главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
региональные институты развития | |
региональный учебно-технический центр | |
интеллектуальное оснащение культурного предприятия | |
группа территориальных стратегий | |
образовательные проекты и разработки | |
содержание разделаш | программирование |
аналитика | |
организационное проектирование | |
|
программирование |
проектно-эскпертная сессия/ предварительные материалы |
подготовлено: Виталий СААКОВ, руководительPRISS-laboratory, проектировщик и проектный аналитик РУТЦ, saakov@list.ru, priss-laboratory.net.ru, 2009-08-10 |
формат microsoft word |
тема сессии ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (становление инфраструктуры производства и поставок кадрово-квалификационного ресурса на основе партнерства "ГК СИГМА-СИ - PRISS-laboratory" и проектной идеи производственно-образовательной технологии УТК-6) тематизация Критика массовых представлений об инновациях в образовании (ИОП) Методические основания программирования инновационных процессов в "образовательном производстве" Учебно-производственная технология: ключевая роль "компетенции" в воспроизводстве кадрово-квалификационного ресурса Цели, задачи и организационные проекты нового типа "образовательного предприятия" Возможные практические решения |
сценарий сессии Сессия проводится в три такта: (1) подготовительный, (2) основной и (3) заключительный. В работе сессии принимают участие, очно и заочно, по возможности все представители позиционного расклада темы (1) подготовительный (заочный) такт "основные положения темы": доведение до участников сессии основных положений темы (развернутых тематизмов), материалы доводятся, минимум, за 1 неделю до сессии, вызов реакции участников на положения темы, ее сбор и анализ (2) рабочий (очный) такт "развитие и конкретизация темы": продолжительность - 1 рабочий день, регламентация: - установка для участников работ - самоопределение и дифференциация участников в составе рабочих групп сессии, а также исходя из их реакции на положения темы, |
- работа в группах по теме сессии и тематизму
группы, подготовка сообщений к общему заседанию, - общее обсуждение: фиксация результатов в сообщениях групп (3) итоговый (заочный) такт "организационно-практические решения": продолжительность от одной недели, методологическое (организационно-техническое), практико-методическое и рецептурное оформление результатов сессии, передача результатов участникам сессии и держателям необходимых ресурсов. |
основные положения темы сессии |
|
|
|
диспозиция (позиционная структура) темы сессии |
|
проблематика освоения профессиональных компетенций авиастроения |
В настоящее
время предприятия Российской Федерации, в том числе и Ульяновской области,
сталкиваются с острым кадрово-квалификационным дефицитом. При этом отдельные
промышленные отрасли и их предприятия по прежнему делают ставку на "рабочие
руки", отличаясь друг от друга квалификационными требованиями к претендентам
на рабочие места. Авиационная отрасль, в сравнение с большинством промышленных
отраслей всегда более технологичная и инновационная, сегодня (и даже вчера)
рассматривает кадрово-квалификационный дефицит в разрезе "человеческого
капитала" - неотъемлемой части производственных активов и ресурсов. А
это автоматически означает, что проблематика кадрово-квалификационного
дефицита входит в задачи производственной безопасности и подготовки производства
в целом. С этой точки зрения современные производственные квалификации (традиционно высокие в авиастроении) служат необходимым, но недостаточным условием оценки "рабочих рук" как производственного ресурса. Идеология и философия авиастроителей исходит из того, что безопасность и эффективная подготовка производства не могут строиться только на квалификационной основе. Более того, сегодня отрасли реальной экономики конкурируют между собой на основе компетенций своего персонала. |
Конкурентоспособность
отечественного авиастроения сегодня напрямую связана с очередным шагом
в развитии ее совокупной компетенции, компетенций специализированных групп
работников и личных компетенций отдельных лиц. Поэтому наша задача как учреждения объективно входящего в авиастроительную отрасль (с точки зрения ведомственной рациональности и культурного строительства) сформулирована как ОСВОЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ АВИАСТРОЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ. Освоение компетенций авиастроения - это та часть нашей задачи, точнее, та ее сторона, которая позволяет достаточно ясно увидеть неотложные мероприятия по методической и технической модернизации колледжа. Производственно-образовательные технологии - другая сторона задачи, которая с нашей точки зрения позволит восстанавливать авиастроительные компетенции на учащихся колледжа и слушателях его курсов, тем самым, способствуя безопасности и подготовке производства в авиастроении. |
