главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 16. (...) |
§ 37 (...) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
лекция 16 | (...) |
§ 37/35(1) | (...) |
Щедровицкий П.Г. После предыдущей лекции у меня состоялся любопытный разговор с Верой Леонидовной, который вначале привел меня в изумление, а потом заставил еще раз пройти по излагаемому материалу с целью дополнительной аргументации моей позиции. И нашими совместными с ней усилиями это оказалось вполне себе полезно, поэтому я думаю, что эту лекцию мы потратим на обсуждение неких аспектов того перехода от эмпирического материала один, к эмпирическому материалу два, о котором я говорил в самом начале. |
И вот логическая первичность педагогического материала и педагогической рамки, для меня являются безусловными. Иными словами, можно сказать, что в том пространстве методологической рефлексии, или интеллектуальной рефлексии и мышления, которое в дальнейшем получило название методологического, которое выстраивал и создавал Георгий Петрович и Кружок в целом в этот период, педагогика играла роль основного второго эмпирического материала. Но, что еще главнее, играла роль практики, с которой имел дело или мог иметь дело в этой ситуации Кружок. Да, конечно, спустя 15 или 20 лет у Георгия Петровича возникает еще один контекст, который может претендовать на статус практичности. Это то, что он называл в узком смысле терминологической работой, а в широком смысле может рассматриваться как один из видов культуротехники и семиотической инженерии. Но позволю себе утверждать, что в период конца 50-х, начала 60-х годов этот второй тип практической установки не имел и не мог в принципе иметь в тот период сопоставимого значения с рамкой педагогической практики. |
Блонский не потому занялся влиянием памяти на мышление и педагогикой, что он разочаровался в ранней философии Плотина, о которой писал свою магистерскую диссертацию. Выгодский не потому занялся обучением слепоглухонемых, что его разочаровала психология искусства, и он перестал ходить к Гурджиеву на его театр импровизаций. Они вынуждены были заниматься этим, потому что ничем другим заниматься было нельзя. Не было другой осмысленной социальной позиции в условиях гонений на интеллигенцию и, шире, на всю интеллектуальную публику, не уехавшую из страны, вплоть до, а особенно после событий получивших название в истории как «философский пароход», т.е. отправкой ста лучших интеллектуалов России из страны в эмиграцию насильственно. Никакой другой работы, в которой можно было сохранить личностное начало, продолжать реализовывать себя в том или ином масштабе и не сойти с ума, просто не было. |
Вот чтобы не попасть в эту ситуацию, в которой многие наши интеллектуалы находились как в 50-е, так особенно в 60-е, а многие в 70-е годы, вот этот ход к педагогической рамке, как рамке практического действия, был, еще раз подчеркиваю, логически и, Вера Леонидовна, хронологически первичным. |
В этом смысле не нужно искать нормативизм в схеме воспроизводства деятельности и трансляции культуры. Дубровский говорил: «Как они от средств перешли к нормам?» Да нормы были с самого начала, потому что была установка на создание новой логики, о чем я много раз говорил. И оно пронизывает самый исходный текст. Но утверждать, что ты строишь норму, и строить что-то как норму – это разные вещи. В этом смысле они могли быть наивными, они могли быть романтичными, но они не были идиотами. И они довольно быстро для себя поняли, что их попытка через логику повлиять на реальную практику организации научных исследований и, тем более, урожайность, удойность и металлургическое производство – не получается. В силу их специфической позиции в системе социальной организации, и в силу специфики самой этой социальной организации, которая была характерна для этого предхрущевского Советского Союза. Поэтому они не были идиотами, они прекрасно понимали, что им не удается занять позицию, соразмерную установке на практику, на практико-ориентированное действие. Они являлись маргинальной, квазифилософской, не признанной в самой философии, не признанной в самой логике, группой людей, выпихнутой силой обстоятельств, на поля социальных процессов, реальных процессов принятий решений, управления, которые в тот момент существовали. |
