главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
ГРУППА
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ МАТЕРИАЛЫ и ССЫЛКИ |
вернуться в разделш | группа территориальных стратегий |
новости | |
разработки | |
аналитика территориальных ресурсов / схематизация | |
форпосты | |
АНПИЛОВ
Александр Федорович Нужен ли генплан городу? интервью газете "ГЕНПЛАН" |
-- В конце марта мэрия должна получить долгожданный и дорогостоящий проект генерального плана города, выполненный Санкт-Петербургским институтом Урбанистики. Наш корреспондент обратилась к одному из архитекторов г.Ульяновска Анпилову А.Ф. с просьбой поделиться своими мыслями по этому поводу. Разговор получился, на наш взгляд, не простой, интересный, с неожиданными и серьезными выводами. |
Анпилов - Слабые градостроительные
решения на многие десятилетия лишают городскую власть возможности получения
в казну новых финансовых поступлений. Город, безграмотно планируемый,
безответственно застраиваемый, неизбежно превращается в ОЧЕНЬ дорогое
удовольствие. В условиях рынка грамотное градоуправление - это прежде всего привлечение частных инвестиций. При политически ответственном и профессиональном отношении к проблеме такой подход может и должен сделать города более эффективными и благоустроенными. Да, традиционный генеральный план, необходим и незаменим как сумма нормативных и количественных намерений, но категорически бесполезен в рабочем, перманентном режиме управления территорией. Жизнь любого города не замирает ни на минуту. Города живут, развиваются, требуя от нас постоянного внимания и готовых, взвешенных решений. Самые актуальные и многочисленные вопросы жизни города, вопросы реконструкции, регенерации живых, конкретных форм его городской ткани (улицы, площади, жилая и общественная застройка, набережные, сады, скверы и т.д.), требуют к себе наивнимательнейшего, аналитического, постоянного, профессионального внимания. Для такой работы необходим более совершенный, более «тонкий» инструмент, откликающийся на любые физические, политические, морфологические изменения городской среды. |
-- Александр Федорович, какова Ваша
позиция в отношении ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА города? Анпилов - Коротко и емко на Ваш вопрос ответил главный архитектор Барселоны Ориол Боигас. Приведу выдержку из его речи, произнесенной на церемонии вручения городу международной Золотой медали RIBA в 1999 г.: «...По всей Европе в течение последних тридцати лет генеральные планы обосновывали разложение городов, стимулировали отсутствие в них физической и социальной цельности, их распад на отдельные гетто и прокладывали путь криминальной спекуляции незастроенной землей. Мало того, они имитировали участие в разработке генпланов самих горожан...» Во многом я разделяю точку зрения Боигаса и попробую прокомментировать ее, хотя предупреждаю: доступно и полно сделать это в «газетных рамках» вряд ли возможно - очень не простой это вопрос, его корни глубоко уходят в толщу бытия. Для начала предлагаю перевести разговор в актуальное русло: «Город и Рынок». И сразу оговорюсь: мои размышления - это не критика, это всего лишь взгляд профессионала, посвятившего большую часть прожитой жизни поиску ответа на Ваш вопрос. Это попытка проблематизировать его суть. Архитекторам в новых экономических условиях судьба уготовила свои места. Публичный успех архитектора в рыночных условиях - это прежде всего финансовый успех его архитектурного проекта, зависящий от соответствия его внешних, показушных, качеств доминирующим тенденциям времени. |
Доминирующие тенденции современности -
всепроникающая власть капитала. Архитектура, адекватная целям, принципам,
сути этой власти, всегда в фаворе, всегда в ходу, в моде. Ее авторы имеют
заказы, деньги, имя. Архитектура превращается в служанку современного
бизнеса. На этой строительной площадке наиболее опасным стал архитектор-градостроитель,
в руках которого не просто архитектурные «фантики» для того или иного
заказчика, а «политическое горючее», без которого любые затеи по созданию
имиджа красивого, счастливого, обеспеченного города превращаются в «мыльнопузырчатую
архитектуру». Градостроительство всегда отражало политические условия
