главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
ВМЕСТО ДЕКЛАРАЦИИ
внутренняя конференция "Педагогическое дело сегодня"
Ульяновский Педагогический колледж, кафедра Антропотехники
   
  образовательные проекты и разработки  
  гуманитарные практики и технологии  
     
 
вернуться в разделш педагогические конференции: программы, доклады, аналитика  
     
     
     
Протокол от 03.12.1996г. заседания кафедры Антропотехника  
  протокол задан и выдержан на нутренней конференции "Педагогическое дело сегодня"(1)  
СААКОВ В.В. - (в магнитофон) Протоколируется заседание кафедры Антропотехника в 221 аудитории.
СААКОВ В.В. - Коллеги, я еще раз вынужден извиниться перед вами за организаторскую беспомощность персонала этого училища.
??? - Давайте не будем о личностях...
СААКОВ В.В. - Здесь должно происходить протокольное заседание кафедры, а презентация - в 221 аудитории. Т.к. у кафедры большое количество сотрудников, то эти работы можно было бы разделить. Но поскольку мы все оказались здесь, в 211 аудитории, нам необходимо провести протокольное заседание кафедры. И, само собой разумеется, этот протокол придется выдержать каждому здесь присутствующему.
Перед этим здесь работала моя секция, и она с определенной целью посетила 221 кабинет. С определенной целью. И я хотел бы, чтобы на протокольном заседании кафедры можно было бы точно и взвешенно определить свое отношение к рынку педагогических технологий, который сегодня в нашей стране переполнен. Для того, чтобы в соответствие с темой заседания секции сделать предположение педагогических дел. Я так полагаю, что все сюда пришедшие хоть как-то ознакомились с программой работ секции.
??? - Да (дальше не разборчиво).
СААКОВ В.В. - Протокольное заседание кафедры проводится в соответствии с этой программой и регламентом (они были еще до начала конференции опубликованы и размножены, и вы должны были быть с ними ознакомлены).
В программе обозначена повестка заседания - это "Сообщение педагогического дела и педагогических служб". "Сообщение" - в том значении этого слова, которое мы найдем, если откроем словарь Даля. И поскольку теперь все-таки придется совместить протокольное заседание с презентацией кафедры, я вынужден взять на себя этот дурацкий и распространенный сегодня ритуал презентации. И сегодня я это делаю. Но это не тот спектакль, который только что состоялся в 221 кабинете. Как и не то, достаточно тонко сценированное действие, которое происходило вчера (подразумевается презентация Лаборатории творческой педагогики).
Вот я презентирую первый момент кафедры Антропотехника. Врача не тошнит, когда он ковыряется во внутренностях больного ребенка. И на кафедре Антропотехника точно такой же персонал. С такой же твердой психикой. А записывать все это не нужно (обращается к первой парте). Потому что слово-в-слово записать не сможете. Этому здесь не учат. Вон магнитофон записывает. И он записывает точно слово-в-слово. И все это будет расшифровано, отпечатано и размножено как протокол кафедры Антропотехника. А Вас прошу не записывать, потому что все равно соврете.
Поэтому на заседании кафедры до инсценировки, прошедшей в 221 аудитории, было отмечено, что сегодня педагогика, как любой нормальный советский человек, ищет где теплее и суше.

Ищет, где меньше работы и больше платят, уклонилась от своей непосредственной работы и своего непосредственного дела, обозначенных в докладе Скворцова. Обозначенных как здравостроительство и смыслостроительство. Кому действительно интересна эта статистика не для диссертации, как Скворцову, хотя я был бы рад здесь ошибиться и хочу верить, что он говорил это от сердца... И дело даже не в статистике. Достоевский говорил - если в этом мире даже одному ребенку плохо... Хоть одному. Правильно? Поэтому здравостроительство и смыслостроительство (надеюсь, вы помните содержание доклада Скворцова) являются сегодня единственными делами педагогики.
На секции было отмечено, что сегодня это свое дело (показывает на правый рисунок) педагогика передала медицине. А это (показывает на левый) - психологии. И в этом смысле педагогика сегодня не у дел. Для того, чтобы восполнить эту бездеятельность педагогики, антропотехника вынуждена, с одной стороны, восстановить те педагогические технологии, которые в нашей строке были разработаны и прекрасно действовали в отношении человеских "детенышей", на 90% не вписывающихся в нормы, которыми встречает человеческих "детенышей" медицина. Например, если ребенок родился не просто слепым, а вообще без глаз, то для него нормальный человеческий путь заказан. И благодаря диагнозу медицины. И в этом медицине поможет психология.
 
