главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации схематизация в ммк |
вернуться в разделш | библиотека | |
п.г.щедровицкий | |
лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" | |
лекция 53 (...) |
Ответы на вопросы |
§ 78. (...) |
Ответы на вопросы |
сноски и примечания |
Щедровицкий Петр Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода |
Москва, АНХ, 02 декабря 2011 года |
о лекциях на сайте Фонда предыдущей версии - https://www.fondgp.ru/old/projects/jointly/school/0.html |
лекция 53 | (...) |
(1) (1.1) | Вопросы - ответы |
Щедровицкий П.Г. Друзья мои! Ещё раз коротенько восстанавливаю логику своего рассуждения. Итак, первое, что я сказал – это то, что техническое задание на построение новой онтологической картины будущей схемы мыследеятельности или будущих представлений о мыследеятельности в этой функции – функции онтологической картины, понятно и формируется уже в 1973-м; в чуть большей степени, может быть, в 1979 году. А сами преставления о мыследеятельности формируются в период между первой и второй игрой, ну или так: первой и третьей игрой, потому что вторая игра – это игра-2 исследования игры-1, которое идёт в течение года, с лета 1979-го по лето 1980 года. Схема мыследеятельности во внутренней мифологии движения атрибутируется к 1980 году, но ключевые обсуждения, переинтерпретация тех основных интеллектуальных процессов, которые нашли своё отражение в схеме мыследеятельности, происходит как раз в течение полутора-двух лет между 1979-м и 1981 годом. Я вам представил три текста того периода, хронологически очень связанных друг с другом, касательно представлений о коммуникации, представлений о понимании и представлений о мышлении. Это очевидно не исчерпывает всего пакета текстов, поэтому дальше вы можете эти тексты начитывать, углублять, смотреть, как шла эта динамика, но я считаю, что набор интерпретаций постфактум по отношению к вновь введенной онтологии я указал и сейчас могу перейти к чтению хрестоматийных текстов, которые, собственно, излагают схему мыследеятельности. Логика понятна, вопросов особых нет? Значит, я готов ответить на какие-то рефлексивные вопросы по поводу всей этой ситуации в целом. Я оговорился, то есть, не 1973-1979-й, а 1969-1973 годы. То есть, если мы возьмем работу «Терминологическая работа» (это 1971 год), то в ней уже достаточно отчетливо выражено техническое задание на новую онтологию. Более того, предварительная предонтология, а именно – схема акта коммуникации, которая рассматривается как центральный фокус – она, в общем, все эти десять лет с разных сторон обсуждается. Ищенко Р. Можно сюда вопрос? Щедровицкий П.Г. Да. Ищенко Р. Вы указывали всё время, что новая онтология появляется на моменте смены практики. Игровая практика появилась в конце восьмидесятых годов, а ТЗ появилось на десять лет раньше. Щедровицкий П.Г. Угу. |
Ищенко Р. То есть вот здесь что послужило… |
Ковалевич Д. Ну, а была когда-то попытка, так сказать, вот в разговоре о трансляции культуры обсудить вопрос коммуникации? |
Щедровицкий П.Г. Оснований нет. |
Флямер М. Это называлось пространство методологической рефлексии. |
Флямер М. Ну, как в том ТЗ, да? |
Чичаев И. Ну, любая онтология – она же находит некое отражение. |
Щедровицкий П.Г. Слушай, это знаешь, как? Это проблема сложности самого Георгия Петровича. Научные то ли идеалы, то ли принятые нормы доказательности, то ли, в общем, всякая хрень научная. Ну, нормы же – они во многом и кандалы на нас. Поэтому, ну, вот как бы существовало некое представление о том, что значит получить научное знание. Оно должно быть воспроизводимым, тэ-дэ-дэ и бэ-бэ-бэ. Поэтому хотелось придать видимость этому знанию характера научности. Я думаю, что если бы сегодня кто-то придумал оргдеятельностную игру – ну, из вас, например, – то в гробу вы видали все эти нормы воспроизводимости, научности, доказательства. Работает и работает, бабло приносит – и, Слава Богу. Понимаете? Люди идут косяком, участвуют, потом подходят, говорят: «Отец родной! Просто глаза открыл!» И тут ты говоришь: «Нет, нет, это не играет роли, нам главное – научное знание получить воспроизводимое, экспериментальное доказательство, проверку». Ты себе можешь так это представить? Верховский Н. Я просто не в эту сторону вопрос. Щедровицкий П.Г. Сейчас. Ну, всё равно. Поэтому, конечно, у Георгия Петровича существовала определенная совокупность ценностей, и он не просто занимался игровой практикой, хотя чем дальше, тем больше занимался. Но вначале он не только ей занимался – он ещё пытался рассмотреть её как метод исследования, он пытался строить её для рафинирования и проработки отдельных групп представлений, а не просто как некую технику. Ну, кстати, он ушёл – и всё следующее поколение его учеников, включая меня родного, забыло про всё это, благополучно перестало этим заниматься и стало проводить это как чистую, так сказать, технически и практически ориентированную деятельность. Более того, я вам по секрету скажу, что при темпе, который, например, у меня был в тот период – от двенадцати до семнадцати больших игр в год… Верховский Н. Я Вас прекрасно… Щедровицкий П.Г. Вам, Николай, это хорошо понятно. Верховский Н. Очень. Щедровицкий П.Г. Вот. Точно не до исследований. Верховский Н. Это абсолютно точно. Просто некогда. Щедровицкий П.Г. Да. Ну, вот и всё. А спрос определенный был, и определенный кураж в этом тоже был, потому что это разные темы, разные сюжеты, так сказать; ты, в общем, быстро разбираешься с какой-то, так сказать, областью или регионом. Ну, областью знаний или, так сказать, территориальной ситуацией. |