каждой эпохи, а сегодня верховенство передано экономике. Бизнесмены, без труда определив архитекторов в своих придворных дизайнеров, теперь уже сигнализирует обществу и власти о своих намерениях внедриться в градостроительство. С этим можно было бы и согласиться, если бы принципы конкуренции, по которым всякий бизнес, не были диаметрально противоположны интересам городского развития. По своей природе градостроительное проектирование - это общественная акция, демонстрирующая факт общественной солидарности, интересы которой так же далеки от интересов того или иного застройщика, как далеки друг от друга целый город и отдельно стоящий объект. |
В условиях рыночной экономики города без
мудрого, профессионального и ответственного управления градостроительной
политикой неизбежно превращаются из дорогой игрушки в пугающие своими
масштабами воронки социальных и экономических проблем. Города есть средоточие
всех наших великих достижений и самых жестоких, острейших проблем. Все современные социальные катаклизмы зарождаются, растут и проявляются именно в городах, там, где от безграмотности, или по иным причинам, куется серьезное оружие - ПРОБЛЕМЫ жизнеустройства миллионов граждан, оружие, которым, при случае, добиваются гораздо большего, чем любой социальной революцией. В условиях рыночной экономики города уже не смогут прятаться под финансовым крылом региональных или национальной экономик, потому что их права, полномочия со временем будут все больше расширяться. Государственная монополия многих функций уже снята, плотины перед ресурсными, товарными, информационными потоками разрушены. Сегодняшние робкие передвижения капитала, услуг, товаров между регионами - это первые сигналы того, что скоро города начнут конкурировать друг с другом с целью привлечения и удержания инвесторов для поддержания своего экономического равновесия. Города из торгово-промышленных складов обречены превратиться в полигоны экономических баталий. Исход этих сражений закладывается уже сегодня, сегодняшними политиками, управленцами. |
В конечном итоге, города разделятся на
те, которые добились устойчивого экономического развития, и потому обеспечили
своим жителям достойный, качественный уровень жизни, и те, что просто-напросто
существуют, а их жители прозябают. Поэтому уже сейчас мы должны побеспокоиться о современной структурной перестройке своей экономики; должны обеспечить необходимый уровень доходных поступлений в бюджет; должны гарантировать и обеспечить достойный уровень жизни горожан; обеспечить надлежащий уровень и динамику развития всех инфраструктурных составляющих; должны защитить, преумножить возможности и перспективы своего территориального развития. А главное - мы должны грамотно распорядиться своими земельными ресурсами и недвижимостью: с одной стороны, стимулировать устойчивое, динамичное развитие земельно-имущественного рынка, т.е. продемонстрировать инвестиционную привлекательность своих территорий, обеспечить гарантии стабильной, честной градостроительной и налоговой политики. Иными словами, сделать все, дозволенное Законом, для успешного, инициативного функционирования всех участников рынка. С другой установить правовые ограничения, регламенты, т.е. оградить территорию города от варварской, жульнической экспансии капитала, организовать и обеспечить экономически выверенный процесс градостроительного освоения территорий, дабы минимизировать экономические, социальные и прочие проблемы развития. |
Решение этих новых, нетрадиционных задач
потребует и новых, нетрадиционных подходов к городскому администрированию,
опирающихся, прежде всего, на точную, своевременную, профессионально подготовленную
информацию о состоянии территории, о ее экономических, коммерческих потенциалах,
возможностях, особенностях, ограничениях и т.п. Актуальность и ценность информационного обслуживания в условиях демократического устройства общества удваивается в силу того, что профессионально подготовленная и грамотно, своевременно доведенная до граждан информация становится ключевым инструментом их участия в самоуправлении территорией. Она обеспечивает прозрачность деятельности исполнительной власти, ее подотчетность населению. С другой стороны, любая власть, лишенная такой информации, всегда бессильна под натиском корпоративных интересов, поэтому такая власть непременно будет всегда в проигрыше. Волей рынка будут меняться (не формально - хотелось бы в это верить) и политические формы организации территориального самоуправления, что непременно должно породить новые технологии выработки и принятия градо-и землеустроительных решений. В их основе, несомненно, должны быть заложены принципы профессионализма и паритетности по самым разнообразным вопросам территориального развития, в рамках самых разнообразных коалиций, объединяющих администрацию, деловые круги, представителей бизнеса, профессиональные организации, университеты, саморегулирующиеся организации, и т.д. |
