главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
семиотика и знакотехника | |
схематизация в московском методологическом кружке | |
системомыследеятельностная эпистемология | |
интеллектуальное оснащение предприятия | |
текст в формате Word |
Тема визуализации в контексте интеллектуальной традиции ММК |
Схематизированное представление темы |
|
Одним из "стандартных" приемов представления предмета мысли (в целях обсуждения, для нужд критики, в ходе исследования и т.п.) в ММК служит графическая схема(1). При этом оптимальным вариантом "экранизации" схемы в свое время выступала, как правило, обычная аудиторная доска(2). Доска, а равно писчий лист, лист ватмана, монитор компьютера… организуются схемой в рабочее "пространство" мысли. Минимальными и, вместе с тем, принципиальными средствами организации выступают "рамки" (границы и горизонты мыслимого) и "ядра" (объекты и предметы мысли). Рамки, с одной стороны, расчерчивают "пространство" мысли, членя его на тематические области, с другой, ограничивают данные области более широкими предметными и тематическими полями. Ядра фокусируют на себе (стягивают на себя) предметное содержание(3). Регулируются данные моменты организации "пространства" категориальными и онтологическими представлениями. | На
схеме-1 таковыми рамками для визуализации знания выступают эпистемология
и семиотика, с одной стороны, и ряд практик, с другой. Данные рамки определяют
и объединяют два предмета мысли: (а) визуализацию знания как теоретико-методический
предмет эпистемологии и семиотики и (б) визуализацию знания как инструмент
и средство профессиональной и массовой деятельности в управлении, образовании,
проектировании, инженерии и исследовании (список открыт). На схеме подпространство
практики как бы вложено в подпространство теории(4).
Сами единицы практики выделены таким образом, чтобы, во-первых, в них заключалось организационное и нормативно-культурное отношение одних типов и видов деятельностей к другим типам и видам деятельностей и, во-вторых, чтобы отношение к знанию составляло их существенный внутренний момент (на данный момент указано в подписях к символам деятельностей). Графический символ визуализации знания составлен из двух элементов: процедурного и структурного. |
Введенная схема подводит нас к следующей постановке вопроса о механизмах и средствах визуализации знания: за счет каких моделей теоретико-конструктивное решение связи указанных элементов в форме абстрактной структуры в "пространстве" теории находит свое воплощение в конкретном материале фрагментов практики. Исследованию этого вопросу и посвящена данная статья. |
К методологическому понятию процедуры и техники визуализации |
Из предыдущего абзаца следуют
принципиальные положения (а) о процедуре и техниках визуализации
и (б) о технике и материале фиксации/отображения производимых
визуализаций. (А) Процедура визуализации, а шире - семиотизации(5), является вполне стандартной для систем деятельностей и включена во множество самых различных индивидуальных актов деятельности. Это положение обусловлено фундаментальной связью деятельности и культуры, рассматриваемой в плане знаковой системы с функцией нормирования деятельности. Процесс воспроизводства, как конституирующий деятельность, обеспечивается трансляцией и реализацией норм. Нормы являются одновременно знаковыми образованиями в системе культуры (в плане трансляции и традиции) и знаниевыми образованиями в системе деятельности (в плане реализации). Знаковые форма и материал уже по своей природе предполагают "зрительное" к себе отношение(6). |
(Б) На фундаменте процесса
воспроизводства строятся и организуются различные типы и виды
деятельностей, входящие в универсум деятельности. Они предъявляют
к процедуре визуализации (и семиотизации) типичные и специфические
требования, находящие отражение в различных ее техниках и
средствах. Абстрактная (в онтологическом плане реализации
норм в деятельности) процедура визуализации предполагает целый
спектр конкретных процедур во множестве единичных актов деятельности.
И абстрактная, и конкретная (реальная) процедуры визуализации в категориальном и онтологическом планах принадлежат процессам артикуляции(7). Исходя из схемы "1", различие техник определяется, так или иначе, местом-функцией конкретного вида деятельности в совокупной практике (внешнее определение). А в соответствие с данной функциональной определенностью в деятельности создается |
специфический набор техник
(внутреннее определение)(8).
В заключение данного параграфа отметим, что развитие компьютерной (информационной) техники и т.н. экранных технологий способствует интенсивному и масштабному распространению визуализации как системодеятельностной процедуры и обеспечивает, с одной стороны, массовизацию соответствующих занятий и, с другой, складывание особого круга профессиональных задач. |
вернуться в разделш | Теории Московского методологического кружка и проблематика визуализации знания | |
|
|