главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 24. (...) |
§ 45. (...) |
Ответы на вопросы |
§ 45. (продолжение) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
лекция 24 | шшшшшшшшшшшшшш |
§ 45/?? (1) | (...) |
Щедровицкий П.Г. С чего начинаем? |
Хотя безусловно на полях имеет смысл зафиксировать, что то понимание онтологии, которое существовало на первом этапе, т.е. на этапе содержательно-генетической логики, вплоть до схемы научного предмета, и то понимание онтологии, которое, если хотите, вытекает из самой идеи воспроизводства деятельности и трансляции культуры, когда онтология рассматривается по логике самой этой схемы в качестве очень сложной системы нормировки – это разные представления об онтологии. И хотя, описывая функции онтологической картины в научном предмете, Георгий Петрович постоянно обращает внимание на то, что онтология является ядерной структурой, во многом нормирующей переходы и способы связывания других элементов научного предмета – это пока недо-онтология или это недопонимание сути онтологии, а значит и онтологической работы, с точки зрения последующих представлений. |
И если вы внимательно начнете читать книгу Мизеса, которая называется «Теория человеческой деятельности», так, на всякий случай, написанную в 1932-м году, где он говорит, что в основе всех гуманитарных наук лежит теория деятельности, которая суть праксеология и прочее, то вы не сможете провести эти разграничительные линии. Еще раз повторяю, если не помнить, что все это происходит параллельно, а точнее в рамках развертывания идеи воспроизводства деятельности и трансляции культуры. |
Вообще, если бы вы не знали, что это один и тот же человек, вы бы никогда не идентифицировали эти фотографии друг с другом. Мой старший сын Паша до трех лет был белокурым, голубоглазым мальчиком. Сегодня ничто не напоминает этот приятный образ. И это реальность. Человек очень сильно меняется. |
Кстати, между прочим, обратите внимание, что именно это описывал Георгий Петрович в Аристархе Самосском. Когда они фиксировали парадокс линейно дискурсивного решения задачи и наличия кучи иных уровней, в которых присутствуют другие средства, которые не даны в этом дискурсе, а привлекаются в него. И только понимая наличие этих контекстов можно понять, почему движение идет именно так. В общем, мы это и делаем. Мы это делаем всегда. В любом размышлении. Но в данном случае то, что семестр посвящен схеме ВДиТК, не должно нас обманывать. Мы ведем обсуждение схем воспроизводства деятельности и трансляции культуры – разных схем. И вместе с тем, разных интерпретаций. Там есть много общего, но там есть и огромное число существенных различий. |
И здесь очень трудно сказать, что сложнее. Например, его размышления о том, что он вывалился из семейной традиции? Семья же тоже есть некая форма физического существования культурных норм и их трансляции. А он себя противопоставил семье. Вся семья, в общем, делом занималась, а не какой-то философией. Военным делом, медицинским делом, инженерным делом. Придумывали ферросплавы, катюши делали, или микробиологией занимались. В конце концов, построили отечественную авиационную промышленность. А он вдруг занялся чем-то совершенно непонятным. И с прагматической точки зрения еврейская мудрость заключается в том, что у каждого должно быть ремесло, а философия точно не ремесло, оно не прокормит. |
Я хочу, чтобы вы почувствовали, и я все время пытаюсь к этому подвести, что человек мыслит, рефлектирует, прежде всего себя, свой образ жизни и свое место в мире. Он ищет некие конструкции, которые, во-первых, позволяют ему жить в этом мире, не сойти с ума, или еще что-нибудь с ним не произошло, а с другой стороны, это осмысление должно носить некий идеальный, теоретический, концептуальный характер. Но особенно, если ты публичный человек. Ты все время преподаешь, учишь и так далее. Тут слабину нельзя давать. |