схема 1
© priss-laboratory, 1996
 
Следовательно, этот ребенок будет всю жизнь нездоров и всю жизнь будет лишен смысла. С другой стороны, все педтехнологии, которыми сегодня переполнена (не знаю, о какой - западной ли - витрине говорил Скворцов...). Я-то, вообще считаю, что это тот дуст, которым раньше посыпали поля, чтобы их избавить от сорняков и вредных насекомых. Почему-то принято сегодня в управлении образованием, всех рангов, начиная с министерства и заканчивая директором школы, посыпать дустом и ту технологию, которая смогла безграмотную и нищую страну вывести в великие державы. А вот какие спектакли разыгрываются с теми дешевыми педтехнологиями, которыми полнится и которые даже бесплатно сбрасываются на нашу страну, можно видеть во всех кабинетах на той чехарде и карусели, которая происходит в эту среду.
Теперь о той педтехнологии, которую посыпают дустом. В этом училище. И по всей стране. Я указываю вот на это место (правый рисунок), где лежит какой-то человеческий материал, в силу или просто по факту своего рождения недостойный, благодаря диагнозам медицины и психиатрии, быть человеком. И я говорю о той педтехнологии, которая из этих уродов делала профессоров Московского Государственного Университета. Вы знаете таких (обращается к студенткам)? Нет. Конечно. Вас же ничему не учат.
??? - Почему не учат...
СААКОВ В.В. - Вас учат обращаться с нормальными и здоровыми детьми. Но зачем?
??? - Как зачем?
СААКОВ В.В. - Они же нормальны и здоровы. Зачем вы им?
??? - Мы их учим...
СААКОВ В.В. - Тогда сюда (показывает на правый).
??? - ...элементарным навыкам общения с нормальными детьми.
СААКОВ В.В. - Тогда сюда (на левый). С нормальными детьми... Это им не нужно. Поэтому они и нормальные. Чему вас учат? Вы хоть до двух считать можете? Давайте будем до двух считать. Трудно ответить, девочки, на этот вопрос. Я понимаю это. Вопрос этот не провакационный. Он для протокола: вы не можете на это ответить. И это запротоколировано.
АКСЕНОВА А.К. - Дело в том, что Вы ждете ответа, который видится Вам. А они отвечают, какой видится им.

СААКОВ В.В. - Не мне, а антропотехнике. А педагогика сегодня не у дел. Не у дел. Она любит здоровеньких, крепеньких, розовощеких детишек. Таких, как сама Сидорчук. Ах, какие детки! Ах, какие молодцы! Но в Ульяновской области есть специнтернаты, и там Сидорчук что-то не видно. А вот где бы нужно было развивать воображение детям. "Дети, вы каким инструментом сегодня пользовались?" Вы видели этих детей? Дети вот такие (показывает рукой рост до колена). Отвечают: "Системным оператором!" Вот дети пошли. Не каждый взрослый это выговорит с первого раза.
??? - Они третий год уже занимаются.
СААКОВ В.В. - Это к протоколу? Сколько-сколько? Три года? Я у Сидорчук спросил, как долго Вы их дрессировали. Она - ах-ах, так иногда, случайным образом. Гри года! Все! Понял. Запротоколировано. Людмила Петровна, три года надо дрессировать, чтобы один такой спектакль разыграть.
МАКАРОВА Л.П. - Я говорю об этом ребенке только сегодня, а система построена для работы...
АКСЕНОВА А.К. - Давайте, не будем говорить о Сидорчук, а будем говорить...
СААКОВ В.В. - Говорить... Не говорить. Я презентирую кафедру Антропотехника, т.к. Вы пришли именно на это мероприятие. И если Вы хотите говорить на презентации, то я слушаю. Я слушаю. Говорите.
АКСЕНОВА А.К. - я того, чтобы мы уловили предметно, нам надо понять. Мы находимся на этапе понимания и осмысления.
СААКОВ В.В. -Так презентация ведь!
АКСЕНОВА А.К. - Понимания и осмысления того, что есть такое антропотехника. Когда мы все это предметно осознаем, мы будем говорить предметно.
??? - что такое антропософия и антропотехника?
СААКОВ В.В. - С вопросами в библиотеку. Там словари есть.
МАКАРОВА Л.П. - Вам задают умные и хорошие вопросы.
СААКОВ В.В. - Есть и хорошие словари. Даль, например. Есть энциклопедические словари - Брокгауз и Евфрон. Там это все есть.
??? -А как же нам про антропотехнику... Нам завтра...
СААКОВ В.В. - Вам скажу. Потом. Вам действительно интересно?
??? - Да.
СААКОВ В.В. - Девочки, вот написано - четвертый день конференции, 19 декабря.
??? - Четвертое декабря.
СААКОВ В.В. - 19 декабря. Они могут придти. Теперь тем, кто не может 19 декабря. А вот с Вами мы встретимся в Москве, до 19 декабря.
АКСЕНОВА А.К. - Хорошо. Приходите к нам в 4-ый педагогический колледж.
СААКОВ В.В. -Хорошо.
??? - А как быть тем, кто не может с Вами встретиться, а хотелось бы узнать?
СААКОВ В.В. - Ну, а зачем Вам? Вот без меня все это бесполезно.
??? - Как это?
СААКОВ В.В. - И вот что теперь с этим делать?
??? - А мы хотим узнать.
??? - Отступите от протокола.
СААКОВ В.В. - Хорошее предложение. Спасибо Вам, Ирина Федоровна. Давайте отступим. Магнитофон выключаю.
расшифровка записи:
Виталий СААКОВ, 3 декабря 1999
 
(1) - Во "внешней" коференции было сынициировано игровое действие, призванное как бы вырвать студентов-педагогов из ритуала научной конференции. Это действие совершила специально задуманная мной рабочая секция кафедры "Антропотехника" - виртуальной кафедры в педагогическом училище, тем не менее, организационно встроенной в административно-производственную структуру училища и тематически в Постоянную конференцию по СМД-Теории знания  
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 1-й ПедКолледж, 3 декабря 1999
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 11 март 2006
последнее обновление
17 декабрь 2011