В этой ситуации архитектор ы-планировщики
сделали бы важное и нужное для профессии, дли своего Отечества дело, если
бы поняли и признали: традиционные генеральные планы в новых политических,
экономических условиях - это не просто «вериги» на наших профессиональных
ногах, это - «минное поле» под ногами муниципальных властей. Тогда, в
условиях государственной собственности на землю, это было логично, это
было очень просто. Теперь же традиционные генеральные планы политически
опасны, экономически бесплодны. У всякого инструмента есть свое время,
свои возможности. Радикальные политические и экономические реформы серьезнейшим
образом сократили возможности традиционных генеральных планов. Однако
это вовсе не означает, что генеральные планы должны уйти в небытие. Они
будут работать, решая эпизодические задачи глобального масштаба. Сегодняшним городам вредны прежние мечтательные упражнения в социалистической урбанистике - им необходимы деловые, обстоятельные документы, указывающие не на то, где и куда средства следует потратить, а на то, где и как их можно заработать. Их цель и задача не только грамотно, полно «высветить» эти «места», но и предложить информационную палитру законодательным, исполнительным органам власти для установления правовых форматов административных действий по наполнению бюджетов. В градостроительстве, как нигде, необходимо не раз в тридцать лет, а семь раз в год отмерять, взвешивать, доказывать, а уж потом принимать то или иное решение. |
В территориальном планировании и проектировании
эмоции, как и ложные представления, обходятся слишком дорого, тут экономично
то, что учитывает и работает на перспективу, содержит в себе потенциал
развития. -- На чем, все-таки, основывается Ваша уверенность, что в сферах землеустройства, градорегулирования грядут серьезные перемены? Анпилов - Не для забавы и не по простоте душевной осуществляются в стране радикальные изменения фундаментальных основ Российского бытия. Для того, чтобы изменилось само бытие, в первую очередь, должно измениться то, что его определяет и формирует - общественное сознание. Реформировании земельных отношений, превращение земли в коммерческий актив, говоря проще, в товар - это очень мощный, универсальный инструмент, с помощью которого и будет меняться и наше бытие, и общественное сознание. Конечно, земельная реформа усложняет, а в случаях, где управленцы работают на «позднем зажигании», просто исключает возможности не только профессионального решения вопросов градоустройства, землепользования, но и вообще, парализует всякое управление ими, запускает механизмы противоположного действия. Тогда неизбежно создается благоприятная почва для коррупции. Истинным объектом приватизации на земельном рынке является не земля, не территория, а право использования экономических преимуществ, которые несет в себе то или иное место городской территории. |
Эти экономические преимущества на профессиональном
языке называются дифференциальной земельной рентой №2. Земля в
данном случае всего лишь термин, выполняющий функцию носителя юридической
формы. В итоге, территория любого города - это не просто экономический
полигон и не просто уникальный общественный капитал, это могучий инструмент,
сутью которого и является дифференциальная земельная рента №2. В руках
грамотной честной власти он может стать законным, универсальным рыночным
механизмом для решения социальных проблем любого масштаба. Сегодня рыночное
градоуправление - это прежде всего привлечение частных инвестиций, которые
при политически ответственном и профессиональном отношении к проблеме
могут и должны сделать города более эффективными, благоустроенными, более
«умными», динамично развивающимися. Города, которых сторонятся инвестиции, рано или поздно превращаются из «Гулливеров» в «лилипутов», и никакие косметические мероприятия их не спасут - наоборот - они только «припудривают», загоняют болячки внутрь. «Обескровленным» городам нужны в первую очередь серьезные лекарства - инвестиции, а потом уже косметологи, визажисты. Главнейшее препятствие на этом пути, как я считаю, это непонимание того, что сама по себе городская (от края и до края) земля имеет «нулевую» стоимость. В то же время самый крохотный уголок городской территории может иметь фантастическую ценность. |