Поэтому, когда Европа стала второй Римской империей и рванула оцивилизовывать весь окружающий мир, резко вырос интерес к культуре. И это произошло во второй половине 18-го - начале 19-го и особенно в середине 19-го века. Вновь они переоткрыли проблематику, которую хорошо понимали римляне и неплохо понимали иезуиты. Тогда они делали свою цивилизационную миссию в Латинской Америке и ряде стран Азии и т.д. До сих пор можно купить такую путевку по иезуитским поселениям в Латинской Америке. Очень поучительно. В этом плане как бы на себе открывается этот деятельностный механизм, дальше он проецируется в историю. В истории видится, что этот механизм постоянно существует, он вспыхивает в разных ситуациях и имеет некоторую глубинную структуру. И этот механизм собственно потом и схематизируется. |
Теперь, здесь наверное важно, и Георгий Петрович часто это подчеркивает, что мы так протрактовали культуру и ввели для нее в качестве основного процесс трансляции во многом потому, что нас интересовала деятельность и развитие деятельности. Если бы мы этим не интересовались, этой рамки не было бы, то скорее всего мы бы до этого не доперли и не ввели бы такого представления. |
Астрономических знаний в широком смысле слова, включая понимание того, как это влияет на климат, на разливы реки Нила, как это может использоваться в сельском хозяйстве или военном деле. Вот вам типичный институт, заточенный на обеспечение трансляции культуры. |
Я считаю, Георгию Петровичу образ учителя всегда не нравился, конечно, потому что трудно быть учителем, когда ты не повторяешься, учитель не может быть слишком разнообразным, потому что иначе он перестает свою функцию выполнять. Георгий Петрович очень не любил повторяться, хотя дальше ты вынужденно это делаешь. Столкнувшись с непониманием, ты вынужден каждый раз осуществлять ракообразное движение. Возвращаться назад, чтобы объяснить и заложить правильную основу. Начинать надо всегда с начала, нельзя начинать с конца. Поэтому, когда ты сталкиваешься с тем, кто только формируется, ты обязан вернуться назад, выделить основу знания и постараться ее передать, а не надстройки разного рода, которые потом возникают. Потому что если ты не положил основу, то она рухнет, т.к. ей не на чем крепиться. |
Ответы на вопросы |
Вопрос. А здесь работа в культуре в каком смысле? |
И поэтому, обратите внимание, переход или перетекание схемы воспроизводства в схему шага развития, оно довольно легко происходит, если мы начинаем быть озабоченными не реализацией культурных норм, а неким шагом. Была одна ситуация, мы ставим задачу выделить внутри нее ядерную составляющую, потом что-то с ней сделать, а потом создать новую ситуацию. И если мы от такой схемы переходим к другой схеме (с двумя ситуациями), то вот вам и шаг развития. Просто позиционера надо правильно куда-то вписать. Для него пока нет места. Он не в культуротехнике и не в ситуации, он где-то между ними бродит(2). |
§ 45/?? | (продолжение) |
Не буду цитировать эти сообщения. А может и буду. В третьем сообщении Георгий Петрович говорит: «У людей воспроизводство, могу сказать воспроизводство поведения, могу пока отождествить поведение с деятельностью, только потом развести их, происходит путем непосредственного копирования. Каждое отправление поведения и деятельности может стать примером или образцом для копирования. Это отношение не предполагает специально выделенной культуры и происходит вообще без культуры. Такая форма воспроизводства приводит к очень быстрой эволюции деятельности. Примеры такого воспроизводства были зафиксированы Карлом фон Штейном в Южной Америке, на острове Папуа в Океании. |
Как только образцы начинают дифференцироваться и выстраиваются как иерархия, появляется культура как таковая. Складывается особая линия поддержания специализированных образцов. |
Ответы на вопросы |
Щедровицкий П.Г. Какие вопросы? |
Верховский Н. Долго вы еще собрались работать в атомной отрасли? Щедровицкий П.Г. Понимаешь, я не люблю оставлять незавершенные сюжеты. А поскольку они мне мешают все время, то дело затягивается. Если бы они мне не мешали, я бы уже давно это сделал. Данилова В.Л. Я задумалась, что такое завершенность, связанная с атомной сферой. Щедровицкий П.Г. Ребят, надо же ставить конкретные цели. Я когда в декабре 2005-го года проводил там первую игру, я им сказал, что надо сформировать три целевые программы посвященные: – строительству; – работе с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, включая переработку военного наследия; – науке. В 2006-м мы приняли программу строительства, в 2007-м ядерной радиационной безопасности. Потом я на время упустил этот процесс, поэтому мы прохлопали восьмой год, а в этом году с высокой вероятностью примем программу по науке. Таким образом, задача будет выполнена, поэтому так вот. У всего есть свои принципы завершения. Еще мы будем в следующем году много с вами читать. Мы будем с вами читать австрийскую экономическую школу и философию символических форм Кассирера. Верховский Н. Можно начинать? Щедровицкий П.