главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory |
|||
виталий
сааков / priss-laboratory: тексты-темы / тексты-годы / публикации |
вернуться в разделш | библиотека | |
|
|
в.я.дубровский | |
Онтология деятельности Г.П.Щедровицкого | |
Нормы и отклонения с системодеятельностной точки зрения | |
Понятие управления в системодеятельностной методологии | |
word-версия для печати |
онтология деятельности Г.П.Щедровицкого
источник: http://consultlib.nm.ru http://consultlib.nm.ru/vd_gp_ontology.rar |
1. Введение
1.1. Контекст разработки онтологии деятельности Онтология деятельности Г.П. Щедровицкого разрабатывалась в контексте проблемной социокультурной ситуации, сложившейся к средине ХХ века. С одной стороны, была осознанна назревшая необходимость социально-кооперативной организации и интеграции различных сфер деятельности (различных наук, инженерии, проектирования, управления и др.). С другой стороны, всеобщее целостное мировоззрение и представляющая его единая картина мира, которые могли бы служить основанием такой интеграции, отсутствовали, а традиционные философия и наука оказались неспособными их построить [12, с.38-408]. Задачу их разработки взяла на себя методология - новый, более развитый тип мышления, снимающий науку и философию, в их функции интеграции мышления и деятельности [12, с.409; 30, с.548-550]. Методологический тип мышления является философским по сути(1), научным по методу и способу представления мира(2), и практическим по принципиальной ценностной установке(3). Именно ценностной принцип практики явился определяющим для переосмысления философии и науки и интеграции их в рамках подхода, как нового типа организации мышления, который характеризуют направленность не на объект, а на cсобственную деятельность; не предметная ограниченность, а универсальный охват всей человеческой деятельности; не познание, а проектирование и программирование; не описание прошлого, а предписание на будущее; не истинность, как соответствие знания объекту, а реализуемость, как соответствие объекта проекту и деятельности предписанию [24, с.95]. |
1.2. Стадии становления методологической
рефлексии
Снимая философское мышление, методология сохраняет его сущность - мышление о мышлении о мире(4) (cхема 1), т.е.
сущностью методологии является рефлексия(5). Отличительной чертой методологической рефлексии является ее "прожективность" - практическая направленность на предстоящие мышление и деятельность(6). В своем становлении методологическая рефлексия, проходит несколько стадий. На первой стадии предполагается реальное существования мира(7) и конструируется онтологическая картина, представляющая мир как таковой, независимый от мышления(8) (схема 1). В методологии таким представлением является онтологическая картина человеческой деятельности. |
|
На второй стадии само мышление рефлексивно
погружается в мир, интерпретируясь в категориях онтологической картины(9)
(cхема 2).
|
На третьей стадии мир рефлексивно погружается в мышление
и онтологическая картина интерпретируется теперь как понятийная конструкция(10),
как правило, требующая дальнейшего развертывания (cхема 3).
|
|
На четвертой, завершающей стадии становления, мышление
рефлексивно замыкается путем различных рефлексивных отождествлений.
В методологии - это взаимные отождествления деятельности, мышления в
деятельности, деятельности в мышлении и самой саморефлексии мышления,
в результате чего образуется единая "окукленная" действительность методологии(11)
(cхема 4).
Таким образом, деятельность оказывается и тем, что познается, и тем, что проектируется, и тем что организуется(12). Оформившись, рефлексивное замыкание создает пространство рефлексивных переходов между различными уровнями мышления, позволяя использовать рефлексию не только как средство организации мышления и деятельности, но и как механизм их развития(13). |
1.3. Научный метод в методологии
Ита, к методология снимая философию, остается по сути философским типом мышления - особым типом философствования. Одной из главных особенностей этого типа философствования является использование научного метода. Сущность научного метода, по Георгию Петровичу, состоит в представлении объекта мысли, как идеального объекта, выраженного в схематической знаковой форме(14). Это представление является результатом двухэтапного процесса - нисхождения от эмпирически конкретного к логически абстрактному и последующему восхождению от логически абстрактного к логически конкретному [6, с. 37, 50]. Результатом этапа нисхождения является идеальный объект, представленный с помощью абстрактной схемы, которая затем преобразуется в конкретное схематическое представление, в результате осуществления этапа восхождения. Поскольку, в отличие от науки, в методологии научный метод применяется вне ситуативных рамок научно-теоретических предметов(15), это применение приобретает универсальный характер и регулируется общеметодологическими принципами [25, с.451- 454]. 1.4. Деятельностный подход как методологическая организация мышления Таким образом, деятельностный подход есть особая методологическая организация мышления. Г.П.Щедровицкий противопоставляет деятельностный подход не научно-теоретическим предметам, а натуралистическому подходу в целом(16). Важнейшим в этом противопоставлении является отношение к онтологии. Натуралистический подход сфокусирован на объекте, противостоящем мышлению и деятельности и независящем от них, и, следовательно, доступном лишь для созерцания, познания и приспособления. В противоположность натурализму, деятельностный подход рефлексивно сфокусирован на самом себе с практической установкой на преобразование и развитие средств, методов и организации собственного мышления и деятельности(17). Поэтому, в рамках деятельностного подхода онтологическая картина не является представлением мира как данного и противопоставленного мышлению и деятельности, а рассматривается как функциональное место в структуре самого подхода. Это функциональное место каждый раз временно заполняется таким рефлексивным представлением самих мышления и деятельности, которое дополняя подход, обеспечивает его конкретное применение(18). Другой важнейшей отличительной чертой деятельностного подхода является направленность на предстоящие мышление и деятельность, в связи с чем программы исследований и разработок становятся его принципиально важными составляющими(19). |
|
1.5. Два понятия системы
Как известно, основными конструктивными средствами онтологии являются категории. Наиболее общие естественнонаучные категории, такие как вещи, свойства, отношения, процессы и др., показали свою неадекватность в применении к деятельности, породив целый ряд проблем и парадоксов [14, 239-242]. Вместо этих категорий, Г.П. Щедровицкий предложил рассматривать деятельность как систему и использовать системные категории "единства", "элементов" и "структуры". Очевидно, что в деятельностном подходе система понимается иначе, чем в натуралистическом. Естественные науки рассматривают системы как особые натуральные объекты, а ученые верят, что они изучают реальные системы(20) (схема 5) - физические, биологические, психологические и т.д.
