Непосредственным поводом для постановки
этой темы было письмо Пермского областного Совета научно-технических обществ
и Пермского отделения Советской социологической ассоциации с программой
и планом проведения в Пермском политехническом институте в октябре 1980
(81?) года научно-практического семинара на тему "Социологический
подход к изучению культуры как целого".
Поскольку мы условились подготовить на этот научно-практический семинар
несколько тезисов сообщений, я считал нужным и даже необходимым обсудить
здесь основной перечень вопросов, которые интересуют непосредственно нас
в анализе изучения культуры. И этим последним соображением определяется
тот угол зрения, под которым я и хочу все рассматривать.
Поскольку нас, естественно, в первую очередь интересует не культура сама
по себе и как таковая, как это примерно понимают Файнбург с его сотрудниками
или, скажем, Лотман с его сотрудниками, а культура в контексте деятельности
и, точнее, - развития деятельности, то я буду рассматривать именно с системодеятельностной
точки зрения. |
Поэтому тема моего доклада формулируется
примерно так: "Культуротехника и культурология с системодеятельностной
точки зрения. Проблемы и перспективы развития".
При этом, наверное, нужно выделить и подчеркнуть еще один, исторический
момент, который уточняет эту формулировку темы обсуждения. Исследования
культуры (не в мире, а в нашей стране) во многом были стимулированы теми
тремя докладами на семинаре по структурному изучению знаковых систем в
январе 1962 года, которые были прочитаны Лефевром, Юдиным и мной. Они
были объединенные, хотя читали мы их попеременно, ибо, насколько я понимаю,
именно там, впервые для советской литературы, было задано обобщенное представление
культуры как целого. И эта несуразная формулировка, которая здесь присутствует
в информационном письме Пермского отделения Советской социологической
ассоциации, как ни странно, была детерминирована именно этими докладами.
Поскольку, вообще, для советской философии, лингвистики и культурологии,
которой тогда еще вообще не существовало, и намеков никаких не было, постановка
вопроса о культуре как целом и до сих пор является несуразной, пока не
задано онтологическое представление культуры как таковой. Я к этому пункту
буду еще не раз возвращаться. |
Поскольку в этих докладах впервые была
представлена схема воспроизводства деятельности и трансляции культуры
- январь 1962 года, постольку стало в принципе возможным обсуждение проблемы
культуры как целого, и культура как целое выступила как объект. До этого
говорить о культуре как об особом объекте было в принципе нельзя. Определения
культуры могли быть, но определения, как вы хорошо знаете, не задают понятия.
Понятие как таковое, даже если оно категориального характера, не есть
предмет изучения, и в частности это было показано в последних работах
Юдина. И было разобрано довольно подробно это различие между существованием
категорий как понятия, как принципа и как предмета изучения.
больше
|