Г. Можно. Можно прочитать Мизеса, можно вернуться на 50 лет до этого и начать с Менгера. В частности, с его работы о методологии социальных наук. Данилова В.Л. Как я помню, Генисаретский когда-то обсуждал устойчивое существование деятельности без выделения отрефлектированных норм. Не важно, какими словами он это различал. Говорил о том, что сама функциональная структура – норма, которая реализуется – появляется на каком-то этапе исторического развития. И здесь возникает тогда интересная возможность рассуждения. Возможность обсуждать культуротехнику с точки зрения создания новых функциональных структур. Это один сюжет, связанный с культуротехникой, какой-то очень сложный и даже не знаю, обсуждался ли он когда-то Георгием Петровичем? И другой сюжет с сохранением или изменением, дополнением уже существующих функций. Т.е. вроде получается, что культуротехника разбивается для начала на два типа: культуротехника, функционирующая в существующих функциональных структурах, и культуротехника, создающая новые функциональные структуры. |
А функционирующая в существующих соответственно делится на те, которые озабочены сохранением наполнения и прочие. Щедровицкий П.Г. Ну, а вопрос в чем? Данилова В.Л. Здесь их два. Нулевой вопрос, считаешь ли ты такое различение разумным? А второй, если считаешь разумным, то встречал ли ты где-то обсуждение культуротехники как деятельности по изменению самой функциональной структуры? Щедровицкий П.Г. Да. Мне кажется, что эти обе линии они как бы соприсутствуют. В некоторых ситуациях консервация норм и установка на их неизменность является высшей формой развития. Данилова В.Л. Но меня в первую очередь интересует твой комментарий к той культуротехнике, которая изменяет саму функциональную структуру. Щедровицкий П.Г. Вот в том кусочке, который я читал, там, если вы обратили внимание, такой любопытный пассаж по поводу того, что когда у нас нет культуры, не сформировалась еще культура, но при этом есть копирование деятельности, поведения и существуют какие-то организованности, которые обслуживают процесс копирования. В том числе, в этих процессах могут существовать какие-то элементы протокультуры. Но там есть очень интересная оговорка: «Но выполнять эту функцию может какая угодно морфология». А вот когда мы ставим задачу на обеспечение воспроизводства через культуру, для этого создаем специальные образцы и эти образцы делаем содержанием культурных норм, то не всякая морфология или не всякий тип материала и морфологическая организация отвечает этой функции или так воспроизводящейся деятельности и так транслирующейся культуре. Не все может быть культурой в этом втором смысле. Для этого нужны специальные образцы, специально сделанные, на специальном материале воплощенные. И мне кажется, мы здесь с вами возвращаемся к этапу содержательно-генетической логики. Вот к этому пансемиотизму такому. Знаки, интерес к знакам, объяснение мышления через знаки. Данилова В.Л. А с другой стороны, здесь есть вроде бы ход на тематику институтов. Вообще говоря, для того, чтобы удерживалась эта сложная семиотическая структура, должна быть определенная социальная организация. |
Щедровицкий П.Г. Да. Поэтому, отвечая на твой вопрос в абстрактной логике, можно сказать так: некоторые виды материала деятельности выступают в качестве основ ее функциональной структуры. Есть такой тип материала деятельности, который суть функциональная структура этой деятельности. Или несет на себе ее функциональную структуру. Вот дождемся, когда расшифруют геном. Знаете, сейчас самый большой проект – это расшифровать геном, найти материал-носитель, на котором его можно запечатлеть и отправить в космос, чтобы была возможность когда-нибудь, кому-нибудь восстановить человечество, если не дай бог в землю врежется астероид. Данилова В.Л. Ты указываешь на какой-то определенный тип материала? Щедровицкий П.