И так, по большому счету, все семейные смотрели на него как на выродка. Что он вот из этой нормальной традиции, интеллектуальной еврейской семьи, которая и в предыдущем поколении занималась этим и сейчас занимается этим: один родственник – микробиолог, второй авиацию создает, третий, хоть и гинеколог, но тоже вроде практикой занимается. А здесь вот не поймешь что. И в этом плане, ставя перед собой такие грандиозные задачи на практико-ориентированное действие, через инструмент разработки новой логики и технологии мышления, они должны были, обязаны были положить еще какую-то микропрактику, которая функционально столбит это место и позволяет им удерживать горизонт социокультурного самоопределения. «Проводимая в настоящее время перестройка школы… Друзья мои, ну кто же не перестраивал у нас школу? … поставила перед педагогической наукой, целый ряд новых, исключительно важных задач…» Если мы возьмем этот штамп, штамп, который стоит за этим, это, если хотите, прямой повтор программного доклада про логику. И там кто-то поставил перед кем-то какие-то задачи. |
«… Одной из них ставится задача коренного улучшения метода воспитания детей. Важность ее определяется, в частности, тем, что учебная программа новой школы, предусматривающая сочетание политехнических дисциплин с производительным трудом, при сохранении гуманитарного образования неизбежно связана с увеличением материала, подлежащего усвоению… При этом, обратите внимание, я подчеркиваю, чем он в этот момент занимается. Он из школы уже ушел, он уже не педагог в школе, он не преподаватель логики и тому подобное. Хотя это, конечно, оказало свою несомненную печать на вот эту первичность, но он работает редактором издательства «Педагогика» и редактирует в течение двух лет, 58 – 59 гг., работы Блонского, которые посвящены единой трудовой школе, техническому образованию, и т.д. И если вы возьмете работы Блонского, начнете их листать, то вы увидите, что между этими словами и тем, что написано у Георгия Петровича, прямая перекличка. Т.е. в этом плане актуализирована в новой ситуации 60-х годов программа Блонского 22-24 года. Оттуда это взято, причем очень интересно, если опять вернуться к тому, что я уже сказал, к самоопределению… …Вместе с тем хорошо известно, что уже при прежней программе, наблюдалась перегрузка школьников учебными занятиями. Вопрос о необходимости сужения программы не раз поднимался в нашей печати, но опыт показал, что ни один из существующих предметов не может быть выброшен или существенно сокращен. При этом к ним прибавились еще новые предметы. Решение этого вопроса может заключаться только в изменении характера самого учебного процесса. В предельной рационализации его. |
В качестве средства такой рационализации выдвигают дифференциацию и специализацию обучения на втором этапе образования. Это без сомнения правильная и вполне созревшая мера. Однако, не менее важным и назревшим является переход к активным методам обучения и воспитания, которые бы позволили учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладевать необходимыми знаниями и умениями. Это, на наш взгляд, является главным средством рационализации учебного процесса. Здесь очень любопытно. Не кажется странным? «…психических деятельностей. При существующей практике обучения они складываются, как правило, стихийно. Новые методы, напротив, должны быть рассчитаны, прежде всего, на воспитание способностей учащихся, причем особое внимание при этом должно быть обращено на формирование учащимися навыков самостоятельного умственного труда, умения самостоятельно планировать свою работу, анализировать ее состав, намечать этапы и т.д. |
Между тем, главным фактором, определяющим развитие мыслительных способностей в ходе решения задач, являются именно характер и структура той деятельности, которую осуществляют учащиеся, и последовательность осуществления этой деятельности в ходе обучения. Поэтому для построения рациональной системы обучения, формирующей у учащихся мыслительные способности, необходимо осуществить широкий круг логических и психологических исследований структуры мыслительной деятельности, а также условий и закономерностей ее формирования. Продолжать не буду. В последней трети этой статьи то, что я уже вам рассказывал про четыре типа задач, и про типологию задач. Мы это уже разобрали на первом этапе. Но я хочу еще раз акцентировать ваше внимание на роли: первое, установки на практическое действие; второе, на роль педагогической практики в указании этой рамки. В этом плане утверждаю, что речь идет о педагогике в широком смысле слова. Почему в широком? Потому что я сейчас еще ту же самую эволюцию проиллюстрирую на другом уровне, не на уровне смены рамки или появления рамки, а на уровне эволюции предмета исследовательской работы, изменения того, что они пытались исследовать. Но функционально педагогика играла важнейшую, ключевую роль именно как практическая рамка, в переходе к новой онтологической картине. |
