главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
  PRISS-laboratory: интеллектуальное оснащение и сопровождение проектов и предприятий
Региональный учебно-технический центр (РУТЦ)
Правительства Ульяновской области и компании BOSCH

социокультурные горизонты, институты, инфраструктуры
   
  эти материалы 20 апреля 2017 перенесены в данный раздел "priss-laboratory" с сайта "rytc.ru" в связи с его предстоящим закрытием
 

РУТЦ: аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности | проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий | экспериментальная профподготовка в контексте технологической платформы и в координатах пространственного развития аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности ш | ш аналитическое сопровождение проектов переноса фрагментов дуальной системы профобразования германии ш | ш проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий ш | ш проектирование экспериментальной профподготовки в организационных технологиях ведущих корпораций ш | ш конструирование содержания профессионального образования для перспективной технологической платформы и модели пространственного развития города и региона аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности ш | ш аналитическое сопровождение проектов переноса фрагментов дуальной системы профобразования германии ш | ш проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий ш | ш проектирование экспериментальной профподготовки в организационных технологиях ведущих корпораций ш | ш конструирование содержания профессионального образования для перспективной технологической платформы и модели пространственного развития города и региона
 
проект центраш PRISS-laboratory | исследование и проектирование социокультурных и социотехнических систем
партнеры центраш Ульяновская
торгово-промышленная палата
Департамент
профессионалного образования
Сигма-СИ
торговая компания
 
   
РУТЦ: аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности | проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий | экспериментальная профподготовка в контексте технологической платформы и в координатах пространственного развития аналитика, исследование и проектирование квалификационных ресурсов и активов территории и деятельности ш | ш аналитическое сопровождение проектов переноса фрагментов дуальной системы профобразования германии ш | ш проблематика и методические разработки трансфера гуманитарных и промышленных технологий ш | ш проектирование экспериментальной профподготовки в организационных технологиях ведущих корпораций ш | ш конструирование содержания профессионального образования для перспективной технологической платформы и модели пространственного развития города и региона
главная | новости и обновления | важные ссылки | оставить сообщение | почта сайта | поиск по сайту | карта сайта
 
  о центре проекты центра рабочие мероприятия АНАЛИТИКА
  ТЕХНОЛОГИИ практическая подготовка hr-ресурсы для партнеров центра
Ольга КАРАНДИНА, руководитль службы обучения ("Роберт Бош"), Сергей ЧУРКИН, переводчик Центра, Маршалл ЛУТЦ, региональный директор по продажам электроинструмента в России и СНГ ("Роберт Бош"), Олег МИДЛЕНКО, управляющий проектами Центра (министерство образования Ульяновской области)
в зале Регионального учебно-технического центра "BOSCH -Ульяновск". Анализ технологической модернизации в промышленности региона: Алексей ПИРОГОВ, специалист отдела отраслей (департамент промышленности), Вера МУЗЫКАНТОВА, Юрий ЮРИН, управляющие проектами Центра (ГК Сигма-СИ)
Александр СМЕКАЛИН (департамент инвестиций), Алексей ПИРОГОВ (департамент промышленности), Вера МУЗЫКАНТОВА, Юрий ЮРИН, управляющие проектами Центра (ГК Сигма-СИ), Талгат ХАЙРУТДИННОВ, Олег МИДЛЕНКО (департамент образования), Абдулла ЯМБАЕВ (директор профессионального училища), Виталий СААКОВ, управляющий проектами Центра (PRISS-laboratory)
аналитика функций и места "ресурсных центров" профтехобразования в строительном комплексе Ульяновской области: Владимир ПАВЛЕНКО (руководитель ТренингЦентра BOCSH в России), Виталий СААКОВ, управляющий проектами Центра (PRISS-laboratory)
         
аналитика функций и места "ресурсных центров" профтехобразования в строительном комплексе Ульяновской области: Владимир ПАВЛЕНКО (руководитель ТренингЦентра BOCSH в России), Виталий СААКОВ, управляющий проектами Центра (PRISS-laboratory) Ольга КАРАНДИНА, руководитль службы обучения ("Роберт Бош"), Сергей ЧУРКИН, переводчик Центра, Маршалл ЛУТЦ, региональный директор по продажам электроинструмента в России и СНГ ("Роберт Бош"), Олег МИДЛЕНКО, управляющий проектами Центра (министерство образования Ульяновской области) в зале Регионального учебно-технического центра "BOSCH -Ульяновск". Анализ технологической модернизации в промышленности региона: Алексей ПИРОГОВ, специалист отдела отраслей (департамент промышленности), Вера МУЗЫКАНТОВА, Юрий ЮРИН, управляющие проектами Центра (ГК Сигма-СИ) Александр СМЕКАЛИН (департамент инвестиций), Алексей ПИРОГОВ (департамент промышленности), Вера МУЗЫКАНТОВА, Юрий ЮРИН, управляющие проектами Центра (ГК Сигма-СИ), Талгат ХАЙРУТДИННОВ, Олег МИДЛЕНКО (департамент образования), Абдулла ЯМБАЕВ (директор профессионального училища), Виталий СААКОВ, управляющий проектами Центра (PRISS-laboratory)
аналитика | технологии модернизации | практическая подготовка в деятельности | hr-ресурсы | для партнеров центра |
   
   
Российско-Германская неделя
Партнерство идей в науке, образовании, инновациях
 
Виталий СААКОВ, руководитель PRISS-laboratory, оргпроектировщик и аналитик Регионального учебно-технического центра, заместитель председателя Комитета по строительству при Ульяновской торгово-промышленной палате Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory, научный руководитель проектов Регионального учебно-технического центра
Виталий СААКОВ
Региональный учебно-технический центр:
опытная площадка российско-германского сотрудничества в трансфере учебных технологий

текст, контекст и подтекст организационно-методических вопросов трансфера
версия для печати
формат Microsoft Word
Виталий СААКОВ,
рук. PRISS-laboratory, проектировщик РУТЦ



