главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Обучающие машины и машинизация обучения: категориальный и логико-семиотический анализ
конференция "Интерактивные системы"/ Ульяновск, 1993
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:
 
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия
  образовательные проекты смд-эпистемология и эпистемотехника
  инженерия образования  
     
 
вернуться в разделш образовательные проекты и разработки  
     
     
     
1. Обучение как социо-культурный феномен складывается исторически в идее "машины" (рис.1), рабочими элементами которой являются в т.ч. технические средства (системы) обучения. Разработка подобных элементов предполагает знание об их функциях и рабочих местах в "машине обучения".
2. Принципиальное значение имеет идея машины , в рамках которой только и имеет смысл конструирование технических средств. Сегодня парк машин обучения представлен пятью их типами со своими специфическими назначениями и сложившимися исторически на основаниях: учебного предмета, опытного энания, теоретико-критического и проектного.
Каждый тип предполагает определенную технологию рабочего процесса, а общим принципом является логика последовательности "соединения" орудий машины с преобразуемым материалом для придания ему морфологических и функциональных свойств и характеристик.
3. Назначение машин обучения - в производстве морфологического наполнения для функциональных мест в системах деятельности, а машинных комплексов - в обеспечении кооперационных цепочек в рамках одной системы деятельности и в их связках. Отношение "машина обучения - система деятельности" является обратимым настолько, насколько обратимо системное отношение "процесс - механизм".
4. Особое место в структуре машины занимает "продукт" и его "исходный материал". Человеческий индивид является субстратом-носителем предзаданной структуры функций материала, и постольку эти два описания должны быть различены во всей последовательности технологического преобразования исходного материала. Более того, человеческж индивид является "случайным" субстратом, подлежащим в контексте процесса автоматизации замене другим типом субстрата-носителя.
 
рисунок 1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Машинизация обучения: категориальный и логико-семиотический анализ/ конференция "Интерактивные системы"/ Ульяновск, 1993
© PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 priss-laboratory, 1993
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Машинизация обучения: категориальный и логико-семиотический анализ/ конференция "Интерактивные системы"/ Ульяновск, 1993
 
рисунок 2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Машинизация обучения: категориальный и логико-семиотический анализ/ конференция "Интерактивные системы"/ Ульяновск, 1993
© priss-laboratory, 1993
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Машинизация обучения: категориальный и логико-семиотический анализ/ конференция "Интерактивные системы"/ Ульяновск, 1993
5. Стратегий разработки машин обучения и, следовательно, горизонтом мышления их разработчика, является машинный комплекс, составленный в пределе всеми пятью типами обучающих машин. Его логическая схема задает базовые принципы и основные различения для мышления конструктора машин обучения.
6. Ведущим принципом обучения, в особенности его высших форм, является семиотическое управление, его рабочим органом - экран (по понятию, а не в смысле исполнения). Система экранов задает тип трассировки в предметно-объектных областях (рис.2). Таковых с приданными им экранами должно быть как минимум три:
- тематическая область с экраном тематического анализа,
- универсум мыследеятельности с экраном общих теорий и
- область практических способов с экраном технических теорий и учений.
Трассировка, ее направление и повороты обозначаются репперами функциональных позиций Аналитика, Конструктора и Оператора. Эти три позиции обеспечивают инженерные работы высокой сложности. На приведенной схеме обозначены все основные рабочие единицы и места.
7. Данная схема, если ее рассматривать как инженерный проект, опредмечивается в разнородном материале, если как теоретическую конструкцию - в материале знаков. Первое представлено в схеме машины областью практических способов и ее единицами.
В реально ведущейся нами разработке машины обучения таковыми единицами являются:
- семиотика, искусство и логика счета,
- тезаурусы и словесность,
- введения в ...
Все рассматриваются как операторики. А единицами оперирования служат:
- положения дел,
- знаки в мышлении и коммуникации
- системы общих знаний.
Тематическая область выступает здесь рамкой-границей, а экран тематического анализа рамкой-горизонтом. Второе представлено тематической областью и ее объектными единицами в форме тематических сборок и операториками - работами категоризации, логизации и семиотизации мыследеятельности. Осмысленность и уместность привносится данным единицам и работам рамкой-горизонтом технических теорий и учений.
8. Ядром схемы является область "универсум мыследеятельности" (МД) с ее основными конструктами:
- творящей МД, ответственной за "новое",
- организуемой МД - знаком преимущественно хозяйственных (корпоративных) организованностей,
- педагогической МД, ответственной за "человеческий фактор" (капитал) и
- исследовательской МД, расширяющей границы универсума.
Рабочая позиция в этой области - позиция Конструктора, фундаментальная в инженерии. Конструирование осуществляется с только что перечисленными единицами и развертывается в направлении общих теорий: теории МД, схематизации, теории знака, теории знания и пр.
9. Машинизация обучения (схема-1), результатом которой являются и технические средства (системы) обучения, здесь может быть связана и воплощена в конструктивной единице "экран - область операций" и ее техническом аналоге, например, в дисплее и клавиатуре, в классной доске и учебном материале... На следующей схеме (рис.3) изображены два такта процесса машигизации: (1) "схема > верстак конструирования" и (2) "верстак > реализация конструкции в материале". Это грубое представление общего цикла машинизации, но оно позволяет выделить его основные "вехи" и продукты.
10. Конструктивно-техническими и методологическими задачами машинизации, следующими из схемы-2, являются задачи соорганизации единиц "экран - область операций" с за-экранными единицами. Это, в свою очередь, очерчивает проблематику учебного содержания в отличие от учебного материала, заключенного в объеме "экран - область". Образно говоря, инженерное обучение - это хождение за экран, выход за системы наличных представлений, за границы реальной обучающей машины.
Основанием же для процесса обучения за границами его морфологии и структуры именно как для процесса обучения является схема машины обучения, по мере увеличения частоты выходов за экран и их воспроизводства превращаемую в действующую машину со все новыми функциональными органами - в строгом смысле слова техническими средствами (системами) обучения.    
 
рисунок 3
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Машинизация обучения
© PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 priss-laboratory, 1993
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Машинизация обучения/ конференция "Интерактивные системы"/ Ульяновск
 
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 6 августа 1993
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 02 апреля 2005

последнее обновление
30 ноябрь 2014
27 декабрь 2011
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Машинизация обучения: категориальный и логико-семиотический анализ/ конференция "Интерактивные системы"/ Ульяновск, 1993