главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Образование и инженерный подход к совещанию "Методология инженерной деятельности", Обнинск, 1991 |
вернуться в разделш | образовательные проекты | ||
Текст нацелен на дополнительную тематизацию
"инженерии образования" (смотри здесь основные
направления тематизации). Оба термина взяты в кавычки, т.к. еще не
представляют собой понятия. Оно - дело будущего, а пока предваряющий его
шаг в тематизации. Общая характеристика ситуации в образовании может быть обобщена в действительностях психологии и психотехники. В этой связи остается открытым и конструктивно не поставленным вопрос о "целостности" образования. Открытость вопроса о "целостности" останется таковой, пока она не будет рассмотрена в действительности продуцирования механизмов кооперации (сферной соорганизации). Это до сих пор не входило и не входит в собственные функции образования. В этом смысле, инженерный подход полагает образование в функции искусственных изменений и преобразований - в функции развития. Но и собственно возможный механизм кооперации и должная функция развития (как положения инженерного подхода к образованию) актуальны только и только как стороны категориального отношения "рисунок-ткань". |
Другими словами, назначение инженерного
подхода к образованию есть переоформление отношения "механизм-процесс",
распространяемого на системы образования и обслуживаемые образованием
системы, в отношение "рисунок-ткань". Как переоформление сервисной
функции в функцию кооперации и развития. Положения инженерного подхода к образованию развертываются в его рабочие принципы, а далее в методы и средства: - выделение в материале ситуации фокусов, связывающих ее с "миром инженерии", - интерпретация выделенных фокусов в действительности "машины", как особой действительности, выделяющий, обозначающей и связывающей "мир инженерии" с множеством других миров, - различение в пространстве "машины" типов орг-технического (процесс-механизм) и системомыслительного (рисунок-ткань) отношений, - функциональное определение и закрепление в пространстве (конструкции) "машины" процессов производства и воспроизводства, - объективация и актуализация функций и механизмов действительности образования-как-машины (кооперация и развитие) |
ИНЖЕНЕРНАЯ СХЕМА ОБРАЗОВАНИЯ Контекстом предыдущего раздела является процесс объективации, во всяком случае так я предполагаю. Объективация с моей точки зрения есть, с одной стороны, и следствие и значение инженерного подхода, с другой же стороны - один из основных принципов образования. В мире "инженерии" объективация выражается широко и, в то же время, точно смыслом технологизации. Смыл, вкладываемый здесь в технологизацию заключается в следущем: - в описании "естественных" изменений и преврацений материала или "естественных" изменений и превращений, происходящих в материале, - в воспроизведении обстоятельств, в которых осуществлялись изменения и превращения, как "естественных", что практически то же самое - имитация или моделирование "естественных" процессов в технической конструкции, - в "переворачивании" второго пункта и, как следствие этой процедуры - производство искусственно-технических конструкций, эксплуатирующих явление, описанное как ''естественное" превращение. |
Объективация в перечисленных выше пунктах выражается: |
И если образование изначально не полагается
принадлежащим "миру инженерии", то мы в конце концов вынуждены
иметь дело лишь с внешне технологичными его формами: - лежащей на поверхности функцией описания "естественных" изменений и превращений (психология), - педагогами и методистами, занятыми воспроизведением обстоятельств для подобных изменений и превращений, - организаторами образования, во множестве производящими оргформы такого рода обстоятельств. Но все это, как правило, фиктивные процессы и функции. Относя образовательные процессы к технологическим, технологизацию в образовании-как-машше следует рассматривать основным рабочим процессом, а его материалом организационно-техническое отношение. Другими словами, образование-как машина есть технологизация организационно-тежнического отношения. Что может быть представлено за этой схемой? Во-первых, различение процессов подготовки и образования. Процесс подготовки в этой схеме по сути есть выражение оргтехнического отношения к материалу преобразования. И в то же время он является производным процесса образования посредством отношения технологизации. Иначе: процесс подготовки есть подсистема, элемент, момент образования и, соответственно, вне системы образования является фиктивным процессом. |
Во-вторых, схема обозначает или, по крайней
мере, намечает круг вопросов, относящихся непосредственно к области образования
и встающих в ходе построения или восстановления логики, в силу которой
вообще имеет место быть подготовка. Так, "форма и содержание подготовки"
есть вопрос образовательный, вопрос из области образования. То же относится
и к "методам подготовки", к "учебным предметам подготовки",
к ее "системам знаний", к "комплексу умений и навыков"
