградирует (абсолютно и относительно)
образовательное предприятие ориентировано не параметрами действующего производства, а прогнозами, трендами, перспективами и тенденциями производственных технологий и их организационных форм
следствие деградации образовательной системы - выпуск "прошлых" людей со всеми вытекающими для них жизненными издержками и драмами
 
продукт образовательных систем - исполнители в строгом смысле слова, не являются здесь исключением и специалисты т.н. организационного и управленческого профиля
образовательное предприятие нацелено на выпуск человеческого ресурса, заведомо превосходящего текущие требования производственных систем, что обеспечивает изменения последних
 
производственно-образовательные технологии и воспроизводство квалификационного ресурса: ключевая роль организационной идеи "компетенция"
исполнительские значение и сущность квалификации
организационные значение и сущность компетенции
техническое отношение в структуре деятельности, выражаемое и осуществляемой как "квалификация", направлено на предмет деятельности, не касаясь способностей, средств и знаний деятеля
организационное отношение в структуре деятельности, выражаемое и осуществляемой как "компетенция", направлено на способности, средства и знания деятеля, а не на предмет его деятельности
вследствие "акта компетенции" (компетентностного акта) оценке, изменению и преобразованию подлежат способности, средства и знания деятеля, а изменение и преобразование предмета деятельности происходит факультативно
носителем "квалификации" выступает единичный или множественный индивид, заполняющий функциональные места в производственной структуре деятельности
носителем "компетенция" служит распределенная структура функций и ответственности за организацию и результаты деятельности
 
продукт образовательных систем - исполнители в строгом смысле слова, не являются здесь исключением и специалисты т.н. организационного и управленческого профиля форма и содержание "компетенции" задается с целью изменения или переоценки элементов деятельности (ее средств, знаний, преобразуемого материала…) и/или решения "проблемных" ситуаций
вверх вверх вверх вверх
  диспозиция (позиционная структура) темы сессии
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH/РУТЦ/ Программирование развития технологического колледжа в Приоритетном национальном проекте "Образование"/ диспозиция (позиционная структура) темы сессии
вверх вверх вверх вверх
  проблематика освоения профессиональных компетенций авиастроения
В настоящее время предприятия Российской Федерации, в том числе и Ульяновской области, сталкиваются с острым кадрово-квалификационным дефицитом. При этом отдельные промышленные отрасли и их предприятия по прежнему делают ставку на "рабочие руки", отличаясь друг от друга квалификационными требованиями к претендентам на рабочие места. Авиационная отрасль, в сравнение с большинством промышленных отраслей всегда более технологичная и инновационная, сегодня (и даже вчера) рассматривает кадрово-квалификационный дефицит в разрезе "человеческого капитала" - неотъемлемой части производственных активов и ресурсов. А это автоматически означает, что проблематика кадрово-квалификационного дефицита входит в задачи производственной безопасности и подготовки производства в целом.
С этой точки зрения современные производственные квалификации (традиционно высокие в авиастроении) служат необходимым, но недостаточным условием оценки "рабочих рук" как производственного ресурса. Идеология и философия авиастроителей исходит из того, что безопасность и эффективная подготовка производства не могут строиться только на квалификационной основе. Более того, сегодня отрасли реальной экономики конкурируют между собой на основе компетенций своего персонала.
Конкурентоспособность отечественного авиастроения сегодня напрямую связана с очередным шагом в развитии ее совокупной компетенции, компетенций специализированных групп работников и личных компетенций отдельных лиц.
Поэтому наша задача как учреждения объективно входящего в авиастроительную отрасль (с точки зрения ведомственной рациональности и культурного строительства) сформулирована как ОСВОЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ АВИАСТРОЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ.
Освоение компетенций авиастроения - это та часть нашей задачи, точнее, та ее сторона, которая позволяет достаточно ясно увидеть неотложные мероприятия по методической и технической модернизации колледжа. Производственно-образовательные технологии - другая сторона задачи, которая с нашей точки зрения позволит восстанавливать авиастроительные компетенции на учащихся колледжа и слушателях его курсов, тем самым, способствуя безопасности и подготовке производства в авиастроении.
Выбранный нами организационно-методический подход конкретизирован в отношении определенной производственной задачи, поставленной Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) перед производством ЗАО "Авиастар-СП". Металлообрабатывающее производство "Авиастар-СП" будет обеспечивать своей продукцией всю авиастроительную отрасль, подведомственную ОАК, а также, вероятно, и другие отрасли, нуждающиеся в продуктах металлообработки высоких стандартов. "Авиастар-СП", включаясь в данную работу, уже начал перевооружение своего производства. Масштабы перевооружения сравнимы с масштабами технического оснащения и комплектации на период строительства и запуска Ульяновского авиационно-промышленного комплекса.