Региональный учебно-технический центр - модельный проект Российско-Германского сотрудничества в образовании, науке, инновациях / 2011-2012

Преамбула:
к постановке вопросов трансфера учебных технологий

Во-первых, об устройстве статьи. В ней ссылки, или подтекст, спорят с объемом основного текста. Сам же текст предполагает у читателя контекст проблематики технологического трансфера. Именно проблематики, а не зуда модернизации. Проблематики - значит, рефлексии, аналитики и, главное, профессионального осознания этого важного (и вынужденного) обстоятельства в жизни страны, ее регионов и отдельных организаций.
Во-вторых. Учебные технологии, несмотря на свою внешнюю отнесенность к сфере гуманитарного, являются технологиями в более строгом смысле, чем технологии "просто" промышленные(1). Нарушение принципов жизненного цикла(2) учебной и любой другой технологии сразу же обесценивает ожидаемые результаты. Стоит отметить, что в случае с учебными технологиями отрицательные результаты никогда не лежат на поверхности, наподобие дисфункций промышленных и иных технологий.

И никакой здесь контроль знания "на выходе" не сигнализирует немедленно о недоброкачественном продукте(3).
В-третьих. Учебные технологии методически нагружены и потому представляют самые что ни на есть технологические комплексы - учебные технологии, перевязанные с педагогическими(4). При всем при этом данные комплексы должны служить платформой одновременно учебных работ и поисковых разработок(5). Следовательно, перед нами технологические комплексы "двойного назначения" (его имеют лишь некоторые (!) промышленные технологии). Все это неимоверно усложняет и отягощает проблематику современного оснащения и переоснащения технической подготовки(6).
И, в-четвертых. Казалось бы, сегодня рынок достаточно созрел для предложения учебных технологий полного жизненного цикла. Более того, технологий, которые включают в себя методическую функцию в качестве важнейшей (в аспектах нормировки, пропедевтики, дидактики…).

Эффект методико-технических разработок ведущих мировых инжиниринговых компаний и ряда, правда весьма ограниченного, отечественных весьма примечателен. И так существенно сжатое время на освоение "мира машин и механизмов" в решающей его полноте и глубине, благодаря им сокращается в разы. Поэтому нет учебного заведения, не желающего оснаститься у подобных компаний, но по большому счету только единицы готовы к этому. Причина даже не в отсутствии внятного порядка и продуктивных механизмов оснащения учебных учреждений, их подразделений и отдельных лиц, а равно образовательных проектов и предприятий. Она скорее в следующем. До сих пор не вызрели достаточное понимание и должная компетенция в части технологических платформ эффективной подготовки и в особенности в части технологического трансфера(7).
Поэтому не факт, что, даже получив возможность приобрести тот или иной технологический комплекс двойного назначения, учебная организация, ее подразделения и отдельные лица получат и должный результат, ожидаемый от современной учебной технологии.

Трансфер учебных технологий.
Проблематика и аналитика: к планированию и сценированию трансфера

