главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory
Щедровицкий Георгий Петрович
Щедровицкий Георгий Петрович, 23.02.1929 — 03.02.1994, философ и методолог, общественный и культурный деятель. Создатель научной школы, лидер основанного и руководимого им на протяжении 40 лет Московского Методологического Кружка (ММК) и развернувшегося на его основе методологического движения. Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности.
виталий сааков / priss-laboratory:
тексты-темы / тексты-годы / публикации
 
вернуться в разделш библиотека  
     
вернуться в разделаш г.п.щедровицкий
 
содержание разделаш Схема мыследеятельности - системно-структурное строение и содержание
    Введение
     
   
   
  Схема мыследеятельности -
системно-структурное строение и содержание
 
Введение
Впервые разработкой темы данной работы, а именно построением схемы мыследеятельности, исследователи заинтересовались в середине ХХ века, с момента выдвижения в 1954-1957 гг. специальной программы построения теории мышления, которая представлялась как некая деятельность. Эта тема оказалась достаточно интересной и перспективной, в результате чего в период с 1959 по 1962 гг. была дополнена программой построения теории деятельности. Соответственно в настоящее время, спустя сорок лет после начала исследования данной темы перед нами стоит задача осмысления всего того, что было разработано и обоснованно в рамках данных теорий мышления и деятельности, опираясь в первую очередь на предложенную Г.П.Щедровицким схему мыследеятельности. Основной целью и задачей данной работы является изучение накопленных методологических разработок, в основе которых лежит создание схем, изображающих целостные и полные теоретические единицы мышления, знания и деятельности. Начиная с 1954 года построено и разработано множество разнообразных схем мыследеятельности, однако многие из них, несмотря на их широкое применение в различных прикладных работах, не имеют достаточного теоретического обоснования.
Все это заставляет нас в рамках изучения проблем методологии науки рассмотреть в теоретическом плане схему мыследеятельности, предпосылки ее возникновения, системно-структурное строение, а также ее смысл и содержание.
Предпосылки и условия возникновения схемы мыследеятельности
Прежде всего, начиная анализировать предпосылки условия и возникновения схемы мыследеятельности, необходимо отметить, что начиная с момента появления программы построения научной деятельности между схемами мышления и схемами деятельности возник разрыв и все они начали развиваться в совершенно противоположных направлениях, совершенно не взаимодействуя друг с другом. В результате этого каждая из них развивалась на основе построения собственных схем мышления либо жизнедеятельности, что делало невозможным их взаимное построение и объединение.И хотя закономерность и даже необходимость подобного разделения была зафиксирована и подробно объяснена в работах Э.Г.Юдина, однако многие из тех, кто занимался этой проблемой и участвовал в разработках данных схем, считали, что подобный разрыв между представлениями мышления и деятельности является весьма нежелательным.
Поэтому, начиная с 1962 года исследователи данной проблемы предпринимали неоднократные попытки разработки таких схем, которые могли бы соединить или конфигурировать представления о мышлении и знаниях с представлениями о деятельности.
В данном случае можно отметить достаточно весомый вклад в решение данной проблемы О.И.Генисаретского, который показал как можно сохранить связь мышления с речью и одновременно разделить представления о языке, работая в сфере исторического развития языкового мышления. Все это сопровождалось использованием конфигурирования как особого логико-методологического приема и успешного его применения как в разрешении проблем построения схем мыследеятельности, так и в других областях науки и технологии. Позднее, в конце шестидесятых годов, на уровне построения общих схем мышления и жизнедеятельности решением данной задачи занимались В.М. Розин и А.С.Москаева, однако на подобном уровне эта проблема не имела принципиального решения.
В начале семидесятых годов Г.П.Щедровицкому удалось приблизиться к построению схемы-конфигуратора, объединяющую представления о мысли-коммуникации и представления о процессах воспроизводства деятельности, однако ему не удалось включить в данную схему чистое мышление, которое осталось в стороне и не вошло в схему-конфигуратор.
Можно отметить, что ему фактически удалось приблизиться к конкретному решению данной проблемы, но ему не хватило совсем немного усилий для того, чтобы закончить работу и вывести схему мыследеятельности.
Реально ситуацию удалось изменить лишь к концу семидесятых годов, когда стали практиковаться так называемые организационно-деятельностные игры. Именно эти игры дали толчок к решению проблемы построения общей и целостной схемы построения мыследеятельности.
Если задаться вопросом, а что же удалось обнаружить в ходе проведения данных игр, то можно отметить тот факт, что в процессе игры удалось отделить индивидуальное мышление от общегруппового процесса мысли-коммуникации, и при этом построить схему данной ситуации. Принципиально новым моментом, позволившим в итоге сдвинуть дело с мертвой точки и добиться определенных результатов, оказалась необходимость использования в ходе игры такой модели поведения игроков, когда один из них вынужден противостоять целому коллективу и при этом иметь по каждому вопросу обсуждения свою собственную точку зрения.
Вся эта необходимость столкнуть одного члена коллектива со всеми сразу по всем стадиям интеллектуального процесса позволила добиться такой ситуации, когда у одного из сотрудников, принимающего участие в одной работе со всеми членами коллектива, может быть совершенно иное содержание мышления, нежели у остальных участников группы.
В ходе данной игры была впервые зафиксирована модель, где была изображена расстановка позиций участников дискуссии и подобная позиция одного из участников названа оппозиционно-деятельностной. То есть удалось добиться такой ситуации, когда индивидуальное мышление было отделено от общегруппового процесса мысли-коммуникации и было схематично зафиксировано на бумаге.
В свою очередь это дало толчок к дискуссиям на тему соотношения индивидуальных и общегрупповых моментов в коллективной работе и обсуждению того, в какой степени индивидуальное мышление может быть отделено от общественного, сложившегося у остальных членов коллектива. В результате осенью 1980 года была построена первая принципиально полная и целостная схема мыследеятельности именно в том виде, в котором она существует и сейчас.
Далее в рамках следующей главы рассмотрим системно-структурное строение, смысл и содержание схемы мыследеятельности
Системно-структурное строение, смысл и содержание схемы мыследеятельности.
Переходя к рассмотрению непосредственно системно-структурного строения, смысла и содержания схемы мыследеятельности, необходимо выделить из множества разработанных к настоящему времени схем основные, то есть те схемы, которые широко используются в современной методологии науки. Наиболее распространенными на данный момент являются четыре базовых схемы:
-- схема многоплоскостной организации знаний
-- схема воспроизводства деятельности
-- схема трехслойного строения мыследеятельности
-- схема организационно-технического отношения.
Именно схема мыследеятельности и представляет для нас наибольший интерес и будет рассмотрена в рамках данной главы.
схема мыследеятельности
Г.П.Щедровицкий "Схема мыследеятельности"
© гп щедровицкий 1986; priss-laboratory 2008 Г.П.Щедровицкий "Схема мыследеятельности"
 
