главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
ИНЖЕНЕРИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
или оргдеятельностная игра в техническом вузе
(1)
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:
 
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия
  образовательные проекты смд-эпистемология и эпистемотехника
  инженерия образования  
     
     
вернуться в разделш инженерия образования  
       
     
    word-версия для печати версия для печати
  Развернутое объявление об организационно-деятельностной игре
МЕТОДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРА ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ (И-71)

© "За инженерные кадры", 22 марта, 1989, Ульяновск
 
Можете ответить на вопрос: кто строит инженерное образование? Уйти от вопроса можно, только схитрив, отнеся его к вопросам риторическим или несерьезным. Но отнеситесь к нему серьезно. Ведь и этот вопрос и многие другие останутся тогда без ответа.
Действительно, можно ли назвать инженерным образованием существующий «слепок» с производственных специальностей? И, как мы понимаем, «слепок» не совсем удачный, т к. все с время приходится подтягивать и подгонять учебные программы под «неуловимые» нужды производства.
Интересно, под какие модели специалистов готовились инженеры, создавшие первые фордовские сборочные линии? По каким и кем утвержденным программам готовились инженеры, превратившие «чудачества» братьев Райт, Жуковского, Можайского в привычный транспорт? Что изучали и что сдавали инженеры, построившие Транссиб (до сих пор отлажено работающий не в пример БАМу)? Примеры можно множить. И поскольку я их прервал на примерах отечественных, то следует привести напутствие выпускникам Технического училища начала XX века (сейчас МВТУ им. Баумана) — для вас не существует никаких инструкций, т. к. вы получили инженерное образование.
Не буду сейчас перечислять тех, кто в силу различных обстоятельств оказался причастным к девальвации инженерной деятельности, падению ее престижа и к кризису инженерного образования в целом. Важнее и разумнее найти тех, кто может поставить инженеpa «на ноги», вернув тем самым его голове должные функции.
Иначе как, стоя на голове, увидеть цели инженерии и инженерные задачи с подобной "высоты" инженерного роста. И здесь я бы связал успех перестройки страны только и только с переосмыслением инженерной деятельности, а если точнее — то с ее появлением (или с возрождением, если кому-то так больше нравится).
Отметил бы здесь одно совпадение, обнадеживающее меня в отношении успеха перестройки. Как и русские инженеры начала XX века, кстати лучшие в мире, так и советские инженеры появляются из... вузов. И чтобы совпадение было не только внешним, стоит направить усилия инженерной мысли и деятельности прежде всего на вуз. Нет, не на усиление eго технической базы, не на рост новых учебных корпусов и лабораторий (хотя и это нужно - где-то в 10-ю или 15-ю очередь). Полем инженерной мысли в первую очередь должны стать методы и содержание инженерного образования. Если коротко — то инженерия инженерного образования. А если в привычных понятиях учебного процесса, то инженерной практикой студента технического вуза должна стать прежде всего его собственная деятельность, т. е. обучение.

