главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 39. (представление о рефлексии) |
§ 62. (чтение фрагментов книги В.А.Лефевра "Конфликтующие структуры") |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 15 октября 2010 года |
лекция 39 | (представление о рефлексии) |
§ 62/?? (1) | (чтение фрагментов книги В.А.Лефевра "Конфликтующие структуры") |
Щедровицкий П.Г. Как я уже говорил несколько раз в течение всего курса и отдельно в комментариях, мы не сможем понять тех представлений о рефлексии, которые ввел и разворачивал во второй половине 60-х годов Георгий Петрович Щедровицкий, если не восстановим рамки его дискуссии с Владимиром Александровичем Лефевром. Нам необходимо рассмотреть в рамках нашего обсуждения те представления о рефлексии, которые разворачивал сам Владимир Александрович прежде всего в тот период, который мы рассматриваем, – это период 64-68 года. И хотя можно было бы начать с ранних статей, в которых вводятся эти представления, я после небольшого раздумья выбрал другую версию. А именно версию достаточно подробного чтения его книги, книги, которая называлась «Конфликтующие структуры»(1.1), которая была написана в середине 60-х, опубликована в конце 60-х годов. И она легла в основу целого ряда направлений исследований, которые Владимир Александрович вел в последующие годы по различным линиям. Во введении ко второму изданию 73-го года Владимир Александрович пишет: «Естественнонаучная традиция, окончательно сложившаяся в первой половине нашего столетия, содержит в своей основе два скрытых постулата. Первый постулат, если его попытаться выразить «апокрифически», гласит: «Теория об объекте, имеющаяся у исследователя, не является продуктом деятельности самого объекта». Второй постулат: объект не зависит от факта существования теории, отражающей этот объект. Естественнонаучная традиция возникла в суровой борьбе с теологическими концепциями. Первый постулат фиксирует доминирующее положение исследователя по отношению к объекту: не существует объектов, принципиально превосходящих исследователя по совершенству, которые способны проникать в замыслы исследователя и либо мешать ему, либо помогать познавать себя. Тезис о том, что «природа не злонамеренна», является одной из форм осознания этого постулата. По существу этот постулат является следствием отказа от признания наличия высшего начала и откровения. Второй постулат порождает возможность говорить о свойствах и законах, присущих вещам. Они существуют объективно и лишь фиксируются исследователем. Если же принять возможность влияния научной концепции на объект, то теория, отражающая некоторую закономерность, может изменить эту закономерность, и тем самым произойдет саморазрушение истинности теории. |
Рассматриваемая нами ситуация принципиально отличается от той, которая хорошо осознана представителями квантовой физики: знания, извлекаемые исследователем, зависят или, более того, являются результатом взаимодействия объекта с прибором. Но сами знания, например фактом своего опубликования, не [*] оказывают никакого влияния на свойства и характер „физических процессов, которые отражены в этих знаниях. Например, величина постоянной Планка, не зависит от факта «своего опубликования». |
Естественно, что результат работы психолога не является собственно научным результатом. Строго говоря, каждый исследователь должен был бы выработать свою, отличную от других концепцию. Цель сделать психологию научной была очень заманчивой. |
Помимо бихевиоризма делались и делаются попытки вскрыть основные закономерности функционирования мозга и на этом пути обойти необходимость интроспекции. Но и этот путь не позволяет избежать ее. Дело в том, что физиологические состояния должны быть истолкованы. Например, невозможно регистрировать боль с помощью любого измерительного прибора. Можно измерить только некоторый физический параметр. После этого параметр может быть истолкован экспериментатором как «боль». Исследователь должен обратиться к опыту своей индивидуальной внутренней жизни. |
Забавно, что проблема «могут ли искусственно созданные вещи быть наделены духом?» превратилась в проблему «могут ли машины мыслить?», а последняя решена Тьюрингом в лучших традициях бихевиоризма. |
Итак, в условиях конфликта происходит нарушение второго постулата. |
Глава 1 АЛГЕБРА РЕФЛЕКСИВНЫХ ПРОЦЕССОВ Обозначим конфликтующих противников символами Х, Y, Z. Чтобы принять решение, Х должен построить модель ситуации (например, особым образом схематизировать плацдарм, на котором происходит взаимодействие, вместе с находящимися на нем войсками). В свою очередь, Y также строит некоторую модель ситуации, но, кроме того, он может осознать, что у его противника Х есть некоторая модель ситуации. |
В свою очередь, Z может осознать, что внутренний мир Х и Y устроен именно таким образом. Успех в конфликте во многом предопределен тем, как противники имитируют внутренний мир друг друга. Не имея детализированной картины, в которой учитываются особенности рефлексивного строения внутреннего мира противника, невозможно правильно истолковать его действия. Например, некоторое перемещение на местности может решать чисто утилитарную задачу, а может явиться маневром, направленным именно на то, чтобы его отразил противник и принял соответствующее решение. Однако даже при небольшом числе участников рефлективные процессы имеют сложное строение, и необходим специальный аппарат, позволяющий сделать их предметом анализа. Изобразим некоторый условный «плацдарм», на котором взаимодействуют три персонажа, в виде прямоугольника и трех кругов (рис.1). Пусть в момент ti персонаж Х «осознал» ситуацию. Это значит, что у него возникла внутренняя картина плацдарма. Картина, изображения на рис.1, оказалась перенесенной «внутрь» персонажа Х (рис.2). Очевидно, что вся система изменилась: у нее появились новые элементы. Пусть в момент ti персонаж Y также произвел осознание сложившейся ситуации. Чтобы изобразить последний процесс, мы должны внутри круга Y перерисовать картину, изображенную на рис.2 (результат этого «осознания» отображен на рис.3), Если в момент ts осознание вновь создавшейся ситуации произвел Z, то мы должны были бы перерисовать все, изображенное на рис.3, внутрь круга Z. Однако сделать это было бы уже трудно по чисто графическим причинам, да и оперировать с таким изображением крайне неудобно. Поэтому целесообразно ввести Специальный «алгебраический язык», который позволяет изображать подобные процессы любой сложности. |
Будем изображать символом Т плацдарм, на котором действуют персонажи. Этому символу соответствует рис.1. Картины этого плацдарма, которые могут лежать перед персонажами Х, Y и Z, обозначим соответственно Тх, Ту, Tz. Считается: «Т с позиции Х», «Т с позиции Y», «Т с позиции Z»). Элементы Тх, Ту, Tz возникают как результат осознания. На рис.2 изображен случай, когда осознание 'произвел персонаж Х, но, разумеется, все сказанное справедливо для любого персонажа. Картины, которые есть у одних персонажей, могут отражаться другими. В результате возникают элементы Тху, Txz, Tyz и т.д. (читается: «Тх с позиции Y», «Тх с позиции Z», «Ту с позиции Z и т.д.»). Элементы с двумя индексами также могут отражаться, в результате чего возникают элементы Тхуz, Тхzу, Тzху и т.д. Они читаются соответственно – «Тху с позиции Z» и т.д. Картина, которую некоторый персонаж имел в момент ti, может быть также осознана им, уже в момент t2 , причем осознана именно как картина, а не как некоторая «физическая реальность». Вследствие этого возникают элементы типа Тхх, Туу, .Тххх'и т.д.
Пропускаю существенный кусок. Операторы осознания |
«Оператор, порождающий принцип максимина» |
И вот здесь очень важно. Я пропускаю один фрагмент, поскольку в книге Владимир Александрович параллельно разворачивает пять видов схем. И вот третий тип схем нам довольно любопытен. Потому что я сейчас его зарисую. Итак, он обсуждает эту ситуацию принципа максимина – осознания того, каким образом между двумя участниками выстраиваются отношения взаимного рефлексивного отображения, которая приводит к следующей ситуации. Обратим внимание на то, что многочлен может развертываться через последовательные осознания без какой бы то ни было информации, поступающей извне. Новая информация возникает в результате отражения предыдущего состояния. Иначе говоря, оператор, порождающий принцип максимина, является особой формой самосознания.Можно предположить, что этот оператор лежит в основе некоторых типов религиозного мышления. Бог кальвинистов является «всевидящим оком», контролирующим любую мысль. Работа оператора осознания никак не контролируется персонажем. Акт осознания – «естественное явление». Это может приводить к парадоксальным и тяжелым для верующего состояниям, когда он полагает себя неверующим, но это «полагание» в силу автоматической работы оператора мажорируется. Бог продолжает присутствовать во внутреннем мире. Работу оператора осознания можно пояснить с помощью рис.4. Персонажу Х мы «придаем» экран сознания. Он изображен квадратом. К этому экрану снаружи прочно прикреплен человечек Y; хотя он находится вне поля экрана, он воспринимается персонажем X. Содержание, «высвечиваемое» на экране, поступает к персонажу Х' по двум каналам. С одной стороны, непосредственно от экрана, с другой стороны – опосредованно, через человечка Y, который неустраним актом осознания, поскольку этот акт выступает как возникновение некоторого изображения внутри квадрата. В частности, если на экране сознания отразилась ситуация, изображенная на рис.4, то это не изменит строения процесса осознания (рис.5), точно также, как высвечивание на киноэкране механизма кинопроектора не влияет на работу самого кинопроектора. Содержание экрана по-прежнему будет поступать к персонажу Х по двум каналам, подобное графическое изображение оператора осознания, хотя и не дает возможности фиксировать достаточно тонкие черты процесса, но зато позволяет в грубой форме фиксировать явления, которые не схватываются алгебраическим аппаратом. |
Ну, естественно, дальше эта картинка начинает усложняться. Осознание осознания становится все более и более многоуровневым. И следующий параграф называется: Рефлексивные многочлены, порождающие дилемму заключенного Напоминаю вам, что команда ММК в этот период находилась в довольно тесной переписке с Рапопортом, который был тогда главным редактором журнала «General Systems» в Америке. …полагает, что дилемма заключенного принадлежит к тем парадоксам, которые «иногда появляются на интеллектуальном горизонте, как предвестник важных научных и философских открытий» [26]. |
Однако такое объяснение невозможно в случае с узником, который находится в камере. «Особый угол» не имеет никакого объективного преимущества (или субъективного, например, типа обычая). В этом случае у персонажа не существует отношения предпочтения, независимого от наличия другого персонажа. Поэтому цепочка типа «я думаю, что он думает...» не может быть завершена рациональным обоснованием выбора. Нам представляется, что рефлексивный анализ позволяет в какой-то мере объяснить причины возникновения фокальных точек, поскольку при этом можно регистрировать структуры гораздо более сложные, чем «я думаю, что он думает...» Вот теперь слушайте внимательно. …лучшей иллюстрацией вложений является матрешка, в которую вложена другая матрешка, в которую вложена еще одна матрешка, и т.д. Число матрешек, вложенных в данную, и есть «ранг рефлексии» матрешки. |
Глава III. РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Теперь приступим к анализу процессов взаимодействия персонажей, главным образом, в условиях конфликта. Рассмотрим конфликт, который протекает в рамках рефлексивного многочлена. Действительностью, которая лежит перед Y, является не только изображение объективного плацдарма, но и отображение той картины плацдарма, которая есть у его противника. Мы будем предполагать, что в рамках такой структуры персонаж Y может отразить цель противника, а также способ решения им задачи – его доктрину. Подобная картина, лежащая перед Y, позволяет ему поставить задачу управления процессом принятия решения X. Это управление осуществляется не в результате прямого навязывания противнику своей воли, а за счет передачи ему «оснований», из которых тот, как бы дедуктивно, выведет предопределенное другим противником решение. Y подключается к «системе отображения» Х и начинает управлять процессом принятия решения. Это мы попытались изобразить на рис.14. |
Ложь может иметь сложное строение: например, передача противнику правдивой информации, чтобы он, считая ее ложной, принял соответствующее решение. Истолкование рефлексивного управления как особого способа получения информации о партнере Каким образом персонаж Х может получить информацию о том, какой информацией располагает Y? Очевидно, что если Х может подключиться к каналу, по которому некто Z сообщает персонажу Y информацию, то эта информация попадет к персонажу Х и он поместит ее «внутрь» модели персонажа Y, которой он располагает (рис.15). Очевидно также, что персонаж Х может подключиться к каналу, по которому Y передает имеющуюся у него информацию персонажа Z. Наконец, Y может просто сообщить персонажу Х информацию, которой он располагает. |
Но кроме этих «естественных» способов получения информации о партнере существует еще один: Х может имеющуюся у него или специально изготовленную информацию сообщить Y и одновременно поместить ее «внутрь» модели Y, которой он располагает. Таким образом, Х получает информацию о Y, поскольку он сам ее в него заложил. Рефлексивное управление и является таким способом получения информации о партнере. Передаваемая информация может быть произвольного типа: это может быть информация о «плацдарме», о самом себе, о партнере, о своей точке зрения на точку зрения партнера. Важно лишь, что после акта передачи этой информации персонаж Х становится обладателем информации о своем партнере. Рефлексивным управлением мы назвали передачу оснований, из которых выводится предопределенное решение. Мы видим, что это лишь «рациональный вариант» получения информации о партнере, т.е. специфический способ получения информации о поведении партнера. Очевидно, что это только частная задача. Сам внутренний мир партнера, безотносительно к его деятельности, может представлять для Х самостоятельную ценность. Поскольку простейшие типы рефлексивного управления – это управление решениями, нам необходимо выделить элементы процессов принятия решения и, хотя бы в грубой форме, установить связи между ними… После этого идет довольно длинный фрагмент, фактически подводящий нас к представлению, похожему на схему акта деятельности. Пара мелких замечаний – например, Владимир Александрович фиксирует следующее: …Осознание своей цели именно как «своей цели» возможно лишь при условии осознания «своих действий» или «своего отношения» к объекту. Это осознание превращает «интенцию» в цель. |
Ну а дальше разделы: Рефлексивное управление посредством формирования картины плацдарма И дальше такая оговорка: …Во многих реальных конфликтах невозможно передать планшет полностью. Обычно противнику передается система опорных «реперов», на которой он строит свою картину плацдарма. Это построение представляет собой особую логическую процедуру, и противник, проводящий рефлексивное управление, исходит из того, что противоположная сторона владеет некоторой фиксированной процедурой вывода. Так, во втором тысячелетии до н.э. знаменитый полководец Гедеон использовал светильники как средство рефлексивного управления своим противником – армией мадианитян. По штатным нормам того времени на каждую сотню бойцов полагался один трубач и один факельщик. Гедеон исходил из того, что предводителям мадианитян известна эта норма и, кроме того, что они владеют хотя бы основами арифметики. Гедеон снабдил каждого из трехсот своих воинов светильником и трубой. Он полагал, что противник произведет следующую выкладку: 300х100= =30000 – столько человек в противостоящей армии, откуда выведет цель – избежать вооруженного столкновения (как известно, мадианитяне обратились в бегство). А дальше рассуждение Гедеона и рассуждение мадианитян. |
Глава IV. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ РЕФЛЕКСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ Графический способ изображения процессов управления рефлексивным управлением Простейший случай рефлексивного управления, когда управление совершается над персонажем, который не проводит рефлексивного управления, будем изображать стрелкой, идущей из А в В (рис.23). Особый класс образует схемы, представленные на рис.27: персонаж строит «руководство» уже проводимым рефлексивным управлением (рис.27а). По-видимому, такие схемы представляют интерес для анализа тех случаев, когда сам персонаж представляет собой сложную иерархическую систему, в которой рефлексивное управление нижележащим звеном контролируется вышестоящим звеном. На рис.27б изображен случай самоуправления персонажа A. |
Есть еще один важный момент – Глава VI. РЕФЛЕКСИВНЫЕ СВЯЗИ В КОЛЛЕКТИВАХ. Но в силу достаточной сложности этого раздела я зачитаю упрощенную версию из самых первых, или ранних тезисов Владимир Александровича, которые называются «О самоорганизующихся и саморефлексивных системах и их исследовании"(1.1). В разделе 10, который называется «Коллектив как саморефлексивная система» написано: «Использование схемы саморефлексивной системы позволяет объяснить некоторые моменты функционирования и развития простейших и первобытных коллективов. В частности, оказывается возможным построить механизм происхождения индивидуальной рефлексии. Построим модель простейшего первобытного коллектива. |
Введем различение "рядового" члена и "лидера". Лидер выполняет функцию "конструктора" ситуативных структур коллектива. Это его единственная функция. Каждый рядовой "владеет" набором отдельных трудовых процедур. Внутренне процедуры никак не связаны. Они соединяются в последовательности лишь посредством сигналов лидера. |
По-видимому, соединение двух различных видов деятельности в результате отражения "существа" на свой планшет и есть возникновение индивидуальной рефлексии. "Я" возникает как внешний материальный заместитель лидера. Первоначально утеря этого материального заместителя есть утрата рефлексии (самоосознания). Лишь затем, будучи отраженным физиологическим аппаратом, объект-заместитель переходит в "голову". Вот на этом я бы цитирование работы Лефевра закончил, и прежде, чем перейдем к вопросам сделал одно замечание. |
Вопросы - ответы |
Ищенко Р. Могло ли это быть исследование одного и того же объекта в разных фокусах? Ну, они исследовали рефлексию, один в одном фокусе, другой в другом? |
Щедровицкий П.Г. Смотри, мне трудно говорить за Лефевра и представителей его микрогруппы, микрошколы. Георгий Петрович считал, что он снял те представления, которые вводил Лефевр. И что все то содержание, которое Лефевр развивал в своей теории рефлексивных игр, или там рефлексивного управления, теории конфликта, а потом в его этике – оно в представлениях рефлексии в теоретико-деятельностном, теоретико мыследеятельностном подходе снято. Ставил ли перед собой Владимир Александрович задачу снять деятельностное представление в своей трактовке рефлексии, и решал ли он эту задачу, и решил ли он ее, это надо спрашивать у него. Вполне может оказаться, что он такой задачи никогда не ставил. |
Данилова В.Л. Я бы попробовала схематизировать ту ситуацию, которую Рома (Ищенко) начал обсуждать, как включения сходных рабочих онтологий рефлексии, действительно сходных, в две радикально различающиеся, объемлющие. Понятно, слегка метафора, то есть, я не знаю работ Лефевра, где он рисовал свою онтологию, например, вообще он, наверное, так не мыслил. Но, скажем, что фиксация для Георгия Петровича сущностная была, во-первых, продуктивная деятельность, а во-вторых, кооперация этой продуктивной деятельности. А для Лефевра все это существовало, но было несущественным, а сущностным была борьба или война. Вроде бы это очевидно. Дальше, да, Георгий Петрович в конце 70-х, в частности в связи с работой в Спорткомитете пытается построить схему борьбы. По правде сказать, я не помню, что там было построено. Вроде бы, в конце концов, появилась система многофокусного управления, но это не снимает наработки Лефевра. Да, у Лефевра еще в 60-е есть кусочек, который ты зачитал о коллективе, где собственно говоря, что-то похожее на схему оргтехнического яйца просвечивается, хотя не нарисовано. |
Данилова В.Л. В принципе да, но мне кажется, что схема мыследеятельности не схватывает рефлексивный процесс по Лефевру. Поскольку половинки схемы мыследеятельности принципиально не равноправны. Есть тот, кто генерирует текст, есть тот, кто получает. |
И с этой точки зрения идея индивида, сомасштабного системе и превосходящего ее по сложности, она гораздо больше сближает Зиновьева с Лефевром, чем Лефевра со Щедровицким. |
Такой своеобразный феномен, когда будущее, построяемое будущее, оно является более важным и значимым, чем тот или иной конкретный сегодняшний ситуативный состав представлений. Меня движет некоторая тенденция, некоторая устремленность. Если мы посмотрим работы Лефевра в исторической перспективе, то он, конечно, двигался в сторону этики. Помните, Джордж Стоун Милль говорил, что этика – это логика действий, логика поступков. Его интересовало, каким образом человек принимает решения, направленные на определение его собственного поступка в определенной ситуации, в частности, в ситуации конфликта, ситуации рефлексивной игры, ситуации борьбы, войны и т.д. |
Есть даже более резкая точка зрения, она заключается в том, что Георгий Петрович, грубо говоря, в разные периоды времени осваивал в своей системе представлений тот материал, который привносили отдельные группы учеников. Пришел Лефевр, принес определенную проблематику, определенный, как Ищенко спросил, фокус рассмотрения. Георгий Петрович его распредметил, разобрал, а собрал через шаг в своем движении. |
Совершенно понятно, что для Лефевра проблема развития фактически сводится, ну, или выражается, чтобы не было какого-то уничижительного понимания, собственно, в количестве рангов рефлексии. Так сказать, персонаж, обладающий достаточно высоким рангом рефлексии для него более развит, чем персонаж, обладающий меньшим рангом рефлексии. Поскольку рефлексия в свою очередь оттачивается, в том числе, в конфликтных ситуациях. В тех ситуациях, когда идет борьба за определенный плацдарм между двумя участниками, которые выстраивают эту систему друг по отношению к другу – систему рефлексивного управления, то для него тоже совершенно очевидно существует четкая трактовка: что такое развитие и что такое более развитый субъект деятельности по сравнению с менее развитым. Кстати, наверное, я тоже скажу, что наличие более высокого ранга рефлексии – это один из важных симптомов, или один из достаточно важных элементов развития. Там после седьмого ранга рефлексии границы стираются. |
Поэтому в этом плане: посмотришь снизу – деятельность, посмотришь сверху – у тебя появляются вот эти вот сгустки субъективации этой деятельности. |
Можно сказать прямо противоположным образом. Есть некий коллектив и по мере его усложнения выясняется, что функция организации управления может быть передана одному из участников коллектива в виде специализированной полномасштабной функции и освободить его от выполнения трудовых операций. |
Когда-то, я еще помню, в ЦК КПСС мне объясняли, что стать директором журнала «Вопросы философии» нельзя, будучи сначала редактором, потом начальником отдела и т.д. Стать директором журнала «Вопросы философии» можно только переместясь туда из позиции инструктора, а лучше начальника отдела ЦК партии соответствующего направления. Да и вообще, где вы видели, чтобы директоров предприятия назначали из работников самого предприятия. Только в разруху 90-х, а так в принципе такого не бывает. Все это есть социальные механизмы поддерживающие функционирование, существование рефлексии. |
Напоминаю, что работа Никиты Глебовича Алексеева, в которой вводится первичное представление о деятельностной рефлексии, которая потом обобщается в «Педагогике и логике», называется «Формирование осознанного решения учебной задачи». То есть, можно сказать, что в истоке – да, эту границу провести очень трудно, практически невозможно. |
Щедровицкий П.Г. Я чуть иначе отвечу на, как мне кажется на то, что ты пытаешься спросить, хотя для меня этот вопрос не укладывается в мою картину мира. Некоторым для того, чтобы выйти в рефлексивную позицию нужна коммуникация. Пока не наступила коммуникация, которая в данном случае является свернутой формой соприсутствия другой позиции, физического присутствия… |
И поэтому специально для таких людей создаются искусственные коммуникативные, а иногда и организационные ситуации, в которых вместо столкновения с материалом и разрыва в материале они должны столкнуться с другим человеком, который им говорит: Нет. Или: нет, не так. Или: нет, не пущу. И только в таких ситуациях у них, в принципе, может возникнуть остановка. Не могут дальше действовать. Не пускают. А иногда, у некоторых, самых умных из них, еще и рефлексия. |
Щедровицкий П.Г. Еще раз, коллеги. Все зависит от вашей установки. Вы можете искать различия, можете искать сходства. |
Сноски и примечания |
(1) - Нумерация параграфов дана в виде дроби. В ее числителе - сквозной номер параграфа в соответстсвии с данной интернет-публикацией. В знаменателе - номер параграфа в соответствиии с текстом лекций, который у меня на руках (Виталий Сааков). |
(1.1) - В исходной расшифровке лекций большинство ссылок привязано к "старой", времен чтения лекций, версии сайта фонда им.Г.П.Щедровицкого. Нынешняя версия сайта отвечает не на все ссылки. Поэтому ссылки на "Фонд Г.П.Щедровикого" заменены ссылками на другие ресурсы. (Виталий Сааков) |
(2) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
(3) - Эти элементы связаны следующими соотношениями: 0+0=0, 0+1=1, 1+1=1, 1+0=1, 1-1=1, 1.0=0, 0-1=0, 0.0==0. Ссноска приведена из полного текста книги Лефевра (Вит.Сааков) |
(3.1) - Конечно, при предположении, что картина Q, лежащая пepeд А', тождественна картине Q, лежащей перед Y с позиции Х |
(4) - В 1994-м я, похоже, применил подобный прием в размышлениях о способе введения в "Логическое строение учебного плана" - https://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/education-plan.htm#2 |
Щедровицкий Петр Георгиевич. Родился в семье русского советского философа
Г.П.Щедровицкого. С 1976 года начинает активно посещать Московский методологический
кружок (ММК), организованный Г.П.Щедpовицким. В ММК специализируется
в области методологии исторических исследований, занимается проблемами
программирования и регионального развития. С 1979 года участвует в организационно-деятельностных
играх (ОДИ), специализируется в сфере организации коллективных методов
решения проблем и развития человеческих ресурсов. В настоящее время занимает
должность заместителя директора Института философии РАН, Президент Некоммерческого
Института Развития "Научный Фонд имени Г.П.Щедровицкого" - - - - - - - - - - - - - - - - смотри сайт "Щедровицкий Петр Георгиевич" - https://shchedrovitskiy.com/ - - - - - - - - - - - - - - - - источник фото: http://viperson.ru/wind.php?ID=554006 |
|
|
|