главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
ГРУППА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
РАЗРАБОТКИ ГРУППЫ
     
вернуться в разделш группа территориальных стратегий  
вернуться в разделш региональный учебно-технический центр  
       


Виталий СААКОВ, Вера МУЗЫКАНТОВА

СААКОВ Виталий, МУЗЫКАНТОВА Вера

ПРОБЛЕМАТИКА РЕСУРСА ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ТЕРРИТОРИИ.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ ПОСТАВЩИКА




доклад для II Областной коференции
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ ЭКОНОМИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
20-21 марта 2008
Доклад подготовлен на основе организационного опыта взаимодействия территориального поставщика (ГК СИГМА-СИ) с территориальным образовательным комплексом.
Смотри здесь также аналитические разработки Группы Территориальных стратегий механизм схематизации ресурсов территории
Данное сообщение ставит своей целью постановку вопросов, и не спешит с ответами, особенно скорыми. Это тем более принципиально, что перед средней школой обозначились не только серьезные методические, но и самые что ни на есть реальные практические задачи, чего еще нет ни перед специальными учебными заведениями, ни, тем более, перед школой высшей. Откуда задачи? Культурный, демографический и миграционный сдвиги оголяют рабочие места в производственно-промышленном секторе народного хозяйства. А это прямая внутренняя угроза безопасности страны. Поэтому в деле решения этих задач здесь вполне правомерна определенная аналогия с масштабом и значением пятилеток индустриализации СССР.
РАБОЧИЕ РАЗЛИЧЕНИЯ
Прежде, чем подступиться к проблематике ресурса и его поставкам в сферу производственного и технологического обучения, необходимо сделать предварительные различения. Вне этих различений неиз-бежны смешения внешних явлений и внутренних причин т.н. дефицита рабочих кадров, квалификационных уровней, состава специализаций и прочих разговорных клише. И, следовательно, принятие необоснованных, а то и неблагоразумных, если не вредных, решений. Решений как в направлении трансформации производственного обучения и технологического образования, так и в перестройке и оснащении их отдельных звеньев.
Производство и предприятие
Сегодня, во времена с рынком, практически любое заведение и организация, даже если они учреждены как абсолютные иждивенцы (государственные или корпоративные), вынуждаемы и побуждаемы к рыночным схемам поведения. В одних случаях это противоречит их назначению, в других подкрепляет его.
Учебное заведение учреждается как производственное с целью соблюдения, как и в случае с любым производственным заведением, (пред-) заданных параметров выходного продукта. Таковыми могут быть параметры воспитательные, знаниевые, квалификационные и т.п. Следовательно, стандартизация (производственная) распространяется на всю структуру учебного заведения. И всякое отклонение от вмененных стандартов в том или ином уровне организационно-функциональной структуры, в той или иной ее части отрицательным образом сказывается на параметрах выходного продукта.
Учебное заведение учреждается как предприятие с целью реагирования на внешние изменения или на достижение определенных результатов. Изменения могут отслеживаться в текущей конъюнктуре, а дос-тижения должны планироваться в горизонте культуры. И для первого, и для второго требуются постоянная целевая и ситуационная реорганизация. Ей - реорганизации - подлежат и сама структура учебного заведения, и его продукты.
Продукт, товар, ресурс
Учебное заведение и в форме производства, и в форме предприятия нуждается в покрытии своих расходов - физических, нефизических, символических. Расходы (искусственные траты и естественные убыли) могут покрываться извне продуктом, товаром и ресурсом. При этом продукт назначен к покрытию расходов только и только заведения-производства. Более того, товар и ресурс не могут покрывать расходы заведения-производства в силу функциональной невосприимчивости к ним организационной структуры последнего. И напротив, заведение-предприятие покрывает свои расходы исключительно приобретением товара и ресурса. Более того, попытка заведения-предприятия обратиться к внешнему продукту рискованна для его реорганизационных возможностей и способностей. Следует добавить, если расходы существуют как физические, нефизические и символические, то и покрытие расходов - соответственно. Уточнение: прямое соответствие формы существования расхода и покрытия не необходимо.
