главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
ГРУППА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
МАТЕРИАЛЫ и ССЫЛКИ
 
вернуться в разделш группа территориальных стратегий
  новости
  разработки
  аналитика территориальных ресурсов / схематизация
  форпосты
   
   
ГЛАЗЫЧЕВ Вячеслав Леонидович ГЛАЗЫЧЕВ Вячеслав Леонидович
ЗАДНИЙ ХОД
 
     
Мои высокочтимые коллеги любят обсуждать сюжеты крупного масштаба. Говорят о стране в контексте глобализации, на худой конец - о стране как целом. Все это, наверное, нужно, но в самой этой схеме "сверху-вниз" скрыта ловушка: в этом случае волей-неволей критики правительства подхватывают его алгоритм мышления.
По приглашению Академии госслужбы мне довелось общаться сразу с множеством мест - тех самых мест, где не только обыватели друг о дружку колотятся в повседневных хлопотах, но еще и муниципальные чиновники ломают голову на предмет, как бы выкрутиться из тенет враз поменявшегося правового поля.
Общаться - значит не только вещать, но и слышать.
Вот несколько вопросов из добрых четырех десятков, что донес услужливый спутник:
"Рассматривается ли вопрос о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, в ФЗ # 131, В ФЗ # 184 о передачи полномочий субъектам РФ по оплате адресных субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг (без передачи субвенций муниципальным бюджетам)?" - из Краснодарского края.
"Является ли обязательным направление остатков средств на счетах на начало года на погашения дефицита бюджета, если нет, то на какие расходы можно направлять данные средства?" - из Астраханской области.
"Кто будет являться администратором доходов, полученных средств самообложения граждан? Кто взимает платежи, осуществляет контроль и учет, применяет санкции?";
"В случае получения отдельными поселениями сверхдоходов (избыточная бюджетная обеспеченность) существует ли механизм принудительного изъятия таких доходов в бюджет муниципального района?";
"Опека и попечительство являются полномочиями муниципальных образований согласно ст. 131-ФЗ. В то же время в соответствии с 184-ФЗ социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к полномочиям субъекта РФ. Денежные средства (выплаты) на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, для детей, находящихся под опекой (попечительством) осуществляется за счет средств муниципальных образований или субъекта РФ?"
- из Красноярского края.
"С 01 января 2006 г. содержание учреждения "Станция переливания крови" является расходным обязательством субъектов РФ. В связи с этим Министерство здравоохранения Челябинской обл. заставляет муниципальные образования области планировать в местных бюджетах средства на закупку крови для нужд муниципальных учреждений здравоохранения. Правомерны ли их требования?" - из Челябинской области.
"Могут ли муниципальные образования устанавливать минимальные стандарты и нормативы расходов местных бюджетов по решению вопросов местного значения?" - из Улан-Удэ.
"Какие мероприятия ЖКХ возможно финансировать за счет средств местного бюджета при 100-процентной оплате коммунальных услуг населением? Возможно (правомерно) ли при этом оказание финансовой помощи жилищным, коммунальным организациям из местного бюджета?" - из Архангельской области...
Голова идет кругом.
В свое время, разом с несколькими коллегами, я чуть не на коленях убеждал Д.Н.Козака, бывшего мотором новой редакции Закона об общих принципах организации местного самоуправления, не спешить. Не спешить и опереться на те три-четыре сотни муниципалитетов, которые сумели стать на ноги, предоставив всем остальным право добиваться самоуправления, доказывая, что они уже на это способны.
Нас не услышали. И то хорошо, что дали субъектам Федерации право растянуть процесс, но право правом, а желание быть в авангарде? И вот - избраны тысячи и тысячи глав новых муниципальных образований. И теперь их срочно обучают...
Все по Свифту: на блохе сидят блошки. Ну почему, черт побери, муниципалитет не может сам решить, что в местном ЖКХ он может финансировать из местного бюджета?
Потому, объясняют нам, что они неразумны и неопытны. Неопытны? Это верно, иначе не возникал бы вопрос относительно санкций за отказ от самообложения. Впрочем, далеко не везде опыта не хватает. Неразумны? Ну, уж нет! Весь мой опыт общения в глубинке говорит обратное. Просто логика все та же: наверху все, до последней детали, продумать и спустить вниз, к исполнению.
Беда в том, что продумать все и согласовать все со всем так, чтобы одна норма одного закона не противоречила другой норме совсем иного закона, в обозримые сроки никак не представляется возможным. Точнее, для этого нужно столько времени, что условия нашей быстротекущей жизни успеют измениться так сильно, что весь процесс придется начинать с начала.
По отношению к прежней редакции закона сделан серьезный шаг назад: попытка вконец зарегламентировать самоуправление не к добру.
Понятно, что при нашей нынешней системе межбюджетных отношений тот, кто сбрасывает деньги вниз из регионального ли, из федерального ли бюджета, должен получать внятную отчетность по выполненному. Весь вопрос, как именно планировать: от результата, то есть от подвижек качества жизни, или от графы в грандиозной таблице? Помощь здесь тоже требуется - по запросу и по возможностям регионального бюджета. Где крупный город, интеллектуальных ресурсов более чем достаточно, а проблемы, требующие поддержки сверху, таковы, что, как правило, помощь нужна уже на федеральном уровне.
Здравый смысл и европейский опыт, казалось бы, подсказывают ясно: там, где муниципальное образование - тысячи полторы жителей, в местных делах разберутся сами, а уж если проблемы превысят их силы, тут и помочь следует. Там, где город тысяч на тридцать, всегда довольно опытных людей, чтобы с задачами совладать по своему разумению.
Есть нужда в государственном нормировании? Есть. Но если кодексы и законы требуют, чтобы все строительство осуществлялось в опоре на генеральные планы, тогда как, скажем, во всем Уральском федеральном округе генеральный план есть у Екатеринбурга, а разрабатывается для одной Тюмени, то, наверное, следовало бы отработать новую, разумно упрощенную схему планировочной документации, прежде чем вводить норму, которую выполнить в обозримое время невозможно.Шаг назад сделан. Номинально продолжает действовать статья Конституции, согласно которой местное самоуправление отделено от государственного. Фактически же на глазах происходит огосударствление местного самоуправления, что догружает региональную власть, боюсь, неподъемным бременем.
  © Источник публикации: Русский журнал  
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 03 июнь 2006
последнее обновление
17 апрель 2012