главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
МИР ИНЖЕНЕРНОГО ЗНАНИЯ
пограмма инженерно-методологического образовательного курса
1991
     
  образовательные проекты и разработки    
  инженерия образования    
  открытая школа бизнеса внутрифирменная подготовка  
  учебные курсы дополнительное высшее образование  
  дипломное проектирование кафедра антропотехники  
  школы педагогической логики метакурсы  
       
 
вернуться в разделш учебные курсы  
содержание разделаш мир инженерного знания  
  цели и задачи курса  
  содержание курса  
  организационные формы  
  методы обучения  
  тематизация курса  
  методическая библиография  
     
     
  Ульяновский политехнический институт
лаборатория "Методология и игротехника в высшей школе" (МЕТЕО) (1)
Ульяновск 1991
 
Составитель:
научный руководитель лаборатории
"Методология и игротехника в высшей школе"(1)
__________________ СААКОВ В.В.
  СОГЛАСОВАНО
зам.директора по научной работе
Лицея Политехнического института
__________________СИВКОВ А.Б.
  цели и задачи курса  
передать слушателям курса основные представления, смыслы и понятия о "происхождении", "жизни" и "употреблении" знаний (философских, методологических, инженерных и научных), подготовить в течении курса обучения основы программ слушателей в области профессиональной инженерной подготовки и инженерного самообразования, обеспечить ориентации в следующих техниках, как основах инженерной деятельности: знакотехнике, социотехнике, психотехнике, игротехнике
  содержание курса  
основные представления об инженерной мыследеятельности: соорганизация деятельностей; деятельности исследования, конструирования и проектирования; "изображение" деятельности онтологические и организационно-технические основания инженерии структура и содержание инженерной картины мира
  организационные формы курса  
основными оргформами курса являются "семинар", "академия", и "университет" формой разработки перспективных и подведения итоговых этапов обучения является организационно-деятельностная игра педагогическая организация учебного процесса предполагает факультативную и нормативную формы обучения
  методы обучения  
введение в комплексный и междисциплинарный подходы (имитация оснований подходов и их освоение в оргдеятельностной игре) рефлексия как механизм усвоения содержания курса "выращивание" содержания курса и его "проживание" в ходе занятия со слушателями
вверх вверх вверх вверх
  тематизация курса(2)  
5.1. Содержательными рамками курса являются "рамка знания" и "рамка обучения":
мир инженерного знания