Выбранный нами организационно-методический подход конкретизирован в отношении определенной производственной задачи, поставленной Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) перед производством ЗАО "Авиастар-СП". Металлообрабатывающее производство "Авиастар-СП" будет обеспечивать своей продукцией всю авиастроительную отрасль, подведомственную ОАК, а также, вероятно, и другие отрасли, нуждающиеся в продуктах металлообработки высоких стандартов. "Авиастар-СП", включаясь в данную работу, уже начал перевооружение своего производства. Масштабы перевооружения сравнимы с масштабами технического оснащения и комплектации на период строительства и запуска Ульяновского авиационно-промышленного комплекса. |
Идеология
и концепция инновационной образовательной программы (ИОП) Понятие "производственно-образовательные технологии" подразумевает, прежде всего, требование достижения совокупного и одновременного результата в производстве и в образовании. Подобный результат, с нашей точки зрения, обеспечивается пониманием места и роли человеческого ресурса (капитала) в инновационной экономике и экономике знаний. Не установление связи между обучением и производством, не приближение их друг к другу (см. левый рисунок), не подчинение одного другому, а создание формы, исходно общей для обучения и производства (см. правый рисунок). В первом случае выпускники (слушатели) не более чем "сырьё", перерабатываемое производством (вчерашняя экономика). Во втором случае происходит скоординированное развитие двух важнейших отраслей экономики - образовательной и производственной. Механизмом скоординированного развития выступает новый тип инновационного предприятия - учебное предприятие, и новая форма компетентностного подхода к обучению - производственное обучение (подготовка в деятельности). Организационной формой для них выступают ресурсные центры, учебно-производственные центры, центры профессиональных компетенций и др. |
Структура производственно-образовательной
технологии ИОП Задача освоения (- на себе) и восстановления (передачи другим) профессиональных компетенций авиастроения в производственно-образовательных технологиях переводится нами в форму одноименной инновационной образовательной программы (ИОП). ИОП включает проектно в себя методические, аналитические, поисковые и педагогические (антропотехнические) механизмы. Механизмы группируются в два основных блока программы - блок учебного производства и блок производственного обучения. Данные механизмы призваны: ориентировать содержание обучения (передаваемые специальные квалификации) формой введения в профессиональные компетенции (вплоть до подчинения содержания данной компетентностной форме), нацеливать подготовку и переподготовку рабочих и технических кадров исключительно на те изменения в авиастроении (и смежных с ним отраслях), которые обусловлены повышением их наукоемкости и технологичности, вести учет требований работодателей и партнеров в проектировании учебного процесса и в ходе его корректировки (управления им); |
формировать инженерно-педагогический коллектив, способный развивать и
творчески реализовывать ИОП колледжа; встраивать производственно-образовательные технологии в хозяйственно-экономические и организационные условия, как реального производства, так и перспективного (завтрашнего) обучения; моделировать, макетировать и имитировать на учебных площадках ИОП фрагменты и структурные элементы материально-технической базы авиастроения и смежных отраслей, углублять совместную работу с партнёрами по оценке востребованности профессий, а также стоимости, сроков, объемов и форм их подготовки. Усилия по данным направлениям предпринимаются в кооперации и соорганизации с работодателем ("Авиастар-СП" и другие предприятия ОАК), а также с бизнес-партнерами Департамента профессионального образования (ГК "СИГМА-СИ") при поддержке экспертно-аналитических кругов (PRISS-laboratory). Совокупность средств, знаний и способов работы, необходимых для нашего продвижения в выбранных направлениях, и составляют форму и содержание производственно-образовательных технологий ИОП. |
Организационные
формы, режимы и рабочая настройка ИОП Из опасности переупрощения будущих результатов работы по ИОП вводятся две взаимодействующих организационных формы - учебное производство и производственное обучение. Взаимодействие намеченных организационных форм должно обеспечить комбинации режимов работы в ИОП. Комбинации составляются из лабораторного режима, производственного и учебного. |
Лабораторный режим должен охватить все аспекты системы поставки кадрово-квалификационного ресурса в отрасль. Для этого планируется тесное взаимодействие с ведущими специалистами и службами ОАК. Лабораторный режим в отдельных и специально выделенных своих фрагментах по возможности будет распространен на обе организационные формы ИОП - учебное предприятие и производственное обучение. | Данный
режим создается: для аналитики и оценки компетенций, собственных для авиастроения, а также для внеотраслевых компетенций, привлекательных для авиастроения, для макетирования учебных и производственных ситуаций, проявляющих особенности и типичные черты требующихся компетенций, с целью модификации наличных компетенций, а также выработки стратегий по санации негативных для авиастроения. |
|
|
Организационная
форма данного режима в данное время согласовывается со службами ОАК и
"Авиастар-СП". Варианты - от филиала отраслевой лаборатории до лаборатории,
созданной совместно с региональными и городскими интеллектуальными ресурсами.
