главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Онтологический фон учебного плана доклад, 26 апреля 1994, Тольятти |
образовательные проекты и разработки | |||
интеллектуальное оснащение и сопровождение предприятия | |||
смд-схематизация | |||
В дискуссии: Ерофалов Борис, Грязнова Юлия, Луковенко Юрий, Никитин Владимир Африканович, Сааков Виталий и др |
СААКОВ - Я буду стараться рисовать
здесь фигуры. В отличие от Луковенко мне можно молчать, поскольку меня
либо магнитофон не запишет, либо расшифровщики не сделают свою работу. (извините, мы свою работу делаем всегда, когда человек внятно говорит, а магнитофон исправно записывает - расшифровщик) Если пытаться логически отвечать на вопросы Виктора Викторовича, то можно вопросы поставить так: в скольких единицах можно сосчитать мир образования? И чем меньше таких единиц будет, тем лучше. Достаточно трех единиц. Луковенко их называл: интеллектуальные машины, образовательные практики. И есть правило арифметики: если от целого отнять некоторые слагаемые, получим неизвестное. Здесь неизвестны только технологии. И еще. Почему нельзя было задавать вопросы Юрию Виленовичу, хотя все красное - это практически только его, и мы даже так графически пытались разделить. |
Нарисованное черным - это есть логическое
строение учебного плана, а красное - это его онтологический фон. И вообще
то, что обрамляет эту центральную часть, это есть онтологический фон.
В принципе, все это извлекается из первого исходного конструктивно-технического
акта, который предполагает свое развертывание (и поэтому я буду дальше
подробнее говорить) в особое пространство работ под названием образовательные
ситуации и свертывание этих пространств в некоторые документы, в том числе
в документы под названием "учебный план". В этом назначение этого первого исходного полагания. Второе. Для того, чтобы мы могли выйти на необходимую совокупность документов, документирующих локальную образовательную систему, необходимо отметить следующие онтологические назначения учебного плана, за которые в большей мере ответственны организаторы сферы образования, локальной образовательной системы, учебно-образовательного процесса. |
Все, что относится к миру образования,
(представлено) в учебном плане как эпистемической форме мира образования.
Чтобы говорить о мире образования, мы эту функцию представления должны
в форме знания мира образования вменить учебному плану как топике образовывающегося
интеллекта. Итак, это второе. Третье - учебный план как обстоятельство свершенности акта педагогической мыследеятельности. Я, тем самым, перехожу ко все более и более конкретным назначениям учебного плана. Наиболее конкретное из этих назначений - это учебный план как форма, порождающая совокупность документов локальной образовательной системы. |
открыть страницу |
|
открыть объект |
Эти две позиции (рисунок-1)
коммуницируют и соорганизованы, поэтому могут удержать это назначение
и требование. И, таким образом, решить те задачи, которые... Во-первых, почему эта графически изображенная здесь логика не есть логика, непосредственно имеющая отношение к образованию? Потому что здесь представлен онтологический фон и заданы некоторые очень жесткие предписания работы. Эта логика - содержательно-генетическая. Все ее содержание представлено как обрамление этого листа. Во-вторых, это логика образовывания. Что это значит? Это есть добавление к уже данной метрике некоторого пространства работ, а в данном случае оно задано разделением и удержанием двух планов - онтологии локально-образовательной системы и проектов образовательных единиц. Удерживаются эти два плана позициями Оганизатора образовательных ситуаций и [Знакотехника-документоведа]. Это две метрики, и мы должны эту метрики наложить друг на друга. Это [предполагает] еще внесение планов ортогональных. Следы от этих планов намечены - это содержание образования. И этот след крепится двумя фокусами - фокусом содержания образования и фокусом положения дел. Для того, чтобы в учебном плане было представлено и обосновано содержание, мы так или иначе должны фокусироваться, составляя этот учебный план, на содержание образования. И, соответственно, на положение дел. |
И след второго ортогонального плана. Его
можно обозначить следующими двумя фокусами: фокусом образовательных ситуаций
и фокусом документальных форм. А чтобы эта логика и дальше для нас была
логикой образовывания интеллектуальных функций, и вносится еще одна метрика.
