http:// evgeny saakov .ru |
|
||||
сайт для со- |
-беседников
|
|||
www.liveinternet.ru/users/kleopatra_kle/post111749308
|
В 11 лет он нарисовал Лондон
с высоты птичьего полета
после того, как пролетел над ним на вертолете |
||
Сразу после Рождества из Харькова мне была прислана ссылка: www.liveinternet.ru/users/kleopatra_kle/post111749308.
Эпиграф взят со страницы по этой самой ссылке (а первоисточник смотри
по адресу: http://www.stephenwiltshire.co.uk/gallery.aspx).
К чему это я? Это к своим воспоминаниям, хотя материалы по приведенным ссылкам сами по себе заслуживают неподдельного интереса и внимания. Поэтому, если кто сейчас читает мою заметку, пусть не затруднится взглянуть на эти два сайта. Будет понятнее, что я хочу сказать. Полуторагодовалого Женьку мало занимала архитектура на улицах и площадях столицы. В том числе и в районе площади Гагарина, где располагался ДСА - Дом студента-архитектора. А в Москве 80-х уже было немало, что могло впечатлить не только взрослых, но даже и детское "чистое" сознание. Женьку больше занимала техника, замечаемая им во время дневных выгулов с мамой или папой, уже аспирантами Московского архитектурного института. На технику, особенно производившую шум и треск, он смотрел завороженными глазами. Сравнимый восторг он испытывал разве что в Нескучном саду, когда я спугивал с веток деревьев сотни и сотни московских ворон, которые разом с них снимались, шумно сопровождая все это недовольным вороньим карканьем и буквально застилая собой небо. Мотоцикл или трактор - вот они самые важные и удивительные персонажи улиц. Первое слово из технического словаря у Женьки было "трахта" - трактор. Трахта тарахтит, пусть и не так, как мотоцикл. Оба пахнут, оба дышат и не сидят спокойно на месте. Что там недвижный, беззвучный и необоняемый дом… Казалось бы, ничего удивительного. Какой ребенок в полтора года не то что отвернется, а равнодушно проводит взглядом шумный движущийся большой предмет? Удивительное начиналось потом, по возвращении домой. Еще не освободившись от уличной одежды, он требовал чистый лист и карандаш. Нет, не для детских наивных каракулей! На листе под его рукой мало-помалу проявлялось техническое изображение. Именно техническое, так как было аксонометрическим. Здесь дилетанту в области технической - строительной, машиностроительной и прочей графики - стоит указать на "печальный" педагогический факт: этот вид изображения весьма с трудом дается студентам. Проявлялось… Это сродни фотографическому процессу, когда в фотокювете на белой бумаге постепенно проступают черты предметов, зафиксированных объективом и пленкой. Вот также с документальной правдивостью и четкостью карандаш в детской руке воспроизводил технический образ, зафиксированный глазом и памятью ребенка, и воспроизводил в средствах технического же выражения. Думаю, сам этот феномен был достоин не только родительского умиления. Но феномен этим не исчерпывался. Известно, что рисунок для маленького ребенка служит компенсацией дефицита языковых средств выражения. И словарный запас ограничен, и говорение должно быть подчинено определенным грамматическим правилам. И чем более сложное впечатление нужно выразить ребенку, тем более изощренными должны быть его речевые способности, тем более правильными с точки зрения норм и правил языка взрослых. А какие правила для детского рисунка? Никаких. Тем он и хорош. Рисунок трактора, или мотоцикла, был необходим Женьке, чтобы изучить и исследовать это невиданное до того техническое чудо (в руки оно не давалось, при том, что родители держали ребенка на известном от него расстоянии). Поэтому рисунок должен был быть буквально фотографическим, он должен был показать и объяснить устройство мотоцикла или трактора. Поэтому помимо документальности рисунок должен был быть аксонометрическим. А как же иначе рассмотреть взаиморасположение замысловатых частей, их соединения и чего там еще нужно было расследовать впечатлившемуся ребенку? Теперь, чтобы вас не мистифицировать, я должен по аналогии с приведенными вначале веб-ссылками, дать соответствующие рисунки. Возможно, они появятся на сайте, а может быть, и нет. Скорее всего, нет: чтобы им не сравниваться поистине с шедеврами Стивена (Stephen Wiltshire). <...> Может быть, уже в далекие 80-е Женька своим примером стал меня учить понимать значение (в строгом толковании этого термина семиотики) и роль графических образов в исследовании нашего мира. В исследовании, предпринимаемом теми, кому еще предстоит войти в мир, мир взрослых. Поделюсь одним из своих опытов в поддержке такого исследования на неформальных семинарах с семиклассниками. Оформлен опыт как текст развернутого объявление о IV эпистемологическом семинаре. |
||
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
архив текстов |
||
^^^вверх |
с 21 января
2010
|
||
последнее
обновление: 29 март 2015 |
последнее
обновление: 23 январь 2015 |