и пр. В-третьих, так поставленные вопросы расширяют и детализируют эту схему. Например, если вновь обратиться к исходной посылке о двух фокусах образования, то фокусу индивидуализации необходимо противопоставить в фокусе коллективизации (организации) смысл объективации. Тогда, следуя схеме, процесс подготовки замыкается на первый фокус и трактуется следующим образом. Подготовка как воспроизводство деятельности обеспечивает в силу своего назначения приведение "есественного материала" к требованиям того или иного рабочего места, той или иной функций в системе деятельности, той или иной единицы деятельности. Или по другому: функциональные и морфологические характеристики одной (не-деятельностной) системы должны быть приведены к характеристикам другой (деятельностной). |
По сути, это есть формирование и выражение
"индивидуализации", но не в психологическом смысле, не в смысле
присвоения индивидом определенных характеристик, а в прямо противоположном
смысле, связываемом с процессом "реализации" (оестествяения,
натурализации...). И этот смысл, как мне представляется, вложен в основу
идеологии подготовки. Так, идеализация в процессах реализации приобретает конкретность, предметность, специфичность, а вместе с тем "индивидуализированность". Интерпретируя же в плане подготовки, нормы и эталоны деятельности, как особые идеализации, с одной стороны, персонифицируются в том или ином "живом образце", а с другой, редуцируются к особенностям подготавливающегося. И в пррвом, и во втором мы обнаруживаем индивидуализацию. Если обобщить сказанное, то подготовка заключена в обозначенные фокусы-пределы индивидуализации и коллективизации и как процесс представляет собой организационно-техническое действие-последовательность индивидуализации объективного. Но действие, которое "не доходит" до первого и "не отправляется" от второго. Подготовка есть "фрагмент" системы образования, помещаемый в пределы объективного и индивидуального. Другим "фрагментом" системы образования является собственно обраэование: как идеализация подготовки и как "рисунок", наносимый на "подготовку-ткань". |
То есть, собственно образование (или идеальная
действительность образования) выступает к подготовке, как к подсистеме
системы образования, в двух типах отношений. В одном случае - как нормировка
подготовки (объективация), в другом - как форма, достаточно безотносительная
к материалу подготовки, свободная от его характеристик система, использующая
подготовку как повод или план интерпретаций (индивидуализация). Эти два
типа отношений должны составить форму технологизации, содержанием которой
должны стать представления о подготовке (идеализация подготовки). Другими
словами, система подготовки есть содержание системы образования, а системность
подготовки возможна только как ее объективация в особом "рисунке",
накладываемом на" подготовку-ткань". В целях тематизации, как постановки вопросов и обозначения планов разработки темы инженерии образования, к "композиционным" принципам "рисунка" по всей видимости должен быть отнесен подход - совокупность рамок, ориентации, оснований и т.д. мышления и деятельности. Понимаемые как подход, они прежде всего связываются с заданием и целостности, и открытости операциональной и объектной составляющих мышления и деятельности. А понимаемые как инженерный подход, включают в себя совокупность целого ряда подходов, объединяемых в две основные группы - исследовательского и проектного (преобразовательного). |
Тогда смысл инженерии образования обнаруживается
и строится в особой рамке, подводящей под себя не только объектное представление
образования, но и его процедурно-операциональный план в его наиболее широком
смысле - в смысле подхода. И поскольку подход, в особенности инженерный,
не есть в строгом смысле нормативная действительность, а скорее пред-нормативная,
постольку систему образования нельзя в целом относить к институциональным
системам. Момент институционализации связан лишь с "фрагментом"
системы образования - с подсистемой подготовки. Не-институционализированность систем образования накладывает особые требования, с одной стороны, на их описание, с другой - на их организацию. Невозможно и бессмысленно описывать развернутые "системы образования" как реализованные идеи образования. Кроме ставших оргформ такое описание ничего дать не может. Образование как содержание, образование как метод... останутся за пределами описания. А в логике инженерии образования такое описание будет описанием систем подготовки. То же самое об организации. В рамке образования-как-машины подсистемы подготовки, замкнутые на "естественные" процессы (социальные, технические, экономические и пр., полагаемые как естественные) есть оестествление образования. И в силу своего оестествления они не могут выполнить ни собственно образовательного назначения, ни следовать собственно образовательным функциям. |
ЛИТЕРАТУРА: Педагогика и логика. Под ред. Щедровицкого Г.П. - М.: 1968. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. - М.: Сов.радио, 1973. Мартин Троу. Высшее образование в США: прошлое, настоящее, будущее // Современная высшая школа. - Варшава, №4, 1989. Генисаретский О.И. ... // Вестник высшей школы, №9 |
|
|