главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Схематические обстоятельства конструирования и проектирования учебного плана
опыт семиотико-эпистемологического способа введения в схему "Логическое строение учебного плана"
     
  образовательные проекты и разработки    
  интеллектуальное оснащение и сопровождение предприятия    
  смд-схематизация  
       
 
вернуться в разделш образовательные проекты  
содержание разделаш схематические обстоятельства конструирования и проектирования учебного плана  
    рамка: введение в схему учебного плана  
    задачи конструирования учебного плана  
    пространство работ  
    минимизация семиотического проигрыша проектированию  
  доклад "онтологический фон и логическое строение учебного плана"  
  схема "онтологический фон и логическое строение учебного плана"  
  такты развертывания и формы существования учебного плана/ схема  
     
     
     
  рамка  
Назначение данного текста состоит исключительно в попытке введения (читателя, слушателя) в схему "Логическое строение учебного плана". Подобное смысловое и стилистическое "усечение" литературного текста правомерно при рискованном допущении: собственно текст воплощен в упомянутой схеме и выражен ей как схемой обстоятельств интеллектуальных усилий и мысли "про учебный план". Конечно, можно оспаривать ту или иную форму текста, в которой бы наиболее эффективно развертывалось и осуществлялось интеллектуальное усилие. Но нельзя оспорить желательность такового усилия и предваряющих его мероприятий. Эти мероприятия и являются искомым моментом опыта, вынесенного в название(1).
Сообщение, содержащееся данным текстом, специфично. Оно указывает не столько на традиционные или инновационные черты Учебного Плана, сколько на специально строящиеся логики. А также вполне "классические", привлекаемые в качестве технического оснащения работ над Учебным Планом. Требование и техническое задание к возможностям логического аппарата предъявляются со стороны центральной проблемы учебного планирования. Следует оговориться: центральной проблемы становящейся образовательной единицы(2). Здесь Учебный План no необходимости должен выступить в функции соорганизации всех без исключения процессов, так или иначе имеющих отношение к "образованию".
Отойдя как бы от "самого" Учебного Плана к его логике, я могу ограничиться формой. И не вдаваясь в ее наполнение, отметить назначения, вменяемые ей - форме - логикой программирования образовательных систем:
1. Форма Учебного Плана суть эпистемологическая форма. И поэтому Учебный План является эпистемической единицей мира образования. Приняв это назначение, Учебный План становится по большому счету "документом-пропуском" в этот мир. Игнорирование данного назначения превращает Документ учебного плана в препятствие к вхождению в мир образования и к его обретению как одной из важнейших составляющих образа жизни. Коротко, Учебный План - это знание системы образования.
2. Структура Учебного Плана есть структурное отношение вроде топики(3) образовывающихся интеллекта и духа. И потому, независимо от своего материала и конкретно-эмпирического наполнения, Учебный План формально, т.е. опосредованно, задает обстоятельства существования/несуществования интеллектуальных функций и устремлений духа. Как основных индивидов, подлежащих образовыванию. Также понятно, что Учебный план в свою очередь есть результат интеллектуального усилия и духовного притязания инстанции, его порождающей.
3. Морфологически Учебный План представляет особым образом выраженные обстоятельства свершенности актов педагогической мыследеятельности.
Независимо от детализации и конкретизации наполнения формы Учебного Плана, она всегда есть полнота обстоятельств осуществления актов педагогической мыследеятельности. И постольку квантует педагогическую мыследеятельность исключительно на педагогические мыследеятельности. В этом - залог возможности всегда говорить о любой единице образовательной системы как об образовательной системе(4).
4. Функция Учебного Плана - порождать совокупности документов образовательной системы и придавать ей всегда вполне определенную форму. Речь о том, что если Учебный План даже и не явился (ситуационно) первым шагом в работах программирования образовательной системы, тем не менее, будучи "однажды" произведенным, трансформирует и модифицирует все ранее созданные документы, механизмы документирования и документооборота. А равно: задает план последующих над ними работ.
Как явствует из этого вступления, аспект программирования образовательной системы здесь затронут только назначениями Формы Учебного Плана, выделяющей наиболее принципиальные и общие моменты его проектирования. Более проектирования я касаться не буду, полагая впредь уделять внимание логической стороне разработки Учебного Плана. Они-то и требуют специального инструментария, чтобы ответить списку упомянутых назначений.
Этот прием (или ход) необходим также для будущей оценки предпринятого мной способа введения в означенную схему, а также для компенсации вероятного семиотического проигрыша "беспроектности". Я иду на него, поскольку семиотический выигрыш от "проектности" чреват неизбежным азартом, имеющим, как и любой азарт, не только свои плюсы, но и минусы.
Все же, до того, как перейти к задачам собственно конструирования, имеет смысл свести к минимуму формальность (в общеупотребительном негативном смысле) логических изысканий и произвольность (пусть даже небезынтересную) их символизации. Сведение обеспечивается посредством возможных технических и познавательных отношений к будущей Конструкции Учебного Плана:
- к ее идеологическим и онтологическим основаниям,
- к логическому строению Учебного Плана образовательной единицы определенного типа (в данном случае Университета),
- к способу задания и организации пространства работ над Учебным Планом,
- к положениям критики Учебного Плана, а через него и образовательной единицы(5).
вверх вверх вверх вверх
  задачи конструирования учебного плана  
  инструменты и элементы конструирования  
Исходной задачей конструирования Учебного Плана является одновременная работа в двух картинах-действительностях. Это первое требование на логику работ. Картины-действительности соответственно составляются, с одной стороны, планом онтологического конструирования и, с другой стороны, планом проектирования образовательных единиц. И та, и другая картины являются картинами, в которые "смотрят" разработчики учебного плана, воображая себя действующими лицами в сюжетах, экспонируемых картинами. Логически "поставив" картины друг против друга, получим известный из оптики эффект. А именно, элиминацию "реальности" каких-либо персонажей вне обстоятельств названных картин(6). Составлю подобные "оптические" перспективные ряды взаимоотображений двух картин (рис.2 и 5), вытекающих из рис.1.
 
