главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
ГРУППА
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ МАТЕРИАЛЫ и ССЫЛКИ |
вернуться в разделш | группа территориальных стратегий |
новости | |
разработки | |
аналитика территориальных ресурсов / схематизация | |
форпосты | |
ИННОВАЦИОННАЯ
ПОЛИТИКА РОССИИ. НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА Центр стратегических разработок "Северо-Западный федеральный округ" |
стенограмма доклада 23:15 13.11.2003, источник публикации: Фонд "ЦСР "Северо-Запад" Автор: Фонд "ЦСР "Северо-Запад" 03 апреля 2003, Санкт-Петербург, Семинар «Великобритания и Россия. Инновационный путь развития» |
Семинар прошел в рамках Недели науки в Санкт-Петербурге. Инициатором проведения семинара выступил Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», Британский Совет и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». | Цель семинара - дать представление об инновационной и научной политике Правительства России и познакомить с реализуемыми в Великобритании подходами к технологиям развития инновационной сферы. | Участниками семинара стали руководители областных администраций, отвечающие за науку и образование, руководители государственных научных центров и академических институтов, представители компаний, ориентированных на инновационную деятельность, преподаватели вузов. Это была первая встреча такого рода на Северо-Западе. |
Андрей Александрович Фурсенко, Первый заместитель Министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации: Я понимаю, что нельзя свести обсуждение к выступлению трех человек и постараюсь просто тезисно обозначить то, что называется государственной политикой в научно-технической и инновационной сфере. Только главные тезисы, и потом я надеюсь, аудитория сможет принять участие в обсуждении. Я хотел бы начать с того, чем закончил Михаил Валентинович Ковальчук. Президент в ряде своих выступлений подчеркнул, что для нас является важнейшим экономическим приоритетом – диверсификация экономики, перевод экономики на инновационный путь развития. Это рыночный шаг, но при реализации этого рыночного шага роль государства достаточно велика, и Правительство, так же, как и научное сообщество, не имеют права снять с себя ответственность за пути реализации этого шага. Я хотел бы сказать два слова о том, в чем мы видим роль и задачи государства. Первое и главное – это обеспечение видения, обеспечение анализа перспектив по нескольким важнейшим секторам. Первый сектор – это тенденции развития знаний, как в стране, так и в мире. Второе – это тенденции развития ресурсов, ресурсов самых разнообразных: человеческих, материальных и нематериальных, имеется в виду интеллектуальная собственность, и, наконец, тенденция развития рынков, самых разнообразных рынков, как в мире, так и в стране. |
И, кроме этого, Правительство должно обеспечить
анализ, подсчет имеющихся заделов по всем этим трем секторам. В результате
этого анализа должна возникнуть внятная и согласованная со всеми участниками
инновационного процесса (а участниками являются, как власть, так и бизнес
и, конечно, научное сообщество) стратегия развития. Пожалуй, один из главных дефицитов, который мы имеем сегодня в России, - это отсутствие стратегии, которая была бы понятна для всех и которая была бы принята всеми. Это не значит, что все должны рукоплескать ей, но это означает, что все должны понять, почему она возникла. Она должна являться общепринятым и одобренным компромиссом. Ответственность за то, чтобы такая стратегия возникла как совместный труд, - это как раз и есть ответственность Правительства. В значительной степени рамки такой стратегии прописаны в документе, который называется «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу» (http://mon.gov.ru/dok/ukaz/nti/4431). Я коротко хотел бы сказать о том, как Правительство видит приоритеты, и что сегодня делается для их реализации. Какие возможности мы видим? Первое. Мы должны сегодня в России быть реалистами, и мы должны понимать, что ресурсы, которые у нас есть, крайне ограничены. Поэтому мы должны нашу задачу разбить на две части. |
Первое – это использование имеющихся
возможностей. На самом деле, везде у нас, и в науке, и в промышленности
есть огромное количество люфтов, которые не выбраны и используются ненадлежащим
образом. Мы должны заняться самодисциплинированием, должны использовать
те возможности, которые у нас есть и которые, на самом деле, мы можем
реализовать в имеющихся структурах. Вторая вещь - на нас лежит ответственность. На нас, я имею в виду, не только на Правительстве, на нас – это и на научном сообществе, это и на бизнес сообществе. Это выделение и поддержка приоритетов, и прорывных научных направлений. Это именно то, что способно обеспечить реально высокие темпы роста в средней и долгосрочной перспективе. Какие инструменты в наших руках есть? Во-первых, наша задача – это сохранить и приумножить доставшуюся нам в наследство интеллектуальную среду, которая всегда была конкурентным преимуществом России. Наша наука отличалась от науки других стран. Она всегда делала много лишнего и избыточного, но именно поэтому в России она никогда не была очень прагматичной. Это была особенностью и российской науки, и советской науки, и даже сегодня в России это тоже еще сохраняется. Именно благодаря этому мы имеем институты такого многопрофильного, энциклопедического направления. Это конкурентное преимущество мы должны сохранить, выделяя достаточные средства и достаточные ресурсы для сохранения этой интеллектуальной среды. |
В «Основах
…» прописаны несколько направлений, которые мы обязаны и можем поддерживать.