На встрече с TUV Nord Academie(8) для первого сближения позиции ее представителей с позицией Регионального учебно-технического центра (РУТЦ)(9) я исходил из следующей схемы, являющей классическую ситуацию в передаче и перемещении технологий. Классикой ситуации служит то, что исходные составляющие любой технологии - знаниевая (не материальная) и материальная (не знаниевая) - подчинены принципиально различным логикам обращения. Говоря грубо, они движутся различными маршрутами. Материальная составляющая технологии перемещается на железнодорожных платформах, в кузовах трейлеров, почтой… Знаниевая составляющая никуда не двигается, покоясь в строгом смысле на одном и том же месте(10).
Но феноменально и эмпирически мы как бы фиксируем вполне совместное перемещение компонентов технологии, и, конечно же, в физическом пространстве и времени(11). Тем не менее, в практике организации трансфера необходимо учитывать обе траектории, и другого способа нет и быть не может (как бы некоторые деятели не старались представить все это в более простом виде). Согласно классической схеме, эти две траектории, расходящиеся из пункта отправления "А" (из технологического центра), должны сойтись в пункте "В" (в месте эксплуатации или какого другого назначения технологии). Назову это представление о трансфере "абстрактная логистика" (рис.1).
Логистика определена как абстрактная в том смысле, что до поры до времени отвлекается от многих реальных контекстов трансфера. Например, от пересечения границ, разделяющих различные ареалы жизни и деятельности отправителя и получателя технологии:
- культурные ареалы (ценности, языки, назначение и содержание профессии…),
- хозяйственные ареалы (рациональности, уклады…),
- административные (регламенты, протоколы, стандарты…),
- политические (порядок подготовки и согласования решений…) и прочие(12).
Абстрактная также в том смысле, что, до поры до времени отвлекаясь от конкретики, позволяет ставить принципиальные вопросы логистики вещей и знаний. А без их постановки трансфер будет заведомо подчинен фундаментальной формуле Черномырдина(13).
Но чтобы конкретный трансфер состоялся согласно намерению передать технологию из пункта "А" в пункт "В", необходимо от схемы-1, абстрактной, перейти к схеме-2, позволяющей дать принципиальную оценку превратностям предстоящего трансфера (рис.2). Но прежде отмечу один несмешной момент. Как это ни удивительно, в хозяйственной и управленческой практике большинство руководителей, не говоря уже о рядовых исполнителях, предпочитают быть исключительно абстракционистами. И это не смотря на то, что всеми силами открещиваются от "пугала" абстракции и всячески утверждают о своей приверженности конкретике. Но конкретика - это всегда подспудная, сокрытая детальность, которую "конкретные деятели" игнорируют, пробавляясь поверхностными явлениями и второразрядными деталями. После этого замечания можно дать интерпретацию схемы-2.
рисунок 1
Виталий СААКОВ/ PRISS-laboratory/ Трансфер учебных технологий/ 2011-08-29/ схема 1
© priss-laboratory, 2011
Виталий СААКОВ/ PRISS-laboratory/ Трансфер учебных технологий/ 2011-08-29/ схема 1
рисунок 2
Виталий СААКОВ/ PRISS-laboratory/ Трансфер учебных технологий/ 2011-08-29/ схема 2
© priss-laboratory, 2011
Виталий СААКОВ/ PRISS-laboratory/ Трансфер учебных технологий/ 2011-08-29/ схема 2
Для этого следует на траекторию трансфера мысленно нанести границы, разделяющие пункты "А" и "В". Их количество и характер будут задавать разбег траекторий, а именно, насколько будет соответствовать фактический пункт назначения "В" нашим о нем предположениям(14)? Вопрос небезоснователен. К примеру, TUV Nord Academie до сих пор считает Бауманку одной из лучших инженерных школ России. Да, так оно и было… Впрочем, даже остается, но на общем фоне катастрофического упадка отечественного инженерного образования. Также может считаться, что Физтех и ныне готовит кадры для оборонного комплекса страны, а эти кадры сегодня уходят в торговый бизнес…
Прибытие вещей технологии в фактический пункт назначения вполне предсказуемо и зависит только от верности транспортных накладных, а вот знаниевую составляющую технологии ждут причудливые перипетии(15). И если мы уверены, что технология в целом - это комплектность того и другого, то как быть уверенными, куда и когда прибудет фактически разукомплектованный груз?
Чтобы иметь основания для ответа на подобный вопрос, необходима работа по оценке положения дел с предстоящим трансфером.
И лучше с предстоящим, чем с уже состоявшимся, причем в буквальном соответствии со схемой-2, когда первое и второе уже просто не подлежат сборке-объединению. Оценке подлежат ситуации пересечения границ обеими составляющими технологии. В принципиальном виде границы были обозначены выше: государственные и экономические (заставы, пропускные пункты, таможни), культурные и организационные (различие юрисдикций, хозяйственных укладов, профессиональных норм), языковые (двусмысленность речевого общения, непроницаемость, герметичность терминологических систем) и т.п. Граница может и разделять и связывать. А между этими крайними функциями лежит множество промежуточных вариантов. Вот они-то и подлежат оценке: на вероятность той или иной транзакции или неизбежность вполне определенной, на строгое к ней отношение или безалаберное…
Проделав эту работу и взвесив оценки, заслуживающие внимания, можно далее переходить к составлению технического задания на работы технологического трансфера.
А он - технологический трансфер - был, есть и будет профессиональной деятельностью, лежащей в области весьма высокой логистики. И другим быть не может, ибо его задача - это трассировка разнородных культурно-хозяйственных ареалов и регионов. И никогда технологический трансфер не был и не будет рутинным или авантюрным занятием транспортных, пуско-наладочных или закупочных предприятий, осложняемым лишь казуистикой интеллектуальной и промышленной собственности, страхом перед удаленностью технического сервиса и тому подобным. А пока дело обстоит ровным счетом наоборот, и только слепой может не видеть этого. "Скелет" технического задания на собственно работы трансфера приведен на следующей схеме (рис.3).
Схема разделена на четыре сектора. Два верхних относятся к логистике знаниевой составляющей технологии, два нижних - к материальной. Вертикальная линия символизирует разграниченность культурно-технологических ареалов и регионов. Именно она требует тщательного своего определения на основе оценки положения дел в предыдущей схеме, т.к. в соответствие с этой схемой действительные, а не мнимые работы по трансферу возникают только и только в связи с пересечением культурно-технологических границ(16).
рисунок 3
Виталий СААКОВ/ PRISS-laboratory/ Трансфер учебных технологий/ 2011-08-29/ схема 3
© priss-laboratory, 2011
Виталий СААКОВ/ PRISS-laboratory/ Трансфер учебных технологий/ 2011-08-29/ схема 3
Смысл работ состоит, исходя из схемы, в исправлении положения дел в практике (в подготовке и организации) трансфера технологий. Изложенных соображений представляется пока вполне достаточно, чтобы перейти к положениям технического задания.