|
1.5.1. Первое понятие системы
Естественно, методология отрицает реальное существование систем. Ее, прежде всего, интересуют средства, методы и процедуры мышления, результатом применения которых и является системное представление сложного объекта(21). Г.П.Щедровицкий выявил три группы взаимосвязанных процедур, лежащих в основе системных представлений [14, с.249-254; 25, с.301-319]. Первая группа включает процедуры разложения объекта на части и обратную процедуру соединения частей в целое. Еще Платон в "Кратиле" выделял два типа разложения/соединения и, соответственно, два типа частей - единицы и элементы (термины Л.С.Выготского). Единицы обладают тем же качеством, что и целое, в отличие от элементов, которые таким качеством не обладает. Например, единицами в химии являются молекулы, а элементами атомы. Вторая группа процедур включает измерение разнородных характеристик, или "сторон" объекта как целого и измерение характеристик составляющих его частей, а также и последующую обратную измерению процедуру - выведение разносторонних характеристик целого из характеристик его частей и их соотношений. Третья группа процедур включает мысленное погружение элемента или структуры единицы в структуру целого и обратную процедуру извлечения элемента или структуры из этого целого. Эти процедуры порождают различение в элементе структурного места и наполнения. Структурное место элемента, определяется набором структурных связей, замыкающихся на данном элементе. Наполнением может служить любой предмет, который может выполнять функции, реализующие связи места. Примером места может служить должность в организационной структуре, на которую объявляется конкурс. Примером наполнения может служить прошедший по конкурсу специалист. Приступив к выполнению соответствующих обязанностей, он становится элементом организации - сотрудником, занимающим эту должность. |
|
Использующий эти группы процедур метод анализа
сложного объекта, включает: (1) задание объекта, как целого, (2) разложение
объекта на части, (3) соединение частей-элементов, с помощью связей,
и (4) вложение структуры с элементами в целое-единство [28,
с.198](22).
Причем основная трудность системного анализа состоит в разложении сложного
объекта на такие части и введение таких связей, чтобы
свойства целого можно было вывести из свойств частей [25,
с.305]. Описанному методу системного анализа соответствует схема
системы, как знаковой формы представления сложного объекта (схема
6).
|
1.5.2. Второе понятие системы
Главным недостатком представления системы, изображенного на Схеме 6, которое Г.П.Щедровицкий называл "первым понятием системы", "плоским представлением системы" или "моноструктурой", является то, что оно не учитывает должным образом процессы, а, следовательно его не достаточно чтобы решить "главную задачу системного анализа" [14, с.253] и "главную проблему, которая вызывает больше всего затруднений" [14, с.255], - задачу формального соотнесения сложного процесса с материалом сложного объекта(23). Очевидно, такое соотнесение необходимо для представления деятельности как системы. Решение этой проблемы, было получено на основании анализа мыслительной деятельности системного проектирования и последующей возвратно-рефлексивной ассимиляции полученных результатов системно-структурной методологией [3]. Идея решения проблемы сложного соотнесения состоит в следующем. Между исходно противопоставленными сложным процессом - процессуальной структурой и материалом сложного объекта, независимо структурированного в ином процессе - процессе его происхождения, вводятся два промежуточных системных "слоя". Первым промежуточным слоем является функциональная структура - "остановленный", или "материализованный", процесс. В этой структуре стадиям процесса соответствуют элементы, заданные исключительно через их роль в выполнении соответствующей стадии и их функции по отношению к другим элементам. Вторым промежуточным слоем, является морфология, которая может мыслиться как проекция функциональной структуры на материал. Единицами морфологии служат функциональные "узлы" -- связки материальных элементов, соответствующие элементам функциональной структуры. Предполагается, что взаимодействие морфологических элементов между собой и с морфологией объемлющей системы является механизмом, реализующим сложный процесс [3, с.54-70; 14, с.249-251]. Представление системы в виде четырех структурных слоев, или "четырехслойки" Г.П.Щедровицкий характеризовал как "полиструктурную систему" или "второе понятие системы"[14, с.257]. Он разработал соответствующий четырехслойке метод полиструктурного системного анализа, который снимает традиционный "плоский" системный анализ в качестве своего момента [14, с.257-263]. |
|
В результате полиструктурного анализа должно быть получено
представление сложного объекта в виде системы, состоящей из четырех,
рассмотренных выше слоев, соотнесенных между собою [25,
с.358-364; 28,
с.202-204] (Схема 7).
Организованные в соответствии с системными принципами средства, методы и процедуры полиструктурного анализа и соответствующие способы знакового представления сложных объектов, а также программа дальнейших разработок образуют системный подход. Г.П.Щедровицкий неоднократно подчеркивал, что системный подход может быть эффективным только в рамках общей методологии, основанной на деятельностном подходе(24). Несколько упрощая, можно сказать, что деятельностный подход, имея своим объектом мышление и деятельность, задает объективно-содержательную составляющую методологии, в то время как системный подход, имея своим объектом способы анализа и знакового представления сложного объекта, задает ее формально-знаковую составляющую. С этой точки зрения подход, в рамках которого следует рассматривать построение онтологии деятельности, можно охарактеризовать как системодеятельностную методологию(25). |
2. Конструирование онтологической схемы
деятельности
Итак, на первой стадии становления методологической рефлексии должна была быть построена единая картина мира, как идеального объекта мысли, зафиксированного в схематической знаковой форме - онтологической схеме. Необходимость предварительного шага полагания существования мыслимого мира вне мышления связана с тем обстоятельством, что рефлексия уже сформировалась в "филогенезе" мышления и философии. На заре древней философии необходимости в полагании мира вне мышления не было, т.к. до Гераклита и Парменида древние натурфилософы, будучи наивными реалистами, как и нынешние ученые естественники, существование реального мира принимали как само собой разумеющееся [36, с.20-21]. В "онтогенезе", или становлении методологического мышления акт полагания существования мира вне мышления возвращает мышлению его дорефлексивную непосредственность, открывая путь исходному метафизическому конструированию онтологической схемы(26).
