главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
эти материалы 20 апреля 2017 перенесены в данный раздел "priss-laboratory" с сайта "rytc.ru" в связи с его предстоящим закрытием |
проект центраш | PRISS-laboratory | исследование и проектирование социокультурных и социотехнических систем |
партнеры центраш | Ульяновская торгово-промышленная палата |
Департамент профессионалного образования |
Сигма-СИ торговая компания |
главная | новости и обновления | важные ссылки | оставить сообщение | почта сайта | поиск по сайту | карта сайта |
о центре | проекты центра | рабочие мероприятия | АНАЛИТИКА | |
ТЕХНОЛОГИИ | практическая подготовка | hr-ресурсы | для партнеров центра | |
аналитика | технологии модернизации | практическая подготовка в деятельности | hr-ресурсы | для партнеров центра | |
Российско-Германская
неделя Партнерство идей в науке, образовании, инновациях |
|||
|
Виталий
СААКОВ Региональный учебно-технический центр: опытная площадка российско-германского сотрудничества в трансфере учебных технологий текст, контекст и подтекст организационно-методических вопросов трансфера |
формат Microsoft Word |
Виталий
СААКОВ, рук. PRISS-laboratory, проектировщик РУТЦ |
Преамбула: к постановке вопросов трансфера учебных технологий Во-первых, об устройстве статьи. В ней ссылки, или подтекст, спорят с объемом основного текста. Сам же текст предполагает у читателя контекст проблематики технологического трансфера. Именно проблематики, а не зуда модернизации. Проблематики - значит, рефлексии, аналитики и, главное, профессионального осознания этого важного (и вынужденного) обстоятельства в жизни страны, ее регионов и отдельных организаций. Во-вторых. Учебные технологии, несмотря на свою внешнюю отнесенность к сфере гуманитарного, являются технологиями в более строгом смысле, чем технологии "просто" промышленные(1). Нарушение принципов жизненного цикла(2) учебной и любой другой технологии сразу же обесценивает ожидаемые результаты. Стоит отметить, что в случае с учебными технологиями отрицательные результаты никогда не лежат на поверхности, наподобие дисфункций промышленных и иных технологий. |
И никакой здесь контроль знания "на выходе" не сигнализирует немедленно о недоброкачественном продукте(3). В-третьих. Учебные технологии методически нагружены и потому представляют самые что ни на есть технологические комплексы - учебные технологии, перевязанные с педагогическими(4). При всем при этом данные комплексы должны служить платформой одновременно учебных работ и поисковых разработок(5). Следовательно, перед нами технологические комплексы "двойного назначения" (его имеют лишь некоторые (!) промышленные технологии). Все это неимоверно усложняет и отягощает проблематику современного оснащения и переоснащения технической подготовки(6). И, в-четвертых. Казалось бы, сегодня рынок достаточно созрел для предложения учебных технологий полного жизненного цикла. Более того, технологий, которые включают в себя методическую функцию в качестве важнейшей (в аспектах нормировки, пропедевтики, дидактики…). |
Эффект методико-технических разработок ведущих мировых инжиниринговых компаний и ряда, правда весьма ограниченного, отечественных весьма примечателен. И так существенно сжатое время на освоение "мира машин и механизмов" в решающей его полноте и глубине, благодаря им сокращается в разы. Поэтому нет учебного заведения, не желающего оснаститься у подобных компаний, но по большому счету только единицы готовы к этому. Причина даже не в отсутствии внятного порядка и продуктивных механизмов оснащения учебных учреждений, их подразделений и отдельных лиц, а равно образовательных проектов и предприятий. Она скорее в следующем. До сих пор не вызрели достаточное понимание и должная компетенция в части технологических платформ эффективной подготовки и в особенности в части технологического трансфера(7). |
Поэтому не факт, что, даже
получив возможность приобрести тот или иной технологический комплекс двойного
назначения, учебная организация, ее подразделения и отдельные лица получат
и должный результат, ожидаемый от современной учебной технологии. Трансфер учебных технологий. Проблематика и аналитика: к планированию и сценированию трансфера На встрече с TUV Nord Academie(8) для первого сближения позиции ее представителей с позицией Регионального учебно-технического центра (РУТЦ)(9) я исходил из следующей схемы, являющей классическую ситуацию в передаче и перемещении технологий. Классикой ситуации служит то, что исходные составляющие любой технологии - знаниевая (не материальная) и материальная (не знаниевая) - подчинены принципиально различным логикам обращения. Говоря грубо, они движутся различными маршрутами. Материальная составляющая технологии перемещается на железнодорожных платформах, в кузовах трейлеров, почтой… Знаниевая составляющая никуда не двигается, покоясь в строгом смысле на одном и том же месте(10). |
Но феноменально и эмпирически
мы как бы фиксируем вполне совместное перемещение компонентов технологии,
и, конечно же, в физическом пространстве и времени(11).