рисунок 1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Конструирование и проектирование учебного плана
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1 июня 1994
 
1. Изображения картины онтологического конструирования прорисовываются на Рис.2 онтологическими полаганиями содержания образования (фрагм.1). Из самых известных ныне уже произведенных полаганий: природа, история, техника... (см.также материалы доклада Ю.Луковенко по сноске "5").
2. Отображения актов полагания оформляются в картине проектирования образовательных единиц в качестве рабочих конструкций (1,2а - 2Ь). Рабочих - в смысле ответа приведенным назначениям Учебного Плана (конструктивных пространств, зон, смыслов, направлений работ...).
Конструкции, строящиеся в картине проектирования, оказываются "естественным" образом принадлежащими введенной на первом шаге онтологии. И собираются из единиц ее же материала – знаков представлений, моделей.
3. Обратное отображение на план онтологического конструирования осуществляется как проектирование границ, охватывающих область объективируемого в данных картинах содержания (1,2,3а -2,ЗЬ - Зс). А также как онтологическое конструирование ядер "объективного содержания" в ее, области, границах: онтологических схем. Прежде всего, схем и по преимуществу схем. Т.к. данная трансформация "изображения" есть знакотехническая работа.
4. Организатору теперь требуются модели, замещающие ядра "объективного содержания", др.словами, пригодные для задач и работ именно организации. Поэтому от него и поступает "заказ" на организационную действительность (1,2,3,4а - 2,3,4,a - 3,4с - 4d).
5. На него и отвечает Знакотехник, "очерчивая" границы области для такого рода значений и конструкций их ядер (1,2,3,4,5а - 2,3,4,5Ь - 3,4,5с - 4,5d - 5e).
Эти пять шагов только одна сторона дела, как бы одностороннее его изображение. Смысл данной стороны заключен в следующем. За счет постановки задач планирования именно Организатором(7), а поставки конструктивных средств именно от Знакотехника, удается восстановить общий для планов Организатора и Знакотехника (проектирования образовательных единиц и онтологического конструирования, соответственно) некоторый общий объем работ.
Это значит, что складывается особая логика мыслительных операций.
 
