главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Факультет пространственных искусств
концепция
Ульяновский филиал МГУ/ Ульяновский государственный университет
   
  образовательные проекты и разработки  
  гуманитарные практики и технологии  
     
 
вернуться в разделш образовательные проекты и разработки  
     
     
   
  смысл обращения к идее пространства  
Пространство - одна из основных категорий человеческого духа и его устремлений. Ее разработанность и способность ей следовать - залог рациональной, практичной и эффективной организации и осуществления самых различных предприятий человечества - исторических, культурных, хозяйственных и прочих. Свидетельством тому выступают даже традиционные пространственные искусства, начиная с военного. А через "изящные" и "пластические" (скульптура, архитектура, сценография...) сформированы "новые" искусства оперирования с пространством - регионалистика, урбанистика, локализация, демонстрация...
Один из основных вопросов, возникающих практически при ображщении к идее Пространства - это искусство его составить. Пространство, чтобы не быть объемом (суммой, количеством, размером, ценой...) должно быть принципиально разнородным, в принципе не сводимом к одной точке зрения, одному измерению, одной характеристике.
Из этого полагания и должны выводиться рамки и требования к содержанию, методам и форме образования в области и сфере Пространственных искусств. А также к некоторым контурам образов жизни, причастных к факультету.
Если выделить наиболее очевидный смысл обращения к идее Пространства, то это искусство осуществить многое и разное в некотором фиксированном объеме (времени, места, судьбы, материала...).
  исследовательские программы, кладущиеся в ядро фаультета  
Рамками, программирующими исследования являются конструирование пространства в сфере философии, науки и искусства пространства, с одной стороны, и способы овла дения пространством, с другой. Тематически должны быть выделены, как минимум, три блока исследований (объектов-областей-методов-направлений-подходов):
исторические реконструкции и эпистемологические исследования идей, конструкций, феноменов и демонстраций пространства
полевые исследования, логико- и психолого-эпистемологический анализ артефактов пространства
исследование способов овладения пространством
Схема пространства исследования
(см.схему)
 
рисунок 1
© priss-laboratory, 1993
 
  идеи образовательных ситуаций  
Образовательные ситуации задаются и складываются по сопричастности с программированием и осуществлением исследования. Исходя из схемы пространства исследований, выделяются два основных типа ситуаций:
как фиксации в процессах артификации пространства и как способы овладения им
как развертывание процессов артификации и способов овладения.
В первом типе образовательных ситуаций фиксируются научные и учебные предметы в сфере пространственных искусств. Во втором случае - направления исследований и учебные курсы. Так, при фиксации артификации пространства возможны следующие направления направления исследований и учебные курсы:
в рамке способов овладения курсы "Искусство адаптации к пространству" и "Пластика материала (антропопластика)"
в рамке материала курсы "Изыскание и конструирование материала (пространственные конструкты и конструкции в сфере искусства)" и "Знаки и значения пространства в различных искусствах".
При фиксации способов овладения пространством (виды подготовки)
в рамке артификации курс "Знакотехнические разработки и семантика пространства"
в рамке материала курс "Техники и способы артификации пространства в материале различных сред и систем"
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 7 января 1993
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 02 ноября 2005

последнее обновление
02 декабрь 2014
27 декабрь 2011