Тем не менее, в практике организации трансфера необходимо учитывать обе
траектории, и другого способа нет и быть не может (как бы некоторые деятели
не старались представить все это в более простом виде). Согласно классической
схеме, эти две траектории, расходящиеся из пункта отправления "А"
(из технологического центра), должны сойтись в пункте "В" (в
месте эксплуатации или какого другого назначения технологии). Назову это
представление о трансфере "абстрактная логистика" (рис.1). Логистика определена как абстрактная в том смысле, что до поры до времени отвлекается от многих реальных контекстов трансфера. Например, от пересечения границ, разделяющих различные ареалы жизни и деятельности отправителя и получателя технологии: - культурные ареалы (ценности, языки, назначение и содержание профессии…), - хозяйственные ареалы (рациональности, уклады…), - административные (регламенты, протоколы, стандарты…), - политические (порядок подготовки и согласования решений…) и прочие(12). |
Абстрактная также в том смысле,
что, до поры до времени отвлекаясь от конкретики, позволяет ставить принципиальные
вопросы логистики вещей и знаний. А без их постановки трансфер будет заведомо
подчинен фундаментальной формуле Черномырдина(13).
Но чтобы конкретный трансфер состоялся согласно намерению передать технологию из пункта "А" в пункт "В", необходимо от схемы-1, абстрактной, перейти к схеме-2, позволяющей дать принципиальную оценку превратностям предстоящего трансфера (рис.2). Но прежде отмечу один несмешной момент. Как это ни удивительно, в хозяйственной и управленческой практике большинство руководителей, не говоря уже о рядовых исполнителях, предпочитают быть исключительно абстракционистами. И это не смотря на то, что всеми силами открещиваются от "пугала" абстракции и всячески утверждают о своей приверженности конкретике. Но конкретика - это всегда подспудная, сокрытая детальность, которую "конкретные деятели" игнорируют, пробавляясь поверхностными явлениями и второразрядными деталями. После этого замечания можно дать интерпретацию схемы-2. |
|
|
Для этого следует на траекторию
трансфера мысленно нанести границы, разделяющие пункты "А" и
"В". Их количество и характер будут задавать разбег траекторий,
а именно, насколько будет соответствовать фактический пункт назначения
"В" нашим о нем предположениям(14)?
Вопрос небезоснователен. К примеру, TUV Nord Academie до сих пор считает
Бауманку одной из лучших инженерных школ России. Да, так оно и было… Впрочем,
даже остается, но на общем фоне катастрофического упадка отечественного
инженерного образования. Также может считаться, что Физтех и ныне готовит
кадры для оборонного комплекса страны, а эти кадры сегодня уходят в торговый
бизнес… Прибытие вещей технологии в фактический пункт назначения вполне предсказуемо и зависит только от верности транспортных накладных, а вот знаниевую составляющую технологии ждут причудливые перипетии(15). И если мы уверены, что технология в целом - это комплектность того и другого, то как быть уверенными, куда и когда прибудет фактически разукомплектованный груз? Чтобы иметь основания для ответа на подобный вопрос, необходима работа по оценке положения дел с предстоящим трансфером. |
И лучше с предстоящим, чем
с уже состоявшимся, причем в буквальном соответствии со
схемой-2, когда первое и второе уже просто не подлежат сборке-объединению.
Оценке подлежат ситуации пересечения границ обеими составляющими технологии.
В принципиальном виде границы были обозначены выше: государственные и
экономические (заставы, пропускные пункты, таможни), культурные и организационные
(различие юрисдикций, хозяйственных укладов, профессиональных норм), языковые
(двусмысленность речевого общения, непроницаемость, герметичность терминологических
систем) и т.п. Граница может и разделять и связывать. А между этими крайними
функциями лежит множество промежуточных вариантов. Вот они-то и подлежат
оценке: на вероятность той или иной транзакции или неизбежность вполне
определенной, на строгое к ней отношение или безалаберное… Проделав эту работу и взвесив оценки, заслуживающие внимания, можно далее переходить к составлению технического задания на работы технологического трансфера. |
А он - технологический трансфер
- был, есть и будет профессиональной деятельностью, лежащей в области
весьма высокой логистики. И другим быть не может, ибо его задача - это
трассировка разнородных культурно-хозяйственных ареалов и регионов. И
никогда технологический трансфер не был и не будет рутинным или авантюрным
занятием транспортных, пуско-наладочных или закупочных предприятий, осложняемым
лишь казуистикой интеллектуальной и промышленной собственности, страхом
перед удаленностью технического сервиса и тому подобным. А пока дело обстоит
ровным счетом наоборот, и только слепой может не видеть этого. "Скелет"
технического задания на собственно работы трансфера приведен на следующей
схеме (рис.3).