Ну, в общем, это интересно всё. Это отдельно можно сейчас посмотреть, в какой степени и когда Морено действительно рассматривал психодраму одновременно как инструмент исследований, а когда он просто начал заниматься решением проблем. Я очень хорошо помню, как когда его ученики приезжали сюда – рассказывали об его деятельности: что после Второй Мировой войны он был суперзагружен. Знаешь, чем он занимался? Не знаешь? Я тебе расскажу. Ему евреи заказывали игру в концлагере. Верховский Н. Распаковать ситуацию и… Щедровицкий П.Г. И снять всю… Верховский Н. И преодолеть? Щедровицкий П.Г. Да, и преодолеть. И он, будучи таким хорошим, так сказать, светским евреем, просто помогал людям выбраться из этой катастрофы. Я думаю, что особо ему было в этот момент уже не до исследований, потому что была огромная, так сказать, ситуация. Да и придумал он эту психодраму, в общем, для решения вопросов детей, потерявших родителей в Первой Мировой войне. Поэтому если мы берем идеалы Георгия Петровича – да, он рассматривал игровую практику одновременно как механизм исследований и развития представлений о мыследеятельности. Но по факту это не состоялось. Института исследования ОДИ не возникло. Позиционера, который бы чётко занял эту позицию и вёл бы эту работу в системе кооперации, сопровождая игры Георгия Петровича, не возникло. А с какого-то момента люди, которые пришли и стали фронтиром игровой практики, просто были к этому неспособны. Ну, я вам могу сказать, я и до сих пор почти неспособен. Мне ещё лет пятнадцать надо подумать. Потому что это другая работа, это совершенно другие схемы, другие представления, другой хронотоп. Вопрос. Культурный? Щедровицкий П.Г. Ну, и культурный, и психофизиологический. Невозможно в том темпоритме, в котором мы живём, заниматься исследованиями. Георгий Петрович даже когда-то вот говорил мне; я очень хорошо помню эту ситуацию, этот разговор. Он мне говорил, что онтологическая работа вытеснила исследование, потому что оказалось, что для проектирования, для практик – онтологии достаточно. Да, она не решает часть вопросов (я читал об этом тексты, что, если у нас нет научно-предметной организации – мы не можем воспроизводить и строить технологии), но её достаточно для опытного практикования. |
Для передачи элементов этой технологии, отсутствующих в форме личных техник, и для воспроизводства самой деятельности. Приходит новое поколение; оно что-то взяло, как-то на себе приживило и работает. Слушайте, цеховая организация существовала тысячелетия. Никакой там теории и никакой предметной организации, никакой технологии не было – и ничего, она не умерла никуда. Карастелев В. Но сейчас стоит задача в том, чтобы… Щедровицкий П.Г. Опять, в какой системе координат, у кого стоит? Верховский Н. А какая задача, простите? Щедровицкий П.Г. Воспроизводства исследований. Верховский Н. Чего? Щедровицкий П.Г. Ну, чего-нибудь. Верховский Н. Ну, мышление интересно поисследовать. Щедровицкий П.Г. Да. В какой системе координат, у кого стоит? Ты жизнь готов на это положить? Тем более тебе не так много осталось, понимаешь? Надо было раньше принимать решение. Кстати, я это наблюдаю и в физике, тут не надо ничего себе выдумывать. В физике жуткий дефицит исследователей. |
Карастелев В. Да вообще во всех сферах. Щедровицкий П.Г. Ну, правильно. Карастелев В. Особенно в гуманитарных. Щедровицкий П.Г. Ну, гуманитарные я даже не беру – они не дозрели до этого. А вот понятная ситуация, да. Вот мы там наблюдали. Всё так штучным образом. Верховский Н. Всемирно или… Щедровицкий П.Г. Всемирно. Очень штучным образом. Единичные люди, которые набираются сил, мужества или, наоборот, не набираются сил, мужества, а воспроизводят вот эту исследовательскую, так сказать, фигуру самоопределения. Верховский Н. Кстати, онтологии-то должны подсохнуть и истощиться. Щедровицкий П.Г. Хорошо, ещё есть сюжеты, или мы всё-таки начнём читать сегодняшнюю часть текстов? Ищенко Р. Начнём-начнём. Щедровицкий П.Г. Я уже теперь думаю: может, не читать, а то совсем затянем? Нет уж, с начала начнём. |
§ 78/?? | (...) |
Итак, текст 1983 года, то есть почти-почти свежий. Текст опубликован в сборнике «Избранные труды», называется «Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности»: «Середина XX века сделала отчетливыми многие изменения в условиях нашей жизни, в том числе кардинальное изменение в средствах, способах и формах организации нашего мышления и деятельности. Осознанно… Верховский Н. Вопрос к названию. …Осознано, что инженерное мышление принципиально отличается от научно-исследовательского и нуждается для своего оформления в иных, нежели традиционные, логико-методологических схемах и правилах, способных соединять исследовательскую работу с конструктивной и проектировочной. Зафиксировано, что организационно-управленческая деятельность стала профессиональной, вошла в системы производственной работы и, следовательно, тоже нуждается в своей особой логике и методологии мышления. Планирование выделилось в особый тип мыследеятельности (т.е. мышления, включенного в контекст практической деятельности, далее всюду — МД) и сформировало вокруг себя особый пласт прожективного мышления (объединяющего прогнозирование, программирование, оргпроектирование и т.п.), которое точно так же нуждается в новых средствах, новой логике и новых формах организации. |
Теперь известно, что научное исследование, отчасти в процессе своего имманентного развития, отчасти под влиянием уже названных изменений в других сферах МД, распалось на массу изолированных друг от друга научных предметов, каждый из которых развивается практически независимо от других, и поэтому, чтобы достаточно эффективно решить какую-нибудь практическую задачу, приходится проделывать специальную работу по комплексированию этих научных предметов и еще дополнительно увязывать их с конструктивными и проектными разработками и все это вместе взятое вставлять в стандартные формы и модули соорганизации, руководства и управления МД, осуществляемой коллективами людей (ср. [1981а*, Мирский, 1980; Разработка..., 1975; Комплексный..., 1979]). |
