главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Теории Московского методологического кружка и проблематика визуализации знания (методологический очерк)
проект Международной конференции "Визуализация знаний (knowledge visualization)", 2011/
Университет прикладных наук, Берлин и Южный Федеральный университет, Россия
  семиотика и знакотехника
  схематизация в московском методологическом кружке
  системомыследеятельностная эпистемология
  интеллектуальное оснащение предприятия
   
   
вернуться в разделш Теории Московского методологического кружка и проблематика визуализации знания  
  1. Тема визуализации в контексте интеллектуальной традиции ММК  
    Схематизированное представление темы
К методологическому понятию процедуры и техники визуализации
 
  Используемая литература и источники  
     
    текст в формате Word PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Теории Московского методологического кружка и проблематика визуализации знания/ текст в формате Word
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Теории Московского методологического кружка и проблематика визуализации знания/ текст в формате Word
Тема визуализации в контексте интеллектуальной традиции ММК
Схематизированное представление темы
 
схема 1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Теории Московского методологического кружка и проблематика визуализации знания/ Тема визуализации в контексте интеллектуальной традиции ММК/ Схематизированное представление темы/ схема-1: рамки и предметы визуализации знания
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Теории Московского методологического кружка и проблематика визуализации знания/ Тема визуализации в контексте интеллектуальной традиции ММК/ Схематизированное представление темы/ схема-1: рамки и предметы визуализации знания © priss-laboratory, 2011
 
Одним из "стандартных" приемов представления предмета мысли (в целях обсуждения, для нужд критики, в ходе исследования и т.п.) в ММК служит графическая схема(1). При этом оптимальным вариантом "экранизации" схемы в свое время выступала, как правило, обычная аудиторная доска(2). Доска, а равно писчий лист, лист ватмана, монитор компьютера… организуются схемой в рабочее "пространство" мысли. Минимальными и, вместе с тем, принципиальными средствами организации выступают "рамки" (границы и горизонты мыслимого) и "ядра" (объекты и предметы мысли). Рамки, с одной стороны, расчерчивают "пространство" мысли, членя его на тематические области, с другой, ограничивают данные области более широкими предметными и тематическими полями. Ядра фокусируют на себе (стягивают на себя) предметное содержание(3). Регулируются данные моменты организации "пространства" категориальными и онтологическими представлениями. На схеме-1 таковыми рамками для визуализации знания выступают эпистемология и семиотика, с одной стороны, и ряд практик, с другой. Данные рамки определяют и объединяют два предмета мысли: (а) визуализацию знания как теоретико-методический предмет эпистемологии и семиотики и (б) визуализацию знания как инструмент и средство профессиональной и массовой деятельности в управлении, образовании, проектировании, инженерии и исследовании (список открыт). На схеме подпространство практики как бы вложено в подпространство теории(4).
Сами единицы практики выделены таким образом, чтобы, во-первых, в них заключалось организационное и нормативно-культурное отношение одних типов и видов деятельностей к другим типам и видам деятельностей и, во-вторых, чтобы отношение к знанию составляло их существенный внутренний момент (на данный момент указано в подписях к символам деятельностей). Графический символ визуализации знания составлен из двух элементов: процедурного и структурного.
Введенная схема подводит нас к следующей постановке вопроса о механизмах и средствах визуализации знания: за счет каких моделей теоретико-конструктивное решение связи указанных элементов в форме абстрактной структуры в "пространстве" теории находит свое воплощение в конкретном материале фрагментов практики. Исследованию этого вопросу и посвящена данная статья.
вверх вверх вверх вверх
К методологическому понятию процедуры и техники визуализации
Из предыдущего абзаца следуют принципиальные положения (а) о процедуре и техниках визуализации и (б) о технике и материале фиксации/отображения производимых визуализаций.
(А) Процедура визуализации, а шире - семиотизации(5), является вполне стандартной для систем деятельностей и включена во множество самых различных индивидуальных актов деятельности. Это положение обусловлено фундаментальной связью деятельности и культуры, рассматриваемой в плане знаковой системы с функцией нормирования деятельности. Процесс воспроизводства, как конституирующий деятельность, обеспечивается трансляцией и реализацией норм. Нормы являются одновременно знаковыми образованиями в системе культуры (в плане трансляции и традиции) и знаниевыми образованиями в системе деятельности (в плане реализации). Знаковые форма и материал уже по своей природе предполагают "зрительное" к себе отношение(6).
(Б) На фундаменте процесса воспроизводства строятся и организуются различные типы и виды деятельностей, входящие в универсум деятельности. Они предъявляют к процедуре визуализации (и семиотизации) типичные и специфические требования, находящие отражение в различных ее техниках и средствах. Абстрактная (в онтологическом плане реализации норм в деятельности) процедура визуализации предполагает целый спектр конкретных процедур во множестве единичных актов деятельности.
И абстрактная, и конкретная (реальная) процедуры визуализации в категориальном и онтологическом планах принадлежат процессам артикуляции(7). Исходя из схемы "1", различие техник определяется, так или иначе, местом-функцией конкретного вида деятельности в совокупной практике (внешнее определение). А в соответствие с данной функциональной определенностью в деятельности создается
специфический набор техник (внутреннее определение)(8).
В заключение данного параграфа отметим, что развитие компьютерной (информационной) техники и т.н. экранных технологий способствует интенсивному и масштабному распространению визуализации как системодеятельностной процедуры и обеспечивает, с одной стороны, массовизацию соответствующих занятий и, с другой, складывание особого круга профессиональных задач.
 
