главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Кафедра культуры
     
  образовательные проекты и разработки    
  инженерия образования    
  интеллектуальное оснащение и сопровождение культурного предприятия  
       
 
вернуться в разделш образовательные проекты и разработки  
содержание разделаш кафедра культуры  
  содержание деятельности кафедры  
  организационные формы  
     
     
  УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
лаборатория "МЕТОДОЛОГИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ"(1)
 
  содержание деятельности кафедры  
Содержание кафедры ориентировано на три фокуса: (1) этику профессиональной и социальной деятельности, (2) искусство, как особый род познания и практики и (3) науку и технику.
Культура выступает (как функциональное понятие) в качестве системы трансляции и реализации образцов и норм деятельности. Нормы и образцы деятельности выступают в данном случае по отношению к трем выделенным фокусам - этике, искусству, науке и технике. Под деятельностью понимается, с одной стороны, знание операций и процедур, а также их осуществление, с другой, знание метода формирования операций и процедур. Образцы - зафиксированные в материале культуры (текстах, предметах, реальных носетелях деятельности), т.е., культуросообразные общечеловеческие, вневременные представления о профессиональной деятельности. Нормы - особые предприсания, позволяющие воспроизводить культуросообразную деятельность.
Зафиксированные выше положения относятся целиком к сфере гуманитарного. Поэтому кафедра в своей деятельности должна осмыслить те исторические процессы, которые составляют культурный фон гуманитаризации социальной и профессиональной деятельности, например:
теоретические и практические представления культуртрегерства (допустим, Вагнера),
одухотворение предметной среды и труда (У.Моррис и утописты),
модерн и его школы (Арт нуво, Сецессион, Югендстил...),
жизнестроительство начала века (Баухауз, ВХУТЕМАС...),
современные концепции метаболизма, тотального дизайна, теоретическая школа журнала "Домус"...
и т.д.
Поэтому здесь можно говорить не только о гуманитаризации профессиональной деятельности, в том числе и обучения, но и о ее окультурации. Но "снять" сейчас весь этот материал и связать его с учебной и производственной деятельностью можно только в рамках методологического подхода и при методологическом сопровождении. Это тем более необходимо, т.к. деятельность кафедры со всей очевидностью должна осуществляться в проектном режиме, т.е. быть ориентированной на будущее. В качестве методологического основания деятельности кафедры целессобразно освоение системо-мыследеятельностной методологии(2), как наиболее практической и конструктивной школы в современном методологическом движении.
Что означает для кафедры ориентация на будущее? Это прежде всего видеть перспективы, тенденции развития или деструкции профессиональных сфер и теоретической мысли в той или иной предметной деятельности; осуществлять методическую и методологическую работу по совершенствованию существующих и созданию новых моделей специалистов-выпускников вуза и их профессиональных сфер.
Подобная деятельность кафедры должна необходимо осуществляться в опережающем режиме по отношению к т.н. производству, в т.ч. и учебно-образовательному.
Возвращаясь к трем выделенным фокусам - этике, искусству, науке и технике - необходимо принять, что работа кафедры будет осмысленной только в том случае, если в выделенных фокусах мышления и деятельности человека будет происходить постоянное соотнесение и сопоставление исходных базовых представлений, составляющих любую и каждую профессиональную деятельность, а именно:
педагогики, образования, подготовки, обучения, воспитания
проектирования, программирования, конструирования, прожектирования, планирования, сценирования
практики, теории, исследования, инженерии, техники
организации, руководства, управления
экспериментирования, проблематизации, рефлексии
Исходя из функциолнального понятия культуры, выделенные выше базовые представления разворачиваются как в план идеализации (конструирования и проектирования схем профессиональной деятельности, теоретических разработок и их обсуждения в научной и профессиональной литературе, работы семинаров и конференция...), так и в план предметизации (практической деятельности в реальной ситуации вуза с его сложившейся или складывающейся структурой факультетов, кафедр, предметных курсов и пр.).
вверх вверх вверх вверх
  содержание деятельности кафедры  
Представляется, что сейчас нет смысла более конкретного и детального прорабатывания содержания деятельности будущей кафедры, т.к. это с очевидностью приведет к отрыву от реальной практики, тем самым, нарушив основной принцип пересройки - единства мысли, слова и дела. Поэтому необходимо перейти ко второй части проекта программы и очертить основные моменты ее организационных форм, связанные с целями, методами и средствами деятельности кафедры "Культура".
Целесообразно наметить ряд требований, относящихся к долгосрочной программе деятельности кафедры, осветив тем самым уже предпринятые и будущие шаги в ее развитии:
осуществление методологического сопровождения процесса образования и обучения в УльПИ и других учебных заведениях города и области
трансляция и реализация, конструирование и проектирование культурных норм деятельности в профессионально-производственных сферах
штатная и квалификационная структура кафедры, способная ведение методологических и теоретических разработок для сфер деятельности, связанных с системой высшего образования в целом
способствование складыванию сферы регионального образования.
Далее логично предъявить требования и наметить оргформы кафедры, связанные с краткосрочной программой:
придание кафедре статуса кафедры-лаборатории
первые 1-2 года центр тяжести перенести на исследовательскую работу (составление библиографий и организация кафедральной библиотеки, конкретизация программы, содержания и формы деятельности кафедры, накопление содержательного материала, по мере его систематизации переводимого в научные, методические и учебные планы)
в качестве исходного штатного расписания принять следующее: 2-3 штатные постоянно единицы для преподавателей-исследователей, ориентирующихся в методологии мышления и деятельности, 3 почасовых ставки и 2 ставки без права их постоянного занятия с целью привлечения в временной работе специалистов по ведущим проблемам науки, образования и производства
совместная организация с общественными и техническими кафедрами постоянно действующего методологического семинара и содействие складыванию преподавателского педагогического клуба
проектирование организационно-деятельностных игр по проблематике факультетов и кафедр, заинтересованных организаций города с возможностью включения в деятельность кафедры хозрасчетных элементов
обеспечение ориентирования УльПИ в методологическом и оргдеятельностном движении страны.
Среднесрочную программу и соответствующие ей оргформы составляют:
с ростом научной и производственной самостоятельности кафедры (а также ее штатного расписания) ее превращение в факультет повышения квалификации преподавателей вуза по междисциплинарным проблемам, методологии образования, науки и производства
содействие через слушателей ФПК организации студенческих факультативов по эстетике и искусствоведению, социологическим и психологическим проблемам образования, производства и т.д.
по мере продвижения исследовательской работы и накопления содержательного материала привязывание их к курсам введения в специальность, комплексному курсовому и дипломному проектированию, к учебным дисциплинам по теме организации, руководства и управления, построение системы непрерывного образования и профориентации.

Предлагается настоящий проект программы с целью довести его до ведущих общественных и технических кафедр вуза, хозяйственных и финансовых служб, предпринять меры для ее рецензирования в ведущих научных и учебных заведениях страны.
вверх вверх вверх вверх
 

(1) - "Методология и теория высшей школы" (МЕТЕО) - название PRISS-Laboratory до 1999г.  
(2) - См. здесь сайты http://www.fondgp.ru/, http://www.circle.ru, http://www.gp.metod.ru,  
 
 
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, Ульяновск, июнь 1988
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 01 апрель 2005

последнее обновление
30 ноябрь 2014
07 январь 2012