1. Любое обращение к "среде"
замышляет сменить мир понятий и логики миром метафор и ассоциаций и
провозгласить экологический кризис, актуализирующий тему среды в областях
от географии до образования.
1.1. Для обоих случаев требуются понятие и метафора
организма, иначе идея среды лишается смысла. Логически отношение организма
к среде может выражаться различно, например
а) организм в функции продуцирования среды (среда обитания произведена
именно организмами),
б) организм есть форма движения в среде (при необходимом допущении ее
разоформленности,
в)…
1.2. Прямое задание "среды" невозможно,
о чем свидетельствуют вековая эволюция идей энвайронментализма и полувековая
средового подхода. Поэтому вопросы "что есть образовательная среда?"
или "что есть ее организм?" нетривиальны.
1.3. В языке метапедагогики понятие среда должно
быть заменено понятием средообразование (как процессом), а организм
- контрагентом средообразования, способным преодолевать и рефлектировать
"среду своего движения".
1.4. Специфика образования задается через оппозицию
подготовке. Эмпирическое, а равно догматическое, определение единиц
образования невозможно. Кроме как отождествления с подготовкой. Принципом,
организующим представление образования, является рамка ("рамка-горизонт"
по Гуссерлю), но не предмет. Предметизация исключает среду, а вместе
с ней и ее возможное гуманитарно-экологическое действие.
|
2. Кризис образования (на фоне
роста многообразия образовательных учреждений, активном заимствовании
их форм из различных мест и времен) обусловлен его историческим бременем
и культурным наследием. Ими выступают идея и изобретенные механизмы
семиотического опосредования. Разрешиться
от них возможно, только проблематизировав антропологические концепции,
культивирующие психологическую идею восприятия.
2.1. В то же время образовательное действие не мистерия,
способная развенчать техническую трактовку восприятия. Последняя в образовательных
целях рассматривает органы восприятия (ставку психологической традиции
педагогики) как функциональные дезинформаторы. Средовая природа образования
предполагает иные каналы взаимодействия. Их приобретение "единицей
образовывания" и есть образовательный акт.
2.2. Эксплуатация идеи восприятия избирает из всего
множества материй образовательной среды единственную - знаковую
(знаково-символическую и знаково-знаниевую). Восприятие как взаимодействие
со средой становится в этом случае решающим обстоятельством информирования
и трансформирования организма.
2.3. Идеи "Мира чувственных вещей в картинках"
Коменского являются до сих пор стражем однажды принятой онтологии образования,
устремленного к знаковой форме (взятой со стороны психологии восприятия).
Данное устремление целиком предопределяет устройство содержаний, методов
и оргформ образования как их наглядности, восприимчивости, запоминаемости
и прочих свойств, выводимых из схемы визуального восприятия.
|
2.4. Выготский указал
на механизм отношения, противоположный визуальному восприятию - на культурно-нормативную
роль знака, заведомо превосходящую механизмы и результаты восприятия.
Ильенков доказал, что психика "сомы", лишенной важных органов
восприятия (высших психических функций по Выгодскому), тем не менее, воплощает
себя в определенной форме сознания. Условием этого "невозможного"
образовательного акта является рационально и технически сконструированная
образовательная среда.
2.5. Рациональный ее аспект - в самоопределении "образовывателя"
как практикующего философа. Технический - в освобождении "контрагентов
средообразования" от естественного желания воспринятия культуры и
традиции как комфортной среды, угнетающей интеллектуальные функции
и растворяющей их возможный материал-носитель.
3. Основным средством образования должны полагаться
инструменты раззначивания (десигнации и десимволизации)
знаковых комплексов семиотической "среды существования". Под
образовательными механизмами понимаются распредмечивание/перепредмечивание,
разоформление/оформление, проблематизация/идеализация и прочие техники,
вынуждающие к интеллектуальному усилию.
3.1. Образовательное действие полностью
окрашено характером знакотехнической процедуры, предпринимающей установление
отношения "означающее/означаемое", разоформление "означающего",
аналитику "означаемого", конструирование другого "означаемого",
означивание им уже другого положения дел. Данный цикл технологизируется
и воспроизводится на все новом и новом материале истории, культуры, социальности.
|