главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ МИР ИНЖЕНЕРНОГО ЗНАНИЯ пограмма инженерно-методологического образовательного курса 1991 |
вернуться в разделш | учебные курсы | ||
содержание разделаш | мир инженерного знания | ||
цели и задачи курса | |||
содержание курса | |||
организационные формы | |||
методы обучения | |||
тематизация курса | |||
методическая библиография | |||
Ульяновский политехнический институт лаборатория "Методология и игротехника в высшей школе" (МЕТЕО) (1) Ульяновск 1991 |
Составитель: научный руководитель лаборатории "Методология и игротехника в высшей школе"(1) __________________ СААКОВ В.В. |
СОГЛАСОВАНО зам.директора по научной работе Лицея Политехнического института __________________СИВКОВ А.Б. |
цели и задачи курса |
передать слушателям курса основные представления, смыслы и понятия о "происхождении", "жизни" и "употреблении" знаний (философских, методологических, инженерных и научных), | подготовить в течении курса обучения основы программ слушателей в области профессиональной инженерной подготовки и инженерного самообразования, | обеспечить ориентации в следующих техниках, как основах инженерной деятельности: знакотехнике, социотехнике, психотехнике, игротехнике |
содержание курса |
основные представления об инженерной мыследеятельности: соорганизация деятельностей; деятельности исследования, конструирования и проектирования; "изображение" деятельности | онтологические и организационно-технические основания инженерии | структура и содержание инженерной картины мира |
организационные формы курса |
основными оргформами курса являются "семинар", "академия", и "университет" | формой разработки перспективных и подведения итоговых этапов обучения является организационно-деятельностная игра | педагогическая организация учебного процесса предполагает факультативную и нормативную формы обучения |
методы обучения |
введение в комплексный и междисциплинарный подходы (имитация оснований подходов и их освоение в оргдеятельностной игре) | рефлексия как механизм усвоения содержания курса | "выращивание" содержания курса и его "проживание" в ходе занятия со слушателями |
тематизация курса(2) |
5.1. Содержательными
рамками курса являются "рамка знания" и "рамка обучения": мир инженерного знания "жизнь" знания философский, научный, и инженерный взгляды на "мир" методы, понятия, знания, правила и определения - в чем различие? что такое исследование, конструирование и проектирование - где, когда и на каком основании применяется? инженерная наука и научная инженерия Платон и Маркс о практике - почему нет ничего практичнее теории? инженерия - это практичная теория формы знания философское, методологическое и научное знание в инженерии |
почему Галилей прежде всего историк и инженер? почему Эйнштейн прежде всего философ и изобретатель? инженерия - это современная машина для массового производства научных и технических знаний где и над чем будет завтра работать инженер? 5.2. Обучение как деятельность (инженерный подход к обучению) что такое "обучение"? обучение как один из основных видов человеческой инженерной деятельности понимание, коммуникация, рефлексия, самоопределение и целеполагание - основные процессы и механизмы обучения процессы и механизмы понимания устного и письменного текста - текст как действие и действие как текст |
коммуникация: монолог-диалог-полилог, дискурс-диспут-дискуссия,
смысл-значение-знание-содержание рефлексия: умножение пространств собственного существования самоопределение: границы осмысленности и ответственности целеполагание: существование и жизнь 5.3. Элементы инженерной мыследеятельности в обучении: исследование собственного обучения теоретические и практические модели обучения конструирование и проектирование обучения к основам программирования обучения в высшем школе - к 1-му курсу ВУЗа с инженерной программой |
методическая библиография |
