главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Обучающие машины и машинизация обучения: категориальный и логико-семиотический анализ конференция "Интерактивные системы"/ Ульяновск, 1993 |
вернуться в разделш | образовательные проекты и разработки | |
1. Обучение как социо-культурный феномен складывается
исторически в идее "машины" (рис.1),
рабочими элементами которой являются в т.ч. технические средства (системы)
обучения. Разработка подобных элементов предполагает знание об их функциях
и рабочих местах в "машине обучения".
2. Принципиальное значение имеет идея машины , в рамках которой только и имеет смысл конструирование технических средств. Сегодня парк машин обучения представлен пятью их типами со своими специфическими назначениями и сложившимися исторически на основаниях: учебного предмета, опытного энания, теоретико-критического и проектного. |
Каждый тип предполагает
определенную технологию рабочего процесса, а общим принципом является
логика последовательности "соединения" орудий машины с преобразуемым
материалом для придания ему морфологических и функциональных свойств и
характеристик. 3. Назначение машин обучения - в производстве морфологического наполнения для функциональных мест в системах деятельности, а машинных комплексов - в обеспечении кооперационных цепочек в рамках одной системы деятельности и в их связках. Отношение "машина обучения - система деятельности" является обратимым настолько, насколько обратимо системное отношение "процесс - механизм". |
4. Особое место в структуре машины занимает "продукт" и его "исходный материал". Человеческий индивид является субстратом-носителем предзаданной структуры функций материала, и постольку эти два описания должны быть различены во всей последовательности технологического преобразования исходного материала. Более того, человеческж индивид является "случайным" субстратом, подлежащим в контексте процесса автоматизации замене другим типом субстрата-носителя. |
|
|
5. Стратегий
разработки машин обучения и, следовательно,
горизонтом мышления их разработчика, является машинный комплекс, составленный
в пределе всеми пятью типами обучающих
машин. Его логическая схема задает базовые принципы и основные различения
для мышления конструктора машин обучения.
6. Ведущим принципом обучения, в особенности его высших форм, является семиотическое управление, его рабочим органом - экран (по понятию, а не в смысле исполнения). Система экранов задает тип трассировки в предметно-объектных областях (рис.2). Таковых с приданными им экранами должно быть как минимум три: - тематическая область с экраном тематического анализа, - универсум мыследеятельности с экраном общих теорий и - область практических способов с экраном технических теорий и учений. Трассировка, ее направление и повороты обозначаются репперами функциональных позиций Аналитика, Конструктора и Оператора. Эти три позиции обеспечивают инженерные работы высокой сложности. На приведенной схеме обозначены все основные рабочие единицы и места. 7. Данная схема, если ее рассматривать как инженерный проект, опредмечивается в разнородном материале, если как теоретическую конструкцию - в материале знаков. Первое представлено в схеме машины областью практических способов и ее единицами. |
В реально ведущейся
нами разработке машины обучения таковыми единицами являются: - семиотика, искусство и логика счета, - тезаурусы и словесность, - введения в ... Все рассматриваются как операторики. А единицами оперирования служат: - положения дел, - знаки в мышлении и коммуникации - системы общих знаний. Тематическая область выступает здесь рамкой-границей, а экран тематического анализа рамкой-горизонтом. Второе представлено тематической областью и ее объектными единицами в форме тематических сборок и операториками - работами категоризации, логизации и семиотизации мыследеятельности. Осмысленность и уместность привносится данным единицам и работам рамкой-горизонтом технических теорий и учений. 8. Ядром схемы является область "универсум мыследеятельности" (МД) с ее основными конструктами: - творящей МД, ответственной за "новое", - организуемой МД - знаком преимущественно хозяйственных (корпоративных) организованностей, - педагогической МД, ответственной за "человеческий фактор" (капитал) и - исследовательской МД, расширяющей границы универсума. |
Рабочая позиция
в этой области - позиция Конструктора, фундаментальная в инженерии. Конструирование
осуществляется с только что перечисленными единицами и развертывается
в направлении общих теорий: теории МД, схематизации, теории знака, теории
знания и пр. 9. Машинизация обучения (схема-1), результатом которой являются и технические средства (системы) обучения, здесь может быть связана и воплощена в конструктивной единице "экран - область операций" и ее техническом аналоге, например, в дисплее и клавиатуре, в классной доске и учебном материале... На следующей схеме (рис.3) изображены два такта процесса машигизации: (1) "схема > верстак конструирования" и (2) "верстак > реализация конструкции в материале". Это грубое представление общего цикла машинизации, но оно позволяет выделить его основные "вехи" и продукты. 10. Конструктивно-техническими и методологическими задачами машинизации, следующими из схемы-2, являются задачи соорганизации единиц "экран - область операций" с за-экранными единицами. Это, в свою очередь, очерчивает проблематику учебного содержания в отличие от учебного материала, заключенного в объеме "экран - область". Образно говоря, инженерное обучение - это хождение за экран, выход за системы наличных представлений, за границы реальной обучающей машины. |
Основанием же для процесса обучения за границами его морфологии и структуры именно как для процесса обучения является схема машины обучения, по мере увеличения частоты выходов за экран и их воспроизводства превращаемую в действующую машину со все новыми функциональными органами - в строгом смысле слова техническими средствами (системами) обучения. |
|
|
|