У нас в стране осознанная и целенаправленная разработка этих средств, методов и форм организации мышления (далее — М) и МД началась на рубеже 40-х и 50-х годов и сейчас интенсивно продолжается по многим линиям. И именно в одной из этих линий как форма практической реализации системомыслительной (далее — СМ) и системомыследеятельностной (далее — СМД) методологии были задуманы и созданы два вида игр: в начале 60-х годов — интеллектуально-методологические игры (далее — ИМИ), а в 1979 г. — организационно-деятельностные игры (далее — ОДИ). В процессе становления и развития ОДИ, с одной стороны, можно выделить ряд сформировавших ее базовых компонент, а с другой стороны, саму эту предысторию разбить на ряд периодов, организуемых в соответствии с логико-онтологической структурой категории происхождения [1963с]. ОДИ строятся в исходных принципах на марксистской теории деятельности. Конкретным их основанием (первой базовой компонентой) являются определенные методологические концепции, которые сами прошли в своем развитии три основных этапа: 1) с 1952 г. по 1960 г. — этап содержательно-генетической зпистемологии (логики) и теории мышления [1957b; 1962а *; 1965с; 1976; Семиотика..., 1967]; 2) с 1961 г. по. 1971 г. — этап деятельностного подхода и общей теории деятельности (см., к примеру, [1969b; 1970; Генисаретский, 1970; Сидоренко, 1972; Обучение..., 1966; Семиотика..., 1967; Пробл. иссл. структуры..., 1967; Разработка..., 1975]); 3) с 1971 г. — этап СМД-подхода с одновременным переносом центра тяжести теоретических исследований и разработок на общую структуру методологии и ее основные единицы — подходы (см., к примеру, [1974а*; 1981а*]). И хотя в практике ОДИ реализуются идеи всех трех этапов, тем не менее сама ОДИ как особая форма организации коллективного М и МД могла появиться только на третьем этапе, когда произошло объединение системомыслительных и системодеятельностных представлений и методов. |
Второй базовой компонентой ОДИ была практика проведения полидисциплинарных комплексных методологических семинаров, сложившаяся к 1955 г. и получившая широкое распространение в первой половине 60-х годов (см., например, [Спиркин, Сазонов, 1964; 1970a]). Уже к концу 1962 г. в ходе дискуссий, с одной стороны, по поводу проблем рефлексии, с другой — по поводу проблем взаимоотношений организатора и руководителя работ с коллективом [Пробл. иссл. систем..., 1965, с. 61-68] и, с третьей стороны, по поводу организации полипредметного М и соответственно этому — по поводу методов и техник синтеза, конфигурирования и соорганизации разнопредметных знаний [1964а*; 1964h*; 1966j; 1971і; 1981а*; Комплексный..., 1979] эта практика методологической работы стала осмысливаться в идее ИМИ. При этом собственно методологическая проблематика постоянно формировалась как рефлексивное отражение практики идущих в это время методологических семинаров [1964а"; 1966j; 1981а*; Спиркин, Сазонов, 1964; Пробл. иссл. систем..., 1965, с. 61-68; Пробл. иссл. структуры..., 1967, с. 106-121; Логика..., 1977]. Параллельно с этим — и это дало третью, очень важную компоненту ОДИ — на базе НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР с 1961 г. проводились общеметодологические, социокультурные и психолого-педагогические исследования игр детей [ 1964b*; 1973d; Надежина,1964b; Психология..., 1966]; по-видимому, именно это соединение теоретического и организационно-методологического анализа детских игр с практикой работы методологических семинаров и привело в 1962 г. к появлению идеи ИМИ, сыгравшей свою роль в дальнейшем при формировании идеи ОДИ. К концу 60-х и началу 70-х годов сложилось уже совершенно отчетливое понимание того, что методология — это не просто учение о средствах и методах нашего М и деятельности, а форма организации и в этом смысле «рамка» всей МД и жизнедеятельности людей, что методологию нельзя передавать как знание или набор инструментов от одного человека к другому, а можно лишь выращивать, включая людей в новую для них сферу методологической МД и обеспечивая им там полную и целостную жизнедеятельность. В этой связи, естественно, встал вопрос о тех формах практической организации МД, в которых коллективное методологическое М могло бы выращиваться не только в узких и эзотерических группах методологов, но и в значительно более широких по своему составу группах профессионалов и специалистов. |
Эти размышления подкреплялись и стимулировались установками на поиск эффективных форм организации комплексных и системных исследований и разработок, которые могли бы обеспечить решение важнейших народнохозяйственных проблем и задач. Чисто теоретический поиск этих форм продолжался примерно до 1976 г. Весь этот долгий период с 1952 по 1976 г. можно считать первым, инкубационным периодом становления ОДИ. Второй период — по сути своей он был переходным — охватывает сравнительно короткое время: с конца 1976 г. по июль 1979 года. В работах, начатых совместно с Д.А.Аросьевым и В.И.Астаховым, была сделана попытка включить средства, методы и организационные формы, созданные в ходе ИМИ, в контекст и в систему учебных деловых игр (далее — УДИ). Последние мы проводили с коллективами спортивных тренеров, работавших в центрах олимпийской подготовки, и в результате этого появились очень своеобразные гибридные игры, соединявшие в себе свойства УДИ и свойства ИМИ. В этот период мы провели четыре многодневные игры такого типа и еще несколько игр меньшего масштаба, в которых отрабатывались различные фрагменты больших игр. Каждая из этих игр детально анализировалась на следовавших за нею многонедельных рефлексивных разборах, и было подготовлено три отчета по играм для ЦСК ДСО профсоюзов (см., например, [1978b]). Этот опыт включения ИМИ в организационный контекст и идеологию УДИ можно считать четвертой важнейшей компонентой в становлении ОДИ. Главным результатом этого периода было то, что мы на практике увидели и поняли, что работу тренеров по подготовке высококлассных спортсменов практически невозможно представить в каких-либо общезначимых нормах и моделях. В силу этого никто в этих условиях не может выступать в роли учителя, владеющего нормой. Следовательно, определение путей и способов подготовки каждого отдельного спортсмена выступает всегда как экземплифицированная проблема, которую, подобно многим народнохозяйственным или методологическим проблемам, можно и нужно решать как уникальную и неповторимую — путем организации сложной конфликтной ситуации, выявления и фиксации множества проблем, с разных сторон отражающих эту конфликтную ситуацию, перевода их в пакеты традиционных и новых задач и последовательного решения этих задач в соответствии с параллельно создаваемыми планами работы. |