Обе метрики вносят планы, но представлены они только в качестве интенциональной
направленности нашей мысли. Любая схема, на которую указывал Юрий Виленович, на которую смотрите вы, может рассматриваться в функции замещения. То есть, это как бы знаковая форма. Если вы вопрос задаете, тем самым вы подразумеваете, что эта схема уже указывает на некоторое объективное содержание. И так же любая схема, здесь нарисованная, может взять на себя функцию замещения некоторого объективного содержания своей знаковой формой. Интенациональность как бы обратная. То, что дано как реальное, выносите и отпечатываете на этот лист в тех или иных знаковых формах. На этом фрагменте - типология документальной формы. И на ней указаны достаточные предписания, как можно работать и как необходимо двигаться в таком сложно организованном пространстве. А в этой части представлены формы существования учебного плана больше онтологически - такая его онтологическая составляющая, как естественный цикл жизни материала и такая функция учебного плана, как механизм семиотически опосредованного управления. |
Для того, чтобы учебный план все эти функции
осуществлял и все эти формы собственного существования мог воспринять,
на этом месте под названием "учебный план" показана опять же
некоторая операторика. Таким образом, это есть исходное конструктивно-техническое
полагание, пафосом которого как бы является: так будет. Но это
может быть воспринято лишь постольку, поскольку будет заключать собой
пространство работ, заданное типами образовательных ситуаций. Тогда мы
имеем в качестве некоторых документов уже два типа образовательных ситуаций
- образовательную ситуацию в проектной ее форме и образовательную ситуацию
в программной. Эту исходную схему можно рассматривать как форму, накладываемую на материал. Но форма сложена из многих мест, многих элементов. Поэтому мы получаем некоторую область разнородного материала. Главной единичкой которой здесь необходимо оперировать, (...) является (...). Содержанием работ внутри этого пространства, мне так кажется (и вроде бы документы об этом говорят, если обращаться к историческим документам), является проектирование ситуации номер №2. В этом смысле содержанием работ ситуации №2 могут являться такие работы, как исследование образовательной ситуации №1. То есть, исследование проектной формы образования. Но здесь необходимо понимать позицию лица, принимающего решения, который накладывает свои требования на свертки пространства работ, их содержание, существование. |
Маршрутов столько, сколько предписано
логикой образования. Это не есть математическая логика, когда мы, осуществляя
более сложные процедуры преобразования, вынуждены выкладывать перед собой
множество операторик и переходить из одной в другую. Здесь мы имеем одно
образование - пространство. А вот здесь пространство образовывается...
А внутри вырастает интеллектуальная функция, функция которой есть удержание
этого пространства... ЗИНЧЕНКО - А на плоскости ничего сделать нельзя? |
СААКОВ - Можно. Дальше можно выделять
редукции, интерпретации, усечения учебного плана. В гробу я видел все
остальное: я могу удержать только два фокуса - положение дел и документирование.
И все, что у меня есть, это у меня теперь... Это предписание к принятию
решения, его обоснования и тому подобное. Но если мы удерживаем все четыре фокуса, если мы различаем то, что есть работы по проектированию образования, а что есть работы онтологические, и прихватываем все больше и больше метрик или принципов и предписаний осуществления работ, мы, тем самым, выходим на все более и более полную форму учебного плана. |
Я же не про учебный план говорю, а про
логическое строение учебного плана. Поэтому такие вопросы, которые
задавали Луковенко, мне тоже задавать нельзя. ЗИНЧЕНКО - Окопался! КРАИЧИНСКАЯ - А про что можно спрашивать? СААКОВ - Можно, к примеру, про все надписи на этой схеме... (...) (конец расшифровки) |
|
|