рисунок 2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Конструирование и проектирование учебного плана
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1 июня 1994
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Конструирование и проектирование учебного плана
Она включает в свой аппарат не сводимые друг к другу логики работ из различных изолированных планов. Соответственно, не сводимые друг к другу и не выводимые друг из друга мыслительные процедуры планирования. В отличие от семиотики и ее технического аппарата (напоминаю о способе введения в схему) здесь было бы ошибкой построить т н. "металогику", которая нашла бы общий заместитель для обоих типов процедур и, тем самым, объективировала бы их в уже качестве единиц, подлежащих оперированию. Если все же последовать этому приему, то, значит, "опустить" (проще - вовсе потерять) при переходе на другой этаж абстракций исходные единицы анализа и конструирования(8). Но этого не позволит Организатор. Знакотехнику же это обстоятельство безразлично. Постольку ими и проделывается совместная работа по приданию одним документальным знакам статуса "знаковой формы", другим - "объективного содержания". Тот и другой статус придается (приписывается) независимо от того, какому плану (какой картине) они принадлежат "на самом деле".
Другая сторона дела заключается в категоризации (в категориальном определении) фокусов-ядер, обозначаемых первой стороной. И эти процедуры также предпринимаются и направляются на задание общего (одного) объема работ, выполняемых позиционерами-разработчиками Учебного Плана. Категориальное определение должны получить Функции учебного плана, поскольку в данном случае речь идет о его разработке, а не исследовании.
Поэтому осуществление данных процедур в соответствии с предписаниями схемы категории(9) (Рис.Зб) сопровождается созначением ее (схемы категории) фокусов с основными Функциями учебного плана. Осуществить эти процедуры можно в том же приеме, что был применен и в отношении "объективного содержания" и "знаковой формы" Учебного Плана.
На следующем рисунке-таблице дана логико-категориальная последовательность развертывания Функций учебного плана (рис.3а), направляемая созначениями той или иной функции с определенными логическими фокусами схемы категории (рис.3в).
 
рисунок 3а
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Конструирование и проектирование учебного плана
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1 июня 1994
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Конструирование и проектирование учебного плана
 
 
рисунок 3б
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Конструирование и проектирование учебного плана
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1 июня 1994
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Конструирование и проектирование учебного плана
 