Трансфер учебных технологий. Сценирование и планирование: к техническому заданию на трансфер
Практика трансфера состоятельна только в том случае, если мы вправе зафиксировать факт воспроизведения исходной технологии в другой географической точке. Следовательно, трансфер технологии должен быть спроектирован и подготовлен в техническом задании как воспроизведение технологии, намеченной к трансферу.
Поэтому в соответствие с идеей воспроизводственного цикла как такового внесу в схему-1 (абстрактной логистики) соответствующие графические изменения (рис.4). Полукруглые стрелки теперь обозначают два обобщенных такта ее воспроизводственного цикла(17), организационно-техническую логику и, в конечном счете, замыслы и намерения контрагентов трансфера. На схеме таковые обозначены разнонаправленными импульсами трансфера.
Схема допускает возможность двух вариантов воспроизводственного цикла: А>В>А и В>А>В. Вариант (1), включаемый импульсом "А>В", назову предложение технологии, вариант (2), включаемый импульсом "В>А", - запрос на технологию. Оба варианта воспроизводственного цикла состоят из двух тактов: "А-В" и "В-А", в целом обеспечивающих воспроизведение технологии. В варианте (1), предложения технологии, для ее последующего воспроизведения такт "А-В", как такт технологизации, должен быть замкнут на такт "В-А", как такт приобщения к технологии. Следовательно, здесь (и во всех иных профессиональных подготавливаемых вариантах трансфера) организационно-технические мероприятия взаимосвязаны с организационно-гуманитарными. А для варианта (2), технологического запроса, такт "В-А", также как такт технологизации, инициируемый импульсом, исходящим "с места", должен быть замкнут на такт "А-В", также как такт приобщения, но обеспечиваемый "из центра". Ясно, что здесь мы имеем дело при всей поверхностной схожести с совершенно другими организационными и гуманитарными мероприятиями.
Я глубоко уверен, что технологизация возможна и состоятельна как хозяйственная практика только в варианте (2). А именно, состоявшаяся как факт воспроизведения запрошенной технологии(18). При этом существует бесчисленное множество приемов фрагментарного воспроизведения технологии в варианте (1). Самый заезженный пример: весьма значительная масса пользователей использует персональные компьютеры в функции продвинутых пишущих машинок. Здесь мы имеем дело с воспроизведением частичной функции компьютера как технологии(19). Впрочем, это касается любой сколь-нибудь сложной профессиональной и бытовой техники, заполнившей отечественный рынок: мобильных телефонов, смартфонов, навигационных приставок, фото- и кинокамер...(20)
Итак, по большому счету результатом трансфера по варианту (1) мы будем практически иметь фрагмент технологии деятельности, ассимилированной наличным хозяйственным укладом или, говоря более современным языком, региональной технологической платформой.
рисунок 4
Виталий СААКОВ/ PRISS-laboratory/ Трансфер учебных технологий/ 2011-08-29/ схема 4
© priss-laboratory, 2011
Виталий СААКОВ/ PRISS-laboratory/ Трансфер учебных технологий/ 2011-08-29/ схема 4
А что значит ассимилированной? В решающем смысле это значит, что деятельность, упакованная в технологическую форму для обеспечения полноты и целостности, приводится к "местному" культурно-технологическому времени, к "местной" хозяйственной эпохе(21). А эпоха эта, как правило, принадлежит прошлому. Конечно, не исключены факты и позитивной ассимиляции, но погоды они не делают(22). Ассимиляция по своей природе противостоит приобщению, поэтому для полноценного трансфера необходимо придерживаться только и только варианта (2).
Чтобы двинуться от изложенных соображений к положениям технического задания, необходимо дать принципиальную оценку технологической платформы подготовки технических специалистов.
Трансфер учебных технологий.
Техническое задание: к оценке технологической платформы учебных работ и опытных разработо
к
Таковая оценка необходима, т.к. без нее невозможно понять пункт назначения технологического трансфера. Только на ее основе будут осмысленными положения технического задания (предварительного и рабочего), а вместе с тем и т.н. "заказ на учебную технологию". Оценка платформы, в свою очередь, основывается на форме и содержании профподготовки.
В самом общем случае ее организация преследует цель в виде т.н. производственной квалификации(23). Для этого методическая форма собирает в себе основные "узлы" технологической платформы и, соответственно, определенные репертуары "производственного процесса".
Как следует из таблицы-1, развертывается технологическая платформа профподготовки для учета и согласования трех моментов.
К ним относятся:
идеология технической подготовки, которой придерживается учебное заведение (например, специализация или широкий профиль, а также деятельностная профессионализация в виде специалиста-исследователя, специалиста-конструктора, специалиста-технолога, специалиста-организатора…),
технологические области, в освоении которых происходит техническая подготовка (материалы, операции, конструкции(24)),
базовые элементы, из которых набирается та или иная платформа (предлагаются разработчиками учебных технологий).
   
  этапы и ступени подготовки  
  таблица 1   общая начальная подготовка начальная специальная подготовка специальная подготовка  
  содержание подготовки материалы
простые и природные композитные и искусственные конструкционные  
  операции автоматические ручные и механические не поддающиеся технологизации(25)  
  конструкции элементарные сложные функциональные функциональные  
             
Но это тот "идеальный" случай, когда нам предстоит иметь дело с производством, базирующимся на технологиях одного и того же поколения. С производством в строгом смысле, по понятию, так только и бывает, но это организационно-технологическая абстракция, инженерно-технический предмет, реально же существует только и только производственное предприятие. А оно в большинстве случаев, а для периодов модернизации так и всегда, вынуждено балансировать на технологиях, как правило, трех поколений (табл.2). К первому поколению принадлежат технологии, которые изжили себя и морально, и физически. От них требуется избавиться во что бы то ни стало, в противном случае предприятие превратится в свою противоположность. Ко второму принадлежат технологии, изжившие себя морально, но не изжившие физически. Этот случай сложнее, т.к. факт моральной смерти или старости технологии будет разделяться далеко не всеми. И к третьему поколению относятся технологии, которые должны придти в предприятие, или которые отчасти уже в нем представлены. И в такой ситуации технологического перехода неустраним вопрос, каким образом и за счет чего производственный кризис технологической модернизации завершится для производственного предприятия позитивно(26)? Самый принципиальный здесь ответ - за счет специальной политики подготовки производства и производственной безопасности(27).
   
таблица 2 поле организационно-технологических вариантов модернизации для действующего производственного предприятия  
  технология поколения-1 технология поколения-2 технология поколения-3  
  задачи подготовки производства
и производственной подготовки
       
         
         
           
В каком смысле специальной? Она должна быть нацелена на вполне определенный (и притом всегда самый дефицитный) ресурс производства.
А именно, на организационно-технические компетенции, необходимые для технологической модернизации, осложненной ситуацией кризиса. Предприятие может пытаться обеспечить себя набором технических компетенций, соответствующих различным поколенческим сдвижкам технологий. Казалось бы, это самый очевидный и бесспорный ход.
Правда остается вопрос с носителями компетенций: должны ли компетенции, соответствующие различным поколениям технологий, "крепиться" к разным носителям или их может "вынести" на себе один и тот же носитель? .
Если склоняться к варианту с разными носителями разных компетенций, то вновь всплывает идея специализации, в которой главную роль играет не столько компетенция, сколько традиционная квалификация.
Следовательно, на следующем (во времени или логически) организационном шаге модернизации технологический кризис вновь даст о себе знать в полной мере.
Если склоняться к варианту с одним носителем для различных компетенций, то соответствующие мероприятия подготовки производства и производственной безопасности в идее "несколько компетенций - один носитель" (при всей ее привлекательности) могут оказаться неразрешимыми(28).
Объяснение данному выводу лежит в существующей организации системы профессионального образования. Пока оставим ее анализ на дальнейшее, ограничившись указанием на предметно-специализированный подход (в этом смысле антисистемный) к содержанию и задачам профессиональной подготовки.
Возможный ответ и необходимый результат могут лежать на линии объединения задач технической профподготовки, как они представлены в таблице-1, и задач подготовки производства в технологических переходах (или в "естественных" поколенческих сдвижках технологий), представленных в таблице-2(29). Для удобства и простоты обе группы задач также сведены в таблицу (табл.3).
рисунок 5
Виталий СААКОВ/ PRISS-laboratory/ Трансфер учебных технологий/ 2011-08-29/ схема 5
© priss-laboratory, 2011
Виталий СААКОВ/ PRISS-laboratory/ Трансфер учебных технологий/ 2011-08-29/ схема 5
   