Щедровицкий П.Г. Хорошо. Для тебя загадка, а для меня отгадка. Я хочу поблагодарить Веру Леонидовну, потому что она помогает мне справиться с моей библиотекой. Я, кстати, не понял, где ты этот текст обнаружила. Ну, ладно. У меня много чего есть, только я не успеваю смотреть. «Мне кажется, что очень важным, для работы нашей комиссии… Речь, скорее всего, идет о комиссии по психологии мышления и логике. …был период дискуссии начала 1960-го года. Мы обсуждали в этот период работу «Опыт анализа сложного рассуждения, содержащего решение математической задачи», по-простому «Аристарх», и столкнулись две точки зрения. |
Группа логиков подходила к проблеме следующим образом. Выделялся какой-то языковой текст, содержащий решение какой-то задачи. В качестве удобного примера был взят текст, излагающий решение задачи определения отношения расстояния Земля-Солнце, Земля-Луна Аристарха Самосского. Рассуждение строилось так: в тексте, пришедшем к нам, зафиксирован процесс мышления, осуществленный Аристархом. И поэтому, разработав методы выделения и реконструкции, мы можем восстановить из этого текста этот мыслительный процесс. При этом мы конечно понимали, что сам текст не является процессом решения. Но мы считали возможным таким образом вести анализ, чтобы выделить этот мыслительный процесс в этом тексте. Вы все помните, мы это разбирали. …оказалось также, что Аристарх Самосский, решая задачу, по-видимому, проделал движение справа налево, от неизвестного к известному. В итоге этого движения он получил систему формальных логико-арифметических соотношений, связывающих известное с неизвестным и выражающих решение задачи. А затем, пользуясь полученной им цепью соотношений, проделал движение в противоположном направлении. Вместе с тем оказалось, что механизмы, которые могут быть названы мыслительными, идут, вроде бы даже и не справа налево и не слева направо, а перпендикулярно этим движениям. Т.е. снизу вверх. |
Наконец обнаружилось, что при построении процесса решения Аристарх пользовался определенными средствами, из которых и в соответствии с которыми он строил процесс решения. Без введения этих дополнительных средств невозможно было объяснить появление процесса решения и механизмы его построения. Таким образом, со всей остротой встал вопрос о природе этих средств. |
Давыдов приводил примеры механического приспособления наших движений к объектам, в частности, к препятствиям, возникающим на пути движения. Этим он старался подтвердить свой тезис о том, что процесс деятельности детерминирован объектом. На этих примерах это было ясно. А как происходит дело в более сложных случаях? Когда мы не имеем самих объектов, а оперируем замещающими их знаками? При анализе этих случаев, зависимость деятельности от объекта становилось уже не столь явной. Оставалось непонятным, каким образом наша деятельность со знаками, замещающими объекты, детерминируются самими объектами. |
В этой связи мы выяснили, что существуют по меньшей мере три группы средств, с помощью которых может решаться одна и та же арифметическая задача. Одну группу средств образует число вместе с моделями совокупности и отношения целого-части. Другую группу средств образуют арифметические таблицы, а третью системы алгебры. |
Таким образом, в основании этого различия лежит не различение того, что дано вне и того, что может находиться в голове у человека, оно опирается на другой признак, о котором я буду говорить дальше. |
Главная проблема, которая встала для нас, и логиков и психологов, после всех дискуссий может быть сформулированная так: «Как нащупать и определить методы изучения субъективно-психологической части мышления?» Я формулирую основной тезис таким образом не потому, что изучение объективно-логической части играет меньшую роль или меньшее значение для анализа мышления, чем субъективно-психологическая часть. Я формирую этот тезис так, потому что мы знаем методы изучения субъективно-психологической части значительно хуже и меньше, чем методы изучения объективно-логической. Можно сказать резче. Я вижу главную трудность для развертывания дальнейших исследований мышления в отсутствие методов анализа субъективно-психологической части его. |
