главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Георгий Петрович Щедровицкий Георгий Петрович ЩЕДРОВИЦКИЙ   Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории
Системомыследеятельностная схематизация
Музей схем Московского методологического кружка
Схема трансляции культуры и воспроизводства деятельности
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
   
вернуться в разделш Системомыследеятельностная схематизация  
вернуться в разделш Музей схем Московского методологического кружка  
комментарии  
     
   
   
 
  схема трансляции культуры и воспроизводства деятельности  
  смотри также: музей схем московского методологического кружка/ схема трансляции культуры  
  Г.П.Щедровицкий "Метод семиотического исследования знаковых систем" // "Семиотика и восточные языки". - М.: 1967
Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии Организации, Руководства и Управления (хрестоматия по работам Г.П.Щедровицкого). - М.: Дело.- 2004
"Естественное" и "искусственное" в семиотических системах // Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М: Школа Культурной Политики, 1995
Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии Организации, Руководства и Управления (хрестоматия по работам Г.П.Щедровицкого). - М.: Дело.- 2004
 
 
    воспроизводство деятельности через трансляцию культуры с исследованием, прожектированием и реализацией  
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Системомыследеятельностная схематизация/ Музей схем Московского методологического кружка/ (16) схема воспроизводства деятельности через трансляцию культуры с исследованием и прожектированием
© ммк, © priss-laboratory, 2008
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Системомыследеятельностная схематизация/ Музей схем Московского методологического кружка/ (16) схема воспроизводства деятельности через трансляцию культуры с исследованием и прожектированием
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Системомыследеятельностная схематизация/ Музей схем Московского методологического кружка/ (16) схема воспроизводства деятельности через трансляцию культуры с исследованием и прожектированием
© ммк, © priss-laboratory, 2008
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Системомыследеятельностная схематизация/ Музей схем Московского методологического кружка/ (16) схема воспроизводства деятельности через трансляцию культуры с исследованием и прожектированием
 
    вверх вверх вверх вверх
 
  комментарии  
  (1) В.Сааков
ТОПИЧЕСКИЕ И СРЕДОВЫЕ УНИВЕРСАЛИИ / priss-laboratory
 
Схемой задано предельное представление о мире - его высший порядок, и, тем самым, произведена пересистематизация (новая систематика) мира, в отличие от предшествующих систематик, осуществленных, например, в символическом подходе к культуре З.Фрейдом, К.Юнгом, К.Леви-Строссом, Ю.Лотманом [В.А.Никитин]. Действительно, чтобы нормируемые социальные ситуации являлись ситуациями, а не фантомами, они должны иметь субстрат, пространство и способ существования в "момент" социокультурного рассогласования. Коротко говоря, среду или средовое окружение (штриховые скобки, объемлющие символы-овалы социетальных ситуаций). И, напротив, культура в составе своих норм и каналов бесплотна в том смысле, что не важно на каком субстрате запечатлена норма. Более того, акцент на носителе нормы грозит склейкой превращенных форм культуры и ее собственных форм - топических. Топическое устройство культуры является условием культуротехнического отношения(2) (от сугубо технического - проектного, аналитического, организационного... до банально культурного, например, в артефактах изящных искусств и в субординациях этикетов).
  Источник: PRISS-laboratory, тексты - ../T.E.X.T.S.-/top_&_amb_1-1.htm вверх вверх вверх вверх
  (2) В.Сааков
ИСПЫТАНИЯ, ТРЕНИРОВКИ и РАБОТЫ в PRISS-ТЕХНОЛОГИЯХ/ priss-laboratory
 
Индивид - это невероятно сложное понятие с психологическим, социологическим, культурологическим и прочим шлейфом представлений. Чтобы освободиться от него, а также избежать бесчисленных ассоциаций, имеет смысл опереться здесь на логико-методологические и системодеятельностные представления(1). Их также некоторый, но ограниченный ряд. Объединяет их один существенный момент: нет индивида без места, прежде всего, функционального. С этой точки зрения индивид - это человеческий наполнитель определенного функционального места. Само же место по определению - место в той или иной субординационной или кооперационной структуре (социальной, производственной, культурной, военной...). Таким образом, решающим качеством индивида служит его соответствие данному месту. Следовательно, далее необходимо вести речь о соотношении квалификации и компетенции. Квалификация более относится к характеристике места, компетентность - к характеристике индивида. Наиболее принципиальными схемами, изображающими место индивида, в том числе массового, является схема трансляции культуры и воспроизводства деятельности и схема организационно-технического отношения.
  Источник: PRISS-laboratory, тексты - ...priss-test_1-illustr.htm#individ вверх вверх вверх вверх
  (3) В.Сааков
АРХИТЕКТУРА И МЕДИЦИНА: ТОПИЧЕСКИЕ И СРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИОГИЯХ/ priss-laboratory
 