Схема разделена на четыре сектора. Два верхних относятся к логистике знаниевой составляющей технологии, два нижних - к материальной. Вертикальная линия символизирует разграниченность культурно-технологических ареалов и регионов. Именно она требует тщательного своего определения на основе оценки положения дел в предыдущей схеме, т.к. в соответствие с этой схемой действительные, а не мнимые работы по трансферу возникают только и только в связи с пересечением культурно-технологических границ(16). |
|
Смысл работ состоит, исходя
из схемы, в исправлении положения дел в практике (в подготовке и организации)
трансфера технологий. Изложенных соображений представляется пока вполне
достаточно, чтобы перейти к положениям технического задания. Трансфер учебных технологий. Сценирование и планирование: к техническому заданию на трансфер Практика трансфера состоятельна только в том случае, если мы вправе зафиксировать факт воспроизведения исходной технологии в другой географической точке. Следовательно, трансфер технологии должен быть спроектирован и подготовлен в техническом задании как воспроизведение технологии, намеченной к трансферу. Поэтому в соответствие с идеей воспроизводственного цикла как такового внесу в схему-1 (абстрактной логистики) соответствующие графические изменения (рис.4). Полукруглые стрелки теперь обозначают два обобщенных такта ее воспроизводственного цикла(17), организационно-техническую логику и, в конечном счете, замыслы и намерения контрагентов трансфера. На схеме таковые обозначены разнонаправленными импульсами трансфера. |
Схема допускает возможность
двух вариантов воспроизводственного цикла: А>В>А и В>А>В.
Вариант (1), включаемый импульсом "А>В", назову предложение
технологии, вариант (2), включаемый импульсом "В>А",
- запрос на технологию. Оба варианта воспроизводственного
цикла состоят из двух тактов: "А-В" и "В-А", в целом
обеспечивающих воспроизведение технологии. В варианте (1), предложения
технологии, для ее последующего воспроизведения такт "А-В",
как такт технологизации, должен быть замкнут на такт "В-А",
как такт приобщения к технологии. Следовательно, здесь (и
во всех иных профессиональных подготавливаемых вариантах трансфера) организационно-технические
мероприятия взаимосвязаны с организационно-гуманитарными. А для варианта
(2), технологического запроса, такт "В-А", также как такт технологизации,
инициируемый импульсом, исходящим "с места", должен быть замкнут
на такт "А-В", также как такт приобщения, но обеспечиваемый
"из центра". Ясно, что здесь мы имеем дело при всей поверхностной
схожести с совершенно другими организационными и гуманитарными мероприятиями.
|
Я глубоко уверен, что технологизация
возможна и состоятельна как хозяйственная практика только в варианте (2).
А именно, состоявшаяся как факт воспроизведения запрошенной технологии(18).
При этом существует бесчисленное множество приемов фрагментарного воспроизведения
технологии в варианте (1). Самый заезженный пример: весьма значительная
масса пользователей использует персональные компьютеры в функции продвинутых
пишущих машинок. Здесь мы имеем дело с воспроизведением частичной функции
компьютера как технологии(19).
Впрочем, это касается любой сколь-нибудь сложной профессиональной и бытовой
техники, заполнившей отечественный рынок: мобильных телефонов, смартфонов,
навигационных приставок, фото- и кинокамер...(20) Итак, по большому счету результатом трансфера по варианту (1) мы будем практически иметь фрагмент технологии деятельности, ассимилированной наличным хозяйственным укладом или, говоря более современным языком, региональной технологической платформой. |
|
А что значит ассимилированной?
В решающем смысле это значит, что деятельность, упакованная в технологическую
форму для обеспечения полноты и целостности, приводится к "местному"
культурно-технологическому времени, к "местной" хозяйственной
эпохе(21).
А эпоха эта, как правило, принадлежит прошлому. Конечно, не исключены
факты и позитивной ассимиляции, но погоды они не делают(22).