|
|
2.1. Конструирование абстрактной
онтологической схемы
При конструировании онтологической картины, на этапе нисхождения, исходя из "общего смыслового облака" [27, с.281; 8, с.248], отражающего "эмпирически конкретное", следует получить "логически абстрактную" онтологическую схему, а затем, на этапе восхождения, развернуть ее в "логически конкретную" онтологическую картину [4, с.50](27). Если взглянуть на эмпирически конкретный окружающий нас мир в деятельностной перспективе, то соответствующее "смысловое облако" легче всего представить как многообразие человеческих действий, вовлекающих людей, вещи, знаки, знания, переживания и многое другое. Конкретная задача нисхождения состоит в том, чтобы идею деятельности схематически выразить с помощью базисных онтологем, или того, что Аристотель называл "началами", "элементами" или "принципами". Г.П.Щедровицкий начинает построение онтологии деятельности с полагания идеи деятельности как всеобщего онтологического принципа: "мир есть мир деятельности и мышления людей" [29, с.7]; "деятельность есть единственное исходно существующее" [10, с.40]. Согласно этому принципу, деятельность и есть то, что должно быть представлено в онтологической системной полиструктуре. При этом, поскольку именно "процесс определяет лицо объекта и задает его целостность" [14, с.254], "начинать всю работу по анализу систем следует... с определения и изображения тех процессов, которые задают специфику деятельности" [14, с.257]. При этом, "если деятельность характеризуется не одним, а рядом процессов..., то мы должны каким-то путем, пусть даже гипотетически, выделить ... тот процесс, который может считаться основным и определяющим ... и временно оставить все остальные процессы в стороне" [14, с.257-258]. Г.П.Щедровицкий задает этот основной процесс через принцип воспроизводства: "Основным процессом конституирующим саму деятельность как в качестве рамки существования для разных организованностей, так и в качестве объекта рассмотрения и исследования, является процесс воспроизводства. Он захватывает собой все, что существует в деятельности... В деятельность попадает все, что мы знаем - люди, машины, знаки, организации, взаимоотношения, сама природа. Именно процесс воспроизводства включает все это в деятельность и обеспечивает единство и целостность в рамках деятельности, в том числе и в историческом времени" [33, с.118; см. также 14, с.263-266]. И далее: "Единственная схема, через которую деятельность может быть задана - это схема воспроизводства деятельности" [30, c.584]. |
Таким образом в системных терминах, процесс воспроизводства
задает единство процессуальной структуры деятельности.
Основной механизм воспроизводства Г.П.Щедровицкий задает через принцип нормативности деятельности(28) - "всякая деятельность есть реализация норм" [17, с.38]. Г.П. Щедровицкий характеризует связку "норма - реализация" как "как одно из важнейших категориально-онтологических определений всех без исключения явлений нашего деятельностного мира" [33, с.125; см. также 14, с.245]. В процессуальном слое связка "норма - реализация" включает две онтологемы - актуализацию, или очередное выполнение деятельности, и трансляцию, или передачу нормы для задания очередной актуализации. Актуализация и трансляция происходят в разных временах. Действительно, процесс актуализации реализует норму деятельности не мгновенно, а постепенно, т.е. пошагово, развертываясь в актуальном времени. А норма передается целиком и между актуализациями, т.е. в ином временном измерении - времени трансляции(29) (схема 8).
|
|
Конечно, процесс актуализации не протекает в вакууме,
но захватывает различные материальные и нематериальные сущности или
предметы - людей, вещи, машины, знаки, знания, способности, и т.д. Эти
предметы должны быть сорганизованы таким образом, чтобы процесс деятельности
мог осуществиться в соответствии с нормами. Но это означает, что и сама
эта организованность, называемая ситуацией, и составляющие ее
предметы должны быть реализацией соответствующих норм [33,
с.121-127]. Если ситуация является предметной организованностью
по отношению к актуализации, то норма является знаковой организованностью
по отношению к трансляции. Самой простой формой нормы деятельности является
мастер, демонстрирующий образцы "живой" деятельности. Самой простой
формой предметной нормы может служить образец вещи, как знак, выступающий
в автонимной функции, т.е. обозначающий сам себя. Но типичная форма
нормы является собственно знаковой. Примером может служить документация
на ГОСТ приготовления цементного раствора.
Вышеприведенные соображения позволяют представить процессуально ориентированную онтологическую схему деятельности следующим образом: воспроизводство есть единство (целостность) сложного процесса деятельности, включающее два элемента-процесса - актуализацию и трансляцию, объединенные связью "реализации-нормировки" (схема 10).