Г. В том то и дело. Есть такой тип материала, функция которого нести на себе функциональную структуру целого. Данилова В.Л. У меня такое подозрение, что таких типов материала, по меньшей мере, три. И соответственно целое восстанавливается из трех фокусов. Щедровицкий П.Г. Так, а чего ты меня спрашиваешь? Данилова В.Л. Я это только сейчас поняла. Семиотический материал вроде бы очевиден, человек тоже очевидно. Что-то на человеке держится, а что-то на семиотическом материале. А третье это социальные структуры и институты. Щедровицкий П.Г. Не спеши. Но, по сути, ты поняла, что я отвечаю? Я просто думаю, что в разные эпохи таким материалом было разное. И, собственно, вот этот пансемиотизм – это была одна из версий, одна из эпох. Данилова В.Л. Но тогда продолжая эту мысль, можно сказать, что и для разных цивилизаций тоже эти ядра разные. Щедровицкий П.Г. Да. Сорокин К. Смотрите, в лекции, которую вы цитировали час назад, довольно жестко цитировалась связка воспроизводства деятельности и трансляции культуры. А вот в том, что сейчас разыгрывается – она начинает расплываться? Щедровицкий П.Г. Кто - она? Сорокин К. Связка воспроизводства деятельности и трансляции культуры. Щедровицкий П.Г. Понимаешь, когда ты фотографируешь, нельзя снять с одинаковой степенью четкости близкий и дальний объект. Так же и тут. Ну, расплывается… Да, расплывается. Ты сфокусировался на другом, более ближнем объекте – у тебя расплылся фон. Сфокусировался на фоне – у тебя расплылся более ближний объект. |
Данилова В.Л. Сюда же. Вроде сферно-фокусная схема, где этот паровозик трансляции культуры идет просто вверху, оторвавшись от связей реализации, это как раз к тому, что Костя и говорит… Щедровицкий П.Г. Да, но обрати внимание – не оторвавшись от связей реализации. Потому что каждый нижележащий слой задает определенный способ этой связи. Когда мы пишем: наука, инженерия, критика, онтологическая работа, программирование, то это на самом деле имена неких особых типов связей между нормой и реализацией. Данилова В.Л. Но поскольку при этом, эти паровозики рисуются вверху над всей схемой, это и означает, что сама связь реализации стала другой. Что это значит? Что одна норма, она соответственно должна реализовываться во всех нижележащих слоях. Щедровицкий П.Г. Обусловлено. Но это же нормально. Мы же на уровне здравого смысла понимаем, что не бывает реализации одной нормы. Данилова В.Л. И не бывает того, чтобы норма имела только один материал реализации. Щедровицкий П.Г. Да. И еще помним о том, что некоторые материалы – суть нормы для других материалов и т.д. Данилова В.Л. Тогда можно сказать, что связь реализации после 70-х, 80-х годов своим условием начинает иметь рефлексию. А может быть и рефлексию с пониманием. Необходимо трансформировать норму соответственно со спецификой той деятельности, в которой она реализуется, словом то, что на первых схемах в 60-х выглядит как автоматическое штампование и есть метафора штамповки металлов под давлением, на поздних схемах начинает выступать такое сложное рефлексивное ядро, в ходе которого должны быть реализованы эти нормы. Сорокин К. Есть норма, а есть реализация нормы. Здесь возможны сложные рефлексивные накручивания. Щедровицкий П.Г. Здесь нет рефлексивного накручивания. Просто норма и реализация нормы. Есть нормы чего-то, и есть нормы реализации этого чего-то. Также как есть норма выделения нормы этого чего-то. Я не понимаю, причем здесь рефлексия. Ты нарисовал схему, на схеме есть четыре квадратика и три связи между четырьмя квадратиками. Теперь по отношению к любому из этих образований можно выделить нормативный план. Может быть норма связей, может быть норма организованности. Причем может быть норма функциональной структуры этой организованности, а может быть норма материала этой организованности. Или норма, указывающая на то, какие материалы могут выполнять эти функции. |