СИТУАЦИЯ
Основываясь на данных различениях теперь возможно дать оценку ситуации учебного заведения в час-ти восполнения своих производственных и предпринимательских расходов.
Образовательное учреждение в рынке и хозяйстве
Не смотря на то, что образовательное учреждение может (а то и должно) быть предприятием, это все же специфическое предприятие - это предприятие культурное, а не бизнес-предприятие. Поэтому оснащение его работ не может и не должно обретать сугубо рыночный характер. Следовательно, данная задача оснащения решается в значительной своей части как хозяйственная. А так как хозяйственная, то форма восполнения расходов по преимуществу является продуктной и ресурсной.
Отсутствие инфраструктуры и институтов снабжения.
В СССР наряду с Госпланом существовал Госснаб. Сегодня снабжению подлежат, за редким исключением, только военно-стратегические объекты. Следовательно, они ограждены от издержек рыночного восполнения своих расходов. "Объекты" образования и воспитания к таковым не отнесены, а, следовательно, не ограждены от издержек рыночного поведения (рисков несимметричных сделок). Принимаемые Правительством РФ решения в части поставок в адрес бюджетополучателей (например, пресловутый 94-й закон) в практике своего применения скорее направлены на контроль денежных расчетов, нежели на рационализацию хозяйственных процессов. Рачительное хозяйствование массы образовательных учреждений нуждается в становлении институтов снабжения и развертывания его инфраструктуры. В противном случае практика применения положений 94-го закона будет вступать и далее в противоречие с существующей практикой хозяйствования.
Вопросы покрытия расходов образовательного учреждения
Таковые можно обозначить в более-менее полном объеме только при помощи специального изображения. На нем выделены значимые альтернативы в подходе к принятию решений о составе и форме покрытия расходов образовательных учреждений профессиональной подготовки. Отметим некоторые альтернативы:
что является выходным продуктом учебного заведения - рабочие руки индивида или производственные квалификации (а точнее, индустриальные)?
что значит покрыть расходы учебного заведения - отчитаться по какому-либо результату, передать продукт, продать товар, поставить ресурс?
как оценивать результативность деятельности учебного заведения - в валовом показателе его выходного продукта, по величине освоенных им средств, через показатели развития территории, рост и умножение ее хозяйственных единиц, в процветании населения?
Что это значит? Это значит, что оценка выходного продукта образовательного учреждения задается через ценность выходного продукта того учреждения (производственного в широком смысле), в котором задействуются квалификации, производимые первым (образовательным учреждением в узком смысле). Именно поэтому любое учебное заведение, производящее квалификации, следует рассматривать в функции ресурсного центра. Представляется очевидным, что квалификационный ресурс подлежит именно поставке, но никак не "отгрузке на склад", "выбросу на рынок" или, что еще несуразней, "выпуску специалистов". Контракт между учебным и производственным заведениями о найме выпускника вряд ли достигает этой цели. Объяснение в том, что производственное заведение не является здесь непосредственно работодателем, а есть только и только звено в цикле жизни квалификаций и их носителей.
Структура квалификационного ресурса
Итак, замыкающей целью поставок в учебные и служебные (хозяйственные) работы образовательного учреждения служит квалификационный ресурс (смотри Приложение- 2). Как только что было отмечено выше, квалификационный ресурс существует в обращении - на рынке труда, человеческого капитала или собственно рынке квалификаций. И не только в обращении - он вступает в различные кооперацион-ные связи хозяйства (народного или корпоративно-отраслевого). Следовательно, квалификационный ресурс в силу способа своего существования далеко не является "вещью", некой отдельностью, а всецело структурой. Насколько будет продумана структура квалификационного ресурса, настолько и можно будет рассчитывать на экономические позитивы в территориальном хозяйствовании.
ЦЕЛИ ПОСТАВОК
Квалификационный ресурс как продукт
образовательного учреждения