Эта схема может рассматриваться как исходная онтологическая схема деятельности, и употребляться как абстрактная единица деятельности [33, с.123]. |
2.2. Конкретизация онтологической
схемы деятельности
Главным недостатком абстрактной онтологической схемы деятельности является ее неприменимость в эмпирических исследованиях и практических приложениях [3 с.197-209]. Конкретизация этой схемы предполагает описание деятельностных механизмов, производящих процессы актуализации, трансляции и реализующих связь нормы-реализации [3, с.203-207: 14 с.260]. В качестве очевидного механизма актуализации полагается деятельность людей, или индивидов, осуществляемая в соответствии с нормами, а в качестве простейшего механизма трансляции полагается непосредственная "передача" индивидов - носителей деятельности и предметов, образующих ситуации, во времени трансляции [5, с.52; 7, с.200-2001; 14, с.266-267]. В случаях, когда непосредственной передачи не происходит, скажем, орудие сломалось или информация устарела, новое орудие может быть произведено в соответствии с образцом, а информация обновлена с помощью того же механизма деятельности индивидов. А вот в случаях, когда индивида уже нет или ситуация существенно изменилась, требуются дополнительные механизмы воспроизводства - обучение и нормировка, соответственно. Обучение является основным механизмом нормирования деятельности индивида. Учитель, как живой носитель норм, владеющий средствами деятельности, а также обладающий способностью обучать и владеющий средствами обучения, учит ученика, который усваивает нормы и овладевает средствами деятельности, формируя соответствующие способности [5, с.52-54; 7, с.200-204]. Процесс обучения, как правило, состоит из демонстрации "живой" деятельности и коммуникации (текстов и изображений) учителем и воспроизведения деятельности учеником. Рассмотрение способностей индивида, как особой "превращенной" формы существования норм, позволяет интерпретировать актуализацию не как абстрактную реализацию норм, а как конкретную деятельность индивидов, реализующих свои способности вне непосредственной связи с трансляцией [21, с.412-414]. Необходимость второго промежуточного механизма - нормировки связана с тем, что условия деятельности с течением времени изменяются и прежние деятельность и ее нормы становятся неадекватными, и, следовательно, должны быть заменены новыми [14 а, с.266-267]. В связи с тем, что транслируемые нормы являются особыми знаковыми конструкциями, нормировка имеет два аспекта - разработку норм и их "вменение" [21, с.413]. В плоскости содержания разрабатываются новые нормы, задающие предстоящую деятельность - новые образцы деятельности и предметов, проекты, исследовательские программы и т.д. [5, с.54-55; 14, с.270-278]. Для этого разработчик норм должен находиться в рефлексивной позиции по отношению к прежним и предстоящим деятельностям как к объектам анализа и нормировки, по принципу "выделения из прошлого должного" [17, с.39]. Формальный аспект нормировки состоит в придании знаковому представлению нормы модальности долженствования. Обычно это достигается путем санкционирования, узаконивания и др. мероприятий, придающих норме статус обязательности. |
|
Примерами могут служить законодательства, ГОСТы, планы
выработки, различные "квоты". Эти аспекты нормировки задают особые требования
к индивидам-нормировщикам. Первое требоавние - это то, что нормировщик
должен быть экспертом, соответствующего дела, второе - это то, что он
должен либо сам обладать легитимной властью или полномочиями, т.е. авторитетом,
либо поддерживаться авторитетом [21,
с.414-417]. Введение нормировки в онтологическую схему деятельности
позволяет различить два типа норм по отношению к моменту пересечения
актуального времени и времени трансляции. Первый тип - это "традиционные",
или культурные, нормы, уже принадлежащие особой транслируемой
организованности - культуре. Второй тип - это новые нормы,
которые, являясь продуктами деятельности нормировки, только "поступают"
в культуру и еще должны быть в нее интегрированы. В качестве
механизма интеграции новых норм в культуру выступает деятельность культуротехники
[33,
с.127-129; 3,
с.92-94]. Введение деятельности индивидов как механизма актуализации
и промежуточных элементов обучения и нормировки позволяют конкретизировать
исходную онтологическую схему деятельности (схема 11).
Важным следствием конкретной интерпретации актуализации является безличность, или безсубъектность, деятельности [29, с. 9-10]. С точки зрения воспроизводства человек выступает как индивид - абсолютно безразлично какой именно человек актуализирует деятельность, лишь бы он имел соответствующие способности и владел соответствующими средствами. Ни деятельность, ни трансляция, ни культура, ни воспроизводство ему не принадлежат. Скорее он принадлежит деятельности, которая захватывает его в качестве агента - особого элемента ситуации посредством которого она осуществляется [14, с.241-242]. |
Другим важным следствием конкретизации онтологической
схемы является множественное существование "объектов" в деятельности.
Вопрос "где существую нормы?" не является осмысленным, т.к. в
"потоке" деятельности они все время "мигрируют" и как бы "размазаны"
по деятельности. Категория вещи к ним не применима. Более осмысленным
является вопрос "как существуют нормы?". Коротким ответом является то,
что нормы существуют множественными способами - они существуют как способности
индивида, как то чему учитель учит ученика, как то, что последний осваивает,
как то, что разрабатывается нормировщиком и как то, что транслируется
в культуре [21,
с.413-415].
В отличие от абстрактной схемы, конкретная онтологическая схема деятельности может применяться в эмпирических исследованиях и практике. Во-первых, исследователь может "смотреть" на мир сквозь онтологическую схему как через своеобразные очки-фильтр. При этом он будет видеть только то, что представлено в онтологической схеме, и именно это видение будет позволять ему задавать соответствующие исследовательские вопросы. Во-вторых, исследователь может использовать эту схему в качестве шаблона для "вырезания" целостных единиц эмпирического материала для исследования. В третьих, он может использовать схему в качестве конструктивных единиц для построения моделей деятельности. Наконец, он может "горизонтально" сдвигать эту схему на уровне самой единицы, накладывая, например, деятельность индивидов на обучение или нормировку, каждый раз ставя вопрос о соответствующих нормах - нормах обучения или нормах самой нормировки и обучения ей. Подобные вопросы для эмпирического исследования деятельности как и его результаты должны формулироваться с учетом вышеупомянутых принципов безсубъектности и множественности существования объектов в деятельности. |
© dubrovsky
2008
|
|
2.3. Четырехуровневая организация
воспроизводства деятельности
Как единицу, онтологическую схему деятельности, можно также сдвигать "вертикально", накладывая ее на деятельности самого разного масштаба, начиная со всего универсума деятельности и кончая его "молекулами", т.е. мельчайшими единицами деятельности, далее на деятельности не разложимыми. При этом будут получаться различные интерпретации этой схемы [14, с.243]. 2.3.1. Атуальные единицы деятельности Мельчайшая единица деятельности получается, если механизмом актуализации является акт деятельности, осуществляемый отдельным индивидом (схема 12).
|
Эта схема обладает двумя важными особенностями. Первая
- это ее синкретичность относительно категриальных слоев системы, которая,
хотя и создает логическую нестрогость, предоставляет определенные эвристические
преимущества - интерпретация элементов акта категориально различным
образом расширяет многообразие способов построения сложных систем деятельности
из вклиючающих акт единиц. Вторая особенность этой схемы - ее "минимальность".