В первой строке функцией Учебного плана назначается Функция изготовления семиотических конструкций (1а). Они необходимы для предварительного означения "ситуации" и "положения дел" в организации образования (образовательной системы-единицы). Даннаяфункция созначается в схеме категории с ее фокусом знаковая форма. Следовательно, Учебный План по форме есть, прежде всего, экран-действительность, отображающий все процессы, имеющие отношение к образовательной системе: к ее проектированию, конструированию содержания, систематике учебного материала, разработке организационных форм и пр.). Во второй строке исходная функция, доразвернутая до Функции конструирования содержания для означенных "ситуации" и "положения дел" (и соответствующих классов и видов работ), созначается с фокусом понятие и знание (1,2а - 2Ь). И, тем самым, получает впредь фиксированную категориальную определенность.
В третьей строке уже имеем Функцию организации образовательных ситуаций, в которых должны воспроизводиться (восстанавливаться) исходные содержания (l,2,31a- 2b,31b- 31c). Данная функция как бы продуцируется фокусом процедуры и операции. Здесь же возможен вариант созначения с логическим фокусом схема объекта (1,2,3,2а - 2b,32b - 3с).
В первом случае основным мотивом работ будет "организация", во втором - "теоретизация". При установке работ на реализацию (реализационном, прикладном мотиве работ) первая линия ведет разработчиков Учебного плана к организаторской подготовке, вторая - к гуманитарной.
Четвертая строка демонстрирует функциональные такты трансляции схем воспроизводства образовательных ситуаций (1,2,3,41a - 2b,3,41b - 3,41c – 41d). Категориальное определение Функции трансляции устанавливается созначением с категориальным фокусом схема объекта. Как и на третьем шаге развертывания функций, возможен вариант иного созначения (1,2,3,42а - 2b,3,42b - 3,42с - 42d).
вверх вверх вверх вверх
  пространство работ  
Теперь возможно отождествить фокусы-ядра первого объема работ с только что полученными и проинтерпретировать логическое строение Учебного Плана. Точнее, работ, которые он инициирует. Мысль, занятая Учебным Планом, фокусируется на задачах организации образовательных ситуаций (см.Рис.5). Данный фокус может буквально персонифицироваться Организатором (буквально, ф.и.о. "______"). Образовательные ситуации являются его предметом мысли. Организаторская мысль требует соответствующего контекста. Последний составляется в действительности онтологического конструирования:
- областью, заданной как множество знаковых форм,
-
способом схематизации, поставляющим знаковые формы именно в функции замещения единиц, содержащих нечто образовательное(10),
- областью содержаний, онтологизируемых как "содержания образования".
Только обретя данный контекст, Организатор может "всмотреться" в себя как в Знакотехника. И, тем самым, несколько перестроить контекст предмета мысли. Контекст теперь ему дан как:
1. Действительность проектирования(11).
2. Эта действительность позволяет ввести в качестве основной рамки рабочих представлений Организатора рамку положения дел. А по-другому, фокуса-стяжки, все привязывающего и все ставящего в зависимость от конкретного положения дел.
 
рисунок 5
ПРОСТРАНСТВО РАБОТ НАД УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Конструирование и проектирование учебного плана
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1 июня 1994
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Конструирование и проектирование учебного плана
3. Данный фокус (а в иной трактовке - рамка) в случае его актуализации проделывает один и тот же "фокус" - обеспечивает воспринятие любого материала в ракурсе "положения дел". А неизбежное смещение фокуса воспринятия (проще - переориентации внимания) Организатора/Знакотехника прочерчивает каждый раз новые границы, вовнутрь которых заключается, во-первых, "строительный материал" образовательной единицы и, во-вторых, ситуации, связывающие до этого относительно аморфный "материал" в организованности, сообразные или же противные данной работе. 4. Фокус "документальной формы" является залогом придания знаковым конструкциям, задействуемым в работу, характера и атрибута функции "принятия решений".
5. Этим залогом служит способ схематизации, относящий задействуемые знаковые конструкции к "положению дел" в образовательной единице-системе.
Задав два изображения и логику их "из..." - из-влечения друг из друга, из-мерения друг другом, из-оморфности друг в друге, из-ложения друг другу... - можно опять же использовать прием отображений.
Например, прием отображения позиции Знакотехника в позиции Организатора. По смыслу, это есть процедура онтологизации (объективации в другой трактовке) и воплощения единиц действительности проектирования в материале действительности онтологического конструирования. Т.е., в единицах типа "образовательная ситуация" и "содержание образования".
вверх вверх вверх вверх
  минимизация семиотического проигрыша проектированию  
Вернусь к заголовку статьи и его составляющей - "проектированию учебного плана". Это рамка, воспрепятствующая исключительно формальной онтологизации и формальному конструированию. Хотя и данная сторона работ над Учебным Планом может обрести свой смысл. Например, при заведении в образовательном учреждении "службы учебного плана" (лаборатории, бюро, управления...), ведшего бы соответствующие проектные изыскания и разработки, экспертизу и прочее сопровождение, требующееся Учебному Плану и его назначениям(12). Сведение проигрыша к минимуму является здесь решающим делом. В этой связи отмечу еще одну проблематику образовательной системы - соотнесение метода образования и образовательной программы, совместно являющихся как бы рамкой для содержания образования(13). Аналитической формой этого соотношения, пока еще достаточно не актуализированного, и могут выступить логическая и категориальная схемы учебного плана.
вверх вверх вверх вверх

