главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
ГРУППА
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗРАБОТКИ ГРУППЫ |
вернуться в разделш | группа территориальных стратегий | |||
вернуться в разделш | региональный учебно-технический центр | |||
СААКОВ Виталий, МУЗЫКАНТОВА Вера ПРОБЛЕМАТИКА РЕСУРСА ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ТЕРРИТОРИИ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ ПОСТАВЩИКА |
доклад для II Областной коференции
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 20-21 марта 2008 |
Доклад подготовлен на основе организационного
опыта взаимодействия территориального поставщика (ГК
СИГМА-СИ) с территориальным образовательным комплексом.
|
Смотри здесь также аналитические
разработки Группы Территориальных стратегий механизм
схематизации ресурсов территории
|
В СССР наряду с Госпланом
существовал Госснаб. Сегодня снабжению подлежат, за редким исключением,
только военно-стратегические объекты. Следовательно, они ограждены от
издержек рыночного восполнения своих расходов. "Объекты" образования
и воспитания к таковым не отнесены, а, следовательно, не ограждены от
издержек рыночного поведения (рисков несимметричных сделок). Принимаемые
Правительством РФ решения в части поставок в адрес бюджетополучателей
(например, пресловутый 94-й закон) в практике своего применения скорее
направлены на контроль денежных расчетов, нежели на рационализацию хозяйственных
процессов. Рачительное хозяйствование массы образовательных учреждений
нуждается в становлении институтов снабжения и развертывания его инфраструктуры.
В противном случае практика применения положений 94-го закона будет
вступать и далее в противоречие с существующей практикой хозяйствования.
Вопросы покрытия расходов образовательного учреждения Таковые можно обозначить в более-менее полном объеме только при помощи специального изображения. На нем выделены значимые альтернативы в подходе к принятию решений о составе и форме покрытия расходов образовательных учреждений профессиональной подготовки. Отметим некоторые альтернативы: что является выходным продуктом учебного заведения - рабочие руки индивида или производственные квалификации (а точнее, индустриальные)? что значит покрыть расходы учебного заведения - отчитаться по какому-либо результату, передать продукт, продать товар, поставить ресурс? как оценивать результативность деятельности учебного заведения - в валовом показателе его выходного продукта, по величине освоенных им средств, через показатели развития территории, рост и умножение ее хозяйственных единиц, в процветании населения? |
Что это значит? Это значит, что оценка
выходного продукта образовательного учреждения задается через ценность
выходного продукта того учреждения (производственного в широком смысле),
в котором задействуются квалификации, производимые первым (образовательным
учреждением в узком смысле). Именно поэтому любое учебное заведение,
производящее квалификации, следует рассматривать в функции ресурсного
центра. Представляется очевидным, что квалификационный ресурс подлежит
именно поставке, но никак не "отгрузке на склад", "выбросу
на рынок" или, что еще несуразней, "выпуску специалистов".
Контракт между учебным и производственным заведениями о найме выпускника
вряд ли достигает этой цели. Объяснение в том, что производственное
заведение не является здесь непосредственно работодателем, а есть только
и только звено в цикле жизни квалификаций и их носителей.