Правительство сегодня делает все возможное для их реализации. Первое – это специальные программы для поддержки научных школ и молодых ученых, специальные программы для стимулирования труда научных работников. Это, в первую очередь, финансирование фундаментальных исследований. При этом я хочу сказать, что категорически нельзя переводить все фундаментальные исследования на чисто конкурсную основу. У людей, занимающихся фундаментальными исследованиями должна быть свобода творчества. Другое дело, что мы не можем позволить себе поддерживать все направления, у нас на это нет ресурсов. И задача научного сообщества – выделить те сектора и те организации, которые должны иметь эту свободу. Я повторяю, это задача не чиновников, это задача научного сообщества, и это огромная ответственность научного сообщества. И, наконец, это ресурсы, которые должны быть отданы на развитие и обновление материальной базы науки, которая сегодня находится не в самом лучшем состоянии. Другое, не менее важное направление, в значительно большей степени связанное с инновационной экономикой, это стимулирование соревновательных направлений, развитие конкурентоспособных технологических направлений. |
Эти направления мы так же должны выделять
вместе не только с научным, но и с бизнес сообществом. Это означает, что
к выбору этих направлений должны быть привлечены люди, которые отвечают
за развитие экономики в стране, а это в значительной степени - наш национальный
бизнес. Вопрос заключается в том, что нельзя рассматривать это отдельно - наука отдельно и бизнес отдельно. Именно государство, Правительство должно обеспечивать совместную работу этих двух очень важных составляющих нашего общества. Правительство реализует эти программы через два основных инструмента: через реализацию федеральных целевых программ и через поддержку важнейших инновационных проектов государственного значения. Последняя программа – новая, ее реализация начата только в этом году. Цель программы – создание устойчивой и целостной системы продвижения научных знаний к рынку, обеспечивающей самые разнообразные инструменты поддержки инновационной деятельности; это развитие системы технологических коридоров. Я хочу подчеркнуть, что речь идет не о каких-то линейных циклах, мы должны создать именно коридор, в рамках которого знания продвигаются достаточно свободно, продвигаются к рынку, не к производству, а к рынку. При этом Правительство не должно заниматься конкретными проблемами. Оно должно заниматься общей средой, но эта среда должна иметь направления, она должна иметь рамки, и выбор этих рамок, я повторяю, это тоже наша совместная задача. |
Выбор важнейших инновационных проектов
- новая программа. Под эту программу первый раз в этом году было выделено
финансирование, не очень большое, но и не очень малое для России, - это
где-то порядка 40 миллионов долларов на этот год. Общая программа на ближайшие
три года составляет по этим проектам, по крайней мере, 200 миллионов долларов. Были отобраны, причем, на конкурсной основе, несколько тем инновационных проектов, к которым предъявлялись особые требования. Первое – эти проекты должны соответствовать приоритетным направлениям развития науки, техники, и технологий, определенным в «Основах …». Второе – эти проекты должны предусматривать реализацию полного инновационного цикла. Они не должны заканчиваться разработками, они должны заканчиваться реализацией на рынке. Третье – эти проекты должны обладать высокой экономической эффективностью. Задача была поставлена очень простая, - на каждый рубль вложенных бюджетных денег не позже, чем через три года, ежегодный прирост объема реализации продукции должен был пятикратно превосходить бюджетные вложения. Это означало, что если бюджетные вложения составляют полмиллиарда рублей, то 2,5 миллиарда рублей реализации на третий год проекта должны быть обеспечены. Это означало очень простую вещь. Это означало, что через налоговые поступления эти деньги вернутся в бюджет. |
Государство не должно требовать прямого
возврата средств от науки, оно должно требовать косвенный возврат: через
налоги, через создание новых рабочих мест. Проблема является сложной. Ее сложность не в том, чтобы обеспечить отбор проектов. Проблема в том, чтобы найти такие проекты в России, потому что нам надо не в 5 раз больше продукции производить, а нам надо в 5 раз больше продукции продавать. И естественное требование, хотя оно не прямое, а косвенное, заключается в том, что эти проекты не могут развиваться без существенного долевого финансирования со стороны частного бизнеса. Первые такие проекты отобраны, и на сегодняшний день уже начато финансирование по первым десяти проектам. |
Для нас крайне важно, чтобы они оказались
результативными не только потому, что по нашим подсчетам государство в
таком случае получит не позже, чем через три года увеличение объема реализации
где-то на миллиард долларов в год. Не только потому, что именно эти проекты
покажут высокие темпы роста. А потому, что мы покажем, что не только в
Японии, в Соединенных Штатах, в Корее, в Великобритании, но и в России
возможно зарабатывать деньги на высоких технологиях. Не только в других
странах, но и у нас существуют программы, существуют команды, которые
могут реализовывать масштабные программы – программы, которые имеют экономический
успех. Поэтому ответственность государства – это сохранение и поддержание среды через нормативную базу, через создание адекватной инфраструктуры. |
Плюс к этому огромная ответственность
государства – это обеспечение, поддержка примеров успеха. Это в определенной
степени иногда возрождение, надежда на то, что страна может быть великой
не только в части обеспечения половины мира энергоресурсами или обеспечения
культурного развития мира, но и в том, что страна может найти, предложить
новые решения для развития экономики, инновационной экономики. Я думаю,
что присутствующие здесь участники нашей встречи могут добавить к этому
достаточно много, наверное, гораздо более интересного, чем мог бы сказать
я. Поэтому я заканчиваю свое выступление, и перехожу к дискуссии. Спасибо. |
Адрес документа
в интернете: http://stra.teg.ru/lenta/innovation/1055 |
|