Она содержит только самые необходимые элементы и, в зависимости от задач
и эмпирического материала, может быть дополнена другими элементами,
например, мотивами или навыками [1
с.78-79].
Специфическую транслируемую норму, соответствующую отдельному акту индивидуальной деятельности принято называть способом [33, с.234-246]. Актуальные единицы деятельности, помимо актов, включают трансляцию способов, обучение способам, и нормировку, создающую новые способы. Специфической задачей обучения является выработка у индивида способностей (знаний, умений и навыков), соответствующих данному способу и на основании способностей, уже приобретенных в прошлых обучении и воспитании [14, с.240-245]. В простейших случаях, выработка новых способов может происходить за счет того, что индивид, обладающий многообразием способностей, знаний, умений и навыков, соответствующих другим актам, может комбинировать их различными способами для освоения новых ситуаций. В более сложных случаях могут потребоваться совместные усилия специалистов разного рода - инженеров, проектировщиков, методистов и др. для разработки новых средств и способов деятельности в изменившейся ситуации [14, с.266-278; 1999 с.244-246]. В нижней "объективной" части этой схемы изображено преобразование исходного материала (ИсМ) в продукт (Пр) посредством последовательности действий (Д1...Дk) с помощью орудий и других средств (Ор), а также знание, выраженное с помощью знаковых средств. В верхней "субъективной" части иображены индивид и табло его сознания, итериоризированные средства и способности. Цель, задающая целостность акта, является одновременно и субъекным и объектным элементом акта. |
|
2.3.2. Кооперация и организационно-технические
системы - ОТС
Хотя актуальные единицы деятельности, помимо актов, включают трансляцию способов, обучение способам, и нормировку, создающую новые способы, именно акты являются теми элементами, через которые эти единицы можно связывать между собою при конструировании сложных систем деятельности. Согласно Г.П.Щедровицкому, основным типом связи межу актами деятельности служат связи кооперации [14, с.266-270]. Самая простая кооперативная связь - связь обеспечения есть "перенос" продукта одного акта деятельности - производства в другой акт - потребление, где он начинает выполнять роль определенного элемента. В излюбленном Платоном и Аристотелем примере - кооперации плотника и кормчего, плотник, по заказу кормчего, производит весло - продукт, который затем используется кормчим как орудие в акте управления судном. Различные виды кооперации обеспечения определяются тем, какую роль выполняет продукт акта производства в акте потребления. Типология связей обеспечения является задачей эмпирического исследования. Уже одних связей обеспечения достаточно, чтобы продемонстрировать чрезвычайную сложность систем кооперации деятельности. Но могут быть и принципиально иные связи единиц деятельности, не предполагающие переноса материальных элементов из одного акта в другой. И для каждого типа связи существует свои формальные правила синтеза и, следовательно, свои линии развертывания схем деятельности [14, с.268]. Например, по мере усложнения систем деятельности, одних "горизонтальных" связей обеспечения уже не достаточно для эффективного функционирования кооперативных систем. Поэтому, на основе связей обеспечения надстраиваются "вертикальные" кооперативные связи - социотехнические связи организации, руководства и управления, основанные на рефлексии и коммуникации [14, с.268-278]. Исходное абстрактное представление рефлексии может быть введено с помощью схемы рефлексивного выхода. Типичной для рефлексивного выхода является ситуация, когда индивид, выполняя деятельность, наталкивается на затруднения, либо приводящие к неудовлетворительному результату, либо вообще не позволяющие выполнить акт. Предполагается, что в таких случаях индивид задается вопросом, почему деятельность не удалась и что следует делать, чтобы она удалась. Предполагается также, что для получения ответа индивид должен мысленно выйти из своей прежней внутренней позиции деятеля в новую внешнюю позицию, и как бы со стороны посмотреть как на прежние, уже выполненные деятельности, так и на будущую, предстоящую деятельность. |
Находящийся во внешней позиции индивид как бы "рефлексивно
поглощает" прежние деятельности как материал для анализа, а предстоящую
деятельность - как проектируемый объект (схема 13).
Учитывая безсубъектность деятельности, рефлексивный выход можно рассматривать как вид кооперации между разными актами, даже если функцию обоих акторов выполняет один и тот же индивид. |
|
Рефлексивный выход представляет рефлексию не как процесс
- "акт рефлексии", а как получившуюся в результате рефлексивного выхода
функциональную структуру - особую кооперативную связку. В этой связке
рефлектирующая деятельность находится на более высоком иерархическом
уровне чем рефлектируемая. Первая объемлет вторую, включая ее как объект
преобразования и даже как материал. Это преобразование осуществляется
посредством модально-императивной коммуникации - задание цели,
спецификация продукта, смена стандарта исходного материала, и др. [25,
с.46]. При этом императивная модальность коммуникации обеспечивается
специальными нормами руководства-подчинения [15,
25;
28].
