главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Георгий Петрович Щедровицкий Георгий Петрович ЩЕДРОВИЦКИЙ   Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории
Системо-мыследеятельностная схематизация
Музей схем Московского методологического кружка

воспроизводство деятельности через трансляцию культуры без прожектирования
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
   
вернуться в разделш Системо-мыследеятельностная схематизация  
вернуться в разделш Музей схем Московского методологического кружка  
содержание разделаш воспроизводство деятельности через трансляцию культуры без прожектирования  
комментарии  
     
   
<<< назад к экспозиции  
  воспроизводство деятельности через трансляцию культуры без прожектирования  
  Альбом Александра ЗИНЧЕНКО
схемы и представления для методологической работы / системодеятельностные представления / (cтр.3)
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Системомыследеятельностная схематизация/ Музей схем Московского методологического кружка/ (5) воспроизводство деятельности через трансляцию культуры без прожектирования
© ммк 1962, © priss-laboratory, 2008
 
<<< назад к экспозиции  
  комментарии  
  Г.П.Щедровицкий
КУЛЬТУРОТЕХНИКА И КУЛЬТУРОЛОГИЯ С СИСТЕМОДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (сообщение I) / http://priss-laboratory.net.ru
 
  Сообщение 1  
Непосредственным поводом для постановки этой темы было письмо Пермского областного Совета научно-технических обществ и Пермского отделения Советской социологической ассоциации с программой и планом проведения в Пермском политехническом институте в октябре 1980 (81?) года научно-практического семинара на тему "Социологический подход к изучению культуры как целого".
Поскольку мы условились подготовить на этот научно-практический семинар несколько тезисов сообщений, я считал нужным и даже необходимым обсудить здесь основной перечень вопросов, которые интересуют непосредственно нас в анализе изучения культуры. И этим последним соображением определяется тот угол зрения, под которым я и хочу все рассматривать.
Поскольку нас, естественно, в первую очередь интересует не культура сама по себе и как таковая, как это примерно понимают Файнбург с его сотрудниками или, скажем, Лотман с его сотрудниками, а культура в контексте деятельности и, точнее, - развития деятельности, то я буду рассматривать именно с системодеятельностной точки зрения.
Поэтому тема моего доклада формулируется примерно так: "Культуротехника и культурология с системодеятельностной точки зрения. Проблемы и перспективы развития".
При этом, наверное, нужно выделить и подчеркнуть еще один, исторический момент, который уточняет эту формулировку темы обсуждения. Исследования культуры (не в мире, а в нашей стране) во многом были стимулированы теми тремя докладами на семинаре по структурному изучению знаковых систем в январе 1962 года, которые были прочитаны Лефевром, Юдиным и мной. Они были объединенные, хотя читали мы их попеременно, ибо, насколько я понимаю, именно там, впервые для советской литературы, было задано обобщенное представление культуры как целого. И эта несуразная формулировка, которая здесь присутствует в информационном письме Пермского отделения Советской социологической ассоциации, как ни странно, была детерминирована именно этими докладами. Поскольку, вообще, для советской философии, лингвистики и культурологии, которой тогда еще вообще не существовало, и намеков никаких не было, постановка вопроса о культуре как целом и до сих пор является несуразной, пока не задано онтологическое представление культуры как таковой. Я к этому пункту буду еще не раз возвращаться.
Поскольку в этих докладах впервые была представлена схема воспроизводства деятельности и трансляции культуры - январь 1962 года, постольку стало в принципе возможным обсуждение проблемы культуры как целого, и культура как целое выступила как объект. До этого говорить о культуре как об особом объекте было в принципе нельзя. Определения культуры могли быть, но определения, как вы хорошо знаете, не задают понятия. Понятие как таковое, даже если оно категориального характера, не есть предмет изучения, и в частности это было показано в последних работах Юдина. И было разобрано довольно подробно это различие между существованием категорий как понятия, как принципа и как предмета изучения.
больше>>>
  Источник:
- proskurnin 1998
- PRISS-laboratory, библиотека, 2017
 