Таблица готовилась для семинара "Технологическая база исследований и разработок в высшей школе"(30). В ней собран опыт последних проектных и аналитических разработок PRISS-laboratory на площадке Регионального учебно-технического центра. Как представляется, в таблице требует пояснения всего один пункт, касающийся технологической платформы и ее элементов. Он в следующем. Нет, и не может быть учебно-производственных технологий, которые с гарантией обеспечивали бы "на выходе" однозначный результат(31). К тому же, если ожидаемым результатом предполагаются перспективные организационно-технические компетенции. Перспективные, например, с точки зрения целей и задач российской модернизации.
Поэтому технологические платформы в идеологии NEXT (правый столбец таблицы) ни в коем случае не должны привычно развертываться в виде постоянно закрепленной расстановки технического оборудования. Это недопустимо в отношении подготовки нормальных технических специалистов, а только и только манипуляторов, способных к однотипным умственным и физическим действиям(32). Поскольку подобное решение будет давать всегда один и тот же гарантированный результат - закреплять вполне определенные способы технической мысли и действия и их воспроизведение в любой ситуации работ, не взирая на ее смысл и содержание.
Другими словами, это будет способствовать не инновационно-модернизационному продвижению, а сохранению сложившегося status qwo(33). Поэтому расстановка должна быть гибкой и вариабельной, подчиняясь принципу ad hok - быть "по месту": тот или иной ее вариант следует из анализа положения технологических дел: в мире, стране, регионе, кластере, отрасли…

Заключение: к пропедевтике профессионального трансфера
Надеюсь, что мне удалось в самых общих чертах и приближенном виде обозначить заявленные в Преамбуле "неочевидные" вопросы трансфера учебных технологий. Этот род занятий еще только складывается в России как профессиональная деятельность. Ее завтрашняя состоятельность во многом будет зависеть от условий и обстоятельств рождения. Какие принципы, подходы, задачи и решения составят эти условия и обстоятельства, таковой и быть впредь профессии. И если инвестиции в образование не только декларируются, но и предпринимаются (на любом масштабном уровне - от инвестиций в собственную подготовку до корпоративных и государственных инвестиций в организации и системы профессиональной подготовки), то залог их успешности всецело завязан на профессионализм трансфера учебных технологий.
А это значит, что готовящийся, организуемый и сопровождаемый их трансфер должен основываться на сумме профессиональных компетенций. Поэтому данную статью можно в целом воспринимать в виде предварительного очерка таковых.
Также надеюсь, что мне удалось достаточно убедительно показать, что вся сумма вопросов трансфера учебных технологий сосредоточивается в вопросе о технологической платформе, на которой основывается профподготовка(34). Именно она, а не почтовый/юридический адрес "заказчика" выступает действительным пунктом назначения трансфера. А все особенности и индивидуальные черты "заказчика" есть в данном случае не что иное, как несущественные, второстепенные "бантики".
Технологическая платформа учебных работ и опытных разработок самым системным образом связана с суммарной квалификацией(35). Это еще одна обширная и сложная область экспертных и проектно-аналитических работ. Она требует такой же тщательной и продуманной системной логистики, как и трансфер технологий. А скорее, еще более тщательной и продуманной, т.к. в отличие от технологии вообще не имеет материальных составляющих. Подобные обстоятельства всегда крайне неудобны радикальным материалистам.
Так, если в трансфере технологии ее материальная половинка, так или иначе, прибудет по адресу, то как спланировать логистику и маршрутизацию эфемерной квалификации? Отложим ответ до следующего сборника. А пока заключу статью картиной пропедевтики профессиональной деятельности в трансфере учебных технологий (рис.4).    
     