В любом случае она в том или ином виде планируется как важнейший элемент
работы ИОП. Производственный режим ИОП создается в понимании, что компетенция есть также наиболее общее для отрасли и в то же время конкретное в отдельном ее работнике выражение ответственности и полномочий (любой рабочий на конвейере Toyota или Nissan может остановить сборочно-производственную линию). Это означает, что ответственность и полномочия без принятия на себя настоящих задач реального действующего производства можно только декларировать. Следовательно, не будет иметь места и основы для компетенций. Поэтому мы предполагаем выделить в реальном производственно-технологическом процессе объединения "Авиастар-СП" участки и фрагменты операций для учебного производства. Режим учебного производства не может быть аналогичен режиму собственно производства. Это обстоятельство предполагает: выделить в поточных или циклических производственных операциях работы/задачи, не критические для функционирования производства в целом, |
перевести работу над данными производственными задачами в форму, позволяющую
встраивать выделенные работы/задачи в учебные планы и графики, произвести обратную процедуру встраивания учебно-производственных работ/задач в производственные работы/задачи. Специальный учебный режим вводится для обобщенного и конкретного представления компетенций как целей и содержания настоящей и предстоящей деятельности в отрасли. Следовательно, не сами компетенции составляют содержание обучения, а формы и способы их представления (и зрительного/слухового и деятельного). Для этого еще предстоит сформировать особые учебно-производственные ситуации. В них должны методически соединиться, с одной стороны, цели учащегося в отношении своего места и профессиональной траектории в авиастроительной отрасли и, с другой, организационные и производственные задачи, репрезентативные для отрасли в целом или определенного ее фрагмента. Организационные формы ИОП и режимы работ диктуют требования к техническому оснащению рабочих - учебных, лабораторных и производственных - процессов: |
современное дорогостоящее производственное оборудование (высокоточное,
автоматизированное, габаритное) сосредоточивается на площадках учебного
производства и включается в процессы производственного обучения, в т.ч.
подготовку в деятельности, современное дорогостоящее учебно-лабораторное оборудование (прежде всего функциональные и универсальные стенды, имитаторы и макеты в класс-комплектах) сосредоточивается на учебной площадке и включается в процессы решения учебно-производственных задач и испытаний учащихся, собственно учебно-производственное оборудование (преимущественно в единицах класс-комплектов) сосредоточивается на площадке учебного предприятия и, наряду с производственным оборудованием, включается в отдельные операции технологических процессов. Концентрация современного оборудования в организационных формах производственно-образовательных технологий Ульяновского технического колледжа как регионального ресурсного центра авиастроения будет нести, в том числе, функцию коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием (для Ульяновского авиационного колледжа, Ульяновских профессиональных училищ №№ 10, 9 и др.). |
|
В этой
связи основная задача центра состоит в создании предпосылок, условий и
механизмов совместной деятельности: учебных предприятий с производственным обучением (внутри организационных рамок центра), вместе того и другого с отдельными производственно-технологическими блоками авиастроительных производств, а в целом, совместной деятельности центра со службами подготовки и безопасности производства "Авиастар-СП" (полная схема проекта приведена в приложении). Отрасль авиастроения является одной из наиболее сложных отраслей экономики и промышленности. Соответственно, к персоналу отрасли авиастроения предъявляются наиболее "продвинутые" компетенции по сравнению с другими отраслями. Это положение диктует особые требования к производственно-образовательным технологиям и к документам, планирующим и регламентирующим их работу. |
И производственно-образовательные
технологии, и их документация должны быть сравнимы по сложности с технологиями
строительства современных воздушных лайнеров и соответствующей документацией.