Фокус в том, что инвестору нужна не вообще
городская земли, как таковая, - ему нужен клочок территории, имеющий завидную
градостроительную ситуацию, когда определены виды и характер, дозволенные
или недозволенные, целесообразные или предельные параметры застройки;
юридически закреплены права, т.е. установлена широта полномочий будущего
застройщика. Стоимость земельного участка создают именно эти два фактора и ничего больше. Геометрия участка - это лишь косвенные производные, это, скорее, будущая головоломка для архитектора, который будет выполнять проект на данном участке, чем препятствие перед его покупателем. Таким образом, не за бумажные прожекты расширения городских границ к 2040 году, а за всеобъемлющую и глубокую информацию о крохотном участке земли, за право быть его хозяином будет платить инвестор. В итоге: технологии, обеспечивающие создание такой информации, дадут необходимые городу инвестиции; право на владение земельными участками сформирует новое общественное сознание - цель всех либеральных реформ. А теперь давайте попробуем подвести черту под этой «занозистой» темой. Если самой актуальной проблемой для городов является проблема инвестиций, остается одно - привлекать и «делать собственников» земли и недвижимости в городах. Собственников, которые становились бы легальными субъектами экономики города, полноправными участниками общественного градоуправления, чья роль не ограничивалась бы выплатами в бюджет и пребываниями в представительных собраниях. |
Приватизация городских территорий - единственный
шанс для обескровленных городов «вырулить» на столбовую экономическую
дорогу. Только делать это необходимо на честной, открытой, конкурентной
основе. Любые закулисные (знакомые до зубной боли) технологии тут неуместны.
А точнее, еще более чем во времена социалистического строительства опасны,
потому что финансовые результаты - это только поверхностное, материальное
выражение процесса приватизации, существует более важная ее сторона, глубинная
суть - формирование новой психологической и социально-нравственной атмосферы
в обществе, становление новой культуры рыночных отношений. -- Каково могло бы быть место архитекторов-градостроителей в этом процессе? Анпилов - С одной стороны, архитектурная, градостроительная проектная деятельность обществу в целом безразлична. С другой, только близорукий человек не видит, как тесно наше бытие переплетает самые разные понятия и их сущности, и особенно это заметно теперь, в условиях рыночной экономики. В новой экономической ситуации роль архитектора-градостроителя может стать существенной, нужной обществу. Мы уже касались этой темы в начале беседы, когда я приводил выдержку из выступления главного архитектора города Барселоны Ориона Боигаса. Это пример того, насколько профессия архитектора-градостроителя может быть опасной для общества, если она самоограничена, самоуспокоена, если она плетется в хвосте политических и экономических событий. |
Приведу и другой, с противоположным знаком,
пример, тоже из мировой градостроительной практики. 1930г. США в состоянии
глубочайшей экономической депрессии. Из более чем полусотни проектов национальных
программ, направленных на выход страны из депрессии, предложенных президенту
Рузвельту, он выбрал единицы, в том числе программу «Новый курс», которой
ввел территориальное планирование в ранг государственной политики. В рамках
«Нового курса» был предложен комплексный проект социально-экономического
возрождения долины реки Теннеси. Кстати, именно это время считается официальным
рождением профессии градостроителя-планировщика, а «опыт, связанный с
реализацией этого проекта, явился в известной степени средством спасения,
инструментом самосохранения капиталистических городов, да и всей системы
в целом» (Балховитинов М. Планировщик - границы профессии // Архитектура
СССР, -1990, -№6). -- Объясните, пожалуйста, в чем и как реально проявляются действия дифференциальной земельной ренты №2? Анпилов - Чтобы долго не блуждать по лабиринтам терминов, приведу парочку простых примеров, и все будет ясно. Хорошо известные, добротные, дорогие московские здания Военторга, гостиниц «Россия» и «Интурист», которым служить еще не одну сотню лет, а нет - сносятся. Многих москвичей эти события шокируют. |
Между тем это и есть рента №2 в работе.