Но возникает вполне естественный вопрос: «Какие основания есть у нас для того, чтобы осуществлять такую экстериоризацию, или вообще для того, чтобы надеяться, что ее можно осуществить?» Ведь вполне возможно, что субъективно-психологические образования являются именно такими, что они не допускают экстериоризации и опредмечивания. Поэтому мы и называем их субъективно-психологическими. Петр Яковлевич Гальперин для обоснования своего стремления применил тезис интериоризации. Схема его рассуждений была очень простой. Мы можем надеяться экстериоризировать субъективно-психологические процессы и механизмы именно потому, что они являются не чем иным, как интериоризацией определенных предметных, объективно заданных отношений и действий. Таким образом, экстериоризируя их, мы не преобразуем их в какую-то чуждую форму, а наоборот возвращаем в нормальное и естественное для них существование. Короче, мы можем эти явления экстериоризировать, потому что раньше они были интериоризированы. То, что имеется у нас в голове, есть не что иное, как переведенное в умственный план внешнее образование. Поэтому, спускаясь вниз по генетическому ряду, мы будем находить там, в объективном, внешне заданном виде то, что выше заданно в субъективно-психологическом. |
Выяснилось, теперь уже с достаточной очевидностью, что субъективно-психологические процессы существуют наряду с объективно-логическими, и их невозможно исследовать методом экстериоризации. Эта часть мыслительной деятельности принципиально - ниже я поясню в каком смысле - не может быть выведена вовне и не может стать предметом логического анализа. Этот тезис надо понимать в строго определенном смысле. Опыт нашей работы и развитие человеческого мышления вообще, по-видимому, постоянно опровергают то, что я сейчас сказал. |
Итак, произведя такое действие как психолог-исследователь, мы оказываем воздействие через обучение и педагогику на мышление последующих поколений людей, делаем его другим мышлением. Значит, путем особых психологических описаний субъективно-психологическую часть мышления можно экстериоризировать, но тогда она уже больше никогда не будет являться субъективно-психологической частью. И в связи с этим люди вынуждены будут вырабатывать новую систему субъективно-психологических средств и механизмов. Экстериоризировать мы можем, если сумеем произвести специальное описание, но это уже будет принципиально иное, нежели то, что имел в виду Гальперин, говоря об экстериоризации и интериоризации. |
Это механическое представление предопределено пониманием Гальперина. Отказ от механицизма влечет за собой кардинальный пересмотр самого понятия интериоризации. Подробнее эта сторона дела была рассмотрена мной в докладе «Усвоение и структура психической деятельности». |
Значит только в том случае, если учитываемых нами функций достаточно большое число, мы можем говорить о моделировании в действительном смысле этого слова. |
Все составляющие процесса сопоставления в системе человеческого знания и мышления возникают как нечто новое. Либо как какое-то знание, либо новая единица средств. Те новые образования в процессе решения, которые создал Аристарх, фиксируются человечеством и откладываются в кладовую его орудий. Аристарх создал определенные новообразования в процессе решения. Но они умерли бы, если бы сам процесс не стал процессом дальнейшего анализа и обработки. |
Рисуете схему в голове? …Тот же самый механизм кругооборота может быть рассмотрен нами и в другом плане – с включением индивида. Ту систему средств, на основе которой строился процесс решения задачи Аристарха, можно рассматривать как систему его субъективно-индивидуальных способностей. Потом, может быть сам Аристарх, а может быть другой ученный, делает особым предметом рассмотрения сам этот процесс решения задачи, и выделяет в нем новые средства. Эти средства, зафиксированные в особых знаковых образованиях, таким образом, вошли в кладовую человеческой деятельности. Но для того, чтобы превратиться в саму эту деятельность, они должны быть предварительно усвоены индивидами. Таким образом, справа от изображения этих средств, мы должны добавить еще один процесс – процесс усвоения. |
Разберем это на примерах. Представим, что ребенок должен усвоить число. Число дано ему в виде определенной системы средств и особого формального движения по ним. Возможны, и это сразу же выясняется, два различных усвоения числа. Одно, когда он просто считает, и другое, когда он употребляет их для решения задач. Чем отличаются друг от друга эти два случая? По-видимому, прежде всего тем, что для употребления числа при решении задачи, требуется еще нечто, кроме самого числа. Требуется то, чего в числе нет. Эту добавку, чисто условно, можно назвать символической функцией или функцией замещения. Я не буду сейчас доказывать, что именно такая функция есть. Но какая-то бесспорно должна быть. Говоря об этих процессах, Пиаже вводит символическую функцию. И мы сейчас можем последовать за ним. Возникает естественный вопрос: можем ли мы включить символическую функцию в систему внешне заданных средств? Или, может быть, наоборот? Подобная функция является заданным образованием, принципиально не выражаемом в этих знаниях? И может быть не