Идеология и концепция инновационной образовательной программы (ИОП)
Понятие "производственно-образовательные технологии" подразумевает, прежде всего, требование достижения совокупного и одновременного результата в производстве и в образовании. Подобный результат, с нашей точки зрения, обеспечивается пониманием места и роли человеческого ресурса (капитала) в инновационной экономике и экономике знаний. Не установление связи между обучением и производством, не приближение их друг к другу (см. левый рисунок), не подчинение одного другому, а создание формы, исходно общей для обучения и производства (см. правый рисунок).
В первом случае выпускники (слушатели) не более чем "сырьё", перерабатываемое производством (вчерашняя экономика). Во втором случае происходит скоординированное развитие двух важнейших отраслей экономики - образовательной и производственной. Механи
змом скоординированного развития выступает новый тип инновационного предприятия - учебное предприятие, и новая форма компетентностного подхода к обучению - производственное обучение (подготовка в деятельности). Организационной формой для них выступают ресурсные центры, учебно-производственные центры, центры профессиональных компетенций и др.
Структура производственно-образовательной технологии ИОП
Задача освоения (- на себе) и восстановления (передачи другим) профессиональных компетенций авиастроения в производственно-образовательных технологиях переводится нами в форму одноименной инновационной образовательной программы (ИОП). ИОП включает проектно в себя методические, аналитические, поисковые и педагогические (антропотехнические) механизмы. Механизмы группируются в два основных блока программы - блок учебного производства и блок производственного обучения. Данные механизмы призваны:
ориентировать содержание обучения (передаваемые специальные квалификации) формой введения в профессиональные компетенции (вплоть до подчинения содержания данной компетентностной форме),
нацеливать подготовку и переподготовку рабочих и технических кадров исключительно на те изменения в авиастроении (и смежных с ним отраслях), которые обусловлены повышением их наукоемкости и технологичности,
вести учет требований работодателей и партнеров в проектировании учебного процесса и в ходе его корректировки (управления им);
формировать инженерно-педагогический коллектив, способный развивать и творчески реализовывать ИОП колледжа;
встраивать производственно-образовательные технологии в хозяйственно-экономические и организационные условия, как реального производства, так и перспективного (завтрашнего) обучения;
моделировать, макетировать и имитировать на учебных площадках ИОП фрагменты и структурные элементы материально-технической базы авиастроения и смежных отраслей,
углублять совместную работу с партнёрами по оценке востребованности профессий, а также стоимости, сроков, объемов и форм их подготовки.
Усилия по данным направлениям предпринимаются в кооперации и соорганизации с работодателем ("Авиастар-СП" и другие предприятия ОАК), а также с бизнес-партнерами Департамента профессионального образования (ГК "СИГМА-СИ") при поддержке экспертно-аналитических кругов (PRISS-laboratory). Совокупность средств, знаний и способов работы, необходимых для нашего продвижения в выбранных направлениях, и составляют форму и содержание производственно-образовательных технологий ИОП.
Организационные формы, режимы и рабочая настройка ИОП
Из опасности переупрощения будущих результатов работы по ИОП вводятся две взаимодействующих организационных формы - учебное производство и производственное обучение. Взаимодействие намеченных организационных форм должно обеспечить комбинации режимов работы в ИОП. Комбинации составляются из лабораторного режима, производственного и учебного.
Лабораторный режим должен охватить все аспекты системы поставки кадрово-квалификационного ресурса в отрасль. Для этого планируется тесное взаимодействие с ведущими специалистами и службами ОАК. Лабораторный режим в отдельных и специально выделенных своих фрагментах по возможности будет распространен на обе организационные формы ИОП - учебное предприятие и производственное обучение. Данный режим создается:
для аналитики и оценки компетенций, собственных для авиастроения, а также для внеотраслевых компетенций, привлекательных для авиастроения,
для макетирования учебных и производственных ситуаций, проявляющих особенности и типичные черты требующихся компетенций,
с целью модификации наличных компетенций, а также выработки стратегий по санации негативных для авиастроения.
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH/РУТЦ/ Программирование развития технологического колледжа в Приоритетном национальном проекте "Образование"/ диспозиция (позиционная структура) темы сессии/ Организатор сязи обучения и производства (в формах практики, стажировки, мастер-класса...)
