главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
региональные институты развития | |
региональный учебно-технический центр | |
интеллектуальное оснащение культурного предприятия | |
группа территориальных стратегий | |
образовательные проекты и разработки | |
содержание разделаш | программирование |
аналитика | |
организационное проектирование | |
|
программирование |
очерк конкурсов профессионального мастерства, или к институтам модернизации профтеха | формат microsoft word |
ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
Трехлетний маршрут Центра по методическому и технологическому ландшафту профтеха подытожен локальными опытами организации конкурса т.н. профессионального мастерства. Аббревиатура "т.н." введена здесь далеко не случайно. Следование традиции не всегда есть безусловное благо. И если это даже осознается, как в случае с местным Департаментом профобразования, освободиться от традиции, заводящей в тупик, не так-то просто. А освободиться следовало уже накануне объявления Приоритетного национального проекта "Образование", т.е. 2-3 года назад. Уже 2-3 года назад конкурс профмастерства, подготовленный и проведенный в духе и русле профтеховской традиции, мог демонстрировать только и только несоответствие существующей подготовки текущим задачам промышленности (и шире, экономики). И это невозможно было скрыть от пытливого глаза. Действительно, назначение любого конкурса - демонстрация и манифестация. Вот только чего? Того, что в текучке скрыто от глаз и потому требует вынести себя напоказ. Так что, конкурсы профмастерства явно, т.е. демонстративно, показывают, т.е. манифестируют, все более и более расходящиеся траектории профтеха и промышленности (а равно, профтеха и строительства, профтеха и социального обслуживания, профтеха и здравоохранения…). |
Правда, это нужно хотеть видеть. Итак, для желающих видеть расходящиеся траектории и не желающих их себе и другим, я выскажу несколько здравосмысленных, логических, проектных и организационных соображений. Благодаря Группе компаний СИГМА-СИ и, главное, ее учредителю Вере Музыкантовой наш Центр за три года содействия конкурсам худо-бедно успел их поднакопить. Логические соображения Не существует проблемы выбора лучшего из любого предзаданного набора. Каков бы ни был исходный качественный уровень данного набора в целом, его составляющие всегда можно расставить по рангу "качество". В критериях ранжирования тоже нет проблемы, т.к. процедура эта весьма и весьма формальная. Но при этом мы должны ясно осознавать, что здесь присутствует прямая и неустранимая связь между рангом целого набора и рангом его лучшего элемента. Последний никак не может быть качественнее того целого, из которого элемент выбран. Следовательно, выбрав лучшее из предзаданного, мы должны помнить, что это лучшее является лучшим только и только внутри и по отношению к этому набору. А если при этом мы по ряду причин характеризуем данный набор как неудовлетворительный, то должны признать как факт, что "лучшее" из данного набора обладает в сравнении с остальными элементами максимумом неудовлетворительных качеств. |
Вывод: конкурсы профмастерства, устраиваемые
в соответствии со сложившейся традицией (а возраст таковой порядка 50
лет), откровенно демонстрируют нам свое неблагополучие. Вопрос теперь
в том, как быть с этим откровением? Здравосмысленные соображения Если мы не безразличны к ситуации с традиционными конкурсами и даже логичны в отношении их результатов, то можем распорядиться ими весьма и весьма практично. А именно, можем точно узнать, что требуется преодолеть в профтехе в самую первую очередь. И это именно то, что получает первые места на конкурсах. Парадокс здесь присутствует только на первый взгляд, а вообще, это для конкурсов стандарт - благодаря им видеть недопустимые минусы и отсутствующие плюсы (сказанное можно вполне переставить местами в силу высказанных выше логических соображений). Но знать то, что явно себя изжило и к чему не должно быть возврата, это только половина дела. Нужно еще знать про свое завтра. А это знание дается с большим трудом. Можно даже сказать: с очень и очень большим трудом. Конкурсы могли бы быть использованы и для этой цели. Вот только их нужно в соответствие с этой целью спроектировать. |
ПРОЕКТНЫЕ