рисунок 6
Виталий СААКОВ/ PRISS-laboratory/ Трансфер учебных технологий/ 2011-08-29/ схема 6
Виталий СААКОВ/ PRISS-laboratory/ Трансфер учебных технологий/ 2011-08-29/ схема 6 © priss-laboratory, 2011
(1) - В повседневности для обозначения технологий мы привычно употребляем через запятую: учебные, организационные, промышленные, производственные, строительные, политические… Все же говоря строго, мы всегда и по преимуществу имеем дело с организационными технологиями, но которые реализованы в различном материале деятельности: в ее операциях, средствах, орудиях… Отсюда и "правда языка" с разными словами для разных результатов реализации одного и того же.  
(2) - Жизненный цикл технических систем составляет основное ядро в концептуальных и организационных построениях системной инженерии. Наиболее адекватный "трансфер" данного понятия из англоязычной организационной среды в русскоязычную достигнут группой TechinvestLab, инсталлирующей стандарты системной инженерии в российской экономической среде.  
(3) - Сигнализатором благополучия/неблагополучия учебных технологий в США служит, например, мониторинг траекторий выпускников, привязываемый к 5-летию окончания вуза. Не ранее (!).  
(4) - В этом случае весьма иллюстративно, что критерием технологичности промышленных, строительных и в особенности политических и педагогических технологий является как раз их "очистка" от комплексности и их приведение к идее чистого алгоритма. Для учебных технологий подобная перспектива не мыслима и бессмысленна.  
(5) - Этот принцип верен всегда, но в особенности в контексте организационно-технологической модернизации, ставшей текущей повесткой дня для России.  
(6) - Это расплата за наступившую эру технологий - за требования скорости производства и стандартизированности продукта. Еще несколько десятилетий назад образовательный цикл высшей школы составлял порядка 10 лет. В первой половине ХХв. - от десяти до двадцати, а двигаясь вглубь веков от века 20-го, мы вообще обнаружим отсутствие всяких ограничений на продолжительность образовательного цикла.  
(7) - Забегая вперед, отмечу, что технологический трансфер имеет место не только в импорте технологий, но и в любой стандартной процедуре поставки, вовсе не предполагающей пересечения национальных границ. В этом состоит основная и специфическая характеристика технологий, понимаемых не обыденно, а более-менее строго. Ибо технология в первую очередь организует и преобразует наличную деятельность, и это не банально. И лишь в следующую очередь выполняет свою рутинную производственно-техническую функцию.
Но стоит знать и помнить, что данные функции реализуются уже в другой деятельности, отличной от предшествующей трансферу. Хотели мы этого или нет, но технология изменила деятельность. Поэтому не нужно удивляться расхождению паспортных данных технологии и фактическим результатам после ее монтажа и запуска: в прежней деятельности мы преследовали одни цели и результаты, новая же деятельность принуждает нас к другим. Совпадение названий прежней деятельности, подвергшейся технологизации, и новой сугубо номинально.
 
(8) - TUV Nord Academie - одна из крупнейших образовательных структур Германии, имеющая длительный и обширный опыт в области обучения и повышения квалификации. Встреча проходила в рамках программы пребывания бизнес-делегации ФРГ в Ульяновской области (28.02 - 03.03.2009).  
(9) - Региональный учебно-технический центр, РУТЦ, - один из важнейших проектов PRISS-laboratory. Ознакомиться с ним можно на сайте Центра по адресу http://rytc.ru и в соответствующем разделе сайта PRISS-laboratory http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/educat-proj_RUTC-works.htm. Здесь же отмечу, что в ядре данных организационно-проектных и аналитических разработок лежит тема региональных институтов и механизмов трансфера промышленных и гуманитарных технологий.  
(10) - Транслируемые знания в отличие от транспортировки вещей не перемещаются в пространстве, а имеют совершенно иную - не топографическую - логистику. Они движутся в эпистемическом пространстве обучения, не покидая места своего происхождения. Перемещаются же люди, стремящиеся к знанию (к "источникам знания"). Их перемещение и фактично - посещением учебных центров, и символично - сменой мест в функциональной и иерархической организации деятельности.  
(11) - Разумеется, отправка почтой бумажных/электронных документов технологии здесь не может служить контр-примером.  
(12) - Здесь необходимо уточнить понятие "технология" именно в контексте трансфера. В данном контексте технология есть найденное решение проблемы передачи определенной деятельности из одного культурно-хозяйственного ареала в другой: не отдельных процедур и операций, а деятельности в целом, свернутой в форме технологии.  
(13) - Здесь на полях стоит напомнить, откуда у наших благих технических намерений растут ноги. Мы полны фольклорной гордости за умелого Левшу, блоху (аглицкую, немецкую…) подковавшего. Вот только стыдливо замалчиваем конец этой истории: блоха-то перестала прыгать.  
(14) - Необходимо напомнить, что речь идет не только о перемещении в географии. Поэтому предположения касаются не столько координат и достопримечательностей пункта "В", сколько его организационно-культурных характеристик и специфики технологических платформ.  
(15) - Примеров этого можно набрать ни на одну книгу.  
(16) - Все прочие границы являются разновидностями культурно-технологической. Внутри нее присутствуют только рутинные и регламентные мероприятия, обходящиеся без трансфера.  
(17) - Воспроизводственный цикл составляет основу жизненного цикла. Только он гарантирует, что предпринимаемые организационно-технические мероприятия имеют дело именно с тем объектом, ради которого они и предпринимаются. Это замечание весьма существенно, т.к. современные технологии и технологические объекты, говоря языком философской логики и knowledge management, в целом не являются т.н. чувственно-воспринимаемыми объектами. А так как не ухватываются органами чувств, то требуют специальных знаковых репрезентаций.  
(18) - Технологический трансфер не интересует меня с точки зрения бизнеса (производст-венного или образовательного), закупающего технологии с целью извлечения последующей прибыли. Для меня более важна технологизация производственной и учебной деятельностей. Прибыль - это хотя и существенный, но отдельный и вторичный аспект в приобретении технологии. именно как технологии, а не просто коммерчески выгодного товара. Первый же аспект - культурный, точнее, культурно-технологический. Именно он обеспечивает наряду с параметрическим воспроизведением технологии также ее культурно-технологическое предназначение - перенос из одного ареала в другой организационных стандартов и качеств определенной деятельности.  
(19) - Характерно, что в Японии основная масса технологических изделий бытового назначения обращается исключительно на внутреннем рынке. "Продвинутые" западноевропейцы предпочитают не тратиться на вещи, у которых будут использовать лишь 5-10% функциональной начинки. Это пример того, что функциональная грамотность японцев на порядок превосходит таковую у европейцев. Можно сделать сравнения и на наш счет... При этом вызывает большие сомнения т.н. адаптированная "к месту" технология. Она также заведомо превышает возможности "места". Ибо с трудом можно представить, чтобы технологический "центр" в погоне за сиюминутной прибылью сознательно понижал для себя технологическую планку в целях подчинения технологического знания запросам "места". Это ни для кого даром не проходит.  
(20) - У Айзека Азимова в трилогии "Империя" мы найдем куда более впечатляющую иллюстрацию. Представители технологически продвинутой цивилизации используют отсталое население обнаруженной планеты для эксплуатации комплекса ядерной энергетики, когда-то развернутого цивилизацией, исчезнувшей с лица этой самой планеты. Отсталые аборигены вводятся пришельцами в специально сконструированный религиозный культ, храмами которого и служат сохранившиеся АЭС. Станции теперь работают исправно, но это не означает воспроизведения аборигенами технологий ядерной энергетики. Они совершают ритуальные действия и только. Хотя это и не мало. Ритуал тем замечателен, что абсолютно не допускает произвола и импровизации.
К слову, трудящиеся американцы начала ХХ века были приучены к трудовой дисциплине исключительно конвейерами Генри Форда. А до того они были весьма схожи с русской нацией, также большой любительницей вольницы. Нас же конвейеры к дисциплине не приучили. Так может быть, в России это только по названию "конвейер", а по сути все то же ремесленное, кустарно-мануфактурное производство? Нет здесь нужды ходить за примерами на родные УАЗ или ВАЗ, Калужский WalksWagen сигнализирует ими в превеликой мере.
 