На этом опыте мы поняли также, что тренеров высокого класса надо не обучать, а непрерывно развивать, и необходимая для этого организационная форма должна походить скорее на форму ИМИ, нежели на форму УДИ. К весне 1979 г. сложилась уже прямая и предельно конкретизированная установка на выработку новой формы игр, которая могла бы обеспечить разрешение сложных народнохозяйственных и социокультурных проблем…. Ну, после этого рассказ про ассортимент товаров народного потребления. Я не хочу про это рассказывать, поэтому пропустим этот кусок и перейдем к схеме мыследеятельности. Да, кстати, можно еще один кусочек прочитать, называется он «Практика ОДИ». Он интересен, наверное, только историографически, но… Значит кусочек начинается так: «За время с июля 1979 г. по сентябрь 1983 г. коллектив провел 29 больших ОДИ» - и дальше он дает 9 обобщенных типовых направлений, к которым мы отнесли проведенные большие игры. …1. С направленностью на решение организационно-производственных проблем было проведено 3 игры (И-11: «Вывод из эксплуатации и определение перспектив дальнейшего использования энергоблока АЭС», VIII.81; И-15: «Город. Принципиальные задания на разработку программ развития, моделей и генплана города», IV.82; И-18: «Совершенствование форм организации ремонтно-строительной службы на АЭС», VIII. 82), и еще для трех игр (И-1, И-3, И-22) она была важнейшей вторичной темой. |
3. С направленностью на программирование развития и осуществление радикальных инноваций было проведено 3 игры (И-10: «Программирование социального развития коллектива строительства АЭС», VI-VII.81; уже указанная выше И-15; И-22: «Цели, программы и формы соорганизации научно-исследовательских и проектных работ в головном научно-проектном институте отрасли», ІІІ.83), и еще для двух игр (И-20, И-29) она была важнейшей вторичной темой. |
7. С направленностью на сравнительный анализ и исследование различных типов МД было проведено 5 игр (И-3: «Дизайн-проектирование и дизайн-программирование систем — сравнительный СМД-анализ», VIII.80; И-4: «Выявление средств, методов и техники изобретательской деятельности», XI.80; И-17: «Программирование и оргпроектирование в различных сферах МД», VIII.82 и уже названные выше И-10 и И-20), и еще в трех играх (И-12, И-13, И-16) она была важнейшей вторичной темой. Совершенно понятно, что вот эта исследовательская компонента планирования практики ОДИ присутствовала и играла определенную роль в этот период. …Выше мы уже отмечали, что ОДИ с самого начала создавалась как форма практически-деятельной реализации теоретических представлений СМ-, СД- и СМД-методологии, т.е. с определенной целевой установкой и определенным назначением. По сути дела, это означает, что ОДИ создавалась во многом технически и является в силу этого технически организованной практикой. С точки зрения здравого смысла это банально и достаточно очевидно, но из этого с необходимостью следует, что ОДИ должна фиксироваться организаторами в виде объекта Т-воздействий, а следовательно — в И-, ИЕ-, ИИЕ-онтологических схемах [Семиотика..., 1967, с. 19-56; Комплексный..., 1979, с. 97-107,121-127]. |
Функции этих схем в разработке методологии и теории ОДИ, конечно же. неодинаковы. Но важно, что и те и другие в равной мере необходимы организаторам игр для анализа, проектирования и программирование ОДИ. Более того, неспецифические схемы могут оказаться практически более значимыми, если рабочей целью организаторов является не игра как таковая, а определенные процессы М и МД в играющем коллективе. В таком случае именно представления о М и МД оказываются на переднем плане и в центре внимания организаторов, а представления об игре отходят на задний план и могут быть значительно менее разработанными и детализированными. |
В отличие от всех других поясов МД пояс М имеет свои строгие правила и законы, причем достаточно монизированные; это все то, что Аристотель называл словом «логос» — собственно логические правила образования и преобразования знаковых форм, все математические оперативные системы, все формальные и формализованные фрагменты научных теорий, все научно-предметные «законы» и «закономерности», все схемы идеальных объектов, детерминирующие процесс М, все категории, алгоритмы и другие схемы операционализации процессов М. Важным моментом является то, что практически каждая фраза заканчивается указанием на предыдущие тексты. Ну, вот например, слово «параллелизм» заканчивается указанием: [1957b], а слово «многих знаний» [1964а*; 1966j; 1981а*]. Т.е. фактически, это путеводитель по всем предыдущим работам Георгия Петровича. В одной фразе изложена статья 57-го года про параллелизм формы и содержания и про преодоления принципа параллелизма. У каждого… Это к вопросу об онтологическом в предметной организации или метапредметной организации и в открытой системе. Здесь про онтологию, как про собирание всего контекста внутренних разработок. Здесь не про онтику и не про миллиард протестантов. |