(1) - В другое время и в другом месте я объясню свое отношение к такого типа схемам, претендующим на род текстов. И как род заставляющих размышлять над "природой" коммуникации, в которой они обращаются, о "сродстве" чтеца и писца, по поводу "породы", извлекаемой из текста и т.п.  
(2) - Любые единица-учреждение или единица-деятельность, презентирующие образовательную единицу-систему, требуют для себя учебного плана как механизма перевода проектных и организационных устремлений в особый тип документов. Они особы в том смысле, что позволяют иметь дело с образовательной системой в целом. Здесь даже не важно, являются ли некоторые проектные устремления прерогативой организатора системы образования или реализующимся (естественным) правом "образовываемого". Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же учебного планирования. Удержание этих сторон есть в то же время удерживание образовательной системы как целого.  
(3) - Состава общих и необходимых мест.  
(4) - Я здесь рассматриваю образовательную систему не в качестве предиката и, более того, прилагательного идеи системности, а в качестве очередного (исторического) шага в развертывании системных представлений. В развертывании, обращенном на "антропный" материал (физический и знаковый материал позволил в свое время оформить идею системности в представлениях о "полисистеме", "популятивной системе", в положениях о различных способах включения "системного целого" в "системное целое" иных иерархии, происхождения, употребления...). В этом смысле, "образовательная система" суть и план-материал, в котором интерпретируются идеи системности, и план логико-категориального их развертывания.  
(5) - Перечисленное является в некотором роде коллективным продуктом Сессии по проектированию учебного плана (1994г.). И, как предполагалось, производимого для одноименного сборника трудов Международной Академии бизнеса и банковского дела (МАБиБД), Тольятти (ныне - Тольяттинская Академия управления). С материалами же Сессии можно ознакомиться в архиве Проектно-исследовательского центра МАБиБД.  
(6) - Это не рамки, а именно картины, поскольку задают прежде всего обстоятельства существования Картинные (а не рамочные) обстоятельства возникают в работах и процедурах категоризации (а не типологизации, к примеру) Поэтому категоризуемыми обстоятельствами работ организации и знакотехники (см.рис.1) являются онтологическое оборудование позиции Организатора и техническое оснащение позиции Знакотехника (см также рис 5).  
(7) - И потому не формально-теоретических, а ситуационно-практических.  
(8) - Схема, в ориентацию на которую выдерживается должная логика рассуждения - это схема знания (Г.П.Щедровицкий) в следующем ее изображении. В нем важно сохранить исходный объект оперирования, что и предписывается стрелкой "4", которая выставляет соответствующие требования на вводимые знаковые формы. А. если по-другому, то на процедуры, позволяющие удерживать как различные действительности и план знаковых форм, и план объектов И в то же время привносить в них онтологичность На изображении схемы это стрелки "1" и "2" (содержательный момент). А средства поставляются по направлениям стрелок "3" и "4" (это операциональный момент) И то, и другое есть одновременные отражение и учет практического замысла Организатора и технических наклонностей Оператора знаковых форм, т.е. Знакотехника.  
(9) - Графическое изображение схемы категории заимствовано из лекций и неопубликованных рукописей Георгия Петровича Щедровицкого.  
(10) - Способ схематизации обеспечивает в отношении знаковой формы (а) и ее отнесенность к требуемому объекту, (б) и возможность операций с заместителями объекта.  
(11) - Эту действительность имеет смысл специфицировать по типу объекта проектирования - образовательной единицы-системы. Напротив, действительность онтологического конструирования, как представляется, не требует подобной спецификации.  
(12) - Необходимость в подобном сопровождении планирования возникает только при отказе от воспроизведения когда-то, где-то и кем-то однажды построенного учебного плана.  
(13) - Знак "рамки" является пока единственным рабочим знаком, несущим на себе этот род объективного содержания.  
 
 
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 1 июня 1994, БанкКолледж, Тольятти
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 01 апреля 2005

последнее обновление
14 апрель 2015
30 ноябрь 2014
26 декабрь 2011
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Конструирование и проектирование учебного плана