Структура квалификационного ресурса Итак, замыкающей целью поставок в учебные и служебные (хозяйственные) работы образовательного учреждения служит квалификационный ресурс (смотри Приложение- 2). Как только что было отмечено выше, квалификационный ресурс существует в обращении - на рынке труда, человеческого капитала или собственно рынке квалификаций. И не только в обращении - он вступает в различные кооперацион-ные связи хозяйства (народного или корпоративно-отраслевого). Следовательно, квалификационный ресурс в силу способа своего существования далеко не является "вещью", некой отдельностью, а всецело структурой. Насколько будет продумана структура квалификационного ресурса, настолько и можно будет рассчитывать на экономические позитивы в территориальном хозяйствовании. |
ЦЕЛИ
ПОСТАВОК
Квалификационный ресурс как продукт образовательного учреждения Прежде всего, здесь следует акцентировать организационно-технический и технологический смысл т.н. поставки. Поставки следует подразделять на торговые и производственные. Грубо говоря, первый вид поставки - это поставка на склад (с целью дальнейшего ею распоряжения). Второй вид поставки - это поставка в производственный, технологический или хозяйственный процессы. Если организация-приемщик не мыслит себя сугубо хранилищем, а другими словами, ее функция не состоит в создании, хранении и обслуживании запасов (не говоря об их проедании), то она должна рассчитывать непременно на производственные поставки. Рассчитывать - значит избегать излишних трат в расходах. А расходы неизбежны, т.к. предстоят дополнительные манипуляции с доставляемыми грузами. При этом, если деятельность организации-приемщика оценивается не по валовым показателям и не по величине освоен-ных средств, но по ресурсным характеристикам выходного продукта, то все виды поставок, исключая производственную, так или иначе негативным образом влияют на ценность выходного продукта. Его предельная ценность - быть квалификационным ресурсом. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТ В соответствие с духом времени работы должны направляться четырьмя "И": Институты Из тактических соображений территориального развития следует восстановить в своих принципиальных чертах прежний институт снабжения, а в стратегическую перспективу региона заложить юридический, экономический и хозяйственный механизмы становления института "Поставщик ресурса для территории". |
Инфраструктуры. Инновации
Восполнение и покрытие расходов образовательных и производственных учреждений должно вестись на инновационной основе. Инфраструктура поставок и снабжения могла бы в этом случае выступить целым комплексом инновационных решений и подходов в деле рационального хозяйствования на территории. Инвестиции Обращение квалификационного и других ресурсов в среде хозяйственных субъектов, административных органов, учебных заведений и предприятий-поставщиков должно проектироваться как инвестиционная деятельность. Для этого необходимо каталогизировать парные и более длинные цепочки "инвестор - инвестируемый" по всему составу важнейших (стратегических) связей в структуре территориально-хозяйственного комплекса. В ЗАКЛЮЧЕНИЕ Упор проблематики подготовки рабочих и специалистов для нужд экономики на связке "учебное заведение - производственная организация" чреват сильным переупрощением механизма поставки квалифи-кационного ресурса в экономические планы территории. Разумным подходом здесь видится тщательный и скрупулезный пересмотр представлений и способов управленческих, учебных и хозяйственных работ. Благо, что за короткий период реформ и перестройки они не успели врасти "в плоть и кровь" управленцев, педагогов и хозяйственников, будучи пока временными и эпизодическими заимствованиями с дальних и недальних территорий, никак не являющихся аналогом нашей. Виталий Сааков и Группа ТеСт, 29 марта 2008 |
|
СААКОВ Виталий ПРОПЕДЕВТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОСНАЩЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ организационные и аналитические опыты поставщика |
1 6 июня
2008г. PRISS-laboratory
и ГК
СИГМА-СИ, партнерДепартамента
профессионально-технического образования участвовали в очередном
разговоре о судьбе профтехобразования. Тон разговору задал
министр образования Тамара
Владимировна Девяткина, только что вернувшаяся с парламентских слушаний
по этому же вопросу. Тон и был передан с этих слушаний: не ныть и не
скулить, вспоминая "золотой век" профтеха, более того, следует
знать, что реформа образования РФ провалилась из-за крайней консервативности
последнего. Не остался забытым и классик: труднее всего поддается изменению
сознание. Так что, давайте его изменять...