…У каждого пояса МД есть своя специфическая действительность, и между этими тремя типами действительности никогда нельзя устанавливать отношения тождества: они могут лишь отображаться друг на друга посредством рефлексии и понимания, и это может делаться каждый раз только за счет переоформления одного в другое. А содержание у каждой из этих форм будет появляться в результате вторичной рефлексивной фиксации уже совершенного отображения. Поэтому мы будем называть М, М-К и мД «реальными» в тех случаях, когда они рассматриваются внутри онтологически трактуемых систем МД как их составляющие или подсистемы. И наоборот, схема МД будет рассматриваться и трактоваться как «действительная» в том случае, если мы будем брать ее в отношении к строго определенному Мив его системе; в настоящее время таким М является методологическое мышление о МД. |
И точно так же М-К может элиминировать свои рефлексивные связи и отношения с мД и М и разворачиваться только в узких границах действительности М-К, превращаясь в бездеятельную и безмысленную речь, в пустые разговоры, не организующие и не обеспечивающие ни М, ни мД. И аналогично этому может сложиться и существовать изолированное мД, оторванное от М-К и чистого М и ставшее в силу этого косным воспроизводством, лишенным всех и всяких механизмов развития. В каждом из этих случаев мы будем иметь лишь вырожденную форму МД. И сколь бы рафинированной и правильной она ни была с точки зрения существующих норм М, М-К или мД, все равно она будет оставаться бездуховной и бессмысленной с точки зрения исторических интересов МД в целом. |
Этим было положено начало новой предметной форме организации МД, объединившей в рамках одной организационной единицы конструктивное и оперативное М идеализованными процессами и идеальными объектами с материально ориентированным пониманием и техническим мД. Вместе с тем было положено начало профессиям (в современном смысле этого слова), инженерному делу как соединению науки с искусством [1981а*; Горохов, 1982а ] и таким надпредметным связкам научных предметов, технического мД и философии, какими являются «научные дисциплины» [Мирский, 1980]. |
Сопоставление того, что происходит «здесь и теперь», т.е. в игровой ситуации, с тем, что происходит во внешних для игры производственных и социокультурных ситуациях, позволяет участникам игры самоопределиться не только в игре, но и по отношению к социуму в целом. Противоречия и конфликты в игре осознаются как проявления и частные случаи общезначимых профессиональных и предметных противоречий. |
Приходится вводить многомерную пространственную форму для разделения и соорганизации разных действительностей в одном и едином процессе Мив сложной полилогической М-К, обеспечивающей его. |
Все программы МД, созданные в поясе чистого распредмеченного М, все вновь спроектированные структуры М-К и мД должны быть тут же реализованы; участники игры как бы «примеривают» их в своей коллективной работе, «надевают на себя» и начинают создавать новый практический опыт мД. Какие будут вопросы? |
Вопросы - ответы |
Чичаев И. Можно по нижнему слою мыследействия? Как я понимаю, там две группы указаны в условиях, и… |
Алейник В. И что останется? Ищенко Р. Нет, непонятно. Щедровицкий П.Г. Ну, снимите, и вот останется вся эта совокупность позиций. Алейник В. В смысле, черточки горизонтальные снять? Щедровицкий П.Г. Ну, да. Ну, представьте себе, что я вот так возьму и сниму. Ищенко Р. Но типы-то всё равно останутся – мыследействие, мыслекоммуникация. Щедровицкий П.Г. Ну, да. Ковалевич Д. А вот эти позиции с чёрточкой, 4-6 подчеркивание 4-2? Про них почему-то не было ничего сказано? С двойной номинацией? Карастелев В. Которая делает и то и другое. Ковалевич Д. Видишь? – две позиции, вон там 1-3, 5-3 и здесь 4-6, 4-2 через черточку, подчёркивание. Двойные. То есть как бы это те, кто одновременно удерживают и верхнюю и нижнюю часть? Щедровицкий П.Г. Да. При этом мы помним, что рефлексия – она как бы эфир. Ковалевич Д. Что-что? Щедровицкий П.Г. Рефлексия – как эфир. Карастелев В. Она везде. Щедровицкий П.Г. В ней плавает всё остальное. Ну, как бы Ньютон же предположил, что для того, чтобы доказать гипотезу о связи друг с другом разных явлений, нужно предположить существование эфира. Алейник В. Для взаимодействия тел. Щедровицкий П.Г. Ну, в котором всё это находится. Непонятно, как он устроен, но как-то оно всё друг с другом связано. И в принципе возможна бесконтактная передача взаимодействия, правильно? Например, электромагнитные волны, радио. Алейник В. Наоборот, контактная, через эфир. Щедровицкий П.Г. Ну, подожди. В смысле, эфир указывает, что… он объясняет, почему как бы бесконтактное взаимодействие – оно осуществляется, потому что на самом деле оно осуществляется через что-то, чего мы не наблюдаем непосредственно. Так же и здесь. Всё это пронизано рефлексивными связями, всё это плавает в эфире рефлексии. Ковалевич Д. Но даже если эти штучки, вот линии снять, то, так сказать, жесткость тезиса заключается в том, что, так сказать… |
Щедровицкий П.Г. Функционально… Ковалевич Д. Нет прямых, да прямых, так сказать, этих тропиночек, пунктирчиков снизу наверх нет. Только через центральную… Щедровицкий П.Г. За исключением одного случая, где ты уже настолько хорошо знаешь лес и в нём не боишься заблудиться, что ты идёшь по тайге не от стоянки охотничьей до стоянки, а напрямую. И в этом смысле как бы – ну, да, так сказать, для тебя это совершенно открытая книга, и ты по остаткам следов животных и испражнений твоих предшественников легко находишь другое место. Ковалевич Д. Понятно. Скажите, пожалуйста, а есть ли какой-то текст, в котором вот эти позиции все любые… Щедровицкий П.Г. Нет, все – нет. Ковалевич Д. Ну, хорошо, часть из них – там, 6-6, 4-6, ну, вот эти вот такие рефлексивные позиции – они как-то называются. Щедровицкий П.Г. Ну, да. Ну, оно есть как бы. Ковалевич Д. Типа это – философы, это ученые, а это... Щедровицкий П.Г. Нет, не так. Там язык будет – понимающая рефлексия и рефлексивное понимание. Ковалевич Д. А вот, то есть на социальный мир эта картинка не переводилась? Щедровицкий П.Г. Нет. Ковалевич Д. Понятно. Алейник В. Пётр Георгиевич, а в каком смысле эфир? Ведь была же и другая трактовка: что рефлексия – это отношение, а это всё можно как-то… Щедровицкий П.Г. Нет, ну смотри. Она была, такая трактовка, но при этом нужно учитывать, что любой процесс мыследеятельности оставляет следы. Алейник В. И как это связано с идеей рефлексии как эфира? Щедровицкий П.Г. Ну как? Что рефлексия, будучи отношением, одновременно может отпечатываться в определенных организационных структурах, причём как институционализированных, так и не институционализированных. Алейник В. А технично? Ну, как это… Может быть… Щедровицкий П.Г. Смотри, у тебя как бы есть два варианта. Ты можешь рефлексию относить исключительно к плану индивидуальных способностей и навыков. Алейник В. Сейчас. Вот вы говорите… |