Вышерассмотренные "горизонтальные" и "вертикальные" кооперативные связи
нашли свое системное представление в схеме организационно-технической
системы (ОТС) (схема 13). Поскольку кооперация должна быть организована,
а контекст ОТС принципиально меняет характер кооперации, то, как справедливо
отмечает Г.П.Щедровицкий, понятие ОТС снимает идею кооперации [16,
с.42] (схема 14).
|
2.3.3. Массовая деятельность как механизм
воспроизводства деятельности
Как было упомянуто выше, онтологическую схему деятельности (схема 10) можно накладывать как единицу на деятельности самого разного масштаба, и, в частности, на весь универсум деятельности [14, с.243]. Другими словами, архетипическая структура единицы может приписываться всему универсуму деятельности, который, следовательно, должен характеризоваться как воспроизводство и включать деятельность индивидов, обучение, нормировку и трансляцию культуры, в качестве своих элементов. Вместе с тем, универсум, как сложное целое, должен и отличаться от единицы. Г.П.Щедровицкий характеризует это отличие как "массовость", а сам универсум деятельности как массовую деятельность [14, с.243]. Именно благодаря массовости воспроизводства, деятельность приобретает статус существования. Единичный акт осуществился, и нет его, и опять осуществился, и опять и т.д. Воспроизведение акта в соответствии с нормой обеспечивает ему лишь постоянство, в то время как для существования требуется непрерывность. В соответствии с понятием массовости, полагается, что в каждый данный момент времени каждый данный акт где-нибудь осуществляется, реализуя соответствующую норму, т.е. акты деятельности воспроизводятся непрерывно. 2.3.4. Сферы массовой деяетельности Массовости воспроизводства соответствует массовый характер его элементов, которые характеризуются как сферы деятельности [14, с.243]. Следовательно, минимальная структура воспроизводства должна состоять из четырех сфер, соответствующих элементам структуры единицы - практики, обучения, нормировки, и культуры. Если уровню актов деятельности соответствует норма-способ, уровню ОТС - нормы организации, то уровню сфер деятельности соответствуют нормы, которые принято называть институтами, или, по-русски, учреждениями (в смысле "учреждение звания заслуженного учителя")(30) [15, с.422]. Учреждения возникают по мере обособления некоторого типа деятельности в виде сферы массовой деятельности, как это сравнительно недавно произошло, например, с деятельностями проектирования и организационного управления [3]. Сущность обособления типа деятельности в сферу состоит в том, что она, наряду с учреждениями, вырабатывает собственные механизмы воспроизводства и развития в рамках универсума воспроизводства(31). Поскольку сферы должны воспроизводиться именно как сферы, они должны включать все элементы, необходимые для воспроизведения. Формально это означает, что наполнением сферы-элемента воспроизводства является полная архетипическая структура единицы [3]. Например, сфера обучения должна включать организационно технические системы практики - обучения учеников, обучения - подготовки педагогов, нормировки - разработки учебных программ и методик и трансляцию педагогической культуры. Кроме того, в зависимости от того, в какую сферу включены акты деятельности, они, с одной стороны, будут определяться способами данного акта, а с другой, учреждениями сферы, в которую они включены [3]. |
|
Например формы обучения в сфере производства, с одной
стороны, задаются способами преподавания, а с другой, учреждениями производства,
например, производственный тренинг рабочего, стажировка молодого специалиста
или специальные корпоративные миникурсы.
Таким образом, воспроизводство деятельности имеет четыре основных иерархических уровня системной организации - универсум, сфера, ОТС и акт (схема 15). На схеме, для простоты, внутри сфер изображены только элементы актуализации единиц соответствующего уровня. |
Следует подчеркнуть, что представленное выше упрощенное
описание онтологии деятельности включает лишь ее процессуальную структуру
с добавкой синкретических структур актов и ОТС и, конечно, не может
рассматриваться как полное изображение универсума деятельности. Тем
не менее оно позволяет рассмотреть следующий такт методологической рефлексии
- погружение мышления в мир деятельности.
|
© dubrovsky
2008
|
3. Погружение мышления в деятельность
Установка на погружение мышления в онтологию деятельности имела место в методологии с самого ее зарождения и выражалась в программном положении 50х годов, что мышление есть деятельность. Однако, это погружение удалось реализовать лишь в 1980г. с помощью схемы мыследеятельности(32).
|
Г.П.Щедровицкий подчеркивал, что схема мыследеятельности
является схемой организации коллективного мышления и не должна
рассматриваться как онтологическая схема [27].
Вместе с тем, поскольку эта схема выражает идею мыследеятельности,
она может быть использована как средство погружения мышления в онтологию
деятельности, чтобы получить онтологическую схему мыследеятельности.
Идея мыследеятельности может быть выражена с помощью трех онтологических положений или принципов, соответствующих "поясам" схемы мыследеятельности. Первое положение, соответствующее поясу мыследействия, - существует мыследеятельность, т.е. "не может быть мышления, отделенного от деятельности, и деятельности, отделенной от мышления" и, следовательно, термин "мыследеятельность" более точно выражает то, что действительно существует [30, с.587]. Второе положение, соответствующее поясу мысли-коммуникации, - существует мысль-коммуникация, т.е. мышление без коммуникации не существует, мышление порождается коммуникацией, проявляется через коммуникацию и реализуется посредством коммуникации [20, с.305; 26, с.693-694]. Наконец, третье положение, соответствующее поясу мышления, - существует чистое мышление, или мыслительная деятельность, осуществляемая посредством невербальных средств (схем, формул, графиков, таблиц, карт, диаграмм и т.п.) [27, с.286, 289](33). В плане реализации, "в реальном мире", "деятельность и действие могут и должны существовать только вместе с мышлением и коммуникацией" [27, с.298]. В нормативном плане им соответствуют различные нормативные структуры, транслируемые по разным "каналам". |
|
"Погружение" мышления в деятельность можно осуществить
за счет интерпретации каждого уровня организации деятельности с помощью
идеи мыследеятельности, или, иными словами, онтологической интерпретации
деятельности как мыследеятельности. Ниже будут рассмотрены лишь те фрагменты
"погружения", которым Г.П.Щедровицкий уделил особое внимание.