В основе построения схемы мыследеятельности лежит принцип построения автономных поясов, расположенных по горизонталям относительно друг друга. Принципиальная схема мыследеятельности включает в себя три автономных пояса:
-- пояс коллективно-группового мыследействия
-- пояс мысли-коммуникации
-- пояс чистого мышления.
Наиболее значимым в структуре схемы мыследеятельности является пояс мысли-коммуникации, поскольку именно этот пояс выступает в качестве связующего звена всей построенной нами схемы мыследеятельности и сводит в единое целое все три пояса данной системы. В итоге получается, что мы рассматриваем как бы трехмерную модель, где действительность мышления или его идеальное содержание функционирует в единой связке с накладывающимися на нее ограничениями реального содержания и мира. Для более полного и осознанного понимания представляемых схем мыследеятельности попробуем дать определенную характеристику рассматриваемых поясов. Прежде всего отметим тот факт, что каждый из носителей и держателей частных процессов, когда одни выступают как мыслящие, а другие как понимающие, относится к своему, четко определенному поясу мыследеятельности и в итоге все это создает полифонию мыследеятельности.
Можно отметить, что сами по себе формы и способы, с помощью которых происходит процесс детерминации и соответственно определения и организации процессов мыследеятельности, являются весьма интересными и в то же время запутанными. Рассматривая всю совокупность данных форм и способов, выделим лишь некоторые из них:
- культурная нормировка
- социальная организация
- целевая детерминация
- техническая или логическая детерминация
- детерминация объективными законами
По характеру расположения в системе поясов мыследеятельности выделим следующие основные моменты. В верхнем поле будут расположены так называемые мыслящие позиционеры, в среднем поясе – коммуницирующие позиционеры, и, соответственно, в нижнем поясе будут находиться мыследействующие позиционеры. Представляет интерес и тот факт, что сам по себе пояс мысли-коммуникации не способен разделять поступающую и анализируемую информацию на правильную и ошибочную, функционируя по законам полилога, то есть множества логик, не исключая конфликтов, проблем и противоречий. Фактически именно эта особенность придает данному поясу мыследеятельности особый смысл и оправдывает его определение в качестве наиболее ценного и важного. В свою очередь пояс чистого мышления, в отличие от всех других поясов, имеет свои строгие правила образования и преобразования единиц выражения и свои собственные законы, причем в определенной степени достаточно монизированные.
Необходимо отметить, что все рассматриваемые при обсуждении схемы, формулы, графики, таблицы используются в процессе мыследеятельности в самых различных формах и весьма неоднозначно, в зависимости от того, какому способу понимающей интерпретации отдается предпочтение. При этом обычно предполагается, что между всеми этими формами и самим содержанием существует прямое соответствие или параллелизм. При всем этом не стоит забывать о том, что каждый из рассматриваемых нами поясов мыследеятельности имеет свои специфические особенности и свой смысл, и в корне неверно было бы устанавливать между ними какую-либо тождественность, ведь они отображаются друг на друга за счет перехода в процессе понимания из одной формы в другую и никак иначе.
А содержание каждой из этих форм будет раскрываться в результате вторичной рефлексивной фиксации уже совершенного изображения. Поэтому в процессе организации мыследеятельности всегда следует помнить о том, что сама по себе мыслительная форма представляет собой весьма сложный и длинный организованный процесс последовательных и рефлексивных фиксаций, а понимание этой мыслительной формы предполагает собой совершенно противоположный процесс разматывания всей этой сложной последовательной схемы мыслительных и рефлексивных преобразований.