СООБРАЖЕНИЯ: КОНКУРС ВНЕ ТРАДИЦИИ Общее замечание Чтобы понять, каким быть конкурсу завтра, необходимо всегда помнить о консервативном значении конкурсов вообще. А как же еще! Попробуйте себе представить какое-либо критическое отношение к победным результатам. Ведь это самое что ни на есть лучшее!!! Да, в атмосфере конкурсной эйфории как-то уходит на задний план понимание того, что на верхнюю ступеньку пьедестала поднялся результат из дня вчерашнего… В этой связи профессиональному или еще какому-либо сообществу, желающему сохранить себя в прежнем неизменном виде, такого рода осознание роли конкурсов просто необходимо. А если данное сообщество намерено измениться, а если необходимость изменения есть настоятельное требование времени, то потребуется кардинальное изменение самих основ, самой идеологии конкурса. Аналитическое замечание Наметим эти основы. Страна уже второй десяток лет переживает кризис технологической модернизации.И как любой кризис, он разрождается альтернативой: для одних перспективой технологического оздоровления, а для других прогрессирующим технологическим недугом. Что характерно именно для самого кризиса технологической модернизации, а не его "жертв"? Обратимся к схеме производственных оснований подготовки(2) . |
|
||||||||||||||||||||||
Из данной схемы следует, что ситуация технологической
модернизации состоит для производственного предприятия в том, что предприятие
вынуждено реализовывать себя как производство, балансируя
на технологиях, как правило, трех поколений(3).
Одно поколение - технология, которая изжила себя и морально, и физически.
От нее требуется избавиться во что бы то ни стало. В противном случае,
производство превращается в свою противоположность. Другое поколение - технология, которая себя изжила морально, но не изжила физически. Этот случай сложнее, т.к. факт моральной смерти или старости технологии будет разделяться далеко не всеми. И следующее поколение - технология, которая должна придти на производство, или которая отчасти уже представлена на производстве. |
Спрашивается, каким образом и за счет чего
производственный кризис технологической модернизации завершится для производственного
предприятия позитивно? Самый принципиальный здесь ответ - за счет
мероприятий специальной политики подготовки производства и производственной
безопасности. В каком смысле специальной? В том смысле, что она должна быть нацелена на вполне определенный (и притом самый дефицитный) ресурс производства. А именно, на технологические компетенции, необходимые для технологической модернизации, осложненной ситуацией кризиса. Предприятию можно пытаться обеспечить себя набором технологических компетенций, соответствующих трем поколенческим сдвижкам технологий. Казалось бы, это самый разумный ход. |
Правда остается вопрос с носителями компетенций:
должны ли компетенции, соответствующие различным поколениям технологий,
"крепиться" к разным носителям или их может "вынести" на себе один и тот
же носитель? Если склоняться к варианту с разными носителями разных компетенций, то вновь всплывает идея специализации, в которой главную роль играет не столько компетенция, сколько квалификация. Следовательно, на следующем (во времени или логически) организационном шаге модернизации технологический кризис вновь даст о себе знать в полной мере. Если склоняться к варианту с одним носителем для различных компетенций, то соответствующие мероприятия подготовки производства и производственной безопасности в идее "несколько компетенций - один носитель" (при всей ее привлекательности) могут оказаться неразрешимыми. |
Объяснение данному выводу лежит в существующей
организации системы профессионального образования. Пока оставим ее анализ,
ограничившись указанием на предметно-специализированный подход
к содержанию и задачам профессиональной подготовки. Организационные и методические основания Здесь я вплотную подошел к новой, нетрадиционной роли конкурсов. Очевидно, что резкая или плавная трансформация существующей системы профобразования с ее формами и содержанием не возможна в принципе (последовательное введение новых образовательных стандартов только обнажает глубинные проблемы профтеха). Этому - пониманию консерватизма систем образования - нас научила много-много-многолетняя реформа как начальной школы, так и высшей. При том, что к этим реформам было приковано весьма и весьма заинтересованное внимание самой широкой и разнообразной общественности (а кому, спрашивается, интересен профтех?). |
А если отдельные факты жизни профтеха и
привлекают внимание, то исключительно в виде конкурсов профмастерства.