Ассимиляция по своей природе противостоит приобщению, поэтому для полноценного
трансфера необходимо придерживаться только и только варианта (2). Чтобы двинуться от изложенных соображений к положениям технического задания, необходимо дать принципиальную оценку технологической платформы подготовки технических специалистов. |
Трансфер
учебных технологий. Техническое задание: к оценке технологической платформы учебных работ и опытных разработок Таковая оценка необходима, т.к. без нее невозможно понять пункт назначения технологического трансфера. Только на ее основе будут осмысленными положения технического задания (предварительного и рабочего), а вместе с тем и т.н. "заказ на учебную технологию". Оценка платформы, в свою очередь, основывается на форме и содержании профподготовки. В самом общем случае ее организация преследует цель в виде т.н. производственной квалификации(23). Для этого методическая форма собирает в себе основные "узлы" технологической платформы и, соответственно, определенные репертуары "производственного процесса". |
Как следует из таблицы-1,
развертывается технологическая платформа профподготовки для учета и согласования
трех моментов. К ним относятся: идеология технической подготовки, которой придерживается учебное заведение (например, специализация или широкий профиль, а также деятельностная профессионализация в виде специалиста-исследователя, специалиста-конструктора, специалиста-технолога, специалиста-организатора…), технологические области, в освоении которых происходит техническая подготовка (материалы, операции, конструкции(24)), базовые элементы, из которых набирается та или иная платформа (предлагаются разработчиками учебных технологий). |
этапы и ступени подготовки | ||||||
таблица 1 | общая начальная подготовка | начальная специальная подготовка | специальная подготовка | |||
содержание подготовки | материалы |
простые и природные | композитные и искусственные | конструкционные | ||
операции | автоматические | ручные и механические | не поддающиеся технологизации(25) | |||
конструкции | элементарные | сложные функциональные | функциональные | |||
Но это тот "идеальный" случай, когда нам предстоит иметь дело с производством, базирующимся на технологиях одного и того же поколения. С производством в строгом смысле, по понятию, так только и бывает, но это организационно-технологическая абстракция, инженерно-технический предмет, реально же существует только и только производственное предприятие. А оно в большинстве случаев, а для периодов модернизации так и всегда, вынуждено балансировать на технологиях, как правило, трех поколений (табл.2). | К первому поколению принадлежат технологии, которые изжили себя и морально, и физически. От них требуется избавиться во что бы то ни стало, в противном случае предприятие превратится в свою противоположность. Ко второму принадлежат технологии, изжившие себя морально, но не изжившие физически. Этот случай сложнее, т.к. факт моральной смерти или старости технологии будет разделяться далеко не всеми. | И к третьему поколению относятся технологии, которые должны придти в предприятие, или которые отчасти уже в нем представлены. И в такой ситуации технологического перехода неустраним вопрос, каким образом и за счет чего производственный кризис технологической модернизации завершится для производственного предприятия позитивно(26)? Самый принципиальный здесь ответ - за счет специальной политики подготовки производства и производственной безопасности(27). |
В каком смысле специальной?
Она должна быть нацелена на вполне определенный (и притом всегда самый
дефицитный) ресурс производства. А именно, на организационно-технические компетенции, необходимые для технологической модернизации, осложненной ситуацией кризиса. Предприятие может пытаться обеспечить себя набором технических компетенций, соответствующих различным поколенческим сдвижкам технологий. Казалось бы, это самый очевидный и бесспорный ход. Правда остается вопрос с носителями компетенций: должны ли компетенции, соответствующие различным поколениям технологий, "крепиться" к разным носителям или их может "вынести" на себе один и тот же носитель? . |
Если склоняться к варианту
с разными носителями разных компетенций, то вновь всплывает идея специализации,
в которой главную роль играет не столько компетенция, сколько традиционная
квалификация. Следовательно, на следующем (во времени или логически) организационном шаге модернизации технологический кризис вновь даст о себе знать в полной мере. Если склоняться к варианту с одним носителем для различных компетенций, то соответствующие мероприятия подготовки производства и производственной безопасности в идее "несколько компетенций - один носитель" (при всей ее привлекательности) могут оказаться неразрешимыми(28). |
Объяснение данному выводу
лежит в существующей организации системы профессионального образования.
Пока оставим ее анализ на дальнейшее, ограничившись указанием на предметно-специализированный
подход (в этом смысле антисистемный) к содержанию и задачам профессиональной
подготовки. Возможный ответ и необходимый результат могут лежать на линии объединения задач технической профподготовки, как они представлены в таблице-1, и задач подготовки производства в технологических переходах (или в "естественных" поколенческих сдвижках технологий), представленных в таблице-2(29). Для удобства и простоты обе группы задач также сведены в таблицу (табл.3). |
|
Таблица готовилась для семинара
"Технологическая база исследований и разработок в высшей школе"(30).