Прежде всего, здесь следует акцентировать организационно-технический и технологический смысл т.н. поставки. Поставки следует подразделять на торговые и производственные. Грубо говоря, первый вид поставки - это поставка на склад (с целью дальнейшего ею распоряжения). Второй вид поставки - это поставка в производственный, технологический или хозяйственный процессы. Если организация-приемщик не мыслит себя сугубо хранилищем, а другими словами, ее функция не состоит в создании, хранении и обслуживании запасов (не говоря об их проедании), то она должна рассчитывать непременно на производственные поставки. Рассчитывать - значит избегать излишних трат в расходах. А расходы неизбежны, т.к. предстоят дополнительные манипуляции с доставляемыми грузами. При этом, если деятельность организации-приемщика оценивается не по валовым показателям и не по величине освоен-ных средств, но по ресурсным характеристикам выходного продукта, то все виды поставок, исключая производственную, так или иначе негативным образом влияют на ценность выходного продукта. Его предельная ценность - быть квалификационным ресурсом.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТ
В соответствие с духом времени работы должны направляться четырьмя "И":
Институты
Из тактических соображений территориального развития следует восстановить в своих принципиальных чертах прежний институт снабжения, а в стратегическую перспективу региона заложить юридический, экономический и хозяйственный механизмы становления института "Поставщик ресурса для территории".
Инфраструктуры. Инновации
Восполнение и покрытие расходов образовательных и производственных учреждений должно вестись на инновационной основе. Инфраструктура поставок и снабжения могла бы в этом случае выступить целым комплексом инновационных решений и подходов в деле рационального хозяйствования на территории.
Инвестиции
Обращение квалификационного и других ресурсов в среде хозяйственных субъектов, административных органов, учебных заведений и предприятий-поставщиков должно проектироваться как инвестиционная деятельность. Для этого необходимо каталогизировать парные и более длинные цепочки "инвестор - инвестируемый" по всему составу важнейших (стратегических) связей в структуре территориально-хозяйственного комплекса.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Упор проблематики подготовки рабочих и специалистов для нужд экономики на связке "учебное заведение - производственная организация" чреват сильным переупрощением механизма поставки квалифи-кационного ресурса в экономические планы территории. Разумным подходом здесь видится тщательный и скрупулезный пересмотр представлений и способов управленческих, учебных и хозяйственных работ. Благо, что за короткий период реформ и перестройки они не успели врасти "в плоть и кровь" управленцев, педагогов и хозяйственников, будучи пока временными и эпизодическими заимствованиями с дальних и недальних территорий, никак не являющихся аналогом нашей.
Виталий Сааков и Группа ТеСт, 29 марта 2008

Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение

СААКОВ Виталий

ПРОПЕДЕВТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОСНАЩЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
организационные и аналитические опыты поставщика