Щедровицкий П.Г. Ты говоришь: «Он способен к рефлексии, а он неспособен к рефлексии. У него рефлексия появилась в три года. Он подошёл к зеркалу, посмотрел на себя в зеркало и стал ржать. А у другого она не появилась и в тридцать лет. Он к зеркалу подходит – и каждый раз с ним разговаривает, думает, что это другой человек». Понимаешь? Ну, ещё раз. Ты можешь всё фокусировать на неких индивидуальных способностях и техниках, а можешь сказать так, что общество давно построило коридоры для протекания рефлексии, чтобы уйти от связности состояния, ну, состоятельности свершения рефлексии и зависимости от индивидуальных способностей одного человека к рефлексии или неспособности к ней. Поэтому вся система, которая называется демократией? – это просто институционализированная рефлексия. Вот есть парламент. В чём его функция? Да рефлексия. Ковалевич Д. То есть, если бы эту картинку, как картинку, показали бы двести лет назад где-то, например, в царской России – они поржали бы, сказали: «Нет, неправда, так не бывает». Щедровицкий П.Г. Почему, нет. Думаю – наоборот. Ковалевич Д. И задали бы много содержательных вопросов? Щедровицкий П.Г. Они бы сказали: «О! Отлично! Какой хороший оргпроект! Мы как раз сейчас пытаемся это сделать». Ты же знаешь, как Екатерина создавала парламент первый. Ну, отдельная история такая, очень интересная. То есть, нужно функцию отделить от способности и неспособности отдельного человека и закрепить в организационных механизмах. Ковалевич Д. Хорошо, давайте ещё тогда… Щедровицкий П.Г. Экспертиза является принудительным механизмом рефлексии. Алейник В. Сейчас... Когда я говорю «отношение» или когда есть… Щедровицкий П.Г. Когда ты говоришь «отношение», я говорю «связь». Вот и наше различие. Алейник В. Вот это и есть организация? Щедровицкий П.Г. Ну, конечно! Когда у тебя тропинка протоптана. Когда у тебя точно понятно, что вот этот институт играет рефлексивную функцию по отношению к чему-то другому, должен играть, должен выполнять. Алейник В. Когда Вы говорите «эфир», Вы говорите – была организация, прошли процессы, и на чём-то отпечаталось? Щедровицкий П.Г. Конечно. Алейник В. И в этом смысле – остались способности? Процессов нет, а способности остались? |
Щедровицкий П.Г. Ну, почему только способности? Не только способности, ещё и коридоры, по которым течет этот процесс. Алейник В. Хорошо, инфраструктура там, что-то ещё... Щедровицкий П.Г. Инфраструктура. Алейник В. Институт? Щедровицкий П.Г. Да. Есть русло, по которому течет тот или иной процесс. Это русло может быть физически-материальное, а может быть организационно… Алейник В. То есть, материал помнит форму, по которой шёл как бы процесс? Процесса нет, а он всё помнит? Щедровицкий П.Г. А форма помнит материал, да. Ковалевич Д. Пётр Георгиевич, смотрите. Но ведь справедливости ради, вот когда он только начинает вводить эту конструкцию и говорит про исходные три слоя – мыследействие, мыслекоммуникацию и мышление, то, по идее, он должен тогда ввести некоторые требования на попадание в каждый из этих. Ну, так сказать, на приписывание чему-то статуса мыследеятельности, а, например, не просто деятельности или совсем не деятельности. А здесь единственное, что обращает на себя внимание вот, так сказать, снизу – это вот собственно управление. Ну, так сказать, оргтехническое отношение. Так сказать, условно говоря, те ситуации, например, в которых нет его, не считаем деятельностью. Но сама буковка маленькая «м» перед «Д» означает, что внизу, что можно эту схемку дальше вниз ещё разрисовывать. То есть там ещё внизу где-то есть просто деятельность, без «м». Потом просто коммуникация. Потом, например, вот наконец-то мыследеятельность. Щедровицкий П.Г. Ну, подождите, ну, может быть. Ковалевич Д. Ну и так далее. То есть это как бы такая… Щедровицкий П.Г. Ну, не знаю. Ну, можно попробовать с этим поиграть. Я в этом направлении никогда не думал. Ковалевич Д. Просто ведь как бы вот говорится, там, мыследеятельность, потом вот, так сказать, там… Это значит, что если это брать как трафарет, и накладывать, и смотреть через него, то там, так сказать, что-то совсем немногое попадёт сюда, а остальное не попадёт, потому что не является мыследеятельностью, а является чем-то другим. Щедровицкий П.Г. Ну, подожди. Это зависит от того, ты социолог или методолог. Потому что если ты – социолог, то ты играешь на понижение, поэтому там всё – говно, а если ты – методолог, то ты играешь на повышение, поэтому там всё – потенциальная мыследеятельность. |