зависимо от того, может ли быть символическая функция представлена в формальных средствах или нет, она так еще никогда не представлялась. И даже, если мы сможем ее таким образом представить, это еще не обеспечит усвоение ее ребенком. Может быть, и раньше он был вынужден ее строить и создавать ее сам. И теперь, после того как она представлена, он должен будет ее строить. Важно заметить, что я не говорю о спонтанном появлении символической функции. Я все время имею в виду, что символическая функция возникает и может возникнуть только в результате обучения. Но проблема заключается в том, как она возникает. Как она относится к тем средствам, которые задаются в качестве содержания усвоения? |
Мне важно обратить ваше внимание на то, что введя этот новый аспект, мы фактически наложили на нашу субъективно-психологическую часть мышления новую систему функций. Одну, две и даже три. С одной стороны, эти субъективно-психологические механизмы являются результатом усвоения. С другой стороны, они должны стать результатом развития. Но кроме того мы задали еще функцию рефлексии, рефлексивного выделения средств во всех процессах мышления. Значит, способности являются результатом усвоения внешних средств, а внешние средства являются результатом рефлексивного выделения новообразования из процессов мышления. Таким образом, задавая весь этот механизм, в том числе и последний, мы накладываем на субъективно-психологическую часть мышления особые требования. |
Таким образом то, что дети получают для усвоения, представляет собой переработку того, что дал ученый в процессе решения задач. Усвоенные средства приводят к определенным механизмам развития и в результате того и другого, т.е. усвоения и развития, возникают определенные способности. |
Анализируя воспроизводство, мы идем к механизмам действительного исторического развития, а анализируя генезис, мы задаем формально дедуктивные, можно сказать, фиктивные связи. Анализ отношений этих двух подходов является очень важной задачей и должен быть нами подробно обсужден. Фактически, рисуется поле. Я думаю, что не сегодня, а в следующий раз мы с вами его нарисуем, пока это вам домашнее задание. Я же не нарисовал ни одной схемы. Вот теперь нарисуйте то, что он рассказывал, а потом мы с вами посмотрим, когда это будет нарисовано, что из этого может быть выделено. Потому что я думаю, что схематизация всегда предполагает фокусировку в некотором более сложном поле. Значит, перед тем как дать возможность задать мне вопросы, я хочу зафиксировать принцип полигенезиса. Итак, что я утверждаю? Я утверждаю, что существует линия, которую условно можно назвать «Идеей педагогической практики», или «Идеей квалификации педагогической деятельности как практики особого рода». Существует линия, которую можно назвать «Линией рефлексии жизненной ситуации». Смена состава Кружка, приход неофитов, столкновение с невозможностью быстрого освоения всего того массива материала, который был наработан исходным составом Кружка, постановка сознательной задачи на парадигматизацию и обеспечение процессов воспроизводства по отношению к этой группе неофитов(2). |
Ответы на вопросы |
Сорокин К. Вы, выстраивая схему, не указали на рефлексию. Это с чем связано? Она куда-то пропала или еще не появилась? |
А если мы сейчас начинаем обсуждать, что ход на схему воспроизводства деятельности и трансляции культуры – это ход, осуществленный в рамках очень частной и вымороченной практики, и тем самым по интенции делает заход на критику этих схем. Критику, как определение границ осмысленности, границ применимости. То тогда нереализованные фокусировки начинают нас очень интересовать. Ситуация у нас другая, и практики у нас сегодня другие. Щедровицкий П.Г. Согласен. Но подожди, мне ведь важно провести другой тезис. Я на самом деле считаю, что мы еще раз вынуждены возвращаться к последним двум лекциям прошлого семестра, потому что для меня принципиально важным является тезис о пространственной организации мышления. О том, что разные группы представлений, в частности схемы, играют в этом пространстве разную функциональную роль. И функции в мышлении серьезно влияют на морфологию представлений. И в этом плане, мой тезис, если его предельно огрублять, заключается в следующем: быть онтологией, это значит иметь определенный статус в системе представлений. А теперь возникает вопрос о том, каким по морфологии представлениям такой статус может быть приписан? И выясняется, что далеко не всякие детализованные и расчлененные представления могут выполнять эту функцию именно в силу своей внутренней структуры и внутреннего устройства. И когда ты говоришь, что тебе не понятно, почему из этого