Всегда необходимо помнить о том, что сам процесс мыследеятельности и получение, а самое главное осознание предмета мысли невероятно сложен. Фактически, смысл всего того, что интерпретируется и рефлексируется в сознании при обсуждении какой-либо задачи становится очевидным, лишь пройдя через все формы мыслительного процесса и знания. Отсюда становится понятным, почему процесс понимания и осознания чужих идей и мыслей настолько труден и порой в итоге приводит в определенной степени к их субъективному толкованию.Именно в зависимости от этого при структурной трактовке процессов интерпретации исследователи вынуждены использовать различные формы отображения моделей и схем мыследеятельности, помещая базовую структуру мыследеятельности в онтологическую плоскость и рассматривая составляющие ее пояса как реальные, либо как действительные, когда базовая структура жизнедеятельности рассматривается как объективное содержание той или иной вторичной структуры – мышления, рефлексии и понимания.
Далее хотелось бы охарактеризовать, каким образом рассматриваемые пояса основной принципиальной схемы мыследеятельности взаимодействуют друг с другом.
Как уже отмечалось в начале данной главы три основных пояса схемы мыследеятельности: пояс коллективно-группового мыследействия, пояс мысли-коммуникации и пояс чистого мышления расположены по горизонтали, один над другим. При этом взаимодействуют они между собой прежде всего за счет уже упомянутых выше процессов понимания, а также процессов рефлексии. Процессы рефлексии охватывают собой все три пояса структурной схемы мыследеятельности и фиксируются в виде вертикальных связей. Вместе с тем каждый из рассмотренных поясов, включая процессы понимания и рефлексии, может обособляться от других и выступать в качестве автономной и самостоятельной системы. То есть любой из поясов мыследеятельности может вырваться из рефлексии окружающих его поясов и стать уже особой мыслительной деятельностью, весьма возможно содержательной, но не имеющей смысловых связей с остальными поясами. Если рассмотреть конкретно возможность обособления каждого из поясов, то можно отметить следующие характерные особенности. Пояс чистого мышления отрываясь от двух других и элиминируя их, становится особой мыслительной деятельностью по развертыванию чистых форм мышления, не имеющих никакого практического мыследействия. Пояс мысли-коммуникаци, аналогичным образом разрывая свои связи с другими поясами, превращается в бездеятельную и бессмысленную речь, которая не имеет совершенно никакого смысла. В свою очередь пояс коллективно-группового мыследействия, будучи оторванным от двух других поясов и элиминируя их, становится простым механическим воспроизводством, лишенным всякого осмысленного изменения и развития.
В итоге перед нами будет представлена уже совершенно иная схема мыследеятельности, полезность и возможность применения которой являются уже весьма проблематичными. В свою очередь из всего вышесказанного вполне напрашивается вывод о том, что подобным образом могут выделяться и обособляться непосредственно процессы понимания и рефлексии. В этом случае относительно процессов понимания можно сказать, что подобное возможно прежде всего в структурах учебной деятельности, где понимание нередко вытесняет, а то и полностью сливается с процессом мышления, оформляясь в виде особой и автономной деятельности понимания. А обособление процесса рефлексии неминуемо приводит к тому, что сначала появляется рефлексия рефлексии, потом рефлексия третьего, четвертого порядков и так далее.
В историческом плане подобное вырождение мыследеятельности уже имело место, да и не один раз, но к счастью опыт исследований может предложить нам целый ряд специальных средств и методов, предназначенных как раз для того, чтобы удерживать смысловую целостность системы мыследеятельности в условиях, когда образующие ее пояса и процессы коллективно-группового мыследействия, мысли-коммуникации и чистого мышления отделялись друг от друга, теряя при этом свою осмысленность и духовность.Тем не менее на сегодняшний момент времени все так же остро стоит вопрос о создании новых, более сложных и гибких форм соогранизации данных поясов схемы мыследеятельности. Одним из возможных способов решения проблемы является применение организационно-деятельностных игр, смысл и содержание которых будет рассмотрено в рамках следующей главы.

