главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Кафедра культуры |
образовательные проекты и разработки | |||
инженерия образования | |||
интеллектуальное оснащение и сопровождение культурного предприятия | |||
вернуться в разделш | образовательные проекты и разработки | |
содержание разделаш | кафедра культуры | |
содержание деятельности кафедры | ||
организационные формы | ||
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ лаборатория "МЕТОДОЛОГИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ"(1) |
содержание деятельности кафедры |
Содержание кафедры ориентировано на три
фокуса: (1) этику профессиональной и социальной деятельности, (2) искусство,
как особый род познания и практики и (3) науку и технику. Культура выступает (как функциональное понятие) в качестве системы трансляции и реализации образцов и норм деятельности. Нормы и образцы деятельности выступают в данном случае по отношению к трем выделенным фокусам - этике, искусству, науке и технике. Под деятельностью понимается, с одной стороны, знание операций и процедур, а также их осуществление, с другой, знание метода формирования операций и процедур. Образцы - зафиксированные в материале культуры (текстах, предметах, реальных носетелях деятельности), т.е., культуросообразные общечеловеческие, вневременные представления о профессиональной деятельности. Нормы - особые предприсания, позволяющие воспроизводить культуросообразную деятельность. Зафиксированные выше положения относятся целиком к сфере гуманитарного. Поэтому кафедра в своей деятельности должна осмыслить те исторические процессы, которые составляют культурный фон гуманитаризации социальной и профессиональной деятельности, например: теоретические и практические представления культуртрегерства (допустим, Вагнера), одухотворение предметной среды и труда (У.Моррис и утописты), |
модерн и его школы (Арт нуво, Сецессион, Югендстил...), жизнестроительство начала века (Баухауз, ВХУТЕМАС...), современные концепции метаболизма, тотального дизайна, теоретическая школа журнала "Домус"... и т.д. Поэтому здесь можно говорить не только о гуманитаризации профессиональной деятельности, в том числе и обучения, но и о ее окультурации. Но "снять" сейчас весь этот материал и связать его с учебной и производственной деятельностью можно только в рамках методологического подхода и при методологическом сопровождении. Это тем более необходимо, т.к. деятельность кафедры со всей очевидностью должна осуществляться в проектном режиме, т.е. быть ориентированной на будущее. В качестве методологического основания деятельности кафедры целессобразно освоение системо-мыследеятельностной методологии(2), как наиболее практической и конструктивной школы в современном методологическом движении. Что означает для кафедры ориентация на будущее? Это прежде всего видеть перспективы, тенденции развития или деструкции профессиональных сфер и теоретической мысли в той или иной предметной деятельности; осуществлять методическую и методологическую работу по совершенствованию существующих и созданию новых моделей специалистов-выпускников вуза и их профессиональных сфер. |
Подобная деятельность кафедры должна необходимо
осуществляться в опережающем режиме по отношению к т.н. производству,
в т.ч. и учебно-образовательному. Возвращаясь к трем выделенным фокусам - этике, искусству, науке и технике - необходимо принять, что работа кафедры будет осмысленной только в том случае, если в выделенных фокусах мышления и деятельности человека будет происходить постоянное соотнесение и сопоставление исходных базовых представлений, составляющих любую и каждую профессиональную деятельность, а именно: педагогики, образования, подготовки, обучения, воспитания проектирования, программирования, конструирования, прожектирования, планирования, сценирования практики, теории, исследования, инженерии, техники организации, руководства, управления экспериментирования, проблематизации, рефлексии Исходя из функциолнального понятия культуры, выделенные выше базовые представления разворачиваются как в план идеализации (конструирования и проектирования схем профессиональной деятельности, теоретических разработок и их обсуждения в научной и профессиональной литературе, работы семинаров и конференция...), так и в план предметизации (практической деятельности в реальной ситуации вуза с его сложившейся или складывающейся структурой факультетов, кафедр, предметных курсов и пр.). |
содержание деятельности кафедры |
Представляется, что сейчас нет смысла
более конкретного и детального прорабатывания содержания деятельности
будущей кафедры, т.к. это с очевидностью приведет к отрыву от реальной
практики, тем самым, нарушив основной принцип пересройки - единства мысли,
слова и дела. Поэтому необходимо перейти ко второй части проекта программы
и очертить основные моменты ее организационных форм, связанные с целями,
методами и средствами деятельности кафедры "Культура". Целесообразно наметить ряд требований, относящихся к долгосрочной программе деятельности кафедры, осветив тем самым уже предпринятые и будущие шаги в ее развитии: осуществление методологического сопровождения процесса образования и обучения в УльПИ и других учебных заведениях города и области трансляция и реализация, конструирование и проектирование культурных норм деятельности в профессионально-производственных сферах штатная и квалификационная структура кафедры, способная ведение методологических и теоретических разработок для сфер деятельности, связанных с системой высшего образования в целом способствование складыванию сферы регионального образования. |
Далее логично предъявить требования и наметить
оргформы кафедры, связанные с краткосрочной программой: придание кафедре статуса кафедры-лаборатории первые 1-2 года центр тяжести перенести на исследовательскую работу (составление библиографий и организация кафедральной библиотеки, конкретизация программы, содержания и формы деятельности кафедры, накопление содержательного материала, по мере его систематизации переводимого в научные, методические и учебные планы) в качестве исходного штатного расписания принять следующее: 2-3 штатные постоянно единицы для преподавателей-исследователей, ориентирующихся в методологии мышления и деятельности, 3 почасовых ставки и 2 ставки без права их постоянного занятия с целью привлечения в временной работе специалистов по ведущим проблемам науки, образования и производства совместная организация с общественными и техническими кафедрами постоянно действующего методологического семинара и содействие складыванию преподавателского педагогического клуба проектирование организационно-деятельностных игр по проблематике факультетов и кафедр, заинтересованных организаций города с возможностью включения в деятельность кафедры хозрасчетных элементов обеспечение ориентирования УльПИ в методологическом и оргдеятельностном движении страны. |
Среднесрочную программу и
соответствующие ей оргформы составляют: с ростом научной и производственной самостоятельности кафедры (а также ее штатного расписания) ее превращение в факультет повышения квалификации преподавателей вуза по междисциплинарным проблемам, методологии образования, науки и производства содействие через слушателей ФПК организации студенческих факультативов по эстетике и искусствоведению, социологическим и психологическим проблемам образования, производства и т.д. по мере продвижения исследовательской работы и накопления содержательного материала привязывание их к курсам введения в специальность, комплексному курсовому и дипломному проектированию, к учебным дисциплинам по теме организации, руководства и управления, построение системы непрерывного образования и профориентации. Предлагается настоящий проект программы с целью довести его до ведущих общественных и технических кафедр вуза, хозяйственных и финансовых служб, предпринять меры для ее рецензирования в ведущих научных и учебных заведениях страны. |
|
|
|