Эта установка лишний раз напоминает о мере сложности и без того сложной задачи, стоящей перед поставщиком учебной техники(1). Нет ли здесь преувеличения? Нет и нет. Скорее, есть опасение, что организаторами образования сложность задачи оснащения учебных заведений еще не осознана в полной мере. Но это утверждение придется обосновывать. По замечанию Т.Девяткиной Президент России повысил инвестиционный рейтинг сельского хозяйства страны. Отныне это уже не "черная дыра" (а от себя добавлю - уже "серая"). Это свидетельствует, по Медведеву(2), о том, что на месте практически однородной сельскохозяйственной отрасли страны образовался целый ряд вполне продуктивных и жизнеспособных укладов работы на земле. Следовательно, впервые за годы реформ появляется возможность инвестирования сельского хозяйства, но, что следует помнить, в части только тех агропредприятий, которые относятся к этим самым продуктивным укладам(3). Также из этого следует, что отныне можно определять механизмы и каналы их инвестирования. 2 Если мы определяем в качестве таковых образование и профессионально-техническую подготовку(4), то оказываемся практически в роли провизора. Действительно, нам придется иметь дело не столько с механизмом, сколько с организмом. Здесь отступление от рецептуры, от регламента приема средств и прочих предписаний чревато для организма всевозможными негативными последствиями. Действительно, нам придется иметь дело со специфической технологией - гуманитарной (или на худой конец - педагогической), и ничего нам не останется, кроме как стать гуманитарны технологом. Его работа на порядок сложнее работы технологов технических, финансовых, политических и пр. Судите сами, гуманитарную технологию не включить/выключить нажатием кнопки, как это обстоит с технической технологией. Не придать ей оборотов, повышая/понижая процентную ставку и норму прибыли, как это обстоит с финансовой технологией. Не вырвать согласия и одобрения обещаниями завтрашнего дня, как это обстоит с политическими технологиями. И подобных замечаний набирается превеликое множество. И нет готовых на них ответов. Не только у меня. Их не испросить ни у региональной администрации и ее советников, ни у Правительства РФ с его советниками(5). Здесь придется соображать самому. |
контексты
Вначале необходимо определиться с контекстами данной темы. Учебное заведение (пока без его различения на учрежденные предприятие или производство) представляет собой один из видов рабочей организации, от которой, как и любой рабочей, деятельной организации, ожидается определенный рабочий результат (результат как таковой, или же в форме продукта, товара или ресурса). Ожидается - значит берется в расчет другими организациями. Чтобы оправдать эти ожидания, само учебное заведение также нуждается в результатах работы соответствующих организаций. Или же в их продуктах, товарах, ресурсах(6). организационная модель Изображу положения этого абзаца в графическом виде (см.фиг.1). На рисунке представлена в простейшем виде
моделирование Итак, фиг.1 изображает принципиальную, т.е. самую общую, обобщенную организационную модель учебного заведения. Его организационную модель вообще (упор именно на организационный характер модели обусловлен тем, что любое наличное образование как учреждение начинается, существует и исчезает благодаря организаторам образования). В организационной практике же предстоит иметь дело с совершенно конкретными учебными заведениями. Их разнообразию несть числа, и пусть не вводят нас в заблуждение общность их юридической формы, уровня подготовки, профиля и т.п. Чтобы не утонуть в этом море разнообразия или не подгонять разнообразие под один аршин, необходимо сначала конкретизировать принципиальную модель, т.е. произвести с ней ряд операций. Прием, который я буду использовать, заключается в определении места заведения или организации. Определить место - значит определиться и с функциями, назначением и всеми прочими атрибутами и признаками организации. |
|
|
модельная
типология
В жизни мы имеем дело с массой учебных заведений, преимущественно организованными еще в советские времена и сохранившими в принципиальных чертах свое организационное устройство. Единственным местом подобного учебного заведения (в социалистическом, плановом хозяйстве) служила отрасль. Лишь единицы учебных заведений не являлись отраслевыми, например, МГУ, МАрхИ, НГУ. Более того, привилегированными были т.н. ведомственные учебные заведения (как бы закрытая зона внутри отрасли). Какой вывод следует из данного - отраслевого - места (см.фиг.1.1)? Оснащение работ учебного заведения всегда было делом отрасли и организовывалось оно в форме снабжения учебного заведения. Соответственно, отрасль и распределяла произведенное учебным заведением. Под последним необходимо подразумевать выпускника-специалиста. Сами специальности были стандартизированы либо в масштабе всего народного хозяйства, либо отрасли/ведомства(9). В этом смысле жизнь учебных заведений была беспроблемной, не даром ее с тоской вспоминают руководящие кадры т.н. старой закалки. Следует сказать, что сегодня сохранились только ведомственные учебные заведения, а отраслевые исчезли вместе с пресловутыми отраслями. Что мы имеем сегодня еще? Наряду с ведомственными учебными заведениями появились учебные заведения "в рынке" (1.2.), "в корпорации" (1.3) и "в территории" (1.4). (продолжение следует) Виталий Сааков и Группа ТеСт,11 июня 2008 |
|
|
|