Так почему бы не воспользоваться этим немаловажным ресурсом? Итак, единственный осмысленный вариант с конкурсами - это использовать их, во-первых, для диагностики системы профобразования и, во-вторых, для последовательного превращениях их из финальных мероприятий профессиональной подготовки в стартовые. Дело теперь упирается в техническое задание на форму и содержание подобного конкурса. |
|
|
Также представляется безальтернативным решение о носителях
технологических компетенций и, главное, о характере самих компетенций.
Различные технологические компетенции должны "крепиться" к одному (условно)
носителю, а характер самих, "отдельных" компетенций должен определяться
не столько в рамках отдельно взятой технологии, а технологическими
переходами.
Этим требованием напрямую связываются общие и принципиальные задачи организационно-технологической модернизации производственного предприятия с требованиями к "человеческому ресурсу", поставляемому системами профподготовки. Здесь опять потребуется схема (см.схему 2). Начало проектирования этой схемы - декабрь 2007г.(4), схема была уточнена в связи с участием в ежегодном Образовательном форуме Ульяновской области(5), а последняя ее правка состоялась в связи с работами Центра на Приволжском инновационном молодежном форуме(6). На схеме, с одной стороны, выделены области учебных и опытных работ: материалы, операции, конструкции. И эти же области - краеугольные камни производственных технологий и, шире, любой практикоориентированной деятельности (направленной по большому счету либо на материал, либо на конструкции, либо на операции: таковы исторические последствия разделения труда и специализации техники). |
Схема также воспроизводит в своем устройстве основные
принципы производственной организации - иерархию сложности технологических
процессов (по цветным прямоугольникам слева направо). Сверху столбцов
- формулировки идеологии, а говоря проще, задачи, на которые подвизается
обучение, снизу - формулировки "ступеней" технологической платформы
обучения.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СООБРАЖЕНИЯ Техзадание на конкурс в номинации Регионального учебно-технического центра Сначала о названии, т.к. именно от его смысла отправлялась работа над техзаданием. Номинация звучит следующим образом: компетенции для текущего этапа технологической модернизации. Подобной формулировкой преследуются, как минимум, два зайца. Во-первых, на схеме-2 можно связывать суть искомых компетенций с технологическими сдвижками производства или, если схематично, с переходами между столбцами на схеме-1. Более того, даже с самим фактом первичной технологизации производства и его процессов. |
Итак, схема-2 служит: моделью "идеальной" технической подготовки, нацеленной на компетенции, требующиеся технологической модернизации, основой для разработки техзадания на конкурс, призванный произвести сверку результатов существующей подготовки с требующимися результатами, средством переноса аналитических результатов конкурса в проекты технической подготовки(7). Пока нельзя сказать, что это вполне готовая схема, годная к тиражированию, но других схем (соображений и решений) я еще не встречал. Так что, чем богаты, тем и рады. А рады некоторым результатам, полученным Центром в этом году на традиционно ежегодных конкурсах профмастерства. Есть веские основания отнести полученные результаты к идее возможного, при том что дефицитнейшего, прообраза института модернизации профессионального образования. Здесь нет натяжки. Мало что может претендовать лечь в основание института. Любого: семьи, собственности, права и, в том числе, образования. Испокон таковым основанием служила (повсеместно) и служит (еще где-то) религия. Также испокон таковым основанием служит и будет служить состязание. Конкурс вряд ли имеет отношение к религии, но имеет яркие и неустранимые черты состязательного культа. |
От индустриально-промышленной
технологии к организационно-производственной Пока Центр остерегается предложить заменить своим проектом сложившуюся практику подготовки и проведения конкурсов. Также Центр пока осторожен и в выборе "профессий", участвующих в конкурсе. Поэтому проектные опыты были составлены как бы из "смеси" традиции и новации. Традиция вошла, как и всегда, номенклатурой соревнующихся "профессий" и усложненными "учебными" предметами от основных (записных) организаторов конкурса. А это - хотя и усложненные, но вполне привычные задания на выполнение производственных операций. Новация вошла в виде организационного задания участникам (соответственно мастеру производственного обучения и учащемуся) на техническое оснащение данных операций. Почему все же новация? Дело в том, что производственное обучения до сих пор являет собой некий слепок с производства времен промышленной индустриализации и расцвета промышленно-индустриальных технологий. Со всеми вытекающими отсюда следствиями(8). Чем примечательны и характерны эти следствия? В первую очередь отсутствием в индустриальной технологии (в силу недопустимости) организационной составляющей. |
Притом, что неустранимая жесткость в порядке
и производстве операций всегда порождала оправданную реакцию в виде феноменов
рационализаторства и изобретательства(9).