1 6 июня 2008г. PRISS-laboratory и ГК СИГМА-СИ, партнерДепартамента профессионально-технического образования участвовали в очередном разговоре о судьбе профтехобразования. Тон разговору задал министр образования Тамара Владимировна Девяткина, только что вернувшаяся с парламентских слушаний по этому же вопросу. Тон и был передан с этих слушаний: не ныть и не скулить, вспоминая "золотой век" профтеха, более того, следует знать, что реформа образования РФ провалилась из-за крайней консервативности последнего. Не остался забытым и классик: труднее всего поддается изменению сознание. Так что, давайте его изменять...
Эта установка лишний раз напоминает о мере сложности и без того сложной задачи, стоящей перед поставщиком учебной техники(1). Нет ли здесь преувеличения? Нет и нет. Скорее, есть опасение, что организаторами образования сложность задачи оснащения учебных заведений еще не осознана в полной мере. Но это утверждение придется обосновывать.
По замечанию Т.Девяткиной Президент России повысил инвестиционный рейтинг сельского хозяйства страны. Отныне это уже не "черная дыра" (а от себя добавлю - уже "серая"). Это свидетельствует, по Медведеву(2), о том, что на месте практически однородной сельскохозяйственной отрасли страны образовался целый ряд вполне продуктивных и жизнеспособных укладов работы на земле. Следовательно, впервые за годы реформ появляется возможность инвестирования сельского хозяйства, но, что следует помнить, в части только тех агропредприятий, которые относятся к этим самым продуктивным укладам(3). Также из этого следует, что отныне можно определять механизмы и каналы их инвестирования.
2 Если мы определяем в качестве таковых образование и профессионально-техническую подготовку(4), то оказываемся практически в роли провизора. Действительно, нам придется иметь дело не столько с механизмом, сколько с организмом. Здесь отступление от рецептуры, от регламента приема средств и прочих предписаний чревато для организма всевозможными негативными последствиями. Действительно, нам придется иметь дело со специфической технологией - гуманитарной (или на худой конец - педагогической), и ничего нам не останется, кроме как стать гуманитарны технологом. Его работа на порядок сложнее работы технологов технических, финансовых, политических и пр. Судите сами, гуманитарную технологию не включить/выключить нажатием кнопки, как это обстоит с технической технологией. Не придать ей оборотов, повышая/понижая процентную ставку и норму прибыли, как это обстоит с финансовой технологией. Не вырвать согласия и одобрения обещаниями завтрашнего дня, как это обстоит с политическими технологиями.
И подобных замечаний набирается превеликое множество. И нет готовых на них ответов. Не только у меня. Их не испросить ни у региональной администрации и ее советников, ни у Правительства РФ с его советниками(5). Здесь придется соображать самому.
контексты
Вначале необходимо определиться с контекстами данной темы. Учебное заведение (пока без его различения на учрежденные предприятие или производство) представляет собой один из видов рабочей организации, от которой, как и любой рабочей, деятельной организации, ожидается определенный рабочий результат (результат как таковой, или же в форме продукта, товара или ресурса). Ожидается - значит берется в расчет другими организациями. Чтобы оправдать эти ожидания, само учебное заведение также нуждается в результатах работы соответствующих организаций. Или же в их продуктах, товарах, ресурсах(6).
организационная модель
Изображу положения этого абзаца в графическом
виде (см.фиг.1). На рисунке представлена в простейшем виде
фигура 1
© priss 2008-06-07
организационная модель жизни учебного заведения. О том, что речь идет именно об учебном заведении свидетельствует белый просвет в "теле" заведения - это методика, состыковывающая, сшивающая два рабочих процесса, собственно, оснащение педагогических работ и их рабочий выход(7). О чем говорит данная модель? В первую очередь о том, что т.н. рабочий выход учебного заведения (стрелка справа) есть не что иное, как функция или производная оснащения его работ (на рисунке стрелка слева). Сам собой напрашивается тезис с далеко идущими выводами: результативность педагогических работ учебного заведения впрямую зависит от соорганизации методики и оснащения. Следствия этого тезиса. Само по себе ожидание результатов есть своего рода жанр и действительность проекта, т.е. некого события будущего, наступление которого никогда не имеет 100% вероятности (нет проектов, реализующихся в полном соответствии с исходным замыслом). Если же нас не устраивает вероятностный жанр, то необходимо предпринять организационное проектирование. Реализации оргпроекта препятствуют только форс-мажорные обстоятельства. В этом случае организацию учебного предприятия или производства необходимо начинать с левой стрелочки - с постановки работ по оснащению, последовательно распространяя их регламенты и стандарты на методику и на выходные результаты(8).
моделирование
Итак, фиг.1 изображает принципиальную, т.е. самую общую, обобщенную организационную модель учебного заведения. Его организационную модель вообще (упор именно на организационный характер модели обусловлен тем, что любое наличное образование как учреждение начинается, существует и исчезает благодаря организаторам образования). В организационной практике же предстоит иметь дело с совершенно конкретными учебными заведениями. Их разнообразию несть числа, и пусть не вводят нас в заблуждение общность их юридической формы,
уровня подготовки, профиля и т.п. Чтобы не утонуть в этом море разнообразия или не подгонять разнообразие под один аршин, необходимо сначала конкретизировать принципиальную модель, т.е. произвести с ней ряд операций.
Прием, который я буду использовать, заключается в определении места заведения или организации. Определить место - значит определиться и с функциями, назначением и всеми прочими атрибутами и признаками организации.
место
учебного
заведения
организация оснащения работ и
применения результатов
отрасль или
ведомство
снабжение
отраслью
(ведомством)
потребностей
учебного
заведения
1.1
распределение
продуктов
в отрасли
(ведомстве)
рынок
покупка
товара
(цены-качества)
у продавца
1.2
продажа
товара
(цены-
качества)
покупателю
корпорация
поставка
образовательных
ресурсов в
педагогические
работы
1.3
поставка
технологических
ресурсов
в работы
корпорации
территория
распределение
бюджетных
ассигнований
1.4
трудо-
устройство
на территории
бюджетодателя
 