   
(1) - Схема может воплощаться не только в графическом материале (в материале знаков), но и в текстовом (в материале языка). В контексте данной статьи имеется в виду прежде всего графическая схема.  
(2) - В наш век изобилия вещей дизайна обычную доску и мел заменили флипчарт с фломастером и интерактивная доска. Конечно, они по-своему удобны и красивы, но при этом пострадал дух мастерской интеллектуальных работ,и масштаб интеллектуального "верстака" (и не без ущерба для мысли).  
(3) - Принципиальное замечание. Ядро может задаваться и как "объект", и как "место" ("функция"). Первый случай характерен для исследовательской направленности мыслительной работы, второй - для проектной.  
(4) - В топологическом и системном смысле это означает, что практика существует "внутри" теории.  
(5) - Шире постольку, поскольку семиотизации не предполагает наличие своих объектов исключительно реально зримым, полагая их и в действительности сознания и мышления (удостоверяемые там внутренним зрением).  
(6) - Если конечно не предполагать здесь известных дисфункций у адресата знака - адресата, по определению усматривающего "за" знаком некоторое сообщение, некоторое указание, ту или иную вещь… Но то же самое, хотя и в более тонком и узком смысле, обстоит и со знанием. Знание обеспечивает нам как бы вuдение объекта или деятельности, не данных в непосредственном восприятии (ощущении) и в непосредственном действии (операторике). Этой онтологической функцией значение знания не исчерпывается, важнейшее его значение состоит также в организационных функциях и в системах операторики. Ясно, что онтологическое вuдение и вuдение организационное - суть разные вuдения. Отсюда проистекают различные требования к технике и средствам визуализации.  
(7) - В простейшем логическом смысле визуализация как вид принадлежит артикуляции как роду.  
(8) - Например, образование как вид деятельности несет на себе львиную долю нагрузки по трансляции знания. Эта функция предполагает разнообразие техник работы со знанием, среди которых находят себя и техники "визуализации знания". В подобном ключе мы можем говорить о любой другой деятельности.  
   
   
вернуться в разделш Теории Московского методологического кружка и проблематика визуализации знания  
     
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, апрель-май 2011
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 21 август 2011
последнее обновление
03 апрель 2013