Верховский Н. Если брать схему атрибутивного знания и обсуждение онтологии на этой схеме, Георгий Петрович в своих цитатах обсуждает онтологию, как особый тип знака. Онтология – это не знание, а нечто другое, что позволяет знанию быть примененным. Он собственно так ее и вводит. Он ее обсуждает функционально. При этом он не обсуждает, откуда, как, в каком смысле она появляется. Главное, что она выполняет эту функцию в системах отнесения замещения. А в схеме воспроизводства деятельности и трансляции обсуждается онтология как совокупность норм или это норма особого рода, как там знак особого рода? И в этом смысле онтология остается так же недоопределенной. Здесь вопрос, есть ли какая-то фиксация, или оно все время выламывается, все время не внутри. Ему функционально приписывается, что есть некая особая сущность, которая… Щедровицкий П.Г. Я вот чего не могу понять, вот смотри, в рамках той или иной схемы или пакета схем, все объясняется одинаково. В рамках процессов воспроизводства деятельности и трансляции культуры все суть либо норма, либо реализация, либо связь и того и другого. В том числе и онтология. Поэтому можно сказать так: что такое онтология с точки зрения воспроизводства и трансляции культуры? Онтология – это столь массово и столь принудительно реализующаяся совокупность норм, которая для участников этого процесса становится реальностью. При этом мы понимаем, что понятие реальность тесно связанно с понятием реализация. В тот момент, когда люди перестают различать реальность, или начинают жить в мире, который организован особым образом и для них этот способ организации мира является предельной реальностью, диктующей все, в том числе способы возможного поведения, границы между жизнью и смертью и т.д., то это суть онтология. А когда мы трактуем онтологию как знание или сложное знаковое образование, то тут есть некоторый такой легкий налет субъективизма, некоторой вольности. По отношению к реальности ты не можешь сказать: «А давайте сменим мы онтологию». А по отношению к знаку можешь так сказать. Есть один знак, есть другой знак. Но в тот момент, когда из-за этого знака тебя кто-нибудь замочит, в прямом смысле этого слова, или пойдет на костер, то ты начинаешь думать: ну да, специфический какой-то знак. Что-то они так возбудились? Бегают по улицам, стреляют… Не похоже на знак. Поэтому в рамках этих схем онтология – это разное. Но при этом мы про одно и тоже говорим. |
Данилова В.Л.Здесь есть одна формальная альтернатива этому рассуждению. Принимая тезис, что в рамках онтологии воспроизводства деятельности… Щедровицкий П.Г. Вы хотите лекцию превратить в пресс-конференцию? Данилова В.Л. А почему ты говоришь, отвечая Николаю, почему ты на место нормы ставишь онтологию, а не предметные конструкции? А онтология – это не норма, онтология – это всего лишь часть… Щедровицкий П.Г. Я другое говорю. В рамках представления о воспроизводстве деятельности и трансляции культуры все суть норма. Все. Данилова В.Л. Или часть нормы. Щедровицкий П.Г. Ну, подожди. Часть нормы не имеет никакого содержательного смысла. Данилова В.Л. Имеет, если мы считаем, что норма имеет свою собственную структуру. Щедровицкий П.Г. Вера, все суть нормативные образования и их нормативные реализации. Все. А тогда в чем суть вопроса? Онтология – это что такое в схеме воспроизводства деятельности и трансляции культуры? Норма. Данилова В.Л. Петр, а суть вопроса в том, что если мы рассматриваем онтологию в контексте деятельности, то она будет не самостоятельной единицей, которую можно воспроизводить, а самостоятельная единица будет, скажем, предметная конструкция. Онтология связана с определенным способом действия… |
Щедровицкий П.Г. Да, я с вами согласен, что после того, как мы ввели сущностную характеристику через базовую схему, после этого можно начать медитировать над специфическими характеристиками. Но проблема в том, что как только мы хотим определить дифференцию, специфику того или иного образования, мы не можем этого сделать по отношению только к этому образованию. Мы всегда должны брать некую группу образований. И дифференция, специфика возникает на растяжках и противопоставлениях. Если мы онтологией хотим назвать вот такой специфический вид норм, тип норм и нормативных отношений, то надо чему-то это противопоставить. А вот чему же онтологию, как тип нормы и вид нормы мы противопоставляем? Я говорю: в схеме воспроизводства деятельности таким обязательным контр-фокусом или контр-организованностью является понятие реальности. А в схемах содержательно-генетической логики можно обойтись представлениями о действительности. Не спешите. |
Сноски и примечания |
(2) - цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
|
|