Это ее «цвет», ее «запах», ее физика и метафизика. Там, где хозяйничают
экономические принципы развития, нет места ни эмоциям, ни иллюзиям, ни
дреме. Там, в первую очередь, работает территория, градостроительная ситуация
- рента №2. А сделать-то нужно самую малость - заставить ренту работать
на город, поставить ренту на службу обществу, т.е, во-первых - согласиться
с ней как с неизбежностью, признать ее как всякий другой экономический
закон общественного развития; во-вторых - вычислить ее, сделать публичной,
доступной для общества; в третьих - организовать ее работу на общественные
интересы: на городской бюджет, а не на карман отдельных чиновников. Пока
же дифференциальная земельная рента №2 работает на карман отдельных мудрых
чиновников и гарантированно обеспечивает стабильным фронтом работ органы
правосудия. Жаль, но градостроительный кодекс от решения этой проблемы устранился. В этой ситуации (даже непосвященному) очевидно, что решение невероятно ответственной задачи (организации и проведения массовой приватизации городских земель) с применением технологий прошлого века, каковыми являются традиционные генеральные планы, это не просто наивное занятие, это занятие с опасными, разрушительными последствиями. |
Решение задачи, на мой взгляд, возможно,
и оно двуедино: 1. необходимо создание информационной основы для реализации требований соответствующих статей Гражданского, Земельного и Градостроительного Кодексов РФ; 2. необходимо разработать и освоить современные коммерческие технологии работы с территорией города. Очевидно, внедрение новых технологий потребует серьезных изменений в организации деятельности структур, отвечающих за работу с земельно-имущественным комплексом города. Если точнее - необходимо создать новую систему, обеспечивающую качественно иной уровень подготовки органов власти, управления и общественности актуальной информацией. Как Вам видится эта новая система? Анпилов - Новая система - это организация, базирующая свою деятельность на постоянно обновляющейся геоинформационной базе, отражающей состояние земельно-имущественного комплекса города. |
В состоянии перманентного режима она обязана вести комплексный анализ, оценку актуальных, значительных по площади, фрагментов городских территорий, выявлять их особенности, обосновывать инвестиционную привлекательность, коммерческие возможности и перспективы, устанавливать градостроительные, правовые, экономические, экологические и прочие регламенты использования. Т.е. «нянчить» территорию города и, тем самым, обеспечивать профессиональное, системное выполнение Законом установленных работ по формированию как земельных участков, так и целых земельно-имущественных комплексов города. (Главное, что при этом необходимо понять - эта организация должна заниматься не техническим, а экономико-территориальным проектированием.) Грамотно организованные работы в такого рода ОРГАНИЗАЦИИ не только будут обеспечивать достойную рекламу тому или иному месту, выступать гарантом его инвестиционной привлекательности, не просто оудут решать задачи первою и второго уровней, но превратятся со временем в надежный фундамент для решения любых градостроительных вопросов. А это значит - такая организация со временем обречена стать сутью настоящего «живого», а не бумажного генерального плана города. |
Глубоко убежден: только постоянная работа
с территорией города в режиме мониторинга способна: 1. указывать, ответственно защищать перспективы территориального развития города; 2. обосновывать градостроительные, правовые и прочие регламенты, сервитуты, ограничения застраиваемых территорий; 3. способствовать аргументированному расчету ценовых границ стартовой стоимости земельных участков; 4. обеспечивать баланс интересов собственников, инвесторов и общественности; 5. изменять традиционный вектор взаимоотношений между покупателем территории и ее собственником; 6. «настраивать» процедурные механизмы на сокращение сроков подготовки и выдачи разрешительной документации; |
7. формировать прозрачные технологии оформления
документов. 8. компилировать и консолидировать информационную, нормативно-правовую базы в сферах градостроительного и земельно-имущественных комплексов города; 9. инициировать освоение и внедрение в практику новейших технологий безбюджетных форм создания, сопровождения, использования градостроительной документации. В организационно - правовом отношении работа (на мой взгляд) должна начинаться с непредвзятого анализа сути и результатов деятельности существующих (МУП «Г.Г.С»; ОГУП «Г.И.С»), которые и должны (по идее) осуществлять эту работу. |
© Источник публикации: еженедельник "ГЕНПЛАН: архитектура, строительство, дизайн", 2006: 1-3, Ульяновск |
|
|