Г.П.Щедровицкий: О некоторых моментах развития понятие // Вопросы философии, 1958, 6 Об исследовании структуры мыслительной деятельности школьников при решении учебных задач. - В кн.: Вопросы психологии обучения и воспитания // Сборник тезисов докладов, Киев, 1961 Усвоение мышления и проблемы творческой активности учащихся. - В кн.: О психологических особенностях творческой активности учащихся // Тезисы докладов на межвузовской конференции, М.: 1962 Методологические замечания к проблеме происхождения языка // НДВШ, Филологические науки, 1963, 2 Методологические замечания к педагогическому исследованию игры // Психология и педагогика игры дошкольника. - М.,1966 О методе семиотического исследования знаковых систем // Семиотика и восточные языки. - М: 1967 "Естественное" и "искусственное" в семиотических системах // там же Педагогика и логика: Система педагогических исследований // Психология и логика в педагогических исследованиях. - М.: 1968 Логическое и лингвистическое в знаках // В cб.: Научный симпозиум "Семиотические проблемы языков науки, терминологии и информатики", Часть I, M.: 1971 Цели и продукты терминологической работы // Актуальные проблемы лексикологии, - Новосибирск: 1972 |
Смысл и значение // Проблемы семантики, М.: 1974 Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование речемыслительной деятельности, - Алма-Ата: 1974 Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектирование. - М.: 1975 Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований // Системные исследования. Ежегодник, - М.: 1981 Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной деятельности // В кн.: Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов, - М.: 1983 Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // В кн.: Нововведения в организациях, - М.: 1983 Синтез знаний: проблемы и методы // В кн.: На пути к теории научного знания, - М.: 1984 Организационно-деятельностная игра как новая форма и метод активного обучения и воспитания в ВУЗах и ИПК // Развитие прикладных психологических исследований, - Красноярск: 1986 Схема мыследеятельности - системное строение, смысл и содержание // Системные исследования. Ежегодник, - М.: 1987 (...) |
Розин В.М. Предметы изучения структуры науки // Проблемы исследования структуры науки, - Новосибирск: 1967 Об изображении структура науки // Там же Анализ знаковых средств геометрии // Вопросы психологии, - 1964, №6 Семиотический анализ знаковых средств математики // Семиотика и восточные языки, М.: 1967 Ценность как предмет изучения // Труды ВНИИТЭ, сер. Техническая эстетика, вып.6. - М.: 1973 Первые этапы развития представлений о проблеме обучения и развития // Обучение и развитие, - Материалы к симпозиуму, - М.: 1966 Кризис культуры и образования и цели перестройки высшей школы // Современная высшая школа, - 1989, 1 Методика: происхождение и эволюция // Вестник высшей школы, - 1989, 7 (...) Лефевр В.А. "Способ решения" задачи как содержание обучения // новые исследования в педагогических науках, вып.4, - М.: 1965 Системы, нарисованные на системах // Системный метод и современная наука, вып.1, - Новосибирск: 1970 Конфликтующие структуры, - М.: 1967 О самоорганизущихся и саморефлективных системах и их исследовании // Проблемы исследования систем и структур, - М.: 1965 (...) |
Генисаретский
О.И. Специфические черты объектов системного исследования // Проблемы исследования систем и структур, - М.: 1965 Заметки о проблеме смысла в содержательно-генетической теории мышления // Логика и методология науки, - М.: 1966 Опыт методологического конструирования моделей общественных систем // Моделирование социальных процессов, - М.: 1970 |
Опыт моделирования представляющей и рефлектирующей способности
сознания // Всесоюзный симпозиум по кибернетике, - Тбилиси: 1968 (...) Кумбс Ф.Г. Кризис образования. Системный анализ, - М.: 1970 (...) Проблемы организации и развития инженерной деятельности, - Обнинск: 1989 |
ОДИ "Проблемы гуманитаризации технического образования, -
УльПИ: 1988 ОДИ "Методы и содержание подготовки инженера широкого профиля", - УльПИ: 1990 ОДИ "Организация научно-технического творчества в инженерном вузе", - УльПИ: 1991 Разработка и исследование педагогических принципов подготовки инженера в структуре вуза", - УльПИ: 1989 |
|
|
|