Наиболее сжато и строго (в онтологической форме) представление о культуре может быть задано только как схема. На рис.1 изображено представление о культуре [1]:
представление о каналах трансляции норм и регулятивов (правый фрагмент рисунка);
представление о социальном воспроизводстве (левый фрагмент);
представление о переорганизации каналов, норм и регулятивов в ответ на несоответствие новым социальным ситуациям;
представление о формировании новых норм за счет разрешения социокультурного рассогласования; представление о социокультурном рассогласовании как необходимости в новых каналах трансляции и в новых регулятивах.
Последнее для нас является особенно важным, т.к. имеет непосредственное отношение к культурному противоречию (о социокультурном рассогласовании в другом месте), и схема содержит область технической работы с процессами нормопорождения и трансляции норм.
Тем не менее, исследование культуры отправляется, если следовать членению мира данной схемой, от изучения социальных ситуаций - эмпирической реальности, а не от умозрительной действительности культуры - регулятивов и каналов их трансляции. Но чтобы в данном (как и любом) анализе нормируемые социальные ситуации в "момент" социокультурного рассогласования являлись объективными реальными ситуациями, а не фантомами, они должны иметь субстрат, пространство и способ существования.
Коротко говоря, среду или средовое окружение. На рисунке - это штриховые скобки. Таким образом, можно утверждать, что среда есть собственный мир наряду с миром культуры, а также миром социального и миром социокультуры.
  Источник: PRISS-laboratory, тексты - .../T.E.X.T.S.-/arch-&-med-practics.htm#Presentation_down вверх вверх вверх вверх
  (4) В.Сааков
ИСПЫТАНИЯ, ТРЕНИРОВКИ и РАБОТЫ в PRISS-ТЕХНОЛОГИЯХ / priss-laboratory
 
Переиздания Ф.Котлера в данном контексте должны быть уподоблены "собраниям прототипов" и далее рассматриваться в схеме трансляции культуры с местами-позициями исследования, прожектирования и реализации (см.схему). Здесь сразу же можно отметить механизмы и планы реализации -- это, прежде всего, издательский бизнес и образовательные предприятия, эксплуатирующие содержательный материал серии "Маркетингов". А впространстве социо-производственных ситуаций закрепляются рыночные идеологемы и онтологемы, происходит определенный поворот сознания от "продукта" к "товару". В то же время, чтобы трактовать материал серии как вполне парадигматическую систему пространства культуры, требуются, с одной стороны, дополнительные нормо- и культуротехническая работы, с другой - средовые исследования и мероприятия. В этом случае возможно (сначала теоретически, а далее методически) замкнуть механизм реализации (в виде издательских бизнесов и образовательных предприятий) в пространство социокультуры.
  Источник: PRISS-laboratory, тексты - priss-test_1-illustr.htm#individ вверх вверх вверх вверх
  (5) В.Сааков
ПРОСТРАНСТВО РАБОТ PRISS-LABORATORY / priss-laboratory
 
В этой связи культурный ландшафт вполне рассматриваем (и как нельзя лучше) в связях и отношениях с корпусом СМД-методологии. Рассмотрение организовано связующей категорией "искусственное и естественное". Это обстоятельство наиболее отчетливо фиксируется схемой трансляции культуры и воспроизводства деятельности (смотри рисунок):
несхематизируемая среда, констатируемая оценочными суждениями;
организованности деятельности, паразитирующие в/на среде;
образования, складывающиеся из среды, организованностей деятельности и ее продуктов, несущих вместе "печать" культуры.
Все в целом является схематическим выражением культурного ландшафта. Явленность среды здесь выражает предельно естественное образование, порожденное открытым множеством взаимодействий и взаимовлияний, не поддающихся "прямому" исчислению и учету. Нормативность культуры – предельно искусственное, т.к. наличествует только в форме, результирующей специальные и вполне определенные организационные усилия.
Тем самым, я вправе "приложить" корпус СМД-методологии к культурному ландшафту посредством категории естественного-искусственного и, следовательно, "проложить" путь от СМД-методологии к культурному ландшафту.
больше больше больше
  Источник: PRISS-laboratory, тексты - ../priss_main/cult_tech_systems.htm#space вверх вверх вверх вверх
 
  (1) - "Естественное" и "искусственное" в семиотических системах // Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Школа Культурной Политики, 1995. - 760 с.  
  (2) - Настоящая жизнь культуры в постоянной переорганизации, в отличие от ненормальной незыблемости и еще более ненормального перетряхивания превращенных форм. Топическое строение культуры и средовое окружение социальных ситуаций является условием также культурологического отношения в социокультуре, когда культурные систематики противопоставляются квази- и псевдокультурным коллекциям, коллажам и просто собирательству вещей и символов (Ж Бодрийяр).  
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, март 2008
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 04 апреля 2005
последнее обновление
18 июнь 2012
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории