главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 51. (чтение и обсуждение доклада Г.П.Щедровицкого "О значении исследований коммуникации для развития представлений о мыследеятельности") |
§ 76 . (...) |
Ответы на вопросы |
§ 76 . (продолжение) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 28 октября 2011 года |
о лекциях на сайте Фонда предыдущей версии - https://www.fondgp.ru/old/projects/jointly/school/0.html |
лекция 51 | (...) |
§ 76/?? (1) (1.1) | (...) |
Щедровицкий П.Г. Неудача, связанная с предыдущей лекцией, вызвала определенную активность среди вас, но не совсем впопад, поэтому я, наверное, всё-таки пройду ещё шаг в дальнейшем изложении темы с тем, чтобы не терять драгоценное время, которое мы и так теряем. Напоминаю логику моего рассуждения. Итак, уже в 1970 году существовала развернутая схема акта коммуникации с указанием на несколько возможных способов управления коммуникацией. В частности, тот способ управления, который ориентирован на языковедческие представления и соответствующие нормы, и тот способ, который связан с нормами мышления и логикой. В прошлый раз я начал читать вам тексты выступлений Георгия Петровича конца 1980 года. При этом нужно учитывать, что в этот период (между летом 1979 года, когда прошла Игра-1, и 1982 годом) происходит активная работа по переосмыслению целого ряда традиционных для Московского методологического кружка представлений в рамках вновь введенной схемы мыследеятельности. И вот эта линия составляет лейтмотив большого числа докладов и выступлений, которые Георгий Петрович делает в этот период, в основном фокусируясь на переосмыслении истории предыдущих работ Московского методологического кружка. Но одновременно, конечно же, любая подобная история содержит в себе достаточно последовательное изложение эволюции основных представлений и понятий. В прошлый раз мы с вами начали рассматривать доклад в Институте общей педагогической психологии Академии педагогических наук от 15 декабря 1980 года, который назывался: «О значении исследований коммуникации для развития представлений о мыследеятельности». Я в прошлый раз говорил о том, что этот доклад делался на одной из конференций, посвященных анализу вновь введенных представлений онтологии мыследеятельности, и таких конференций на моей памяти прошло восемь в период между поздней осенью… Ну, не так. Нет, наверное, весной 1980 года и поздней осенью и концом 1981 года. Мы остановились с вами на фрагменте, в котором Георгий Петрович вводит на специальной схеме (я её рисовал в прошлый раз) представление о чистом мышлении. При этом этот этаж чистого мышления отделяется от всей остальной схемы – развернутой схемы акта коммуникации – такой жирной чертой, внутри которой, обратите внимание, не на доске мышления того или иного позиционера, а на некоей общей доске мышления фиксируется мир культуры, идеальные объекты и логические законы. Именно эта область называется областью чистого мышления. И, собственно, мы остановились на фразе, которая вновь возвращает изложение к проблеме коммуникации, и звучала, как вы помните, следующим образом: «Не надо думать, что, нарисовав эту схему, я задаю тем самым коммуникацию как объект и предмет. Это только онтологическая картина мыследеятельности, где намечены принципиальные связки между чистым мышлением и практическим действованием, а также взаимодействием людей: кооперацией, борьбой, конкуренцией и так далее». |
Значит, вот с этого момента мы с вами сегодня попробуем прочитать до конца этот доклад, затем прочитать доклад, который делался буквально вслед за этим. То есть, это доклад 15 декабря, а следующий, который я буду читать (тем более что опубликованы они Львом Петровичем буквально подряд, поэтому в данном случае не надо даже менять тома) – это доклад по теме «Понимание и мышление» 18 декабря. И, если мы с вами успеем, а я думаю, что успеем, то начнем читать текст «Понимание и мышление. Доклады на вторничном семинаре 6, 13 и 20 января». Ну, в общем, вы понимаете, что между 15 декабря и 20 января проходит не так много времени, поэтому мы присутствуем в такой активный период вот этого переописания и переосмысления традиционных для Московского методологического кружка проблем и предметов мысли в рамках вновь введенной, ну а фактически история связывает появление схемы мыследеятельности с Игрой-1; реально я думаю, что она возникла… Данилова В.Л. По-моему, Игра-3. Это было на моей памяти, а на Игре-1 я не была. Игра-3, 1980 год. Щедровицкий П.Г. Хорошо, пусть будет так. Тем более, потому что Игра-3 проходила летом 1980 года. Но поскольку потом, на следующем шаге мы будем с вами читать тексты апреля 1980 года, которые были явно до Игры-3, то это приблизительно из той же серии, как то, что схему мыследеятельности нарисовал Марк Меерович. Данилова В.Л. Ну, вот Игра-3 – это и есть Марк Меерович. Щедровицкий П.Г. Ну, я и говорю. Вот это приблизительно то же самое, что схему мыследеятельности нарисовал Марк Меерович, мой хороший товарищ, который ни сном ни духом, понимаете? Итак: «Но мы при этом понимаем, что эти тексты не есть коммуникация, и нам здесь еще не хватает собственно предметного определения коммуникации, т.е. ответа на вопрос, в чем же, в каких единицах эта коммуникация существует и как она осуществляется внутри мыследеятельности. Мы получаем возможность выделять разные «усеченные» предметы, например, мы можем говорить о «мысли-коммуникации» и «коммуникации-мысли». Это очень важно и принципиально. Представьте себе, что идет какой-то текст и имеется понимающий этот текст. Он его может отнести к доске, на которой заданы идеальные объекты, т.е. к действительности мышления, и понять все это только в действительности мышления. Если предположить, что первый коммуникант строил текст через рефлексию ситуации, то перевод в действительность мышления или идеального объекта будет происходить через схематизацию смысла текста. Таким образом, здесь за счет коммуникации начинается в ее структурах реальная схематизация мыследеятельности, перевод ее в логически детерминированную действительность мышления. Мы можем получить совсем другой процесс, если, скажем, коммуникант-1 работал в мышлении и строил схемы идеального объекта, а коммуникант-2 начинает реализовать эти схемы в своем практическом действовании и взаимодействовании с другими, т.е. происходит перевод мышления в мыследействование, если, конечно, эти схемы легко реализуемы. |
Я здесь нарисовал бинарную схему. Вы можете развертывать ее дальше – брать четырех, пять участников и, соответственно, рисовать не однонаправленные, а циклические и двухсторонние схемы коммуникации, но мы все время должны очень четко и жестко различать между собой мир чистого мышления, или мир идеальных объектов, которые фиксируются в текстах, и мир реального мыследействования. Смотрите: действительное – это к мышлению, а реальное – к деятельности, к ситуации, к взаимодействию. А это все склеивается и организуется за счет того, что мы называем коммуникацией или текстами. Тут и оказывается вроде бы, что коммуникация и тексты, в ней создаваемые, и образуют стержень мыследеятельности, в которой мышление не растворено в деятельности, а деятельность отличается от мышления как такового. Обратите внимание, ведь это – различение функциональное, поэтому мы, когда говорим о мыследействовании, тем самым подчеркиваем, что это может быть бывшая мысль, перешедшая на уровень ситуативного действования – в деятельность как таковую. А то, что она «мыслительная», это в эпоху «белых воротничков» никого не должно удивлять. Мы сейчас осуществляем практическую деятельность не на заводе и не на улице, когда сгребаем снег, а в конструкторских бюро, проектных бюро, в научно-исследовательских институтах и т.д. Вот где осуществляется подлинная практика современного общества – практика мыследействования. То, что это мыследействование становится по своей морфологии мыслительным, не меняет его сути как действования; если оно происходит в ситуации кооперированного программирования, проектирования, исследования или чего-то другого – это все равно мыследействование. А чистое мышление всегда находится в функциональной оппозиции к этому, поскольку это есть выход на мир идеальных объектов. Эта схема выступает для меня онтологической картиной мыследеятельности, построенной на идее коммуникации. Только одно здесь непонятно – что такое коммуникация? Это не тексты, и это не процесс построения текстов. Вот теперь мы подошли к нашему основному вопросу. Ибо, по сути дела, это теперь вопрос не онтологический – с онтологической работой я вроде бы на первом шаге покончил. Мне теперь надо выйти совсем в другую область и извлечь много разных предметов, с разных сторон выделяющих то, что мы называем коммуникацией. Здесь мы должны соблюсти основной принцип формирования естественных наук и наук вообще (в узком смысле этого слова). Ведь мы очень часто забываем простую истину – что наука есть служанка техники. Идея чистого познания, изображения объекта в целом принадлежит только философии и методологии как таковой, а не науке. Наука начинает существовать лишь тогда, когда выделена соответствующая техника, например, техника организации коммуникации, техника организации понимания, техника мышления в коммуникации. Когда есть, следовательно, техники или операторы коммуникации, мышления, понимания, которые хотят организовать эти процессы, обучать им, т.е. переводить их в план трансляции культуры, фиксировать соответствующие нормы и т.д. |
В этом основная суть оппозиции психологической теории деятельности и культурно-исторической концепции Выготского. Они разошлись не только теоретически. Они разошлись культурно. – Алексеев. Функционально это может означать, что возможно разведение коммуникантов по разным деятельностным позициям? – По позициям – нет. Для меня должна существовать отдельно мысль-коммуникация. За счет коммуникации вся эта верхняя часть может сниматься и существовать вне мыследеятельности. Так возникают всевозможные формальные направления, в частности, вся классическая философия… – Алексеев. Можно ли представить дело так, что этот верхний слой есть слой по преимуществу методологический? – Нет. Это лежит совсем в другой плоскости. Мы с вами обсуждаем это онтологически, мы обсуждаем проблемы человеческого существования и отношения между мышлением и деятельностью. Они действительно разделяются – на уровне текстов коммуникации они могут расслаиваться и распадаться, расщепляться вообще. И может существовать (как это было в практике немецкого академического профессора) чистое мышление в коммуникации – через книги. Золотой век европейской цивилизации – XVIII–XIX вв. А может существовать и нечто совершенно другое – рефлексивные тексты, причем, рефлексивные уже в классическом английском смысле, в смысле рефлексии как отражения. Вот тут и проходит принципиальная грань между трактовками отражения и мышления. Мышление, в этом смысле, есть конструирование замещающих изобразительных средств. Мышление всегда замкнуто на развитие. А отражение есть фиксация в речи самой ситуации. И есть особые средства отражения, т.е. подъема вверх, от ситуации к технике, а есть совершенно другой мир – мир мышления с его идеальной действительностью, и он существует в другом плане. И есть одна принципиальнейшая проблема, поставленная Шеллингом – проблема соединения отражения с мышлением, т.е. рефлексии с мышлением, конструирования с отражением. И она вроде бы решается здесь за счет того, что (в особенности, при понимании) возможен выход наверх – в мышление, может быть выход вниз – в ситуацию, а может быть соединение того и другого. Но практически такое соединение чаще происходит за счет коммуникации – один движется в действительности мышления, другой – это реализует в практике своей деятельности, и только потом как бы обратная интериоризация, снятие, из «интра» в «интер» – и на этом формируется человеческое сознание. Вот так бы я это представлял. – Неверкович С.Д. Ведь это процесс познания самого себя, а не процесса, который на самом деле происходит. Поэтому непонятно, является ли мысленное отнесение себя к тем закономерностям, которые существуют на сегодняшний момент, познанием себя или видением тех закономерностей. Тогда первый вопрос: действительно ли коммуникация – такая, какой вы ее сегодня представили – является первичной по отношению к наблюдению? – Я благодарю вас, Сергей Дмитриевич, за ваши замечания, поскольку они дают возможность мне четче сформулировать то, о чем я только что говорил. |
Первое. Я бы в этих структурах мыследеятельности ничего не выделял в качестве первичного. Собственно, системный подход мне это запрещает. Ибо реальностью является это целое. Там все важно. Как в нашем организме – печенка, легкое и сердце так же нужны нам, как и голова и ноги, и без этого мы жить не можем. Здесь все на своем месте, и это есть то целое, которое меня интересует. Второй момент. Когда я говорил, что это стержень, то это относится к проблеме связи и соотношения чистого мышления и деятельности, или мыследействования. Коммуникация связывает и склеивает то и другое. Я бы сказал, что коммуникация и есть то посредствующее звено, которое соединяет эти два момента вместе и дает возможность переводить мышление в деятельность и поднимать деятельность до уровня мышления. Мы все это делаем с помощью коммуникации в ситуациях нашего общения, взаимодействия и взаимовлияния. Третий момент. На мой взгляд, необходимо различить (то, о чем говорил Курт Левин) полагание себя (то, что вы назвали исследованием себя) и этот мир действительности мышления. Я здесь все время выступаю как антипсихологист. Я очень люблю психологию, но придерживаюсь принципа: психология, бойся психологизма. На мой взгляд, для психологии нет ничего страшнее, чем психологизм, и при психологистической философии психология развиваться не сможет. На мой взгляд, психология может развиваться только в тесной связи с культурологией, социологией, теорией организации и т.д. И мышление как явление культуры имеет самостоятельное, имманентное, независимое от нашей психики существование. Ни в коем случае нельзя отождествлять мышление как явление культуры с тем, что происходит в нас, с психологическим. Наоборот, психологическое есть только отражение, с одной стороны, мира мышления, его действительности, мира идеальных объектов, который для человека, как это показал Марке, столь же объективен и реален, как все остальное, и даже еще более объективен и реален, ибо он в сути своей человеческий и определяет его, и, с другой стороны, мира деятельности, мира взаимодействий, непосредственных столкновений, ситуаций и т.д. Значит, здесь все идет по законам логики, которая есть лишь частный вариант имманентного движения культуры, и это не «Я». Когда я познаю – вперив взгляд в этот логос – законы жизни идеальных объектов и все остальное, то я не себя рассматриваю. Кстати, вот сюда, в мир идеальных объектов попадают все естественные науки. Естественные науки потому и смогли игнорировать деятельность, обойти ее, что они сумели построить идеальные объекты, в частности представили природу как идеальный объект и начали изучать ее законы. Когда я положил перед собой представление о законах природы и начинаю жить по этим законам, следуя им, глядя на них, а не на свою деятельность, я живу в мире натуральной культуры (или натуралистической, в этом смысле), в мире действительности абстрактного мышления, идеальных объектов, а не деятельности. И наоборот, чтобы обратиться к деятельности, я должен оторваться от этого мира уже фиксированной культуры, «разуть глаза» и посмотреть, что происходит кругом. |
Кстати, я ведь настаиваю на значимости этих обоих направлений. Мне чужды формализмы разного рода и чужда идеализация, но только на поляризации того и другого и только на соединении того и другого, т.е. на постоянном окультуривании наших ситуаций и на постоянном «оситуачивании» нашей культуры, т.е. приложении ее, может сохраняться и существовать человек. А вопросы о том, что он видит в себе – это уже особый разговор. Я бы дальше обсуждал вопрос о том, когда человек должен отвечать на вопрос, что он есть, и раскрывать себя. Но это уже особая практика самоопределения. Вот так я бы ответил». Какие вопросы? |
Вопросы - ответы |
Алейник В. Георгий Петрович говорит, что в какой-то момент он покончил с онтологическим представлением о коммуникации и дальше стал обсуждать… |
Чичаев И. И, получается, коммуникация – это есть некое отношение между мышлением и деятельностью? Ну, я так условно, примитивно. |
Данилова В.Л. А почему здесь Георгий Петрович, говоря о техниках организации коммуникации, которые могли бы дать запрос на соответствующие модели, не вспоминает о самой древней – о риторике, и абстрагируется, соответственно, от всего класса социальных и политических целей, которые коммуникация тоже, в общем-то, со времен, там… |
Флямер М. Нет, не ещё раз там. Ну, просто если она была, то это одна ситуация чтения, потому что возникает вот этот вопрос: как же так? если на онтологическом уровне задано, почему вопрос опять про идею? Вот это меня удивило. Но в смысле того, что Вы говорите о необходимости выделять функции там, может быть, это этот оттенок. |
Щедровицкий П.Г. Ну, смотрите. Дело в том, что, скорее всего, там вообще происходит ползучий переход от одного понимания деятельности к другому пониманию деятельности. Потому что для окружающего контекста, а мы должны с вами понимать, что там, значит, Мизес пишет в тридцатые годы книжку «Общая теория деятельности», понимая под этим activity, Джордж Герберт Мид в 1934 году читает курс лекций «Общая теория действия», Рубинштейн в 1946 году пишет книгу о теории деятельности. При этом существует вся бихевиористская традиция, и в этой бихевиористской традиции деятельность и действие – это организованное поведение, ну или я бы даже сказал так, что это поведение приматов, способных к организации такового, а не к чисто рефлекторной деятельности. Ну, к рефлекторному такому вот реактивному существованию в среде. Кстати, к этому ещё добавьте Бехтерева, Ухтомского с движением. Ну, в общем, это целая традиция, которая вот, так сказать, проводит какие-то разграничительные линии между реактивностью и активностью – и вот чем-то, что называется действием. |
То есть, знаете как..? Все слова вроде бы одинаковые, и даже структуры одинаковые, только трактовка разная. Как это там, экстенсионал и интенсионал, да? Употребление разное. Включение в другой интерпретационный контекст, а следовательно, и вся элементная база тоже переинтерпретируется. |
Щедровицкий П.Г. Ну, подожди. Спрашивают: «Можно?» – я говорю: «Можно!» Можно, если вы, опять же, вычленяете из этого понятия «общения» элементы «сообщения». Ну, потому что ведь основная проблема коммуникации (вот Вера тоже мне там написала по моей просьбе реакцию на лекции) заключается в том, что коммуникация всё время разваливается. Люди не хотят коммуницировать. Не могут, трудно, не удаётся, не получается. И всегда возникает вопрос, что её удерживает как необходимость, что заставляет людей при всех этих трудностях продолжать друг с другом стараться коммуницировать. |
Щедровицкий П.Г. Понятно, какую. Он указывал на ту в большом смысле слова техническую ситуацию, которую обсуждает Георгий Петрович. А именно: разные установки по управлению коммуникацией, в частности – логическая установка и установка терминологиста, ну или, так сказать, языковеда. |
Щедровицкий П.Г. А какая разница? Коммуникации нет, они ни о чём не коммуницируют. Вы зовёте человека на конференцию и говорите: «Вот вам нужно приехать и сделать доклад по такой-то теме». Он говорит: «Да-да, хорошо!» - приезжает, делает доклад на другую тему, а потом говорит: «Да, и сейчас мне нужно убежать, у меня следующая конференция, поэтому слушать остальных я не буду». И что это такое? И все куда-то бегут. А куда ни придёшь, на какое совещание – там все те же всё. Они же в телевизоре. |
Щедровицкий П.Г. Нет, это вам лучше в двух, а мне лучше в одной, потому что у меня их мало. У меня количество патронов осталось очень небольшое. |
Есть процесс трансляции, внутри которой, даже если возникают псевдокоммуникативные ситуации, они обслуживают задачу трансляции. Не являются основными для процесса. А если вы впустили коммуникацию, вот как Курганов: пришел, открыл все окна, двери – и говорит: «Всё, ребята, мы теперь коммуницируем, это основной процесс педагогический», - то всё, вот он может, у него видно модели, у него в башке как у, так сказать, оператора АЭС первого первой атомной станции, который, когда рубильник поворачивал, понимал, что при этом происходит внутри корпуса реактора и в активной зоне. Представляете себе, да? Вот он двигает вот ручку и понимает, какой там идёт процесс. |
Правильно ли я понимаю, что в условиях нерешенной этой задачи по переопределению представлений, с одной стороны, а с другой стороны, нерешенной задачи по выработке собственно предметных представлений коммуникации, – в этих условиях предполагается, что нужна, чтобы эти задачи решались, ситуационная работа? Я имею в виду, что где-то должна происходить и отработка тех самых техник, и отработка новых предметов, которых пока нет? |
Кстати, между прочим, если уж обсуждать Хабермаса, то ведь Хабермас пишет одну простую вещь. Он говорит, что эта онтология (ну, в моём языке – мыследеятельности, а в его языке – дискутирующей общественности) – это есть условие демократии. |
Щедровицкий П.Г. Да. XVII века или XVI. Другой вопрос, что, скорее всего, это родилось после Столетней войны, когда в Европе осталась треть населения. Но это мне один швейцарский парламентарий объяснял, когда я ему говорю: «Как вот вы мило друг с другом разговариваете и как вы друг друга слушаете», - и так далее. Он говорит: «Да-да-да, только не забывайте, что перед тем, как начать разговаривать, мы перерезали две трети Европы». Градировский С. Но в Камбодже это не помогло. Щедровицкий П.Г. Ну, а ты давно был в Камбодже? Градировский С. Недавно слушал репортаж оттуда. Щедровицкий П.Г. Репортаж? Двинулись? Я просто пройду ещё один кусочек. С учетом того, что третий кусочек, который я хотел проходить, больше, но он во многом повторяет второй, то, может быть, мы как-то потом сэкономим. Итак, это 18 декабря, то есть через три дня: |
|
§ 76/?? (1) (1.1) | (...) |
«Вчера, после замечаний по докладу Г.И.Богина, я получил очень характерную записку, которую я вам и зачитаю: «В своей реплике на доклад Богина вы высказывались за необходимость различения понятий “герменевтический” и “гносеологический”, или “понимающий” и “познавательный”. Но в чем различие, по-вашему, техники понимания от техники познания? Разве не одно и то же понимается, или познается, в обоих случаях? Разве понять другого субъекта не все равно, что понять, или познать, некий объект? Ведь структура смысла одна и та же». |
Поэтому, я исхожу из идеологического разделения и различения всех названных моментов и считаю, что каждому из них соответствуют свои особые процессы, которые и должны быть выделены… Здесь пропуск, видимо. … отсюда возникает идеология и философия сопричастности. Она по-своему оправданна. Вот как говорит М.К.Мамардашвили: «Ведь что непонятного в том, что кто-то – Иванов, Петров, Сидоров – чего-то не понимает? Не понимает в философии, не понимает нынешних проблем и т.д. Чтобы понимать, надо быть причастным». Быть причастным к этой культуре, или, как сегодня очень красиво сказал С.Н.Некрасов, «надо свой разум прикрепить к существующим предрассудкам». Вот когда мы разум свой к этим предрассудкам прикрепим – вот тогда мы начнем что-то понимать. Иначе это еще называют приобщением к культуре. |
С моей точки зрения, это нас мало куда продвигает, и поскольку у нас есть еще организационные или социотехнические, или культурологические задачи по организации понимания, я исхожу из того, что может и должна существовать определенная техника понимания. И герменевтика, в моем смысле, есть совокупность тех приемов, средств, технологий, которые обеспечивают или могут обеспечить нам взаимопонимание в условиях глобальной коммуникации, т.е. когда мы имеем дело с различными, разнопредметно мыслящими, разнопредметно работающими специалистами. Мой идеал состоит в том, чтобы научиться понимать каждого. И иметь возможность сказать, например, так: «Я тебя понял, вот я сейчас дальше буду рассказывать, что ты будешь говорить». И чтобы потом это объективно проверить, я пишу на своей бумажке, что он будет говорить, он – на своей, а кто-то третий потом, сличит и скажет, смог ли я проимитировать ход его мысли. Это будет достаточным доказательством того, что я адекватно понимаю. Итак, герменевтика для меня есть совокупность вот таких приемов и методов. |
А именно: средства и формы организации понимания – не языковые, не мыслительные, а собственно понимания, понимания как такового, понимания не через мысль, мышление, знание, понимания не через язык, значение, а другие формы понимания – герменевтические. |
– Ильясов И.И. Понимание есть основание чего? |
Занимался я тогда разной зоопсихологией: муравьями, галками. Усиленно читая соответствующие книжки, я пришел к следующему выводу: если человеческая речь и человеческий язык возникают натуральным образом (т.е. если не считать, что их нам принесли «тарелочники» или что-то в этом роде), то вроде бы единственное, что я смог придумать, это показать на развертывающейся модельке, как сигнал превращается в знак. |
И вот теперь я могу ответить на ваш вопрос, Ислам Имранович. Теперь я говорю: понимание неразрывно связано со знаковостью. Понимание есть та функция, которая обеспечивает существование знака, можно сказать – создает знак как знак. |
– Ильясов. А деятельность – это что, руки-ноги? Поведение? |
Тогда же, где-то в 1954-1955 гг., была задана та схема, о которой я рассказывал в первом докладе, схема исходной коммуникации, т.е. переход ситуации в некоторую знаковую форму, выделение тем самым ситуации содержания и отображение этой самой знаковой формы в новое содержание в новой ситуации. |
Либо же, более сложный случай, вторичный, возникший много позднее, – когда надо сконструировать адекватную знаковую форму. Но это уже предполагает невероятно сложные вещи – понятие истинности, адекватности, очень сложные эпистемологические, логические структуры. Так что это возникает много позднее – люди начинают конструировать язык позднее, чем они начинают конструировать объекты. Но это конструирование объекта есть, вместе с тем, развертывание языка – всегда языка, как это ни странно. |
Вопросы - ответы |
Данилова В.Л. В первом тексте Георгий Петрович говорил о мышлении как о движении в плане идеальных объектов, в котором человек, в общем-то, неактивен, как бы надевает идеальный объект на себя, и там была какая-то формулировка, что-то там «вперился в доску и ***». В этом тексте он определяет мышление как конструирование схемы объекта. Это две стороны мышления, два типа мышления? |
Щедровицкий П.Г. Помнишь историю, как Рузвельт собрал экономистов и сказал: «Как мы будем выбираться из Депрессии?» И после этого, значит, они все выступали, и каждый выступал так, что «с одной стороны», «с другой стороны». Рузвельт завершил эту дискуссию об экономической политике Соединенных Штатов репликой, вошедшей во все анналы. Он сказал: «А у вас нет однорукого экономиста?» Данилова В.Л. Ну, слушай, мы уже двадцать лет как у кого правая рука, а у кого левая. Действительно же, две цитаты так хорошо сошлись, что призадуматься пора о двуруком методологе. Щедровицкий П.Г. Да, хорошо. Ещё вопросы? Да? Ищенко Р. В одном из последних интервью Георгию Петровичу задали вопрос: «Что с вашей точки зрения самое важное? Вы всю жизнь занимались разработками в сфере мышления. Мышление – самое важное?» Щедровицкий П.Г. «Самое важное, - он говорит, - хочу чашку чая с двумя кусочками сахара, да так!» Ищенко Р. Нет, тогда он ответил им: «Самое важное – понимание». Значит ли это, что просто в социальном контексте понимание более существенную роль играет для организации действия, для… Щедровицкий П.Г. Ну, посмотри: я бы пока не стал отвечать на этот вопрос, я бы его завесил, предложил бы вам прочитать второй текст с аналогичным названием. Потому что вот это «Понимание, мышление» читалось дважды: вот в этом коротком докладе, который я сейчас прочитал, и в более длинном, в трёх докладах, которые делались в январе на вторничном семинаре, и вот мы с Верой Леонидовной даже это помним эмпирически, потому что участвовали в этом. Но это можно прочитать в томе под названием «Мышление. Понимание. Рефлексия» со страницы 491, а потом мы к этому вернемся. Потому что для чего самое важное, понимаешь? То есть, забегая вперед, я могу сказать, что через специально организованное понимание Георгий Петрович определял социальную миссию методолога. Но как бы в этом смысле Георгия Петровича как кого спросили, что самое важное? Помните эту историю про еврея, который умирал? Когда внуки и правнуки, столпившись, спросили: «Дедушка, какое твоё последнее желание?» - он сказал: «Больше всего на свете хочу чашечку чая с двумя кусочками сахара!» И когда троюродный племянник ему сказал: «Дедушка, а что за странное желание?» - он говорит: «Ну, вот так всю жизнь мучился: дома – с одним, а в гостях – с тремя». Что самое важное? |
Чичаев И. А вот ещё момент был по поводу реакции и сигналов, да? То есть, ну, как бы это, по сути дела, некий условный рефлекс получается? Без выделения объекта, да? Щедровицкий П.Г. Можно сказать так. Только, наверное, слово «условный рефлекс» тут как бы… Условно-безусловный. Потому что одна из характеристик условного рефлекса – в его опосредованности. То есть, скорее всего, если пользоваться уже этой метафорой, то условный рефлекс – это безусловный рефлекс, включенный внутрь знакового опосредования. Но да, есть простейшая связка «сигнал – реакция». Есть сложная связка «знак – объект». А есть суперсложные ситуации, в которых есть всё, только нет объектов. Причём нет не просто объектов, а нет даже гипотезы о типе объекта, то есть о том, какой он может быть. Собственно, Вера, я бы на этом и различил бы творческую компоненту мышления и собственно мыслительное производство. То есть, в тот момент, когда у нас тип объекта определен, а это значит, что сделана, так сказать, фундаментальная онтологическая гипотеза, после этого может начинаться мыслительное производство, движение в объектах, в развертывании идеальной действительности. А вот когда мы находимся в ситуации пустоты, когда не определен даже тип возможных объектов, – вот тут, конечно, нужно мыслительное творчество. И оно, скорее всего, вообще не происходит в реальности, там, мыслящего сознания. Данилова В.Л. Ну и очень трудно предположить, что это есть то самое конструирование схемы объекта. Щедровицкий П.Г. Почему? Данилова В.Л. Хотя оно, наверное, туда входит. Щедровицкий П.Г. Схема – хорошая штука. Данилова В.Л. Нет, схема – замечательная штука, но как только мы говорим о конструировании, это же предполагает, что есть конструктивные элементы, есть способы их состыковки и так далее. И в этом смысле ***… Щедровицкий П.Г. Ну, да. Верочка, но всегда же что-то есть. Не бывает же такой ситуации, где ничего нет. Данилова В.Л. Ну, подожди, но это же предполагает, что… То есть, вроде это противоречит твоему предположению о том, что не указан тип объекта. Если мы можем указать конструктивы и способ конструирования, значит, мы категоризацию уже провели. Ну, тем самым тип объекта положили. |
Щедровицкий П.Г. Сложный разговор. Можно его продолжить, но собственно все мои рассуждения по поводу двойного полагания и так далее, вообще вот я считаю, что несколько таких проходов в этой области в XX веке, в том числе работы Гуссерля, безусловно, – они как раз связаны с попыткой описать это пространство. Данилова В.Л. Да, поняла. Собственно говоря, тот позитив, который у меня стоял за моим вопросами и нападками, в том, что вроде бы для меня вот здесь, в той ситуации, которую ты описал, когда тип объекта не положен, ещё мерещится место для воображения. Щедровицкий П.Г. Да. Данилова В.Л. То есть, полагание объекта не конструктивно. Щедровицкий П.Г. Да. Но воображение – всё-таки это, так сказать, функция мышления. Данилова В.Л. Да, ну?! Щедровицкий П.Г. А что? Данилова В.Л. А не наоборот? Я бы сказала – наоборот. Щедровицкий П.Г. Нет, ну пожалуйста, можешь сказать и наоборот, что мышление – это организованное воображение. Данилова В.Л. Угу. То есть, когда оно конструктивно организовано – конструктивно, категориально и так далее – да. А есть ещё вот эта более рыхлая и, наверное, направляемая какими-то очень расплывчатыми критериями красоты область. Щедровицкий П.Г. Ну, какая разница. Всё равно же оно решает проблему замещения отсутствующего объекта. Данилова В.Л. Нет, ну функционально – да. Щедровицкий П.Г. Да. Данилова В.Л. Я же… Ну ладно, дальше начинаются тонкости и занудство. Чичаев И. Понимание – оно работает как бы со знаками, если я правильно понимаю? То есть, оно как раз – это осознание вот этой связи между знаком и объектом, да? Щедровицкий П.Г. Ну, не осознание связи, да, установление скорее. Потому что, когда вы говорите «осознание», вы приписываете этому ещё какой-то более высокий этаж. Чичаев И. Но это тогда творческий акт получается какой-то между знаком и ***. |
Щедровицкий П.Г. Да, творческий, конечно. Ровно с той, такой не артикулированной трактовкой творчества. Ну, да, творческий. Чичаев И. Причём объект может… ну, он сконструирован не тем, кто понимает и как-то вот, то есть… Щедровицкий П.Г. Это другой вопрос. Чичаев И. То есть ***, то есть, как бы как идеальный объект у того, кто понимает. Щедровицкий П.Г. Это другой вопрос. Да, это может быть распределено внутри какой-то социальной кооперации, при которых один понимает или не понимает, и в тот момент, когда он не понимает, он приглашает другого, который помогает ему понимать за счёт введения в процесс коммуникации и понимания специальных структур объектов, то есть за счёт мыслительной работы. При этом неважно, он её выполняет в первый раз творчески или он заимствует из культуры соответствующие идеальные объекты и передаёт их тому, кто не может понять. Это уже… Чичаев И. А вот тогда такой вопрос. А как же, что понимание – это базовый процесс, то есть фактически как бы понимание – оно работает с идеальным объектом, то есть… Щедровицкий П.Г. Почему с идеальным? Нет, не только. Почему обязательно с идеальным? Наоборот, Георгий Петрович говорит: не только идеальный объект. Чичаев И. То есть и с физическим? Щедровицкий П.Г. Да, конечно. Ну, конечно. У вас есть обыденная сфера жизни, и в ней всё понятно. Ну, то есть… Чичаев И. Может быть, тогда это два типа понимания? Может быть, разное понимание – это один как бы *** … Щедровицкий П.Г. Вам это что даёт – два типа, пять типов? Я насчитал тридцать четыре, у Вас два. Ну… Чичаев И. Ну, оно как бы немножко разное, ну… Щедровицкий П.Г. Ну, наверное. Да? Загваздин М. Скажите, а почему нельзя сказать, что понимание – это простая форма мышления или мышление – это форма… Щедровицкий П.Г. Нет, подождите. Сказать можно всё что угодно. Мы же с вами обсуждаем не истину, а мы обсуждаем концепцию Георгия Петровича, правильно? |
Загваздин М. Не могли бы Вы дополнительно разграничить понимание и мышление? Щедровицкий П.Г. Дополнительно к этому – не мог бы. Будем двигаться дальше – ещё раз попробуем пройти. Понимаете, когда Вы говорите: «А можно ли сказать всё наоборот?» - можно. Ну, так кто Вам мешает сказать всё наоборот? Скажите. Но просто без этого мы не поймём схему мыследеятельности. Мы же с вами хотим понять схему мыследеятельности, и сейчас, прежде чем мы вернулись к общей схеме, мы с вами разбираем её отдельные, ну, нельзя сказать даже – части, а вот такие подсистемы. Вот мы взяли, вытащили коммуникацию, да? Рассмотрели, положили на место. Теперь вытащили отношение между пониманием и мышлением, положили на место. На третьем шаге вытащим вопрос о том, а какие мышления бывают, как мышление организовано. Тоже положим на место. Таким образом, мы вот как бы рассматриваем.., знаете, когда ребенок машинку разбирает на части, а потом снова собирает, и часто детали остаются, а машина продолжает ездить. Так и тут. Вот мы вынули это, разобрали, потом пытаемся собрать. И в этом плане это интерпретационный текст к схеме мыследеятельности. Это совокупность интерпретаций, которые помогут нам, надеюсь, понять, что имел в виду Георгий Петрович, рисуя схему мыследеятельности. Из каких вот, так сказать, таких силовых линий он её собирал. Потому что если вы не понимаете различие между пониманием и мышлением, то вы не поймёте схему мыследеятельности, вы не поймёте, почему она там вот так растащена, почему там понимание в одном слое, а чистое мышление – в другом, и они друг другу противопоставлены. Потому что схема мыследеятельности утверждает, что это разное. А что является частью чего – в принципе невозможно отвечать, потому что надо спросить, в какой ситуации. Исторически, в жизни отдельного человека или ещё что-то, в определенной культуре? Потому что, наверное, можно сказать, что есть преимущественно понимающие культуры, есть преимущественно мыслительные, есть те, так сказать, индивидуальные траектории, в которых у человека мышление родилось из понимания, а есть те индивидуальные траектории, в которых у данного человека или даже социальной группы понимание родилось из мышления. Всё возможно. |
Я много раз обращал ваше внимание на то, что в таких системах эффекты замещения и сверхкомпенсации одних функций другими и одних морфологических элементов, выполняющих определенные функции, другими, всё время происходят. Ну точно так же, как, если у человека отрезало ноги, он с помощью рук компенсирует возможность своего движения. Понимаете? А вы спросите, что из чего вырастает, движение руки или ходьба, что является первичным? Ну, вот для него первичным является движение руки. Он и ходит руками, и берет руками, ну и так далее. А вон в Австралии как-то раз в «Макдоналдсе» я видел девочку, которая пальцами ноги рисовала картину. Вот сидела просто и ногой рисовала картину очень так быстро, гладко и прочее. Вот у неё нога выполняет функцию отсутствующей руки – и ничего, нормально. Да, вижу. Карастелев В. Вот в этом тексте я не услышал, но, может быть, Вы скажете? Тексты, которые бы указывали на требования вот к этим типам моделей коммуникации, которые… Щедровицкий П.Г. Не готов сейчас. Нет, ну были такие тексты, мы это разбирали. Были большие доклады Светы Табачниковой на вторничном семинаре, были большие циклы, которые Громыко докладывал. Где эти материалы – я не знаю. У меня их нет. Да? Вопрос. Георгий Петрович говорит о том, что его могут обвинить в том, что он за счёт мышления пытается взять понимание. Щедровицкий П.Г. Нет, он не это говорит. Он говорит, что в ситуации полного отсутствия взаимопонимания и взаимопонимающей коммуникации он – Георгий Петрович – эту проблемную ситуацию хочет решить за счёт мышления. Вопрос. Но он предполагает, что… Щедровицкий П.Г. Не взять понимание за счёт мышления, а организовать понимание за счёт мышления. Он ничего не берет. Он говорит: в нашей конкретной ситуации полилога, отсутствия понимания и так далее мышление выполняет функцию протезирования отсутствующего понимания. Это он так считает, Георгий Петрович, и так действует. Предлагает, ну и… Вопрос. То есть, это не в плане построения представлений ***? Щедровицкий П.Г. Совершенно. Это в плане реального практического социального действия. Реплика. Ну, индивидуального действия. |
Щедровицкий П.Г. Да. Ну, индивидуального, школьного, группового и так далее. Распад процессов понимания, вызванный полиязычием, поликультурностью и смешением всего на свете в глобальной экономике, он предлагает решать с помощью мышления, причём не всякого, а специально организованного методологического. Но это отдельно. Да? Подборнов А. Георгий Петрович относит знак к объекту. Значит ли это, что знак не относится к действию? Щедровицкий П.Г. Ну, в этом смысле получается, что отношение знака к объекту является натальным и объемлющим, а отношение знака, если оно возникает, к действию является вторичным и подчиненным. И в этом смысле действие подчиняется объекту, ну или ситуации, о чем мы с вами тоже неоднократно говорили: что вы действуете по ситуации. Вы действуете в зависимости от того, с чем вы имеете дело. Нет, ну есть, конечно, такие, которые действуют независимо от того, с чем они имеют дело и в какой ситуации они относятся, но это те самые галки, которые взлетают и машут крыльями независимо от того. Подборнов А. А математические знаки – например, «плюс» – они тогда в этом смысле не знаки? За плюсом же действие, а не объект. Щедровицкий П.Г. Подождите. Не знаю. Почему не объект? Данилова В.Л. Почему не объект? Множество. Подборнов А. Ну, в каждой конкретной ситуации, конечно… Щедровицкий П.Г. Давыдов бы тебя не понял, с его программой обучения математике, потому что она построена на прямо противоположном. Данилова В.Л. И Пиаже не понял, поскольку у него группа преобразований, то есть четыре действия арифметики, задаёт определенный объект. Щедровицкий П.Г. Ещё раз. Если мы возьмем схему знания, то там это связанная структура. Понимаешь? То есть, ты как бы отделяешь верхнюю часть, ну или даже там среднюю часть от нижней части и говоришь: вот это, а не вот это. Ну, как бы не получится так разорвать. Есть ещё вопросы? Значит, у меня ситуация выглядит следующим образом. Первое. Я точно читаю лекцию 11 ноября, и это будет четвертая лекция в осеннем семестре. Значит, судя по всему, я должен на ней всё-таки продолжить обсуждение понимания и мышления, а потом типов мышления. При этом относиться я буду ко всей совокупности текстов 1980-1981 годов. |
Теперь, мне обязательно нужно одну лекцию потратить на тупое изложение схемы мыследеятельности, которое у нас дважды дано: в статье про схему мыследеятельности и про оргдеятельностные игры. Они немножко отличаются друг от друга, и это отличие любопытно. У нас висит Луман с Хабермасом, и, в общем, конечно, было бы правильно ещё обсудить всю эту ситуацию в целом со схемой мыследеятельности. Вот. А лекций – две до Нового года, потому что я могу прочесть 11-го и, скорее всего, 2 декабря. Нет, я ещё могу прочесть прямо перед Новым годом. Ковалевич Д. 31-го. Щедровицкий П.Г. Нет. Ковалевич Д. 30-го. Щедровицкий П.Г. Ну, почти. А, ты посмотрел, да? Ковалевич Д. 30-го, да. Щедровицкий П.Г. Тоже весело. Я подумаю. Всё, всем привет. |
Сноски и примечания |
(2) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
(2.1) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
|
|