вытекает онтологический статус схемы воспроизводства, то я говорю, что из этого и ясно, что только представления о воспроизводстве деятельности и вот эта нормативная часть и могла в столь сложном пространстве исполнить роль онтологии. Мы с тобой в прямо обратном залоге обсуждаем, что такое онтология. Почему я так отреагировал на твои слова и так долго над ними думал и сейчас тебе отвечаю, потому что я на самом деле не тебе отвечаю, я продолжаю эту линию. Итак, пространство и пространственные формы организации. Важнейшая вещь, которая осталась не обсужденной и не понятой аудиторией. Я буду над этим думать и буду еще про это говорить. Теперь, специфические формы организации пространства, такие как научный предмет и специфический блок – функциональное место в системе научного предмета, а именно онтология, а также ее роль в системе научного предмета. Отсюда подробное чтение лекций 66-го года. Перенос этого принципа, этого, так сказать, примера функциональной организации пространства и роли онтологии на период начала 60-х годов, поиск онтологии для той, уже надпредметной действительности, в которой они объективно находились. |
С несколькими разными линиями исследований, с расширяющимся и переплетающимся предметом, с несколькими разными группами и группировками, с определенными позиционными или ролевыми отношениями. С одной стороны логики, с другой стороны – психологи. Логики говорят одно, психологи говорят другое. В этом тексте это очень красиво экспонировано. И теперь по отношению к этому пространству надо построить онтологическую схему, которая выполнит функцию предельной онтологии. Что может быть такой схемой? Всеми по-разному трактуемые, сложные, многоуровневые, запутанные знаковые структуры? Атрибутивное знание в квадрате? Атрибутивные знания, которые наложены на одни тексты, другие тексты? Уже их куча этих структур. То, что я вам читал по дискуссии по науке. Одни исследуют инженерные дисциплины, другие исследуют гуманитарные. Восемь или десять направлений. Они уж друг друга не понимают. Они уже по-разному трактуют значки. Еще выделилась группа – они, вообще, математическую логику начали строить. Поверх этого всего Зиновьев, который говорит: «Ну, полные дебилы, чем занимаются понять невозможно». Или столь же сложно раскачегаренная линия на исследование процессов усвоения, способностей, обучения. Там же игровая тематика, там же решение задач, экспериментальные исследования. Помните этот анекдот, когда два молодых акробата и клоуна, старому клоуну на качалке показывают новый номер. И он, посмотрев, говорит: «Да ребята, как я вам завидую. Когда я был в вашем возрасте, конечно, ничего этого не было. Какая свобода импровизации, какие мизансцены! Только одну вещь я вам скажу, поверьте старику, 40 лет проработал в цирке. Вот когда в последнем эпизоде ты бьешь его палкой по голове, коллеги поймите, для цирка это слишком тонко». Понимаете, вот это все слишком тонко. Онтология должна быть очень грубой. Я скажу жестче: и только то, что является очень грубым, может стать онтологией. Может претендовать на выполнение этой функции в развивающихся системах знаний. Данилова В.Л. Я услышала. Подумаю. Сходу не согласна, но надо думать. Логика понятна. У меня еще одна реплика осталась. Слушая этот текст, в последнем абзаце была одна любопытная вещь, которую я раньше не понимала. Щедровицкий П.Г. Слушая. Слушая, обнаружила. Когда читала, не обнаружила, а, слушая, обнаружила. |
Данилова В.Л. Когда Георгий Петрович переходит к процессу воспроизводства и к началу обсуждения этой линии, за этим стоят еще существенные изменения тех временных масштабов, в которых мыслится эмпирический материал и предмет исследований. Т.е. по началу их интересует только момент интеллектуальной инновации. Поэтому то, что они изучают, привязано к определенным людям и их периодам жизни. Аристарх Самосский решил задачу. И вот этот масштаб индивидуального, героического действия, когда происходит мышление. А здесь, вроде бы, начинает обсуждаться история, процесс истории, по временным масштабам, на много больше, чем вот эти индивидуальные героические акты. И тогда происходит фокусировка от отдельных актов к механизмам трансляции и эволюции. Щедровицкий П.