модельная типология
В жизни мы имеем дело с массой учебных заведений, преимущественно организованными еще в советские времена и сохранившими в принципиальных чертах свое организационное устройство. Единственным местом подобного учебного заведения (в социалистическом,
плановом хозяйстве) служила отрасль. Лишь единицы учебных заведений не являлись отраслевыми, например, МГУ, МАрхИ, НГУ. Более того, привилегированными были т.н. ведомственные учебные заведения (как бы закрытая зона внутри отрасли). Какой вывод следует из данного - отраслевого - места (см.фиг.1.1)? Оснащение работ учебного заведения всегда было делом отрасли и организовывалось оно в форме снабжения учебного заведения. Соответственно, отрасль и распределяла произведенное учебным заведением. Под последним необходимо подразумевать выпускника-специалиста. Сами специальности были стандартизированы либо в масштабе всего народного хозяйства, либо отрасли/ведомства(9). В этом смысле жизнь учебных заведений была беспроблемной, не даром ее с тоской вспоминают руководящие кадры т.н. старой закалки. Следует сказать, что сегодня сохранились только ведомственные учебные заведения, а отраслевые исчезли вместе с пресловутыми отраслями.
Что мы имеем сегодня еще? Наряду с ведомственными учебными заведениями появились учебные заведения "в рынке" (1.2.), "в корпорации" (1.3) и "в территории" (1.4).

(продолжение следует)

Виталий Сааков и Группа ТеСт,11 июня 2008
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
 

(1) - Представляется вообще недопустимым сведение оснащения учебного заведения к каким-либо формам торговли или торговых поставок. И, кстати, пресловутый 94-й закон никоим образом не навязывает такого сведения.  
(2) - Поверим его экспертам и аналитикам, другого нам не остается.
 
(3) - Формы жизни и деятельности на земле (аграрные) в отличие от иных форм жизни и деятельности (например, промышленно-индустриальных) тяготеют к автаркии.
 
(4) - Исходя из сегодняшней риторики - инвестирование в человеческий капитал. Но риторика риторикой, а придется продумать, взвесить и решить куда больше проблем и задач, нежели с "обычными" инвестициями - в оборудование, в строения, в оборотный капитал...
 
(5) - Само мучается уже не первый десяток лет.
 
(6) - Ставя акцент либо на продукт, либо на товар, либо на ресурс, мы, тем самым, ставим себя в определенный вид взаимодействий. Это будут, соответственно либо т.н. производственная кооперация, либо коммерческие сделки, либо партнерство.  
(7) - Для других организаций, например производственных, этот стык обеспечивается производственной технологией.
 
(8) - Если же мы намерены получить завтра и такие результаты, которые не в состоянии предвосхитить сегодня, то необходимо обращаться к жанру программирования. Но это особая тема.
 
(9) - В этом их было преимущество - в части унифицированного снабжения учебных заведений. Но в этом и был их недостаток - стандартных специалистов необходимо было достраивать и встраивать в производство. Поэтому этими самыми производствами практически дублировалась система профессионального образования страны (отрасли). Подсчитать издержки не представляется возможным, проще умножить официальный бюджет образования в СССР на два.  
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
29 марта 2008
последнее обновление
03 март 2012
Виталий СААКОВ, Вера МУЗЫКАНТОВА