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH/РУТЦ/ Программирование развития технологического колледжа в Приоритетном национальном проекте "Образование"/ диспозиция (позиционная структура) темы сессии/ Организатор сязи обучения и производства (в формах практики, стажировки, мастер-класса...)
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH/РУТЦ/ Программирование развития технологического колледжа в Приоритетном национальном проекте "Образование"/ диспозиция (позиционная структура) темы сессии/ Производственно-образовательный технолог
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH/РУТЦ/ Программирование развития технологического колледжа в Приоритетном национальном проекте "Образование"/ диспозиция (позиционная структура) темы сессии/ Производственно-образовательный технолог
 
Организационная форма данного режима в данное время согласовывается со службами ОАК и "Авиастар-СП". Варианты - от филиала отраслевой лаборатории до лаборатории, созданной совместно с региональными и городскими интеллектуальными ресурсами. В любом случае она в том или ином виде планируется как важнейший элемент работы ИОП.
Производственный режим ИОП создается в понимании, что компетенция есть также наиболее общее для отрасли и в то же время конкретное в отдельном ее работнике выражение ответственности и полномочий (любой рабочий на конвейере Toyota или Nissan может остановить сборочно-производственную линию). Это означает, что ответственность и полномочия без принятия на себя настоящих задач реального действующего производства можно только декларировать. Следовательно, не будет иметь места и основы для компетенций. Поэтому мы предполагаем выделить в реальном производственно-технологическом процессе объединения "Авиастар-СП" участки и фрагменты операций для учебного производства. Режим учебного производства не может быть аналогичен режиму собственно производства. Это обстоятельство предполагает:
выделить в поточных или циклических производственных операциях работы/задачи, не критические для функционирования производства в целом,
перевести работу над данными производственными задачами в форму, позволяющую встраивать выделенные работы/задачи в учебные планы и графики,
произвести обратную процедуру встраивания учебно-производственных работ/задач в производственные работы/задачи.
Специальный учебный режим вводится для обобщенного и конкретного представления компетенций как целей и содержания настоящей и предстоящей деятельности в отрасли. Следовательно, не сами компетенции составляют содержание обучения, а формы и способы их представления (и зрительного/слухового и деятельного). Для этого еще предстоит сформировать особые учебно-производственные ситуации. В них должны методически соединиться, с одной стороны, цели учащегося в отношении своего места и профессиональной траектории в авиастроительной отрасли и, с другой, организационные и производственные задачи, репрезентативные для отрасли в целом или определенного ее фрагмента.
Организационные формы ИОП и режимы работ диктуют требования к техническому оснащению рабочих - учебных, лабораторных и производственных - процессов:
современное дорогостоящее производственное оборудование (высокоточное, автоматизированное, габаритное) сосредоточивается на площадках учебного производства и включается в процессы производственного обучения, в т.ч. подготовку в деятельности,
современное дорогостоящее учебно-лабораторное оборудование (прежде всего функциональные и универсальные стенды, имитаторы и макеты в класс-комплектах) сосредоточивается на учебной площадке и включается в процессы решения учебно-производственных задач и испытаний учащихся, собственно учебно-производственное оборудование (преимущественно в единицах класс-комплектов) сосредоточивается на площадке учебного предприятия и, наряду с производственным оборудованием, включается в отдельные операции технологических процессов.
Концентрация современного оборудования в организационных формах производственно-образовательных технологий Ульяновского технического колледжа как регионального ресурсного центра авиастроения будет нести, в том числе, функцию коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием (для Ульяновского авиационного колледжа, Ульяновских профессиональных училищ №№ 10, 9 и др.).
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH/РУТЦ/ Программирование развития технологического колледжа в Приоритетном национальном проекте "Образование"/ диспозиция (позиционная структура) темы сессии/ Взаимосвязь производственного обучения и учебных предприятий "Авиастар-СП"
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH/РУТЦ/ Программирование развития технологического колледжа в Приоритетном национальном проекте "Образование"/ диспозиция (позиционная структура) темы сессии/ Взаимосвязь производственного обучения и учебных предприятий "Авиастар-СП"
В этой связи основная задача центра состоит в создании предпосылок, условий и механизмов совместной деятельности:
учебных предприятий с производственным обучением (внутри организационных рамок центра),
вместе того и другого с отдельными производственно-технологическими блоками авиастроительных производств,
а в целом, совместной деятельности центра со службами подготовки и безопасности производства "Авиастар-СП" (полная схема проекта приведена в приложении).