Г. Подожди, ты говоришь то же самое что и я, только выделяешь один из факторов. Я указывал на необходимость упрощения, или уплощения. В этом смысле, базовый принцип и фиксирующая его онтологическая схема должны быть предельно кондовыми. И в этом смысле претендовать на всеобщность. Георгий Петрович очень часто, когда его вот так начинали неофиты дергать по поводу схемы воспроизводства и говорили: «Вот вы рассказываете про воспроизводство, про принцип трансляции, но это же не специфично для данного явления, которое мы изучаем, исследуем и хотим понять его природу?» Он говорил: «Да, не специфично. Это сущностное». Это отражает его самую принципиальную природу. Задача не в том, чтобы открыть специфику, задача не в том, чтобы мыслью следовать всем изгибам объекта, как с преодолением препятствий. Задача в том, чтобы уловить его сущностную структуру, которая является не специфической, а общей для всех объектов такого класса, в пределе для всего. Все в мире деятельности живет по этому простому, кондовому, плоскому принципу. Но тот факт, что все живет по этому принципу, дает нам возможность об этом мыслить. В том числе, от сущностного, от фундаментального переходить к некоторым специфическим особенностям, добавляя их в качестве вторичных и третичных характеристик, к основной характеристике. Данилова В.Л. Я поняла, почему я тебе возражаю и пытаюсь подкопаться под твое рассуждение. Ты обсуждаешь схему воспроизводства деятельности и трансляции культуры и весь этот сюжет в логической рамке, а я поняла, что я тяготею к культурологической. |
В этом смысле для меня важна цитата из Пастернака. Для меня важно то, что в середине двадцатых и у нас, и в США, и по всему миру вдруг становится модным производственный роман, где конфликт между нормой и новатором составляет ядро происходящего. В этом смысле, если продолжать твое и мое видение, ты неминуемо обосновываешь необходимость схемы воспроизводства деятельности и трансляции культуры. Я же, доводя эту культурологическую, антропологическую линию до упора, должна буду сказать, что это историческая случайность, что именно эта схема была оформлена как онтологическая, и потом у Георгия Петровича в его рефлексии, стала развиваться. Отчасти, это уже самоопределенческие различия. Притом, что я принимаю твою логику, она мне жутко не нравится, в том числе следующие из нее выводы. Я подозреваю, что моя линия тоже возможна. Рассмотрение значимости этой схемы, вернее выход этой схемы на передний план в рамках чего-то вроде духа времени, интеллектуальной моды этого времени. Это идея института, которая в 60-е годы, насколько я помню, активизировалась. Щедровицкий П.Г. Я же тебе не случайно сказал в прошлый раз, сославшись на Лефевра, что Лефевр считал, что они переоткрыли схему Уотсона-Крика – схему генома. Они же просто идентичны, эти схемы. И в этом плане можно сказать, что и институционалисты занимались тем же самым. Поэтому я не хочу сбросить со счетов некое веяние времени. Но оно для меня точно не случайно. Данилова В.Л. У меня какой-то другой контекст. Не логической необходимости, а исторической. Но я не буду занудствовать. Я сказала, что хотела. Щедровицкий П.Г. Да. Сорокин К. Была ли схема воспроизводства деятельности и трансляции культуры первой схемой, осознанной как онтологическая? Щедровицкий П.Г. Да вроде нет. В текстах, которые я читал, Георгий Петрович говорит, что от одной картины они перешли к другой. Сорокин К. Но они ту картину, про которую он говорит, что от нее они перешли к этой, они ее осознали после того, как перешли к другой? Щедровицкий П.Г. Почему? Еще раз, ребята, смотрите, различение рабочей, объемлющей, предельной онтологии является сквозным. И не возникает в работах Щедровицкого-младшего в 80-е годы. На самом деле оно отчетливо сформулировано еще у поздних схоластов. Они, может быть, слово онтология не употребляли в этом смысле, потому что сам термин появился гораздо позже. |
А когда он появился в голландско-немецкой протестантской философской традиции, то он в силу специфических культурных обстоятельств 17-го века, он с самого начала получил очень острый антирелигиозный и антиметафизический статус. Поэтому для них было трудно связать его с отчетливо самоопределенной поздней христианской схоластикой. Они от слишком многого отказывались, чтобы видеть в тех, на плечах кого они стояли, вполне понятный методологизм. Кстати, вы же должны понимать, что Георгий Петрович немецко-говорящий. Поэтому не работы Кассирера в русском переводе начала 20-го века он читал, а просто немецкие книжки. Книжка Кюльпе 1911-1914 года, это все книжки, которые стоят у меня на полке. Это то, что он читал. Поэтому для него этот пласт размышлений не был чем-то вне-контекстным. Наоборот, это было очень контекстным. Может быть, отношение к этим работам менялось во времени. Например, мне сейчас из моего сегодняшнего исторического взгляда, мне хочется утверждать, что работы Кассирера произвели на Георгия Петровича сильное впечатление. Но вполне возможно, что это был некий проходной момент, и он не придавал этим работам такого значения, которое я сейчас склонен