Организационно—деятельностная игра как средство деструктурирования предметных форм и способ выращивания новых форм соорганизации коллективной мыследеятельности.
В целях правильного понимания назначения и функций такой формы организации как организациооно-деятельностные игры представляется весьма актуальным необходимость рассмотрения в этой главе их основных моментов, назначение и способов проведения.
Основная суть данных организационно-деятельных игр состоит в том, что посредством искусственного моделирования создается такая рабочая ситуация когда в дискуссию оказываются вовлеченными представители различных научных дисциплин либо профессий.
Вполне естественно, что у каждого из них оказывается своя собственная точка зрения на обсуждаемый в ходе дискуссии вопрос. И хотя в принципе они все стремятся к выработке единой концепции и достижению компромисса, однако достичь его достижение возможно лишь после долгого обсуждения, в ходе которого происходит процесс из различных индивидуальных систем мыследеятельности происходит слияние в единое новое целое. В ходе процесса обсуждения возникают самые разнообразные противоречия, разрывы и конфликты, которые вынуждают участников встречи к использованию хотя и слабых, но тем не менее всегда существующих, естественно сложившихся потребностей к рефлексии и анализу. К концу дискуссии от всех ее участников требуется фиксирование результатов рефлексии в целях создания еще одной дополнительной плоскости в организации пространства коллективной мыследеятельности.
В итоге начинается процесс анализа и разработки коллективной мыследеятельности путем фиксации образуемых ее фрагментов и элементов, принесенных участниками обсуждения из своей прошлой жизни в мыследеятельность.
В результате разборки всех функционирующих форм, столкновений и несоответствий элементов друг другу и познается мыследеятельность.Основной целью подобного исследования является достижение такого результата, когда возможно преобразование всех систем индивидуального мыследействия в достаточно эффективную систему коллективного мыследействия. И главная задача – преодолеть стихию неорганизованных взаимодействий систем мыследеятельности.
Достигаемая в результате противоречий рефлексивная позиция участников дискуссии способствует сдвижке всей совокупной системы мыследеятельности по рефлексивной вертикали и создании новых рефлексивных форм пояса мысли-коммуникации, ориентированных на выявление и фиксацию причин и источников противоречий, конфликтов и разрывов в мыследеятельности. При этом на уровне пояса мысли-коммуникации вся эта работа оформляется как ситуацоионный анализ, целеопределение и ситуативная проблематизация осуществляемых работ. Вместе с тем, для построения новой системы коллективного мыследействия и организации ее отдельных составляющих исходя из интересов единого целого необходимо представить мыследеятельность в виде объекта организационно-технического действия коллектива. А это, в свою очередь, можно сделать только в действительности чистого мышления, когда все участники коллективной работы начинают проектировать и программировать свою будущую мыследеятельность, изменять и трансформировать самих себя как мыслящих, коммуницирующих и мысле-действующих.
Двигаясь в рамках очерченного пространства плоскости они вступают в контакт друг с другом, выбирая допустимые и эффективные в этих случаях решения. В результате подобных организационно-деятельностных игр методологи-исследователи получают свой опытно-практический и экспериментальный материал в отношении современных, наиболее развитых форм исследовательского и прожективного мышления
В заключении, все созданные программы мыследеятельности, моделируются на практике, когда члены коллектива, участвующего в обсуждении применяют их в своей коллективной работе и начинают создавать новый практический опыт коллективно-группового мыследействия. Именно благодаря этому новые программы получают экспериментальную проверку в условиях игры на эффективность, надежность и устойчивость в различных социокультурных окружениях.
В итоге организационно-деятельностные игры оказываются не просто какой-то частной формой чистого методологического мышления, а новой формой организации мыследеятельности, органически связывая между собой все три составляющих ее пояса, обеспечивая постоянное и непрерывное развитие систем мыследеятельности, а вместе с тем изменение и трансформацию всего используемого в данном случае техноприродного или антропологического и социокультурного материала.
Заключение.
Вот и настало время подвести некоторые итоги проведенного исследования основных принципов строения, содержания и смысла схемы мыследеятельности. Самое главное, что удалось достичь в ходе разработки данной проблемы – это установление основных функциональных связей в системе трех автономных поясов, образующих принципиальную схему мыследеятельности.
В рамках данной работы были рассмотрены специфические особенности этих поясов, их структура и схематичное расположение. Всякая мыслительная деятельность представляет собой длинный процесс последовательных мыслительных, рефлексивных и метамыслительных фиксаций, а понимание этой мыслительной формы достигается за счет первичных и вторичных мыследеятельных процессов, рефлексивно отражающих исходную структуру мыследеятельности. Основная ценность схемы мыследеятельности заключается в том, что она содержит в себе совокупность принципов, определяющих правильный подход в исследовании всех явлений, связанных с мышлением и деятельностью. При этом всегда следует помнить о том, что исследование какого-либо одного пояса мыследеятельности не даст ощутимых результатов. Их следует рассматривать в совокупности целостной системы, проецируя сосавляющие их процессы понимания рефлексии и мыследействия по формам и функциям мыследеятельности прежде всего относительно друг друга. Опять же при этом необходимо учитывать тот факт, что каждый из вышеназванных поясов может обособляться от других и выступать в качестве относительно автономной и самостоятельной системы.
Это в свою очередь требует применения специальных средств и методов, призванных удержать смысловую ценность мыследеятельности в тех условиях, когда образующие ее пояса и процессы коллективного мыследействия, мысли-коммуникации и чистого мышления, а также понимания и рефлексии отделяются друг от друга и распадаются на самостоятельные формы мыследеятельности, теряя свою осмысленность и духовность.
Относительно организационно-леятельностных игр хотелось бы отметить то, что по своей сущности они являются не просто еще одной чистой формой организации чистого методологического мышления, а скорее особым выражением процесса организации мыследеятельности в практическом аспекте. Хотя сама схема мыследеятельоности не должна рассматриваться как схема-модель какой-либо реальной ситуации, а должна выступать преимущественно как схема идеальной сущности, предназначенная служить теоретической основой для выведения из нее различных других схем, моделирующих самые разнообразные ситуации и удовлетворяющих вышеперечисленным принципам. Соответственно в перспективе доминирующей задачей исследовательской работы на базе рассмотренной схемы мыследеятельности выступает построение системной технологии различных производственных систем мыследеятельности, получаемых из базовой схемы путем ее системной фокусировки, а соответствующей задачей методологии системного анализа – выявление и описание процессов и процедур подобной работы.
  Используемая литература.
1. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: 1995, с.281-298,
Copyright © 2002 «Bolshe.ru» admin@bolshe.ru
 