(21) - Не удержусь от еще одной яркой иллюстрации. После окончания второй мировой войны американцы стали строить военно-воздушные базы на островах Фиджи. Они сначала не обращали внимания на странное поведение фиджийцев, а состояло оно в следующем. Фиджийцы стали вырубать в лесу просеки и сутками вдоль них сидели. Потом стали разводить на просеках костры и опять же сидеть (не евши, не спавши) подле них уже неделями. Тогда американцы, обеспокоенные судьбой островитян, позвали этнографов. Этнографы разобрались в "причудах" фиджийцев. Островитяне видели, что к американцам прилетают "большие железные птицы" и дарят белым всякое "добро" в неограниченном количестве. Решили фиджийцы и у себя завести подобный ритуал встречи больших добрых птиц. Место расчистили, но птицы не летят. Проверили правильность ритуала у белых. Добавили огоньков, но птицы не летели… Если бы не этнографы, то умерли бы фиджийцы с голоду, так как все дела хозяйственные забросили.  
(22) - В ряде дизайн-школ Британии в учебных и инновационных целях практикуется следующий организационно-технологический прием. Традиционные (в смысле этнографии) материалы включаются в современные производственные технологии. И обратное: в традиционные способы обработки вставляются современные материалы.  
(23) - Сегодня необходим радикальный пересмотр устоявшегося понимания квалификации в рядах деятелей профессионального образования. Современная экономическая ситуация требует нового рабочего понятия, альтернативного понятию, стоящему за ЕТКС. Здесь нужны поиски широким фронтом. См. здесь: Сааков "Методические основания организации профессиональной подготовки смотри по адресу http://rytc.ru/rutc_projects_themes-project_method-cabinet_method.htm#2-1.  
(24) - При этом материалы, операции и конструкции рассматриваются мной в системном, а не в предметно-вещественном плане. В этом смысле и информация и сталь представляют материал, компьютерная программа и автомобильное шасси есть конструкции из соответствующего материала, а язык программирования и обработка металлов давлением есть операции.  
(25) - Не следует считать, что технология представляет собой вершину технического знания. Как было отмечено выше, наряду с замещением человеческих манипуляций, физических и умственных, машинными операциями, как общим трендом технологизации, технология сегодня выступает системным стандартизатором в кооперировании усилий, собираемых идеей жизненного цикла технических систем. Так вот, хотя это для технологии и высокого порядка задача, но направленная трансляция и ситуационное воспроизведение определенной деятельности служит для нее сверхзадачей. И она выступает сегодня для технологии главным историческим вызовом. А поскольку это сверхзадача, то далеко не всегда имеет решение. Таким образом, в технологизируемой деятельности (разумеется, не элементарной) всегда имеет место быть нетехнологизированный остаток.  
(26) - Термин "кризис" в данном контексте вполне уместен. Переход состоявшейся, зрелой организационной системы из одного состояния в другое иначе квалифицировать невозможно. Даже для биологических организмов в своем непрерывном росте, не говоря уже о превращениях насекомых, это дело не безболезненно.  
(27) - При этом не принципиально, от какого столбца таблицы следует отталкиваться в выработке политики, главное - состыковать их все. На результат сработает, как это водится, системный эффект. В этом и состоит смыл данной политики. Следует только заметить, что ее локальная, в границах одного предприятия, эффективность напрямую связана действенностью и состоятельностью региональной промышленной политики.
Смотри здесь:
http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/prom-policy_thesis_2003.htm
 
(28) - Неразрешимыми в двух планах. Первый, и по порядку и по смыслу - это план организационно-методический. Собственно техническое оборудование, "железо" - это второй, в лучшем случае, план. А правильнее сказать, далеко не первый. Поясню для тех, кто привык уповать всецело на "железо". Россия до 1918-го, кануна гражданской войны, поставляла в Европу лучших по тогдашним критериям технических специалистов. И это при весьма скудном оснащении технических вузов. Лидерство в технической подготовке обеспечивалось за счет методики и организации подготовки. Тот инженер назывался гражданским. При всем том, что были еще горные и военные, и никаких вам инженеров-строителей, инженеров-металлургов, инженеров-станочников и пр., получивших в советское время свои названия по отдельным специализациям, т.е. фрагментам и деталям инженерного дела и инженерных работ. Так вот, гражданский инженер нес на себе порядка 40 современных специальностей. И не нужно здесь считать, что современные специальности далеко ушли вперед в сравнение с началом прошлого века; как тот, так и нынешний инженеры принадлежат одной и той же классической инженерии, достигшей пика своего расцвета к концу XIX века; о пост-классической инженерии разговор отдельный.
Спрашивается, кто был в состоянии технически оснастить невообразимую уйму принципиально различных учебных мест для подготовки одного и того же студента? И каким же образом было возможно уложить такую объемную подготовку в столь считанные годы? То же самое можно адресовать и подготовке в технических (ремесленных) училищах. О мастеровых путиловцах или сормовцах ходили легенды, и еще долго после 1917-го, на протяжении полувека они служили вдохновением для кино- и театральных режиссеров, воспевавших достоинство рабочего класса.
Разумеется, вопросы поставлены как бы с точки зрения традиционных подходов к профподготовке и потому решения в подобном ключе не имеют. Желающих хоть как-то прояснить для себя эту тему отсылаю к Кирпичеву и Энгельмейеру. Решения сегодняшнего дня следует искать у Альтшуллера и Щедровицкого.
 