Проиводственные и образовательные документы ИОП фиксируют, планируют и регламентируют в первую очередь: а) готовность отрасли авиастроения к передаче состава профессиональных компетенций через свои управленческие и производственные подразделения в образовательные предприятия, к примеру - в ресурсные центры, б) способность сферы образования в лице своих новых образовательных предприятий и технологий к освоению профессиональных компетенций авиастроения с целью их восстановления на обучающихся. |
Преимущественная
форма и содержание исходных документов - пилотные проекты (об учебных
предприятиях, о практических исследованиях компетенций, о современных
подходах и решениях "вечных" задач профориентации, привлекательности профессии,
трудового набора…). Более подробные документы автоматически выводятся из исходной документации, как рабочие документы для исполнения обязательств сторон в пилотных проектах. |
к организационному понятию "компетенция" |
Идея
и понятие "компетенция" связываются в первую очередь со смыслом
деятельности (при этом понимая, что "компетенция" должна быть связана
с еще множеством вещей). Выделяемая связь со смыслом позволяет, что называется,
(а) не выдумывать ничего лишнего про компетенцию и (б) достаточно точно
определять ее для определенной же надобности - педагогической или производственной.
Индивид включается в деятельность (подключается к ней) при следующем двустороннем
условии. Со стороны деятельности предоставлены материальные средства (орудия,
инструментарий, машины, технологии), а индивид при этом владеет смыслом
деятельности и знает средства деятельности. Владение смыслом деятельности
- в этом роль компетенции, знание средств деятельности - в этом роль квалификации.
Средства деятельности (орудия, инструментарий…) могут переноситься из одной производственной ситуации в другую и при этом оставаться неизменными. Соответственно, остаются неизменными и знания о средствах деятельности (их эксплуатации, обслуживании, наладке…). |
В противоположность
этому, смысл деятельности определяется конкретной производственной/педагогической
ситуацией. Следовательно, конкретной производственной/педагогической ситуации
требуется своя и только своя собственная компетенция. Двух одинаковых
производственных (педагогических) ситуаций не может быть по определению.
В то же время две различные производственные (педагогические) ситуации
могут оснащаться одним набором технических средств. А это значит - требовать
одной и той же квалификации. Таким образом, если огрублять: когда нам как бы безразлична производственная ситуация (на отдельном рабочем месте, на участке, на заводе, в отрасли…), мы в подготовке кадров вполне можем обойтись квалификационными требованиями, когда же нам производственная ситуация не безразлична, квалификационных требований для подготовки кадров оказывается недостаточно и мы дополняем требования к подготовке и со стороны компетенций. |
Если вкратце о содержании смысла деятельности, т.е. компетенции, то в него входят цель производственной деятельности, задачи для достижения цели, оценка препятствий в решении задач и т.п. Понятно, что станочник и генеральный директор не могут и не должны нести на себе одно знание производственной деятельности. Различные наименования их служебных ролей есть одновременно обозначение различных квалификаций (различного их состава и уровня). Другое дело с компетенциями. Станочник может быть компетентен, а гендиректор нет. Такого гендиректора снимают, не смотря на его квалификацию, но из этого не следует, что станочник может занять его место. |
место и функции "ресурсного центра" в структуре подготовки и безопасности производства "Авиастар-СП" |
|
|