http:// evgeny saakov .ru |
сайт для со- |
-беседников
|
|||
ТЕКСТЫ / НЕПРОЧИТАННЫЕ
ЛЕКЦИИ / 1 / комментарий
|
НЕПРОЧИТАННЫЕ
ЛЕКЦИИ: средовое и топическое измерение социальной реальности / сознание
как механизм воспринятия культуры
КОММЕНТАРИИ 08 июня 2007 комментарий 1.1: досужие вопросы повседневности Бесспорно, что перечисленные вопросы есть вопросы того, кто подготовил и не прочел эти лекции. При этом автор предполагал, что этими вопросами задаются его предполагаемые слушатели. Будь лекции прочитаны, все встало бы на свои места: над автором или посмеялись бы, или к нему бы прислушались. А пока автор до сих пор пребывает в уверенности, что эти вопросы обязательны для т.н. нормального (культурного) индивида. Т.е., для индивида вымышленного, пусть вымышленного и с благими намерениями. Сегодня уверенность колеблется. При этом нужно уточнить одну принципиальную вещь. Под вопросами ориентирования в мире автор ни в коей мере не имел ввиду нечто подобное спортивному ориентированию или, что ныне распространенней, карьерному. Ориентирование в спорте или в карьере не имеет отношения к поиску своего пути. В первом случае прокладывается маршрут, а точнее, происходит cross, в другом - подбирается т.н. лифт, а точнее имеет место стремление к rise. Чтобы еще сильнее отделить вопросы ориентирования от техник ориентации, автор отсылает к схеме символов и знаков города. В соответствии с философской традицией в ней различаются "индивид" и "Я". Зачем? Не у каждого индивида есть Я (большое, заглавное), а если и есть, то в роли местоимения, т.е. в виде "я" (прописного, маленького). Но местоимение не есть имя. Поэтому вопросы в наклонении поиска пути вполне правомерно склонить к вопросам именования, прежде всего само-именования. Проблема, как представляется автору, здесь одна: именование и имя сегодня отходят на второй план, уступая место нанесению различных значков-ярлыков. Массовый (и даже не очень) индивид благодаря им и различим в массе. Например, благодаря лейблу (by label). Маркировка с помощью лейбла весьма эффективна, иначе он не получил бы столь широкого распространения. Так, благодаря маркировке "тинейджер" можно быть неразличимым в одной массе индивидов (возрастной), но выделиться в другой (не возрастной). Чтобы стать различимым в возрастной массе, уже следует поверх лейбла тинейджера нанести еще один лейбл. И так может происходить теоретически бесконечно, лишь бы маркируемый помнил, что на что нанесено, иначе может случиться конфуз. Почему же на первый план выходит лейбл, а имя отходит на второй? Может, для кого-то это и вопрос, но автору здесь все вроде ясно. Действительно: а где взять имя? Да еще на фоне форсированного производства и приклеивания лейблов-как-заменителей-имен(1). Вот на одной из встреч 10-летней давности с лицеистами и был дан ответ на этот вопрос, но, как говорится, не банальный и не риторический. Схема символов и знаков города (не лейблов!) строилась для того, чтобы "положить" перед собой "мир", и положить как ориентир. В этом смысле не тот мир, который за окном, который скорее дезориентирует, нежели ориентирует(2). (продолжение следует) ^^^вверх ---------------------------------------------------- (1) - Показательно, что в пику тотальному лейблу "менеджер" (как правило, бессодержательному в применении) возник контр-лейбл "манагер" (этот-то лейбл вполне содержателен, пусть и негативно). (2) - Автор может позволить себе это утверждение, т.к. мир-за-окном полон случайностей, а пребывание в случайностях неизбежно сводит нас только со случаями и происшествиями. Случай да происшествие - не факт и не акт. Факту, чтобы быть таковым, стоит быть безусловным, а акт, как действие-поступок, по большому счету есть разрушение условий. Именно поэтому конкретный город есть ложный, фальшивый ориентир в пути. Конкретный город он ведь передо мной, закрывая горизонт, он уже есть, довлея надо мной, он так или иначе существует и без меня. Следовательно он влечет, затягивает, отпугивает, путает, вводит в заблуждение.., короче, дезориентирует. В пути ориентиры выставляются после осуществленных шагов, за пройденным отрезком пути. Ориентиром в пути служит откладываемый сзади створ, а не то, что маячит впереди. |
||
автор | ||
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
архив текстов |
||
^^^вверх |
с 10 марта
2007
|
||
последнее
обновление: 23 февраль 2015 |