Отрасль авиастроения является одной из наиболее сложных отраслей экономики и промышленности. Соответственно, к персоналу отрасли авиастроения предъявляются наиболее "продвинутые" компетенции по сравнению с другими отраслями. Это положение диктует особые требования к производственно-образовательным технологиям и к документам, планирующим и регламентирующим их работу.
И производственно-образовательные технологии, и их документация должны быть сравнимы по сложности с технологиями строительства современных воздушных лайнеров и соответствующей документацией.
Проиводственные и образовательные документы ИОП фиксируют, планируют и регламентируют в первую очередь:
а) готовность отрасли авиастроения к передаче состава профессиональных компетенций через свои управленческие и производственные подразделения в образовательные предприятия, к примеру - в ресурсные центры,
б) способность сферы образования в лице своих новых образовательных предприятий и технологий к освоению профессиональных компетенций авиастроения с целью их восстановления на обучающихся.
Преимущественная форма и содержание исходных документов - пилотные проекты (об учебных предприятиях, о практических исследованиях компетенций, о современных подходах и решениях "вечных" задач профориентации, привлекательности профессии, трудового набора…).
Более подробные документы автоматически выводятся из исходной документации, как рабочие документы для исполнения обязательств сторон в пилотных проектах.
вверх вверх вверх вверх
  к организационному понятию "компетенция"
Идея и понятие "компетенция" связываются в первую очередь со смыслом деятельности (при этом понимая, что "компетенция" должна быть связана с еще множеством вещей). Выделяемая связь со смыслом позволяет, что называется, (а) не выдумывать ничего лишнего про компетенцию и (б) достаточно точно определять ее для определенной же надобности - педагогической или производственной. Индивид включается в деятельность (подключается к ней) при следующем двустороннем условии. Со стороны деятельности предоставлены материальные средства (орудия, инструментарий, машины, технологии), а индивид при этом владеет смыслом деятельности и знает средства деятельности. Владение смыслом деятельности - в этом роль компетенции, знание средств деятельности - в этом роль квалификации.
Средства деятельности (орудия, инструментарий…) могут переноситься из одной производственной ситуации в другую и при этом оставаться неизменными. Соответственно, остаются неизменными и знания о средствах деятельности (их эксплуатации, обслуживании, наладке…).
В противоположность этому, смысл деятельности определяется конкретной производственной/педагогической ситуацией. Следовательно, конкретной производственной/педагогической ситуации требуется своя и только своя собственная компетенция. Двух одинаковых производственных (педагогических) ситуаций не может быть по определению. В то же время две различные производственные (педагогические) ситуации могут оснащаться одним набором технических средств. А это значит - требовать одной и той же квалификации.
Таким образом, если огрублять:
когда нам как бы безразлична производственная ситуация (на отдельном рабочем месте, на участке, на заводе, в отрасли…), мы в подготовке кадров вполне можем обойтись квалификационными требованиями,
когда же нам производственная ситуация не безразлична, квалификационных требований для подготовки кадров оказывается недостаточно и мы дополняем требования к подготовке и со стороны компетенций.
Если вкратце о содержании смысла деятельности, т.е. компетенции, то в него входят цель производственной деятельности, задачи для достижения цели, оценка препятствий в решении задач и т.п. Понятно, что станочник и генеральный директор не могут и не должны нести на себе одно знание производственной деятельности. Различные наименования их служебных ролей есть одновременно обозначение различных квалификаций (различного их состава и уровня). Другое дело с компетенциями. Станочник может быть компетентен, а гендиректор нет. Такого гендиректора снимают, не смотря на его квалификацию, но из этого не следует, что станочник может занять его место.
вверх вверх вверх вверх
  место и функции "ресурсного центра" в структуре подготовки и безопасности производства "Авиастар-СП"  
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH/РУТЦ/ Программирование развития технологического колледжа в Приоритетном национальном проекте "Образование"/ диспозиция (позиционная структура) темы сессии/ Место и функции "ресурсного центра" в структуре подготовки и безопасности производства "Авиастар-СП"
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 10 августа 2009
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 06 июня 2010

последнее обновление
27 январь 2015
01 декабрь 2014
25 август 2011
Регионалный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH/РУТЦ/ Программирование развития технологического колледжа в Приоритетном национальном проекте "Образование"/ диспозиция (позиционная структура) темы сессии/ Место и функции "ресурсного центра" в структуре подготовки и безопасности производства "Авиастар-СП" PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH/РУТЦ/ Программирование развития технологического колледжа в Приоритетном национальном проекте "Образование"/ диспозиция (позиционная структура) темы сессии