 
  П.Г.Щедровицкий
Культура и мышление / http://priss-laboratory.net.ru
 
Прежде всего, я хотел бы обратить ваше внимание на специфику процесса тематизации, который стоит за (подразумевается за) сложно-составными темами. Например, знаменитая работа Льва Выготского "Мышление и речь" (1934), или скажем, работа Павла Блонского "Память и мышление" (1935). Подобные темы предполагают со стороны размышляющего переход от понятийной работы, ориентированной на построение объекта понятия, к "прорисовке" онтологической картины или сложного онтологического поля. Этот момент очень важен в логическом и методологическом плане.
Работа, которую я буду проделывать (и которая будет выражаться в тексте моего доклада) может быть охарактеризована как процесс считывания содержания с некоторой противостоящей или представленной онтологической картины. То, что в логике носило название суждения может быть понято как результат подобного считывания. Само считывание становится возможным, благодаря особым интеллектуальным процессам: созерцанию, воображению и умозрению.
Функция считывания содержания с некоторого противопоставленного нам онтологического поля (онтологической картины) и выражение в речи результатов этого считывания является одной из основных методологических (философских) техник. Она тесно связана с эйдетическими способностями, способностями апперцепции и продуктивного воображения (если пользоваться терминологией И. Канта).
Мышление вырастает из функции схематизации, а не из речи=языка, как это считают другие философы.
Понятие культуры возникает в интеллектуальной рефлексии (или в понимающе-организованной рефлексии) в тот момент, когда предметом анализа становится ситуация конфликта и взаимодействия различных типов деятельности (или образов жизни). Понятие культуры с самого начала объединяет два разных смысла: один смысл возникает во внешней позиции (наблюдателя), а второй смысл возникает во внутреней позиции (в позиции участника этого конфликта).
В числе базовых можно выделить следующие ситуации:
- ситуацию освоения и производства в области сельского хозяйства (когда человек сталкивается с природой и ставит по отношению к ней некоторые внешние цели; пытается как-то переорганизовать природу, для того, чтобы она обслуживала его потребности);
- ситуацию создания семьи и брака; в том случае, если муж и жена принадлежат к различным общинам (к различным группам) и в той мере, в какой в определенный исторический период развития человечества брак в качестве одного из ведущих требований предполагал, что жена берется из другого сообщества (из другой общины, группы);
- ситуацию захвата одним народом другого; подобные ситуации становятся типичными в рамках формирования империи (в частности - Империи Александра Македонского, Римской Империи); в них приходится рефлектировать и анализировать вопрос о движущих силах и причинах, заставляющих различные группы (этнические, религиозные) принимать в конфликтных ситуациях определенные решения...
больше>>>
  Источник:
PRISS-laboratory, библиотека - http://priss-laboratory.net.ru/library/library_PG.htm#1
 
 
  (1) В.Сааков
Топические и средовые универсалии: культурно-исторические препятствия и просторы разума / http://priss-laboratory.net.ru
 
Схемой задано предельное представление о мире - его высший порядок, и, тем самым, произведена пересистематизация (новая систематика) мира, в отличие от предшествующих систематик, осуществленных, например, в символическом подходе к культуре З.Фрейдом, К.Юнгом, К.Леви-Строссом, Ю.Лотманом [В.А.Никитин].
Действительно, чтобы нормируемые социальные ситуации являлись ситуациями, а не фантомами, они должны иметь субстрат, пространство и способ существования в "момент" социокультурного рассогласования.
Коротко говоря, среду или средовое окружение (штриховые скобки, объемлющие символы-овалы социетальных ситуаций). И, напротив, культура в составе своих норм и каналов бесплотна в том смысле, что не важно на каком субстрате запечатлена норма. Более того, акцент на носителе нормы грозит склейкой превращенных форм культуры и ее собственных форм - топических.
Топическое устройство культуры является условием культуротехнического отношения (от сугубо технического - проектного, аналитического, организационного... до банально культурного, например, в артефактах изящных искусств и в субординациях этикетов).
Настоящая жизнь культуры в постоянной переорганизации, в отличие от ненормальной незыблемости и еще более ненормального перетряхивания превращенных форм. Топическое строение культуры и средовое окружение социальных ситуаций является условием также культурологического отношения в социокультуре, когда культурные систематики противопоставляются квази- и псевдокультурным коллекциям, коллажам и просто собирательству вещей и символов (Ж Бодрийяр).

2000 февраль
  Источник:
PRISS-laboratory, тексты - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/top_&_amb_1-1.htm#4
 
 
  (2) В.Сааков
ИСПЫТАНИЯ, ТРЕНИРОВКИ и РАБОТЫ в PRISS-ТЕХНОЛОГИЯХ / http://priss-laboratory.net.ru
 
Индивид - это невероятно сложное понятие с психологическим, социологическим, культурологическим и прочим шлейфом представлений. Чтобы освободиться от него, а также избежать бесчисленных ассоциаций, имеет смысл опереться здесь на логико-методологические и системодеятельностные представления (смотри: "Естественное" и "искусственное" в семиотических системах // Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Школа Культурной Политики, 1995. - 760 с.). Их также некоторый, но ограниченный ряд. Объединяет их один существенный момент: нет индивида без места, прежде всего, функционального. С этой точки зрения индивид - это человеческий наполнитель определенного функционального места. Само же место по определению - место в той или иной субординационной или кооперационной структуре (социальной, производственной, культурной, военной...). Таким образом, решающим качеством индивида служит его соответствие данному месту. Следовательно, далее необходимо вести речь о соотношении квалификации и компетенции. Квалификация более относится к характеристике места, компетентность - к характеристике индивида.
Наиболее принципиальными схемами, изображающими место индивида, в том числе массового, является схема трансляции культуры и воспроизводства деятельности и схема организационно-технического отношения.

2005 январь
  Источник:
PRISS-laboratory, priss-технологии - http://priss-laboratory.net.ru/S.C.H.E.M.E.S.--/priss-test_1-illustr.htm#individ
 
   
   
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 22 февраля 2008
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 22 февраль 2008

последнее обновление/изменение
26 январь 2023
13 январь 2023

11 январь 2023
15 октябрь 2019
13 октябрь 2019
13 февраль 2012
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Системомыследеятельностная схематизация/ Музей схем Московского методологического кружка/ (5) воспроизводство деятельности через трансляцию культуры без прожектирования PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Системомыследеятельностная схематизация/ Музей схем Московского методологического кружка/ (9) Схема образования первого понятия системы PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Системомыследеятельностная схематизация/ Музей схем Московского методологического кружка/ (9) Схема образования первого понятия системы