Ковалевич Д. А в каком смысле схема, рефлектирующая, как устроен, так сказать, мир, играет во что-то на понижение или на повышение? Берешь, наложил, и оно ***. Щедровицкий П.Г. Очень просто. Потому что мы с вами давно зафиксировали, что онтология находится на границе возможного и должного. Поэтому ещё раз: да, конечно, ты можешь обсуждать редуцированные формы редуцированных форм. Но всё зависит от твоей установки. А если ты строишь, условно, оргдеятельностную игру… Потому что я же всегда потом вот, ну, в девяностые годы, когда занимался играми, я всегда говорил: схема мыследеятельности задаёт принципиальную структуру ОДИ. У нас даже в своё время с Сергеем Валентиновичем Поповым был такой, так сказать, молодежный «энтузиазистский» сюжет, когда мы приехали к нашему товарищу Борису Иосифовичу Хасану на его мероприятие и посмотрели на то, что там происходило; решили поставить задачу восстановления полной структуры ОДИ. Результатом этого было то, что мы снесли организатора, а потом попытались, ну, на том уровне нашего понимания, собственно, попытались сказать: ребята, ну надо же жить по правилам мыследеятельности! У вас просто деятельность, а надо мыследействование. У вас просто бла-бла-бла, а нужно мыслекоммуникацию. Ну, там, и так далее. Со многими разными последствиями. Ковалевич Д. Ну, хорошо, теперь, а вот всё же если тогда теперь, например, попытаться выделить то, что связывает всю эту конструкцию, то связывает только буква «м», потому что никакая другая буква не связывает. Щедровицкий П.Г. Но это мы с вами обсуждали в прошлый раз. Я говорил вам о своей трактовке. Ковалевич Д. Рефлексия? Ну, правильно, да, то есть можно «м» в каком-то смысле заменить на «р». Щедровицкий П.Г. Но секундочку. Но и «м» и «р» — это как бы сущности одного порядка. Потому что «р» — это то «р», которое при «м». Ковалевич Д. Ну, да. И тогда получается, что в центре верхний слой, а дальше как бы вот он разворачивается на один(?), на второй, на третий. Есть ядро. Щедровицкий П.Г. Секундочку, подожди. Правильно. И я даже многократно вам рассказывал о том, что схема мыследеятельности – это схематизация разных форм мышления: чистого мышления, мышления коммуникации и мыследействия. |
Алейник В. То есть, её организация несет след требований к этому, функциональных. Щедровицкий П.Г. И в этом смысле мышление, будучи популятивным образованием и имея внутри себя различные регионы как след разных форм организации или применение разных форм организации на различных, так сказать, материалах, оно – мышление – может быть мыслительной деятельностью, может быть коммуникацией. Ковалевич Д. Формы, разные формы? Щедровицкий П.Г. Ну, конечно. И всё это про мышление. Всё про мышление. Ковалевич Д. А типы где здесь вводятся? Ну, то есть вот из этой конструкции мышления. Щедровицкий П.Г. По-разному. Они вводятся по уровням и… Ковалевич Д. По этим рефлексивным позициям? Щедровицкий П.Г. Ну, да. И они вводятся по типам мыследеятельности, как то: управление, там, исследование, инженерия. Ковалевич Д. Ну, хорошо, и в мыслекоммуникации там тоже можно выделить набор типов. Щедровицкий П.Г. Типы могут вводиться вот так, а могут вводиться вот так. Как разные типы. Ковалевич Д. Мыследеятеля *** мыследействия ***? Щедровицкий П.Г. Ну, конечно. Как разные типы. Поэтому в пределе коммуникация может устанавливаться между представителями разных типов мыследеятельности. Карастелев В. То есть, это как бы интеграция Другого, да? С большой буквы. Щедровицкий П.Г. Ну, своеобразная такая интеграция Другого. Ковалевич Д. Своеобразного Другого. Щедровицкий П.Г. Да. Своеобразного Другого. Своеобразная другая своеобразного Другого. Нет, ещё раз. Ты на повышение или на понижение? У родившегося ребеночка оно есть по определению. А то, что потом за двадцать лет совместными усилиями семьи и школы вы выбиваете из него эту способность – это не проблема сущности человека. Это проблема вашей социальной организации. Ещё хорошо, что раньше ещё, так сказать, палками били. А сейчас вот не бьёте – стали более как-то вменяемые, да и, в общем, глаза поумнели. |
Ковалевич Д. Помню, как-то Вы рассказывали, что эта схемочка – она так сворачивается в трубочку вот в такую. Щедровицкий П.Г. Может свернуться, да, правильно. Ковалевич Д. Да. Вот. И у нас, значит… Реплика. И закуривается. Ковалевич Д. Можно закурить, да, а можно, собственно… То есть как раз в том случае, когда, как Вы говорите, тропинки все известны, то деятельность, мыследеятельность, мыследействие впрямую может, так сказать, ну, что только и делать, рефлексироваться вот. Щедровицкий П.Г. Почему? Не только. Ковалевич Д. Из мышления. Щедровицкий П.Г. Не только. Это, знаешь, как с атомной энергией, что поскольку прямое преобразование энергии – оно более эффективно, чем опосредованное, то есть шанс что-то тут сделать. Так же и здесь, да? Это вот стандартный разговор. Я как сейчас помню, вот как раз этот парень, который тогда был не парень, а был на тридцать лет моложе, который рассказывал про инженерное образование в губкинском институте. Они вот собрались большой кодлой этих геологов и мучили Георгия Петровича. Они говорят: «Ну как же так?! А как вот происходит переход от понимания к действию?» Георгий Петрович говорит: «В каком смысле?» Он говорит: «Ну, вот, а как? Мы поняли, а сделать не можем». Он говорит: «Странно. А я могу. Я, если понял, то могу сделать». Поэтому – да, вот может быть прямой переход. В этом смысле вот траектория такая может быть. Ковалевич Д. Нет, ну можно вот так и вот так, потом вот так, да? Щедровицкий П.Г. Да. ОК, ребята, ещё какие вопросы? Флямер М. Есть ещё вопрос. Вот была реплика про включенность в это, не знаю, представление о мыследеятельности ценностных аспектов или ценностей Георгия Петровича. Было указание на коммуникацию. Щедровицкий П.Г. Включённость в схему ценностей… Ну, это я говорю, да. Флямер М. Да, говорили. Щедровицкий П.Г. Ну? Флямер М. А это в каком-то виде можно в схеме увидеть? Ну, в том смысле, что это какое-то само наличие мыслекоммуникации или какая-то её трактовка? Вот это как бы про что? Щедровицкий П.Г. Ещё раз давай. По-другому как-то задай свой вопрос. Верховский Н. В каком виде там отпечатываются ценности. Где можно сказать: вот это схема ценностей. |
