Содержание кафедры ориентировано на три
фокуса: (1) этику профессиональной и социальной деятельности, (2) искусство,
как особый род познания и практики и (3) науку и технику.
Культура выступает (как функциональное понятие) в качестве системы
трансляции и реализации образцов и норм деятельности. Нормы и образцы
деятельности выступают в данном случае по отношению к трем выделенным
фокусам - этике, искусству, науке и технике. Под деятельностью понимается,
с одной стороны, знание операций и процедур, а также их осуществление,
с другой, знание метода формирования операций и процедур. Образцы - зафиксированные
в материале культуры (текстах, предметах, реальных носетелях деятельности),
т.е., культуросообразные общечеловеческие, вневременные представления
о профессиональной деятельности. Нормы - особые предприсания, позволяющие
воспроизводить культуросообразную деятельность.
Зафиксированные выше положения относятся целиком к сфере гуманитарного.
Поэтому кафедра в своей деятельности должна осмыслить те исторические
процессы, которые составляют культурный фон гуманитаризации социальной
и профессиональной деятельности, например:

теоретические и практические представления культуртрегерства (допустим,
Вагнера),

одухотворение предметной среды и труда (У.Моррис и утописты), |

модерн и его школы (Арт нуво, Сецессион, Югендстил...), 
жизнестроительство начала века (Баухауз, ВХУТЕМАС...),

современные концепции метаболизма, тотального дизайна, теоретическая школа
журнала "Домус"...

и т.д.
Поэтому здесь можно говорить не только о гуманитаризации профессиональной
деятельности, в том числе и обучения, но и о ее окультурации.
Но "снять" сейчас весь этот материал и связать его с учебной
и производственной деятельностью можно только в рамках методологического
подхода и при методологическом сопровождении. Это тем более необходимо,
т.к. деятельность кафедры со всей очевидностью должна осуществляться в
проектном режиме, т.е. быть ориентированной на будущее.
В качестве методологического основания деятельности кафедры целессобразно
освоение системо-мыследеятельностной методологии(2),
как наиболее практической и конструктивной школы в современном методологическом
движении.
Что означает для кафедры ориентация на будущее? Это прежде всего видеть
перспективы, тенденции развития или деструкции профессиональных сфер и
теоретической мысли в той или иной предметной деятельности; осуществлять
методическую и методологическую работу по совершенствованию существующих
и созданию новых моделей специалистов-выпускников вуза и их профессиональных
сфер. |
Подобная деятельность кафедры должна необходимо
осуществляться в опережающем режиме по отношению к т.н. производству,
в т.ч. и учебно-образовательному.
Возвращаясь к трем выделенным фокусам - этике, искусству, науке и технике
- необходимо принять, что работа кафедры будет осмысленной только в том
случае, если в выделенных фокусах мышления и деятельности человека будет
происходить постоянное соотнесение и сопоставление исходных базовых представлений,
составляющих любую и каждую профессиональную деятельность, а именно:

педагогики, образования, подготовки, обучения, воспитания

проектирования, программирования, конструирования, прожектирования, планирования,
сценирования

практики, теории, исследования, инженерии, техники

организации, руководства, управления

экспериментирования, проблематизации, рефлексии
Исходя из функциолнального понятия культуры, выделенные выше базовые представления
разворачиваются как в план идеализации (конструирования
и проектирования схем профессиональной деятельности, теоретических разработок
и их обсуждения в научной и профессиональной литературе, работы семинаров
и конференция...), так и в план предметизации (практической
деятельности в реальной ситуации вуза с его сложившейся или складывающейся
структурой факультетов, кафедр, предметных курсов и пр.). |