     
     
вверх вверх вверх вверх
     
Щедровицкий Георгий Петрович (23.02.1929 - 03.02.1994), философ и методолог, общественный и культурный деятель. Создатель научной школы, лидер основанного и руководимого им на протяжении 40 лет Московского Методологического Кружка (ММК) и развернувшегося на его основе методологического движения. Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности.
- - - - - - - - - - - - - - - -
смотри сайт Фонд "Институт развития им.Щедровицкого"
http://www.fondgp.ru/
- - - - - - - - - - - - - - - -
Щедровицкий Георгий Петрович, 23.02.1929 — 03.02.1994, философ и методолог, общественный и культурный деятель. Создатель научной школы, лидер основанного и руководимого им на протяжении 40 лет Московского Методологического Кружка (ММК) и развернувшегося на его основе методологического движения. Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности. Щедровицкий Георгий Петрович, 23.02.1929 — 03.02.1994, философ и методолог, общественный и культурный деятель. Создатель научной школы, лидер основанного и руководимого им на протяжении 40 лет Московского Методологического Кружка (ММК) и развернувшегося на его основе методологического движения. Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности.
     
     
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
с 14 сентябрь 2009

последнее обновление/изменение
14 октябрь 2020
08 апрель 2018
11 ноябрь 2017
23 сентябрь 2017
12 февраль 2017
20 май 2015
22 ноябрь 2014
10 сентябрь 2014
08 сентябрь 2014
02 июль 2013
01 август 2011