Более-менее старшее поколение прекрасно помнит мытарства подвижников этого
социально-психологического, но никак не технологического, движения(10).
Технологическое движение в то время уже было представлено травимой школой
Альтшуллера. Вот конкурсантам и предлагалось задание именно организационно-технологического толка. Им предоставлялась возможность оттолкнуться от реалий промышленно-индустриальных технологий(11) и сделать шаг по направлению стрелы технологической модернизации - возобладания и роста значения организационной составляющей в промышленной и производственной деятельности (практике). Пусть этот шаг для конкурсантов и был во многом игровым и имитационным (все же конкурс есть игра, пусть и состязание, но игровое), но, как никак, он был плоть от плоти организационно-технологическим. А это значит: возвращающим человека в деятельность, в практику, возвращающим наперекор его отчуждению от деятельности в промышленно-индустриальных технологиях (вспомним анекдотичный "человеческий фактор" и анекдотичную же борьбу с ним). |
В формате конкурса задание выглядело следующим
образом. Стационарному (как правило) оснащению рабочего места конкурсанта
(исключительно в промышленно-индустриальном духе - громоздко, неподвижно,
безальтернативно) дополнительно предлагалась "инструменталка" Центра.
В нее входили инструменты и техника от BOSCH и GermanTools, поставленные
их официальным представителем в Ульяновской области Группой компаний СИГМА-СИ.
Инструментарий и техника BOSCH и GermanTools пусть и невелики (по габаритам),
но все же есть истинные и по многим параметрам ведущие представители мирового
процесса технологической модернизации. Здесь это значит: многооперационны,
мобильны, регулируемы, точны, выносливы, эргономичны и т.д. и т.п. Другими словами, не просто технически более продвинутые, но продвинутые именно технологически, т.е. учитывающие на сегодня все, что так или иначе (слава Богу), поддается учету. Для чего этот инструментальный добавок? Мастеру производственного обучения следовало (цитирую задание) "спроектировать и обосновать работы по изготовлению промышленного изделия технологичным ручным инструментом". И (так и хочется сказать) его ученику, а это не исключено, следовало (цитирую) "оснастить промышленно-индустриальную операцию технологичным ручным инструментом"(12). |
Как следует из формулировок задания, в нем столкнуты два поколения технологий: промышленно-индустриальная и организационно-производственная(13). И мастеру, и ученику в соответствие с конкурсным заданием предстояло осуществить их соорганизацию, либо остаться в привычной промышленно-индустриальной атмосфере. В случае оптимальной соорганизации оборудования из обеих технологий исключались отдельные операции, что и оценивалось в номинации Регионального центра (представьте себе экономический эффект в рамках даже некрупного производственного предприятия! особенно если оно имеет дело с частой сменой выпускаемой номенклатуры). | А поскольку дело здесь касается организационно-производственной
технологии, то организационные трудности, неизбежные для внедрения данного
"рацпредложения" в формат промышленно-индустриальной технологии, совершенно
не существенны. Так что, эффективность орг-производственных технологий
в сравнение с пром-индустриальными можно отметить следующим образом: вместо
рацпредложений имеет место рацприменения. Помним, что рацпредложение в
проминдустрии далеко не всегда заканчивается рацприменением. (...) |
|
|