Щедровицкий П.Г. Сейчас. А что тебя смущает? Ну, слушай, в конце концов, каждый человек в разных формах всю жизнь экстериоризирует какие-то ценности свои. А экстериоризируя их в той или иной форме – форме художественной картины, музыкального произведения, коммуникации, или схемы, или действия, поступка, – он их рефлектирует, потому что очень трудно рефлектировать то, что нельзя наблюдать, что не имеет какой-то отделенной формы существования. Поэтому вот Георгий Петрович построил схему воспроизводства, посмотрел на неё и думает: «Ну, как-то уж больно машинообразно, механически это всё выглядит». Это не значит, что внутри него – Георгия Петровича – не присутствует ценностей машинообразной организации чего бы то ни было. Присутствуют. В каждом из нас сидит сержант Штольц. Но вот когда экстериоризировал и положил на схему – ну, как-то неаккуратненько выглядит, чего-то не хватает. Что тебя смущает в этой моей интерпретации? А ценности формируются – почему я всё время вначале ссылался на «Я всегда был идеалистом» и вам советовал её прочитать? Потому что ценности – они же формируются другим способом. Ценности формируются через семью, через среду обитания. Через набор, так сказать, базовых конфликтов. Флямер М. Я по-другому спрошу. Вот по вкусу, да? На Ваш вкус спрошу Вас. Щедровицкий П.Г. Да. Флямер М. Рассуждения, в которых вырожденное противопоставляется целостному, которые были там. Ну, вырожденные случаи. Щедровицкий П.Г. Да. Флямер М. Вот. И вот эта как бы направленность на то, чтобы именно целостное - это как бы один тип рассуждений. И он как бы не про коммуникацию? Щедровицкий П.Г. Да он вообще про всё. Флямер М. Он как бы про всё? Щедровицкий П.Г. Да. Флямер М. А другой был тип рассуждений вот про саму коммуникацию, что она, там, полемическая, что именно ею некоторое качество вносится вот этой вот не заданной правильности, а вот борения какого-то. Это другое рассуждение. Вот по Вашему вкусу, что тут вот этот ценностный оттенок несёт в большей степени? Щедровицкий П.Г. Между чем и чем? Флямер М. Между первой и второй. Реплика. Перерывчик небольшой. |
Флямер М. Перерывчик небольшой, да. Щедровицкий П.Г. Нет, ну слушай, но, с другой стороны, давай возьмём какой-нибудь другой пример. Давай возьмем, например, пример какого-нибудь крупного режиссёра, кинематографиста. Понимаешь? Вот у меня есть несколько хороших приятелей в этой сфере. Ведь совершенно понятно, что человек выражает, экстериоризирует в определенном знаковом материале некоторое своё понимание, переживание и какой-то ценностный посыл. Я тебе могу сказать, что они всё время смотрят сами себя: ну, как бы прокручивают это в голове и ищут, так сказать, вот другую форму. Потому что и, так сказать, чисто знаковый ряд, способы визуализации их не устраивают, они работают с этим, и их, так сказать, всё время определенным образом травмирует неадекватность того, что получилось, тому, что хотели выразить. Это же не байка, что Декарт сжёг рассуждения о методе, понимаешь? Ну, потому что то, что получилось, было не то, что он хотел, в общем, сказать. Мы всё время находимся в этой ситуации. Тем более, что каждый из них находится ещё в определенной же коммуникации с другими, поэтому он не только… Ну, знаете, как? Может просто: не нравится. Ну, «мне не нравится». Но может быть и другая ситуация: что как бы показал, а они поняли совсем другое. Я-то хотел одно, а в результате совершенно другая трактовка, совершенно другое понимание, то есть мне не удалось донести. И вопрос в следующем, что как бы всегда есть люди, которые склонны винить в невозможности донести другого, а есть другие люди, которые как бы обращают это на себя и начинают, так сказать, работать с собой. Там, не знаю, насколько это выражается в терминах, там, «экстраверт», «интроверт» или ещё каких-то подобных типологических конструкциях, но, конечно, Георгий Петрович работал с содержанием. Тем более, что у него всегда был этот искусственно созданный им же эмулированный Другой в виде учеников. Посмотришь на них – думаешь: мама моя родная! Это ли я хотел? А здесь всё это предмет для постоянной работы. Я не хочу уходить никуда дальше, не хочу теоретизировать эту тему. Но при этом, вот что касается… И я тебе могу сказать, что я весь этот курс на самом деле строю на этой базовой ситуации. Ну, потому что, в конце концов, я с ним жил рядом, наблюдал массу локальных сюжетов, которые дают мне пищу для размышлений вот об этих базовых ценностях, которые он хотел бы выразить. Не те, которые он выразил в один период своего творчества, во второй, а те, которые он хотел выразить. |
И поэтому, например, когда было предыдущее обсуждение лекций, которое тоже у нас существует, доступно, как я понимаю, то меня больше волновала реакция Галины Алексеевны, чем реакция, там, Сазонова, или Розина, или ещё кого-то. Потому что она жила с ним, а они учились у него. Каждый из них понимал из него то, что он хотел понять, а она переживала с ним вместе некие жизненные ситуации и видела вот эти его размышления на тему, что не получается и почему. А, так сказать, ещё дополнительный там какой-то уровень теоретизирования над этим я не хочу сейчас строить. Мне кажется, что на уровне общего такого ощущения я это пытаюсь передать. Я пытаюсь связать между собой вот эту историю, в том числе семейную, некоторый набор ценностей, в том числе и кажущийся нам сегодня очень таким понятным, да? – ну, как всякие ценности, они же времённые. Народно-хозяйственный комплекс сегодня – как сказать? – смешно, а с другой стороны, начнёте что-нибудь перестраивать – тоже заговорите таким языком. Вон Марат Мусаевич перестраивает народно-хозяйственный комплекс Башкирии – он уже не так. Так что уже шутить не хочет по этому поводу. Ладно, ребята, давайте заканчивать. Значит, у нас с вами два сюжета, которые я постараюсь пройти за 23 декабря. Карастелев В. «Хабермас – Луман» будет? Щедровицкий П.Г. Подожди. Ну, «Хабермас – Луман» – это рефлексивная тема. Значит, это схема ортогональной организации пространства, потому что без неё мы не поймем ничего про схему мыследеятельности, и собственно второе прочтение схемы уже в статье 1987 года, уже про схему мыследеятельности. То есть это про игру, а то – про схему мыследеятельности. Вот если нам свезёт, то мы пройдём это за 23-е число и на этом прервёмся на новогодние каникулы. |
Сноски и примечания |
(2) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
(2.1) - Цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям |
|
|