На уровне универсума мыследеятельности вся предметная среда, как тотальная "ситуация" воспроизводства, является результатом исторического мыследеятельностного практического освоения мира объектов [25, с.366-368]. Освоение происходит, прежде всего, благодаря первичной практической ассимиляции, состоящей в физическом задействовании объектов, выделением их из среды образцов, или эталонов, и обозначением их с помощью слов-названий. Сначала ассимилируются природные объекты, а затем объекты начинают конструировать. Впоследствии непосредственно накопленная группа эталонов начинает применяться к другим объектам, с которыми сталкиваются люди в деятельности. Это сведение безграничного мира объектов к сравнительно узкой группе эталонов и образует суть вторичного освоения "мира" - познания. "Знание есть не что иное, как ... выражение мира объектов через набор образцов" [25, с.368]. Как неоднократно отмечал Г.П.Щедровицкий, "увидеть" можно только то, что знаешь и для чего слово имеешь" [28, с.557]. Эталоны транслируются в культуре и осваиваться индивидами в процессе воспитания, основанного на мысли-коммуникации. С помощью взрослых дети одновременно осваивают как значения слов, навыки распознавания и употребления предметов, так и навыки родной речи. Специфическим типом отношения "норма - реализация" на уровне сфер деятельности является отношение парадигматики, транслируемого "конструктора" норм-образцов, и синтагматики - актуализации, набранной из парадигматических "деталей", реализующей таким образом нормы-парадигмы (подобно языку и речи в лингвистической концепции Фердинанда де Соссюра). |
В связи с различением парадигматики и синтагматики,
в методологии была разработана схема "языкового мышления", согласно
которой синтагматическая конструкция - речемысль реализует нормы двух
различных парадигматических систем - языка и мышления (схема 17). При
этом, на уровне синтагматики - речемысли речь и мысль неотделимы
друг от друга, а на уровне парадигматики, им соответствуют два различных
учреждения - парадигматические системы языка и мышления
[16,
с.33-35; 21
с.405-406; 23,
с.453-459].
На уровне организационно-технических систем кооперации и коллективной мыследеятельности речемысль предстает как мысль-коммуникация между членами коллектива, когда один индивид создает текст и передает (произносит, пишет на доске, посылает и т.д.) его другому индивиду. Согласно Г.П.Щедровицкому, создающий текст индивид мыслит, а индивид, получающий текст должен этот текст понять. На основании анализа мысли-коммуникации и процессов мышления и понимания, он следующим образом уточняет понятия парадигматических систем мышления и языка: системы мышления - логики создавалась, главным образом, для нормирования создающего текст мышления, в то время как системы языка создавалась, главным образом, для нормирования понимания текстов(34) [24, с.703-708]. |
|
Кроме того, Г.П.Щедровицкий на материале семинаров
ММК впервые поставил проблему нормирования коллективного мышления
и мыследеятельности, в связи с их организацией и управлением (1977
b/2005 с.341-390]. Судя по всему, эту проблему до некоторой степени
удалось решить в практике организационно деятельностных игр (ОДИ).
На уровне индивидуальных актов мыследеятельность проявляется в "феномене" креативности. Г.П.Щедровицкий предлагает рассматривать человека, осуществляющего акт мыследеятельности не просто как актора, осуществляющего данный акт, а как индивида, "реализуещего всего себя в целом" как носителя собственной "микрокультуры" - всех норм, усвоенных им в виде способностей, знаний, умений, навыков и пр. [1980 а/2005 с.480]. Такое рассмотрение позволяет интерпретировать нормы-способы как парадигмы мыследеятельности, а актуализирующие эти нормы акты мыследеятельности индивидов - как "синтагматический процесс" [21, с.405]. Всякий "живой" акт мыследеятельности всегда реализует нормы и, одновременно, осуществляется не только в соответствии с нормами, но также в соответствии с целью и конкретной ситуацией. Нормы и цели являются взаимодополняющими факторами, которые создают "запас надежности" мыследеятельности в изменяющихся ситуациях [21, с.405]. По ходу актуализации индивид выбирает и комбинирует элементы парадигматики в соответствии с целью, развертывая уникальный и творческий акт мыследействия, [21, с.397]. Именно поэтому "любой процесс деятельности, любой интеллектуальный процесс и нормирован и креативен одновременно" [21, с.397]. Креативность подчас приводит к отклонениям от нормы-способа Именно эти отклонения представляют главных интерес для нормативно-деятельностного исследования, принципом которого является "выделение из прошлого должное" [17, с.39]. Результатом такого исследования должна быть нормативная модель осуществленного акта - описание процесса актуализации в терминах нормы-способа. Все отклонения актуализации от способа затем квалифицируются либо как ошибки, либо как творческое создание новых норм, нового способа [21, с.405]. В генетическом плане Г.П.Щедровицкий рассматривает творчество как саморазвитие индивида, основанное на саморефлексии(35). |
4. Погружение онтологии мыследеятельности
в мышление
Следующей стадией становления методологической рефлексии является погружение онтологии мыследеятельности в мышление. На этой стадии само мышление рассматривается не в рамках деятельностной онтологии, а во внешнем отношении к ней. При таком рассмотрении мышление может задаваться, например, с помощью принципов. В зависимости от целей изложения, Г.П.Щедровицкий перечислял различные наборы принципов методологического мышления, например, тринадцать принципов в [10] и восемь принципов в [25]. Примерами таких принципов, имеющих непосредственное отношение к онтологии, могут служить "принцип двойственности знаковой формы" [25, с.373], принцип категориального "четырехполюсника" [31, с.537-542], принцип взаимного соответствия и взаимоотражения логики и онтологии [18, с.502-506] и принцип двойного знания, рассматриваемый ниже. На предыдущих стадиях методологической рефлексии полагалось, что онтологическая картина абсолютно соответствует миру мыследеятельности и должна рассматриваться как сама мыследеятельность(36). Погружение онтологии в мышление "влечет за собой другую концепцию мира. ... мир есть то, что мы мыслим, а не то, что реально" [29, с.13]. Другими словами, онтологическая схема интерпретируется теперь не как сам объект, а как его представление в нашем мышлении, как содержание знания. За такой интерпретацией должно следовать применение принципа (приема) двойного (множественного) знания [25, с377-382]. |
|
Согласно этому принципу, объект всегда отличен от
знания о нем, и хотя объект всегда нам дан только через знание,
ответ на вопрос, "а каков объект на самом деле, минуя знание?" должен
быть, тем не менее, получен (схема 18). Для этого на основании критики
существующей онтологии строится новая онтологическая схема, которая
временно принимается за объект. Этот прием повторяется
всякий раз, когда формулируется новая проблема, программа разработок
или практическая задача. Это означает, что погруженная в мышление онтологическая
картина уже не морфологически фиксированное знаковое представление
объекта, а наполнение функционального места в структуре мышления
- очередное представление объекта.