В ней собран опыт последних проектных и аналитических разработок PRISS-laboratory
на площадке Регионального учебно-технического центра. Как представляется,
в таблице требует пояснения всего один пункт, касающийся технологической
платформы и ее элементов. Он в следующем. Нет, и не может быть учебно-производственных
технологий, которые с гарантией обеспечивали бы "на выходе"
однозначный результат(31).
К тому же, если ожидаемым результатом предполагаются перспективные организационно-технические
компетенции. Перспективные, например, с точки зрения целей и задач российской
модернизации. Поэтому технологические платформы в идеологии NEXT (правый столбец таблицы) ни в коем случае не должны привычно развертываться в виде постоянно закрепленной расстановки технического оборудования. Это недопустимо в отношении подготовки нормальных технических специалистов, а только и только манипуляторов, способных к однотипным умственным и физическим действиям(32). Поскольку подобное решение будет давать всегда один и тот же гарантированный результат - закреплять вполне определенные способы технической мысли и действия и их воспроизведение в любой ситуации работ, не взирая на ее смысл и содержание. |
Другими словами, это будет
способствовать не инновационно-модернизационному продвижению, а сохранению
сложившегося status qwo(33).
Поэтому расстановка должна быть гибкой и вариабельной, подчиняясь принципу
ad hok - быть "по месту": тот или иной ее вариант следует из
анализа положения технологических дел: в мире, стране, регионе, кластере,
отрасли… Заключение: к пропедевтике профессионального трансфера Надеюсь, что мне удалось в самых общих чертах и приближенном виде обозначить заявленные в Преамбуле "неочевидные" вопросы трансфера учебных технологий. Этот род занятий еще только складывается в России как профессиональная деятельность. Ее завтрашняя состоятельность во многом будет зависеть от условий и обстоятельств рождения. Какие принципы, подходы, задачи и решения составят эти условия и обстоятельства, таковой и быть впредь профессии. И если инвестиции в образование не только декларируются, но и предпринимаются (на любом масштабном уровне - от инвестиций в собственную подготовку до корпоративных и государственных инвестиций в организации и системы профессиональной подготовки), то залог их успешности всецело завязан на профессионализм трансфера учебных технологий. |
А это значит, что готовящийся,
организуемый и сопровождаемый их трансфер должен основываться на сумме
профессиональных компетенций. Поэтому данную статью можно в целом
воспринимать в виде предварительного очерка таковых. Также надеюсь, что мне удалось достаточно убедительно показать, что вся сумма вопросов трансфера учебных технологий сосредоточивается в вопросе о технологической платформе, на которой основывается профподготовка(34). Именно она, а не почтовый/юридический адрес "заказчика" выступает действительным пунктом назначения трансфера. А все особенности и индивидуальные черты "заказчика" есть в данном случае не что иное, как несущественные, второстепенные "бантики". Технологическая платформа учебных работ и опытных разработок самым системным образом связана с суммарной квалификацией(35). Это еще одна обширная и сложная область экспертных и проектно-аналитических работ. Она требует такой же тщательной и продуманной системной логистики, как и трансфер технологий. А скорее, еще более тщательной и продуманной, т.к. в отличие от технологии вообще не имеет материальных составляющих. Подобные обстоятельства всегда крайне неудобны радикальным материалистам. |
Так, если в трансфере технологии ее материальная половинка, так или иначе, прибудет по адресу, то как спланировать логистику и маршрутизацию эфемерной квалификации? Отложим ответ до следующего сборника. А пока заключу статью картиной пропедевтики профессиональной деятельности в трансфере учебных технологий (рис.4). |
© priss-laboratory, 2011 |
^^^вверх |
аналитика | технологии модернизации | практическая подготовка в деятельности | hr-ресурсы | для партнеров центра | |
главная | новости и обновления | важные ссылки | оставить сообщение | почта сайта | поиск по сайту | карта сайта |
администратор сайта | поиск по сайту | карта сайта |
© Подготовлено: Виталий СААКОВ и PRISS-laboratory, 2011 08 16 | Опубликовано: PRISS-laboratory / РУТЦ, 2011 08 16 | |||
Обновлено:
PRISS-laboratory
/ РУТЦ, 2011.09.02 2012 май 29 |