Но как же машины, двигатели, станки, металлы..? Рискну утверждать, что это для высококвалифицированных рабочих и техников. Кто сомневается, обратитесь к опыту зарубежных фирм и предприятий: у станков стоят люди высшим образованием. И дело не в том, что им не найти работу ло специальности, а в том, что всеобщее высшее образование становится нормой современной жизни (a мы сокращаем процент поступающей в вузы молодежи).
Отсюда один вывод — человек с высшим техническим образованием еще не инженер, а по словам известной песни, только «современный рабочий». А кто же есть современный инженер? Где его поле деятельности? Выскажу несколько соображений (хотя, как ожидаю, никакой конструктивной роли в этой статье они не сыграют).
Это - Соорганизатор деятельности самых разных специалистов в самых неожиданных сочетаниях; деятельность Соорганизатора направлена на прожектирование, проектирование, программирование и конструирование техноприродные объектов и техносоциальных систем и, как сказано выше, заключенных и в сферу образования.
Это - Научный исследователь, у которого не стоит псевдопроблема «внедрения» собственных разработок.
Это - Практик, у которого нет «осложнений» с экологией, этим современным мифом-пугалом.
И добавил бы, что это - Профессионал
, стоящий вне политической и идеологической конъюнктуры.
Именно поэтому есть Транссиб и есть БАМ, поэгому есть американский фермер с одним мотоблоком и есть советские колхозники, на каждого из которых триходится по два комбайна, три трактора, несколько веялок, десяток плугов-плоскорезов и безотвальных плугов, пятнадцать борон и много чего другого, только колбасы в магазине нет.
Тогда напрашивается еще один вывод. Техноприродные объекты и системы, конструирование новых профессиональных единиц деятельностей, инженерия самых разнообразных форм и методов мышления, женерализм и т.д. стали обиходными понятиями современной инженерной практики в мире. А в каком мире живем мы, в мире чего - деталей и узлов машин, сопротивления материалов? Стоит набраться мужества и признать, что живя в мире деталей машин, мы и себя обрекаем на жизнь деталей, деталей к чему угодно, на фрагменты инжененой жизни и деятельности.
Слов нет, детали нужны, не и без слов ясно, что детали нужны к целому. А в чем цельность иженерного образования и инженерной деятельности? Ответить на такой вопрос (не спешите отнести его к риторическим) можно лишь прожив его, положив на него жизнь. А можно ли еще как-то? Ведь пройдя жизненный путь инженера, мы многое, быть может, поймем, но изменить в своей жизни уже ничего не сможем. Как избежать таких "непроизводительных" затрат времени? Можно ли сконцентрировать, свернуть свою жизнь, например, до недели и этот недельный, но жизненный путь инженера, этот опыт пронести уже через "нормальные" сорок лет своей работы?
Можно. И эту красивую инженерно-техническую задачу решает организационно-деятельностная игра — ОДИ. Если вам захотелось овладеть некоторыми навыками элементарной инженерной деятельности (оргуправлением и организацией, техническим конструированием и социальным провктированием, программированием технологий и собственной жизни) — настраивайтесь на рабочую игру и игровую работу в ОДИ.
Если вас заинтересовал вдруг законный вопрос о смысле инженерного образования и инженерной деятельности — ищите ответ на ОДИ. Если вам не дают покоя природа знания, его жизнь и работа с ним (больной студенческий вопрос, не правда ли?), и если вы питаете интepec к знанию собственно инженерному (а это уже совсем из области фантастики!), то приходите работать на ОДИ «Методы и содержание подготовки инженеров широкого профиля в политехническом вузе», которая состоится 22-30 апреля 1989г. в нашем институте. Игру проводит Комитет по ОДИ и системомыследеятельностной методологии Всесоюзного правления научных и инженерных обществ СССР. Руководитель игры — Георгий Петрович Щедровицкий, методолог и философ, ученый и инженер, лингвист и логик, историк и футуролог, основатель отечественного методологического и инженерного движения.
На играх, проводимых Г. П.Щедровицким, ставятся и решаются проблемы, осмысление которых не под силу специалистам самого высокого класса. Возможность и реальность подобного осмысления — это эффект ОДИ. Благодаря этому эффекту только коллектив Белоярской АЭС профессионально справился с последствиями катастрофы, устроенной специалистами Чернобыльской АЭС. Благодаря этому эффекту развиваются десятки вузов и университетов страны. Благодаря ему на смену ритуально-бюрократическому ВСНТО пришел СНИО. Благодаря ему у стотысячного коллектива заводов КамАЗ появилась хотя и робкая, но перспектива. Благодаря ему мы имеем педагогическую концепцию ВНИК...
Ho стоит ли хвалить то, что не нуждается и противится рекламе? Тем более, что ОДИ - это напряженнейшая работа, которая может и приводит к нервным срывам и инфарктам. Но ОДИ — это и экстаз от мыслительной работы (оказыва ется, что самое высочайшее удовлегворение человек получает от мыстительной работы, и если он его не испытывал, то мыслил он вообще когда-нибудь?). Участники ОДИ сходятся в одном - ОДИ это средство перестройки, коллектив, прошедший ОДИ - это деятели в лучшем смысле этого слова. Но ОДИ - это не конвейер и не фильера, гарантирующие каждому участнику игры нужный ему результат. Как спрессованная и сконцентрированная жизнь, она расставляет по местам наши жизни, наши устремления и ценности. И это очень серьезно. Как cepьезно то, что ценностям свойственно крушение, и эти крушения даже в рамках жизни одного человека не сравнимы с катастрофой Чернобыля. Но ценностям свойственно еще одно качество — обретение, и ценности инженерии не исключение. ОДИ — это игра, с присущей только игре возможностью прожить роль не важно какую (отрицательную или пожительную), важно то, что этот опыт игрового прожития будет вынесен в реальность настоящей жизни и осмыслен.
Итак, играем в инженеров широкого профиля, учимся ими быть и живем ими, осмысливаем и разрабатываем методы и содержание подобной учебы и жизни с 22 по 30 апреля. Участвовать в игре смогут лишь сто человек, а это и студенты, и аспиранты, и преподаватели, и сотрудники НИС, и кафедралы, и деканы, и проректоры, и ректор. Ho на все ваши вопросы ответят в оргкомитете игры.
  В.СААКОВ, руководитель НИЛ «Методология и игротехника в высшей школе» (МИГРО)(2).  

(1) - Статья написана накануне проведения Георгием Петровичем Щедровицким своей 71-й игры. Состоялась она в Ульяновске, на базе двух местных университетов, в том числе технического. Программу игры и ее отдельные фрагменты смотри по адресу http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/ODI-71.htm  
Добавление 2011-12-07:
(2) - Название PRISS-laboratory до 1999г.
 
 
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, март 1989
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 03 январь 2005

последнее обновление
06 декабрь 2014
07 декабрь 2011