|
Одной из таких проблем, требующих пересмотра или развертывания
онтологической картины мыследеятельности является проблема, которую
Г.П.Щедровицкий называл "культуросообразностью" [26,
с.699-701; 31,
с.518-519]. Культуросообразность онтологии мыследеятельности означает,
что как и всякая претендующая на всеобщность картина мира, она должна
воспроизводить онтологемы других подходов - теологического, феноменологического
и натуралистического, как предельные случаи мыследеятельностных онтологем.
В то время как в системодеятельностной методологии реконструкция теологических
онтологем вообще не рассматривалась, для феноменологических существуют
лишь намеки, натуралистическим онтологемам "объекта", "закона" и "природы"
уделялось значительное внимание. С решением проблемы онтологической
ассимиляции натуралистических онтологем "как предельных случаев" деятельностных
[23
с.437], была связана разработка таких категорий как "предмет - объект"
[9,
10,
32],
"естественное - искусственное" [5,
10,
20, 21,
26]
и таких методов и понятий как "объективация", "оестествление", "атрификация"
[21,
23, 26,
32],
а также "конфигурирование", "кофигуратор-модель", "конфигуратор-план"
[10,
25,
26,
28]
и др.
|
|
5. Рефлексивное замыкание методологического
мышления
Рефлексивное замыкание является четвертой, завершающей стадией становления методологического мышления как мышления о мышлении о мире (схема 4). Рефлексивное замыкание осуществляется за счет различных рефлексивных отождествлений. Первым является отождествление в рамках онтологии - объединение мышления, погруженного в мир деятельности, с самой деятельностью, в результате чего и получилась мыследеятельность: "не может быть мышления, отделенного от деятельности, и деятельности, отделенной от мышления" и, следовательно, термин "мыследеятельность" более точно выражает то, что действительно существует [30, с.587]. Вторым отождествлением является отождествление мышления, в которое погружена онтология мыследеятельности, с самой мыследеятельностью, представленной в онтологии. В этом отождествлении методология, "проектирует, конструирует, познает и критикует саму себя, проектируя, конструируя, познавая и критикуя таким образом деятельность вообще"(37) и "таким образом осуществляется как деятельность" [12, с.413]. И хотя это отождествление уже превращает методологию в замкнутую систему, она, тем не менее, продолжает развиваться, согласно принципам культуросообразности и многих знаний, и "непрерывно и постоянно втягивает в себя самый различный материал" [12, с. 413]. Третьим отождествлением является отождествление рефлектирующего мышления о мышлении с рефлектируемым, или мыслимым мышлением, полученным в результате предыдущих отождествлений. В результате этого отождествления, методология предстает как "особый способ связи рефлектируемой и рефлектирующей деятельности, это особая форма организации и того и другого, а вместе с тем, особая форма организации деятельности вообще"(38) [12, с.412-413]. |
Наконец, четвертым замыкающим отождествлением
является отождествление методологии с ее саморефлексией: "Как рефлексия
методология может быть направлена только на самое себя. Здесь происходит
одновременно замыкание и расширение методологической деятельности, расширение
от методологии к деятельности вообще, замыкание деятельности вообще
методологической деятельностью. Методологическая деятельность оказывается
и объемлющей деятельностью вообще и включенной внутрь ее. Практически
это означает, что происходит взаимоотождествление ... методологии и
деятельности, что создает методологическую деятельность как замкнутое
целое деятельности" [12,
с.412]. Рефлексивным замыканием завершается конструирование пространства
рефлексивных переходов между уровнями методологического мышления.
В этом пространстве различения уровней мышления, подобные различению
рассудка и разума, которые, казалось бы, напрашиваются сами собою, оказываются
относительными - "скользящими" вместе с рефлексивными переходами. Полученная
в результате рефлексивного замыкания методологии схема может рассматриваться
как сложившаяся к настоящему моменту онтологическая картина методологической
мыследеятельности, а, следовательно, и мыследеятельности в целом.
Следует отметить, что становление методологической рефлексии было возможно только благодаря параллельному накоплению и развитию методологических технологий - принципов, способов, методов, процедур, и техник и связанных с ними средств, а также оформлению методологической практики ОДИ. Учет последних, позволил Г.П.Щедровицкому обсуждать вопрос об обособлении методологического мышления как сферы мыследеятельности [12]. Положительное решение этого вопроса зависит от того насколько методологическое движение способно социализироваться и создать учреждения, обеспечивающие воспроизводство и развитие методологии. |
|
|
|
|
|
© Виталий Сааков, PRISS-Laboratory |
оставить сообщение для PRISS-laboratory |
|
|
с 14 сентябрь 2009 | |
последнее обновление 10 февраль 2017 23 июнь 2015 22 ноябрь 2014 21 август 2013 01 август 2011 |