"жизнь" знания
философский, научный, и инженерный взгляды на "мир"
методы, понятия, знания, правила и определения - в чем различие?
что такое исследование, конструирование и проектирование - где, когда и на каком основании применяется?
инженерная наука и научная инженерия
Платон и Маркс о практике - почему нет ничего практичнее теории?
инженерия - это практичная теория
формы знания
философское, методологическое и научное знание в инженерии
почему Галилей прежде всего историк и инженер?
почему Эйнштейн прежде всего философ и изобретатель?
инженерия - это современная машина для массового производства научных и технических знаний
где и над чем будет завтра работать инженер?
5.2. Обучение как деятельность (инженерный подход к обучению)
что такое "обучение"?
обучение как один из основных видов человеческой инженерной деятельности
понимание, коммуникация, рефлексия, самоопределение и целеполагание - основные процессы и механизмы обучения
процессы и механизмы понимания устного и письменного текста - текст как действие и действие как текст
коммуникация: монолог-диалог-полилог, дискурс-диспут-дискуссия, смысл-значение-знание-содержание
рефлексия: умножение пространств собственного существования
самоопределение: границы осмысленности и ответственности
целеполагание: существование и жизнь
5.3. Элементы инженерной мыследеятельности в обучении:
исследование собственного обучения
теоретические и практические модели обучения
конструирование и проектирование обучения
к основам программирования обучения в высшем школе - к 1-му курсу ВУЗа с инженерной программой
вверх вверх вверх вверх
  методическая библиография  
Г.П.Щедровицкий:
О некоторых моментах развития понятие // Вопросы философии, 1958, 6
Об исследовании структуры мыслительной деятельности школьников при решении учебных задач. - В кн.: Вопросы психологии обучения и воспитания // Сборник тезисов докладов, Киев, 1961
Усвоение мышления и проблемы творческой активности учащихся. - В кн.: О психологических особенностях творческой активности учащихся // Тезисы докладов на межвузовской конференции, М.: 1962
Методологические замечания к проблеме происхождения языка // НДВШ, Филологические науки, 1963, 2
Методологические замечания к педагогическому исследованию игры // Психология и педагогика игры дошкольника. - М.,1966
О методе семиотического исследования знаковых систем // Семиотика и восточные языки. - М: 1967
"Естественное" и "искусственное" в семиотических системах // там же
Педагогика и логика: Система педагогических исследований // Психология и логика в педагогических исследованиях. - М.: 1968
Логическое и лингвистическое в знаках // В cб.: Научный симпозиум "Семиотические проблемы языков науки, терминологии и информатики", Часть I, M.: 1971
Цели и продукты терминологической работы // Актуальные проблемы лексикологии, - Новосибирск: 1972
Смысл и значение // Проблемы семантики, М.: 1974
Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование речемыслительной деятельности, - Алма-Ата: 1974
Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектирование. - М.: 1975
Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований // Системные исследования. Ежегодник, - М.: 1981
Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной деятельности // В кн.: Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов, - М.: 1983
Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // В кн.: Нововведения в организациях, - М.: 1983
Синтез знаний: проблемы и методы // В кн.: На пути к теории научного знания, - М.: 1984
Организационно-деятельностная игра как новая форма и метод активного обучения и воспитания в ВУЗах и ИПК // Развитие прикладных психологических исследований, - Красноярск: 1986
Схема мыследеятельности - системное строение, смысл и содержание // Системные исследования. Ежегодник, - М.: 1987
(...)
Розин В.М.
Предметы изучения структуры науки // Проблемы исследования структуры науки, - Новосибирск: 1967
Об изображении структура науки // Там же
Анализ знаковых средств геометрии // Вопросы психологии, - 1964, №6
Семиотический анализ знаковых средств математики // Семиотика и восточные языки, М.: 1967
Ценность как предмет изучения // Труды ВНИИТЭ, сер. Техническая эстетика, вып.6. - М.: 1973
Первые этапы развития представлений о проблеме обучения и развития // Обучение и развитие, - Материалы к симпозиуму, - М.: 1966
Кризис культуры и образования и цели перестройки высшей школы // Современная высшая школа, - 1989, 1
Методика: происхождение и эволюция // Вестник высшей школы, - 1989, 7
(...)
Лефевр В.А.
"Способ решения" задачи как содержание обучения // новые исследования в педагогических науках, вып.4, - М.: 1965
Системы, нарисованные на системах // Системный метод и современная наука, вып.1, - Новосибирск: 1970
Конфликтующие структуры, - М.: 1967
О самоорганизущихся и саморефлективных системах и их исследовании // Проблемы исследования систем и структур, - М.: 1965
(...)
Генисаретский О.И.
Специфические черты объектов системного исследования // Проблемы исследования систем и структур, - М.: 1965
Заметки о проблеме смысла в содержательно-генетической теории мышления // Логика и методология науки, - М.: 1966
Опыт методологического конструирования моделей общественных систем // Моделирование социальных процессов, - М.: 1970

Опыт моделирования представляющей и рефлектирующей способности сознания // Всесоюзный симпозиум по кибернетике, - Тбилиси: 1968
(...)
Кумбс Ф.Г. Кризис образования. Системный анализ, - М.: 1970
(...)
Проблемы организации и развития инженерной деятельности, - Обнинск: 1989
ОДИ "Проблемы гуманитаризации технического образования, - УльПИ: 1988
ОДИ "Методы и содержание подготовки инженера широкого профиля", - УльПИ: 1990
ОДИ "Организация научно-технического творчества в инженерном вузе", - УльПИ: 1991
Разработка и исследование педагогических принципов подготовки инженера в структуре вуза", - УльПИ: 1989
вверх вверх вверх вверх
 

(1) - Название PRISS-Laboratory до 1999г.  
(2) - Смотри здесь материал курса "Инженерное мышление"  
 
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 1991
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 16 июня 2007

последнее обновление
02 декабрь 2014
06 январь 2012