(29) - Исходя из здравого смысла, этого бы следовало ожидать повсеместно и постоянно. Но, как говорится, воз и ныне там. И профподготовка, и подготовка производства существуют сами по себе, независимо друг от друга. Тем не менее, есть попытки преодолеть подобное разграничение в форме т.н. учебно-образовательных предприятий, в которых, с одной стороны, в учебный процесс вводятся производственные процессы, а с другой, в производственные процессы включаются процессы учебные. Главное здесь - исключить "игрушечный" подход к такого рода конвергенции, иначе и результаты будут также "игрушечными". Не в пример трудным и эпизодическим российским поискам взаимоувязки "школы" и "производства", Германия благодаря своей Дуальной системе избавлена от подобных проблемных неувязок. Осмысление российских и германских различий в деле технической подготовки (профподготовки) и подготовки производства есть первая тема трансфера учебных и промышленных технологий в области российско-германского сотрудничества.
Наиболее стандартный вариант преодоления разграниченности профподготовки и подготовки производства (в широком смысле, включая сюда и "производство" людей) являет внутрифирменная подготовка. Стоит отметить финансовое выражение объема внутрифирменной подготовки в сравнение с "внешней". В современном мире ее доля составляет от 50 до 80% объема денежных средств, обращающихся в сфере образования в целом.
 
(30) - В рамках Приволжского молодежного инновационного форума, Ульяновск, УлГТУ, 2010 (см.материал по адресу http://rytc.ru/rutc_projects_project-management_2010-05-12_youth-inn-forum_seminar.htm). Небольшая иллюстрация по этому поводу. "Возмущающим" фактором семинара (возмущающим инерционность технического университета) служила инжиниринговая компания "Дидактические системы", Москва. Данная компания представляет собой исключительный пример германо-российского технологического трансфера и взаимодействия: от форм совместного предприятия 90-х до ныне ведущей отечественной фирмы, на равных выступающей с всемирно известными немецкими предприятиями, специализирующимися на разработке сложных учебных технологий.  
(31) - Это возможно только в случае несложных, алгоритмизированных производственно-технических технологий и технологий бытового назначения, имеющих многоуровневую "защиту от дурака". Другими словами, в достаточной мере исключающей пресловутый человеческий фактор.  
(32) - Я здесь вновь отсылаю к сноске о подготовке инженеров в дореволюционной России. Неоценимый вклад в восстановлении смысла и понятия технического и инженерного образования внес цикл организационно-деятельностных игр по инженерной тематике, проведенных в конце 1980-х Г.П.Щедровицким.
На сайте
PRISS-laboratory размещены реферативные отчеты лаборатории к оргдеятельностным играм ОДИ-80 "Содержание и методы подготовки инженеров в политехническом институте" (1990, 26 мая - 3 июня, Тольятти, http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/ODI-80_referat_1991.htm) и ОДИ-71 "Методы и содержание подготовки инженера широкого профиля" (1989, 22-30 апреля, Ульяновск - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/ODI-GTO_1989-3_3-4.htm).
 
(33) - В этом контексте не будет слишком большим преувеличением вменение вины Машфаку УлГТУ за десятилетия технологического отставания УАЗ`а. В проекте PRISS-laboratory для Ульяновского технического колледжа - "Место и функции "ресурсного центра" в структуре подготовки и безопасности производства "Авиастар-СП", 2009 - предложен вариант решения гибкой расстановки. Смотри здесь: http://rytc.ru/rutc_actions_announcement-actions_2009-10-02_proj-expert-conf.htm#1-4 и http://rytc.ru/objects/2009-10-02_UTK_4%2B.jpg.  
(34) - Региональный учебно-технический центр уже в своих Программных положениях, приуроченных к открытию (май 2009), выдвинул технологическую оценку территории как основополагающую для самых различных направлений своей деятельности.  
(35) - Упор на различие и несовпадение учебной и производственной квалификаций есть уловка обеих, учебной и производственной, сторон. Эта уловка позволяет им снять с себя усилия и ответственность за несостыковки в едином и целостном процессе подготовки производства. Обе стороны считают, что их системным интегратором служит т.н. "рынок труда". Одни туда что-то кладут, другие оттуда что-то берут. Вопрос только в том, что кладут и что берут… Разумеется нечто несуразное. Другого и быть не может в отсутствие тонких "рыночных" регуляторов и взвешенных организационных рамок. А этому есть название без всяких кавычек - региональная стратегия (не для отчетности перед вышестоящими инстанциями, а для дела развития территории).
И еще немаловажное замечание. Государственные образовательные стандарты, если по сути, не имеют никакого отношения к профессиональной подготовке. Они лежат рядом с ней - в области общего образования.
 
 
  ^^^вверх  
аналитика | технологии модернизации | практическая подготовка в деятельности | hr-ресурсы | для партнеров центра |
главная | новости и обновления | важные ссылки | оставить сообщение | почта сайта | поиск по сайту | карта сайта
 
  администратор сайта поиск по сайту карта сайта
  © Подготовлено: Виталий СААКОВ и PRISS-laboratory, 2011 08 16 Опубликовано: PRISS-laboratory / РУТЦ, 2011 08 16
    Обновлено: PRISS-laboratory / РУТЦ, 2011.09.02
2012 май 29
Региональный учебно-технический центр - модельный проект Российско-Германского сотрудничества в образовании, науке, инновациях / 2011-2012