им приписывать, занимаясь некими текстологическими сличениями. Но послушайте, это же вообще очень трудно доказать. Вы можете же на себя это спроецировать. Есть некий круг чтения. Что оказывает влияние? Мы же очень часто и не отслеживаем, что на нас оказало влияние, но повторяем какие-то фразы, обороты мысли, воспринимаем какие-то блоки рассуждений о тех или иных типах сущностей. Иногда целиком берем кусок и вставляем, и какое-то время он живет там, как заимствованный блок. Поэтому термин онтология не был для них чем-то новым. Это был нормальный рабочий философский термин. Понимание проблематики онтологизации и объективации было на очень высоком уровне. Книга Кюльпе целиком написана о проблеме объективации – три тома. Это был единственный вопрос, который интересовал родоначальника Вюрцбургской школы исследований мышления. У него его ученики занимались экспериментированием, а мэтр – у него не было на это времени. Он размышлял только о том, что делать с продуктами их работы. Как объективировать полученные в эксперименте результаты. Вот о чем он думал. Чему можно приписать статус объективно существующего, а что должно квалифицироваться как аппаратный эффект. |
Проблема понимания для ранней герменевтической традиции, не в смысле Шлеермахера, не в смысле линии, которая идет из религиозной традиции, из критики религиозного самоопределения, а в смысле Дильтея. В смысле Макса Вебера с его типологическим методом. Это все были настольные работы. Поэтому есть некоторая сложность для вас, потому что это не ваш круг чтения. Вот там зайдешь в этот книжный магазин, который в коридоре, а там про то, как правильно управлять чем-нибудь. Поэтому тут есть определенные сложности. Когда-то я помню, меня это сильно задело, когда Георгий Петрович объяснял кому-то из аспирантов, что более кристально ясного, прозрачного текста, чем «Критика чистого разума» Эммануила Канта он никогда не знал. Там же все ясно и понятно. А аспирант говорил, что добрался до 19-й страницы и уже никак не может двинуться дальше уже год. «Ну, что вы, молодой человек. Это же на столько ясный, понятный и прозрачный текст» – сказал Георгий Петрович. Вот что с этим делать? А знаменитая история про Ильенкова, книжку которого мы сейчас издали в первой тройке этой серии – философы России? Она заключается в том, что рядом с метро Смоленская, как вы выходите из метро, на стороне, где сейчас Смоленский пассаж, напротив метро был общественный туалет. И Василий Васильевич Давыдов рассказывал историю, как он, зайдя внутрь, обнаружил в туалете, а он был низко, а окошечки были очень высоко, он обнаружил Ильенкова, стоявшего в туалете с книжкой Гегеля, подняв ее в развернутом виде, чтобы из окошечка свет падал, потому что ему срочно понадобилось посмотреть какую-то цитату. Он не нашел другого места. Ну, задумался, зачитался Гегелем. |
Поэтому я возвращаюсь к своему основному тезису. Быть онтологией – это значит занимать определенное место в пространстве организации мышления. Чем сложнее то пространство, мыслительное, про которое мы говорим, тем более жесткие и четкие требования к мыслительным представлениям – материалу мышления, которое могло бы выполнить эту функцию – задаются. И также как в более простой форме организации научно-предметного мышления – это система взаимных требований. Онтология зависит от эмпирического материала, средств, методов. И наоборот, все эти и другие функциональные блоки зависят от содержания онтологии. |
Сноски и примечания |
(1) - Нумерация параграфов дана в виде дроби. В ее числителе - сквозной номер параграфа в соответстсвии с данной интернет-публикацией. В знаменателе - номер параграфа в соответствиии с текстом лекций, который у меня на руках (Виталий Сааков). |
(2) - цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
Щедровицкий Петр Георгиевич. Родился в семье русского советского философа
Г.П. Щедровицкого. С 1976 года начинает активно посещать Московский методологический
кружок (ММК), организованный Г.П. Щедpовицким. В ММК специализируется
в области методологии исторических исследований, занимается проблемами
программирования и регионального развития. С 1979 года участвует в организационно-деятельностных
играх (ОДИ), специализируется в сфере организации коллективных методов
решения проблем и развития человеческих ресурсов. В настоящее время занимает
должность заместителя директора Института философии РАН, Президент Некоммерческого
Института Развития "Научный Фонд имени Г.П.Щедровицкого" - - - - - - - - - - - - - - - - смотри сайт "Школа культурной политики": http://www.shkp.ru - - - - - - - - - - - - - - - - источник фото: http://viperson.ru/wind.php?ID=554006 |
|
|
|